икона пересвета и ослябя в чем помогает
Церковь чтит память преподобных святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби
20 сентября. ПРАВМИР. Православные чтут память преподобных святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Оба они происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике,”Задонщине”, вполне определенно, что он был ”бряньский боярин”. Об Ослябе мы узнаем только из ”Сказания о Мамаевом побоище”: что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Существует предположение, что он также был родом из Брянска; в одном месте даже сказано об обоих: ”брянские бояре”.
Существует предание, согласно которому Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Обитель была по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.
Впоследствии эти два воина оказались в обители Живоначальной Троицы. Стоит только догадываться, как Пересвет и Ослябя перешли в Троице-Сергиев монастырь. Достоверно только то, что когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 г. приехал за благословением на битву к преподобному Сергию, они были уже его послушниками.
В те времена витал миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, ибо будто бы они владели некоей мистической силой. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно.
Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».
Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались.
«Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия и воодушевил русские войска.
Воин-схимник Андрей принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.
Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана.
Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове», рядом с телом преподобного Александра Пересвета.
Если подвиг Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит «Повесть о Мамаевом побоище».
Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы.
Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом
В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.
В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября.
20сентября-прп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя
Святые воины преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (Радонежские)- покровители русского воинства.
С детских лет, трудясь и молясь, они проходили суровую школу мужества. Будущие избранники воспитывались в благочестии как воины Царя Небесного и воины царя земного, призванные защищать Родину и Веру отеческую.
В давние времена люди жили гораздо проще и чище и не думали, как сделать себе имя, оставив подробности своей жизни. Пройдя положенное житейское поприще, обремененное ранами душевными и телесными, два брата решили спасать свои души, избрав путь иноческий.
Мужество Александра Пересвета и Андрея Ослебяту, их мудрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле.
Существует предание, согласно которому Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье среди величавой красоты сосновых боров. Обитель была основана по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.
Впоследствии эти два воина оказались во обители Живоначальной Троицы. Стоит только догадываться, как Пересвет и Ослябя перешли в Троице-Сергиев монастырь. И самое главное: это все было промыслительно и неслучайно.
Великое испытание выпало на долю русского народа в XIII-XIV веках. Грозной тучей надвинулись полки ордынские. Было же татей и разбойников несметное количество. Множайшие и страшнейшие потери понесла земля родная под ярмом иноплеменным, ”языком незнаемым”. На Руси же тогда царствовала междоусобица.
”Попущением Божиим за грехи наши и по наваждению диавольскому” поднялся с восточной стороны богомерзкий Мамай со своими клевретами, нечестивец и иконоборец, злой христианский укоритель. Устроил он соглашение с Литвою и прочими душегубцами; собрал не одну, а целых 9 орд да три царства, а князей с ним 73. да прибыли 2 алпаута (алпаут — вельможа, феодал) великих с двумя своими отрядами. Были с ним крамольники черкасы, ясы, буртасы. и даже ”братья” по вере католики-фряги.
Князь великий Димитрий очень опечалился и вместе с братом своим Володимиром Андреевичем и князьями русскими направил стопы свои к Живоначальной Троице за благословением великого Сергия на правое дело.
Помолившись за Божественной Литургиею, преподобный старец окропил священною водою его со всем христианским воинством, благословил великого князя крестом святым и сказал ему:
— Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником.
А тайно предсказал ему:
— Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству… Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь.
Князь великий просил у Преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним двух бояр-иноков:
— Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебя, и ты с нами вместе поборешься.
Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена, в миру были известными витязями в сражениях.
Вот этих-то иноков богатырей и просил в свои полки Великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и тем самым сослужат ему великую службу.
Началось легендарное событие, на Поле Куликовом между речками Непрядвою и Доном. Отливали начищенные кольчуги. Окрест доносился храп и ржание понукаемых животных, слышались клики всадников, рвущихся в бой.
Вот уже первые полки идут. Передовой светлый полк ведут князья Смоленские Димитрий Всеволодович да брат его Владимир Всеволодович, у которого в строю и был Пересвет. Справа ведет полк Микула Васильевич с коломенцами, а слева ведет полк Тимофей Волуевич с костромичами…. Темные полчища врага ползут как тень с обеих сторон; от множества войска нет им места, где расступится. Нашей рати гораздо меньше.
Уже близко сходятся сильные полки. Выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество на виду у всех.
Наступил грозный час битвы, имевшей решить участь тогдашней России.
В самый полдень 8 сентября 1380 года, оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы.
Вдруг, с татарской стороны выехал вперед богатырь Челибей огромнаго роста, крепкаго сложения, страшной наружности.. Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из Русских витязей. Страшно было смотреть на этого великана и Русские думали про себя: «Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!» И хотя было много среди их витязей, но никто не решался сам вызваться добровольно на такой подвиг.
Доблестный инок—воин, выходя на единоборство, окропил себя святой водою, простился с своим собратом Андреем Ослябою, с Великим Князем, со всеми вождями и воинством православным, и громко воскликнул:
— Отцы и 6pатиe! простите меня грешнаго!
— Бог тебя простит, благословит, и молитвами святого отца Сергия да поможет тебе, — было ему всеобщим ответом.
Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии, устремился на своем быстром коне против татарина.
Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь крепко, столь громко и сильно, что—казалось—потряслось самое место их битвы, и — оба богатыря пали мертвыми на землю.
После битвы Димитрий, прозванный Донским, стал обходить Великое Поле, засеянное телесами его дорогих соратников и политое русскою кровию, на котором взошла Первая Великая Слава Руси. Даже деревья от великия печали преклонилися. Увидев Пересвета монаха и тут же поблизости лежащего знаменитого богатыря Григория Капустина, великий князь обратился к ним и промолвил: “Видите, братья, своего зачинателя, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословлен был игуменом Сергием и победил великого, сильного, злого татарина, от которого многие люди испили бы смертную чашу”.
Восемь дней “стояли на костях”; хоронили героев за Веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших. Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы. Тут же, по преданию, упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия.
Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы. а вернулись единым русским народом!
Великий Князь Димитрий Донской пробыл в Москве четыре дня и затем направил стопы свои к Живоначальной Троице, к отцу Сергию. Преподобный встретил его со крестами близ монастыря и изрек: “Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!” И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: “Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!”
Отслужили поминальную Великую ПАНИХИДУ о всех убиенных, и с тех пор названная Димитриевскою родительская суббота стала служиться в Церкви из года в год “покуда стоит Россия”.
При захоронении воинов Великий князь со всем воинством громким голосом провозгласили “им вечную память с плачем и со слезами многими”. Склонив голову перед свежими могилами лучших сынов Отечества, Димитрий Иванович сказал вещие слова:
“Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за все христианство между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога”.
Летописец восклицает: “Возвысил БОГ род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство”. Имена красных воинов земли Русския Небесный Воеводо в лепоту облекл еси; имена двух из них — Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) с того времени прославляются как имена местночтимых святыхъ Радонежскихъ.
Русь одолела могущественных варваров и поверила безповоротно в свои силы. Пусть знают и окончательно запомнят все интервенты-агрессоры: “Кто поднимет меч, тот мечем и падет” безславно.
Когда мы знакомимся с летописями, читаем, что Пересвет «гнал тысячи», а Ослябя сотни, то есть это говорит о том, какой силой обладал Пересвет. Конечно, гнал врага он не один, а со сформированными воинскими отрядами, противостоял вражеским силам и успешно отбивал их. Ни одна летопись не повествует ни об одной проигранной ими битвами.
Ослябя в современном понимании был, скорее всего, майором. Также обладал довольно успешным воинским потенциалом: хорошо знал выучку воинской службы и очень хорошо защищал русскую землю.
То время, как мы знаем, период почти раздробленных русских земель, каждый округ имел своего князя или князька, собственное войско, и войны между удельными князьями происходили повсеместно.
Период Сергия Радонежского характеризуется тем, что Сергий, как духовный отец, духовный лидер русской нации, старался примирить этих людей, чтобы русская земля была сплоченной и сильной. Чтобы русская земля стала благословенной: все ереси и расколы, которые укреплялись в уделах русской земли, исчезли. Часто преподобный Сергий пешком добирался до разных уделов русских князей, часто отчитывал, научал, запрещал или разрешал, благословлял.
Сейчас мы видим подобную ситуацию в соседнем государстве, когда все хорошие, кроме своих. Этот дух противостояния был настолько поднят среди аристократического рязанского сословия, что Сергию Радонежскому пришлось укротить их нрав. Не совершать службу, по древним обычаям, было очень большим преступлением. Когда двери храма были заколочены, люди сразу стали обращаться к своему политическому руководству, надавливая на него, чтобы оно нашло в себе силы, умение, политическую волю, чтобы соединиться с древней московской землей. Не подчиниться, но, говоря современным языком, стать ее полноправным партнером, участвовать в защите границ русского государства. Сергий Радонежский играл очень большую роль в формировании как духовной, так и политической составляющей нашей русской земли.
Почитание Сергия Радонежского и почитание этих святых воинов, которых он отослал на Куликовскую битву, является большим духовным подвигом для каждого человека.
Пересвет и Ослябя почитаются в Церкви не только потому, что совершили это великий подвиг, но, прежде всего, почитаются как исполнители послушания преподобного Сергия, то есть они не убоялись, знали, что должны будут положить свою жизнь не только за военную идею победы, но и за близких. Вера этих людей была настолько убежденной и живой, что они действительно не боялись смерти.
Видя такой уровень душевного и духовного развития, нам нужно многому поучиться у них. Поэтому, празднуя преподобного Сергия Радонежского, невозможно обойти молчанием этих святых угодников Божиих, которые также почитаются в сонмах Радонежских, Московских, Брянских, Тульских святых. Потому что в своем багаже духовного служения русской земле они имели эти области: где-то служили, где-то постриглись, где-то исполняли послушания, где-то имели владения, поскольку были боярами, имели собственный хлеб и пропитание.
Когда Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому с разговором о Куликовской битве, Сергий Радонежский сказал: отплатись и живите дальше. Но Дмитрий Донской ответил, что он уже ездил предлагать дань, и даже большую дань, но Мамай хочет еще больше, он хочет жизней. Когда дело дошло до того, что рука Мамая поднялась даже на православную веру, это стало трагедией русского государства и русского человека. Надо было защищать государственный и религиозный иммунитет, поэтому люди пошли на войну защищать свои границы: как границы духовные, так и границы своего Отечества.
То есть Сергий благословил Димитрия Донского на битву, только когда узнал, что есть духовная опасность русскому государству.
Мы же платим налоги, и даже, когда они чрезмерны, терпим и платим. Но если будет агрессия на мою веру, на мою самоидентификацию, то все пойдут на защиту.
Андрей Ослябя участвовал в передовом полку, а передовой полк, как мы знаем, весь полег, потому что сеча была такой, что по крови было по колено. Только при помощи засадного полка битва была выиграна.
Тела этих иноков были своего рода иконой победы на Куликовом поле. Людям надо было показать, кто эти исторические люди. Кроме того, тела благословил забрать преподобный Сергий Радонежский.
В Старо-Симоновом монастыре, основанном племянником Сергия, их тела были уложены в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где находятся под спудом по сей день. Они были поставлены в этом месте, как люди, следящие за границами Московского государства.
Ранее монастырь находился за границей Москвы. По сей день они являются невидимыми ходатаями за нашу русскую землю и за всех воинов, которые с верой притекают к ним. Очень жалко, что даже в Москве очень мало людей, которые знают об этом. Очень мало военных, которые посещают храм Божий, но не знают, кто такие Пересвет и Ослябя.
Наша государственная пропаганда говорит обо всем, что угодно: пиве, убийствах, наркотиках, изнасилованиях, но не говорит о нашей вере, о наших подвижниках, и это очень плохо, это является инфицирующим агентом для нашей государственной безопасности и армии. Люди должны знать и должны стремиться поклониться этим святым.
Сразу после победы на Куликовском поле люди стали почитать их, как людей Божиих, а, следовательно, как святых. Почитание было местное, но давнее. Церковного акта как такового не было, и в синодике Троице-Сергиевой Лавры они почитаются как братия монастыря. Многие цари приезжали поклониться Пересвету и Ослябе, служились молебны, но они были лишь иконой воинской доблести и славы.
В 1988 году Патриарх Пимен (Извеков) своим патриаршим распоряжением причислил их к лику святых для почитания в Церкви. Тогда была написана первая их икона с Сергием Радонежским, Димитрием Донским.
Сегодня для нас подвиг преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби несет большое духовное значение, поскольку они были мучениками на Куликовском поле. Мученичество, прежде всего, свидетельство о Христе, о Царствии Небесном, о вере православной, о русской идентификации. Пусть ты будешь любой национальности, но русским, православным по самоидентификации.
Это свидетельство важно в духовном плане для каждого из нас, чтобы мы не были политически ангажированными, знали, что мы лишь пришельцы на этой земле, а для Царства Небесного являемся истинными гражданами. Это событие еще раз подчеркивает, что мы должные получить прописку и гражданство именно в Царстве Небесном».
«Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии»
Тропарь, глас 1
Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии. Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.
Кондак, глас 7
На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.
Величание
Ублажаем вас святии преподобномученицы наши Александре и Андрее и чтим святую память вашу, воинов Христолюбивых наставницы и ангелов собеседницы.
ПРЕПОДОБНИЕ АЛЕСАНДРЕ И АНДРЕЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.
Икона Андрей (Ослябя). Биография, деятельность и интересные факты
Братья из города Любутска
Вам будет интересно: Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации
Достоверных сведений о жизни Андрея Осляби сохранилось крайне мало. От нас сокрыты даже точные даты его рождения и смерти. Известно лишь, что он и его родной брат, принявший в монашестве имя Александр (Пересвет), были выходцами из древнерусского города Любутска, находившегося когда-то на правом берегу реки Двины недалеко от места впадения ее притока Дугны. От рождения будущий святой получил имя Родион, с которым он расстался, приняв монашеский постриг.
Иноки, призванные на битву
Основная доступная исследователям информация о его жизни содержится в литературном произведении XV века, носящим название «Сказание о Мамаевом побоище». Согласно этому историческому документу, великий князь Димитрий I Иванович, получивший впоследствии титул «Донской», прежде чем отправиться на решающую битву с полчищами татарского темника (военачальника) Мамая, прибыл в обитель святого Сергия Радонежского, чтобы испросить его благословения.
Вам будет интересно: Багдадский пакт: суть, история создания и распада
«Великий печальник земли русской», как принято именовать преподобного Сергия, не только благословил Московского князя, но и отрядил к нему в дружину двух схимонахов – родных братьев Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Вполне понятно, что своим присутствием молодые иноки не могли усилить мощь многотысячного княжеского войска, и их призвание на битву имело сугубо духовное значение. Сила Божьих людей заключалась не в тленном оружии, которым они, кстати сказать, прекрасно владели, а в нетленном Кресте Господнем, образ которого был нашит на их монашеских облачениях.
Напутствуя Александра Пересвета и Андрея Ослябю, преподобный Сергий призвал их крепко сражаться за Отечество и веру Христову, попираемую погаными иноплеменниками. Он же вложил в их руки и боевые мечи, окропив святой водой и отслужив молебен о даровании победы православному воинству. Осененные благословением своего духовного отца и наставника, братья отправились вместе с князем Димитрием туда, где река Непрядва впадает в Дон, и где 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, завершившаяся полным разгромом Мамаевых полчищ.
Две исключающие друг друга версии
О том, как сложилась дальнейшая судьба инока Андрея, существуют две версии, каждая из которых имеет немало сторонников в научном мире. По одним данным, он погиб во время сражения, тогда как по другим, остался жив и даже отличился на государственной службе. В качестве доказательства этой версии приводятся выдержки из документов начала 90-х годов XIV века, в которых упоминается о том, что некий монах-чернец по имени Андрей Ослябя был включен в состав делегации российского митрополита Киприана, отправлявшегося в Царьград с дипломатической миссией.
Противники этой версии вполне резонно заявляют, что нет никаких оснований утверждать, будто монах, отправившийся с митрополитом Киприаном в Византию, был тем самым иноком Андреем, которого преподобный Сергий Радонежский отрядил в войско Московского князя. Это могли быть совершенно разные люди, и общность имен (весьма распространенных тогда в иноческой среде) едва ли может служить неоспоримым доказательством.
Герой знаменитой картины
Что же касается родного брата инока Андрея Осляби – Александра Пересвета, то его героическая гибель красочно описана в упомянутом выше «Сказании о Мамаевом побоище». Как свидетельствует автор сочинения, перед началом сражения он, согласно традиции, сошелся в поединке с татарским богатырем Челубеем, и оба они пали, пронзив друг друга копьями. Эта сцена запечатлена на знаменитой картине художника М. Авилова, написанной им в 1943 году во время Сталинградской битвы. Репродукция полотна приводится в статье.
Спасение великого князя
Как известно, многие события истории, а особенно те из них, которые удалены от нас прошедшими веками и скупо отражены в исторических документах, дают толчок к рождению легенд. Так произошло и с участием радонежского монаха Андрея Осляби в Куликовской битве.
Отметим также, что историки, оспаривавшие версию гибели преподобного Андрея на поле сражения, в качестве доказательства приводят тот факт, что в поминальных синодиках того времени, а также в сохранившихся до наших дней летописных списках лиц, «убиенных на Куликовом поле», встречается только имя инока Александра Пересвета, тогда как о его брате ничего не говорится.
Святые братья-преподобномученики
Известно, что всенародное почитание Андрея Осляби началось значительно позже, чем его родного брата Александра, прославившегося своей гибелью в поединке с татарским богатырем Челубеем. Более того, древнейшие документы, повествующие о Куликовской битве, не содержат о нем никаких упоминаний, и лишь в одном из них – литературном памятнике рубежа XIV и XV вв., известном под названием «Задонщина» – содержится упоминание о том, что во время битвы отдали свои жизни два инока-богатыря – Александр и Андрей.
О том, когда были канонизированы легендарные братья, также не имеется точных данных, известно лишь, что в середине XVII века их имена были внесены в святцы, а сами они упомянуты как угодники Божьи, причисленные к лику преподобных. В конце того же столетия в Москве была издана книга, называвшаяся «Описание российских святых», и в ней оба они фигурировали уже как преподобномученики, то есть люди, претерпевшие мучения и отдавшие жизнь за веру. К этому же времени относятся и наиболее древние из дошедших до нас икон с изображением братьев.
Могила братьев
Местом погребения преподобного Андрея Осляби и его брата Александра Пересвета считается церковь Рождества Пресвятой Богородицы, находившаяся в Симоновой слободе на левом берегу Москвы-реки. Надгробие, сооруженное над их могилами, неоднократно разбиралось и вновь восстанавливалось, а в советский период было и вовсе уничтожено. Уже в перестроечные годы, когда закрытый в 1928 году храм был возрожден, на месте захоронения установили каменную сень. Сами же останки святых найдены не были. В наши дни своеобразным памятником одному из братьев стал открытый в Москве при храме Сергия Радонежского (на Ходынке) духовно спортивный центр «Андрей Ослябя».