игровая платформа это что
Игровая платформа
Игрова́я приста́вка (в случее с карманными системами правильнее игровая консоль) — специализированное электронное устройство, разработанное и созданное для видеоигр. Наиболее часто используемым устройством вывода является телевизор или, реже, компьютерный монитор — поэтому такие устройства и называют приставками, так как они приставляются к независимому устройству отображения. Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное встроенное устройство отображения (ни к чему не приставляются), поэтому называть их игровыми приставками несколько некорректно.
Изначально игровые консоли отличались от персональных компьютеров по ряду важных признаков — консоли предполагали использование телевизора в качестве основого отображающего устройства и не поддерживали большинство из стандартных периферийных устройств, созданных для персональных компьютеров — таких как клавиатура или модем. До недавнего времени почти все продаваемые приставки предназначались для запуска собственнических игр, распространяемых на условиях отсутствия поддержки других консолей.
Однако, по мере развития игровых приставок, разница между ними и персональными компьютерами стала постепенно размываться — некотороые приставки могут позволить подключение клавиатуры, жёсткого диска и даже запуск на них операционной системы GNU/Linux. Схемы и программное обеспечение некоторых новых приставок распространяются под свободными лицензиями.
Содержание
Устройство приставки
Обычно, игровая консоль состоит из нескольких основных элементов:
Советские игровые приставки
Отечественные игровые приставки выпускались в 1980-1990-ые годы в серии «Электроника», производимой заводами, которые находились на территории России и Белоруссии. Тиражи приставок были недостаточны, поэтому игры пользовались огромной популярностью и сразу стали дефицитом. Большинство игр в той или иной степени повторяли зарубежные разработки, поэтому могли иметь успех лишь при закрытых границах.
После распада СССР отечественный рынок стал активно насыщаться иностранными приставками, первой из которых была 8-битная приставка Денди с доступной ценой, агрессивную рекламу которой фирма Steepler постоянно крутила по центральному телевидению.
Телевизионные приставки
Первая отечественная игровая приставка «Электроника Экси Видео 01» (5 игр), следующей её модификацией была приставка «Электроника Экси Видео 02», которая выпускалась в начале 1980-х годов («Экситон», г. Павловский Посад), подключалась к телевизору и позволяла играть в семь игр (с чёрно-белой графикой):
Список зарубежных игровых приставок
Ниже приводится список зарубежных игровых приставок, структурированных по эпохам. Эпохи названы по доминирующему признаку, определившему эпоху (даже если не все приставки подпадают под этот признак). В список так же включены карманные игровые приставки, которые обычно представляют собой устройства, по возможностям сравнимые с предыдущим поколением полноформатных игровых приставок. Например, возможности и архитектура PlayStation Portable ближе к PlayStation 2 нежели к PlayStation 3.
Первые домашние игровые видеосистемы (1972—80)
Ранние 8-битные системы с играми на картриджах (1979—1983)
Эпоха 8-битных игровых приставок (1985—1990)
Эпоха 16-битных игровых приставок (1989—1994)
Эпоха 32/64-битных игровых приставок (1993—1999)
Шестое поколение (1999)
Седьмое поколение (2004)
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Игровая платформа» в других словарях:
игровая площадка — 3.3 игровая площадка: Платформа, на которой посетители осуществляют прыжки или скатывание. Источник: ГОСТ Р 53487 2009: Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое. Требования безопасности. Методы испытаний … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Аппаратная платформа компьютера — Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Компьютерная платформа». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон <<к объединению>> и добавьте … Википедия
Silent Hill (игровая серия) — Silent Hill Жанр Survival horror Разработчики Team Silent Climax Group Double Helix Games Издатель Платформы PlayStation 2 PlayStation 3 Xbox 360 IBM PC Первая … Википедия
Wii — Игровая консоль с возможностью распознавания движений игрока Игровая консоль седьмого поколения от компании Nintendo. Поступила в продажу на территории Северной Америки 19 ноября 2006 года. Имеет возможность выхода в интернет. Может проигрывать… … Энциклопедия ньюсмейкеров
AMD Quad FX — Платформа AMD Quad FX (также известна как AMD 4×4) первая игровая платформа Advanced Micro Devices, разработанная совместно с NVIDIA как ответ на Intel Core 2 Quad и состоящая из двух центральных процессоров Athlon 64 FX в исполнении Socket … Википедия
Adobe Flash Player — Adobe Flash Adobe Flash CS3 под Mac OS X Тип Мультимедиа Разработчик Adobe Systems ОС … Википедия
SWF — Adobe Flash Adobe Flash CS3 под Mac OS X Тип Мультимедиа Разработчик Adobe Systems ОС … Википедия
Shockwave Flash — Adobe Flash Adobe Flash CS3 под Mac OS X Тип Мультимедиа Разработчик Adobe Systems ОС … Википедия
Swf — Adobe Flash Adobe Flash CS3 под Mac OS X Тип Мультимедиа Разработчик Adobe Systems ОС … Википедия
OnLive — Данные в этой статье приведены по состоянию на март 2010 года. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия
Что такое игровая платформа?
Простой, казалось бы, вопрос, но вокруг него много путаницы. В Интернете нет чётких определений.
Простой 2 комментария
Например Windows может быть игровой платформой, а может быть просто платформой. Потому что можно писать игру под виндовс, а можно офисную программу. А внезапно игра это тоже программа, и что тогда?
Не детализируйте четкую классификацию, есть есть много перемежающихся вещей.
MUD рогалик требует поддержку интерфейса текстового ввода-вывода, для него игровой платформой является любое окружение, поддерживающее работу с сетью Интернет и CLI, который удобнее всего для игры реализовать через мессенджер.
Все это каким-то образом может быть задействовано в разработке или эксплуатации игры как системы, но это не контексты осуществления игры, это контексты технической реализации системы.
Технические возможности запуска игр могут ограничиваться, поэтому (в широком смысле) указывают на технический контекст, который ограничивает эксплуатацию.
Что такое игровая платформа?
Простой, казалось бы, вопрос, но вокруг него много путаницы. В Интернете нет чётких определений.
Простой 2 комментария
Например Windows может быть игровой платформой, а может быть просто платформой. Потому что можно писать игру под виндовс, а можно офисную программу. А внезапно игра это тоже программа, и что тогда?
Не детализируйте четкую классификацию, есть есть много перемежающихся вещей.
MUD рогалик требует поддержку интерфейса текстового ввода-вывода, для него игровой платформой является любое окружение, поддерживающее работу с сетью Интернет и CLI, который удобнее всего для игры реализовать через мессенджер.
Все это каким-то образом может быть задействовано в разработке или эксплуатации игры как системы, но это не контексты осуществления игры, это контексты технической реализации системы.
Технические возможности запуска игр могут ограничиваться, поэтому (в широком смысле) указывают на технический контекст, который ограничивает эксплуатацию.
Современные игровые платформы: эволюция рынка и его лидеры
Индустрия видеоигр никогда еще не была такой огромной и мощной. Еще никогда в мире не было столько игроков, игр онлайн бесплатно на русском языке и, что самое главное, платформ, сколько сейчас! Фактически за последние двадцать лет отрасль так сильно изменилась, что термин «игровая платформа» приобрел много новых значений.
Наряду с платформами, которые можно использовать непосредственно для игры, есть платформы, предназначенные для прямых трансляций. Наш путеводитель посвящен развитию игровых платформ и тому, как рынок стал еще более разнообразным, чем был.
Активные игровые платформы
Когда речь заходит об игровых платформах, можно выделить пять лидеров рынка, хотя помимо так называемой «большой пятерки» существует множество других брендов и платформ. Давайте перечислим ведущих провайдеров, которые в настоящее время доминируют на рынке:
Игровые платформы для ПК
Бесплатные онлайн игры на ПК давно уже являются главным прибежищем хардкорных геймеров. Компании Dell, HP и Sony десятилетиями конкурировали на рынке. Однако самое интересное в ПК как в игровой платформе – это технологические новинки. Компании, подобные Razor и Alienware, нашли способы сделать игры более увлекательными и обеспечить полный эффект присутствия.
Такие продукты, как игровые ноутбуки Alienware, теперь обладают разнообразными высококачественными компонентами. От процессоров Intel Core 11-го поколения с максимальной частотой 4,9 ГГц до передовой системы охлаждения Cryo Cooling Technology – это оборудование позволяет работает в сверхсложных игровых средах без малейших заминок. Фактически именно благодаря высокой производительности ПК остаются актуальными на сегодняшнем рынке.
В мире, где продажи игровой платформы PlayStation превысили 100 млн штук, компании, производящие ПК, например, Alienware, должны предлагать нечто уникальное. Для них таким уникальным торговым предложением является мощность. Хардкорные геймеры хотят, чтобы картинка обновлялась молниеносно, а железо не перегревалось. Конечно, не случайно профессиональные киберспортсмены используют такие игровые ПК, как, например, Hyper Liquid Ryzen X.
Мобильные игровые платформы
За последнее десятилетие рынок топ игр на телефон для iOS и Android показал бурный рост. По данным Statista, к 2023 году общемировая выручка от мобильных игр превысит 102 млрд долларов. Это означает увеличение рыночной стоимости почти на 30 млрд долларов по сравнению с 2020 годом.
Такой подъем популярности мобильных игровых платформ обеспечивается главным образом за счет смартфонов и казуальных игроков. Хотя за последние годы приложения стали более продвинутыми, мобильные игры не идут ни в какое сравнение с играми на ПК. На основании свежей статистики можно c уверенностью сказать, что казуальные геймеры являются движущей силой современного игрового рынка.
Во-первых, более 60% всех приложений для смартфонов – это игры. Во-вторых, в мире насчитывается более 3,8 млрд пользователей смартфонов. Наконец, в 2020 году игры были скачаны 80 млрд раз, и по данным Newzoo, 2,5 млрд человек играют на мобильных телефонах. Эта статистика свидетельствует о том, что новые онлайн игры превратились в массовое развлечение.
Интересно, что смартфоны – это не промежуточный этап для перехода на другие игровые платформы. Вместо этого они стали полноценной самостоятельной игровой платформой. Люди, играющие на смартфоне, не всегда переходят на более продвинутые консоли и ПК. Вот почему многие ведущие бренды не рискуют серьезно заниматься сегментом мобильных игр. Разработчики смартфонов не выходят за рамки своей части индустрии, а разработчики консолей и ПК – своей.
Игровые платформы PlayStation
Родоначальником таких платформ стала первая приставка PlayStation. Детище исполнительного директора Sony Кена Кутараги – первая консоль PlayStation появилась как совместное предприятие Nintendo и Sony. В 1988 году две компании вместе занимались разработкой CD-ROM для приставки Super Famicom. Вдохновившись, Кутараги предложил концепцию самостоятельного продукта, использующего CD вместо картриджей.
Концепция эволюционировала в PlayStation, ставшую одной из самых продаваемых игровых платформ за все время. Первая консоль была продана тиражом 100 млн экземпляров. PlayStation 2 быстро побила этот рекорд, став самой популярной игровой приставкой всех времен, когда ее продажи превысили 155 млн штук. Нынешняя пятая версия PlayStation продолжает открывать новые горизонты.
Выпущенная в 2020 году PlayStation 5 представлена в двух форматах: c CD-ROM, как в традиционных игровых консолях, и без него. Новый SSD-накопитель объемом 825 ГБ делает PlayStation 5 на два порядке быстрее, чем PlayStation 4.
На практике это означает, что она может загрузить 2 ГБ контента за четверть секунды. Система может выводить картинку с разрешением 4K и кадровой частотой 120 Гц, а также поддерживать разрешение 8K с частотой 60 Гц. Также ее контроллер обеспечивает улучшенную тактильную отдачей, которая изменяется в зависимости от игровой динамики. По сути, PlayStation 5 – это одна из лучших игровых консолей в мире, поэтому она пользуется большим спросом.
Игровая платформа Microsoft Xbox
Компания Microsoft вышла на рынок игровых платформ с запозданием, но быстро нагнала упущенное. Может быть, Xbox не стала таким хитом продаж, как PlayStation, но тем не менее это одна из лучших консолей в мире. Первая приставка Xbox была выпущена в 2001 году и продана тиражом более 24 млн штук. За ней в 2005 году последовала модель Xbox 360, и по состоянию на 2014 год было продано более 84 млн ее экземпляров.
Сегодня Xbox – это консоль девятого поколения. В 2020 году были выпущены модели Series X и Series S, которые охватили все сегменты рынка. Xbox Series S – это более бюджетная альтернатива Xbox Series X. Основные различия заключаются в скорости, объеме памяти и качестве графики.
Эта разница обусловливает стоимость (299,99 и 499,99 долларов соответственно). Однако она также отражает ситуацию на рынке. Согласно прогнозам, к 2023 году количество геймеров достигнет 3 млрд. Не все из них будут хардкорными игроками. Microsoft попыталась с помощью моделей S и X охватить оба сегмента рынка, и вероятнее всего, компания продолжит придерживаться этой стратегии по мере роста отрасли.
Игровые платформы Nintendo
Nintendo всегда играла в отрасли заметную роль. Ее первые игровые платформы NES и Super Nintendo произвели настоящую революцию. Фактически благодаря именно этим консолям видеоигры приобрели массовую популярность, что дало начало многомиллиардной индустрии. Самое интересное в Nintendo – это произошедшие со временем перемены. Компания начала свой путь как одна из главных консолей для серьезных геймеров, а теперь ее предпочитают новички и казуальщики.
Согласно исследованию Limelight Networks, 56,6% опрошенных описали себя как «казуальные» игроки. Еще 22,2% отнесли себя к новичкам. Игровые платформы Nintendo, выпущенные в последние годы, адаптировались к запросам пользователей. Самый яркий тому пример – Nintendo Wii. С самого момента ее выхода в 2006 году стало очевидно, что она не была рассчитана на хардкорных геймеров.
Игры с мультяшной графикой и персонажи, управляемые движениями всего тела, а не только кончиками пальцев, стали показателем того, что Wii была разработана для непринужденных развлечений. С тех пор компания в своей стратегии продолжает придерживаться трендов.
Nintendo Switch, выпущенная в 2017 году, – это пример того, как одна игровая платформа охватывает два разных рынка консолей. Вопрос о том, насколько успешно ей удалось объединить в себе консоль и мобильное устройство, остается открытым. Однако она продемонстрировала, что крупные разработчики серьезно относятся к мобильным играм.
Стриминговые игровые платформы
Помимо активных игровых платформ, существует множество способов наслаждаться видеоиграми пассивно. Рынок видеотрансляций значительно вырос за последние десять лет. Хотя получить точные данные сложно, по оценкам, аудитория платформы Twitch составляет около 9,3 млн активных стримеров.
Конечно, здесь не учитываются прочие стриминговые игровые платформы, например, YouTube. Однако это дает представление о том, насколько популярным стало пассивное прохождение видеоигр.
Twitch
Отделившись от Justin.TV, вышедшего в эфир в 2007 году, сервис Twitch зарекомендовал себя как ведущую игровую платформу для онлайн-стримов. В последнее время темпы роста значительно ускорились. В 2019 году время просмотренного контента на Twitch равнялось 660 млрд минут. В первой половине 2021 года оно достигло 785 млрд минут. Это не только поражающий воображение прогресс, но и доказательство популярности онлайн-трансляций.
Короче говоря, игры больше не являются исключительно активным времяпрепровождением. Многим также любят наблюдать за игрой других и комментировать игры. Это ярко выраженная перемена, и она не может не повлиять на формат игровых платформ в будущем. Чем больше людей хотят транслировать и/или смотреть контент, тем больше крупные бренды будут стараться дать им эту возможность напрямую с помощью своих продуктов.
YouTube
Строго говоря, YouTube – это не игровая платформа, но она стала эпицентром стриминговой активности. Самые популярные YouTube-блогеры собирают миллионы подписчиков. Прелесть игровых стримов на YouTube заключается в разноплановости. Здесь царит более расслабленная атмосфера, чем на Twitch, который по большей части стал продуктом хардкорного сегмента индустрии.
В этом смысле просмотр летсплеев на YouTube доступен более широкой аудитории, и это тоже соответствует современным трендам в отрасли. Хотя игровая индустрия создавалась благодаря тем, кто серьезно увлекается играми, на современном рынке преобладают казуальщики. Такие казуальные игроки будут смотреть стримы скорее на YouTube, а не на Twitch.
Несмотря на то, что кто-то может считать этот тренд разрушительным для фундаментальных основ игровой индустрии, именно он сделал ее гигантом сегодняшнего дня.
VaughnLive
Сервис VaughnLive был создан в 2011 году, но не позволял размещать игровой контент. Чтобы решить эту проблему, Vaughn создал InstaGib TV в качестве побочного проекта. Эта игровая платформа стала популярной альтернативой Twitch и YouTube.
Однако, согласно Vaughn, «она так и не получила достойного внимания» разработчиков. Таким образом, в 2021 году InstaGib была поглощена сервисом VaughnLive.
Сегодня пользователи могут смотреть летсплеи наряду со стримами, посвященными вейпам, природе, музыке и т. д. Более того, после слияния InstaGib TV с VaughnLive разработчики смогли сосредоточить свои усилия на создании мобильного приложения. Его бета-версия была запущена в 2021 году, таким образом, эта игровая платформа должна стать еще более доступной для фанатов стримов в ближайшие годы.
Игровые платформы для каждого
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сейчас игровая индустрия не только находится на историческом пике популярности и доступности, но и открыта для всех. Независимо от опыта и предпочтений вы всегда сможете найти для себя платформу по вкусу.
Будь то игроки топ казуальных игр, хардкорные геймеры или любители стримов – никто не останется обделенным. Таковы тренды игровой индустрии 2021 года, и скорее всего, они останутся актуальными еще долгое время.
Краткая история игровой индустрии в разбивке по платформам
В далеком 1978 году коммерчески успешная игра Space Invaders сильно мотивировала крупных инвесторов обратить внимание на игровую индустрию. Эта видеоигра была выпущена в Японии на платформе, которую мы знаем под названием аркадные аппараты. Игра стала настолько популярной, что вызвала в стране дефицит монет, которые требовались для того, чтобы поиграть в нее. Из Японии игра быстро нашла свое распространение в Америке, где за 2 года было продано 60 000 аппаратов. Они стояли во всех барах, боулинг-клубах и кинотеатрах. Благодаря Space Invaders начался бум развития аркадных аппаратов, ставших первой ступенью эволюции индустрии игр. В 1979 году это было настоящим прорывом: американский дистрибьютор игры Belly Midway утроил рынок игровых автоматов в США, доведя объёмы продаж до 1,33 млрд. долларов за год. Многие известные компьютерные игры впервые появились именно на игровых аппаратах и уже позднее были портированы на другие платформы. Например, Pac-Man, Street Fighter, Killer Instinct. Под катом предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю эволюции платформ в игровой индустрии.
Вместе с игровыми аппаратами игры развивались на платформе игровых приставок. И хотя история приставок началась еще в 1972 году вместе с релизом первой в мире домашней игровой приставки Magnavox Odyssey, прорыв в этом направлении начинается в 1977 году, когда в продажу поступает игровая приставка Atari 2600. Благодаря инвестициям Atari популяризация компьютерных и видеоигр выходит на новый уровень. Появляются новые крупные игроки, желающие занять теплое место на рынке видеоигр. В качестве крупнейших кроме Atari в историю вошли Sega, Nintendo, Sony и Microsoft.
Другой крупной игровой платформой «с древнейших времен» стали персональные компьютеры. Первые игры на них появились еще в 1960-х годах. Это были текстовые приключенческие игры, в которых общение между игроком и компьютером осуществлялось посредством ввода команд через клавиатуру. Дальнейшая эволюция игр тесно связана с ростом производительности и возможностей компьютерного оборудования. Это и популяризация компьютерных мышей в качестве интерфейса взаимодействия человек-компьютер, и появление звуковых карт, дающих возможность воспроизводить полноценные звуки, и ежегодное улучшение качества выводимого изображения, и конечно развитие компьютерный сетей, вылившихся в итоге в появление Интернета. С эволюцией сетей на смену привычным всем однопользовательским клиентским играм приходит новое поколение игр, дающих возможность играть совместно с другими игроками. Самая первая онлайн игра была сделана в текстовом виде и запущена в сети TelNet в 1978 году. Разработчиками этой игры были Ричард Бартл и Рой Трабшоу. Они назвали свое творение Multi-user Dungeon, сокращенно MUD. В дальнейшем эта аббревиатура стала использоваться в качестве классификации для многопользовательских онлайн игр, где абсолютно все отображается в виде текста. MUD является истоком всех виртуальных миров, которые мы сегодня знаем.
С появлением интернета в дополнение к привычным всем однопользовательским играм приходят онлайн проекты: клиентские и браузерные. В конце 90-х растущие скорости доступа в интернет делают возможным становление браузера как самостоятельной игровой платформы. Он выступает в роли операционной оболочки для игр, позволяя играть без установки дополнительных программ. Развивающиеся игровые рынки долгое время имели высокую долю браузерных игр, что было связано с отставанием в железе — имеется в виду Китай, Россия.
В середине двухтысячных наступает экспоненциальный рост социальных сетей, которые становятся новым способом общения между людьми. Разработчики игр теперь просто не могут игнорировать браузерную платформу и внутри неё выделяется отдельная подплатформа и игры под неё, которые сейчас называют социальными. Тогда многим казалось, что это колоссальный прорыв игровой индустрии. Огромное количество разработчиков ушли в социальные игры, темпы годового роста превышали 200% просто потому, что это была инновация и ранее рынка даже не существовало. Однако насыщение пришло довольно быстро. На смену низкокачественным игровым продуктам, производимым с бешеной скоростью с целью занять рынок, приходят высококачественные игры с хорошей графикой и серьезным геймплеем.
Следующий виток развития игровой индустрии произошел благодаря колоссальному росту популярности мобильных телефонов, которые стали новой платформой общения людей и новой платформой распространения игр. Игры на Java, которые были на мобильных телефонах не составляли серьезной конкуренции ни браузерным, ни клиентским, ни социальным играм. Однако начиная с конца первого десятилетия 2000-х годов появление смартфонов, под которые можно было разрабатывать мощные проекты, открыло для индустрии рынок мобильных игр во всей красе. Вообще мобильная платформа реализуется сейчас через два типа устройств: смартфоны и планшеты. Но так как операционные системы, технические характеристики и способы доставки игр потребителю на этих устройства практически идентичны, разработчики редко разделяют их на разные платформы. Именно мобильные игры в настоящий момент многие считают перспективным рынком, способном генерировать максимальные прибыли при низком пороге вхождения. На нашей программе «Менеджмент игровых интернет-проектов» большинство слушателей делают именно мобильные игры, а на втором месте PC-игры под Steam.