игра теней это что значит
Опыт «различения духов» (см. : 1 Ин 4, 1) есть опыт и различения страхов. Страх всегда вдохновлен каким-то духом. Темные страхи гнетут, обессиливают, убивают. Светлые страхи собирают душу, очищают, вводят в мир Святаго Духа.
Темный страх есть недостаток любви к Богу и к ближнему. Любящий перестает страшиться.
«Любовь побеждает страх» (см. : 1 Ин 4, 18). Как свобода движения побеждает скованность, так любовь побеждает страх. Чистая, сыновняя отданность человека Богу или братская отданность сердца другому человеку побеждает страх себялюбия, захолаживающий, леденящий сердце. Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, так как усиливает самость человека. Даже материнская любовь, одна из высоких и жертвенных любовей этого мира, лишь в одухотворении и возвышении к Богу себя и любимых побеждает естественный страх.
Полное освобождение от естественных и противоестественных страхов достигается только через «освобождение сына» — когда сын, то есть Божий человек, освобождается в самой душе человеческой, и совершает это освобождение Сын Божий. «Освобождение сына» совершается через вытеснение из человеческой души какой-либо страсти и тем самым связанного с нею страха. Иногда всех страстей и всех страхов. Тогда все тени уходят из души; и даже тени теней ее покидают.
Человек страшится умирать в Боге, до конца посвящать себя и все Богу. Но ему не надо пугаться ни мнимой великости своих усилий и жертв на путях к Богу, ни своих слабостей, ни страхов на этих путях. Через все эти бездны переносится человек силой Божией, когда это надо для дела Божьего и человеческого в мире.
Ваше художество тому есть доказательство: Бог-Вселенная-Человек. тени теней повсюду. в. конечном счёте сами тени – это лишь тени теней, отражения отражений
«Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».
Игра теней это что значит
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Мастерская психолога-консультанта. Супервизия сложных случаев из опыта работы
Метод драматической психоэлевации. Кукольный театр как инструмент практической психологии
ВЕБИНАР: Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка: работа с тревожностью и агрессивностью
Скоро
«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»
Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Игра теней: развиваем речь и воображение детей
Авторы
Что такое игра теней? Это визуальный эффект, который еще в далекой древности лег в основу одного из видов театрального искусства – театра теней. Именно сейчас этот удивительный мир с особой силой захватывает современных детей своей таинственностью и отсутствием рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа, пейзажа). Детям особенно нравится, когда силуэты зверей начинают открывать рты, раскланиваться из стороны в сторону или бодаться. Именно в театре теней силуэт – это обобщение: он понятен, доступен и хорошо воспринимается.
В «Игре теней» дети с успехом могут себя реализовать и раскрыть свои способности. Для этого необходимо адаптировать содержание спектакля или героя «Игры теней» под каждого ребенка: у кого более развитая моторика – изображают сложных героев, у кого менее развитая – пробуют изображать менее трудных героев с постепенным переходом на сложные с помощью педагога.
Сюжет раскрывается с помощью рук или плоских фигурок черного цвета, проецируемых на экран в виде теней, где каждой фигуркой управляют педагоги. Затем к участию привлекаются дети и родители. У малышей появляется уникальная возможность получить полную свободу для фантазии, превратиться в волшебника, который с помощью своих рук или черных фигурок на палочках, может попасть сам и погрузить зрителей в удивительный мир сказки. Малыши испытывают огромную радость от совместного творчества с мамой или папой, но и для родителей это особая возможность быть рядом с ребенком, вместе создавать удивительную черно-белую историю.
Бывает, что родители не знают, как «построить» игру. В «Игре теней» мама и ребенок могут гармонично подобрать себе роли, это возможность научиться договариваться друг с другом, раскрываться с разных сторон.
Педагоги знают, что «Игра теней» отлично развивает воображение – это фундамент для будущей креативности и творческого мышления. Для дошкольника крайне важно уметь представлять, учится мыслить не конкретными образами, а стараться переходить на новый уровень абстрактного мышления. Для индивидуализации субъекта крайне необходимы свобода, поддержка взрослого и развитое воображение. И все эти аспекты реализуются в теневом театре. Здесь можно проводить логические головоломки и загадки. Попросите ребенка найти правильную тень от заданного предмета или картинки. И таких картинок можно подготовить множество: изображения животных, одежды, растения, профессии, игрушки и т.д. Каждая фигурка или образ руки сопоставляется педагогом с конкретным предметом или действием, тем самым малышей можно познакомить с новой темой через интересное занятие или закрепить пройденный материал. Такие занятия с картинками, фигурками и просто руками не только разовьют наблюдательность, логическое мышление, внимание, память, но и расширят кругозор, коммуникативные способности, усидчивость.
Для включения в работу педагога театра теней потребуется источник света, импровизированный экран или ширма и фигурки. В качестве экрана отлично подойдет небольшой отрезок тонкой белой ткани или тонкого ватмана. Источником света послужит настольная лампа или светильник. А плоские фигурки черного цвета можно вместе с ребенком изготовить из картона. Позади и немного сбоку от экрана фигурки освещаются лампой, благодаря которой создаются их четкие тени. В зависимости от задумки педагога, зрители могут видеть различные изображения и истории с ними.
Игра теней это что значит
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Больше, чем физика. Часть 7. Игра теней
Все эти дни я рылся в старинных трудах о людях, потерявших тень.
В одном исследовании автор, солидный профессор, рекомендует такое средство:
хозяин тени должен крикнуть ей: «Тень, знай свое место» –
и тогда она опять на время превращается в тень.
Евгений Шварц «Тень»
Физика изучает объекты и явления материального мира. Все объекты состоят из материальных носителей – элементарных частиц, обладающих массой и энергией. Но есть и нечто, чего физика касается, но оно, тем не менее, не состоит ни из каких материальных носителей, не обладает ни массой, ни энергией, и всё-таки присутствует в нашем мире. Речь идёт о, так называемых, псевдообъектах. Одним из самых известных псевдообъектов является тень.
Что такое тень, с точки зрения физики? Это область пространства с отсутствием, или с недостатком света. Но в то же время есть не только физическое, но и мистическое понимание тени. Ещё древние люди понимали, что тень принципиально отличается от материальных объектов, и наделяли её некими таинственными свойствами. В частности тенями издревле называли души умерших. И такая связь тени с потусторонним миром (который тоже часто называют миром теней) объяснима. Раз сущность тени не вписывается в рамки материального мира, значит, тень это что-то, что лежит за гранью материального мира. Мы уже говорили, что, к примеру, за гранью материального мира лежит чёрная дыра, по другим причинам, чем тень, но чёрная дыра тоже не вписывается в наш материальный мир. И тоже – чёрная, что характерно.
Что ещё такое тень, чисто геометрически? Это – проекция тела на плоскость. Лучи света не могут пройти сквозь какое-то тело, и за телом образуется область с недостатком света. А на поверхности, расположенной за телом, мы видим тень. При этом тень может сильно отличаться по форме от породившего её объекта.
Многие, наверное, помнят эпизод из «Ну, погоди!», когда волк в трюме корабля, святя фонариком, ищет зайца, а заяц с помощью своих рук (или лап) создаёт ужасные тени. Это очень похоже на то, что часто происходит в средствах массовой информации и в интернете. Нам показывают что-то чудовищное, к примеру, войну в Крыму, а, на самом деле, никаких чудовищ нет, просто сидит зайчик и как-то шевелит лапками. И, в результате, о войне в Крыму меньше всех знают жители самого Крыма, вернее, они точно знают, что никакой войны у них нет. А весь остальной мир пребывает в ужасе от игры теней.
И это тоже не случайно, поскольку тень имеет непосредственное отношение и к самим средствам массовой информации, и к интернету. Ведь тень, хотя и не является носителем энергии, тем не менее, является носителем информации. Как правило, искажённой информации. Ещё и поэтому тень в культуре часто воспринималась зловеще. Но о природе информации мы поговорим как-нибудь отдельно. А пока непосредственно о тени.
Есть знаменитая пьеса Евгения Шварца, созданная по мотивам одной из сказок Андерсена, которая так и называется: «Тень». Там сюжет строится на том, что тень отделяется от своего хозяина и начинает жить собственной жизнью, в конце концов, чуть было, не уничтожив своего хозяина.
Это была необходима ремарка, а теперь вернёмся к Алексею Толстому и его «Аэлите». Что описано в этом романе? Там описан умирающий мир Марса, куда прилетели два земных космонавта. В основе религии этого умирающего марсианского мира лежит легенда, о пастухе, который призывал людей стать тенью для зла.
И тут, не смотря на видимую схожесть, принципиальное отличие от того, чему учил Лев Толстой и, что делал народ Индии во главе с Махатмой Ганди. У Ганди речь шла о ненасильственной борьбе со злом, а в легенде о марсианском пастухе речь идёт о том, чтобы спрятаться от зла. Марсиане у Алексея Толстого следуют этому, прячутся от зла, становятся тенями, и обрекают свой мир на гибель.
Причём, в том момент, когда на Марсе появляются два земных гостя, марсиане уже понимают, что они обречены, и владыка планеты говорит им: «Оставьте нас в покое, дайте нам достойно умереть». Вот это желание умереть, оно всегда приходит вслед за решением прекратить борьбу со злом. Воля к смерти проистекает из желания стать тенью для зла.
Странно получается, что к смерти человека ведёт желание комфорта. Ведь что такое, стать тенью для зла? Это значит, на обывательском языке: «хорошо устроиться», так, чтобы ни я никого не трогаю, ни меня, пожалуйста, не трогайте. И если посмотреть на марсианский мир, описанный Алексеем Толстым, то он не настолько мрачен, как может показаться. Там описана марсианская столица Соацера, город, в котором люди живут вполне сыто, благополучно, как-то развлекаются, но, в основном, только и делают, что развлекаются. И, в то же время, тяготеют к смерти, причём тяготеют на столько, что даже владыка планеты, то есть, человек, которого само его положение обязывает быть наиболее активным, призывает землян дать марсианам достойно умереть.
Тут город Соацера из романа «Аэлита» перекликается с другим выдуманным местом – Дурацким островом из сказки Носова «Незнайка на Луне». Вообще и в «Аэлите», и в «Незнайке на Луне» описан один и тот же сюжет: коммунистические пришельцы с Земли попадают на другую планету, где царит капиталистический мир. Но чем лунный капитализм Носова отличается от марсианского капитализма Толстого? Тем, что у Носова мы видим, хоть и весьма неприглядный, но всё же живой капитализм, готовый за себя драться. У лунных капиталистов мы видим волю к жизни. И если у марсианских капиталистов местом, где все развлекаются и ничего не делают, является их столица, то у лунных капиталистов такое место отнесено на остров в океане.
Если кто не читал, то на Дурацкий остров на Луне ссылали бездомных, безработных и прочих, не вписавшихся в систему людей, где они целыми днями развлекались, но со временем превращаются в баранов. То есть, Дурацкий остров – это та самая зона комфорта, которая ведёт человека к смерти. И лунный капитализм Носова совершенно правильно отгородился от этой зоны комфорта океаном, а на материковой Луне идёт жёсткая, некрасивая до омерзения борьба всех против всех. Но, несмотря на все свои недостатки, это всё-таки жизнь.
Зачем я всё это рассказываю? Затем, что у Носова описан тот капитализм, который был. Жестокий, но здоровый. А у Алексея Толстого описан тот капитализм, который скоро будет, или уже есть. Комфортный, но ведущий к смерти. И если вы не поняли, причём тут тень, то тот капитализм, который на нас наступает – это и есть тень того капитализма, который был.
Сто лет назад жили какие-то акулы капитализма: Генри Форд, Джон Пирпонт Морган, Джон Рокфеллер, это были люди более, или менее, жестокие, но с колоссальной волей к жизни. Можно говорить, что Генри Форд – это капитализм с человеческим лицом, а Джон Рокфеллер – это жестокий оскал капитализма, но при всех их различиях, этих людей роднила воля к жизни. Те же, кто занял их место сейчас – это их тени. Сначала на смену этим акулам пришли расслабленные потомки, не желающие бороться, а желающие комфорта, а потом пришли уже потомки потомков, отравленные волей к смерти.
Но до какого-то времени мир мог спастись, потому что, кроме глобального капитализма, существовал глобальный социализм в лице Советского Союза и его сателлитов. Да, у глобального социализма тоже было много недостатков, и Сталин по своим чисто человеческим качествам, возможно, был ещё хуже Рокфеллера, но социалистический лагерь – это была альтернативная система, не поражённая волей к смерти.
Тоже до поры до времени. Потом и в социалистический мир пришло сначала желание комфорта, а затем и та самая воля к смерти. На смену настоящему советскому пришла его тень, которую принято называть нехорошим словом «совок», а закончилось всё перестройкой и гибелью Советского Союза. Поскольку социалистический мир был чисто физически (по территории, по населению, по экономике) значительно меньше капиталистического, то и погиб он быстрее.
И что же делать теперь? Когда Советского Союза как альтернативы отравленному волей к смерти капитализму нет, а сам капитализм желает только одного: достойно умереть? Причём, достойно для него, означает, вместе с человечеством. На что тут можно рассчитывать?
В своё время, нечто подобное уже происходило в истории человечества. Правда, не в глобальных масштабах, а в масштабах Средиземноморья. Есть такое устоявшееся выражения: Римская империя времён упадка. Римская империя прошла те самые этапы, что и глобальный капитализм. От воли к жизни, через желание комфорта, к воли к смерти.
Римская империя логично погибла, но Средиземноморье спаслось, благодаря новой восточной империи со столицей в Константинополе. Когда весь античный мир катился к неминуемой гибели, возник альтернативный, в том случае, христианский субъект, через который и спаслось Средиземноморье.
Применительно к нашему времени таким субъектом мог бы стать Советский Союз, но, как мы знаем, не стал. Может быть, таким субъектом, через который спасётся человечество, станет союз стран Латинской Америки. Может быть, таким субъектом станет один из азиатских гигантов – Индия, или Китай. А может быть, те народы, которые создавали СССР, снова создадут что-то новое, новую версию Советского Союза, в которой будут учтены и устранены недостатки старого Союза. По-крайней мере, та цепочка событий, которая получила название Русская весна, даёт нам такие надежды.
В любом случае, свою задачу я вижу в том, чтобы, в силу своих возможностей, создавать такой альтернативный субъект, через который спасётся человечество. Потому что, после того, как тень окончательно сожрёт своего носителя – глобальный капитализм, должно остаться что-то, что не будет съедено тенью, что не будет тенью для зла, что скажет тени: «Знай своё место!». Я в этом заинтересован лично. И мой цикл – это мой маленький вклад в создание спасительного субъекта. Поэтому «Больше, чем физика» будет продолжена.
Игра Света и Тени
Когда кто-то часто говорит о себе: «Я очень добрый«, — нас это почему-то только настораживает. И это не случайно. Зачастую люди, чрезмерно стремящиеся быть добрыми, светлыми, в каких-то ситуациях проявляют совершенно противоположные качества. Таким образом, даёт о себе знать теневая сторона человека. И чем больше мы зацикливаемся на проявлении своих позитивных качеств, тем больше мы рискуем развить свою Тень — такую непредсказуемую и, порой, ранящую других. Так срабатывает закон баланса в нашем дуальном мире. О том, как подняться над дуальностью, как не быть вовлечённым в игру своей собственной Тени, рассказала «Вере Предков» Ведающая Матушка волхвиня Лада Куровская.
— Матушка Лада, согласно ведическому мировоззрению, мы сами творим себя и своё пространство. Значит, мы также творим свою теневую сторону. Расскажите, как это происходит?
— Наши предки представляли мир в виде писанки. В этом мире есть три уровня проявления. Верхний мир — мир Прави, это мир законов, мир Богов. Средний мир — явный, реальный, в котором мы живём и творим своё пространство. Нижний мир — навий — мир хаоса. Но в этом хаосе есть свой порядок, который трудно увидеть обычными глазами. Образно говоря, в этом мире находятся миллиарды деталей, из которых мы что-то создаём в мире Яви. Инструкцию о том, как что-то создать, мы получаем из мира Прави. В мире Прави энергия сохраняющая, в мире Нави — разрушающая.
В мире Яви человек учится быть творцом — Богом. Как это происходит? Мы с вами соединены с Богом не просто душой, а духом. Через дух мы соединены со всем сущим. Наша душа также связана с телом. Душа впервые проявляется в мире Явном, когда соединяются две клеточки от мамы и от папы, и они начинают творить новую материю. В этой игре, в этом танце творения материи берут участие все стихии: земля, воздух, вода, огонь и пространство, которое называют эфир.
И вот начинается творение. Мы творим своё тело благодаря тому образу, который просвечивается духом. А образ у нас стоит на нашей душе. Как в кинотеатре: идёт свет, просвечивает киноплёнку и на экране отражаются картинки. Внешний мир — это и есть экран. Он отображает то, как мы реализуемся в этом мире, то, что есть внутри нас.
Но если мы способны давать Свет, то мы также имеем Тень. И чем больше человек старается быть «светлым», тем больший «шлейф тени» тянется за ним. Это значит, что мы свою Тень наполняем очень сильной энергией, и она проявляется в нас. Наша Тень удерживает в себе все те негативные эмоции, образы, которые мы реализуем в жизни.
— Как распознать свою Тень?
— Свою Тень очень трудно идентифицировать, потому что она, как правило, прячется. Нам ведь трудно увидеть себя со стороны. Нам легче сказать, что кто-то плохой, а не я.
Выяснить, какова наша Тень, можно с помощью такой практики. Нужно представить своего внутреннего ребёнка и спросить его, каким он хочет видеть свой светлый идеальный мир. Противоположностью этого описания и будет Тень. Например, одна женщина увидела глазами внутреннего ребёнка, что её мир должен быть наполнен любовью, взаимопониманием, радостью. Значит, её Тень — это мир, где не хватает любви, радости, где люди не находят общий язык друг с другом. На самом деле именно этот мир и оказывается реальностью. Вот как важно увидеть свою Тень такой, как она есть, и работать с ней!
Тень — это избыточный потенциал. Это значит, что человек настаивает на одной стороне, и не принимает другую. Однажды ко мне обратилась женщина: «Как вы можете проводить обряд «жальницу»? Женщин, которые делали аборт, нельзя простить!» Я поняла, что у этой женщины много проблем, она ненавидит женщин, а значит, и себя как женщину. Как правило, те, кто кого-то за что-то осуждают, сами в этом повинны. Я стала ей объяснять, что надо любить людей, помогать им, принимать их такими, как они есть. Я, сколько могла, наполняла её любовью. Она успокоилась и разговорилась. Выяснилось, что она сама сделала 15 абортов и не могла себя за это простить. Потому она так яростно ненавидела всех тех, кто это делал.
Человек достигает высокого уровня духовности тогда, когда он принимает других в любых их проявлениях. Нужно понять, что в каждый момент человек выбирает ту модель поведения, которая для него сейчас самая лучшая. И он просто не может сделать по-другому. Я понимаю, что если женщина когда-то делала аборт, значит, в тот момент она не могла сделать по-другому. Я не имею права её осуждать, но я должна ей помочь, если она попросила меня об этом.
— Что нужно делать, чтобы не впадать в крайности?
— Когда мы понимаем, что есть Свет и есть Тень, то мы становимся над ними, над этой дуальной системой.
Наши предки считали, что Белобог и Черонобог одинаково равносильны. Это значит, что у древних славян этот потенциал был уравновешен. Они не перетягивали энергию то в одну, то в другую сторону, как на качелях. Путь наших предков — путь золотой середины.
Когда человек проявляет слишком много доброты, это говорит о том, что в нем живёт скрытый внутренний тиран. Он может быть дома безупречным семьянином, а на работе — тиран. Или, наоборот, на работе он душевный человек, а дома — тиран. Так проявляются противоположности.
Вспомним сказки, которые нам рассказывали в детстве. Например, сказку «Морозко», где главные героини — две сестры: падчерица — хорошая, добрая, работящая, и родная дочь матери — ленивая, грубая. Если проанализировать, то это проявления одной и той же девушки. Ленивая девушка — это Тень доброй и работящей падчерицы. Поэтому в сказках они всегда ходят рядом.
Бывает, что в семье есть какой-то негармоничный человек — допустим, пьяница, неудачник, — и все в роду от него отстраняются, ненавидят, презирают. В то же время его родственники стараются не быть такими, как он. Это значит, что этот человек играет роль Тени для всей семьи. Его душа сознательно на это идёт, чтобы вывести род на новый уровень. Она этот баланс энергии использует для чего-то.
Вообще системе, в которой мы сейчас живём (я её часто называю старой системой), все равно, какую энергию мы в неё вкладываем. Для неё важно, чтобы энергия была вообще. Поэтому происходит расшатывание сознания человека, это позволяет гонять энергию. Представьте себе, что вы, например, влюбились в женатого человека. И вот у вас начинает разжигаться чувство. Чем больше вам нельзя, тем больше вам хочется. Вы ищите повода для встречи. Эмоциональный накал сильный, и резинка ещё больше натягивается. А сколько при этом расходуется энергии? И вся эта энергия идёт в систему, которая вас расшатывает. Когда вы решитесь прекратить отношения, ваша Тень начнёт нашёптывать вам: «Ты останешься одна, ты никому не нужна, а так у тебя хоть немножко какой-то любви есть«. Тень играет свою игру. А система накидывает на вас ещё больше якорей, чтобы потянуть вашу энергию. Таких игр существует очень много.
Каждому человеку очень важно понять, как проявляется его Тень. Без этого мы не сможем двигаться дальше по пути духовного развития. И ещё очень важно не осуждать себя — никогда и ни за что. Помните, все, что вы сделали в тот или иной момент жизни — это было самым лучшим выходом для вас. Если бы вы этого не сделали, дальше вам было бы хуже, ситуация затянулась бы. А вам надо было пройти этот урок.
Подумайте о том, что ваше сознание, ваше Я, ввязалось в эту игру добра и зла, Белобы и Чернобы для того, чтобы познать себя. Когда мы играем между добром и злом, любовью и ненавистью, и между другими противоположностями, мы, таким образом, познаем божественные законы. И на каждом уровне мы познаем их по-своему. На одном уровне они нам кажутся такими. Когда мы выходим на новый уровень сознания, те же законы проявляются для нас по-новому.
— Как творить свой гармоничный мир?
— Мир, в котором мы сейчас пребываем, уникальный. Мы должны ценить каждую минуту здесь, особенно сейчас, когда Земля меняет свои вибрации на более тонкие. В это время происходит очень быстрая реализация наших образов. Как только мы изменили какой-то рисунок на своей «писанке» — оболочке своей души, сразу же меняется мир. Только вы какого-то человека приняли и поблагодарили за то, что он пришёл в вашу жизнь — тут же мир, словно калейдоскоп, изменился, и уже в вашей жизни все расставлено по-другому.
Творить свой гармоничный мир благостно мы можем только тогда, когда пребываем в состоянии радости, счастья, «парения». Тогда у нас все происходит легко. Вспомните, так играет ребёнок. Он создаёт свой мир из кубиков, игрушек. С какой лёгкостью, радостью, увлечённостью он это делает!
Идеал, к которому мы стремимся, это когда божественное сознание, опускаясь в нас, излучается чистым светом. Это возможно, когда в нашем сознании не будет никаких образов. Тогда наступает просветление. Для этого нам надо полностью очистить сознание. Тогда мы станем зеркалом для божественного света. Но для этого нам надо как следует поработать. Зато это интересно и весело.