икона ефросиньи московской чем помогает

ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ

Память 17 мая, 19 мая совместно с блгв. кн. Димитрием Донским, 7 июля, в Соборах Московских и Радонежских святых.

В миру Евдокия Дмитриевна, родилась около 1354 года [1] в семье Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны.

18 января 1366 г., по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств.

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве.

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель.

В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни.

Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу.

Но по Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы — княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.

Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — устраивает она новый женский монастырь в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. В 1395 г. к границам Руси подошло войско Тамерлана, что привело в ужас весь народ. Великий князь Василий Дмитриевич, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ой скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

17 мая 1407 г. она приняла монашеский постриг с именем Евфросинии в деревянной церкви Вознесения. По преданию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек.

А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова, где великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства.

Скончалась 7 июля 1407 года на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.

В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.

В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, они находились вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века. При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля.

28 мая 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Патриарх в своем слове назвал это событие «вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской». Перенесению мощей предшествовала работа комиссии, в которой духовные и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. В ходе работы комиссии были и обретены мощи преподобной [2].

13 июля 2015 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была установлена совместная память благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая, подобно другим святым, явившим образ супружеской семьи [3].

Молитвословия

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость.

Использованные материалы

[1] Год рождения определен по сообщению о кончине в 1407 г. на 54 году жизни.

Источник

Икона ефросиньи московской чем помогает

23 мая (5 июня) ― день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Нетленные мощи святой (а она отошла ко Господу в 1173 году) ныне почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Свято-Евфросиниевского женского монастыря, возрождение которого началось в 1990 году. Почитая Преподобную как главную покровительницу обители и всей Белой Руси, насельницы монастыря бережно сохраняют многочисленные свидетельства ее помощи нашим современникам. Вот лишь некоторые из них.

Бесценное сокровище веры

икона ефросиньи московской чем помогает. икона ефросиньи московской чем помогает фото. картинка икона ефросиньи московской чем помогает. смотреть фото икона ефросиньи московской чем помогает. смотреть картинку икона ефросиньи московской чем помогает.Многие паломники Спасской обители, а также благочестивые прихожане (жители г. Полоцка и его окрестностей), желающие потрудиться во славу Божию, по благословению настоятельницы, помогают сестрам на различных хозяйственных работах. В августе 2004 года сестре Иулии, которая в то время несла послушание на кухне, помогала чистить картошку одна раба Божия (имя ее, к сожалению, Иулия не запомнила). Но в памяти Иулии хорошо сохранился рассказ этой женщины, удостоившейся чудесного исцеления по молитвам преподобной Евфросинии.

Около полугода женщина страдала от внезапно открывшегося маточного кровотечения. Врачи сказали, что для того, чтобы остановить его, необходима операция. Но эта раба Божия даже не могла лечь в больницу, так как имела немощного отца и детей, которых не на кого было оставить.

Человек малодушный в таком положении, наверное, сразу бы впал в отчаяние. Но у этой женщины было одно бесценное сокровище ― вера. Кроме того, она очень почитала преподобную Евфросинию Полоцкую. И вот однажды болящая пришла в Спасский монастырь и, так как по причине своего недуга не могла войти в храм, стала на дорожке у стены его, с той стороны, где находятся мощи преподобной Евфросинии, и начала просить об исцелении, надеясь на чудо. Как долго молилась она, с какими словами обращалась к Преподобной, останется тайной ее души. А чудо совершилось вскоре. Кровотечение, длившееся почти полгода, уже на следующий день вдруг прекратилось. Произошло это без всякого внешнего вмешательства, сразу после того, как болящая со смирением и верой помолилась у храма святой Полоцкой княжны.

Послушница Иулия, услышав этот рассказ исцелившейся и благодарной женщины, умилилась сердцем: какие же чудеса творит Господь по нашей вере! Как быстро слышит наши молитвы преподобная Евфросиния!

Рассказ составлен на основании свидетельства послушницы Иулии, насельницы Спасо-Евфросиниевскрго монастыря. Январь 2005 г.

Небесная покровительница Спасской обители

«Я, Ратникова Алла Владимировна, с 1968 года являюсь прихожанкой Спасского храма, а с 1990 года ― со времени открытия Спасо-Евфросиниевской обители ― каждое воскресенье посещаю монастырские богослужения.

Однажды осенью 2000 года мне приснился сон, о котором я хотела бы рассказать: пусть все, боримые страстями и находящиеся в разнообразных искушениях, знают о том, как быстро слышат святые наши молитвы и какое непосредственное участие принимают они в деле нашего спасения.

Как-то прилегла я вечером после работы отдохнуть, заснула, и вот: отчетливо вижу себя в Кресто-Воздвиженском соборе, на том самом месте, где обычно стою во время богослужения. Вдруг из алтаря появляется незнакомая монахиня и направляется по воздуху навстречу мне. Лицо ее я не могу рассмотреть: все очертания очень размыты. Когда стопы монахини оказались примерно на уровне моей груди, и я смогла хорошо разглядеть ее полупальто из черного сукна, она сказала мне: «Собирайся и иди в монастырь! Матушка В. хочет покинуть обитель. Ты еще можешь ее остановить. У сестры В. сейчас очень большие искушения, да и дети ее причиняют ей немалые скорби. Но она не должна уходить из монастыря». Я ясно слышала голос этой дивной монахини и видела ее одежду.

На следующей неделе, в ночь со вторника на среду, мне снова приснился сон, подобный уже виденному ранее: вновь я нахожусь в Кресто-Воздвиженском соборе, и ко мне опять приближается та же дивная монахиня. Она идет по воздуху; вот я вижу ее проходящей между мной и отцом Михаилом (он неподалеку исповедует прихожан), затем слышу ее голос: «Немедленно встань и иди в монастырь! Ты еще можешь удержать матушку В., а иначе будет поздно. Пусть читает Евангелие. ».

Разбуженная среди ночи повелительным голосом таинственной монахини, я стала думать, что же мне делать. Идти ночью в монастырь? Но кого будить? Точно, подумают, что я не в своем уме! И я решила оставить это дело до утра, а утром, часов в семь, по дороге на работу зайти в монастырь и все рассказать.

Но в тот день я проснулась на час позже, чем обычно. Времени, чтобы зайти в монастырь, уже не оставалось. К тому же очень капризничала моя дочь, так что мне пришлось самой везти ее в школу. Днем было много работы, я очень устала, вернулась домой уже около семи часов вечера. Сразу же я подошла к дедушке и увидела, что он чувствовал себя хуже обычного, и поэтому нуждался в особенно внимательном уходе. Когда же, едва успев сделать все необходимое, я ненадолго прилегла отдохнуть, меня разбудил муж, который тихо сказал, что дедушка очень слаб и уже близок к смерти. Тогда я поняла, что нельзя терять время: нужно, не отлагая, причастить больного. Быстро одевшись, я тотчас побежала в монастырь. Там еще шла вечерняя служба. Служил о. Владимир (тот самый батюшка, которого я прежде просила прийти причастить нашего дедушку). Я решила ждать окончания богослужения, чтобы поговорить с о. Владимиром. И тут ко мне подошла матушка В. (алтарница) и о чем-то меня спросила. Помню, что я ей ответила, но мысли мои были заняты другим: мне очень хотелось успеть причастить нашего больного. Также я думала о его возможной скорой смерти и предстоящих похоронах. А матушка В. все стояла рядом, и тут меня осенила мысль: «Не та ли это В., о которой говорила мне монахиня, дважды виденная мною во сне?». Извинившись, я тихонечко сказала сестре В., что видела необычный сон и спросила у нее, не собирается ли она покинуть обитель. Матушка В. была очень удивлена моим вопросом, но, к еще большему моему удивлению, ответила утвердительно. Тогда мы вышли из храма, и я рассказала ей все. Инокиня В. просила меня еще помолиться, чтобы Господь открыл, какие именно главы Евангелия ей нужно читать. Я молилась, но ничего более открыто мне не было.

Кстати сказать, с матушкой В. мы познакомились в монастыре в 2000 году, незадолго до ее поездки в Иерусалим (в то время она еще несла послушание цветочницы). Поскольку я уже бывала в Иерусалиме несколькими месяцами ранее, она просила меня рассказать ей о Святой Земле, а также обо всех подробностях моей паломнической поездки. И вот удивительно! Несмотря на то, что все это было совсем недавно, я о матушке В. вдруг забыла. И мне не пришло в голову, что именно об этой В. говорила мне незнакомая монахиня во сне».

Рассказанное Аллой Владимировной вызвало у инокини В. одновременно чувства благоговейного трепета и страха. Она поняла, что сама Преподобная матерински печется о ее душе. Вскоре мысли об уходе из обители оставили матушку, и по сей день она живет и трудится в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Алла Владимировна Ратникова, жительница г. Новополоцка.

«Зачем я сюда приехала?»

В один из апрельских дней 2004 года в Спасо-Евфросиниевский монастырь приехали паломники из Могилевской области. Когда они вошли в Спасский храм, то одна из женщин, находившихся в этой группе, начала страшно кричать и браниться. При приближении к святым мощам женщина кричала еще громче, из уст ее вырывались скверные слова. Раба Божия Зинаида, дежурившая у мощей преподобной Евфросинии, желая помочь болящей, подошла к ней и стала ее увещевать повторять со смирением: «Преподобная Евфросиния, исцели меня!». На некоторое время несчастная женщина успокоилась, а когда Зинаида отошла к свечному ящику, бесноватая вновь стала истошно кричать. Склонившись под ракой с мощами, она вопила: «Зачем я сюда приехала?». Зинаида еще несколько раз подходила к болящей и сама просила Преподобную о ее исцелении. Время от времени из-под раки были слышны слова, произносимые надрывным голосом: «Не исцеляй!».

Но вскоре бесновавшаяся женщина притихла, успокоилась и смогла проползти под мощами. Нечистый дух оставил ее. Поведение прежде одержимой стало совсем другим: в полном молчании некоторое время она стояла у раки, затем, приблизившись к своим спутникам, о чем-то тихо разговаривала с ними, а перед выходом из храма женщина уже сама, с благодарностью, подошла и приложилась к святыне.

Составлено на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Несостоявшаяся операция

«Хочу описать случай исцеления, происшедший со мною, по милости Божией, у мощей преподобной матери нашей Евфросинии.

В январе 2002 года врачи женской консультации при обследовании обнаружили у меня кистозное образование размером 34×29 мм. К медицинской помощи я не прибегала, и через полгода образование увеличилось (это показали результаты УЗИ). Мне была предложена операция, так как размеры образования стали значительными (49x40x50 мм). Через неделю, пройдя еще одно обследование, я получила подтверждение необходимости хирургического вмешательства.

Накануне предстоящей операции в надежде на помощь преподобной Евфросинии я поехала в Спасо-Евфросиниевский монастырь и провела там два дня (субботу и воскресенье), в течение которых поисповедовалась и сподобилась причаститься Святых Христовых Тайн. Трижды с молитвенной просьбой о сохранении мне жизни и здоровья прикладывалась я к святым мощам угодницы Божией.

Уже на следующий день, сразу же по приезде домой, меня госпитализировали в онкологический диспансер. Несмотря на неизвестность того, что могло произойти со мной вскоре, в душе я ощущала мир и спокойствие: чувствовалось, что Господь рядом. Помню, что мысленно я все время призывала в помощь преподобную Евфросинию.

Перед тем как назначить окончательно день операции, врачи решили обследовать меня еще раз, и что же. они не увидели никаких следов прежде обнаруженного образования: оно исчезло. А по прошествии трех недель я получила устный ответ о результатах гистологического обследования: «Абсолютно здорова». Тогда же мне были выданы две выписки с результатами УЗИ, которые свидетельствовали о моем исцелении.

По правде говоря, я особенно в чудеса не верила и никогда не думала, что в моей жизни может произойти подобное чудо. Но объяснить вышеописанное могу только действием силы Божией, все иные объяснения оказываются несостоятельными. «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Валентина Романовна Приходченко, врач стоматологической поликлиники N г. Витебска. Ноябрь 2004 г.

Нет благословения на брак

Однажды в Спасский храм вошли мужчина и женщина. Они поставили свечи и сразу же подошли к раке со святыми мощами преподобной Евфросинии. Казалось, что в их жизни должно было произойти какое-то событие, в преддверии которого они хотели помолиться святой угоднице и испросить благословение Божие. Женщина, трижды перекрестившись, поцеловала святые мощи, а мужчина, после того как дотронулся рукой до края раки, внезапно отпрянул в сторону. Это было так неожиданно, что привело его в крайнее смущение. И мужчина, и женщина были очень огорчены необъяснимым для них происшествием. Было видно, что они о чем-то разговаривали между собой, а затем женщина стала уговаривать своего спутника хотя бы проползти под мощами. Мужчина наклонился и полез под мощи, но вскоре выскочил из-под раки, задыхаясь, и сразу же выбежал из церкви. Следом за ним вышла и женщина.

Спустя некоторое время эта пара вновь вернулась в храм. Монахиня Агриппина и раба Божия Зинаида, дежурившие у мощей, стали расспрашивать их о том, откуда они приехали и что привело их к Преподобной. Оказалось, что женщина была полочанкой, а мужчина ― жителем Москвы. К Преподобной они пришли просить благословение на брак. На вид, женщина была намного старше мужчины, так что, казалось, он годился ей в сыновья. У женщины этой были свои, уже взрослые, дети, у мужчины также ― жена и маленький ребенок. Монахиня Агриппина и Зинаида объяснили «влюбленным» значение происшедшего с ними у святых мощей. Матушки сказали, что преподобная Евфросиния дала им прямой ответ: она не благословляет такой брак.

Рассказ составлен на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Чудом возвращенный к жизни

В августе 2002 года Дмитрий Юнак ехал на своем мотоцикле в гости к другу. В какой-то момент он не справился с управлением, и мотоцикл, сойдя на обочину, с силой ударился в дерево. Дмитрий получил серьезную травму черепа.

Когда пострадавшего в бессознательном состоянии привезли в хирургическое отделение городской больницы, врачи обнаружили у него пролом черепа в лобной части размером со спичечный коробок. Узнав, что случилось с Дмитрием, его мать и брат Андрей поспешили в больницу. Они, конечно же, были потрясены происшедшим и, увидев врача, прежде всего обратились к нему с вопросом: «Будет ли жить Дмитрий?» Хирург сказал, что в подобных случаях выживают редко, но медицинский персонал сделает все, что в его силах.

Более двух часов длилась операция, после которой врачи признали состояние Дмитрия безнадежным. Родственникам больного было сказано, что «он не жилец: ведь не может жить человек с дыркой в черепе». Убитые горем, Андрей с матерью плакали, глядя, как Дмитрия везут из операционной в реанимацию. В это время на консультацию к хирургу приехала монастырская сестра Иоанна с одной из матушек. Увидев Андрея и его мать плачущими, Иоанна подошла к ним и спросила, что произошло. Андрей поведал ей о случившемся. И тогда Иоанна сказала: «Что же вы здесь стоите? Немедленно идите в монастырь к преподобной Евфросинии и просите у нее помощи». Какое-то время Андрей с матерью колебались, но вскоре, обретя в словах послушницы спасительную надежду, последовали ее совету и поехали в монастырь.

В тот день в Спасском храме у святых мощей дежурила матушка Евдокия. Узнав о случившемся с юным Дмитрием, она стала говорить Андрею и его матери, что не нужно терять веру: Богу все возможно. Матушка рассказала им несколько случаев исцелений, совершившихся по молитвам Преподобной, свидетельницей которых была она сама. Поверив, что и их несчастью Господь может помочь, родственники Дмитрия долго молились у мощей преподобной Евфросинии, затем заказали молебен о здравии тяжелоболящего.

Целую неделю после операции Дмитрий находился в реанимации и жил подключенным к аппарату искусственной вентиляции легких. И вот, по истечении недели, ему стало лучше, чего никак не ожидали врачи. Спустя некоторое время сестра Иоанна, увидев Андрея Юнака в монастыре, спросила его о состоянии здоровья Дмитрия. Андрей с благодарностью в глазах ответил, что брат идет на поправку.

В настоящее время Дмитрий Юнак, чудом возвращенный к жизни по молитвам преподобной Евфросинии, живет в Полоцке со своими родными и трудится во славу Божию по мере своих сил.

Рассказ составлен на основании свидетельства Андрея Владимировича Юнака, жителя г. Полоцка. Январь 2005 г.

Источник

Икона ефросиньи московской чем помогает

Великая княгиня Евдокия, супруга князя Дмитрия Донского, в XIV веке жила такой насыщенной событиями жизнью, что ей может позавидовать любая современная бизнес-леди: вела переговоры государственной важности, помогала пострадавшим от войн и болезней, строила храмы, и при этом воспитала восьмерых детей… Святая Евдокия (в монашестве Евфросиния) помогает, например, бездетным женщинам забеременеть и родить ребенка. И как бы мы ни относились к чудесам, они просто случаются здесь и сейчас. О помощи святой Евфросинии современным женщинам и об ее историческом значении для Москвы и России рассказывает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель строящегося храма святой княгини Евфросинии Московской.

икона ефросиньи московской чем помогает. икона ефросиньи московской чем помогает фото. картинка икона ефросиньи московской чем помогает. смотреть фото икона ефросиньи московской чем помогает. смотреть картинку икона ефросиньи московской чем помогает.– Отец Алексий, почему мы приписываем многим святым помощь в конкретной сфере жизни?

– Я сам никогда бы не стал приписывать те или иные стороны чудотворения святым. Но у нас были реальные жизненные случаи. Когда меня назначили священником общины во имя святой Евфросинии, то председатель Православного общества во имя святых жен Руси, Любовь Сергеевна Акелина, рассказала мне про одну женщину, которая долго не могла иметь детей. А когда стала помогать их делу – скоро забеременела и родила ребенка. Она недоумевала: то ли это совпадение, то ли вот такая помощь преподобной Евфросинии. Я тогда на это только покивал головой и не принял близко к сердцу, не связывая с этим особых ожиданий.

Помню, когда мы уже начали создавать приходскую общину, страшно было все начинать с нуля. Тогда я позвал одну свою прихожанку в помощницы: ее муж занимался бизнесом, семья состоятельная. Я ей говорю: «Мне нужен казначей, у тебя есть машина, зарабатывать тебе не надо, будешь помогать». Она отнекивается: мол, у меня семья разваливается, десять лет как нет детей, мне надо лечиться. А я ей в ответ: «Тогда не приходи ко мне на исповедь, а то вы все христиане, когда вам что-то от батюшки надо, а когда надо помочь – все в сторону». Она испугалась и согласилась. Тогда ей пожелал: «Помогай, и тебе преподобная поможет». Сказал так, как мы всегда говорим – не имея полной уверенности в этом.

И вот, примерно через полгода, когда мы уже сработались, дела пошли на лад, она говорит: «Батюшка, я в положении!» И родила девочку 30 мая – в день памяти преподобной Евфросинии.

Другая бездетная женщина пришла и спросила, что делать: детей нет, брак на грани распада. А она, как это сейчас модно говорить, «крутая бизнес-леди», привыкла руководить. «Постой по субботам-воскресеньям «за ящиком», – говорю я ей, – продавай свечки, Господь все видит». И она смиренно надела платок (мне еще сначала казалось, как странно на ней этот платочек сидит), и стала приезжать исправно каждые выходные. И вот через два-три месяца забеременела.

Затем люди начали приходить и рассказывать очень много случаев. Одна женщина приехала в храм уже в положении. Говорит, что к ней пришла одна наша прихожанка оформлять субсидии, и они разговорились: первая пожаловалась, что нет детей, а вторая дала ей простую бумажную икону святой Евфросинии со словами: «Молись ей».

Так что не мы приписываем, не выдумывает, а говорим так, как есть. Сами святые показывают, в чем они могут помочь. И святая Евфросиния не только в этом приходит на помощь. Кто ее просит искренне, с тем она всегда бывает.

Святая помогает моментально тем, кто в ее общине что-то сделал – не формально походил, а потрудился. Бывает, что и один раз человек пришел, да так сильно помолился, что помощь приходит незамедлительно. Она заботится о людях и очень благодарна тем, кто помогает ее храму (так говорится и в ее акафисте).

Если говорить не о чудесах: у нас на строительстве храма была Светлана Медведева, супруга президента России. Несомненно, образ преподобной княгини Московской близок ей: она первая леди, как некогда была ею и святая Евфросиния. Переживать за всех, кто живет в стране – великая боль и ежедневный тяжелый труд. И только совершенно далекий от реальности человек, глядя со стороны, может позавидовать их жизни.

– Преподобная Евфросиния – первая женщина Московской Руси, которая вышла из терема, занималась делами государственной важности, причем совмещала это и с семейной жизнью, и с социальной работой, как мы бы сейчас сказали. Наших современниц, которые хотят все успевать, очень много, но как этого достичь?

– Преподобная показала идеал служения: и дети, и общественная деятельность, и социальное служение, и тайный молитвенный подвиг. Женщина может все в себе совместить, но только если она достигает успеха не за счет потери своих прямых функций. Если женщина занимается общественной деятельностью и не рожает, общество от этого больше теряет, чем приобретает. Поэтому женщина должна работать на общественном поле не в ущерб своей семье. У святой княгини родилось 12 детей, 8 из них выжили.

Православие дает громадную возможность женщине внутренне и внешне раскрыться. Женщина получает христианскую свободу и в ней творчески реализовывается. Тонкость ума открывается в ней за счет христианских ценностей. Самое главное – не жить ради «красивой жизни», ради успеха. Святая княгиня все силы положила на алтарь служения своей стране и Богу. Преподобная занималась общественным служением не для себя, но ради того, чтобы заложить самые лучшие отношения в нашем обществе.

Летописец называет Евдокию и Дмитрия «совестью народа». То есть не народ обличал своих царей, а наоборот, сам обличался: «Если великие князь и княгиня столько молятся, значит и мы должны так жить». В летописи говорится, что княгиня с князем Дмитрием соревновались в подвиге молитвы. Сейчас же обычно соревнуются в получении должностей, денег, в успешности.

– Кому принадлежит идея постройки храма преподобной Евфросинии?

Когда меня назначили настоятелем в 2003 году, храма еще не было, была община, которая медленно приходила в упадок без священника, который бы мог вдохнуть новую жизнь и устранить неурядицы.

Наш храм вырос из Общества во имя святых жен Руси, возглавляемого удивительной женщиной, Любовью Сергеевной Акелиной. Организаторы этого женского движения решили, что у них должен быть храм именно в честь этой яркой исторической личности – преподобной Евфросинии Московской. Но, как я уже говорил, община пришла в упадок, многие вопросы не решались, не было земли для постройки храма. И в такой ситуации Патриарх Алексий II назначает меня настоятелем «строящегося» храма.

К моему стыду, я ничего тогда не знал о преподобной Евфросинии, как не знают многие наши соотечественники. Потому что нам так преподавали и продолжают преподавать историю, что ни в одном учебнике про нее не написано. Тогда я стал искать ее житие – тоже нигде нет, ни в Интернете, ни в книгах. Пришлось ехать в Московскую духовную академию, где нашлось ее житие XIX века. Помню, как я буквально взахлеб, словно питаясь каждым словом, прочитал его. А сейчас издано уже более 10 книг, после того как вышла первая книга «Покровительница», которую написал наш прихожанин Леонид Бамблевский. Первый тираж разошелся полностью, уже начали подготовку 2-го издания в 10 тыс. экз.

– Так что же осталось за скобками учебников истории?

– Мне приходилось много говорить по радио и телевидению о роли преподобной Евдокии-Евфросинии для нашей страны. Москвичи ее любили, поскольку она была невероятно милосердная, помогала больным, во время моровой язвы безбоязненно посещала больных, помогала вдовам и сиротам (а их было много, т.к. велись военные действия). Она появлялась, например, там, где на Пасху нечем было разговляться детям: приносила кулич и яйца. Москвичи называли ее матерью, а после смерти стали звать «покровительницей».

После смерти Дмитрия у княгини Евдокии было огромное желание принять монашество. Но она должна была помочь несовершеннолетнему Василию.

Нужно понимать, что тогда вся Русь была раздираема междоусобицами, да и Дмитрий перед смертью поссорился с митрополитом Киприаном, изгнав его из Москвы. Сыну он завещает во всем слушаться матери, иначе «не получит ни отцовского, ни Божьего благословения». Жене он оставляет в удел земли, чуть ли не большие, чем у великого князя, чем делает ее экономически независимой от детей.

Летописец говорит, что Василий до смерти не принимал решений, не спросив у матери-княгини совета. На оставленные ей средства Евдокия строит церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле, в честь победы на Куликовом поле, который стоит до сих пор. Также же она закладывает Вознесенский монастырь в Кремле, ставший усыпальницей всех великих княгинь и цариц. К сожалению, в 1929 году его разрушили.

Понимая, что Москве мало быть сильной и богатой, Евдокия заботится о культурной жизни страны: создает так называемые иконописные кружки, приглашает Феофана Грека, Андрея Рублева. Современные искусствоведы называют ее первой поэтессой. Приписываемый ее авторству плач по умершему Дмитрию Донскому считается литературным шедевром и образцом всех дальнейших «княжеских плачей».

Ведя насыщенную политическую жизнь, она участвовала в пирах и переговорах, появлялась перед людьми «красна лицем». Однако великая княгиня только делала вид, что ест и пьет, но при этом держала суровый пост. Мудростью ее восхищались многие: когда на Москву шел грозный хан Тамерлан, Евдокия перенесла в Москву Владимирскую икону Божией Матери. Стоя на коленях, в окружении многих тысяч москвичей, вместе с сыном Василием и митрополитом Киприаном она встречала ее на Кучковом поле (здесь был основан Сретенский монастырь в память о чудесном спасении столицы от разорения). И в дальнейшем по молитвам княгини Евдокии великий князь Василий I побеждал там, где не должен бы был победить.

– Новый храм во имя святой Евфросинии строится в Котловке на Нахимовском проспекте Москвы. Почему именно там?

икона ефросиньи московской чем помогает. икона ефросиньи московской чем помогает фото. картинка икона ефросиньи московской чем помогает. смотреть фото икона ефросиньи московской чем помогает. смотреть картинку икона ефросиньи московской чем помогает.– Место для строительства совершенно независимо от нас указала префектура ЮЗАО. Но когда я прочитал житие, у меня буквально мурашки побежали по коже: Котлы – это поместье Дмитрия Донского, которое он дал в удел княгине. Именно здесь она встретилась с опальным митрополитом Киприаном, уговорив его вернуться на первосвятительский престол. Вот тогда-то за Москвой и закрепляется окончательно звание первого города на Руси, потому что здесь митрополит, здесь первый престол. Если бы не этот важный политический акт, ставший поворотным моментом истории, может, вовсе не было бы Московской Руси, а была бы Русь Тверская или Рязанская, и совсем по-другому тогда сложилась бы история государства Российского.

Бояре боялись Евдокии и хотели убрать ее с политической арены, сказав старшим сыновьям, что мать ведет нецеломудренный образ жизни. И они поверили. Позвали ее к себе, стали обличать: «Мать, что ж ты нас позоришь!» Но она не стала им доказывать, что невиновна. Евдокия сняла часть своих одежд и они увидели, что она привязывала подушки, чтобы казаться полной, а под ними была кожа, высохшая от поста, и сама она носила вериги, которые истирали иссохшее тело до крови. Когда сыновья это увидели, то упали на колени и стали просить прощения. Они решили наказать клеветников, но мать удержала их, попросив до конца ее жизни никому не раскрывать этого подвига.

Перед смертью княгиня Евдокия принимает монашество в Вознесенском монастыре. В день пострига по дороге в храм нищий слепец закричал, что она обещала ему во сне исцеление. Тогда княгиня прошла рядом с ним, и как бы невзначай опустила край своей длинной одежды. Нищий вытер им глаза и прозрел. Всего в этот день исцелились 30 человек. Поэтому Церковь празднует и дату ее кончины, и дату пострига.

Обычно человек, вступая в монастырь, только начинает свой духовный путь, а она сама принесла туда благодать. Господь уже наделил ее даром чудотворения. В монашестве ей дали имя Евфросиния, что значит «радость».

После ее блаженной кончины в 1407 году к усыпальнице всеми любимой государыни стали приходить многие люди. Не только москвичи, но и жители других городов стали сразу же почитать Евфросинию как святую.

В 1907 году в Москве широко отмечали 500-летие со дня успения святой Евдокии-Евфросинии. Торжества возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Интересный факт: все архиереи, которые участвовали в тот день в богослужении в Кремле, впоследствии были причислены к лику святых. В 2007 году праздновалось уже 600-летие со дня смерти преподобной Евфросинии, княгини Московской, а в храме Христа Спасителя прошла международная научная конференция, посвященная преподобной.

Беседовала Елена Мартьянова

Справка. В 2007 году учрежден женский орден Русской Православной Церкви, названный именем преподобной. Ордена были удостоены Александра Пахмутова, народная артистка СССР, Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, Людмила Швецова, первый заместитель мэра Москвы в Правительстве г. Москвы, Наталья Якунина, председатель Попечительского совета фонда «Святость материнства», Людмила Поргина, актриса, супруга Николая Караченцова.

Община во имя св. Евфросинии временно находится в маленьком домовом храме на Севастопольском проезде. Там же хранится частица мощей и пояса преподобной. В новом храме св. Евфросинии на Нахимовском проспекте уже полностью построена колокольня с золотым куполом и крестом, завершается монтаж кровли. 22 марта Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 12.00 возглавит чин освящений креста основного храма.

К началу апреля планируется поставить окна и двери и оштукатурить своды, чтобы служить на Пасху уже в новом храме. (Одна из первых служб прошла на Рождество в цокольном этаже храма). Иконостас храма преподобной Евфросинии будет сделан наподобие иконостаса разрушенного Вознесенского монастыря.

Храм строится на пожертвования, поэтому внести свою лепту может каждый.

Получатель:
«Православный приход храма преподобной Евфросинии Московской»
ИНН 7704202687, КПП 770401001
Р/С 40703810116000000291
В ЗАО «МОССТРОЙЭКОНОМБАНК» г. Москвы
К/С 30101810400000000209, БИК 044525209

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *