игра днд что это такое
D&D для «Чайников»
Доброго времени суток. Заметила на Пикабу некоторый интерес к ролевым играм, в т.ч. к Dungeons and Dragons (D&D). Многие интересуются с чего же начать, кто-то слышал о таких играх и хотел бы узнать побольше. Поэтому решила сделать небольшой мануал об основах DnD. Опытные игроки не найдут здесь для себя ничего нового, пост для новичков. Поехали.
Я не буду долго рассказывать о создателях игры и истории её создания (для этого есть Википедия). Главное, что нужно знать: существуют официальные книги с правилами и рекомендациями. Это книги игрока, книга мастера, книги с описанием монстров и других персонажей. Книги описывают математическую модель игры, рассказывают, как идёт бой, передвижение, как рассчитываются и растут характеристики персонажей и т.д.
«Полурослик — отличный выбор для скрытного плута, из дварфов хорошо получаются стойкие воины, а эльф может быть знатоком магии».
Математически прописано и создание мультиклассовых персонажей, сочетающих в себе черты 2х и более классов. Но пока вы новичок, не пытайтесь усложнять себе жизнь 🙂
Для магических классов есть ещё листочек с доступными (выученными) заклинаниями.
Продолжительность игры очень индивидуальна. Можно придумать приключение на 3-4 часа с одной-двумя боевыми сценами, а можно растянуть компанию на годы. Всё зависит от свободного времени и устойчивого интереса к игре. Также при наборе партии мы обычно обговариваем атмосферу игры: кому-то нравятся сложные и страшные атмосферные компании, а кто-то хочет повеселиться и поболтать. Игра складывается из 3-х компонентов: небоевые сцены (социалка), боевые сцены и головоломки. При наборе партии и подготовке к игре опытный мастер учитывает пожелания игроков (или выбирает игроков под свои хотелки :D). Кто-то любит полчаса уламывать трактирщика на скидку в 1 золотой, а кто-то хочет крушить и ломать. Истина где-то посередине и в игре обычно всего понемногу: герои узнали у стражника куда идти, шли-шли и дошли, догадались, как проникнуть в логово врага, наказали зло, поделили добычу. Я утрирую, но идея понятна.
Изначально мир полностью открыт и игроки свободны в своих действиях. Но мастер может ограничить их, сделав игру более линейной. То есть можно начать партию у входа в пещеру и сделать так, чтобы всем было необходимо её исследовать. В пещере же игроки смогут решать, например, незаметно проползти мимо монстра или вступить в бой, пойти направо или налево и т.д. А можно начать в центре города и не давать сходу никаких квестов игрокам. Пусть сами решают, где ночевать и на какие деньги. Уйти из города или искать приключений в нём. Отсюда понятно, что мастер должен уметь импровизировать, подстраиваясь под действия игроков. При этом логика игрового мира должна сохряняться.
Dungeons & Dragons: что нужно знать и в какие игры стоит сыграть
Система D&D оказала сильнейшее влияние на массовую культуру вообще и на видеоигры в частности. И если вы привыкли называть себя фанатом мира игр, то просто обязаны владеть темой. Иначе в большой компании вас могут поднять на смех. Давайте приоткроем пыльный фолиант истории.
Преданья старины седой
Первая настолка по миру D&D появилась еще в 1974 году. Видеоигры в привычном нам виде в те годы попросту не существовали. За старт «Подземелий и драконов» отвечали всего два человека: Гэри Гайгэкс (Gary Gygax) и Дейв Арнесон (David Arneson). Они выдали, по сути, не просто набор механик, а целый новый мир, куда вскоре устремились мечтатели и поклонники игр. Причём название, вошедшее в историю, придумала жена Гайгэкса — система могла быть названа Ruins and Goblins или ещё хуже.
Злые языки окрестят Гэри и Дейва безнадёжными эскапистами, ну, а мы скажем, что это люди с неуёмной фантазией. Так или иначе, D&D набрала популярность довольно быстро.
Нет, идеи Гайгэкса и Арнесона не изменили поп-культуру в один миг. Но без них мир наших увлечений был бы уже не тем. Влияние D&D на массовую культуру можно оценить по частым отсылкам к этой настольной RPG. Например, одно из лучших DLC во франшизе Borderlands — Tiny Tina’s Assault on Dragon Keep рассказывает о путешествии в мир очень похожей настолки. Ну а юные герои популярного сериала «Очень странные дела» играют в D&D часто и с удовольствием. При желании можно отыскать неплохой многосерийный мультфильм из 1980-х и пару полнометражных кино в мире «Подземелий и драконов». Но с качеством у фильмов не все гладко.
А ещё по вселенной написана масса приключенческой фэнтези-литературы. Такие повести и романы активно переводились и издавались на русском языке в начале 1990-х, когда постсоветское пространство охватил книжный бум. Что характерно, многие читатели, к примеру, цикла Dragonlance, не слышали ни о настольных играх по D&D, ни о компьютерных.
Выбирайте мир — их здесь много
Если в британской настолке Warhammer есть два сеттинга — научно-фантастический и фэнтезийный, то в D&D вымышленных миров добрый десяток.
Среди вселенных выделяется настоящая экзотика, такая как мир Тёмного Солнца (Dark Sun). Эти земли пережили экологическую катастрофу, и теперь здесь только песок и летающие над ним медузы со скатами. Воды почти нет, металла тоже. Зато псионикой владеет каждый первый, не исключая монстров и животных. По этому миру было разработано несколько видеоигр, правда все они датированы 90-ми годами прошлого века и для современного игрока интереса не представляют. Мы обозначим те миры D&D, по которым сделаны актуальные, действительно крутые интерактивные развлечения.
Мир Забытых королевств — самый, пожалуй, известный в сообществе геймеров. В первом приближении эти земли похожи на классическое фэнтези, эпическое и героическое. Но королевства столь детально проработаны, что вскоре открывается масса колоритных нюансов. Тут живут представители уникального бестиария — взять хотя бы иллитидов. Эти твари явно находятся в родстве с Ктулху, а их сила заключается в могучей телепатии. Иллитиды могут лишать воли и разума, их общество основано на рабском труде. Местные жители по привычке называют их разрывателями разума.
Также в Забытых королевствах есть действительно интересные локации. Как вам бесконечное Подземье, обширная система пещер, что тянется чуть ли не под целым континентом? Это настоящий подземный мир со своими государствами, флорой и фауной; именно там тёмные эльфы живут и увлечённо режут друг друга по старой недоброй традиции. Или вот — города лесных эльфов на ветвях гигантских деревьев. Именно в Forgotten Realms происходит действие большинства хитовых видеоигр по D&D, в этом же мире развернутся приключения авантюристов из Dungeons & Dragons: Dark Alliance.
Сеттинг Грейхок (Greyhawk) отличается сложным политическим устройством и тем, что абстрактное Зло здесь чувствует себя особо вольготно. В Эберроне (Eberron) мрачные тона, которыми описан мир, дополнены такими достижениями инженерной мысли, как железные дороги, перманентное освещение улиц в городах и летающие под облаками корабли и суда. Мир Планов (Planescape) — самая масштабная и причудливая вселенная D&D: здесь среди эфира пересекаются и наслаиваются друг на друга десятки самых разных измерений-планов. Обитатели Planescape нередко путешествуют по неизведанным землям, порой вопреки собственному желанию. А Сигил, город дверей, вообще изрыт порталами, будто кусок хорошего сыра — дырками.
Есть ещё готический вампирский Рейвенлофт (Ravenloft) и другие незаурядные места, но разработчики видеоигр давно туда не заглядывали.
От настолки до видеоигры и обратно
Когда компьютерные игры стали набирать вес и получать широкое распространение, сообщество геймеров быстро обратило внимание на «Подземелья и драконов».
С начала 1980-х годов разработчики всерьез взялись за цифровые версии D&D — стали появляться такие проекты, как D&D: Computer Fantasy Game, и экспансия настолки в мир компьютеров свершилась быстро и уверенно.
Поклонники настольных развлечений вовсе необязательно близки к геймерской братии — взять хотя бы фанатов «Монополии». Но в случае с D&D всё было предопределено — общие интересы обозначились мгновенно. Дух приключений, набор опыта, возня с магическими книгами и снаряжением, причудливый бестиарий и проработка «лора» — всё это высоко ценилось и поклонниками настольной D&D, и почитателями компьютерных развлечений по лицензии. «Настольщиков» даже стоит признать более хардкорными гиками, ведь им чаще приходится полагаться на силу собственного воображения, им не спешат на помощь графика и анимация, статистика не ведётся автоматически, у них нет сохранения и загрузки, а фоновая музыка не заиграет, если не включить заранее подготовленную пластинку.
Даже по механике настольные приключения удивительно похожи на многие CRPG. Сидя возле экрана, мы не бросаем кубики (а в D&D кроме привычных нам шестигранников есть монстры по 12 граней и больше), но компьютер или консоль совершает броски по умолчанию, хотя игральные кости обычно в кадр не попадают. Выпало высокое число на грани — ваш герой увернулся от стрелы или смог больно пнуть гоблина. Процессор мгновенно обсчитывает все условия — уровень персонажа, его статус, ранг противника, показатели снаряжения и так далее. Поэтому правила D&D прижились в электронном виде быстро и, похоже, надолго.
Эпические RPG на движке Infinity Engine
Выходившая с 1990-го на протяжении первой половины десятилетия серия Eye of the Beholder уже стала культовой. Это RPG с видом от первого лица, где мы двигаемся по условным клеткам и изучаем таинственные подземелья. Действие происходило в Забытых королевствах. Игра отличилась огромным количеством секретов и загадок. Разработала её студия Westwood (чуть позднее она прославилась стратегией Dune 2 ).
И если серия о глазе бехолдера сегодня интересна лишь самым упёртым любителям жанра, то на рубеже веков стали выходить RPG на движке Infinity, которые обладали такой мощью и размахом, что могут похитить покой и у современного геймера. Все эти игры были переизданы в обновлённом виде и продаются в цифровых сервисах.
Две части эпической Baldur’s Gate считаются не просто одними из величайших RPG двухмерной эпохи — это бессмертная классика. История борьбы отпрысков бога Баала за отцовское наследие развернулась в многострадальных Забытых королевствах, и от уровня свободы, от обилия интересных мест на карте кружилась голова. Можно было просто сунуть любопытный нос в шикарный столичный особняк, чтобы надолго влипнуть в историю с голодными оборотнями и доппельгангерами — злодеи приглашали на обед гостей, чтобы, собственно, этими же гостями отобедать.
Боевая система с активной паузой сочетала динамику и тактическую глубину: никакой суеты в духе Diablo здесь не было, но и зевать не хотелось. Дух авантюризма, колоритные сопартийцы, роскошная музыка — в Baldur’s Gate есть, пожалуй, всё, за что мы по сей день ценим хорошую RPG. Ну, а упомянутый движок Infinity в умелых руках выдавал фантастическую детализацию: если присмотреться, то можно увидеть, как над лотком мясника кружат мухи.
Planescape: Torment стала триумфом серьёзного сценария и гимном нелинейности в диалогах. Здесь неправильная реплика — а на выбор даётся до десятка фраз вместо привычных двух или трёх — может сделать из союзника врага и наоборот. Planescape получила духовную наследницу — Torment: Tides of Numenera спустя целых 18 лет после выхода оригинала.
В разных подземельях живут разные драконы
Жанр RPG в рамках сеттинга D&D представлен особо щедро. Troika Games (авторы небезызвестной Vampire: The Masquerade — Bloodlines ) в 2003 году выдала очень симпатичную, но сыроватую The Temple of Elemental Evil по миру Greyhawk. Трёхмерная Neverwinter Nights с продолжением и полудюжиной классных дополнений дала геймерам гибкий редактор для создания любительских модулей. Ну, а совсем свежая Solasta: Crown of the Magister показала редакцию D&D 5.1, где в режиме создания персонажа можно буквально утонуть на часов.
Любители RTS также могут посетить мир драконов. Dragonshard вышла в далёком 2005 году и довольно умело смешала стратегию с ролевой игрой в симпатичном 3D, и поэтому имеет все шансы привлечь внимание современного пользователя.
Надеюсь, этот текст достигнет изначальной цели: молодые люди, только начинающие свой путь в мире массовой культуры, поймут, что D&D — это всерьёз и надолго. И пускай эта настольная система появилась задолго до вашего рождения — время, похоже, не властно ни над подземельями, ни над драконами.
Зачем играть в Dungeons & Dragons в 2019 году?
На русском выходит пятая редакция самой знаменитой настольной ролевой игры в мире — Dungeons & Dragons. Её официальный приход в нашу страну, даже спустя столько лет, — событие знаковое. В последние годы про D&D слышали, пожалуй, даже те, кто никогда не увлекался настольными ролёвками: игру упоминают в сериалах, фильмах, книгах, пародируют в веб-комиксах, посвящают ей шоу на YouTube.
А вот тех, кто реально играл в саму игру, в нашей стране пока гораздо меньше. Поэтому сегодня мы вспоминаем, в чём суть этих ваших настольных ролевых игр, пытаемся понять, почему русскоязычное издание пришло лишь спустя пять лет после оригинала, и разбираемся, насколько плотно D&D укоренилась в популярной культуре (спойлер: очень плотно!).
Кампания по предзаказу D&D уже стартовала — кликните сюда, чтобы узнать подробности!
C чего всё началось?
В 1974 году поклонники варгеймов Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпускают в издательстве TSR коробочное издание самой первой Dungeons & Dragons, куда входят три буклета по сорок страниц и шесть листов персонажей. В этих буклетах авторы изложили основы правил, представили список классов и монстров, а также обрисовали место действия — типичный мир средневекового фэнтези.
Одна из немногих сохранившихся фотографий Гэри Гайгэкса
Формально 1974-й считается годом рождения настольных ролевых игр, но на самом деле люди развлекались подобными вещами на протяжении всей истории. Особенно это касается детей, которые с удовольствием вживались в роли вымышленных героев и разыгрывали те или иные ситуации, исходя из характера персонажа. Кто-то хотел быть Зелёным рейнджером из Power Rangers, а кто-то — Леголасом из «Властелина колец».
Можно сказать, Гайгэкс и Арнесон лишь структурировали детскую игру, после чего она стала напоминать их любимые варгеймы. Но это не умаляет заслуги разработчиков. Не изобрети они тогда «Подземелья и драконы», современный мир наверняка выглядел бы иначе.
Полная обложка «Книги игрока» D&D 5e как раз изображает сражение разных искателей приключений с чудовищем
И в чём суть этой игры?
В D&D и других настольных ролёвках игроки берут на себя роли таких вот разных персонажей. Но главный в игре — ведущий, он же Мастер Подземелий (Dungeon Master). Он придумывает сюжет, управляет второстепенными персонажами и решает, как интерпретировать правила. Любая настольная ролевая игра — это диалог между ведущим и остальными игроками в общем воображаемом пространстве. Задача мастера — создать картинку в головах участников, а задача игроков — рассказать, что будут делать герои в описанных обстоятельствах.
Как правило, любая сцена начинается с того, что ведущий обрисовывает ситуацию и предлагает остальным участникам действовать от лица своих персонажей. Это происходит как-то так:
Мастер: …И вот вы наконец-то оказались в тайном городе Урбо, где зловещий Великий Доппельгангер вынашивает свои планы. Его постоянно изменяющаяся фигура предстаёт в арке. Без лишних разговоров он извлекает сверкающий серебром клинок и нападает на вас. Ваши действия?
Дима (играет за монаха): Достаю шест и атакую!
Наташа (играет за паладина): Творю чары благословения на весь отряд.
Женя (играет за командира): Приказываю действовать на опережение.
Фрагмент обложки книги «Руководство Воло по монстрам», в котором описываются новые виды врагов
Но «театр разума» — ещё полдела. Ключевую роль играет система правил — она позволяет участникам «синхронизироваться» в воображаемом пространстве. Попадёт ли по герою злобный Великий Доппельгангер? Будет ли успешна атака монаха? На что повлияют чары благословения? Успеет ли отряд действовать на опережение? Система правил D&D позволяет ответить на эти вопросы. Игрокам не нужно, как детишкам во дворе, перекрикивать друг друга: «Я по тебе попал! — Нет, я!»
Книга правил определяет характеристики, навыки, способности, заклинания и прочие параметры персонажей. Например, «благословение» паладина не берётся из воздуха — это его отличительная особенность. А у монаха особенность — совершать несколько атак при помощи шеста. Вот оно, деление на специализации! Система правил позволяет решить, получилось ли у игроков то, что они задумали. Ведущий не берёт значения и решения с потолка, а руководствуется правилами, созданными разработчиками. «Так я в итоге попал?» — спросит игрок. «Кинь d20, и узнаем», — отвечает мастер.
Помимо игровой механики, книги правил содержат тонны информации о том, во что мы, собственно, играем, в каком антураже и жанре. В одних играх мы берём на себя роли вампиров в современных мегаполисах. В других — играем в преступников в индустриальном мистическом городе. У D&D нет сеттинга по умолчанию, но есть очень чётко прописанный жанр — героическое фэнтези о становлении группы искателей приключений.
А миров для D&D авторы создали множество: от мрачного фэнтези-апокалипсиса с полуросликами-каннибалами Dark Sun до пёстрых Forgotten Realms со множеством стран, культур, религий, магом Эльминстером и тёмным эльфом Дриззтом (Дзиртом). А если этого мало, можно объединить всё и сразу в мультивселенной Planescape!
Карта Внешних земель (The Outlands) в сеттинге Planescape из книги «Руководство по Внешним землям» для AD&D
D&D на русском… А что так поздно-то?
Справедливый вопрос. Пятая редакция D&D вышла в 2014 году (а если учитывать начало продаж тестовых материалов D&D Next, и того раньше), а у нас её выпускают спустя пять лет. Так в чём же дело?
В политике Wizards of the Coast. Впервые о переводе на другие языки компания заговорила лишь в 2017 году. В первую волну попали Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Польша и Португалия. Дело в том, что WotC, по сути, решили сами контролировать издания на других языках — а помогать ей в этом взялась студия-партнёр Gale Force Nine.
Россия попала в последующие волны локализации — правда, на скорости это почти не сказалось. Например, польское издание D&D выходит только сейчас, и нельзя сказать, что мы сильно отстаём. Кто-то переживает, что за столько лет «пятёрка» уже прошла свой пик и клонится к закату, — но этот страх беспочвенен. С какой стати WotC стала бы выпускать книги на других языках, если б втайне готовила некую «шестёрку»?
Выход книг на русском языке — событие знаковое не столько для приобщения игроков, сколько для российской ролевой индустрии в целом. Будем реалистами: за эти пять лет почти все желающие успели прочитать книги правил или в оригинале, или в фанатском переводе. Даже Лига искателей приключений — игротеки по всей стране — проводилась без официальной локализации. Тысячи людей приключались в вымышленных мирах, и все оставались довольны. Но для индустрии настольных ролевых игр в России это почти не имело значения.
Обложка книги приключений «Проклятие Страда». Её действие разворачивается в самом готичном сеттинге D&D — Рейвенлофте
Для западных издателей наша страна долгое время оставалась чем-то вроде гетто — в том числе из-за повального распространения пиратских книжек. «Студия 101» выпускала настольные ролёвки с 2011—2012 годов, но тогда о «больших» лицензиях даже разговоров не было. Браться за игры типа D&D и Pathfinder мог только крупный издатель — к тому же многие ещё не забыли многочисленные опечатки и ошибки, допущенные в русскоязычном издании «Руководства игрока» по D&D 3.5 в 2006 году. Как и то, что остальные книги по этой линейке так и не вышли.
Вряд ли локализация нагонит все-все вышедшие материалы — за пять лет их накопилось немало. Однако официальное издание означает, что потенциально мы наконец-то сможем получать новые книги с минимальным отставанием. И, может статься, пресловутая «шестёрка» выйдет в России уже одновременно с оригиналом!
Обложка книги приключений «Призраки Солтмарша», которая выходит на английском в мае
И зачем это мне?
Мы уже рассказывали, почему стоит поиграть в настольные ролевые игры. Это возможность и погрузиться в любимую вселенную, и взять на себя роль героя с необычным характером или происхождением, и как следует покопаться в особенностях механики. Могут быть сложности с организацией процесса, но об этом тоже есть в статье — тем более что никто не отменял игры по Skype, Discord или другим средствам связи.
Но в случае с D&D намного важнее след игры в культуре. Вы когда-нибудь пробовали укрыться от новостей про новую часть «Мстителей» или последний сезон «Игры престолов»? Это сделать ой как непросто, ведь обе франшизы стали неотъемлемой частью массовой культуры. То же самое и с D&D, но немного в иной плоскости.
Да, по «самой знаменитой ролевой системе» не снимают по три блокбастера в год. И даже высокобюджетного сериала до сих пор нет (обидно!). Но наследие D&D проявляется в десятках и даже сотнях произведений, которые отдают игре дань памяти, будь то просто отсылки или комплексные сюжетные элементы.
Таблица мировоззрений — один из главных символов D&D — стала мемом
При этом одними пасхалками влияние игры не ограничивается. D&D подарила миру десятки проработанных вселенных (привет, Forgotten Realms, Planescape и их видеоигровые адаптации!), сотни узнаваемых образов (тёмные эльфы, бехолдеры, тарраски, двадцатигранники, классическая четвёрка архетипов «воин, клирик, маг и вор», система мировоззрения «добро-зло, порядок-хаос») и тысячи фанатских произведений (комиксы «Орден палки» и «Гоблины: жизнь их глазами», ролики Gamers, мюзикл «Последнее испытание», настолка Gloomhaven, неимоверное количество производных ролёвок и многое другое).
И это не говоря уже о том, что многие современные фантастические произведения изначально были ролевыми играми, в которые автор играл с друзьями: например, цикл тёмного фэнтези «Малазанская „Книга павших“» и научно-фантастическая серия «Пространство». На «Википедии» даже есть статья с отсылками к D&D в массовой культуре и со списком знаменитостей, играющих в ролёвки!
Громкие слова про современную популярность — отнюдь не пустой звук. Ещё год назад WotC признавались, что 2017-й стал самым успешным годом для D&D с тех пор, как в 1997-м компания приобрела TSR, издательство Гэри Гайгэкса и Дэйва Арнесона. А самым, пожалуй, показательным можно считать новый рекорд краудфандинга, связанный с веб-шоу Critical Role. Эту передачу в 2015 году начали выпускать продюсеры канала Geek & Sundry (им занимались Фелиция Дэй и Уилл Уитон). Участниками проекта стали актёры озвучки из игровой индустрии, а на роль Мастера Подземелий пригласили Мэтью Мёрсера (голос Маккри из Overwatch).
Еженедельные видео, посвящённые увлекательным приключениям за игровым столом, начали набирать миллионы просмотров! Вскоре Critical Role стала самой известной live-передачей на тему D&D. С 2015-й по 2017-й команда отсняла 115 эпизодов (373 часа геймплея!) в первом сезоне.
И весной участники запустили краудфандинговый проект на создание анимационного сериала. Команда попросила 750 тысяч долларов на 22-минутный выпуск, а в итоге спонсоры «накидали» больше девяти миллионов! Этого хватит ориентировочно на десять выпусков (две сюжетные арки). Экранизация Critical Role стала самым финансируемой среди всех телевизионных проектов на Kickstarter: она обошла рекорд Mystery Science Theatre 3000, на новый сезон которого пожертвовали шесть миллионов.
Настольные ролевые игры вообще и D&D в частности — лучшее хобби на свете. Оно развивает воображение похлеще фантастических книжек, даёт простор действий, выходящий за рамки того, что мы имеем в любой компьютерной RPG, заставляет тактически мыслить не хуже, чем в хардкорной настолке, и дарит заряд эмоций, как после запойного просмотра «Властелина колец»! НРИ — это исключительно многообразный мир как в плане самых разных причудливых вселенных, так и в плане дизайнерских решений и игровых механик.
D&D — отполированная классика, и она безупречно справляется с задачей «поиграть в героическое фэнтези». Мне довелось сыграть и провести свыше полусотни встреч, и многие из этих сюжетов мы с друзьями до сих пор часто вспоминаем. Правда, ностальгировать особо времени нет: обычно на встрече мы достаём кубики и бланки персонажей и снова отправляемся в путь.
Терри Крюс и другие гости играют у Мэтта Мёрсера в рамках промо-кампании World of Warcraft
Поддержать выход на русском
Предаказ завершится лишь в середине мая, так что у вас ещё есть возможность приобрести «Книгу игрока» и «Стартовый набор» по сниженной цене. «Руководство мастера» и «Энциклопедия чудовищ» увидят свет позднее в этом году — все три основные книги обещают выпустить до 2020-го.
Кампания по предзаказу D&D уже стартовала — кликните сюда, чтобы узнать подробности!