игровая логопедия что это

Игровые технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5):

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции (слайд 6):

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем- логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7):

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны (слайд 7):

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9):

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11): «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12): игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры,игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14): «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?»и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15): «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16): «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17): «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18): «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука»Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву»(с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Источник

Игровая логопедия что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Применение игровых технологий в логопедической практике.

Статья:

В современной педагогической практике возникает насущная потребность в активном расширении методического потенциала, в особенности активных форм обучения. И на сегодняшний день самыми перспективными из них выступают игровые технологии. Это уникальная форма обучения имеет очевидное обоснование своей эффективности, которое заключается в простой логике: ребенок приходит на занятия к логопеду обычно уже после своих школьных уроков, и насыщенный материалом детский мозг уже не в состоянии быстро и качественно воспринимать информацию. Необходима физическая и эмоциональная разрядка. Так для большинства логопедов встает закономерный вопрос: как повысить мотивацию уставшего школьника и создать позитивное настроение в процессе его обучения?

На помощь приходит игра. При правильной постановке она способна активно увлечь ребенка и помочь вникнуть в самые сложные задачи. Игровой процесс помогает не только усваивать информацию как можно лучше, он также является прекрасным методом снятия эмоционального напряжения, которое дети обычно испытывают на уроках школьной программы. Но, кроме того, подаваемый в форме игры теоретический материал проходит через своеобразную практику, что вносит элемент наглядности поставленной задачи, а также добавляет разнообразие и поддерживает интерес к процессу обучения.

Применение игровых технологий в логопедической практике

Опыт педагогической деятельности показывает, что для проведения коррекционно-развивающей работы наиболее эффективными являются методы с использованием правильно подобранных игровых предметов (игрушек), дидактических материалов и компьютерных приложений.

Развивающие игрушки

Игрушки можно использовать практически на каждом групповом занятии. Благодаря чему создается нестандартная «ситуация-сюрприз» с участием вымышленных персонажей (сказочных героев), которые помогают ребятам быстрее включиться в учебный процесс и полностью погрузиться в него. Этим «сказочным гостем» может быть кто угодно: Винни Пух, Чебурашка, Чиполино – не важно. Суть дела в том, что от лица персонажа идет изложение учебного материала, возможно в форме диалога или, так сказать, мини-конференции с детской аудиторией. Таким образом, ребенок легче усвоит информацию, чем в случае, если бы она преподносилась в стандартной лекционной форме. Еще лучше наличие обратной связи, когда ребята самостоятельно пытаются чему-нибудь научить своего героя или просто делятся впечатлениями об окружающем мире. В подобной ситуации дети гораздо быстрее справляются со сложностями, которые в реальной жизни могли бы испытывать ни один год. Так, например, в гости приходит ворона Каркуша и помогает научить ребенка правильно выговаривать букву «р».

Не стесняйтесь использовать игровые элементы в период активного роста и развития ваших детей. Многочисленными исследованиями в области логопедии доказано, что эффективность такого обучения значительно повышается.

Игровая форма занятия

Форма игры активно стимулирует детей к учебной деятельности. Ситуации и приемы реализуются с помощью трех главных направлений:

Логопедические занятия в игровой форме проводятся следующим образом. В самом начале урока ставится образная задача, к примеру, появляется сказочный гость, моряк дальнего плавания, который приносит карту со спрятанными сокровищами, и, чтобы угадать где находится клад, необходимо ответить на ряд направляющих вопросов. Дети также могут играть роли (пиратов, рыцарей, известных мореплавателей и др.). За успешное выполнение заданий можно выдавать игровые карточки в форме черных меток, картонных ракушек или шоколадных монеток.

Дети, особенно старших групп, очень любят подобные викторины в форме соревнований. В этом случае перед логопедом стоит задача расположить ребенка в эмоциональном плане так, чтобы он не замыкался, не смущался и принимал активное участие в конкурсах. Для этого требуется создать доброжелательный настрой в коллективе, научить детей поддерживать и помогать друг другу.

Использование дидактических игр

Трудно недооценивать роль дидактической игры для развития у ребенка определенных навыков. Ведь непосредственная задача, которую преследует преподаватель-логопед не вызывает у ребенка особых эмоций. Для него важен сам процесс – интересно играть и выигрывать, хочется получить свой приз. Грамотный педагог сумеет совместить игровую ситуацию с заложенной в ней целевой информацией так, что дети не только будут рады интересным конкурсам, но и овладеют новыми полезными навыками и знаниями.

В качестве дидактического материала можно использовать:

Использование этих материалов решает важные задачи, среди которых можно выделить особенно ценные:

Среди множества обучающих игр предпочтительное место занимают следующие виды.

В коррекционно-развивающей работе с детьми логопед обязан уделять внимание звукопроизношению таким образом, чтобы процесс не наскучил ребенку уже на ранних этапах освоения материала. Игровая мотивация помогает закрепить полученные навыки и знания в непринужденной форме. Увлекшись игровым моментом, ребенок перестает стесняться и нарочно сдерживать себя, что позволяет ему корректировать свое произношение ненавязчиво, как часть игрового процесса.

Неправильное использование игровых технологий в логопедической деятельности начинающих педагогов

Важно понимать, что некорректное построение игрового процесса может привести к обратному, отрицательному результату. Бывают случаи, когда молодые специалисты отдают большее предпочтение «увеселительной» части, но частично (или почти полностью) забывают о познавательно-развивающей составляющей урока. В скором времени такие ошибки формируют у детей неверное представление о предмете и абсолютно не развивают интерес к самостоятельной познавательной деятельности.

Учитывайте и тот факт, что цель игровой терапии – не просто изучить предмет, но также дать ребенку замечательную возможность «пережить» в игре волнующие его моменты при полном внимании и сопереживании со стороны взрослых.

Не всегда игровой элемент столь необходим в обучении, но иногда он просто незаменим. К примеру, если при формировании произношения, ребенок по каким-либо причинам не способен осуществить механическую постановку звука (допустим, у него появляется рвотный рефлекс), тогда процесс игры позволяет легче настроить его в нужную сторону.

Пример: Мальчик Витя решил прогуляться со своим верным другом, котёнком по имени Тото, и, когда они проходили мимо дремучего леса, навстречу им выползла страшная змея и зашипела: «Ш-ш-ш-ш-ш», но пролетавшие мимо шмели решили её отвлечь и прожужжали сверху: «Ж-ж-ж-ж-ж».

Такие моменты на занятиях действительно очень важны. Для того чтобы коррекционный эффект обучения протекал в приятной обстановке с хорошим настроением участников, важно грамотно подбирать для каждого занятия методический материал. Желательно регулярно проводить консультации по воспитательной работе вместе с родителями и обсуждать использование коррекционных игр в логопедической работе.

Источник

Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы логопеда

Палитра логопедических игр

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С.Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом есть задача логопеда сегодня.

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Практический материал разделен на три части: 1. Подготовительные игры и упражнения. 2. Игры для формирования правильного звукопроизношения. 3. Потешки, чистоговорки, считалки.

Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха.Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слоговогои звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «Угадай, что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Шумящие мешочки», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Волшебная палочка», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?» и др.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работавсех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Увлекаем в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы и игры: «Сдуй снежинку», «Буря в стакане», «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус» и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяют такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчки, кукольные театры,игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков подбираются игры для формирования правильного звукопроизношения на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.

Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на тоже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям этапа формирования коммуникативных умений и навыков

Для развития высших психических функций используются такие игры как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради,но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука»Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» (с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Игра «Собери пирамидку, и назови картинки»

Цель: тренировка тонких движений пальцев кистей рук; формирование координации движений; автоматизация звуков в словах. Задание ребенок должен собрать пирамидку китайскими палочками и проговаривать слова.

Игра «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН») Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, в тропиках растет (банан). Расскажи обо мне

Физминутка «Определите место звука в слове»

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед.

Источник

Игровая логопедия

игровая логопедия что это. игровая логопедия что это фото. картинка игровая логопедия что это. смотреть фото игровая логопедия что это. смотреть картинку игровая логопедия что это.

Логопедия (от греческого «логос» — слово, «пайдео» — воспитываю) — это педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения различными приемами и средствами.

Ведущим видом деятельности у детей является игра, поэтому наиболее эффективно проведение терапии именно с использованием игрового компонента. Игровая логопедия – это системный подход к развитию речевых навыков, ориентированный на мотивацию ребенка. Заинтересовать и побудить ребенка к действую через понятную и доступную ему форму – вот основной принцип нашей работы. Приемы игровой логопедии позволяют создать правильный позитивный настрой, избежать стресса, типичного для многих обучающих занятий, игровой процесс помогает быстрее и качественнее усваивать информацию.

Игровая логопедия: игровая логопедия что это. игровая логопедия что это фото. картинка игровая логопедия что это. смотреть фото игровая логопедия что это. смотреть картинку игровая логопедия что это.

— снимает психоэмоциональное напряжение

На занятиях по игровой логопедии специалист использует разнообразные предметы (игрушки), дидактические материалы, компьютерные программы, сказочных персонажей. Ребенок погружается в некую интересную для него историю, возможно играет какую-то роль, самостоятельно решает задачу, благодаря чему охотнее и быстрее включается в учебный процесс. Очевидно, что непосредственная дидактическая цель логопедического занятия у ребенка не вызывает никаких особых эмоций и не побуждает к действию, ребенку интересен процесс, игра как раз помогает сделать его участие в этом процессе доступным и органичным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *