игра каркассон что это
Настольная игра Каркассон (Carcassonne): что нам стоит замок построить
Каркассон – популярная настольная игра, придуманная в Германии. Она позиционируется как семейная, поэтому понравится как взрослым, так и младшим школьникам (есть также издание для малышей от четырех лет – «Дети Каркассона». В ней нет агрессии или жестокости, она в чем-то близка спокойному собиранию паззлов, только с веселой стратегической составляющей.
Вы попали в Средневековье
Ваша задача – отстроить средневековое княжество. Выложить дороги, построить монастыри, города, разбить поля и населить их фишками своих людей, получая за каждый завершенный этап баллы. Фишки-люди, в зависимости от того, где их поставят, будут превращаться в разбойников, монахов, крестьян или рыцарей.
Игра закончится тогда, когда на стол ляжет последняя карточка игрового поля. Почувствуйте все «прелести» средневекового землевладения!
Откуда взялось такое название
Существует реальный Каркассон – город во Франции, чей средневековый архитектурный ансамбль «Крепость Каркасон» включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Цитадель в девятнадцатом веке была реконструирована, а сейчас является историческим памятником. Именно она вдохновила немца Клауса-Юргена Вреде на создание игры. Можно встретить написание Каркасон, но правильно – Каркассон.
Это популярная игра?
Да, очень. В начале двухтысячных настольная игра «Каркассон. Средневековье» («Сarcassonne») была признана игрой года. Она продается по всему миру огромными тиражами.
В России оригинальный «Каркассон» вначале вышел как просто «Средневековье», мгновенно обретя популярность. Сейчас можно, помимо стартового набора, приобрести множество дополнений (таких как «Каркассон. предместья и обитатели», обзор которых будет чуть ниже. К ним примыкает подарочное издание, набор с упрощенными правилами «дети каркассона» и дуэльный сет «Каркассон. Крепость».
Так как дополнений довольно много, в сумме их покупка выйдет в немалую копеечку, поэтому в сети довольно много советов, как сделать игру самостоятельно. Чаще всего они идут под заголовком «Каркассон. Распечатай и играй» Варианты – от распечатать сканы карточек на самоклеющейся пленке и наклеить ее на покупной картон, а фигурки слепить из полимерного пластика до нарисовать карточки самим. Впрочем, любителям экономить регулярно дают совет просто купить игру с рук.
Чем хорош «Каркассон»?
Основные плюсы игры:
Для кого эта игра
Целевая аудитория «Каркассона» очень широкая. Выберете игру для семейного отдыха и развлечения в компании. С малышами можно взять сет «дети каркассона» или использовать стандартный как большой необычный пазл. Школьникам – освоить стратегию и пространственное мышление. Какое из дополнений выбрать, мы поможем вам определиться ниже.
Итак, наверное каждый, кто читает этот текст собирал хоть раз в жизни пазлы. Когда вы собрали пазлы у вас получается какой-либо рисунок, как ни странно. В настольной игре «Каркассон» примерно всё также. Эта стратегическая игра интересна тем, что вы строите свои империи, выбирая случайные квадраты. После окончания игры получается красивая карта.
Исходя из этого, игра очень увлекает и каждую партию игры получается разная карта.
Что в коробке
Для игры издатели приготовили:
Правила игры
В «Каркассон» правила игры легко осваиваются даже детьми. В процессе игроки выкладывают на стол тайлы земель и зарабатывают баллы. Построить можно не только дорогу, но также монастырь, город (замок), монастырь или поле. Все настольные игры «Каркассон» основаны на этом принципе, даже детский вариант, хотя в нем и нет стратегии.
Ход игры
Разобраться, как играть, проще всего на практике. Да, дороги, деревни и монастыри, настоящее средневековье – это очень интересно, но делать-то что?
Для начала цветные фигурки делятся между игроками, лишние убираются в коробку. Счетчики очков кладутся где-нибудь сбоку, по одной фигурке выставляется на старте, где число «0». Все квадраты перемешиваются и выкладываются стопкой рубашкой вверх. Верхний тайл снимается, переворачивается и кладется в центр стола – от него вы будете «плясать». Теперь необходимо определить, кому ходить первым (например, бросить кубик или сыграть в «Камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок»), и начинать.
По ходу игры участники по очереди тянут карточки земли и выкладывают их на стол. На выложенные вами тайлы можно ставить свои фишки. За завершенный участок начисляются баллы.
Как сыграть тайл
Тайл, он же квадрат, он же карточка земель, – центральная вещь там, где действуют правила каркассона. Тайлы изначально лежат вверх рубашкой, из них формируется игровое поле. На каждой карточке изображен отрезок дороги или перекресток, на них также могут быть части монастыря, поля или города, а дорога в этом месте заканчиваться.
Игрок берет верхний квадрат, смотрит, что на нем изображено, и, как в домино, прикладывает подходящей по рисунку свободной стороне любой из уже лежащих карточек. То есть дорога должна продолжаться дорогой, поле – полем, и так далее. Другие игроки могут высказывать свое мнение, куда вам лучше ее пристроить, но слушать их или нет – дело ваше.
Если места для тайла так и не нашлось (такое бывает), его необходимо сбросить и взять новый.
Как выставить мипла
Миплы, фишки или миниатюрные фигурки, можно выставлять только на выложенный вами тайл, на своем ходу и не больше одного за ход. Нельзя перемещать с места на место уже выставленные фишки – только брать новые из запаса. Закончились? Увы, ничем не можем помочь, нужно было лучше планировать.
Миплы ставят не просто на карточку, а на ее конкретную часть. Стоящий на дороге человечек превращается в разбойника, в монастыре – в монаха, в городе – в рыцаря, а на поле – в крестьянина. Но если на этой конкретной дороге/в городе (не карточке, а географическом объекте) уже стоит чужая фишка или ваша собственная, то вам туда нельзя, место занято (исключение – когда соединяются два ранее независимых участка, на которых уже стоят чьи-то фишки).
Как завершить строительство
Дорогу можно считать построенной, если ее начало и конец упираются в перекресток, город или монастырь. Цена дороги в очках равняется ее длине в квадратах, их получает тот, чей разбойник на ней стоит или чьих разбойников больше. Если фигурок поровну, то возможность продвинуться вперед на счетчике получают все игроки.
Чтобы построить город, необходимо замкнуть кольцо (или что там получается) стен. Не знаем, как в средневековой Франции, а в игре города могут быть весьма своеобразными по форме. Тот игрок, чей рыцарь стоит в городе, получает по 2 очка за каждый квадрат, на котором стоит город, и по 2 очка за каждый щит на городе (щиты нарисованы на некоторых «городских» тайлах). Если фигурок больше одной, то баллы распределяются так же, как на дорогах.
Строительство монастыря завершается тогда, когда квадрат, на котором он изображен, со всех сторон окружают другие карточки, 8 штук. Владелец фишки монаха получает 9 очков. При удачном стечении обстоятельств их можно заработать одним ходом – в этом плане монастыри настоящее сокровище.
Если строительство объекта завершается, то стоявшая на нем фишка возвращается хозяину в запас, а игроку начисляют очки, и он может передвинуть свою фигурку выше по шкале. Ход переходит дальше.
Зачем нужны поля и крестьяне
На карточках есть объекты, которые баллов в процессе игры не приносят. Но они тоже важны. Это поля, на которых крестьяне работают и обеспечивают города провизией. Полем считается пространство, которое ограничивают замки, дороги, и края карты. Фишки крестьян в запас не возвращаются, и, чтобы это не забывать, их рекомендуется не ставить, а класть плашмя. Очки за них начисляют при подсчете итоговых баллов.
Как посчитать все очки в финале
Помимо очков, полученных в ходе игры, игрокам положены очки за недостроенные объекты. При подсчете маплы снимаются с карты, чтобы не вносить путаницы.
Каждый игрок, чей разбойник стоит на недостроенной дороге, получает 1 за каждый ее квадрат. Владельцы рыцарей получают по 1 за каждый квадрат города плюс 1 за каждый щит в нем. Монах в монастыре принесет столько очков, сколько квадратов окружают монастырь, включая собственно карточку строения. При нескольких фишках на одном объекте дележ очков происходит как обычно.
Игроки, чьи крестьяне стоят на полях, получают очки по следующей схеме. По 3 за каждый достроенный город, граничащий с полем. Если к городу примыкает несколько полей, то владельцы каждого поля получают эти очки. Один игрок может получать очки за разные поля возле одного города.
Кто побеждает
Победителем объявляется тот, кто дальше всех продвинется по шкале очков. В шкале всего 50 позиций, и если игрок набирает больше, то просто начинает считать с нуля по второму кругу.
Дополнения к «Каркассону»
К базовой версии игры вышло более 20 расширений. В России была издана только часть их, но вполне достаточная, чтобы собрать огромный комплект. В дополнительные наборы «Каркассон» входят не только новые земли, но также новые детали для большей сложности и интереса. Вот некоторые из них.
«Таверны и соборы»
В наборе 18 новый тайлов и 6 дополнительных больших фишек. Большая фишка, стоящая на квадрате, при подсчете очков считается за две. Карточки с Таверной на озере дают по 2 очка разбойничку за каждый квадрат дороги, на которой он стоит. Собор позволяет получать не 2, а 3 за каждый квадрат города и каждый щит. Но если дорога или город не достроены к концу игры, то очков игроки не получает вовсе.
«Торговцы и Строители»
Помимо новых квадратов земель, это дополнение содержит фишки строителей и свиней и жетоны товаров. Если выставить строителя на новый квадрат с дорогой, примыкающей к городу, или в сам город, то можно получить дополнительный ход. Другие фишки ему не мешают. Строитель стоит на дороге, пока она не завершена. Свиньи ставятся на только что выложенный квадрат строго в поле и строго рядом с фигуркой своего крестьянина. При финальном подсчете очков свинья позволяет получать не 3, а 4 за обеспеченный провизией город.
На новых тайлах с частями города, в частности, есть знаки товаров. Когда строительство города завершено, игрок берет по соответствующему жетону за каждый такой знак, вне зависимости, есть ли в городе рыцарь и чей. В конце игры сравнивается количество жетонов по видам (вино, зерно, ткани) – тот, у кого больше жетонов конкретного вида, получает 10 очков. Если поровну, то оба игрока получают по 10.
«Аббат и мэр»
Появляются фишки мэров, амбаров и повозок, а также тайлы с изображением аббатств. Карточку с аббатством можно положить только если она сразу будет окружена с четырех сторон четырьмя другими квадратами, то есть аббатство закрывает «дыру» в карте.
Мэр ставится в город, за него начисляются очки в зависимости от количества в городе щитов. На стыке четырех квадратов полей можно поставить амбар, после чего очки за крестьян на этом поле подсчитываются, а их фишки возвращаются владельцам. А в конце игроки получают по 4 балла за каждый законченный город возле поля с амбаром.
«Принцесса и Дракон»
Действие становится динамичнее благодаря дракону (12 тайлов с его изображением), который перемещается по полю особым образом. Принцесса (6 тайлов) может совратить рыцаря в городе и вернуть его владельцу.
«Король»
Появляются карточки Короля и Воровского барона. Тот, у кого квадрат с Королем, получает бонусы за каждый достроенный город. У Воровского барона ситуация аналогична, только с дорогами.
«Башня»
Вводится новый элемент – картонная многоэтажная башня деревянными перекрытиями. С ней связано много новых возможностей игры. Например, шанс взять мипл противника в плен. Его можно выкупить, пожертвовав тремя баллами.
Найти расширения можно не только по отдельности, но и большими сетами. В набор «Каркассон. Наука и магия» входят дополнения «Летательные аппараты», «Гонцы», «Паромы», «Золотые рудники», «Маг и ведьма», «Грабители» и «Круги на полях». Вам придется иметь дело с техникой и с настоящим волшебством.
Настольная игра «Каркассон. Предместья и обитатели» – это коробка с дополнениями «Купцы и Строители, «Таверны и соборы», «Аббат и мэр», «Разведчик» и «Король». Как очевидно из названия набора, там вас ждут городские предместья и обитатели крепостей во всем многообразии.
Настольная игра «Каркассон. Королевский Подарок» состоит из базовой версии и сетов «Купцы и Строители, «Таверны и соборы», «Аббат и мэр», «Король». Коробка с «каркассон королевский подарок» – удачный вариант для презента или для начала домашней коллекции.
«Каркассон. Дворяне и башни» включает дополнения «Башня», «Река», «Принцесса и дракон», «Культ» и «Граф».
Эти и другие дополнения к «Каркассон» можно сделать своими руками. В сети есть отсканированные тайлы – распечатывайте и вперед!
Другие варианты игры
«Каркассон» имеет не только дополнения, но еще самостоятельные игры в линейке. Для них не нужен базовый набор.
«Крепость» из линейки «Каркасон» – дуэльный вариант настолки. Игровое пространство ограничено крепостными стенами, два участника застраивают небольшое внутреннее пространство.
В «Каркассон. Южные моря» действие переносится на острова Атлантического океана. Появляются фишки-моряки, теперь можно собирать бананы и ракушки и перевозить из на кораблях.
Игра «Дети Каркассона» – это «Каркассон» для детей от 4-5 лет. Правила в нем упрощены, сама настолка представляет собой, скорее, большой пазл с дополнительными фигурками. Длительность партии «дети каркассона» – до получаса.
Настольная игра «Каркассон. Охотники и собиратели». Вместо средневековья вы попадаете в мир первобытных людей. Охотники ищут добычу в лесах, остальные собирают корешки, строят простенькие хижины. Людям приходится защищаться от тигров, отгоняя их огнем – иначе те оставят их без еды. Настольная игра «Каркассон. Охотники и собиратели» – первое самостоятельное издание на основе «Каркассона», не связанное с оригиналом.
«Каркассон. Звездные войны» копирует механику базовой версии, но действие происходит в космическом антураже, с астероидными полями вместо городов, планетами вместо монастырей и тремя фракция (имперцы, повстанцы и охотники за головами).
Настольная игра «Каркассон. Альпийские луга» переносит в атмосферу альпийских деревень, и нужно не только успеть вспахать плодородное поле, но еще покормить скотину, построить хлев и опередить соседа.
Похожие игры
Схожую механику имеют игры:
Видео обзор
Еще интересные игры
Скажите пару слов в комментариях и в соцсетях (группы Вконтакте, Одноклассники)
В первом посте мы познакомились с «Мачи Коро», а сегодня поговорим о «Каркассоне».
Создатель «Каркассона» – немецкий учитель музыки Клаус-Юрген Вреде, и для него это была первая разработанная настолка. Даже если бы он больше не создал (а он пока и не создал) ничего столь же гениального, имя его золотыми буквами вписано в настольную историю.
А сподвигла учителя на создание игры реально существующая французская крепость Каркассон, в которой он побывал на экскурсии. Хотите узнать, насколько Каркассон похож на «Каркассон» – вперед, во Францию!
Да, отвлекусь на важный для всех домашних изготовителей настолок совет – если вы не уверены, что игра вам понравится, не надо делать ее дорого и суперкачественно. В топку толстый картон и миниатюрки на 3D-принтере – понравится, сделаете нормальный экземпляр, не понравится – будет не жалко выбросить.
Сыграв несколько партий в самиздат, мы с женой дружно сказали: «годно», и заказали игру в сети «Эльдорадо». Почему именно там? До недавнего времени цены на популярные настолки в сетях электроники были ниже, чем у их производителей – невероятно, но факт. Потом эту лавочку, к сожалению, прикрыли и теперь везде действуют РРЦ. Так вот, «Каркассон» нам обошелся тогда в 1390 рублей, и это была не базовая игра, а издание «Королевский подарок», в которое сразу входят и база, и комплект фишек для игры вшестером, и четыре дополнения. Дополнения вносят разнообразие в достаточно сухой игровой процесс, поэтому если вам понравилась игра, берите сразу с ними. Чуть позже мы прикупили еще одну коробку с допами – «Дворяне и башни», но она осталась практически нетронутой до сих пор, «Королевского подарка» оказалось достаточно.
Сколько стоит. Базовая коробка в магазине обойдется вам в 1290 рублей, за «Королевский подарок» придется отвалить 2490. Но не отчаивайтесь, если ваши финансы ограничены – б/у игры вы найдете на барахолках за 500 и 1500 соответственно. А так как изнашиваться в игре особо нечему, это вполне приемлемый вариант.
Состав игры. Про дополнения из «Королевского подарка» я расскажу чуть ниже, а пока остановимся на базовой игре. В нее входят правила, трек для подсчета очков, 72 квадратика (тайла) с частями крепости и человечки-миплы пяти цветов – по восемь штук на каждого игрока.
А вот и наш герой, жертва заводского брака – синий и хромой мипл, в честь которого и был назван наш кемеровский клуб настольных игр. И креативить особо не пришлось.
Правила. Каждый игрок получает в свое распоряжение восемь подданных – миплов. Один из них заканчивал средневековую школу, поэтому он ставится на трек для подсчета. Остальных вы в процессе игры будете превращать в крестьян, разбойников, монахов и рыцарей – по необходимости.
Игра начинается с поиска среди тайлов стартового квадратика с темной рубашкой. С него и начинается «строительство» игрового поля. У наиболее упоротых фанатов «Монополии» «Каркассон» может вызвать когнитивный диссонанс – здесь нет кубиков, нет карточек, и даже денег нет, а поле составляется в процессе партии самими игроками, и каждый раз оно будет отличаться от предыдущего – потом не говорите, что я вас не предупреждал.
После того, как тайл был размещен, игрок имеет право выставить на него (но ни в коем случае не на другие тайлы) одного из своих человечков-миплов, если он их до сих пор не разбазарил. Мипл, выставленный на замок, считается рыцарем, на дорогу – разбойником, а в монастырь – монахом. А еще можно выставить мипла в чистое поле, где он будет считаться крестьянином. При этом, чтобы не перепутать крестьян с другими профессиями, их рекомендуется выкладывать на поле плашмя (типа товарищ устал махать мотыгой и отдыхает). После выставления-выкладывания ход передается следующему игроку.
За недостроенные объекты игроки в конце партии тоже получат очки (по одному за квадрат с замком, за квадрат с дорогой, и за квадраты с самим монастырем и квадраты вокруг этого монастыря). Казалось бы, дороги и монастыри можно и не достраивать – но человечки имеют свойство заканчиваться, и нельзя просто так взять и забрать их с объекта – его обязательно нужно достроить. С другой стороны, если после окончания партии все ваши человечки находятся у вас на руках, а не на объектах – это тоже плохо, и очков вы наберете меньше, чем могли бы. На таких вот качельках вы и будете находиться всю игру.
Чего-то скучновато, скажете вы. Где же взаимодействие между игроками, где сражения за замки и лулзы с троллингом? На мой взгляд, в этом огромное достоинство «Каркассона» – в него можно играть с детьми без всякой борьбы и интриг, ограничившись тем, что написано выше. Собственно, мы с женой вдвоем так и играли. А потом к нам зашел в гости товарищ, и оказалось, что «Каркассон» – это конкурентная и злая игра, в которой можно и нужно пакостить.
Как это делать? Не сказал я об этом в самом начале – при выставлении миплов их нельзя ставить на тот объект, который уже занят любым другим миплом. То есть, если вы присобачили свой тайл с замком к замку соседского мипла, вы тупо подарили соседу два очка, ибо поставить на этот тайл своего мипла уже не сможете. С дорогой и полем та же фигня. Но – внимание – если объекты с разными миплами каким-то образом объединяются, этот объект считается общим, и очки после его завершения получают все игроки, чьи миплы стоят на нем. Если их поровну. Но если в замке нечаянно оказалось два соседских мипла и всего один ваш, то сосед получит за замок очки, а вы – дырку от бублика. Принцип вы поняли.
Другой способ подложить свинью соседу – это подставить к его объекту тайл, который сильно затруднит строительство, а заодно и заблокирует часть соседских миплов. Поначалу это кажется сложным – кто знает, какие там еще остались кракозябры на тайлах. Но всего десяток партий – и вы будете знать примерное количество тайлов с замками/дорогами и их формой, а это сильно упростит задачу. (На картинке ниже почти достроенный замок красного и синего игроков превращается в долгострой).
Как только последний тайл окажется размещенным на столе, партия заканчивается. Игроки получают очки за поля и недострой, и тот, кто набрал их в итоге больше остальных, объявляется победителем.
Стоит еще упомянуть, что «Каркассон» на двоих и «Каркассон» на пятерых – это совершенно разные игры. Чем больше участников в партии, тем меньше каждый из них получит на руки квадратиков, и тем больше будет роль случайности. Именно по этой причине турниры по «Каркассону» проводятся обычно в дуэльном формате, и чемпионат мира (а такой существует) – тоже. Как и обещал, торжественно сообщаю, что в 2016 году лучшим в мире игроком стал наш соотечественник, чемпион России, петербуржец Владимир Ковалев, переигравший в финале представителя Греции.
Дополнения. В двух словах о дополнениях из «Королевского Подарка». Их, как я уже говорил, четыре, но каждое состоит из нескольких отдельных модулей. Хотите – добавляйте в игру все подряд, хотите – что-то одно, ну а мы мешаем несколько «кусков» из разных дополнений. В первую очередь, это набор миплов для шестого игрока, а также дополнительные фишки всех цветов – хрюшки, строители, большие миплы и т.п.
Хрюшки приносят дополнительные очки за поля, строители позволяют делать два хода подряд, а большие миплы считаются за двоих при дележке объектов – все это делает партии намного более интересными, но и не более непредсказуемыми. Интересна и механика с «тавернами», которые заставляют игроков рисковать и получать больше очков за достроенные дороги и города, но ничего не получать за недострой. Еще одно дополнение, которым мы обычно пользуемся – это тайлы с символами товаров – «пшенички», «бочки» и «тряпочки». Игрок, достроивший замок с такими символами (даже если этот замок чужой), получает из «кассы» соответствующее число жетонов с товарами. Преимущество по каждому из трех товаров в конце партии приносит игроку 10 дополнительных очков.
И да, тайлы дополнений впечатляют своими разнообразием – здесь и двухярусные замки с дорогами, проходящие друг над другом, и развилки, превращающие три дороги в одну, и прочие всевозможные кракозябры. Учтите, что играть со всеми тайлами сразу лучше не на столе, а на полу, чтобы наверняка хватило места.
Итого. Когда вам однажды скажут: смотри, чувак, вот игра «Серп» («Агрикола», «Глумхэвен»…), она очень интересная, там куча миниатюрок, вагон карт и гора фигурных жетонов, это круто; смело отвечайте – смотри чувак, вот игра «Каркассон», она гениальна. В ней нет кучи миниатюрок, вагона карт и горы фигурных жетонов, но при этом в нее можно играть дома с детьми, можно с компанией друзей разной степени трезвости, а можно устраивать чемпионаты мира – и она прекрасно годится и для одного, и для другого, и для третьего.
В следующий раз мы погрузимся с вами в мир огромных монстров и беспощадного мочилова с «Повелителем Токио». Заодно вы узнаете, как сделать счетчики очков, кастомные кубики и загадочные дайстреи в домашних условиях. И прокачаете свои математические способности, узнав, что три на пять – это пять, а два на пять – четыре. А на сегодня это все, до новых встреч и не переставайте играть в настолки!