иерусалим для мусульман что значит
Почему мусульмане почитают Иерусалим?
Иерусалим был для мусульман первой кыйблой
Иерусалим – наверное единственный город мира, который одинаково почитается с исторической и духовной точки зрения мусульманами, иудеями и христианами одновременно. По-арабски название этого вечного города – аль-Кудс или Бейт аль-Макдис, что означает «Священный город».
Иерусалим времен халифа Умара (р.а.)
Стоит напомнить, что и Ислам и христианство и иудаизм происходят из одного источника – авраамической традиции. Это вера только в одного и единственного Бога. Все эти три религии уважают и чтят одних и тех же Пророков, некоторые из которых жили в Иерусалиме, такие как: Муса, Дауд, Сулейман и Иса (мир им всем).
Эти Пророки пришли от Аллаха с одной и той же целью – поклонение Единственному Аллаху. То, что эти Пророки связаны между собой географически, только подтверждает их общую судьбу.
Первая кыйбла мусульман
Иерусалим был для мусульман первой кыйблой – направлением во время молитвы. И это продолжалось на протяжении больше 10 лет, пока Всевышний Аллах не повелел Своему Посланнику (мир ему) изменить кыйблу в сторону Мекки.
Почему Всевышний изменил направление киблы?
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не дозволено отправляться в путь, кроме как к трем мечетям: к этой моей мечети («Масджид ан-Набави» в Медине), к Заповедной мечети («Масджид аль-Харам» в Мекке) и мечети аль-Акса (в Иерусалиме)».
Таким образом, Иерусалим стал одним из трех священных мест для мусульман.
8 фактов о мечети аль-Акса, о которых вы могли не знать
Город Ночного Путешествия и Вознесения
Посланник Аллаха (мир ему) посетил Иерусалим во время своего чудесного Ночного Путешествия и последующего за ним Вознесения к Аллаху (Исра ва-ль Миградж). Мусульмане убеждены, что Посланник Аллаха (мир ему) в эту ночь совершил в компании Ангела Джибриля путешествие из Мекки в Иерусалим. Там, прочитав со всеми Пророками и Посланниками, жившими прежде, намаз в мечети аль-Акса, Посланник Аллаха (мир ему) совершил телесное вознесение к Всевышнему Аллаху.
Правда ли, что Мирадж совершал не только Посланник Аллаха (мир ему), но и другие пророки?
Всевышний Аллах говорит, что это было совершено с целью «показать некоторые из знамений» (Сура аль-Исра, аят 1). В конце этого невероятного путешествия Посланник Аллаха (мир ему) был возвращен обратно в Мекку. Само событие упомянуто в соответствующей суре Корана – «аль-Исра».
Всевышний Аллах говорит: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий » (Сура аль-Исра, аят 1).
Старейшие фотографии города, из которого Пророк (ﷺ) вознесся в ночь Мирадж
Это ночное путешествие еще более укрепило связь между Меккой и Иерусалимом, как священными городами, и служит примером глубокого почтения каждым мусульманином и духовной связи с Иерусалимом. Большинство мусульман питают глубокую надежду, что Иерусалим и остальная часть Святой Земли будут восстановлены в стране мира, где все верующие смогут сосуществовать в гармонии.
Новое в блогах
Как Иерусалим стал таким значимым для мусульман?
Как Иерусалим стал таким значимым для мусульман?
Важность Иерусалима для евреев и христиан бесспорна, так как связь этого города с иудаизмом и христианством является частью всеобщих представлений об истории и богословии. Однако когда дело доходит до современной политики, мы слышим вновь и вновь, что палестинцы, арабы и мусульмане требуют, чтобы Иерусалим стал столицей будущего палестинского государства, в силу своей святости для ислама. Вопрос заключается в том, как и когда этот город стал святым для мусульман.
После того, как Палестина была оккупирована мусульманами, её столицей был Рамле, в 30 милях к западу от Иерусалима, что указывает на то, что Иерусалим для них ничего не значил.
Когда Пророк Мухаммед установил ислам, он ввёл минимум инноваций.
Он использовал посредством исламизации священные персонажи, исторические легенды и священные места иудаизма, христианства и даже язычества. Таким образом, в соответствии с исламом, Авраам был первым мусульманином, а Иисус и Святой Иоанн (сыновья Мириам, сестры Моисея и Аарона) были пророками и хранителями вторых небес. Многие библейские легенды («асатир аль-аввалин»), которые были знакомы арабам-язычникам ещё до рассвета ислама, были «обращены» в ислам, и ими были насыщены Коран, а также хадисы (исламская устная традиция).
Исламизация практиковалось на местах, как и исламские персоналии: Мекка и святой камень – аль-Ка’аба – были святыми местами доисламских арабов-язычников. Мечеть Омейядов в Дамаске и Великая мечеть Стамбула были возведены на территориях христиано-византийских церквей это – два из наиболее известных примеров того, как Ислам относится к святилищам других конфессий.
Отказ Мухаммеда от Иерусалима объясняется тем фактом, что этот город ни разу не упоминается в Коране. После того, как Палестина была оккупирована мусульманами, их столицей был Рамле, в 30 милях к западу от Иерусалима, что указывает на то, что Иерусалим ничего для них не значил.
Ислам вновь «открыл для себя» Иерусалим через 50 лет после смерти Мухаммеда. В 682 н.э. Абдулла ибн аз-Зубайр восстал против исламских правителей в Дамаске, завоевал Мекку и предотвратил паломников от совершения хаджа в Мекку. Абд аль-Малик, Халиф Омейядов, нуждался в альтернативном месте для паломничества и поселился в Иерусалиме, который в то время был под его контролем. Чтобы оправдать этот выбор, был выбран стих из Корана (17,1 = сура 17, стих 1), который гласит (перевод Маджида Фахри):
– «Слава Тому, Кто вызвал Своего слугу, чтобы поехать ночью от Священной мечети в самую отдалённую мечеть, чьи прилегающие участки Мы благословили, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, Он – действительно Всеслышащий, Всевидящий».
Смысл, приписывавшийся этому стиху (см. комментарий в «аль-Яллалайн») заключается в том, что «самая отдалённая мечеть» (Мечеть Аль-Акса) находится в Иерусалиме, и что Мухаммед однажды ночью был туда переправлен (хотя в то время такое путешествие отняло бы три дня на верблюдах), верхом на аль-Бураке, волшебном коне с головой женщины, крыльями орла, хвостом павлина и копытами, несущимися до горизонта. Он привязал коня к Стене Плача Храмовой горы и оттуда вместе с архангелом Гавриилом вознёсся на седьмое небо. На своём пути он встретил пророков других религий, которые являются хранителями Седьмого Неба: Адама, Иисуса, Святого Иоанна, Йосефа, Идриса (Сета?), Аарона, Моисея и Авраама, которые сопровождали его на пути к Аллаху и который принял его как своего повелителя.
Таким образом, Ислам пытается получить полную легитимность по сравнению с другими, более старыми религиями, создавая сцену, в которой бывшие пророки соглашаются с приоритетом Мухаммеда, таким образом, вручая ему «Хатам аль-Анбийя» («Печать Пророков»). Согласно этой легенде, ислам пришел в этот мир для того, чтобы заменить иудаизм и христианство, а не жить с ними бок о бок.
Не удивительно, что этот удивительный расчёт противоречит ряд догматов ислама: Как может живой человек из плоти и крови вознестись на небо? Как мифическое существо может нести предназначение к жизни и смерти? Подобные вопросы приводили ортодоксальных мусульманских мыслителей к выводу, что то ночное путешествие было мечтой Мухаммеда. Путешествие и восхождение служит исламу как «Шаг вперёд» лучше, чем Библия: Моисей «только» подошел к Горе Синай, неизвестно где, и лишь приблизился к небу, в то время как Мухаммед прошёл весь путь до Аллаха, и от самого Иерусалима.
Что мешает поверить, что мечеть Аль-Акса, описанная в исламской традиции, находится в Иерусалиме? Например, жители Мекки, которые хорошо знали Мухаммеда, не верили в эту историю. Только Абу Бакр, (позже первый Халиф), поверил ему и, таким образом, был назван аль-Сиддик («верующий»). Вторая трудность заключается в том, что исламская традиция рассказывает нам, что Аль-Акса находится вблизи Мекки на Аравийском полуострове. Это было однозначно указано в «Китаб ал-магази» (Oxford University Press, 1966, т. 3, стр. 958-9), книге мусульманского историка и географа аль-Вакиди. Согласно аль-Вакиди, было два «масджид’а» (места молитвы) в аль- Ги’ирранах, деревне между Меккой и Та’иф, одно было «ближней мечетью» (Аль-Масджид аль-Адна), а другое – «дальней мечетью» (аль-Масджид аль-Акса), и Мухаммед там молился, когда он выезжал из города.
Это описание аль-Вакиди, которое поддерживается цепочкой власти («иснад»), не было «удобным» для исламистской пропаганды 7-го века. В целях создания основы для осознания «святости» Иерусалима в исламе, халифы из династии Омейядов придумали много «традиций», отстаивающих значимость Иерусалима (известную как «fadha’il bayt al-Maqdis»), которая бы оправдывала паломничество правоверных мусульман в Иерусалим. Таким образом, в Иерусалим была «перенесена» эта «аль-Масджид аль-Акса» («дальняя мечеть»). Следует отметить, что Саладин также принял миф о мечети Аль-Акса и тех «традициях» в целях вербовки и подстрекания мусульманских воинов против крестоносцев в 12 веке.
Другой целью исламизации Иерусалима было подорвать легитимность старых религий, иудаизма и христианства, которые считают Иерусалим священным городом. Ислам представлен в качестве единственной законной религии, предназначенной для замены двух других, потому что евреи и христиане, каждый в свою очередь, изменили и исказили («ghyyarou wa – baddalou») Слово Божье. На предполагаемых подделках Священного Писания, якобы сделанных евреями и христианами, можно увидеть третью главу: MJ Kister «haddithu’ an bani isra’il wa-la haraja» IOS 2 (1972), стр. 215-239. Кистер цитирует десятки исламских источников).
Хотя иудаизм и христианство могут существовать бок о бок в Иерусалиме, ислам рассматривает их обоих как предателей Аллаха и его учения, и всегда делал, и будет продолжать это делать, всё, что в его силах, чтобы изгнать их из этого города. Интересно отметить, что это изгнание имеет обратную силу: исламские вещатели палестинских радиостанций последовательно делают упор на одну точку, утверждая, что у евреев никогда не было храма на Храмовой горе и, конечно, не говоря уже о двух храмах. (Где, тогда, по их мнению, Иисус проповедовал?)
Арафат, сам светский человек (спросите у ХАМАСа!), сделал именно то, что сделали 1300 лет назад халифы из династии Омейядов: он провозгласил святость Иерусалима, чтобы она служила его политическим целям. Он не мог отдать евреям контроль над Иерусалимом, так как они, в соответствии с исламом, нечестивы, и на них обрушится гнев Аллаха («al-maghdhoub ‘alayhim»; Коран 1,7, см. «аl-Jalalayn» и другие комментарии; обратите внимание, что номера стихов могут немного отличаться в различных изданиях Корана). Евреи это – сыновья обезьян и свиней (5,60). (Насчёт того, что евреи имеют отношение к свиньям и обезьянам см, например, книгу Муснада аль-Имама Ахмада ибн Ханбала, (Бейрут, 1969) т. 3, стр. 241. См также страницы 348, 395, 397, 421, и том 6, стр. 135.). Евреи являются теми, кто исказил священные писания, в которых это было выявлено (2,73; 3,72), и они отрицали признаки Бога (3,63). Так как евреи нарушили завет своего Бога (4154), Он проклял их (5,16), и они являются вечными наследниками ада (3112). Так как же Арафат мог отказаться от Иерусалима в пользу евреев?
Палестинские арабские СМИ в эти дни полны сообщений о джихаде, призывая превратить национально-политическую войну между Израилем и палестинцами в религиозно-исламскую войну между евреями и мусульманами. ЧИТАЙТЕ ПО ИХ ГУБАМ: для них христианство ничем не лучше, чем иудаизм, так как и то, и другое «утратили» их право на власть над Иерусалимом. Только Ислам – Дин аль-Хакк («Религия истины») – имеет это право, и навсегда. Это было и до сих пор является лейтмотивом в пятничных проповедях в палестинских мечетях и официальных СМИ.
Поскольку в исламе всегда была святость Иерусалима, и до сих пор это всё ещё не более, чем политически мотивированная святость, то любой палестинский политик-араб сложит свою политическую голову на плахе, если он от неё (святости!) откажется. Должны ли иудаизм и христианство уступить мифам, созданным в исламских текстах или якобы в предполагаемых мечтах Мухаммеда, после того, как Иерусалим был создан как древний, истинный центр этих двух религий, которые предшествовали исламу?
Должен ли мир перекроить карту Ближнего Востока только потому, что мусульмане решили вновь пустить в оборот политические проблемы Омейядов спустя 1250 лет после того, как на их роль в истории опустился занавес?
Иерусалим – третий по значимости город в исламе
Особую роль в мусульманском мире играет Кудс (известный также как Иерусалим). В самом начале пророческой миссии Посланника Аллаха (с.г.в) именно он служил киблой.
Кроме того, в этом городе находится Отдалённая мечеть (Аль-Акса) – третья по значимости после Заповедной (аль-Харам) в Мекке и Мечети Пророка в Медине. По этой причине мусульманские правители в разные времена вели борьбу за контроль над «городом трёх религий».
Поход Умара ибн Хаттаба (р.а.)
Во времена правления халифа Абу Бакра к Арабскому халифату были присоединены территории Сирии и Ирака. В 636 году, когда уже халифом был Умар ибн Хаттаб (р.а.), византийский император Ираклий собрал войско для возвращения утраченных годами ранее земель. Армии халифата и Византии столкнулись в Битве при Ярмуке, итогом которой стала крупная победа мусульман, позволившая арабам покорить Палестину и приступить к осаде Кудса.
К началу весны 637 года после длительной осады город был взят мусульманами. Халиф Умар (р.а.) лично гарантировал неприкосновенность жизней и имущества всех его жителей, а также свободу вероисповедания и посещения синагог, церквей и мечетей. В последующие четыре столетия Кудс входил в состав Арабского халифата и государства Фатимидов.
Успех Салах-ад-Дина (Саладина)
В 1099 году в результате Первого крестового похода европейцам удалось покорить Иерусалим и основать в нём одноимённое королевство. Христиане захватили также окрестные города и начали господствовать в этом регионе. Ситуация изменилась во второй половине XII столетия, когда арабский (курдский) полководец Юсуф ибн Айюб, более известный как Саладин, смог объединить под своим началом разрозненные мусульманские земли и единой армией выступить против Иерусалимского королевства.
Осенью 1187 года город вновь оказался под властью мусульман. Саладин начал восстанавливать мечети и другие исламские святыни, разрушенные крестоносцами. Правоверные вновь получили возможность свободно посещать «город трёх религий». Но на этот раз Кудс продержался в руках мусульман недолго – всего 35 лет, и был сдан крестоносцам египетским султаном Камилем в 1222 году.
Однако и христианам не удалось серьёзно закрепиться в городе, и в 1244 году он перешёл под контроль хорезмийцев, которые отступали на восток под натиском монголов. Спустя 3 года Иерусалим вновь стал египетским.
Кудс под властью Османов
В 1516 году турецкий султан Селим Грозный выступил в поход против египетских мамлюков, и уже через год все земли Мамлюкского султаната, включая Кудс, вошли в состав Османской империи.
Дальнейший период в истории Иерусалима по праву считается эпохой расцвета города. При Сулеймане Великолепном началось возведение некогда разрушенных стен вокруг Старого города. Кудс постепенно обретал статус духовного и религиозного центра империи. В нём в добрососедстве проживали иудеи, христиане и мусульмане. В середине XIX столетия начали возникать постоянные селения за пределами Старого города, которые сегодня именуют Новым городом. В составе Османской империи город находился вплоть до Первой мировой войны.
Новейший период
В 1917 году Иерусалим перешёл под контроль Британский империи и оставался в таком статусе вплоть до конца Второй мировой войны. В 1947 году в ООН приняли план по разделению Палестины, который предусматривал прекращение на этой территории мандата Британии и создание двух независимых государств – арабского и еврейского. Иерусалиму же отводилась роль территории, находящейся под международным контролем.
Еврейская община приняла этот документ, в то время как арабский мир отверг его, посчитав несправедливым. Согласно плану ООН, на территории еврейского государства должно было проживать 497 тысяч арабов и 498 тысяч евреев. В то время как в арабском государстве – 800 тысяч арабов и около 10 тысяч евреев. Мусульмане, которые владели этими землями на протяжении веков, считали их своими и выступали против создания еврейского государства. Территориальный конфликт послужил причиной арабо-израильских войн.
В наши дни Кудс фактически находится под оккупацией Израиля, хотя международное сообщество не признаёт Иерусалим израильским территориальным владением. Тем не менее, у мусульман, которые уже побывали в Иерусалиме, могут возникнуть проблемы с совершением хаджа, хотя многие мечтают посетить как Кудс, так и Мекку с Мединой. Дабы не оказаться в таком затруднительном положении, необходимо, чтобы в загранпаспорте не появился израильский штамп. Для этого туристы могут попросить поставить печать на отдельном бланке.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Иерусалим для мусульман что значит
Значение Иерусалима для мусульман (Фото: unsplash.com, Sander Crombach).
Каждый день мусульмане направляют свои взоры в сторону Мекки и Священной Каабы для того, чтобы совершить намаз. Однако, в самом начале, когда только Всевышний предписал пророку Мухаммаду (с.а.с) и мусульманам совершать намаз, они молились в направлении Масджида аль-Аксы в Иерусалиме. Это место поклонения описано в Коране как благословенное место, что делает его после мечетей в Мекке и Медине третьим по значимости местом для мусульман.
Об особом значении и статусе Иерусалима говорят те факты, что он с древнейших времен связан с судьбой многих великих пророков, таких как Ибрахим (а.с.), Сулейман (а.с.), Муса (а.с.) и Иса (а.с.).
Согласно исламскому преданию в ночь Мирадж пророк Мухаммад (с.а.с.) на крылатом существе отправился в Иерусалим, где вознесся на небо и предстал перед Всевышним. Именно в Иерусалиме, там, где сегодня находится Масджид аль-Акса, его приветствовали все пророки, когда-либо ходившие по этой земле, и именно там они совершили совместную молитву. Следовательно, эта мечеть, построенная на горе пророка Сулеймана (а.с.) особенно важна для всех мусульман.
Почему вначале мусульмане молились в направлении Иерусалима? (Фото: unsplash.com, Katie Chen).
Еще при жизни пророка Мухаммада (с.а.с.), направление намаза было изменено в сторону Каабы в Мекке. Возникает интересный вопрос: «Почему вначале мусульмане молились в направлении Иерусалима?» Нужно полагать, что первоначальное направление было символическим. Оно подчеркивало общность основы всех трех авраамических религий: ислама, иудаизма и христианства.
Пророк Мухаммад (с.а.с) называл всех предшествующих пророков своими братьями, и именно Иерусалим олицетворял их наследие. Позже направление намаза было изменено Всевышним, однако до конца истории Иерусалим и его святилища будут продолжаться почитаться мусульманами за их ценность для всех посланников Творца.
Посланник Аллаха (с.а.с.) в своих хадисах вдохновлял сподвижников разделять его любовь как к Иерусалиму, так и к Масджиду аль-Аксе. Вот некоторые из его многочисленных хадисов:
Абу Хурайра (р.а.) передал, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не отправляются в путь ради посещения [какой-либо мечети], за исключением трех: мечети аль-Харам, мечети Пророка и мечети аль-Акса» (Бухари, 4/491, № 1189; Муслим, 2/1014, № 1397; Абу Дауд 2/216, № 2033).
Абу Зарр (р.а.) передал: «Я сказал: «О посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?» Он ответил: «Мечеть аль-Харам». Я сказал: «О Посланник Аллаха, а потом какая?» Он ответил: «Потом мечеть аль-Акса». Я спросил: «А сколько между ними?» Он ответил: «Сорок лет… И потом: где бы тебя не застала молитва, совершай её, ибо вся земля для тебя − мечеть» (Бухари, 4/177, 4/197; Муслим, 1/370; Ибн Маджа, 1/248, №753).
Через несколько лет после смерти пророка Мухаммада (с.а.с) когда халифом стал Умар бин Хаттаб (р.а.), Иерусалим был завоеван мусульманами. Когда Умар (р.а.) добрался до святой земли, чтобы совершить передачу власти, патриарх пригласил его помолиться в Храме Гроба Господня.
(Фото: unsplash.com, Dan Gold).
Умар отказался, потому что боялся, что, если он помолится в церкви, мусульмане в конечном итоге захотят почтить его память, превратив церковь в мечеть. Вместо этого из уважения к христианскому святилищу Умар помолился поблизости. И, как он и предсказывал, позже мусульмане построили на этом месте мечеть, названную в его честь, которая стоит и по сей день.
Также во время этого визита Умар заключил договор с народом Иерусалима, пообещав им физическую неприкосновенность и безопасность их имущества, а также сохранность церквей и общины в целом.
Эти ценности поддерживались на протяжении большей части мусульманского правления в Иерусалиме, начиная с отвоевания Салахуддина Айюби и заканчивая османским правлением на этих землях в течение почти пятисот лет.
Например, Салахуддин Айюби, несмотря на годы кровопролития во время крестовых походов, предшествовавших его отвоеванию Иерусалима, милосердно отнесся к тысячам мирных жителей и оставил почти все религиозные святилища неповрежденными. Точно так же при османском султане Сулеймане Стена Плача была значительно расширена и обустроена, в конечном итоге став местом поклонения для многих евреев в Иерусалиме. Записи судебных дел времен Османской империи также демонстрируют участие евреев в мусульманских судах в качестве истцов и свидетелей, а также многие из них служили на административных должностях.
(Фото: unsplash.com, Katalin Salles).
На протяжении всей истории мусульмане чтили искреннюю любовь Пророка (с.а.с.) к Иерусалиму и всему, что символизирует этот город.
Сюда относятся и святилища, которые в ней находились, а также находятся по сей день, и бесчисленные пророки, которые путешествовали по ее святым местам. Для мусульман Иерусалим является священным не только потому, что он почитается всеми авраамическими религиями, но и потому что многие века этот город был символом братства между ними.
Почему Иерусалим так важен для мусульман?
Иерусалим в истории Ислама (фото: Zuma\TASS)
Если мы обратимся к истории и окунёмся в жизнеописание таких пророков, как Ибрахим, Сулейман, Муса и Иса (мир им), то увидим, что Иерусалим всегда имел важное значение в истории человечества.
Посланник Аллаха (мир ему) посетил Иерусалим во время своего чудесного Ночного Путешествия и последующего за ним Вознесения к Аллаху (Исра ва-ль Миградж). Именно здесь его приветствовали все пророки, когда-либо ходившие по нашей бренной земле, именно здесь они джамаатом совершили намаз.
Более того, Иерусалим был для мусульман первой кыйблой – направлением во время молитвы. И это продолжалось на протяжении более 10 лет, пока Всевышний Аллах не повелел Своему Посланнику (мир ему) изменить кыйблу в сторону Мекки. Почему же тогда мусульмане с самого начала не молились в сторону Каабы?
Во-первых, первоначальное направление было символическим представлением общих верований и наследия мусульман, евреев и христиан. Мухаммад (мир ему) считал всех предшествующих пророков своими братьями, и именно через совершение молитвы в направлении Иерусалима он мог выразить почтение оставленному наследию.
Направление молитвы позже изменилось, чтобы ислам внёс уникальный вклад в это пророческое наследие. Однако обратите внимание, что на протяжении всей истории Иерусалим и его святилища будут по-прежнему почитаться мусульманами за ту ценность, которую они имели для всех посланников Бога.
Значение для религии
Пророк Мухаммад (мир ему) вдохновлял и призывал своих сподвижников и последователей разделить его любовь к Иерусалиму и священной мечети Аль-Акса: Пророк (мир ему) говорил о том, что прочитанная в Аль-Аксе одна молитва по ценности равна 500 по значимости. Путников он наставлял: «Если вы собираетесь путешествовать в любую точку мира, пусть мечеть в Иерусалиме будет приоритетом».
Пророк Мухаммад (мир ему) также отмечал, что, если при посещении мечети намерения человека чисты и искренни, то Всевышний простит все грехи. Однако, пожалуй, отдельно стоит остановится на этом высказывании Пророка (мир ему): «Если вы не можете посетить мечеть Аль-Акса, то, по крайней мере, пошлите масло, чтобы зажечь в ней светильники». Другими словами, сделайте всё возможное, чтобы поддержать мечеть и её прихожан, вне зависимости от вашего географического положения.
Через несколько лет после смерти пророка Мухаммада (мир ему) халифом становится Умар ибн аль-Хаттаб. Именно в годы его правления Иерусалим был завоеван мусульманами. Когда же Умар отправился в новые владения, то Патриарх пригласил халифа помолиться в Храме Гроба Господня. Умар отказался, так как опасался, что в случае совершения намаза в церкви, мусульмане захотят превратить её в мечеть.
Из уважения к христианскому святилищу Умар предпочёл совершить намаз неподалеку. И, как он и предсказывал, позже мусульмане построили мечеть, названную в его честь, которая стоит и по сей день на том самом месте, где он читал намаз.
Именно во время этого визита Умар заключил договор с жителями Иерусалима, обещая им безопасность, в том числе сохранение их имущества, церквей и общины в целом, уверяя, что никто не пострадает и не будет принужден оставить свою религию, а священные места и предметы не будут осквернены.
Эти договорённости действовали на протяжении большей части исторического мусульманского правления в Иерусалиме. К примеру, Салах ад-Дин, несмотря на годы кровопролития во время Крестовых походов, предшествовавших взятию им Иерусалима, был милостив по отношению к тысячам мирных жителей и оставил почти все религиозные святилища невредимыми и нетронутыми.
Что было прописано в знаменитом договоре халифа Умара (р.а.), заключенном после завоевания Иерусалима?
Точно так же при османском султане Сулеймане Западная стена была значительно расширена и усовершенствована, в конечном итоге став местом поклонения для многих евреев в Иерусалиме. Материалы трибунала Османской эпохи также свидетельствуют об участии евреев в исламских судах в качестве истцов и свидетелей, а также занятие ими административных должностей.
Мусульмане и Иерусалим
Мусульмане на протяжении всей истории почитали истинную любовь Пророка Мухаммада (мир ему) к Иерусалиму и всему, что он символизирует. Это была традиция, берущая начало со святилищ, которые она охраняла, и заканчивая переживаниями бесчисленных пророков, посещавших её святые места.
Мусульмане считают Иерусалим священным не только потому, что он почитается всеми религиями, но и потому, что он является символом братства между посланниками и народами.