ихрам что значит в исламе
Ихрам
Ихрам является первым действием из ритуалов Хаджа и Умры, он означает намерение человека приступить к обрядам. Временем вхождения в ихрам для Умры является любое время в течение года. Для Хаджа существуют определенные месяцы: шавваль, зуль-каъда и первая декада зуль-хиджи.
И хадж и умра начинаются с момента вхождения в ихрам в микате.
Большинство паломников Казахстана приезжают в Мекку, следуя одному из трех маршрутов:
3. Паломники на самолете добираются до г. Дубай (ОАЭ), а оттуда на автобусе едут в Мекку. Местом вхождения в ихрам для этих паломников будет микат «Карн аль-аназиль»— микат жителей Нежда (центральные и восточные районы Саудовской Аравии) и паломников, прибывающих с этого направления. Сейчас это место называется «ас-Сейлуль кабир» и находится в 75 км от благословенной Мекки.
Другие микаты:
Жители Мекки, а также проживающие в ней временно, входят в состояние ихрама для хаджа в своих домах, а для умры покидают Мекку в район, называемый Танъим, где и входят в ихрам.
Для жителей же Джидды, Мустауры, Бадра и других населенных пунктов, расположенных между Меккой и микатами, местом вхождения в ихрам служат их жилища.
Каждый паломник, совершающий Хадж или Умру, обязан при достижении миката войти в состояние ихрама.
Если же человек миновал микат и намеренно не вошел в состояние ихрама, то он обязан вернуться и войти в ихрам с пропущенного места. В противном же случае, на нем лежит обязанность принести в жертву овцу в Мекке и там же раздать мясо бедным.
Когда совершающий Хадж или Умру прибывает к определенному месту (микату) по суше, первое что ему необходимо сделать (по мере возможности), это совершить гусль (принять душ) и умаститься благовониями. Далее мужчине следует облачиться в две белые и чистые материи (изар и рида, которыми обворачивают талию и накидывают на плечи). У женщины же в ихраме нет определенного вида одежды, главное в ее одеянии-покрытие аурата, т.е. всего тела, кроме лица и кистей рук. Ей разрешается носить одежду любого цвета: красную, зеленую, синюю и т.д., но не броскую, не привлекающую внимание у окружающих.
Затем паломник произносит намерение на ихрам:
Хадж тамматту: «Ляббайка ъумратан мутаматтиъан биха иляль Хадж»
Хадж киран: «Ляббайка ъумратан уа хажжан»
Хадж ифрад: «Лаббайка хажжан».
Это совершение Хаджа без Умры; совершающий Хадж после облачения в ихрам делает намерение только на Хадж и выполняет только обязательства Хаджа; для того, кто выполняет Хадж-ифрад, курбан не является ваджибом.
В случае если совершается Умра: «Лаббайка ъумратан»
Действия, совершаемые до вхождения в ихрам:
Тальбия
Что касается воздушного или морского пути прибытия, то обычно о приближении к границе миката паломникам объявляет командир корабля. После чего люди облачаются в ихрам, а при достижении миката произносят одно из вышеуказанных слов намерения и часто повторяют слова тальбии. Однако паломнику разрешается облачаться в одежды ихрама в своей стране, в этом случае его вступлением в Хадж будет момент прохождения транспорта через границы миката, когда паломник начинает произносить слова тальбии.
Слова тальбии вслух произносят только мужчины:
«Ләббәйкәл-лаһуммә ләббәйк, ләббәйкә лә шәрикә ләкә ләббәйк, иннәл-хәмдә, уәнниъмәтә ләкә уәл-мулк, лә шәрикә ләк».
Перевод:«Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Нет у тебя сотоварища, вот я перед тобой! Поистине вся хвала, милость и владычество принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварищей».
Время тальбии для хаджа: С момента вхождения в ихрам и до начала бросания камней в джамрат аль-ъакаба в праздничный день.
Для умры: С момента вхождения в ихрам и до начала тавафа
В ихраме запрещается:
Во время ихрама разрешаются следующие вещи:
Если находящийся в ихраме по забывчивости или по незнанию покроет голову, то в этом случае нет ничего предосудительного, однако он обязан снять головной убор, как только вспомнит об этом или ему объяснят его ошибку.
Вхождение в Ихрам – очищение паломника на пути к Дому Всевышнего Творца
Об ихраме и его месте в исламе
Ихрам – особое состояние духовной и физической чистоты верующего в Исламе, которое является необходимым условием для совершения паломничества к Священному Дому Аллаха – Каабе. Недопустимо вхождение на эту территорию человека, не прошедшего обряд очищения. Это земля абсолютной чистоты от всего скверного. И входить сюда могут только те, кто очистится от скверны («тахер»), – войдет в состояние ихрам.
Отправляясь в хадж или умру, мусульманин надеется получить прощение от Аллаха, заслужить Его милость, удостоиться возможности приблизиться к Нему, удостоиться Рая. Это есть истинное намерение, которое верующий твердо должен для себя представить. Это одна из составляющих состояния ихрам. Обряд паломничества начинается тогда, когда мусульманин вступает на территорию заповедной Мекки (харам). До вступления на благословенную землю, правоверные обязаны пройти особый ритуал – вхождение в состояние ихрам, в специальном пункте – микате. Иначе паломничество, большое и малое, не считается пройденным.
Посещение Заповедной Мечети – крупное событие в жизни каждого верующего. Люди, намеренные совершить хадж или умру, заранее готовятся к ним – физически, материально и, что особенно важно, – духовно. Мусульманин окончательно готов к посещению Дома Аллаха тогда, когда в одном из специально предписанных мест, на пути к Заповедной мечети – микате, он произносит такбир и принимает состояние ихрам. Со времён Пророка Мухаммада (с.а.с.) приток мусульман всего мира к Священному городу, происходит непрерывно, а их число, со временем, значительно возрастает. Кааба, к которой направлены лики молящихся правоверных на протяжении множества веков, принимает рабов Аллаха со всех концов света, в течение всего года. Все они обязательно проходят ритуал вхождения в состояние ихрама, произнося такбир-тахрима на пути сюда, пересекая свои микаты.
Обряд вхождения в состояние ихрам
Вхождение в состояние ихрама, включает в себя несколько необходимых и взаимодополняющих составляющих. Сюда можно отнести:
Очень важно, перед вхождением в состояние ихрам, пройти ритуал физического очищения – подготовки тела к паломничеству. Как мужчины, так и женщины, должны:
Одежда, которую надевают при вхождении в состояние ихрам
Для мужчин
Одним куском полотна заворачивают тело от пояса до колен (изар). Второе полотно набрасывают на плечи (рида).
Для женщин
Намерение ихрама
Намерение на совершение хаджа и умры. Верующий, достигший миката, в процессе вхождения в состояние ихрам, обязательно произносит вслух намерение (нийат) совершить паломничество, понимая для себя всю ответственность и значимость этого события. В надежде на спасение собственной души, на милость Всевышнего, на то, что Аллах примет его поклонение, мусульманин максимально сосредоточен на искренности духовного стремления к очищению, избавлению от всего, что недопустимо принести с собой к Дому Аллаха, – как физически, так и духовно. Такая мотивация мусульманина на осознанный отказ и воздержание от множества мирских соблазнов и слабостей, при произнесении слов такбир тахрима, является свидетельством способности оценивать и направлять свои поступки. Наличие воли, необходимой для исполнения этих намерений, укрепляется чётким осознанием цели и смысла совершения этого важного обряда. Это основа духовной составляющей состояния ихрам. Иначе, паломничество – и умра, и хадж, не являются действительными. Намерение на совершение умры звучит так:
«Аллахумма ляббейка умратан»
Для совершения хаджа произносят такие слова намерения:
«Аллахумма иннии уриидуль хаджа файассирху лии уа такъаббальху миннии».
(«О Аллах, я намереваюсь совершить хадж, поэтому облегчи мне его совершение и прими его от меня»).
Слова тальбии
После принятия намерений, необходимо произнести тальбийю (или, ещё говорят – читать «Лаббайка»). Важно многократно произнести молитву. Это условие, которое позволяет верующему отрешиться от мирского и погрузиться в состояние ихрама.
Передают, что Халлад ибн ас-Саиб рассказывал со слов своего отца, что Посланник (с.а.с.) сказал: «Ко мне явился Джибрил и велел, чтобы я приказал моим сподвижникам повышать голоса при произнесении тальбии». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным.
Мужчины громко произносят, а женщины беззвучно:
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ ل
Запретные действия для паломников, находящихся в ихраме
В состоянии ихрам верующему запрещаются многие действия.
Произнося «такбир –тахрима»(слова намерения на совершение паломничества), человек выражает свою готовность на воздержание от:
И всего того, что является неприемлемым для мусульман в повседневной жизни, а для паломника – тем более (ложь, сквернословие, сплетни, пересуды и т.д.), необходимо избегать. Ограничения действуют до выхода из состояния ихрам. Любое нарушение запретов считается недопустимым.Исполнение двух ракатов намаза.
После всего, что мусульманин совершил чтобы войти в состояние ихрам – омовения, стрижки волос и ногтей, умащения благовониями, произнесения «такбир-тахрима» и укрепления собственной воли к совершению паломничества, включая принятие всех условий его выполнения с твёрдым намерением их исполнять, облачения в одежду паломника, рекомендуется совершение двух ракатов намаза для путника. Если время вхождения в состояние ихрам совпало со временем обязательного намаза, то необходимо совершить этот намаз до ритуала. Для вхождения в состояние ихрам, определены чёткие географические ограничения. Необходимо пройти этот обряд в конкретных координатах местности, определённых для жителей каждого из регионов, откуда прибывают паломники.
Микаты – точки на карте, в которых происходит вхождение в ихрам
При пересечении местности параллельной микату или соответствующей ему, без вступления в ихрам, верующие, достигшие харама с целью совершить обряд, подвергаются штрафу. Если кто-то совершает хадж за другого человека, то следуя мазхабу имама Абу-Ханифы, он входит в ихрам в том микате, который соответствует его месту жительства. Многие мусульмане вступают в состояние ихрам в пункте под названием «Тан Им», который также называют «мечеть Аиши». Правоверные, прибывшие из-за пределов Мекки для совершения хаджа или умры, и после завершения ритуала намеревающиеся совершить дополнительную умру, то они, подобно жителям Мекки, могут войти в состояние ихрам для дополнительного ритуала, у Мечети Аиши. Те мусульмане, которые проживают в населённых пунктах, расположенных между точками микатов и Меккой, вступают в ихрам там, где проживают.
Паломники, прибывающие в Мекку самолётом, могут войти в ихрам следующим образом
Хадисы, связанные с ихрамом
707. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Медины Зуль-Хулейфу, для приезжающих из Сирии – аль-Джухфу, для прибывающих из Неджда – Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена – Йаламлам. Эти места предназначены для них, а также для всех, кто желает совершить хадж или малое паломничество, но прибывает к вышеперечисленным местам не из упомянутых областей. А что касается тех, кто проживает еще ближе к Мекке, то их паломничество начнется там, откуда они отправятся в путь, и поэтому жители Мекки должны вступать в ихрам в самой Мекке. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
708-711. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Ирака местечко Зат ‘Ирк. Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и его суть также передал Муслим со слов Джабира, да будет доволен им всевышний Аллах. Однако рассказчик последнего хадиса сомневался в том, что эти слова принадлежали Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, передали аль-Бухари и Муслим.
Передают также, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что после освоения Куфы и Басры жители этих областей пришли к ‘Умару и сказали: «О повелитель правоверных! Посланник Аллаха,صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Неджда Карн аль-Маназиль, но для того, чтобы добраться до этого местечка, мы вынуждены сильно уклоняться от дороги в Мекку, что создает для нас дополнительные трудности». Тогда он сказал: «Найдите местечко, которое располагается по дороге в Мекку на таком же расстоянии от нее». Так он определил для них местом вступления в ихрам местечко Зат ‘Ирк. Этот хадис передал аль-Бухари. Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи также передали хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором сообщается, что Пророк Мухаммад,صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей восточных областей аль-‘Акик.
Просим Всевышнего Аллаха, Милостивого и Милосердного, принять ваш хадж и вашу умру! И да простит Всевышний всем, преданным Ему, мусульманам грехи и ошибки! Да наставит всех нас Аллах на истинный путь очищения, просветления и искреннего служения Ему! Пусть наши намерения и деяния будут чистыми, добрыми и свершёнными лишь во Имя Аллаха и только из преданности Ему Одному!
Ихрам паломника
Запреты, обусловленные вхождением в состояние ихрама
Человеку, вошедшему в состояние ихрама, для выполнения обрядов хаджа или ‘умры запрещаются следующие действия:
1. Мужчине запрещается надевать что-либо скроенное, покрывать чем-либо голову и лицо, а также использовать закрывающую пальцы ног и имеющую задник обувь.
2. Женщине запрещается закрывать лицо и надевать перчатки.
3. Пользоваться ароматическими веществами. Но пользоваться ими непосредственно до того, как войти в состояние ихрама, можно и нужно.
4. Использовать мази не в лечебных целях.
5. Удалять волосы на любом участке тела.
6. Подстригать ногти.
8. Иметь интимную близость, а также совершать все то, что активизирует либидо.
9. Спорить или ссориться с кем-либо.
10. Охотиться, быть проводником на охоте, убивать диких животных, кроме тех, которые могут быть опасны для людей[2].
Как быть, если возникла необходимость выйти из состояния ихрама
«…Если же вы окажетесь ограничены [из-за болезни, каких-либо проблем, возникших в пути], тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) [раздав мясо неимущим] (см. Св Коран, 2:196).
Предположим, человек отправляется в хадж или выходит в дорогу для совершения ‘умры. В пути, после того как он уже вошел в состояние ихрама, возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают на его пути к священным местам. В таком случае выходом из состояния ихрама для него является принесение в жертву животного. Если такой возможности нет, тогда на сумму, которую он потратил бы для покупки этого животного, он покупает еду и раздает неимущим. Если и такая возможность не представилась, тогда примерно переводит это количество продуктов в меру сыпучих тел «мудд»[3] и по количеству муддов постится соответствующее количество дней. Это и будет выходом из состояния ихрама в такой ситуации.
Начав ритуал совершения хаджа или ‘умры, обязан ли человек довести его до конца?
В Коране сказано: «Совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно)». То есть совершите все необходимые ритуалы, сторонясь греховных деяний и поступков.
Богословы ханафитского мазхаба, опираясь на текст аята, акцентировали также внимание на том, что «начав, следует довести до конца». Если что-то помешает довести ритуал хаджа или ‘умры до конца (например, резкое ухудшение здоровья), тогда, выйдя из состояния ихрама закланием в жертву животного, нужно будет выполнить в последующем все ритуалы заново, причем в обязательном порядке.
Богословы шафиитского мазхаба не поддержали данную трактовку аята, отметив, что если человек никак не сможет завершить паломничество, то на него не будет возложена обязанность его восполнения: желательное так и останется желательным, а незавершенное просто аннулируется. Но для выхода из состояния ихрама необходимо будет принести в жертву животное. По последнему нет разногласий и разночтений.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Однако ученые-ханафиты допускают помолвку и вступление в брак для находящегося в состоянии ихрама.
[2] Паломнику разрешается рыболовство и принесение в жертву домашних животных.
[3] Мудд – мера сыпучих тел, переводя на граммы, по мнению богословов-ханафитов равняется примерно 815 грамм, а по мнению ученых остальных трех мазхабов – 543 грамма. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 417.
Что такое ихрам?
«вступительный такбир к совершению хаджа»
Вопрос: Что такое ихрам?
Ответ: В лексическом значении слово «ихрам» означает «запрещение, лишение себя чего-то», а так же «проявление почтения к определенному времени или месту». В терминологии фикха слово «ихрам» означает «запрещение человеком, намеревающимся совершить хадж или умру, самому себе определенных действий на определенный срок, то есть до завершения выполнения всех обрядов хаджа или умры». Поскольку вступительный такбир (тахрима) в намазе и ихрам в хадже являются однокоренными словами, и оба этих вида поклонения имеют схожие цели и функции, то можно сказать, что ихрам является «вступительным такбиром к совершению хаджа».
Некоторые из действий, которые в обычное время являются разрешенными, становятся запрещенными для человека находящегося в ихраме. Например, к таким запретам относятся: ношение сшитой одежды, интимные отношения, а так же охота. Нарушение этих запретов, требует соответствующего наказания, которое зависит от вида нарушенного запрета. Таким наказанием может быть жертвоприношение, раздача садака, выплата возмещения или соблюдение поста.
Эти запреты начинают действовать с того момента, как человек сделает намерение и произнесет тальбию, которые в свою очередь являются рукнами (обязательными элементами) ихрама. Человека, вошедшего в состояние ихрама, называют мухрим.
Состояние Ихрама в исламе
Определение «ихрама»
Намерение человека приступить к совершению обрядов хаджа.
Желательные действия во время вступления в ихрам
1. Купание
Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что “перед вступлением в ихрам пророк, мир ему и благословение Аллаха, разделся и искупался.” [Приводится ат-Тирмизи]
2. Очищение (личная гигиена)
Подстригание усов и ногтей, сбривание волос подмышками и на лобке и т.д.
3. Парфюмерия и ароматические вещества
Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Я умащала посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, благовониями перед тем, как он вступал в ихрам”. [Хадис согласован]
Входящий в ихрам не должен умащать свою одежду.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не надевайте одежду, которая была умащена желтым деревом (уарс) либо шафраном”. [Хадис согласован]
4. Переодеться в одежду для ихрама (два куска белой материи: одним обтянуть пояс, а другой накинуть сверху) и надеть соответствующую для ихрама обувь (босоножки, сандалии и т.д.)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Входящий в ихрам должен надеть изар (нижняя часть ихрама), рида (верхняя часть ихрама) и сандалии. Если же (паломник) не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток”. [Приводится у Ахмада]
Что касается женщин в состоянии ихрама, то для них нет ограничений в одежде и обуви, как нет и в цвете одежды, однако женщины должны избегать подражания мужчинам, и им нельзя пользоваться украшениями.
Также женщины в состоянии ихрама не надевают никаб и перчатки.
Запрещенные действия во состоянии ихрама
1. Надевать на голову что-либо
Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Что должен надевать на себя (паломник, желающий) облачиться в ихрам?” Он ответил: “Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни плащ с капюшоном. ”. [Хадис согласован]
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал про того, который умер в состоянии ихрама: “Не накрывайте ему голову, потому что в Судный день он будет воскрешен, произнося тальбию (т.е. будет воскрешен паломником)”. [Приводится у аль-Бухари]
Исключением является то, что не надевается непосредственно на голову, но укрывает ее (зонтик, палатка, крыша дома, автомобиль и т.д.) и это все разрешено в состоянии ихрама.
2. Надевать любой материал, который сшит и скроен под одежду (для мужчин)
Имеется в виду все то, что сшито по форме всего тела или некоторых его частей (одежда, брюки, рубашка, носки, перчатки и т.д.).
Также нельзя надевать обувь, которая целиком покрывает ступни ног (туфли, ботинки и т.д.).
Как упоминается в вышеприведенном хадисе от ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нельзя надевать рубашку, чалму, брюки, любую одежду, покрывающую тело вместе с головой, и обувь, целиком покрывающую ноги (ступни ног)”. [Хадис согласован]
Человеку, который хочет войти в состояние ихрама, но не может найти куска материи для этого, разрешается надеть брюки, а если он не смог найти сандалии, босоножки или тапочки, то он может надеть туфли (это до тех пор, пока он не найдет все соответствующее для ихрама).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если же (паломник) не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток”. [Приводится у ибн Хузеймы]
3. Убивать диких животных или охота на них
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме” (Трапеза, 95).
“…в ихраме” : т.е. при совершении большого (хаджа) или малого паломничества (умры).
“…охотничью добычу…” : т.е. запрещается убивать или охотиться на диких животных и птиц, мясо которых разрешено для пищи, а что касается домашних животных и птиц, то закалывание их разрешено.
Также разрешается ловить рыбу и все, что находится в море. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “…вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме” (Трапеза, 96).
Что же касается тех животных, мясо которых не разрешено для употребления (змеи, скорпионы и т.д.), то убивать их разрешается.
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Вам дозволены морская добыча и еда” (Трапеза, 96).
4. Подстригание ногтей, удаление или подстригание волос
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания” (Корова, 196)..
Запрет касается волос всего тела по аналогии с запретом на удаление и подстригание волос на голове.
5. Подстригание ногтей
Подстригание ногтей как на руках, так и на ногах.
6. Использование парфюмерии или любого ароматизированного вещества, наносимого на тело или на одежду
Не разрешено использовать после вступления в состояние ихрама парфюмерию или благовония, даже если это наносится не на тело, а на одежду.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не надевайте одежду, которая была умащена желтым деревом (уарс) либо шафраном”. [Хадис согласован]
Как упоминается в хадисе про того, который умер в состоянии ихрама, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не умащайте его благовониями”. [Приводится у аль-Бухари]
7. Заключать браки
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Находящимся в состоянии ихрама нельзя заключать браки и нельзя свататься”. [Приводится у Муслима]
8. Половая близость
Половая близость, т.е. половой контакт.
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость…” (Корова, 197).
Ибн Аббас, доволен Аллах ими обоими, сказал: “Это половой контакт”.
И это является самым сильным запретом в состоянии ихрама.
9. Супружеская близость без полового контакта
Поцелуи, объятия и т.п., так как это может стать причиной полового контакта.
Запрещенные действия во состоянии ихрама
Запрещенные действия для мужчин в состоянии ихрама касаются и женщин, но есть несколько различий и особенностей, которые касаются только женщин:
1. Женщинам разрешается одевать сшитую и скроенную одежду.
2. Женщины должны покрывать голову.
3. Женщины не надевают никаб и перчатки.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщина, находящаяся в состоянии ихрама не надевает никаб и не надевает перчатки”. [Приводится у аль-Бухари]
Однако женщина покрывает голову при присутствии неродных для нее мужчин (т.е. тех, которые не являются для нее махрамом), но покрывает себя не никабом, а некроенным куском материи.
Также женщинам в состоянии ихрама разрешается носить изделия из золота (учитывая при этом условия Шариата).
Важные пояснения
1- Нет шариатского основания для совершения так называемой молитвы ихрама в два раката, как нет и определенной мольбы перед вступлением в ихрам.
2- Разрешается паломнику, который находясь в самолете не может облачиться в одежду для ихрама или же боится опоздать с этим, надевать ее в аэропорту или у себя дома, но намерение нужно закреплять исключительно при пересечении миката (территориальной границы священных территорий).
3- Многие паломники, совершающие хадж оголяют правое плечо сразу же после вступления в состояние ихрама, что является ошибкой, а оголять правое плечо нужно только во время совершения приветственного тауафа (тауаф аль-кудум), что касается других случаев, то правое плечо оголять не нужно.
Нет греха, если.
— у паломника или паломницы выпадет несколько волос при расчесывании или во время омовения, или отпадет кусок ногтя, если это было непреднамеренно.
— паломник использует специальный пояс, либо обычный ремень, чтобы поддерживать свой изар (нижнюю часть одежды для ихрама).
Если паломник опасается того, что какая-либо причина может помешать ему совершить хадж до конца, как болезнь или что-либо другое, то при вхождении в состоянии ихрама он обусловливает свой хадж пред Всевышним Господом, сказав: “Ляббайка-Ллахумма би-умратин (в зависимости от вида совершаемого паломничества) фа-ин хабасаний хабис фа-махиллий хайсу хабастаний”
(“Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру, а если меня что-либо (кто-либо) остановит, то мое место вхождения в ихрам там, где Тебе угодно было меня задержать”).
Поэтому, если паломник поступит таким образом, а потом его что-то задержит или же он заболеет, то ему разрешено выйти из состояния ихрама при совершении хаджа или ‘умры,
и ему не надо будет приносить в жертву животное в качестве искупления и снова совершать хадж (если же это был его первый хадж, являющийся обязательным, то в таком случае хадж нужно будет совершить заново).
Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что “посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Дуба’е бинт Аз-Зубейр (двоюродная сестра пророка) да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Наверное, ты хочешь совершить хадж (не желаешь ли ты совершить с нами хадж)?” Она ответила: “Клянусь Аллахом, я не здорова (не знаю, смогу ли я совершить хадж или нет)” Он сказал ей: “Совершай хадж и обусловливай, скажи: “О, Аллах, мое место вхождения в ихрам там, где Тебе угодно было меня задержать”. [Хадис согласован]