икона богородицы отрада и утешение в чем помогает
ОТРАДА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Божией Матери «Отрада» |
«Отрада» или «Утешение», Парамифия (греч. Παραμυθιά), Ватопедская икона Божией Матери
В январе 807 года некий алжирский пират по имени Вардухан, обосновавшийся на острове Милос, одном из островов Кикладского архипелага, на 15 пиратских кораблях совершал набеги и опустошал острова Эгейского моря, побережья Фракии и Малой Азии. В тот месяц он решил напасть и на Афон. Он подготовил десять кораблей, взял с собой 200 пиратов и отправился к Ватопедскому монастырю. На рассвете 21 января разбойники пришвартовались в монастырской бухте, выстроились в боевом порядке и, затаившись, стали ждать утреннего открытия монастырских ворот.
Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо от иконы «Отрада» или «Утешение» (Παραμυθιά). |
Монахи, закончив утреню, расходились по своим кельям для краткого отдыха. В церкви остался один игумен, который продолжал молиться. Внезапно старец услышал исходящий от иконы Пресвятой Богородицы глас: «Не открывайте сегодня ворот. Поднимитесь на стены и прогоните пиратов».
Ниша в которой находилась чудотворная икона «Отрада» или «Утешение» (Παραμυθιά) до ее перенесения в специально для нее построенный придел. |
Потрясённый игумен созвал братию и рассказал монахам обо всём увиденном и услышанном. Те со страхом убедились, что священные лики на иконе изменили свое положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Её спасительный Промысел, иноки поднялись на стены.
Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные побежали на свои корабли и уплыли прочь.
Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т. е. «Утешение», «Отрада»), и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание о том удивительном происшествии.
Икона «Отрада и Утешение». Поселок Вадино Сафоновского района Смоленской области. |
В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возжжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери.
Чтимые списки с иконы
Чтимый список иконы, написанный на Афоне, был подарен в XIX веке иеросхимонахом Серафимом (Весниным) сёстрам Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря. В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона [1].
Один из списков пребывает в храме, построенном в честь этой иконы в посёлке Вадино Сафоновского района Смоленской области, являющемся подворьем Спасо-Авраамиева мужского монастыря. Удивительна история этой иконы. В конце 1920-х годов, когда в Советской России шло массовое разорение церквей, её подобрал в одной из центральных губерний России кочующий цыганский табор. Большая храмовая икона стала храниться в таборе и почитаться цыганами, которые всюду возили её с собой. Во время Великой Отечественной войны табор оказался на оккупированной территории. Фашисты, проводившие политику тотального уничтожения цыган, загнали табор в окружение, выйти из которого можно было, только пройдя через минные поля. С иконой Божией Матери цыгане невредимыми прошли через минные заграждения. После войны табор осел в Вадино. Долгое время икона Божией Матери «Отрада и утешение» хранилась в доме старого цыгана Бориса, который завещал её Вадинской православной общине. В 2007 году храм был построен. Образ «Отрада и Утешение» стал его главной святыней [2].
Отрада, или Утешение, икона Божией Матери |
Чудотворный список иконы Богородицы «Отрада или Утешение» с 2004 года пребывает в Казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в Москве. 13 июня он был доставлен в Москву делегацией Ватопедского монастыря во главе с архимандритом Ефремом.
Молитвословия
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии,/ и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́,// Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Ин тропарь, глас тот же
Я́ко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ на́м отра́ду и утеше́ние,/ на Тя́ бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ на́с изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
3 февраля-день иконы Богородицы Отрада и Утешение
Образ Богоматери «Отрада и Утешение» – среди самых почитаемых.
Сегодня различают несколько вариантов названий чудотворного образа. Традиция допускает как минимум три: не только «Отрада и Утешение», но и «Отрада», «Утешение». В Греции принято название «Парамифия»
На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.
Одно из преданий, которое можно услышать из уст насельников монастыря, рассказывает о том, откуда пошло его столь необычное название. Оно отсылает слушателей к концу IV века, когда юный царевич Аркадий ; сын последнего правителя Римской империи Феодосия Великого (379-395гг.) ; отправился в морское путешествие на святую гору Афон, чтобы поклониться местам, ставшим земным Уделом Пресвятой Богородицы.
На всём протяжении пути погода была превосходная, и ничто не предвещало беды, как вдруг небо потемнело и разразилась страшная буря. Произошло это столь неожиданно, что придворные не успели увести отрока с палубы и укрыть его в нижних помещениях корабля. В результате ударом накатившей волны он был смыт за борт и скрылся в морской пучине.
Происшедшее повергло в ужас всех находившихся в тот момент на судне, поскольку они понимали, что на них неизбежно обрушится гнев императора. Кроме того, все искренне скорбели о юном царевиче, которого уже не надеялись увидеть живым. Тем не менее, лишь только буря утихла, путешественники причалили к берегу, вдоль которого пролегал их путь, и тщательно осмотрели покрывавшие его заросли в надежде найти хотя бы тело отрока, выброшенное волнами.
Какова же была их радость, когда они обнаружили Аркадия не только живым, но и абсолютно невредимым! Он мирно спал под одним из кустов. Как рассказывал потом отрок, оказавшись на краю гибели, он сохранил присутствие духа и молитвенно воззвал ко Пресвятой Богородице, прося Её заступничества. Вопль, исходивший из детских уст, был услышан, и в тот же миг неведомая сила подхватила Аркадия и, пронеся сквозь бурю и мрак, опустила на морской берег, где, утомлённый пережитыми волнениями, он уснул под кустом.
Услышав столь дивный рассказ, император Феодосий Великий, отец мальчика, повелел воздвигнуть церковь на месте его чудесного спасения, которое с той поры стало называться Ватопедом, что в переводе означает «Куст отрока». Со временем там был обустроен монастырь, разрушенный затем иноземцами, питавшими вражду к вере Христовой.
В исторических документах первое упоминание о монастыре, в котором ныне хранится икона Божией Матери «Отрада и Утешение», относится к 985 году.
Икона Парамифия – фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).
В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.
Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен, по обыкновению, вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Не открывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от Своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители…»
По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.
Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.
В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того, в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии». Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.
С иконой «Парамифия» связана жизнь преподобного Неофита Ватопедского, который был «просмонарием» этого чудотворного образа.
Однажды Неофит (запись начала 20 века) по направлению игумена отправился по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Во время морского путешествия инок занемог, и, прибыв на остров, едва держался на ногах.
Предчувствуя близкую кончину, он вознёс молитвы ко Пресвятой Богородице перед находившемся в подворье списком с Её Ватопедской иконы. Инок молил продлить его дни, чтобы, исполнив послушание, он мог вернуться в свою обитель и в ней завершить земной путь. Не успел он подняться с колен, как услышал чудный глас, исходивший с неба и повелевший ему исполнить послушание, вернуться в монастырь, но через год быть готовому предстать перед вратами вечности.
Болезнь тут же оставила страдальца, и он в точности исполнил всё, что ему было поручено отцом настоятелем. После этого он благополучно вернулся в Ватопедский монастырь, где целый год пребывал в постах и молитвах.
По истечении же срока, стоя пред иконой «Отрада и Утешение», он вдруг вновь услышал знакомый ему голос, провещавший, что час его кончины уже близок. Сразу после этих слов инок почувствовал, как силы оставляют его. С трудом добравшись до своей кельи, Неофит созвал к себе братию, и, лёжа на смертном одре, поведал им о чуде, явленном по его молитве. После этого он с миром отошёл ко Господу.
Имеются и более поздние свидетельства. Так, в 2000 году монах расположенного на Кипре Киккского монастыря Стиллианус во время ночной молитвы стал свидетелем того, как лики Младенца Иисуса и Его Пречистой Матери на иконе неожиданно ожили и преобразились, причём из Их глаз обильно потекли слёзы. Поражённый увиденным, инок лишился дара речи, и обрёл его вновь лишь после того, как вся братия обошла монастырь крестным ходом, неся перед собой этот чудотворный образ.
О чудесах же, явленных в России, свидетельствуют многочисленные записи в монастырских и приходских книгах. Они помогают ещё глубже понять значение иконы «Отрада и Утешение» и место, которое она занимает в отечественной иконографии.
В России икона «Отрада и Утешение» известна с глубокой древности. Считается, что произошло это в первой половине XVI века благодаря преподобному Максиму Греку. По его инициативе в 1518 году в Россию было доставлено с Афона два списка, сделанных с чудотворных икон Ватопедского монастыря, среди которых была «Отрада и Утешение». Многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней, принесли иконе широкую известность и стали поводом для почитания её как чудотворной.
Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в жизни Русской православной церкви весьма велико, и тому есть немало свидетельств.
Чтимые списки с иконы
4. Один из списков пребывает в храме, построенном в честь этой иконы в посёлке Вадино Сафоновского района Смоленской области, являющемся подворьем Спасо-Авраамиева мужского монастыря.
Удивительна история этой иконы. В конце 1920-х годов, когда в Советской России шло массовое разорение церквей, её подобрал в одной из центральных губерний России кочующий цыганский табор. Большая храмовая икона стала храниться в таборе и почитаться цыганами, которые всюду возили её с собой.
Во время Великой Отечественной войны табор оказался на оккупированной территории. Фашисты, проводившие политику тотального уничтожения цыган, загнали табор в окружение, выйти из которого можно было, только пройдя через минные поля. С иконой Божией Матери цыгане невредимыми прошли через минные заграждения. После войны табор осел в Вадино. Долгое время икона Божией Матери «Отрада и утешение» хранилась в доме старого цыгана Бориса, который завещал её Вадинской православной общине. В 2007 году храм был построен. Образ «Отрада и Утешение» стал его главной святыней.
5. Точная копия есть в Белоруссии в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре.
6. Копия чудотворной иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» была написана в Ватопедском монастыре в 2015 году для Ханты-Мансийской митрополии.
«Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая».
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зову;ще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений. Не отврати Твоя рабы тщи, Тя; бо и едину надежду имамы.
Ин тропарь, глас тот же:
Яко покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице, на сию у;бо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице, ниспосли нам отраду и утешение, на Тя бо упование возлагаем, грешнии и смиреннии. На Твое предстательство надеемся, недостойнии. Ускори; нас избавити от бед и скорбей и умоли; Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти ду;ш наша.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестна.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва Пресвятой Богородице
пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо на;ше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша.
Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Бо;гу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами.
Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских.
Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребывай с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.
В чем помогает икона Божией Матери Отрада и утешение, значение и молитвы
Икону из Ватопедского монастыря традиционно называют «Отрада» или «Утешение». Это плотно хранится в особом приделе, где на протяжении нескольких веков совершаются обряды монашеского посвящения. Изображение принадлежит греческой православной церкви, перед ним совершают ежедневные молебны. Это каноническое изображение Богоматери, которое многократно использовалось для создания почитаемых протографов.
Описание образа Пресвятой Богородицы
Полотно относится к категории нерукотворных. Это значит, что изображение явилось людям чудесным способом и стало почитаться православными верующими из-за особого влияния. Икона причислена к категории чудотворных изображений из-за неоднократных случаев чудесного исцеления.
По свидетельствам историков, изображение было обретено не позднее XV века на горе Афон. Там оригинал хранится по сей день, пережив многочисленные реставрации.
История образа чудесна. То, как нарисована Богоматерь, не является православным каноном. Этот образ уникален. По свидетельствам летописцев, фигуры, которые были расположены в традиционном виде, неожиданно поменяли положение, создав новый образ и заставив взглянуть на полотно по-новому.
«Отрада и утешение» канонического типа представляет собой изображение Девы Марии с младенцем на руках. Мать одета в красный традиционный хитон, голова покрыта капюшоном. Сын, которого она держит на руках, протягивает правую руку вверх. Мать с любовью поддерживает руку младенца, склоняя голову вправо. Взгляд выражает смирение, любовь и покорность.
Сын держит другой рукой свиток, что говорит о его необычном происхождении, тяге к составлению списков, на которых запечатлено Слово Божье. От полотна веет теплом. Это подчеркивают выбранные оттенки: все цвета относятся к теплой цветовой палитре, не раздражают глаз, вызывают чувство успокоения.
Деталью, которая указывает на строгость и смирение, является изображение лампады. Образы матери с младенцем традиционны, но не являются каноническими в прямом значении. Для официальных полотен характерно изображение Богоматери как заступницы народной. Чаще всего она держит младенца на руках, но не выражает ничего, кроме почтения. На этом полотне в образе отчетливо читается всепоглощающая любовь к сыну, желание сохранить его младенчество. Поэтому образ почитаем, а также любим матерями всех возрастов.
Значение в православии
Почитание Божией Матери христианами легко объяснимо. Это один из самых любимых образов. Заступница, покровительница, наставница, мать всего и вся, которая постигла глубину великого горя и познала цену жертвы. Именно такой предстает Богоматерь.
Ватопед относится к группе мест, которые наиболее посещаемы паломниками со всех уголков мира. Христиане стремятся выразить свое почтение, увидеть «Отраду и утешение» собственными глазами.
История появления и обретения
Обретение ватопедской иконы связывают с событиями 807 года. По летописям, игумен Афонского монастыря традиционно совершал молитвы перед иконостасом, среди которого находилось каноническое изображение Богоматери с Иисусом.
Неожиданно изображение начало двигаться, мать повернула голову вправо и предупредила игумена о нападении разбойного отряда на монастырь. После того, как нападение было отражено, игумен монастыря вернулся к иконостасу. Он увидел, что фигуры на полотне полностью изменили свое положение. Это было небывалым чудом, о котором сразу разлетелись слухи.
Иноки монастыря сочли жест младенца желанием не дать матери произнести предостережение. Они начали молиться более усердно, надеясь заслужить благословение Божье. Из-за этого полотно получило еще одно толкование. По мнению многих летописцев, Богоматерь, застывшая на полотне, выступает как заступница людей, которая убеждает строгого сына быть снисходительнее.
Где находятся почитаемые списки
На территории России есть 2 места, где можно увидеть почитаемые списки. Один из них сохраняется монахами Борисоглебского монастыря. Второй список привезен из Афона. Он обретен храмом при девичьем Воскресенском Санкт-Петербургском монастыре.
О чем просят перед иконой
Празднование совершают 3 февраля. Перед ликом просят о следующем:
Богородица традиционно помогает матерям, когда они молятся о покровительстве, помощи детям, наставлении заблудших.
Православные тексты
На территории храма в Афоне молебны перед «Отрадой и утешением» совершаются ежедневно. Это святыня, к которой сложно попасть без предварительной договоренности. Существует несколько традиционных канонических текстов, с которыми можно обратиться к образу из любой точки земного шара.
Молитва
Наде́жда всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, Утеше́ние и Отра́до на́ше! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем. Угаси́ пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшие сердца́ на́ша. Очи́сти ум наш от грехо́вных помышле́ний. Приими́ моле́ния от души́ и се́рдца с воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди Хода́таице о нас к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ от нас Ма́терними моли́твами. Укрепи́ в нас ве́ру правосла́вную, вложи́ в нас дух стра́ха Бо́жия, дух смире́ния, терпе́ния и любви́. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, утиши́ бу́рю злых нападе́ний вра́жеских. Отыми́ бре́мя грехо́в на́ших и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути. Пода́ждь нам ми́лость Твою́ и свято́е благослове́ние Свое́ всем зде предстоя́щим и моля́щимся и всегда́ пребыва́й с на́ми, подава́я приходя́щим к Тебе́ отра́ду и утеше́ние, по́мощь и заступле́ние, да сла́вим и велича́ем Тя вси до после́дняго на́шего воздыха́ния. Ами́нь.
Акафист
Возбра́нных сил небе́сных ра́дость и хвале́ние, всего́ же ро́да челове́ча исправле́ние, ублажа́ем Тя, Пречи́стая Де́во Ма́ти, Ты же, на́ше упова́ние еди́ное, низпосли́ душа́м отра́ду благода́тную, да пое́м Тебе́, о́браз ди́вный Твой чту́ще:
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Икос 1
А́нгелов ли́цы дивя́тся, о́браз афо́нский Тво́й зря́ще, на не́мже, Пречи́стая Де́во и Ма́ти, от уст нетле́нных руко́ю десно́ю десни́цу Младе́нца отво́диши кро́тко. Что́ сие́ есть зна́мение о́браза? Мы же рече́м, пою́ще такова́я:
Ра́дуйся, Де́во, Всевы́шняго Ма́ти;
ра́дуйся, ди́вный раю́ благода́ти,
Ра́дуйся, на́ша Отра́до небе́сная;
ра́дуйся, лю́дем Наде́ждо изве́стная.
Ра́дуйся, о́браз бо Твой спасе́ние возвеща́ет всей земли́;
ра́дуйся, взор бо Твой уте́шение пребыва́ющим во тли.
Ра́дуйся, све́те небе́сный, мглу на́ших дний озаря́яй;
ра́дуйся, цве́те нетле́нный, тлен на́ших дел оживля́яй.
Ра́дуйся, Ты бо моли́твы к Сы́ну за мир твори́ши;
ра́дуйся, я́ко в те́плой моли́тве, а́ки свети́льник, гори́ши.
Ра́дуйся, ра́достно Ти восклица́ем;
ра́дуйся, пе́сненно Тя воспева́ем.
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Кондак 2
Недоуме́ет ум до́льний та́йны Твоея́ разуме́ти, Пречи́стая Богоблаже́нная Де́во, Ты бо, в ло́но чи́стое де́йствием Ду́ха прии́мши безсе́менно О́тчее Сло́во, Бо́га челове́ком сочета́еши и песнь повелева́еши всем пе́ти: Аллилу́иа.
Икос 2
Го́ру Афо́нскую, Де́во, Сы́ном Ти да́нную в жре́бий, покро́вом Свои́м осеня́ющи свы́ше, храни́ши ди́вно от бед и напа́стей. Благода́тных ико́н Твои́х чудесы́ оби́тели афо́нския сла́вятся и гла́сы преподо́бными Тя хва́лят:
Ра́дуйся, Де́во, отра́до в печа́лех;
ра́дуйся, скоропослу́шнице в ско́рбех.
Ра́дуйся, су́щим в пути́ Одиги́трие;
ра́дуйся, хра́мов свяще́нных врата́рнице.
Ра́дуйся, до́брая предвозве́стнице уныва́ющим в беде́;
ра́дуйся, ве́рное утеше́ние притека́ющим к Тебе́.
Ра́дуйся, бе́дным бога́тство, елеоно́сная Же́но;
ра́дуйся, чту́щим ака́фист благоволя́щая та́йно.
Ра́дуйся, в ке́ллии ста́рцу ре́кшая «Ра́дуйся» чудно;
ра́дуйся, живоприе́мная Ма́ти.
Ра́дуйся, Тя бо досто́йно есть пе́ти;
ра́дуйся, Тя бо по до́лгу вси ублажа́ем.
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Кондак 3
Е́вину го́рдую пре́лесть Де́вы смире́нное «Бу́ди» в оча́х Милосе́рднаго всю́ упраздня́ет: се Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет и Бог непристу́пный живе́т с челове́ки, те́мже благода́рственное пе́ние немо́лчными усты́ возсыла́ем: Аллилу́иа.
Икос 3
Ликостоя́ще над мо́рем, све́том моли́твы сия́ют пред Бо́гом святы́ни А́фона и я́ве Бо́жия Ма́тере сла́ва Афо́на святы́я главы́ осеня́ет, к пе́нию на вся́кий час призыва́ющи пусты́нники, Ю́ воспева́ющия:
Ра́дуйся, сла́во пусты́нь вожделе́нных;
ра́дуйся, чу́до высо́т поднебе́сных.
Ра́дуйся, гор и холмо́в осене́ние;
ра́дуйся, скал и стремни́н освяще́ние.
Ра́дуйся, Е́юже открыва́ется путь в небе́сныя страны́;
ра́дуйся, Е́юже отверза́ется рай нетле́нныя весны́.
Ра́дуйся, кри́не в юдо́ли, благоуха́нная ра́досте;
ра́дуйся, цве́те кра́сный, приснотеку́щая сла́досте.
Ра́дуйся, све́та восто́че, до́лы земли́ озари́вый;
ра́дуйся, жи́зни пото́че, во́ду живу́ю яви́вый.
Ра́дуйся, гла́се немо́лчных моле́ний;
ра́дуйся, щи́те свяще́нных селе́ний.
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Кондак 4
О челове́честем ро́де, е́же спасти́ ны, о Дево́, в моли́твах пред Сы́ном сладча́йшим стои́ши; о Ма́ти, лю́дем бла́гая Отра́до, Ты зри́ши бе́здну грехо́в на́ших лю́тых, мы же, в ро́ве истле́ния пове́рженнии, не сме́ем возвести́ очеса́ и воспе́ти: Аллилу́иа.
Икос 4
Ватопе́дская оби́тель сла́вится о́бразом чу́дным, ему́же есть дре́внее и́мя Отра́да. О нем преда́ние ста́рец блаже́нных храни́т благода́тную ди́вную по́весть, во сла́ву Богоро́дицы засту́пницы, да слы́шаще сию́, пое́м Пречи́стей:
Ра́дуйся, ми́ра блага́я Отра́до;
ра́дуйся, ве́рным стено́ и огра́до.
Ра́дуйся, чу́до чуде́с несказа́нное;
ра́дуйся, не́бо небе́с осия́нное.
Ра́дуйся, безмо́лвие лю́бящим кра́ю жела́ний;
ра́дуйся, безмяте́жия и́щущим раю́ жела́нный.
Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю вся́ка душа́ ожива́ет;
ра́дуйся, я́ко Тобо́ю ме́ртвенный ум воскреса́ет.
Ра́дуйся, ве́ры горни́ло, и́мже неве́рие та́ет;
ра́дуйся, та́йная си́ло, я́же от тли возставля́ет.
Ра́дуйся, сла́во отше́льников тре́звенных;
ра́дуйся, кре́посте и́ноков бо́дренных.
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Кондак 5
Ро́ждшая жи́знь всему́ ми́ру, я́вльшая ми́лости бе́здну, о Де́во Пречи́стая, о́ком ясне́йшим зри́ши на́ших печа́лей пучи́ну, слы́шиши гла́сы земны́х воздыха́ний, ско́ро на по́мощь к нам притека́еши, и учи́ши нас пе́ти Всебла́гому: Аллилу́иа.
Икос 5
А́лчуще зла́та и кро́ве, де́рзко разбо́йницы с мо́ря оби́тель святу́ю в нощи́ облага́ют, да зело́ зау́тра, врато́м отворе́нным, уби́вше мона́хов, расхи́тят святы́ни. Ты же, неусы́пная Засту́пнице, уде́л Свой защища́еши, да сла́вит Тя́:
Ра́дуйся, Ватопе́да отра́до;
ра́дуйся, вра́жиим ко́знем прегра́до.
Ра́дуйся, за́мыслов злы́х обличе́ние;
ра́дуйся, лю́тых враго́в отраже́ние.
Ра́дуйся, я́ко не усыпа́еши, Свой спаса́ющи удел;
ра́дуйся, я́ко отвраща́еши ту́чи смертоно́стных стрел.
Ра́дуйся, кре́посте чту́щих свя́тость ико́н Твои́х чу́дных;
ра́дуйся, сто́лпе пою́щих сла́ву чуде́с Твои́х мно́гих.
Ра́дуйся, кро́тких побе́до и пора́жение го́рдых;
ра́дуйся, пра́вых защи́то и посрамле́ние лжи́вых.
Ра́дуйся, Ты бо еси́ заблу́дших корми́ло;
ра́дуйся, Ты бо еси́ моли́твы кади́ло.
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Кондак 6
Де́вственный взор Твой, бла́гая Ма́ти, пото́ки любве́ и щедро́т излива́ет: Ты нас храни́ши в исхо́дех и вхо́дех, спаса́еши ве́рных на су́ши и в мо́ри, а́ще то́кмо искра́ покая́ния возника́ет в се́рдце, е́же воспева́ти: Аллилу́иа.
Икос 6
О́бщия моли́твы в час у́тра и́ноцы соверши́вше, отъидо́ша в ке́ллии до Литурги́и, оба́че игу́мен оби́тели, в хра́ме един моля́ся, от ико́ны Твоея́ Отра́ды глас слы́ша: «Врат не отверза́йте днесь», тре́петом же объя́т сый, си́це ста́рец восклица́ше:
Ра́дуйся, Де́во, я́ко еси́ стра́жа святы́ни;
ра́дуйся, я́ко дом Твой спаса́еши ны́не.
Ра́дуйся, щи́те зау́тра и но́щию;
ра́дуйся, гро́зная си́лою мно́гою.
Ра́дуйся, я́ко милосе́рдием Твои́м щади́ши гре́шныя;
ра́дуйся, я́ко поража́еши востаю́щия на ны си́льныя.
Ра́дуйся, ве́нче наде́жды, знаменова́ние ми́ра;
ра́дуйся, же́зле побе́ды, обетова́ние сла́вы.
Ра́дуйся, чи́стый сапфи́ре, подо́бный виде́нию не́ба;
ра́дуйся, све́тлый престо́ле и колесни́це Царе́ва.
Ра́дуйся, я́ко глас Твой сла́док уши́ма;
ра́дуйся, я́ко о́браз Твой кра́сен очи́ма.
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Кондак 7
Сын Челове́ческий бли́з есть, Су́д Его Стра́шный при две́рех — веща́ет нам глас богоно́сных Писа́ний, оба́че неради́м о кончи́не, лени́вии су́ще, и гро́зным глаго́лом не вне́млем, вси бо в суете́ пови́ннии во́лею, оба́че с ве́рою и любо́вию к Тебе́, Богома́ти, прибега́юще, вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 7
Тре́петно ста́рец игу́мен к о́бразу взо́р свой возво́дит и ви́дит: се ли́цы пред ни́м ожива́ют, и Де́ве гро́зный Младе́нец руко́ю уста́ загражда́ет, глаго́ля: О Ма́ти, не провещава́й, да нака́жутся. Ста́рец же, ужаса́яся, пое́т Пречи́стей та́ко:
Ра́дуйся, Де́во, Влады́чице ми́ра;
ра́дуйся, не́ба Цари́це блага́я.
Ра́дуйся, я́ко Бо́жий гнев утоля́еши;
ра́дуйся, я́ко гро́зный суд отвраща́еши.
Ра́дуйся, Ма́ти всемилосе́рдная, избавле́ние от бед;
ра́дуйся, по́моще благода́тная, упова́ние душа́м.
Ра́дуйся, Ты бо печа́ли на́ша отго́ниши ско́ро;
ра́дуйся, Ты бо боле́зни гре́шных врачу́еши ди́вно.
Ра́дуйся, я́коже у́тро, све́т пролива́ющая ти́хий;
ра́дуйся, я́коже со́лнце, согрева́ющая хла́дныя ду́ши.
Ра́дуйся, чу́дная Отрокови́це;
ра́дуйся, ди́вная Богоневе́сто.
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Кондак 8
Единомы́сленно, Де́во, взо́ры к Тебе́ обраща́ем, Ты бо в день воздая́ния нас не оставля́еши; простри́ у́бо нам ще́друю Свою́ ру́ку, грехми́ бо падо́хом до а́дския бе́здны, и кто́ нас изба́вит от гряду́щих мук, кто же нас утверди́т, во е́же пе́ти: Аллилу́иа.
Икос 8
Ма́ти отво́дит десни́цу сла́дкаго Сы́на и, ма́ло лице́ отклоня́ющи, ста́рцу глаго́лет: «На сте́ны бра́тия вся да выхо́дит и лю́тых разбо́йник да отража́ет!» Ста́рец же всю бра́тию глаша́ет и, ви́девше вси чу́до, воспева́ют:
Ра́дуйся, Ма́ти блага́я Христо́ва;
ра́дуйся, ти́хой пусты́ни Покро́ве.
Ра́дуйся, а́ще и не ве́мы, ки́ими Тя хвале́бными возвели́чим словесы́;
ра́дуйся, а́ще и не ве́мы, ки́я благода́тныя принесе́м Ти похвалы́.
Ра́дуйся, я́ко Свет преве́чный но́сиши неопали́мо;
ра́дуйся, я́ко Огнь ипоста́сный де́ржиши непости́жимо.
Ра́дуйся, Тя бо и́мамы необори́мую сте́ну;
ра́дуйся, Тя бо вси ве́мы ми́лости ве́лию бе́здну.
ра́дуйся, херуви́мов честне́йшая;
ра́дуйся, серафи́мов сла́внейшая.
Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.
Тропарь
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Кондак
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.