икона рождество христово значение в чем помогает

Описание иконы Рождество Христово и о чем просят Господа, молитвы

В православной иконописи, кроме изображения ликов святых, выделяют иконы, посвященные праздникам и библейским событиям: Благовещению, Сретению, Крещению и Преображению Господа. Главенствующее место и особое значение в праздничном ряду занимает икона «Рождество Христово». Ее иконография исполнена символизма и торжественности. Образ почитаем в православии и католицизме.

Описание образа

«Рождество Христово» — уникальный иконописный памятник. Каждый элемент сюжета имеет значение:

На иконе также присутствует символ искушения — Иосиф и неизвестный человек, одетый в шкуру козла. Исследователи видят в фигуре незнакомца беса. Он внушает Иосифу мысль о греховности Девы Марии. Нареченный муж хотел бы расстаться с ней, но тогда, по древнему обычаю, ее забили бы камнями, как прелюбодейку. Этот эпизод описан в Евангелии.

В написании иконы, изображающей рождение Иисуса Христа, используют яркие цвета: золотистый, оливковый, красный. Вместе получается праздничная композиция, передающая торжественность и радость момента.

Рождество Христово изображено на фреске в греческом храме Перивлепты в городе Мистра. Ее датируют 14-м веком. Наиболее ранний сюжет, относящийся ко 2-му веку, обнаружен в римских катакомбах Каллиста: Богородица кормит Младенца Иисуса, а рядом стоит пророк и указывает рукой на Вифлеемскую Звезду. Позже в сюжете появились вол и осел, волхвы и персидские цари.

Значение в православии

Икона «Рождество Христово» приурочена к одному из главных православных праздников и прославляет торжество жизни над смертью, света над тьмой и истины над суеверием. В светлый праздник Рождества образ вдохновляет верующих и направляет помыслы к началу — приходу Сына Божьего на землю и духовному очищению.

Икона не только иллюстрирует библейское событие, но и обладает значением, схожим с таинством Евхаристии. Образ дает чувство сопричастности к свершению чуда, особенно при созерцании его в храме. И это чудо касается каждого верующего и всего христианского мира в целом.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Рождество Христово — это начало новой эры, в которой изменилось отношение к Божественной и человеческой природе, духовные ценности стали преобладать над материальными. Воплощенный Бог придал человеческому бытию новый смысл:

Как писал святой Григорий Неокесарийский, Бог сошел в мир людей в облике младенца, и стали они Его чадами.

История создания

Наиболее известный русский образ — «Рождество Христово» Андрея Рублева, который находится в Благовещенском храме Кремля в Москве. Икона написана в 1405-м году, выполнена на липовой доске в византийском стиле и в технике темпера. Краска частично повреждена, древесина потрескалась, но икона по-прежнему передает замысел автора и относится к мировым шедеврам.

В работе Андрей Рублев следовал канонической византийской традиции. Поэтому на иконе присутствуют пещера, ясли с Младенцем Иисусом, Богородица, волхвы, пастухи и ангелы. Автор изобразил небесных посланников дважды — в верхнем правом углу и рядом с Младенцем.

Художник раскрывает идею того, что Бог воплотился на земле ради спасения людей. На примере устройства общества Римской империи видно, что Его творения погрязли в пороках, и назревал новый Содом.

Человечество переживало кризис морали. Разобщенность социальных классов автор выразил с помощью разделения иконы на отдельные сюжеты. С приходом Иисуса в жизни людей появилась вера. Мессия объединил людей из разных слоев общества, достатка и образования.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Почитание и празднование

День памяти иконы отмечают, как и Рождество, 7 января. Это второй по важности православный праздник после Пасхи. Ему предшествует сорокадневный пост. Накануне в церквях проходит Всенощное бдение, а в день Рождества — праздничная служба. Затем наступает святочная неделя.

О чем просят перед иконой

В образе «Рождество Христово» больше символизма, чем чудотворного значения. Он предназначен для восхваления и благодарения Господа за искупление человеческих грехов, за возможность обрести вечную жизнь.

К праздничной иконе обращаются для укрепления духа и пробуждения радости. Образ возвращает к истокам духовной чистоты, напоминает о семейных ценностях, дарит ощущение сердечной теплоты и света. Поэтому перед иконой могут молиться те, кто в светлый праздник испытывает жизненные затруднения, пребывает в угнетении или вдали от дома и церкви.

Икона «Рождество Христово» наполняет души верующих особой надеждой и радостью, которые они посылают Господу в молитвах. И чудо свершается по любым потребам:

Праздник Рождества приходится на начало года, поэтому к иконе могут обратиться те, кто ищет новый путь в жизни, стремится к духовному обновлению, искуплению и возрождению.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Как расположить образ в доме

По православной традиции, для икон обустраивают специальное место — Красный угол. В старину при строительстве дома, в первую очередь, намечали его расположение — хозяин должен стоять лицом на Восток. В стенах, образующих Красный угол, проделывали окна, чтобы святые образа стояли в самом освещенном месте дома.

В современных домах и квартирах для икон отводят место в восточной части комнаты. Их располагают в гостиной, спальне, кухне. Образа ставят на специальной многоярусной полке – киоте. Большой иконостас обычно размещают в гостиной, а в остальных комнатах ставят отдельные иконы.

Для одиночного образа вешают маленькую полочку или ставят его на комод, столик. Иконы можно вешать на стену, но тогда неудобно зажигать перед ними свечи, и атрибутику придется хранить отдельно. В киоте иконы, лампады, спички и ароматические масла будут собраны вместе.

Как располагать иконостас и одиночные иконы:

Соседство икон с книгами не желательно. На столик рядом с иконой можно положить Библию, жития святых, молитвенник. Но не следует превращать в иконостас полки с художественной и специальной литературой.

Неподходящее место для святых изображений — стена в коридоре. Расположенные в ряд иконы напоминают картинную галерею, а не домашний храм. Им нужен тихий уголок, а не суетный проход.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Иконы на киоте расставляют по старшинству сверху вниз:

Икону «Рождество Христово» можно поставить ниже икон Богородицы и Иисуса Христа. Для украшения кладут расшитые белые полотенца и ставят живые цветы. Роза — символ Девы Марии.

Православные тексты

Перед образом Рождества Христова в церкви и келейно читают традиционные праздничные гимны.

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.

Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило весь мир (т.е. люди познали Истинного Бога): потому что тогда служащие звездам, как Богу (т.е. волхвы), звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды (так пророки называли грядущего Спасителя мира), и познать Тебя, Восток с высоты (так называли Христа древние пророки, Бог назван Востоком, потому что Он — Начало света, Начало жизни). Господи, слава Тебе!

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Кондак

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить. Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют, потому что для нас родился Младенец, Который есть Вечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Задостойник

Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

Источник

Икона «рождество христово»: значение, в чем помогает

Икона «Рождество Христово» являет нашим глазам уникальный и неповторимый мир Евангельских событий. Если быть точнее, на ней изображено пришествие в мир Господа Иисуса Христа — великое событие в истории человечества.

Праздник Рождества Христова многие художники изображали еще за тысячу лет до Андрея Рублева. В 330 году император Константин приказал построить церковь Рождества в Вифлееме. Нет никаких сомнений, что там была размещена икона на эту тему. Но «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, написана особым образом.

О чем рассказывает икона?

В центре, на алом ложе, полулежит Богоматерь, опираясь на руку, ее лик похож на лик Владимирской иконы Богоматери. Лицо Девы Марии задумчиво и потрясено свершившимся, хотя она не устала, ведь ребенок родился чудесным безболезненным образом. Рядом, в кормушке для животных, лежит спеленатый Младенец, над ним стоят животные — вол и осел.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Рублев, поместив животных к Господу, этим самым хотел не только подчеркнуть то, что в Вифлееме не нашлось места для Мессии, сколько подтвердить слова пророка Иссаи.

Вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. Встречаются эти два мира в пещере Вифлеема, и неважно происхождение человека, главное, чтобы все пришли к Господу.

Рядом с чудным Младенцем стоят, склонившись, еще несколько ангелов.

Волхвы и ангелы

Дальше икона Рублева «Рождество Христово» передает людям другое евангельское событие. В самом верхнем углу изображены трое мудрецов. На Востоке их называли волхвами, и они были мудрейшими людьми своего времени.

Они проделали немалый путь, идя за необыкновенной звездой. С собой мудрецы везли дары Младенцу: золото, ладан и смирну (благовонное масло).

Каждый подарок избран неспроста: золото олицетворяет царя, ладан – Бога, а смирна – человека, которому еще предстоит умереть.

Волхвы разного возраста: молодой, средний и старый. Этим художник показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению, но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

В правом верхнем ряду икона «Рождество Христово» показывает ангелов, у Рублева их трое. Один ангел в алом покрове держит руки в складках одежды. По древней традиции этот жест указывал на смирение.

Ангел стоит ближе всех к Божественному свету, а другой, в ярко-зеленом облачении, беседует с ним. Художник показывает, что этот ангел только что узнал о великом событии.

Третий ангел, в багряном покрове, наклонился и благовествует пастухам о рождении Христа.

Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Читая Евангелие, человек знакомится с событиями, описанными художником. Ангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что скоро во чреве она понесет Младенца. Смущенная Дева не понимает, как это может произойти, так как она «мужа не знает». Ангел благовествует и объясняет, что это будет Мессия, который придет для спасения рода человеческого. Дева смиренно и радостно принимает эту весть.

Перед тем как произойдет рождение Сына, Мария с Йосифом-Обручником придут в Вифлеем для переписи населения, но в городе им негде устроиться на ночлег, и они находят приют в пещере.

Вообще эта икона, как и многие другие, описывает сразу несколько событий в земной жизни Господа, и время на ней не стоит. Младенца можно увидеть в двух местах: в яслях и на руках у служанки.

Это движение подтверждает, что у Бога нет такого понятия, как время.

Размышления Йосифа-Обручника

Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. Это изображение в миниатюре повествует евангельский рассказ, связанный с этим праведным человеком: Йосиф сидит и решает тайно отпустить Марию.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Вот Рублев и показал мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию. Но во сне ему явился ангел и разрешил все мучения, сказав, что рожденный от Девы есть сам Христос Спаситель.

Сама Мария полулежит в центре, почему-то отвернувшись от Младенца. На самом деле она мысленно обращается к Йосифу и размышляет о Божественном событии.

Ангельская песнь, услышанная пастухами

Икона «Рождество Христова» благовествует и еще об одном евангельском событии. Один из пастухов, беседующий с Йосифом-Обручником, нарисован художником в одежде, сшитой из шкур животных мехом наружу.

Такую одежду носили самые бедные люди, а два других пастуха, опершись на свои посохи, слушают благую весть, которую им сообщает, склонившись, ангел в багряной одежде.

На иконе рядом с пастухами, под деревом, нарисованы животные: этим художник рассказывает о том, что всякая тварь радуется рождению Господа.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Образ крещения

В нижнем правом углу Рублев поместил двух служанок, готовящихся купать Младенца. Этим эпизодом художник показывает движение, жизнь, которая течет.

Одна служанка льет воду в купель, а другая бережно держит Младенца, который тянет к ней свои ручки. На первый взгляд, непонятно: кто эти женщины и почему именно они омывают новорожденного.

Скорее всего, это изображение напоминает людям о крещении христианских детей.

Икона «Рождество Христово», значение: в чем помогает всем обращающимся к ней?

Слово «Вифлеем» в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Еще древние христиане на месте рождения Господа построили небольшой храм, который потом был разрушен языческим императором.

До наших дней храм чудесным образом сохранился, а произошло это следующим образом. Когда персы ворвались в храм и хотели его разрушить, то им в глаза бросилась фреска, изображающая волхвов. Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу.

Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма.

В вифлеемском храме бережно хранится икона «Вифлеемской Божией Матери», считающаяся чудотворной. «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней.

Андрей Рублев

Известно, что Рублев родился в семье живописцев. Имя Андрей ему дали при постриге, а сам всемирно известный иконописец был тихим, скромным человеком, как и подобает настоящему монаху.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Нет достоверных сведений о месте рождения этого святого человека, по одним источникам, он родился в Московском княжестве, по другим – в Нижнем Новгороде. Зато год кончины и место, где захоронен иконописец, доподлинно известны. Скончался Андрей Рублев в 1428 году и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Сейчас на этом месте открыт музей Рублева.

Ранние работы преподобного Андрея Рублева выполнены в теплых тонах и напитаны радостью и благоговением. Молитва перед иконой «Рождество Христово» кисти Рублева простых верующих (по их признанию) всегда наполняется особым значением, она такая же теплая и смиренная, как и сам облик спеленатого Божественного Младенца.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Более поздний период жизни иконописца отражается на его работах, которые выполнены уже в более мрачных тонах, так как Русь тогда постигли междоусобные войны. Кисти преподобного принадлежат такие иконы, как «Живоначальная Троица» (также ранний творческий период), «Сошествие во ад», «Благовещенье», «Вознесение», «Сретение».

Рублевская школа

Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете, и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Преподобный Андрей этой деталью указал на то, что этот младенец и есть Иисус Христос – спаситель мира. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере.

Икона написана на доске, вырезанной из липы. Дошла до наших дней в сравнительно неплохом состоянии.

Есть несколько трещин в центральной области иконы и на лике Богоматери, потерлись нимбы и потускнели краски, но и в таком виде огромное духовное влияние имеет на верующих людей икона «Рождество Христово».

Значение (в чем помогает она, интересует многих верующих) этого Божественного творения до конца еще не исследовано. На каждого христианина оно действует по-разному, но никто не может пройти мимо безразличным.

Сегодня икона хранится в Кремлевском Благовещенском соборе, прийти туда и поклонится святыне может каждый желающий.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Многие иконы Рождества Христова православные живописцы писали в подобном или ином виде, но основоположником русской школы живописи был преподобный, причисленный к лику святых, – Андрей Рублев.

Икона «Рождество Христово» — описание святого лика

Святой образ преисполнен чувствами ликования и духовной радости, он стал значимым не только для верующих, но и для исследователей и различных художественных выставок.

Два тысячелетия иконописцы создают фрески и иконы, на которых демонстрируется Младенец в яслях, Пречистая Богородица, её супруг Иосиф и животные рядом с ними.

Образ под названием «Рождество Христово» ведает о великих событиях, произошедших множество столетий назад.

История создания образа

Первые упоминания о празднестве относятся к IV столетию, появление его связано со стремлением Церкви искоренить языческий культ, в котором поклонялись Солнцу. Православные в день 7 января встречают друг друга фразой: «Христос родился!», а в ответ слышат — «Славим Его!».

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Согласно древним историческим сведениям, написание иконы рождение Христа относится к периоду «средней античности», включающий в свою хронологическую последовательность начало 15 века.

Тогда, в основе её изготовления, автором использовалась липовая доска. До нашего времени, рождение Иисуса Христа удалось сохранить в утраченном, но тем не менее подлинном и целостном состоянии.

Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России.

Доставленная экспозиция была долгое время скрыта под замаскированным слоем тонкой краски, пока в один прекрасный момент московскими реставраторами не стала известна такая информация.

Описание иконы

Священный рождественский образ создан А. Рублевым, он считается художественным произведением и вызывает духовный восторг у истинных христиан. Основным материалом полотна выступила липа.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Полотно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых символизирует какую-то определенную тему:

В основе создания иконы рождение Христа было использовано несколько цветных оттенков, включая такие цвета как зелёный, желтый и белые тона. Их сочетание позволяет художественному образу быть ярким и естественным, изображая контуры главных героев в более правдоподобном виде.

В центре данного библейского замысла отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего малыша.

Задумка автора сразу дает понять, что Пресвятая Богородица является ключевой фигурой в рождении Христа

В верхней части произведения представлены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа. Две служанки, изображенные в нижней части святыне, согласно евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного младенца.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Прямо около яслей можно заметить выглядывающие головы вола и осла. Они являются символическими знаками иконы «Рождество Христово», демонстрирующие национальности разных народов, которые получили спасение от Иисуса Христа. Так, например, вол, по задумке Андрея Рублева характеризует иудейскую нацию, а осёл язычников.

Таким образом, сцена иконы рождества Христова рассказывает людям главную библейскую историю появления на свет Иисуса, которая является великим праздником.

Дополнительные сюжеты иконы

Около яслей наблюдатель может заметить головы священных животных — осла и вола. Они являются символами объединения людей разных национальностей, которые вскоре получат спасение от Мессии.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

В чем помогает

Молитва перед рождественской иконой избавляет человека от финансовых проблем и безработицы, а также помогает исцелиться от различных болезней и душевных переживаний. В самом прошении восхваляется день появления Христа на свет, православный народ обращается к Господу за помощью и желает обрести мир и гармонию.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Каждый обязан понять, взирая на икону, что Господь всемогущ, а Его Сын отдал жизнь ради всех остальных. Необходимо мысленно пройти путь от пещеры до Голгофы вместе со Спасителем и осознать связь между человеком и Богом.

Слово «Вифлеем» переводится с иврита как «дом хлеба», этот город не являлся крупным населенным пунктом, но стал свидетелем грандиозного религиозного события.

Древние христиане построили над пещерой Рождества Христова небольшую церковь, которая устояла перед набегами персов, увидевших на фресках своих предков и отступивших в страхе. В этом соборе хранится икона Вифлеемской Богородицы. Христиане обращаются к иконе, чтобы исцелиться от болезней и перебороть финансовые неприятности.

Молитва иконе

Молитва перед иконой Рождество Христово звучит следующим образом:

Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь.

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Празднование

Праздник появления на свет Мессии символизирует начало новой эры в истории христианской религии. Торжество считается двунадесятым (одним из 12 важнейших) и отмечается 7 января, ему предшествует Рождественский пост.

Этот день адресован появлению главного спасителя, который по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных обстоятельств.

В знак почтения и уважения к Господу Богу, люди всей семьей отправляются на религиозные службы, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, благодаря его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.

Икона «Рождество Христово» — описание святого лика Ссылка на основную публикацию икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Рождество Христово

Прототип классической иконографии Рождества Христова, которую мы видим на воспроизведенной здесь иконе, находится на ампулах V и VI столетий, в которых паломники приносили домой из Святой Земли масло от лампад, горевших во святых местах[267].

В своей описательной части икона соответствует кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Икона добавляет еще две сцены, расположенные в нижних углах, почерпнутые из предания.

В своем содержании икона Рождества Христова имеет два основных аспекта: прежде всего, она раскрывает самую сущность события, факт непреложного вочеловечения Бога, ставит нас перед видимым свидетельством основного догмата христианской веры, подчеркивая своими деталями как Божество, так и человечество воплотившегося Слова.

Во-вторых, икона Рождества Христова показывает нам действие этого события на естественную жизнь мира, дает как бы перспективу всех его последствий. Ибо, по словам свт. Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания»[268], обновления, освящающего весь мир.

Вся тварь через Воплощение Бога получает новый смысл своего бытия, лежащий в конечной цели ее существования – ее грядущем преображении.

Поэтому вся тварь принимает участие в совершившемся событии, и вокруг родившегося Богомладенца мы видим представителей всего созданного мира, каждого в подобающем ему служении, или, как говорит Церковь, – благодарении.

«Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву…»[269] К этому икона добавляет еще приношения мира животного и мира растительного.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Рождество Христово. Деталь костяной пластины. VI в. Национальный музей. Лондон

Центр иконы, как смысловой, так и композиционный, с которым так или иначе соотносятся все детали, – Младенец, повитый пеленами, лежащий в яслях на фоне темной пещеры, в которой Он родился[270]. В слове, приписываемом свт.

Григорию Нисскому, находится сравнение Рождества Христова в пещере с духовным воссиянием в сени смертной, объемлющей человечество.

Черный провал пещеры на иконе по своему символическому значению и есть этот мир, пораженный грехом по вине человека, в котором воссияло «Солнце правды».

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Рождество Христово. Деталь саркофага. IV в. Базилика Сант-Амброджо. Милан

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Рождество Христово. Ампула. VI в. Музей кафедрального собора. Монца (Италия)

О яслях и пеленах говорится в Евангелии от Луки (см.: Лк. 2:7): и повит Его, и положи Его в яслех, и далее указывается на ясли и пелены как на отличительный признак, данный ангелом, по которому пастухи должны были узнать в Младенце своего Спасителя: И се вам знамение: обрящете Младенца повита лежаща в яслех (Лк. 2:12).

Стихира говорит нам, что ясли – приношение пустыни Богомладенцу. Значение этого приношения раскрывается словами свт. Григория Богослова, который пишет: «…преклонись пред яслями, чрез которые ты, соделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (то есть возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом. – Л. У)[271].

Пустыня (в данном случае пустое, ненаселенное место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, была исполнением ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна.

Одождивый еврейскому народу манну – хлеб с небес – Сам стал евхаристическим хлебом – Агнцем, возносимым на жертвеннике, прообразом которого и являются ясли, приносимые в дар Младенцу пустыней новозаветной.

В пещере у самых яслей – вол и осел. Евангелия о них не упоминают. И, однако, на всех изображениях Рождества Христова они находятся в непосредственной близости к Божественному Младенцу. Это их место в самом центре иконы указывает на важность, которую придает Церковь этой детали.

Она есть не что иное, как исполнение пророчества Исаии, имеющего глубочайшее поучительное значение: Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Исраиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша (Ис. 1:3).

Присутствием животных икона напоминает пророчество Исайи и зовет нас к познанию и разумению тайны Домостроительства Божия.

При взгляде на икону Рождества Христова первое, что обращает на себя внимание – это положение Божией Матери и то место, которое Она занимает. В этом «празднике воссоздания» Она – «всех земнородных обновление», новая Ева. Как первая Ева стала матерью всех живущих, так новая Ева стала

Матерью всего обновленного человечества, обоженного через вочеловечение Сына Божия. Она – высшее благодарение Богу, которое из всех творений приносит Творцу человек. Этим приношением в лице Божией Матери падшее человечество дает свое согласие на свое спасение через вочеловечение Бога.

Икона Рождества Христова наглядно подчеркивает эту роль Божией Матери, выделяя Ее среди всех остальных фигур центральным расположением, а иногда и размерами. Она возлежит непосредственно подле Младенца, на одре, но обычно уже вне пещеры.

Одр этот – род переносного матраца или подстилки, которую евреи носили с собой при передвижениях.

Поза Божией Матери всегда полна глубокого смысла и непосредственно связана с догматическими проблемами, встававшими в ту или иную эпоху в том или ином месте. Изменения ее подчеркивают в зависимости от надобности то Божество, то человечество Спасителя.

Так, на некоторых изображениях Она полусидит, чем указывается на отсутствие у Нее обычных страданий и, следовательно, на девственность Рождества и божественное происхождение Младенца (против несторианских заблуждений).

Но в подавляющем большинстве изображений Рождества Христова Божия Матерь лежит, выражая своей позой сильное утомление, что должно напоминать молящимся о непреложном человечестве Младенца, «чтобы вочеловечение не было заподозрено в призрачности», как говорит Николай Месарит[272].

Вокруг центральной группы, Богомладенца и Его Матери, расположены все детали, которые, как мы уже говорили, свидетельствуют и о самом Воплощении, и о действии его на весь тварный мир.

Ангелы выполняют служение двоякого рода: они славословят и благовествуют. На иконе это обычно выражается тем, что одни из них обращены кверху и славят Бога, другие наклонены вниз, к людям, которым они возвещают благую весть.

Люди эти – пастухи. Они изображаются слушающими ангельскую весть, и часто один из них играет на свирели, присоединяя человеческое искусство – музыку – к ангельскому хору.

С другой стороны от пещеры – волхвы, которых ведет звезда. Они изображаются или едущими, или, как на нашей иконе, идущими с дарами. Звезда указывает длинным лучом прямо на пещеру. Луч этот связывает звезду с частью сферы, выходящей за пределы иконы, – символическим изображением горнего мира.

Этим икона показывает, что звезда эта – не только космическое явление, но и носительница вести, исходящей из горнего мира, вести о том, что «на земле родился Небесный». Она – тот свет, который, по словам свт. Льва Великого, был скрыт от евреев, но воссиял язычникам.

Церковь видит в пастухах, первых сынах Израилевых, поклонившихся Младенцу, начаток Церкви еврейской, а в волхвах – «начаток языков» (Утреня, ипакои, глас 8-й) – Церкви из язычников.

С одной стороны – пастухи, простые неискушенные люди, с которыми горний мир входит в общение непосредственно, в их обыденной рабочей жизни, с другой стороны – волхвы, люди науки, которые должны проделать длинный путь от знания того, что относительно, к знанию того, что абсолютно, через изучаемый ими предмет.

В поклонении волхвов Церковь свидетельствует, что она принимает и освящает всякую человеческую науку, идущую к ней, если только относительный свет внехристианского откровения приводит тех, кто ему служит, к поклонению абсолютному Свету. Добавим, что обычно волхвы изображаются людьми разного возраста, чем особенно подчеркивается, что откровение дается независимо от возраста и жизненного опыта.

В нижнем углу иконы две женщины купают Младенца. Эта сцена основывается на предании, которое также передается апокрифическими Евангелиями Псевдо-Матфея и Псевдо-Иакова.

Две женщины – повивальные бабки, которых Иосиф привел к Божией Матери.

Эта сцена из повседневной жизни ясно показывает, что родившийся Младенец такой же, как и всякий новорожденный, и подвержен естественным требованиям человеческой природы.

Еще одна деталь особенно подчеркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Он не входит в центральную группу Младенца и Его Матери; он не отец и подчеркнуто отделен от нее. Перед ним под видом сгорбленного старика-пастуха стоит искушающий его диавол.

На некоторых иконах он изображается с маленькими рожками или хвостиком. Присутствие диавола и его роль искусителя приобретает особенно глубокий смысл в связи с этим «праздником воссоздания».

Тут икона, основываясь на предании, передает также содержание некоторых литургических текстов, говорящих о сомнениях Иосифа и о смущении его души. Состояние это выражается на иконе его горестной позой и подчеркивается черным пятном пещеры, на фоне которой Иосиф иногда изображается.

Предание, передаваемое также апокрифами, повествует о том, как диавол, искушая Иосифа, говорил ему, что девственное рождество невозможно, ибо это противоречит законам природы. Аргумент этот, принимая различные формы, беспрестанно возвращается, проходя через всю историю Церкви.

На нем основаны многие ереси. В лице Иосифа икона являет не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, трудность принять то, что «паче слова и разума» – Воплощение Бога.

Если на некоторых иконах Божия Матерь изображается смотрящей на Младенца, «слагающе в сердце своем» глаголы о Нем, или прямо перед собой на внешний мир, то на других Она смотрит на Иосифа, как бы выражая Своим взглядом сострадание к его состоянию. Этим икона учит терпимому и сострадательному отношению к неверию и сомнениям человеческим.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Рождество Христово. Ярославль. XVII в. ЯХМ

Вторая воспроизведенная здесь икона представляет собой характерный пример сложных, многоличных икон XVII в. Она состоит из 16 различных как по времени, так и по месту действия сцен, объединенных в одну общую композицию.

Поскольку все эти сцены имеют прямое или косвенное отношение к Рождеству Христову, то они распределены так, что одна сцена переходит в другую, благодаря чему изображение получает характер непрерывного рассказа, представляя собой в целом сложную рождественскую икону.

В верхней части иконы, посередине – обычное изображение Рождества Христова с поклоняющимися ангелами, пастухами (непосредственно под яслями) и Иосифом, искушаемым диаволом (под сценой омовения Младенца). В левом от зрителя углу иконы – едущие на поклонение Спасителю волхвы, которых ведет ангел, держащий в руках звезду[273].

Под ними в архитектурном сооружении в виде беседки – сидящая на золотом троне Божия Матерь с Богомладенцем на коленях, Которому приехавшие волхвы приносят дары. На другой стороне иконы, справа от яслей Спасителя – явление ангела спящим волхвам с повелением не возвращаться к Ироду (см.: Мф. 2:12). Над этой сценой – уезжающие другой дорогой волхвы.

Ниже сцены поклонения волхвов – явление ангела Иосифу с повелением бежать в Египет (см.: Мф. 2:13). На противоположной стороне – бегство в Египет Божией Матери с Младенцем и Иосифом в сопровождении его сына, будущего апостола и первого Иерусалимского епископа Иакова.

Эта сцена изображена на фоне египетского храма, со стены которого падает идол, и представляет собой исполнение пророчества Исаии: Се Господь приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его (Ис. 19:1)[274]. В нижнем левом углу иконы царь Ирод, вопрошающий книжников и мудрецов, которые держат в руках книги с пророчествами о рождении Христа (см.: Мф.

2:4). Рядом – избиение младенцев. Посередине этой сцены – матери, ищущие своих детей среди множества убитых младенцев, головы которых в несколько рядов изображены на первом плане.

Над этой сценой, слева, на фоне города – группа плачущих матерей: Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяшеутешитися, яко не суть (Мф. 2:18).

Рядом праведная Елизавета с младенцем Иоанном на руках, скрывающаяся в расселине горы от преследующего ее воина: «Елисавет же, вземши Иоанна, камень моляше, глаголющи: приими матерь с чадом. Г ора прият Предтечу…»[275] Рядом изображена мать, прячущая под деревом спеленутого младенца с нимбом.

Над этой сценой имеется микроскопическая надпись: «Нафанаил лежащ под смоковницею». Ни служба дня, ни апокрифические евангелия ничего не говорят о том, что Нафанаил, подобно св. Иоанну Предтече, избежал смерти в момент избиения младенцев. И тем не менее на сложных иконах начиная с XVII в. эта сцена не редкость. Кроме того, в греческом Евангелии Х! в.

, находящемся в Национальной библиотеке в Париже, имеется иллюстрация к первой главе Евангелия от Иоанна[276] повествующей о встрече Христа с Нафанаилом. Изображение передает момент разговора Христа с Нафанаилом, который подходит к Нему в сопровождении позвавшего его Филиппа (см.: Ин.

1:45–50), причем сзади, на некотором расстоянии, под деревом стоит отрок Нафанаил с нимбом. Возможно, что в основе изображений как греческого манускрипта, так и русских икон лежит таинственная фраза свт.

Иоанна Златоуста из его толкования на это место Евангелия от Иоанна: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила не как человек, следивший за ним, а как Бог», и далее: «Что же? Неужели Христос увидел Нафанаила только пред тем, как пригласил его Филипп, а до того времени не видел его оком неусыпным? Видел, – и этому никто не станет противоречить»[277].

На основании этих слов свт. Иоанна Златоуста, а также на основании того, что на одних изображениях Нафанаил представлен младенцем, а на других – отроком, можно полагать, что в евангельском выражении «под смоковницею» следует понимать вообще всю жизнь Нафанаила. В таком случае его изображение на иконе Рождества Христова подчеркивает Божество Спасителя. Но возможно, конечно, что в основе этих изображений лежит неизвестный нам текст, которым пользовались древние иконописцы.

В нижнем правом от зрителя углу иконы – убиение св. Захарии между храмом и жертвенником (Мф. 23:35). Эта сцена, основанная на словах Спасителя, поясняется в Четье Минее 29 декабря, где раскрывается и смысл ее присутствия в иконе Рождества Христова: «Еще же св.

Захария был убит книжниками и фарисеями, и причиной убийства было девственное рождество и пророческое прозрение Захарией Божества Христова. Но имеется и другая, апокрифическая версия этого события в «Протоевангелии Иакова» (глава 23-я), согласно которой св.

Захария был убит по приказу Ирода за то, что не открыл его слугам место убежища младенца Иоанна Предтечи, которого Ирод принял за родившегося Царя Иудейского. В таком случае Захария был убит в момент избиения младенцев и вместе с ними пострадал за родившегося Спасителя мира.

В художественном смысле наша икона представляет собой очень хороший образец сложных икон XVII в.

[279] Однако повествовательный момент настолько увлекает иконописца, что главное событие, обросшее второстепенными сюжетами, которым он придает столь же важное значение, совершенно в них теряется, отходит на второй план (ср. с иконой на с. 236).

Мастер явно избегает открытого незаполненного пространства, и все множество деталей оказывается лишенным композиционного единства. И все же икона эта обладает какой-то большой духовной теплотой. Несмотря на мелкое письмо, в ней нет мелочности линий.

Нет в ней и сухости, свойственной таким же сложным иконам этого, а также более позднего времени. Она написана свободно, обобщенными красочными пятнами, которые распределены с большим художественным вкусом. Доминирующие тона – киноварь и темный сине-зеленоватый. Много золота, которое вместе с киноварью и красноватой землей дает иконе теплый общий тон.

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Крещение Господне. Псков. Конец XV в. ЦМиАР

Иконография праздника Рождества Христова

икона рождество христово значение в чем помогает. икона рождество христово значение в чем помогает фото. картинка икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть фото икона рождество христово значение в чем помогает. смотреть картинку икона рождество христово значение в чем помогает.

Икона праздника Рождества Христова. Фрагмент иконостаса Михаило-Архангельского храма г. Липецка

На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды — Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией — Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей.

Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, искренние души.

Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый».

Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71. 10-11).

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола.

Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения.

Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной. »

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

По материалам сайтов: Азбука веры и Православие.ру

Икона «Рождество Христово»

Перед нами икона начала 15 века.

Это — развернутое полотно, настолько же полное, как развернутое праздничное богослужение, отражающее все исторические подробности события Рождества Христова.

Икона разноплановая, многослойная, содержит несколько иконографических формул, сложна для прочтения и требует знаний Священного Писания. На иконе все реально и все символично, здесь нет ничего лишнего. Икона выполнена в лучших иконописных традициях русской православной школы.

Как целое, икона Рождества Христова представляет собой круг с ярко выраженным центром — Богородицей.

Богородица, гора и пещера с Богомладенцем по масштабу, яркости красок, расположению вокруг Них остальных фигур выделяются настолько, что все остальные сюжеты кажутся мелкими и не столь значительными. Их много и они, как планеты, расположены вокруг центра – Богоматери. Но пока они все разрознены, потому что Тот, Кто их соединит, только-только появился на свет.

Богородица, как Царица Небесная, изображена возлежащей на ярко-красном ложе, окутанной в вишневый мафорий с ног до головы. Она – центр иконы, и это не случайно: именно от Пречистой произошло Боговоплощение, через Нее в Рожденном соединяются Божественная и человеческая природа.

Праздничный ярко-красный цвет ложа, на котором Она возлежит, повторяется ритмично в нескольких местах иконы, как отсвет праздничного пламени в окружающем: в тунике служанки при омовении младенца внизу иконы, тунике славословящих ангелов вверху и внизу у пещеры, в плаще одного из волхвов и тунике другого.

Этот праздничный настрой особенно передается в тех иконах Рождества, которые выполнены в ярко-красных тонах – празднично-царственном цвете, что сближает икону пасхальную и рождественскую.

Ложе повторяет рисунок позы Марии: расслабленной, изящной и отдохновенной. Богородица возлежит у входа в пещеру, отвернувшись от Младенца: Она отдает Рожденного людям, что подчеркивает реальность Боговоплощения. В католичестве, где подчеркивается девство Марии, Она сидит и смотрит на Сына, олицетворяя безболезненность рождения Младенца и Ее непорочность и после рождения Сына.

В православии акцент делается на Боговоплощении и Богоматеринстве: Мария — Матерь Божия и Заступница Усердная, рождающая Того, кто спасет род человеческий, Сама становясь за него Ходатаицей. Ложе Богоматери наверху украшено шапочкой, означающей Ее святость, как это изображается на иконах ветхозаветных праведников – Даниила и трех отроков, Давида и Соломона, Аарона и других.

Святость Богородицы подчеркивает и Ее нимб. Гора, в которой изображается пещера, символ Самой Богоматери: от нее по слову пророка отвалился нерукосеченный Камень – Иисус Христос. А пещера – это чрево Богородицы.

Богомладенец возлежит в яслях, над которым склонился осел (слева) и бык (справа), согревающий Его своим дыханием. Это парафраз пророчества Исайии:

“Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет” (Ис 1:3).

Вол символизирует евреев, всю жизнь проводящих в ярме закона, осел – язычников. Младенец объединяет и тех и других, приемля обоих. Ясли изображены на фоне темной пещеры, олицетворяющей лежащий во тьме мир. Ему воссияло Солнце Правды – Иисус Христос. Он лежит повитый в белые пелёны, перевязанный красным свивальником, в золотых ясельках.

Контрастность изображения яслей и темного вертепа делает пещеру особенно мрачной, а Божественность и Вечность Богомладенца особенно выпуклой. Вся цветовая гамма яслей выполнена в цветах Царства Небесного: бело-красно-золотых.

Ясли – это символ Престола Небесного и в то же время их форма напоминает гроб, в котором погребали Господа, младенческие пелёны напоминают погребальные пелёны, в которых Его положили, а пещера – не только место Его Рождения, но и погребения. Так в образе пещеры и яслей соединяются начало и конец земной жизни Спасителя, угадывается весь земной путь Иисуса.

Над пещерой ярко горит Вифлеемская звезда. Она – ось иконы, указывающая путь к Богомладенцу. Звезда – это и ангельская сила, и Дух Святой, и путеводительница. Она часто изображается в виде трех лучей во образ Пресвятой Троицы. И именно звезда чаще всего является образом Рождества Христова.

Икона показывает всемирное поклонение Рожденному Господу, Ему поклоняются все: небо и звёзды, тварь земная и Небесная, горы и люди, волхвы и пастухи. Так слева от Богомладенца стоят в глубоком поклоне три Ангела. Поклон их ритмично повторяет склоненную голову Богородицы и поклон вершины горы в центре и поклон вершины горы, расположенной в левом углу иконы, сзади ангелов.

Эта, меньших размеров, гора в точности повторяет большую гору: с такой же пещерой, такой же вершиной и таким же поклоном Богомладенцу. Поклоны гор повторяют рисунок ложа Богородицы, что усиливает ритм поклонов. Ангелы, стоящие у пещеры, готовы принять Младенца на руки: самый нижний ангел держит в руках пелёны, самый верхний – протягивает руки вглубь пещеры.

Навстречу склоненным головам ангелов тоже в ритме поклона Богомладенцу изображаются ступени большой горы. Так закольцовывается центр иконы – ее малый круг: Богомладенец, Богородица, склоненные к нему ангелы, гора и ее ступени, поклоняющиеся «Солнцу правды».

Большой круг иконы включает в себя волхвов, скачущих навстречу звезде, Ангелов, воспевающих

«Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»,

пастухов, услышавших глас с небес. Эта, верхняя часть иконы, связана с небом. Нижний уровень – бытовой, в котором изображены омовение Младенца служанкой и повитухой Саломией; сидящий в глубокой задумчивости Иосиф, муж Марии, и предстоящий ему старик, олицетворяющий сомнения Иосифа.

Таким образом, все фигуры расположены на двух уровнях – верхнем и нижнем, горнем и дольнем. Горний мир радуется и ликует, нижний – земной – занят земными делами.

В левом верхнем углу мы видим три маленькие фигурки волхвов, скачущих вслед Вифлеемской звезде, указывающей им путь к Младенцу.

Старший из них – Гаспар, показывает на эту звезду, младший, Бальтазар, вторит ему, тоже показывая, что он видит эту удивительную звезду.

И только средний, Мельхиор, на белом коне, плохо виден, но тоже вторит им. Они везут с собой дары: золото, смирну и ладан. Эти дары станут прообразом подарков, которые мы приносим родным и близким в Новый год. Волхвы скачут по горам и земле, наклон которой рифмуется с наклоном ложа Богородицы. Так через темпо-ритм отдельных частей икона соединяется в единое целое.

Ангелы вверху иконы делятся на две группы: один из них, самый нижний, благословляет пастухов и сообщает им радостную весть, двое других олицетворяют ангельский хор, воспевающий радость о пришествии в мир Господа.

Пастухи изображаются справа от Богородицы. Их двое. Один – старец, второй – молодой. Пастухи — простые люди, которые первыми узнали о Боговоплощении. Их можно противопоставить волхвам, которые представляют мир ученых. Поэтому и добрались они до Младенца только через два года. Пастушки смотрят на звезду, которая указывает им, где найдут они удивительного Младенца.

В нижней части иконы много бытовых деталей: омовение Новорожденного и сопровождающие его хлопоты. В этом действии можно увидеть образ Крещения. Младенец опирается на руку Саломии, служанка полна античной грациозности и вся сцена напоминает античность..

Со склоненной в глубокой задумчивости головой сидит Иосиф (слева). Его смущают мысли о беременности Марии, олицетворением этих сомнений является старик с клюкой. Клюка — это ложь, на которую он опирается. Это столкновение духа рационалистического, не верящего в чудо, и мира Духа, который дышит, где хочет, в котором отступают естественные законы бытия и совершается Чудо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *