иго христово что это
Толкование Евангелия на каждый день года.
28 января
Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
«Все предано Мне Отцем Моим». Христос утверждает Новый Завет между Богом и человеком, и предлагает мир и радость отступническому миру на тех условиях, которые должны быть услышаны нами. Что бы с нами ни происходило, мы должны придти ко Христу – Он не отринет нас и даст нам все необходимое – потому что все предано Ему и Он – Господь всяческих. Вся власть, все сокровища неба и земли – в руке Его.
У Спасителя нашего – сокровеннейшее знание Отца. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». Христос говорит, что никто не знает Его. Никто не может проникнуть в тайну Его личности кроме Бога Отца. И точно также утверждает, что Он – единственный, Кто знает Бога. Об этом же возвещает Евангелие от Иоанна: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». Когда IV и V Вселенские Соборы определят тайну Иисуса Христа как «истинного Бога и истинного человека», когда они определят тайну единосущной и нераздельной Троицы Отца и Сына и Святого Духа, они дадут лишь наиболее точное определение того, что сказано в Евангелии.
«Никто не знает Отца, кроме Сына, – говорит Христос, – и тех, кому Сын благоволит открыть». Счастье людей заключается в знании Бога. Это есть жизнь вечная. Кто не знает Бога, должен обращаться ко Христу. Ибо свет познания славы Божией сияет на лице Христа (2 Кор. 4, 6). Мы можем знать о Боге только то, что Христос откроет нам. Существует совершенно иной способ познания, отличный от обычного, рационального. Бог не постигается научными доказательствами, Он открывается Сам.
Всех нас зовет Христос Бог, чтобы спасти всех нас. Мы должны придти ко Христу как к нашему Покою, и упокоиться в Нем. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», обремененные тяжестью трудов и скорбей, но скорее бременем греховным. Все те и только те приглашаются упокоиться во Христе, кто сознает свой грех как бремя и стенает под ним, кто не только понимает зло греха, прежде всего своего собственного греха, но страдает от него в душе как от самой тяжкой болезни. Только Христос, врач душ и телес наших, может исцелить нас. Только в Нем можем мы обрести покой живою верой – только в Боге, в Его любви.
«Возьмите иго Мое на себя», – говорит Господь. «Вы страдаете от вашего ига, сбросьте его и попробуйте взять Мое, и вам станет легко». Иго, которое Христос нам предлагает, Он Сам несет – впереди нас, взяв на Себя все немощи наши. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко», – говорит Христос. Не бойтесь взять его. Иго заповедей Христовых – легкое иго. Вам не будет от него никакого вреда, но оно обновит вас. Это иго содержит в себе любовь. В этом суть заповедей Христовых, они все в одном сладком слове – любовь. В начале вам может быть немного трудно, но впоследствии – легко. Бремя Христова Креста – легкое, очень легкое бремя. По мере умножения скорбей, умножается от Христа Бога утешение.
Христос – наш Учитель, и мы должны стать достойными Его учениками. Церковь Христова – школа святости, и мы должны каждый день внимать поучениям, которые Он дает Своим словом и Духом Святым. Нам надо так учиться у Христа, чтобы познать Христа (Еф 4, 20), ибо Он, говорят святые отцы, Учитель и Учение, Путеводитель и Путь. Он – всяческая во всем.
Мы должны учиться у Христа, потому что Он кроток и смирен сердцем. Он – милосердие Воплощенного Бога. Он кроток и исполнен сострадания к не ведущим истину. Он терпеливо объясняет, не раздражаясь, самым тупым и медлительным. Он смирен сердцем. Он с любовью склоняется над новичками и учит азбучным началам, которые необходимы для них как молоко для младенцев. Какой дар – учиться в такой школе с таким Учителем!
«Вы найдете покой душам вашим», – говорит Он. Покой для души – самый желанный покой. Единственный и надежный путь найти душам нашим покой – сидеть у ног Христа и слушать Его слово. Наш разум находит покой в познании Бога и Господа Иисуса Христа, и бывает с избытком насыщен. Наше сердце находит покой в любви Бога и Господа Иисуса Христа, и имеет полноту жизни, спокойствие и уверенность навеки. Все, кто учится у Христа, находят покой.
Бремя и иго Христовы
Иго Спасителя – это наше сердечное призывание Его на всяком месте и во всякое время, а бремя Спасителя – это христианская одушевлённая любовь, это готовность и желание всем послужить, позабыв о себе.
Поздравляем всех с принятием Святых Животворящих Таин Христовых и днём Положения ризы Пресвятой Девы Марии, бережно хранимой Церковью, начиная с первых веков христианства и доныне. И в течение многих столетий от этой святыни по молитвам Царицы Небесной была явлена неодолимая сила Божественной благодати в одолении врагов государства ромеев (восточной части Римской империи – Византии).
И во многих молитвах к Богородице упоминается риза, в частности, в молитве пред Страстной иконой: «Ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша». Соответственно, речь идёт не только о частицах святого покрова Богородицы, сохраняемых в разных церквах, но о самой благодати, Божьей благости Святой Троицы, которую первая, вперёд Серафимов и Херувимов, принимает Пречистая Дева Мария и, будучи Царицей неба и земли, направляет лучи Божественной благодати в сердца верных.
Вот почему так важно ежедневно во внимательных сердечных молитвах обращаться к Божией Матери. Она воистину может всё, и то, что человекам невозможно, Ей возможно, Богу содействующу. Наш народ свидетельствует, что почитающий Царицу Небесную и молящийся Ей благоговейно никогда не станет жертвой лукавого духа, но всегда, Божьей благостью водимый, ходатайством Царицы Небесной обретёт вечный и спасительный союз с Господом Иисусом Христом.
Научитесь от Меня все, кто ко Мне приходит из труждающихся,то есть употребляющих усилие, из обременённых сознанием своей греховности, немощи. Вот, после веры и покаяния – главные условия, выполнив которые, мы будем введены Иисусом Христом в общение с Отцом, то есть улучим вечную жизнь и самое спасение.
Научитесь от Меня – то есть от Меня приимите, заимствуйте кротость сердца и смирение ума. Отсюда выходит, что злейшие враги человеческой души – это гордость, самонадеянность и тщеславие ума и гневливость, раздражительность, необузданность сердца. Тот, кто хочет, чтобы в его душе почивали Отец и Сын, и Дух Святой, тот должен смириться умом пред Богом, почитать себя за ничто, ибо Он, Бог, есть наше всё. А в отношении ближних, перед которыми нельзя превозноситься и которых нельзя осуждать, мы должны быть кроткими, как овечки, то есть спокойными, доброжелательными, терпеливыми, благожелательными, милостивыми, чтобы в нас не было ни тени раздражительности, гневливости, недовольства, обидчивости и всего, что несовместимо со Христом и Его благодатью.
Научитесь от Меня – только Христос, совершенно смиривший Себя пред Отцем как человек, только Христос, в сердце Которого царствует кротость и милость, может поделиться с нами этими качествами через нашу веру, молитву и Причащение Святых Христовых Таин, которые, собственно, и изменяют наш ум и душу, вдыхают в нас Христовы смирение, кротость и любовь.
Что названо игом? В широком значении это заповеди Божие, все – вера в Бога и любовь к ближнему. В более узком значении иго есть нечто, что обуздывает беспокойный, суетный и почти неукротимый – неукротимый никакой земной силой ум человека, внимание человека.
Присмотримся к себе и увидим наше несчастье в том, что мы необузданы и наше внимание скачет направо и налево, как необъезженная лошадь. Отсюда рождается своеволие, совершенно не прошибаемое – что хочу, то и ворочу. Может быть, игом названо внимание, которое соединено с Господом Иисусом Христом в молитве, в призывании Его святого имени. Говорят, что человеческий ум может обуздать только Христос – Он единственный наездник, Которому по силам связать эту душевную энергию ума, но, конечно, не без желания и произволения самого человека. Вот почему научиться у Христа смирению ума может только человек, который совершенно сознательно поставит перед собой задачу не позволять уму блуждать, бродить, мечтать, залезать туда, куда его никто не зовёт.
Для того чтобы ум прекратил скитаться, как Вечный жид, в реальном и виртуальном мире, есть только одно лекарство – это имя нашего Спасителя. Можно предположить, что благое иго Христово – это сочетание ума с именем Христовым, так чтобы человек добровольно надел на себя этот хомут (поначалу он кажется неудобным) и эти шоры, препятствующие животному смотреть по сторонам.
И тот, кто понимает, о чём мы говорим, действительно старается надолго не расставаться с именем Христовым, но в нём он находит покой и спасение, очищение ума и чувств, и всей нашей природы. И тот правильно молится в храме, кто стоит тихонько, ничего окружающего не замечает и со вниманием призывает: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». И, выйдя из храма, продолжает благодарить Господа, просить Его, каяться, зная, что через это делание он, христианин, обретает смирение и покой в Боге.
Иго Мое благо – для усердных и целеустремлённых молитва становится проводником ко спасению.
И бремя Мое легко есть. Что такое за бремя, которое Христос на нас накладывает? Бремя – это значит некий груз. Как на животных, на осликах на востоке перевозят тюки какие-то, грузы, так и нас Христос нагружает – не всех, а тех, кто хочет быть Ему покорным, хочет обрести доступ ко Отцу, хочет обрести покой, мир Христов.
Мало в себе хранить имя Господа, мало надеть на себя это иго: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня». Необходимо ещё и бремя возложить на ослика – на самих себя. Бремя – это Христово милосердие. Если в тебе сочетаются, как иному кажется, молитвенная устремлённость к Богу, и при этом осуждение, недоброжелательство, обиды, немирствие, конфликтность, неприятие, отторжение, отчуждение, нелюбовь являются твоим образом мыслей и жизни, если ты хочешь быть один: «Господи, Ты и я, и больше никого» – это неправильный образ молитвы. Потому что Христос – это глава Церкви, Христос дарует нам молитву не «Отче мой», а «Отче наш», мы молимся от имени всех Небесному Отцу, мы являемся, если только этого желаем, членами Тела Христова.
Христос неотделим от Его Церкви, от всех крёщеных людей, которые нас окружают, поэтому тот, кто думает, что он знает Христа, но при этом от людей нос воротит, такой человек фантазирует и что-то придумывает из несуществующего. Но тот, кто действительно предстоит Богу, он смотрит на людей и про себя говорит: «Это, Господи, Ты! Это Твое Тело, это члены Тела Твоего, как и я – член Тела Твоего, это мои братья и сестры, это ветви той Лозы, которая есть Ты, и я среди этих ветвей – веточка, и мы все вместе – это Ты.
Тем, кто возьмут это в толк и всё это будут осуществлять в своей жизни, таким Спаситель тотчас откроет тайну Отца, тотчас отведёт такого человека на мирную пажить, даст ему совершенно необыкновенный дотоле неведомый покой, умиротворение, сделает его не просто счастливым, а блаженным, потому что, если Бог осеняет нас благодатью, если мы поселяемся в Нём, если обретаем в Нём некую обитель для ума и сердца, для души и тела, – чего ж ещё пожелать в этой земной жизни, которая становится преддверием рая? Молитвами Богородицы, Господи, помилуй нас. Аминь.
Иго Христово благо, и бремя Его легко
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Чин пострига был учрежден еще святыми апостолами (так считают древние святые отцы, мнение которых является для нас непререкаемым, и в наших глазах никакая самая великая ученость или земная мудрость их авторитет превзойти не может). Ученики Спасителя сами были монашествующими и даже носили некоторые монашеские одежды.
Во время этого чинопоследования читается следующий отрывок из Божественного Евангелия: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10, 37 ). Умом мы все это понимаем, принимаем Евангелие. Верующие люди не дерзают теоретически не соглашаться с этими словами, на деле же едва-едва найдутся немногие, которые захотят эту заповедь исполнить, то есть возлюбить Господа Иисуса Христа более, чем отца, мать, сына или дочь. Господь не говорит, что люди, в которых любовь земная сильнее действует, чем любовь Божественная, любовь благодатная, не могут спастись, но говорит, что они Его недостойны. Таким образом, те, кто стремится исполнить эту заповедь, желают хотя бы в какой-то мере быть достойными Господа Иисуса Христа, достойными Его любви и крестной жертвы, которую Он принес ради спасения каждого из нас.
Главное дело монаха – это исполнение евангельских заповедей. Это его работа, его труд. И этот труд святые отцы называют словами, которые сегодня имеют терминологическое значение и, может быть, кажутся возвышенными, а на самом деле весьма просты – умное делание, или, как бы мы сказали современным языком, умная работа. Говорю я так не для того, чтобы принизить это возвышенное занятие, но для того, чтобы сделать свежим наше восприятие: умная работа, умный труд, – то есть работа ума, потому что заповеди исполняются изнутри, от сердца. Прежде нужно очистить ум, и тогда очистится вся деятельность человека.
Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф. 11, 28 ). Господь призывает прийти к Нему всех труждающихся и обремененных. Что значит труждающихся? Чем обремененных? Труждающихся в суетных делах, труждающихся в бесплодной, бесполезной, пока нет помощи Божией, борьбе с грехом; труждающихся часто в исполнении своих греховных желаний, обремененных оскверненной совестью. Каким же образом Господь наш Иисус Христос нас упокоит? Он открыл нам, что только Он один может упокоить всякого человека, ведущего бесплодную, тяжкую борьбу с грехом.
И далее Он объясняет, что нужно сделать для того, чтобы обрести этот душевный покой, чтобы в сердце человека прекратилась эта ужасная, мучительная борьба: Возмите иго Мое на себе ( Мф. 11, 29 ). Что это за иго? Это иго евангельских заповедей. Страшно даже слышать об этом. Всякий трезвомыслящий человек, представив себе, что он постоянно должен помнить (только помнить!) обо всех евангельских заповедях, о всем учении Спасителя в подробностях, понимает, что и это уже иго. Действительно, это рабство для человеческого ума – не разрешать себе думать ни о чем, кроме Евангелия. Но Спаситель требует, чтобы мы не только ум свой поработили Евангелию, но чтобы и все свои дела мы совершали в соответствии с евангельскими заповедями. Вот это и есть иго, тяжкое рабство для человека, привыкшего жить свободно, привыкшего следовать всем своим греховным желаниям: и большим и малым.
Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене ( Мф. 11, 29 ). Оказывается, для того чтобы обрести свободу, нужно учиться у Самого Господа Иисуса Христа. Он один является для нас примером. Он не только Бог, но и совершенный человек, Который всеми Своими делами, всей Своей жизнью показал нам, как должен вести себя истинный человек – человек, стремящийся к идеалу.
Если мы разрешаем себе всё, то мы живем спокойно, свободно и нам кажется, что мы господá сами себе: делаем то, что желаем. На самом деле нами владеют наши страсти и влекут нас туда или сюда, мало сказать, как рабов – как бессловесных животных. Взвалив на себя евангельское иго, подчинив себя этому рабству, мы обнаруживаем нашу чрезвычайную немощь. Мы смиряемся и плачем, и уже от этой немощи, от этого как бы нечаянного смирения – смирения от скорбей, брани – приходим к истинному, Христову смирению. Мы начинаем учиться ему от Самого Господа Иисуса Христа, бесконечно, непрестанно общаясь с Ним в молитве Иисусовой и в святых таинствах.
Иго и бремя Христовы
«Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» ( Мф. 11:30 ).
Когда мы слышим слова «иго», «бремя», мы связываем с ним представление о чем-то тяжелом, подавляющем нас, подрывающем наши силы.
Но есть иго, которое Господь называет благим, и бремя, которое легко! Это – иго заповедей Христовых. Это – бремя исполнения воли Его в земной жизни каждого из нас. Христос зовет нас: «возьмите иго Мое на себя» ( Мф. 11:29 ).
Это иго – благое, потому что несение его приближает нас душой к святым угодникам Божиим, роднит с ними, с нашей Небесной Матерью, с Самим нашим Спасителем.
Иго, под которое зовет нас Господь, – иго благое, потому что приносит нам подлинное, вечное счастье; оно дает мир и покой многомятежной человеческой душе. «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, и найдете покой душам вашим», – говорит Спаситель.
Бремя Христово – легкое бремя. Почему? Потому что никто из нас, кого Христос зовет взять иго Его на себя, не оставлен Им одиноким в несении этого ига. Господь окружает нас на всех путях жизни нашей помощью Своею, Своей Матери, всех святых, кому мы воздыхаем своими сердцами. Ведь когда слышим мы или просим в молитве: «Пресвятая Богородице, спаси нас», или: «Вси святии, молите Бога о нас», – мы не только произносим положенные слова молитвы, но мы веруем в то, что Божия Матерь Своей Материнской заботой о нас поможет нам в самом дорогом для нас деле спасения души и что святые угодники Божии будут нашими молитвенниками и проводниками Божественной помощи нам во всех земных нуждах. О, мы богаты помощью Неба, и тысячи незримых рук протянуты к нам оттуда, чтобы нас подкрепить, поддержать, повести за собой, облегчить жизненный крест и труды ради спасения души и ради Царствия Божия. Никакие богатства и сокровища земли, ни слава, ни почет, ни ум, ни красота, ни таланты – ничто в сравнении с тем счастьем, какое дает бессмертной душе человека вечная жизнь с ее радостями, завещанными Господом каждому Его верному рабу, исполнителю Его заветов в земной жизни, тому, кто живет с верою и с нею умирает.
Бремя заповедей Господних легко потому, что все эти заповеди не являются чем-либо чуждым нашей духовной природе, налагаемым на нее совне, но отвечают самым сокровенным чаяниям и стремлениям человеческого духа – тому, что врождено в нас и составляет насущную потребность нашей души. Когда человеку, привыкшему к физическому труду, надо бывает работать в области труда умственного, ему нелегко приучить себя к новому виду труда. И наоборот: для работника умственного труда физический труд может быть слишком тяжелым и, нередко, вовсе непосильным. Но труд исполнения заповедей Божиих всем по силам, всем доступен и легок, потому что он составляется именно из того, чего требует наша природа: милосердие, неосуждение, телесная и духовная чистота, безгневие, правдивость, – да ведь этим хочет жить и дышать душа! Ведь ложь, злоба, гнев, блуд, и т.п. чужды нашему духу, им противится дух как тому, что сквернит и пятнает его. Каждый из нас знаком хорошо с муками обличающей нас совести после таких грехопадений своих.
Тому, кто взял на себя бремя исполнения воли Божией, и жизненное бремя становится легче!
Будем все с любовью склоняться перед заветом Господним: «возьмите иго Мое на себя». Это иго, это бремя приведет и нас к вечной жизни, в семью святых Божиих людей.
Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.
Иго Христово
И́го Христо́во — 1) господство Христа над членами Церкви, как её Главы; 2) бремя христианских обязанностей, накладываемых на человека по его вступлении в Церковь.
Почему если под игом, в обычном употреблении этого слова, понимается господство, связанное с угнетением и несением тяжкого бремени, то об иге Христовом говорится, что оно — благо, а о бремени Христовом — что оно — легко?
О том, что иго Христово — благо, и что оно не связано с тяжким угнетением, возвестил Сам Господь: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28-30 ).
Под игом Христовым святые отцы понимали не только владычество Христа как Главы Церкви, но и евангельское вероучение, и евангельские заповеди, которые, подобно узам, связывают верующих со Христом и друг с другом, как братьев и сестёр по вере, братьев и сестер во Христе.
Под бременем Христовым, в этом отношении, понимается бремя христианского долга. Лёгким оно является прежде всего в сравнении с бременем греха. И это не удивительно, ведь порой на удовлетворение греховных побуждений, греховных страстей и пороков человеку приходится расходовать большую часть своего времени, своих средств и жизненных сил. Освобождение человека от греховной зависимости, при содействии благодати, освобождает его от рабства греху.
Кроме того, легким бремя Христово может называться ещё и потому, что жизнь по Евангелию естественна для человека, тогда как жизнь во грехах противоречит законам человеческого естества. Трудности земной христианской жизни во многом обусловлены именно борьбой со злом и грехом. Сама по себе жизнь в единстве с Богом сулит человеку не тяжкое бремя, но радость, блаженство, мир и покой.
В отличие от ига в мирском понимании, связанного с угнетением, иго Христово накладывается на человека не против его воли. Наоборот христианин принимает его осознанно и свободно, по вере в Бога, по вере во Христа как в своего Спасителя, Искупителя. Опять же, иго Христово всегда направлено на пользу того, кто его принимает, к его вечному счастью и блаженству.