икона под подушкой для чего

Можно ли вешать иконы в спальне над кроватью над головой: церковные правила и запреты

Иконы в комнате для сна: мнение Церкви

В мыслях большинства современных верующих людей укоренилось ошибочное представление, что святым изображениям не место в спальном помещении. Особенно это утверждение касается супружеской спальни.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.
Иконы принято держать на кухне или в комнате, где семья собирается на общую трапезу

Представители Православной Церкви утверждают, что помещать икону в спальне можно и даже нужно. Это способствует развитию духовной культуры человека и его сближению с Господом.

Важно! Помимо спальни, образы небожителей можно размещать во всех комнатах жилья, кроме тех, что предназначены для гигиенических процедур.

Куда вешать икону в спальне: можно ли над кроватью

Месторасположение иконы в любой из комнат должно выбираться хозяином дома и зависеть от убранства того или иного помещения. В прошлые века красный угол делали на восточной стороне помещения, чтобы молились домочадцы, обращаясь лицом на восток. Современные дома и квартиры отличаются разнообразной оригинальной планировкой, а потому данное правило считается уже не совсем актуальным.

Четких церковных предписаний насчет места, куда хозяин повесит икону, не существует. Важно лишь учесть некоторые запреты:

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Икону необходимо вешать так, чтобы каждый мог иметь свободный доступ к ней для молитвы. То есть сторонние предметы, размещенные на стене, будут в данном случае под запретом, так как мирское с духовным путать нежелательно. Нельзя ставить или класть иконы на журнальный столик, на трюмо или на полку с книгами, если те не религиозные.

Над кроватью икону вешать не запрещается. Но будет ли удобно молиться перед ней в случае необходимости — вопрос, на который может ответить только сам хозяин дома.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.
Иконы следует размещать в спальне на восточной стене

Однако существуют общие рекомендации, которые не являются каноническими правилами, но обоснованы с точки зрения логики и здравого смысла. К ним относятся:

В каком углу ставить икону в комнате?

По христианским традициям икона должна находиться в юго-восточном углу помещения, но допускается поставить ее в любой свободный угол комнаты, если она очень маленькая. Важное правило: рядом с иконой не должно находиться картин, плакатов, карт, календарей и прочих атрибутов светского мира. Лучше всего организовать для иконы отдельную полочку, где можно будет поставить лампадку, постелить красивую кружевную салфетку или рушник с вышивкой, а на церковные праздники размещать букетики из трав или сосуды со святой водой. Также принято, чтобы перед «красным углом» было свободное место для того, чтобы человек перед иконостасом мог прочитать молитву.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Какие иконы вешать в спальне

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.
При размещении икон в комнате следует учитывать иерархию

Супружеская спальня

В комнате мужа и жены традиционно размещают следующие иконы:

Детская комната

В комнате ребёнка уместно расположить следующие святые изображения:

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.
В комнате для детей принято помещать образы Христа и Богоматери, а также небесных покровителей малышей

Расположение святых образов в детской комнате помогает его знакомству с христианской верой и православными традициями.

Важно: икона — это не оберег или амулет. Простое её присутствие в комнате не является залогом защиты и помощи Господа. Только искренняя Вера и горячая молитва будут услышаны Спасителем.

Икона в спальне: хорошо или плохо?

В храмах для каждой иконы существует свое определенное место. В доме таких правил нет, но стоит учитывать иерархию при размещении икон в спальне или другой комнате. Это значит, что иконы Иисуса Христа или Богородицы не должны оказаться ниже икон с ликами других святых.

Можно ли спать ногами к зеркалу

Зеркало еще со старых времен считалось порталом между мирами. Старославяне верили, что часто дух людей, умирающих ночью, переходит в зеркало и негативно действует на спящего, долгое время находящегося в одном положении. Они верили, что духи живут в зеркалах и всегда наблюдают за хозяевами.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

К тому же, существуют предания, согласно некоторым из них, если отражается один спящий человек в зеркале, это может привести к проблемам, двое — к изменам. Если же зеркало треснуло, оно является прекрасным переносчиком информации, неприятностей и проблем, которое оно видело.

Церковь не подтверждает накопленную мудрость предков и не опровергает ее. Однако, в Библии нет упоминаний о зеркалах и их воздействии на человека, поэтому спать ногами к зеркалу или нет решать человеку самому.

Священнослужители рекомендуют засыпать, читая молитвы на ночь, а в родительскую субботу чтить предков и относится к ним с уважением, чтобы они оберегали дом и всех поселившихся в нем, а не были проводниками злых сил.

Чем важны иконы

Несмотря на кажущуюся простоту, икона — это богословская система символов. Я боялась, что она покажется малышу слишком сложной. Но батюшка успокоил — на самом деле такие образы как раз легко воспринимаются детьми. Это особенность их психики. Подобно иконописцам, дети изображают на своих картинках то, что чувствуют, не стремясь передать внешнее сходство. Общее здесь то, что рисунки детей тоже обращены не к видимому миру, а к внутренним переживаниям.

У 15 % добровольцев не выработались антитела после введения «КовиВака»

Когда повышается вероятность измены партнера: ученые определили точный возраст

Искусство граффити, похожее на быль: художник делает стены «сквозными» краской

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Не будут лишними образы самых важных христианских праздников — Рождества, Крещения, Благовещения. Эти сюжеты легки для детского восприятия.

Можно ли спать ногами к иконам

Предки верили, что не нужно спать ногами к иконам, поскольку Бог может отвернуться и перестать помогать. Поэтому иконы нужно держать непосредственно перед головой или телом, чтобы не послать на себя божью кару.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Настоятели храмов и монастырей отрицают народные приметы и старославянские предания насчет положения тела во время сна и считают, что если обращать внимание на мнимые приметы и верить в них, они обязательно сбудутся.

Если же полагаться на Бога и верить в него, то зло никогда не сможет проникнуть в тело и душу. Насчет расположения кровати и сна ногами к иконам — нет разницы.

Важно понимать: верить в приметы и сомневаться в божьей помощи — выражение малодушия.

К иконам нужно относиться со всем уважением, протирая их от пыли тряпочкой и ставя их на центральное место в доме. Но не следует верить в предрассудки и народные приметы. Верующий человек знает, что при искренней вере и любви к Богу, он никогда не отвернется от страждущих и будет всегда рядом.

В итоге, православие не поддерживает народные приметы и старославянские предрассудки. Выбирать место для сна человек должен, исходя из своего комфорта, а не мнимых примет.

Источник

Можно ли вешать иконы в спальне над кроватью над головой: церковные правила и запреты

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Сон по православной христианской традиции

Православные священники считают, что сны бывают трёх видов — от Бога, от дьявола и от природы.

Сновидения, которые посылает Господь, часто призывают покаяться в грехах, совершить добро, изменить дурным и грешным привычкам для спасения души и во благо Богу. Жрецы, принесшие дары родившемуся Иисусу, во сне получили откровение и в свой город отошли

другой дорогой, дабы сохранить младенца от Ирода.

Дьявольские сны, напротив, призывают нас ссориться с кем-то, совершать дурные поступки, отречься от Бога. Нередко приспешники тьмы являются в образах святых, но толкают на вредные деяния. Чаще всего у мирян бывают сновидения природные, связанные с повседневными заботами.

Какие иконы можно вешать в спальне над кроватью

В супружеской спальне традиционно размещают образы, которые будут вдохновлять мужа и жену на сохранение брака и верности друг друга, защищать от злого глаза завистников и спасать от ссор и скандалов.

К таким святым образам относятся:

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Венчальная пара — это соединенный образ Богоматери (зачастую Казанской) и Спасителя. Такой иконой совершается таинство венчания. Супругов благословляют на хранение обета верности и любви друг к другу. Потому образы, размещенные в спальне, будут напоминать мужу и жене о клятвах, которые они давали у алтаря.

Князь Петр Муромский и супруга его Феврония — покровители супружеской любви и верности в Русской Православной Церкви. А Николай Чудотворец — покровитель детей, больных и обездоленных. Он помогает супругам избегать конфликтов по мелочам.

Языческие представления под видом христианских

Когда к нашим предкам пришло православие, к старым верованиям, прочно засевшим в головах, добавились ритуалы, связанные с Библией. Люди полагали, что нельзя отдыхать ногами к входу, так как по христианской традиции именно через дверь выносили того, кто умер.

Что касается представлений о том, куда надо спать головой по-христиански, бытуют следующие поверья:

Совет! Все приметы, вера в вещие сны достались в наследство от язычества. Православный христианин должен помнить, что всё зависит от самого человека, в том числе и выбор направления тела во время отдыха. Если спящий не будет грешить, уповает на Господа, то и приметы не властны над ним.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Куда вешать икону в спальне: можно ли над кроватью

Месторасположение иконы в любой из комнат должно выбираться хозяином дома и зависеть от убранства того или иного помещения. В прошлые века красный угол делали на восточной стороне помещения, чтобы молились домочадцы, обращаясь лицом на восток. Современные дома и квартиры отличаются разнообразной оригинальной планировкой, а потому данное правило считается уже не совсем актуальным.

Четких церковных предписаний насчет места, куда хозяин повесит икону, не существует. Важно лишь учесть некоторые запреты:

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Икону необходимо вешать так, чтобы каждый мог иметь свободный доступ к ней для молитвы. То есть сторонние предметы, размещенные на стене, будут в данном случае под запретом, так как мирское с духовным путать нежелательно. Нельзя ставить или класть иконы на журнальный столик, на трюмо или на полку с книгами, если те не религиозные.

Над кроватью икону вешать не запрещается. Но будет ли удобно молиться перед ней в случае необходимости — вопрос, на который может ответить только сам хозяин дома.

Куда спать головой по Фен-Шуй

Древнекитайское учение Фен-шуй, модное в наше время, предполагает следующие правила размещения кровати:

Все эти рекомендации должны соотноситься с расчётами по китайскому календарю числа Гуа.

В зависимости от того, какая цифра получилась, можно определить удачные и неблагоприятные стороны для человека:

Важно знать! Учение фен-шуй чуждо православной религии. Древнекитайская философия, скорее относится к магическим действиям, направленным на достижение материального благополучия и избавления от негатива. В то время как Христианство чтит Творца и заботится о развитии души.

Почему не спят ногами к двери?

Разберёмся в вопросе сна с помощью славянских и скандинавских поверий и мифов.

Древние славяне убеждены, дверной проём — проход в страну мёртвых. Поэтому усопшего выносят ногами вперёд. Не учитывая это обстоятельство, мы повторяем ритуал, провоцируя этим отход в мир иной. Душа же, блуждая в сновидениях, вылетает безвозвратно.

Скандинавские предания делят действительность на пристанище богов, обычных людей и монстров. На западе находится портал демонов, откуда душе трудно вернуться. Спящий или умирает либо превращается в чудовище по характеру.

Согласно китайской философии, при неправильном сне тело теряет изрядное количество энергии, утром чувствуется разбитость, появляются беспричинные болезни, снятся кошмары, тревожит неосознанное беспокойство. Чтобы не подвергаться испытаниям разворачивайтесь на восток и всё нормализуется.

Священное писание и служители церкви о правильном сне

Упоминание о сне как о состоянии впервые встречается в Библии (Бытие 2:21). Строки Священного Писания повествуют о том, что Господь ввёл Адама в дрёму, а затем создал из его ребра Еву. Хорошо поспать после праведных трудов — Божий дар человеку, так сказано в главной для христиан Книге.

Преподобные Нил Сорский и Антоний Великий отмечали важность обращения к Богу, перед тем как отойти ко сну. В это время важно почитать христианские молитвы, искренне вознести благодарность Творцу за прожитый день и вспомнить всё хорошее, что произошло по его воле. Даже за трудности следует хвалить Бога, ведь они тоже суть его промысел.

Важно знать! Мнения православных священнослужителей по поводу указаний, в какую сторону спать головой, единогласны: в Библии нет ни строки, указывающей о позе, в которой необходимо отдыхать. Приметы, связанные со сном, придуманы язычниками (несмотря на то, что в них упоминаются ангелы и Творец).

Верующему в Господа не нужно искушаться и обращать внимание на них. Совершенно не имеет значение, куда направлена голова спящего, правильно лишь то, что человек заботится о чистоте своей души и следует слову Божию.

Надуманные правила

Приведем еще несколько «правил», придуманных православными христианами:

Придерживаться их в такой трактовке, разумеется, крайне глупо и недостойно верующего человека. Несмотря на то, что данные правила, скорее всего, были созданы из лучших побуждений, их соблюдение неприемлемо.

Невозможно утратить контакт с Богом только потому, что переставил кровать. Да и укрепляется духовная связь с Господом молитвой, постом и благими делами, а уж никак не сменой направления головы в постели.

Что предлагает наука

Немецкий учёный Вернер Гейзенберг настаивает на том, что магнитное поле Земли должно вступать в резонанс с биологическим полем нашего организма. Согласно его выводам, следует спать головой на север.
Замечено, что люди подсознательно сами выбирают это положение при проблемах со здоровьем и высоким уровнем тревожности. Потоки энергии, исходящие от Земли, действуют как магнитотерапия: нормализуют обмен веществ, улучшают самочувствие и повышают иммунитет.

У Земли есть также кольцевые магнитные поля, поэтому выбор места для кровати — дело индивидуальное.

Сомнологи советуют для укрепления здоровья позаботиться о гигиене сна:

Следует организовать свой режим сна: ложиться спать и пробуждаться в одно и то же время. В этом случае организм будет работать как часы.

Самое лучшее — доверять своей интуиции

Не важно, религиозный вы человек, следуете ли церковным наставлениям или предпочитаете мнение светил науки, самой лучший советчик — организм. Проверить, где ставить кровать можно таким образом: вечером, когда присутствует небольшая усталость, прилягте на пол и полежите некоторое время. Прислушайтесь к ощущениям. Ваша интуиция подскажет, куда должна быть направлена голова. В эту сторону и нужно расположить изголовье кровати.

В Христианстве не существует указаний о том, куда спать головой. Все приметы и иные учения на этот счёт не должны волновать истинного верующего человека, поскольку от того, куда направить ложе, отношение Творца не поменяется.

Можно ли вешать иконы в спальне

Логика людей проста. Спальня, в особенности если речь идет о супружеской, является довольно интимным местом для мужа и жены. Многие верующие уверены, что совершать акт супружеской близости, имея в комнате не завешенную икону, не совсем корректно.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

В церкви к данному вопросу относятся философски. Супружеские отношения предполагают близость между мужчиной и женщиной, а потому никак не противоречат их религиозности. Если пара венчанная или хотя бы состоит в законных перед государством отношениях, ничего постыдного в любви между мужем и женой нет.

Иконы можно смело вешать в спальне, если супруги официально женаты. Если же речь идет о гражданском браке, то есть сожительстве, то от религиозных символов в комнате лучше воздержаться, так как отношения считаются «блудом».

Завешивать супругам иконы на ночь не следует, так как в их отношениях нет ничего греховного. Наоборот, любовь женщины и мужчины является единственно правильным с церковной точки зрения путем продолжения жизни на земле.

Источник

Икона под подушкой для чего

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Дорогая Елена! У Вас есть ростки веры, но чтобы они окрепли, надо идти тем путем, каким спасались многие поколения православных людей. Нужно войти в благодатный опыт Церкви, в котором скристаллизовалось все высокое и истинное. Спаситель наш сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:20-21). Воля же Отца Небесного состоит в том, чтобы мы были духовно полнокровными чадами той Церкви, которую основал Его Сын – Иисус Христос. Святые отцы, плодами своей духовной жизни доказавшие право быть наставниками, не мыслили себя без регулярного участия в жизни Церкви. Священномученик Иларион (Троицкий), чьи святые мощи находятся в соборе нашего монастыря, посвятил специальное исследование учению о Церкви. Главная мысль этой работы – без Церкви нет спасения. Примите поданный с любовью совет: начните регулярно посещать праздничные и воскресные службы, участвовать в святых таинствах (исповедь, причастие), соблюдать святые уставы Церкви.

Родителям Вы сможете помочь найти путь к спасительной вере, прежде всего, плодами духовной жизни. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Если в человеке, начавшем жить в святой православной традиции, произойдет благодатная перемена, это не может утаиться от близких. Тогда родители начнут понимать, что есть иная реальность, которая в силу их неведения была сокрыта от них. Это будет началом их пробуждения. Вокруг нас так редко обращаются наши близкие к вере потому, что церковность наша часто бывает внешней, формальной, а потому – бесплодной.

Мы не должны смущаться, когда речь заходит о нашей вере. Никого не осуждать, не возносится, но достойно нести высокое звание христианина. «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3:15). Если Вас спрашивают «откуда ты знаешь, что Бог есть?», надо спокойно ответить: «Знаю, потому что общаюсь с Богом. Если ты серьезно начнешь к Нему обращаться, то сам в этом убедишься». Самым верным доказательством бытия Бога является личный духовный опыт.

Икону ангела-хранителя класть на ночь под подушку можно. Хорошо при этом помолиться ему, чтобы он сохранил Вас от всякого зла.

Источник

«Знамение» Богородицы 10 декабря: о чем просят у иконы и что нельзя делать в этот день

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

Память иконы Богородицы «Знамение» Православная Церковь празднует в пятницу, 10 декабря 2021 года. «Знамение» Пресвятой Девы относится к самым почитаемым образам в православии.

На Руси иконы Божией Матери «Знамение» появились в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В тот год объединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли к Великому Новгороду. Шансов на отражение атаки у новгородцев было немного, поэтому они стали молиться Господу о том, чтобы Он не оставил их без заступничества.

В третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал необычный голос, повелевший ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, стоявшие за стеной рати пустили в крестный ход множество стрел, одна из которых вонзилась в лик Богородицы на иконе. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого знамения свыше нападавших внезапно объял необъяснимый ужас, при этом они стали бить друг друга. Видя это, новгородцы устремились в атаку и разбили осаждавшие их рати.

В память об этом событии и чудесного заступничества Богородицы, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери.

Чудотворная икона после явления знамения 186 лет находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее в Новгороде построили храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Помимо новгородской иконы, в России известны многочисленные списки с нее, пишет Foma.ru.

У иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы православные молятся чаще всего.
Она помогает:
в нахождении мира и покоя;
в примирении враждующих;
в предотвращении междоусобных войн;
в исцелении различных болезней (первым делом, глазных);
в исцелении от жутких недугов (к примеру, холеры);
в предотвращении стихийных бедствий, пожаров;
защитится от врагов;
не стать жертвой злоумышленников;
в избавлении от завистливых людей.

У образа Богородицы православные просят о мире в семье, счастье и благополучии, о здоровье детей, сообщает pronedra.ru.

Верующие люди ходят в церковь на молебен, зажигают свечи в доме рядом с образом Богоматери, особенно если имеется икона «Знамение».

На Знамение не разрешалось заниматься тяжелым физическим трудом, а также следовало отложить на следующий день домашние дела, поэтому женщины в этот день не стирали, не шили, не вязали и не пряли.

Рыбалка 10 декабря считалась бессмысленной, потому что все рыбы к Знамению, по народным поверьям, должны были попрятаться в омуты. Однако было принято ходить в лес, искать рога лосей, которые в этот период их сбрасывали.

Также в этот день люди традиционно присматриваются и прислушиваются к знакам, которые появляются в их жизни. Считается, что именно 10 декабря эти знаки становятся более явными. Они предупреждают, защищают и отводят беду.

Источник

Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями

Проблемы современного иконопочитания. Часть 6

В завершение предыдущих публикаций на указанную тему авторы суммируют сказанное в виде кратких рекомендаций по благочестивому обращению со священными изображениями. Сами рекомендации были подробно (с примерами) разобраны ранее. Рекомендациям предшествует краткий теоретический очерк, в котором приводится анализ текущей ситуации, а также догматическое и богословское обоснование предлагаемых рекомендаций. В завершение перечисляются необходимые меры по противодействию профанации священного.

I. Актуальные проблемы
современного иконопочитания

Иконы (священное изображения) – это произведения искусства, имеющие публичный характер. Иконы в наглядной, образной форме выражают православное вероучение и тем самым несут в мир весть о Христе. Поэтому иконы имеют огромное миссионерское значение, особенно в наше время примата визуальной информации над всеми другими ее видами. Однако бытование священных изображений в публичном пространстве порождает и свои проблемы, которые требуют решения.

Бытование священных изображений в публичном пространстве порождает проблемы, которые требуют решения

В настоящее время многие производители товаров, предназначенных для православных верующих, при изготовлении своей продукции используют священные изображения для оформления как предметов церковного обихода, так и бытовых предметов: книг, журналов, газет, календарей, закладок, обложек аудио- и видеодисков, алкогольной продукции, сумок, рушников, салфеток, одежды, посуды, постельного белья, ковров, сувениров, ювелирных украшений, бижутерии и т. п.

Как к этому следует относиться, с точки зрения Православного вероучения и церковного Предания?

Догмат иконопочитания

В первую очередь следует вспомнить ту непреложную истину, что церковное искусство всегда имело и должно иметь догматический и литургический характер, не допускающий произвольных сюжетов, образов, смыслов, не соответствующих Священному Писанию, Священному и церковному Преданию, догматическому учению Церкви, литургической (богослужебной) практике, живому опыту духовной жизни, имеющему рецепцию Церкви.

Напоминаем, что в определении VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего догмат иконопочитания, говорится:

Из соборного определения следует, что священные изображения должны

Вселенский Собор устанавливает, что священные изображения предназначены для возведения человеческого ума от образа, изображенного на иконе, фреске, росписи, мозаике, выраженного в скульптурной форме, в виде рельефа и т.п., к первообразу – Самому Господу Иисусу Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим. Честь, воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней. А это означает, что любые преднамеренные оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.

Преподобный Феодор Студит († 826), продолживший после Собора исповедническую борьбу за иконопочитание, глубоко раскрыл соборное учение. Святой отец, в частности, говорил:

В отношении икон (образов) святые отцы – Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др. – употребляли наименования самих первообразов, изображенных на них, пишет игумен Студийский.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Монета с изображением императора Константина V Копронима

Священные изображения в Православии

Относительно использования на бытовых предметах священных изображений часто можно услышать возражение, что последние таковыми не являются, поскольку не освящены в храме священником, т.е. над ними не совершался чин освящения с окроплением святой водой согласно Требнику, как это положено для икон в Русской Православной Церкви. Однако изначально в Церкви не было никакого особого чина освящения икон. Он появился довольно поздно и фактически является простым признанием данного изображения каноничным, не противоречащим православному вероучению, благословением Церкви в лице ее священнослужителя на использование данного изображения в качестве святого образа, или иконы.

Так, возражая иконоборцам, утверждавшим, что иконы являются обыкновенными вещами, поскольку не имеют освящающей их молитвы, VII Вселенский Собор утвердил:

«Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати».

Таким предметом является и Животворящий Крест, даже напечатление которого в воздухе прогоняет демонов.

Поэтому благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные.

Благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные

Священные изображения самим фактом явления нам Божественного, небесного относятся к области сакрального, отделяясь от изображения всего обыденного, временного, мирского – профанного. При этом образы Господа Нашего Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых становятся священными не через какой-то специальный чин освящения, а только самим фактом их изображения, по тождеству ипостаси (лица) изображенного и изображаемого.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Иисус Христос. Мозаика

Для большинства культур необходимость разграничения между священным и профанным очевидна и необходима

VII Вселенский Собор также назначает строгое наказание за бытовое употребление священных евхаристических сосудов: духовенство извергается из сана, а монашествующие и миряне отлучаются от общения (т. е. от Причастия). Но священные изображения, по мысли отцов Собора, – это не просто область сакрального. Они занимают в нем совершенно особое место: почитаются наравне с Крестом и Евангелием, которые, в отличие от богослужебных сосудов, находятся в личном пользовании практически каждого христианина. Поэтому каждый человек ответственен за надлежащее с ними обращение.

Св. Феодор Студит подтверждает:

Мы не поклоняемся евхаристическим сосудам или чему-либо подобному самим по себе (без Святых Даров, в них содержащихся), но иконам, носящим на себе образы Христа, Богородицы и святых, воздается особое религиозное поклонение и почитание в виде лобызания, каждения и т. д. Поэтому профанация священных изображений – неблагоговейное, неблагочестивое их употребление кем бы то ни было – в духовном смысле является проступком большим, чем простая профанация евхаристических сосудов.

Дореволюционные гражданские законы в защиту святынь, основываясь на церковных правилах, прямо запрещали профанное употребление священных изображений:

Профанация священного в современном российском обществе

В VIII веке одной из причин возникновения иконоборчества стала реакция на распространившееся среди христиан избыточное и профанное использование священных образов, отягченное суевериями и пережитками до конца не изжитого язычества.

В конце XX – начале XXI веков, после снятия жестких запретов государственного атеизма на Церковь и ее участие в жизни российского общества, иконы и священные изображения как атрибуты православной веры покинули литургическое пространство храмов и заполнили публичное пространство, к сожалению, не всегда оправданно. Икона, святой образ из предмета сакрального и церковного искусства, из принадлежности храма по преимуществу, из большой редкости и ценности, из святыни стала быстро превращаться в обычный артефакт, в нечто обыденное и потому профанное, что противоречит ее назначению.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Матрешки с иконами

Одно из предназначений иконы как священного образа состоит в том, чтобы являть человеку священное и, освящая профанное пространство его жизни, приобщать его к священному. Например, привнесение иконы из литургического пространства православного храма в наше жилище должно освятить наш дом, создать пусть ограниченное, но освященное место для нашей домашней духовной жизни – молитвы в первую очередь. Однако распространившаяся порочная практика бездумного соединения священных образов с профанными вещами приводит к обратному эффекту – обмирщению священного, профанированию сакрального образа.

Сегодня проблема профанирования священных образов существенно обострилась вследствие ничем и никем нерегулируемого массового их тиражирования с помощью современных технологий. Эта ситуация усугубляется утратой значительной частью общества культуры обращения как со значимыми гражданскими ценностями и особо почитаемыми символами, так и с религиозными святынями, а также отсутствием уважения к религиозным чувствам своих сограждан.

Священные изображения на обыденных изделиях и товарах для православных верующих используются не по своему прямому назначению, т.е. для религиозного поклонения и воздаяния им должной чести, а как элементы «фирменного стиля», декоративного оформления товара или его упаковки. К сожалению, на первое место здесь выходит не почитание священного образа, а употребление его как элемента торгового знака, бренда, призванного привлечь внимание православно-ориентированных покупателей, паломников, туристов и т. п. Набор свечей или плитка шоколада с изображением на упаковке иконы или храма – это то внешнее оформление товара, которое сообщает ему уникальную добавленную стоимость, а несведущие покупатели готовы за это платить.

Профанация священного в целях привлечения внимания покупателей также проявляет себя и в другом. Браслет с иконами, обложка для документов с Крестом – это обозначение не только религиозного бренда или православной самоидентификации потребителя, это ещё и то, что якобы может дать обладателю подобных вещей некую дополнительную духовную защиту, стать своего рода «православным оберегом». Но глубоко ошибается тот человек, который желает получать от Бога защиту и благодеяние через профанацию священных изображений. И Божье долготерпение здесь нельзя возводить в одобрение этого печального явления.

Глубоко ошибается тот человек, который желает получать от Бога защиту через профанацию священных изображений

Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства священного и благоговения перед ним. Наметилась опасная тенденция к стиранию границы между священным и мирским, различение которых составляет основу подлинной религиозности. Сложившаяся ситуация начинает восприниматься многими верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, церковными обычаями и канонами.

Однако еще в 2006-м г. Святейший Патриарх Алексий II говорил о проблеме неблагочестивого отношения к священным изображениям:

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон

По выражению прп. Феодора Студита,

Поэтому, раскрывая содержание догмата иконопочитания VII Вселенского Собора в отношении благоговейного почитания святых икон и следуя словам Святейшего Патриарха Алексия II, предлагаем свои рекомендации по благочестивому использованию священных изображений.

Подробно (с примерами) каждая из рекомендаций была рассмотрена в предыдущих наших публикациях. Здесь же все они сведены в кратко сформулированный перечень.

II. Рекомендации
по благочестивому обращению со священными изображениями

Цель рекомендаций – сформулировать норму иконопочитания в современном обществе, на основании Священного Предания, канонов Православной Церкви и святоотеческого наследия.

Актуализация и формулирование самих церковных канонов (правил), относящихся к современному иконопочитанию и обязательных для исполнения всеми членами Церкви, есть прерогатива её священноначалия и уполномоченных им органов и учреждений, на что разработчики данных рекомендаций никоим образом не претендуют и не посягают.

Поэтому конкретное содержание приводимых ниже рекомендаций может обсуждаться; на определенные частные детали и формулировки у читателей и экспертов могут быть другие взгляды. Однако важно, чтобы они были не голословны, но укоренены в подлинном церковном Предании, а не в ставших привычными ложных обычаях. При составлении рекомендаций авторы исходили из того, что об указанных выше давно наболевших проблемах необходимо не только говорить, донося до общества знания о благоговейном отношении к священным изображениям, но и предлагать способы их решения.

Под нормой иконопочитания в данной статье понимается использование священного изображения в соответствии с его предназначением, согласно догмату иконопочитания, принятому VII Вселенским Собором, а именно, для достижения таких целей, как:

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку легко определить, соответствует ли она догмату иконопочитания и Преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные вещи, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

Данные рекомендации адресованы в первую очередь православным христианам: производителям товаров и услуг, их продавцам, покупателям – и тем, кто в своей жизни и деятельности соприкасается со священными изображениями: иконами, крестами, изображениями храмов. Однако рекомендации адресованы также и тем, кто, хотя и не является православным христианином, готов с благоговением отнестись к тому, что священно для Православия.

Далее под священными изображениями подразумеваются изображения священного: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

2.1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Одноразовые наклейки для пасхальных яиц со св. иконами

2.2. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы (например, декоративного характера: ювелирные изделия, сувениры и др.), выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если характер использования таких священных изображений не соответствует норме и условиям иконопочитания и благочестивого отношения к священным изображениям.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Перстень с изображением вмц. Ирины

2.3. Недопустимо размещать священные изображения на упаковке товаров. Такие действия являются кощунством производителя упаковки.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Ладан в жестяной коробке с изображением Афонской иконы Божией Матери

2.4. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы, выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если они являются произведениями низкого (вульгарного) художественного качества или грубо искажают иконописный канон.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Фигурки «ангелов» в церковной лавке рядом с православными иконами

2.5. Не соответствует правилам благоговейного иконопочитания практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видео- дисков.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Полки православного книжного магазина похожи на хаотичный «иконостас», в котором святые образы стоят и лежат в произвольном порядке

2.6. Публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.) не соответствует норме иконопочитания.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Журнал «Божий мир» №5, 2016 г.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Журнал «Мiръ Божiй», №3, 1898 г.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Православная народная газета «Русь Державная» (бумажная версия). На снимке хорошо видно, как складка от сложения газеты искажает образ Божией Матери. Кроме того, на сгибе листа священное изображение истирается и пачкается. Края газетного листа обтрепаны и порваны, в результате чего святой образ оказывается в оскверняющей его профанирующей среде

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Православная газета г. Москвы в 2013-м г. получила «инновационное» оформление: заголовок, а также все рубрики и статьи «оптоволоконными кабелями» были подключены к древней, со следами повреждений, иконе Спасителя на первой странице

2.7. Публикация священных изображений в календарях различного типа (настенных, настольных, карманных, перекидных, отрывных и любых иных) не соответствует норме иконопочитания.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Настенный календарь на 2019 г. «Богословие иконы…» в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз головой.

2.8. Неблагочестиво и недопустимо использовать священные изображения в качестве декоративных элементов в оформлении полиграфической продукции кратковременного характера использования: баннеры, православные книжки-раскраски, ежедневники, блокноты, различные бланки приглашений и уведомлений, рекламные проспекты, печатные программки мероприятий (конференций, концертов, собраний и т.п.), билеты, поздравительные открытки, этикетки и т. п.).

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Подобные раскраски предлагают многочисленные интернет-сайты

2.9. Церковным учреждениям, православным приходам и организациям рекомендуется осмотрительно и выборочно использовать священные изображения (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православных храмов) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба т. п. Недопустимо использовать священные образы в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.

2.10. Не следует использовать на продукции кратковременного бытового употребления государственные символы и иные знаки, если на них присутствуют священные изображения. Кроме того, недопустимо использовать знак Креста на рекламе и продукции медицинского и гигиенического предназначения, а также привносить в Крест чуждые ему элементы и символы (изображения змеи, рекламный текст и др.).

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Бумажный пакет с гербом РФ, на котором присутствуют символ христианства Крест

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Реклама аптечного пункта, в которой электронное панно выполнено в виде креста с бегущей светящейся строкой и медицинской эмблемой «змея, обвивающая чашу».

2.11. Священные изображения на любом носителе, в том числе в виртуальном (цифровом) пространстве, должны изготавливаться и использоваться с соблюдением благоговейного к ним отношения.

То же самое относится и к образам Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Рекламный баннер «Православного Интернет-магазина икон ручной работы». Рекламный и служебный тексты помещены поверх ликов Божией Матери и Богомладенца, что есть очевидное кощунство

2.12. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать иконы, если материалы из которых они изготовлены, не являются долговечными.

Иконы, в соответствии с определением VII Вселенского Собора, должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Такие иконы желательно вставлять в застекленные рамки или хотя бы ламинировать.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Видны обтрепанные края бумажной иконы свт. Николая

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Бумажные иконы, вставленные в рамки под стекло. Источник: сайт «Страна мастеров»

2.13. Противоречит букве и духу догмата иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур

2.14. Неправильным и неблагочестивым является распространившийся обычай при посещении святых мест (часовен, купелей, мест подвигов святых угодников и т. д.) оставлять там «на память» какие-то святыни (как правило, маленькие дешевые иконы). Во-первых, это самочиние. Во-вторых, это небрежение к святым иконам, которые быстро приходят в негодность (пачкаются, отсыревают, коробятся и т. п.). Такие самочинные «иконостасы» выглядят неблагообразно и противоречат правилам иконопочитания. В-третьих, если человек не желает хранить у себя такую иконку, лучше принести и оставить ее в храме, где ее могут взять другие прихожане, или утилизировать самому благочестивым способом.

2.15. Мы ответственны за те священные изображения, которые находятся в нашем распоряжении, — размещать и хранить их необходимо должным, благочестивым образом.

Иконы и другие священные изображения должны храниться в приличных местах – на отдельных полках (примерно на уровне глаз или выше, но никак не ниже уровня пояса взрослого человека), не смешиваться с предметами бытового характера (фотографиями близких, посудой, предметами гигиены и т. д.). Сказанное относится и к сувенирным изображениям храмов, часовен, их макетам, моделям из конструктора и т.п.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. «Красный угол» в современном деревенском доме с традиционным православным благочестием. В правом углу между окнами на смежных стенах оформлен домашний иконостас с вертикальным расположением икон; под ним на столике, застланном цветастой скатертью, стоят только иконы и крестообразный подсвечник. Перед столиком на полу постелен чистый коврик. «Красный угол» как сакральная зона особо выделен легкой белой занавеской. Фотографии родных и близких висят в противоположном левом углу над телевизором. Помещение строго зонировано на область священного и мирского (профанного).

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Современный «городской дизайн» – привычный, но неблагочестивый: на нижней полке иконы небрежно стоят вперемежку с книгами. На верхней полке икона Спасителя стоит вплотную к большой фотографии (или картине), справа и слева от иконы Христа – роутер и аудиоколонки. В дополнение на полке небрежно подвешены еще три крестика. Сакральное не отделено от профанного. Духовный характер некоторых книг не исправляет ситуацию – ведь в храме богослужебные книги не стоят в иконостасе вперемежку с иконами, а сложены в особом месте.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Пример компактного домашнего иконостаса

2.16. Принципы размещения священных изображений на таких церковных предметах, как церковная мебель (сиденья, аналои, шкафы и т.п.), богослужебные облачения (саккос, фелонь, стихарь, епитрахиль, набедренник, палица, поручи и т.п.), священные предметы алтаря (жертвенник, престол), должны соответствовать правилу размещения священных изображений в православном храме – расположение их по высоте не ниже уровня пояса взрослого человека. Кроме того, священные изображения на облачениях не должны подвергаться переворачиванию вниз головой при действиях священно- и церковнослужителей (так происходит, например, при изображении ликов святых на поручах).

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Старинные деревянные аналои без священных изображений

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Аналой с иконой свт. Николая на передней стенке

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Аналой с изображением Голгофы на подножии

2.17. Правила торговли продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) должны исключать возможность неблагоговейного отношения к ним:

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. В магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей. Россия

2.18. Не соответствует древней церковной традиции размещение на артосах изображения Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Канонические просфоры: Крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Для совершения литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со св. образами

2.19. Недопустимо использовать священные изображения, символы и знаки, а также образы священных предметов (Потир, наперсный или нательный крест, Библия, Евангелие и т.п.) при изготовлении съедобных предметов не богослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. «Торт на Крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией». Источник изображения и текста: сайт производителя

2.20. К текстам религиозного характера, а также к текстам, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников, необходимо относиться с особым благоговением, где бы они ни встречались (в церковной, светской печати, на баннерах и т.п.).

Недопустимо использовать их в бытовых целях, равно как и утилизировать вместе с обычным мусором. При утилизации сжигать в чистом месте.

Представляется неуместным печатать тексты религиозного характера (цитаты из Священного Писания и т.д.) на повседневной одежде (футболках, головных уборах и т. д.). Во-первых, это очевидное нарушение третьей заповеди Декалога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20, 7). Во-вторых, это снижение образа. В-третьих, такой подход к исповеданию веры скорее свойственен протестантской культуре с ее более демонстративным характером.

В православной традиции священные знаки и образы, надписи, состоящие из святых молитв и цитат из Священного Писания, используются на небогослужебной одежде только в облачении схимника – монаха, принявшего великую схиму, т.е. давшего особо строгие монашеские обеты, отрекшегося от мира и всецело посвятившего себя служению Богу.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Облачение схимника

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Майка с принтом «Голгофский крест»

2.21. Недопустимо использовать священные изображения (в том числе стилизованные), а также священные тексты в качестве элементов дизайна профанных (обыденных) предметов и интерьеров. То и другое является осквернением сакрального и кощунством против христианской святыни.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Оформление кухни в частной квартире. Керамическая плитка, расписанная в псевдонародном стиле с шаржированными образами Божией Матери, мультиплицированными (повторяющимися подряд) образами святителей и святых в окружении профанных изображений. На плитках с текстом угадываются фрагменты евангельской притчи о блудном сыне (Лк. 15, 11–32).

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Оформление кухни в частной квартире. Шаржированные портреты хозяев и их кота. Надпись вокруг портретов – цитата из Евангелия (Лк. 15, 11–32) на церковнославянском языке: (вокруг мужского портрета) «Яко братъ сь мрьтвъ бе и оживе изгыблъ бе и обретеся»; (вокруг женского портрета) «Чадо ты всегда съ мъною еси и вься моя твоя суть»; (вокруг кота) «И приведъше тельць оупитанный зако[лите и ядше веселимся]»

Приведенный пример относится к частному пространству, которое доступно лишь хозяевам и их гостям. Оформление же в «религиозном стиле» публичных пространств становится вызовом для многих верующих людей. Так, в интерьерах Интернет-кафе РГГУ использованы священные изображения разных религий, в том числе христианства. В результате такого смешения (кощунственного самого по себе) сакральный сюжет росписи алтаря православного храма – причащение апостолов – используется как «задник» для сцены, на которой выступают отнюдь не церковные хоры, а рок-группы с соответствующим репертуаром. Подобное не может не оскорблять чувств верующих. К сожалению, интерьер кафе так и не претерпел изменений.

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Интернет-кафе РГГУ. Рок-группа с гитарами выступает на фоне копии сюжета «Причащение апостолов»

2.22. Священные изображения и тексты (включая псалмы) не могут и не должны использоваться в качестве «православных оберегов», смешиваться с оберегами из чуждых религиозных традиций, а также в различных магических обрядах. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное.

В отношении производителей таких товаров действует 20-е правило Номоканона об их отлучении от Церкви (если таковые к ней принадлежат, конечно) и необходимости избегать их самих и их продукции:

Номоканон прямо запрещает христианам носить на себе тексты псалмов Царя Давида или имена мучеников

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. Икона Спасителя с «глазом Фатимы» и Распятиями в качестве подвесок

Псалом 90 часто используют производители «ювелирных изделий для православных». Можно встретить кольца и браслеты с резным церковнославянским текстом этого псалма. Причем изготовители убеждают покупателей, что это древняя традиция (а не нарушение канонов) и для солидности даже приводят слова о силе молитвы известных священнослужителей.

2.23. Изготовление и продажа священных предметов (в т.ч. священных изображений), предназначенных для православных христиан, должна осуществляться лицами, принадлежащими к Православию.

Для этого целесообразно создать уполномоченный церковный орган, который бы выдавал соответствующие официальные церковные благословения (разрешения, лицензии), по образцу православного книгоиздания, когда для распространения книг в церковных магазинах требуется их одобрение Издательским Советом РПЦ.

К какому абсурду приводит бесконтрольное и нелицензируемое Церковью изготовление и распространение «товаров для православных», видно из такого примера, как декоративные свечи с иконами некоего «свечного заводика» (название и адрес не указываем из принципиальных соображений).

икона под подушкой для чего. икона под подушкой для чего фото. картинка икона под подушкой для чего. смотреть фото икона под подушкой для чего. смотреть картинку икона под подушкой для чего. «Свечи с иконописью. Отправляем по Украине и России. На свечу можно наносить любой лик святого по желанию заказчика, с обратной стороны наноситься молитва, дополнительно свечи украшают стразами» (орфография оригинала). На фото свечи подписаны: «Вел. Муч. Целитель Пантелеимон», «Св. Николай Чудотворец», «Господь Вседержитель», «Обр. Пр. Бцы Владимирской». (Источник изображения и текста: сайт производителя)

Этот же свечной завод производит одновременно и «магические свечи», которые рекламирует на своем сайте наряду с декоративными свечами (украшенными живописью, логотипами компаний по заказу и т.п.). Причем в разделе сайта, подробно рассказывающем о магических свечах и оккультных с ними ритуалах, в качестве примера приводятся в том числе и свечи с иконами.

Таким образом, якобы освященный, «церковный» и «православный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или (в лучшем случае) совершенно беспринципные люди, готовые зарабатывать на чем угодно.

«Церковный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или совершенно беспринципные люди

2.24. Утилизация предметов со священными изображениями и текстами.

В случае прихода в негодность, обветшания освященные предметы и священные изображения должны утилизироваться благочестивым способом: репродукции икон и священных изображений, издательская продукция, имеющая священные изображения (журналы, газеты, календари и т.п.), подлежат сожжению в церковных печах приходских храмов, монастырей, церковных учреждений или сжигаются самостоятельно владельцем в домашних условиях в чистом месте. В последнем случае желательно сжигать в специально выделенном для этого металлическом контейнере (в мангале, бочке, ведре и т. п.). Оставшийся пепел следует ссыпать в какое-то непопираемое место (где не ходят люди, не бегают кошки и собаки) или в проточную воду (реку и т.п.), если она более или менее чистая.

Сжигать святые образы, находящиеся в хорошем состоянии, неблагочестиво.

III. Необходимые меры по противодействию профанации священного

В отличие от ситуации VIII–IX вв., современное иконоборчество приняло другие формы: оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство обогащения для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по неведению. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, за что и отвечать будем перед Богом как за сознательное кощунство.

3.1. «Рыночные» меры борьбы с профанацией священного

С рынком можно бороться рыночными же мерами. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и изображениями храмов), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.

Иконопочитатели должны объявить бойкот любой продукции, которая противоречит условиям иконопочитания

Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить мирный бойкот любой продукции, которая противоречит норме и условиям иконопочитания и благочестивого использования священных изображений. Для этого следует буквально исполнять приведенные выше рекомендации: отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового, профанного использования, а не для молитвы.

3.2. Поиск альтернативных торговле источников финансирования жизнедеятельности Церкви

В церковной жизни сегодня есть насущная необходимость поиска иных способов материального обеспечения православных приходов. Не секрет, что отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности прихода (оплата коммунальных услуг – электричество, водоснабжение, отопление и др., материальное обеспечение духовенства и причта, расходы на благотворительную деятельность и т.д.) понуждают многих настоятелей искать источник финансирования в торговле разнообразными товарами, не только далекими от собственно духовных целей (например, продуктами питания [24] ), но и совсем уж сомнительными и даже душевредными («православные» сувениры с уклонением в обереги и т.п.). Примеры такой продукции приводились в наших публикациях. Одним из негативных последствий такой слишком обширной торговли в Церкви являются, выражаясь современным языком, репутационные потери и получение поводов к нередким упрекам в том, что «Церковь – это бизнес».

3.3. Разработка и принятие общецерковных регламентирующих документов

Наконец, свое веское и авторитетное слово должно сказать наше священноначалие.

В комментариях к публикациям авторов в православных СМИ по данной тематике многие читатели справедливо отмечали настоятельную необходимость решения рассматриваемых проблем на высшем церковном уровне, для чего предлагалось принять соответствующие общецерковные документы Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским Собором.

Необходимо сказать, что работа над проектом такого документа уже давно ведется. 28 января 2015 года президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви были одобрены темы к рассмотрению его комиссиями на период 2015–2018 гг. [26] Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства, среди прочих тем, предписывалось подготовить проект общецерковного документа на тему «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства».

В процессе работы Комиссии тема была переформулирована следующим образом: «Священные изображения и современная практика иконопочитания». Данная формулировка наиболее близка к обсуждаемой теме. К сожалению, в указанный срок документ не был подготовлен, и работа над ним перенесена на следующий период.

Остается ждать, когда работа над проектом этого документа будет закончена, и он будет представлен на общецерковное обсуждение.

IV. Заключение

Перечисленные выше и ставшие для многих привычными и потому незаметными недостатки и упущения в нашей церковной жизни, в православном обиходе и бытовом благочестии некоторые могут посчитать уже устоявшимся церковным обычаем, не подлежащим исправлению или изменению. Однако это неверно.

О неправильных обычаях в Церкви священномученик Киприан Карфагенский († 258) говорил:

Для того чтобы оставить заблуждение и открыть истину, продолжает сщмч. Киприан, следует обратиться к «источнику и началу Божественного Предания»:

Таким образом, для исправления неправильного обычая необходимо обратиться к Священному Писанию и Преданию, к догматам, утвержденным Вселенскими Соборами, к мудрости святых отцов нашей Церкви, что и постарались в меру своих скромных сил сделать авторы данных публикаций.

Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк

Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк. Как честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, так и неблагоговейное, неблагочестивое отношение к священным изображениям, в конечном счете, есть неблагоговейное и неблагочестивое отношение к самим первообразам, их профанация и даже поругание. Массовое распространение сегодня этого печального явления уже называют «новым иконоборчеством».

Прп. Феодор Студит об иконоборчестве своей эпохи говорил:

Помоги нам всем, Господи, быть внимательными, вдумчивыми Твоими почитателями и не попусти нам стать таковыми неоиконоборцами.

Догмат иконопочитания, принятый на VII Вселенском Соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1 Кор. 6, 20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении их делать «внешним».

Будем духовно трудиться и молиться, чтобы благочестивое отношение к священным изображениям повсеместно утвердилось в нашем народе.

[1] Карташев А.В. Вселенские Соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 518. Также см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. – Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 591.

[2] Феодор Студит. Слово на поклонение Честнаго и Животворящаго Креста среди четыредесятницы // Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том 2. – СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. – С. 94–98.

[3] Феодор Студит. Письмо 21. К братиям, содержимым в темницах // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 74–75. Во избежание недоразумений прп. Феодор оговаривал, что «икона Христова называется Христом не в собственном, но в переносном смысле» (Феодор Студит. Письмо 161. К Никите Спафарию // Там же. С. 409).

[4] Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый // http://www.patriarchia.ru/db/text/912832.html. Также см.: Страдание святого преподобномученика Стефана Нового // Димитрий Ростовский, свт. Жития святых.

[5] Деяния Вселенских Соборов. Указ. соч. С. 541.

[7] Феодор Студит. Против иконоборцев семь глав, 1 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 168–169. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. – СПб.: СПДА, 1907. С. 222–230.

[8] Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев, 12 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 103. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. СПб.: СПДА, 1907. С. 128.

[9] Забияко А.П. Сакральное // Культурология. XХ век. Энциклопедия. Т. 2 / гл. ред. и сост. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 186; Его же. Святое // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 839–840.

[10] Куракин Д.Ю. Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «сильной программы» культурсоциологии // Социологическое обозрение. Т. 10. №3. 2011. С. 41–70.

[11] Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев, 13 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 104. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. – СПб.: СПДА, 1907. С. 129.

[12] Полная цитата: «Итак, без всякого сомнения, если презирающий изображение Креста оказывает презрение Христу, то тем более отвергающий икону Христову направляет отвержение на Христа. Таким образом терпящий мучения за то и другое есть истинный мученик, и еще более за икону; ибо то есть знак, а эта – образ Христов» (Феодор Студит. Письмо 21. К братиям, содержимым в темницах // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 76).

[13] Об этом говорится в 99 статье Свода Уставов о предупреждении и пресечении преступлений (Изд. 1890 г.), входившего в том 14 Свода законов Российской империи. Также см.: Ст. 107, 1820 Мая 27 (28289) // Уставъ о предупреждении и пресечении преступлений. СПб.: Типографія Второго Отдела Собственной Е.И.В. канцелярии, 1876. Подробнее о дореволюционной практике защиты священного см.: Немыченков В.И. Церковные каноны и гражданские законы о Священном // https://pravoslavie.ru/67821.html

[14] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 51. Также см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/173887.

[15] См.: Мысык А.Д. Религиозное и церковное искусство: различие в понимании художественного творчества // Творчество и развитие общества в XXI веке: Взгляд науки, философии и богословия: сб.ст. – СПб.: Алетейя, 2017. – С. 449–465; Яхнин А.Л. Трансформации художественного творчества: от церковного искусства к антицерковной культуре // Там же. С. 466–491.

[16] Григорий Богослов, свт. Слово 37 // Собрание творений в 2-х тт. Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1. С. 511.

[17] Феодор Студит. К монашествующим // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 198. Также см.: Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 6–7.

[18] Феодор Студит, прп. Послание 201. Чаду и исповеднику Фаддею // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 2. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 328.

[19] Типикон, сиесть Устав: В 2 т. Т. 2. – СПб., 1997. – Репр. С. 945.

[20] Барский Н.Н. Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. 25а. – СПб., 1898. С. 503–504. Курсив наш – Авт.

[21] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 32–36.

[22] Номоканонъ сиречь законоправильникъ // Требник, 1995. Лист 278.

[23] Современное переиздание см.: Номоканонъ сиречь законоправильникъ // Требник. – СПб.: Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры, 1995. – Листы 276–294. Правило 20, лист 278.

[25] См. статьи авторов: Церковная десятина в историческом контексте // https://pravoslavie.ru/129581.html; Перспективы церковной десятины в наше время // https://pravoslavie.ru/129615.html

[26] Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015-2018 гг. (от 28.01.15) // http://www.patriarchia.ru/db/text/3983877.html

[27] Киприан Карфагенский, сщмч. 61. Письмо к Помпею против письма Стефана о Крещении еретиков // Его же. Творения. Ч. 1. Киев, 1879. – (Библиотека Творений св. отцев и учителей Церкви западных. Книга 1. Творения св. Священномученика Киприана Епископа Карфагенскаго. Часть 1). С. 308.

[29] Феодор Студит. Письмо 49. К отцам гонимым // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867.С. 150–155. С. 152.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *