икона знаменская в чем помогает
Икона Божией Матери «Знамение»
Появление на Руси иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», относится к 11-12 векам, а название свое она получила в честь чуда, явленного при обороне Великого Новгорода от объединенных войск удельных князей под предводительством суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.
История иконы
Вот какова история иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда превосходящие силы врагов осадили город, новгородцы, уповая лишь на милость Божью, денно и нощно молились о спасении. На третью ночь архиепископу было с небес повеление вынести на крепостную стену образ Богоматери, находившийся в церкви Спаса Преображения. Икону понесли крестным ходом, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из Ее глаз заструились слезы, а на врагов напал такой ужас и смятение, что они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы, воодушевленные знамением, явленным Пресвятой Богородицей, бросились в атаку и одержали победу.
В честь этого чудесного избавления архиепископом Новгородским сразу же был установлено празднование в честь Знамения Царицы Небесной, а сама икона получила название икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1356 году икону перенесли в специально выстроенный для нее в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы.
И поныне православные отмечают церковный праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».
История чудесного знамения стала также популярным сюжетом в иконописи.
Еще одно чудо явила икона «Знамение» в Великом Новгороде в 1611 году, когда вошедшие в город шведские войска попытались захватить Знаменский собор, где шло богослужение: раз за разом их отбрасывала невидимая сила, и в конце концов они покинули город.
Значение иконы Божией Матери «Знамение»
Прежде чем говорить о значении иконы Богородицы «Знамение», следует разобраться, что означает само это слово. Слово «знамение» по происхождению тесно связано со знаменем, то есть знаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы творим перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) верующего.
Явила такое знамение икона Божией Матери, что означает знак милости и заступничества с Ее стороны. Таким образом, знамение можно понимать как некий пророческий знак, а также явленное чудо, как это случилось в Новгороде при истечении слез из иконы.
Говоря об иконе «Знамение», необходимо учитывать, что явленное ею чудо произошло во времена кровавой и, по сути, братоубийственной междоусобной распри между раздробленными русскими княжествами, ослаблявшей Русь и сделавшей ее легкой добычей для монгольского завоевания, причем все князья были православными и молились одному и тому же Богу.
Поэтому Знаменская икона Божией Матери плакала не только о горестной судьбе, ожидавшей Новгород, но и оплакивала судьбу Руси, впавшей в грех братоубийственной войны.
Описание иконы
Рассматривая, как выглядит икона «Знамение», нельзя не вспомнить самые древние иконописные образа Богоматери, получившие название Оранта, то есть Молящаяся. На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.
В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы
Со времен чуда, явленного иконой Богоматери «Знамение» в Новгороде, она стала считаться заступницей от вражеских нашествий. Но и помимо того она прославилась многими чудесами в храмах, где были ее списки.
Молитва перед ней помогает в избавлении от междоусобных распрей, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, а также в примирении враждующих. По молитве происходит исцеление недугов, особенно связанных с поражением глаз и слепотой.
Помогает она и в защите от воровства, козней злоумышленников и завистников. Молятся ей также о сохранении мира в семье.
Молитва перед иконой
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.
«Знамение» Богородицы 10 декабря: о чем просят у иконы и что нельзя делать в этот день
Память иконы Богородицы «Знамение» Православная Церковь празднует в пятницу, 10 декабря 2021 года. «Знамение» Пресвятой Девы относится к самым почитаемым образам в православии.
На Руси иконы Божией Матери «Знамение» появились в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В тот год объединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли к Великому Новгороду. Шансов на отражение атаки у новгородцев было немного, поэтому они стали молиться Господу о том, чтобы Он не оставил их без заступничества.
В третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал необычный голос, повелевший ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону переносили, стоявшие за стеной рати пустили в крестный ход множество стрел, одна из которых вонзилась в лик Богородицы на иконе. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого знамения свыше нападавших внезапно объял необъяснимый ужас, при этом они стали бить друг друга. Видя это, новгородцы устремились в атаку и разбили осаждавшие их рати.
В память об этом событии и чудесного заступничества Богородицы, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери.
Чудотворная икона после явления знамения 186 лет находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее в Новгороде построили храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Помимо новгородской иконы, в России известны многочисленные списки с нее, пишет Foma.ru.
У иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы православные молятся чаще всего.
Она помогает:
в нахождении мира и покоя;
в примирении враждующих;
в предотвращении междоусобных войн;
в исцелении различных болезней (первым делом, глазных);
в исцелении от жутких недугов (к примеру, холеры);
в предотвращении стихийных бедствий, пожаров;
защитится от врагов;
не стать жертвой злоумышленников;
в избавлении от завистливых людей.
У образа Богородицы православные просят о мире в семье, счастье и благополучии, о здоровье детей, сообщает pronedra.ru.
Верующие люди ходят в церковь на молебен, зажигают свечи в доме рядом с образом Богоматери, особенно если имеется икона «Знамение».
На Знамение не разрешалось заниматься тяжелым физическим трудом, а также следовало отложить на следующий день домашние дела, поэтому женщины в этот день не стирали, не шили, не вязали и не пряли.
Рыбалка 10 декабря считалась бессмысленной, потому что все рыбы к Знамению, по народным поверьям, должны были попрятаться в омуты. Однако было принято ходить в лес, искать рога лосей, которые в этот период их сбрасывали.
Также в этот день люди традиционно присматриваются и прислушиваются к знакам, которые появляются в их жизни. Считается, что именно 10 декабря эти знаки становятся более явными. Они предупреждают, защищают и отводят беду.
Икона Божией Матери «Знамение»
Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.
В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.
[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.
[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.
[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.
[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.
[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.
[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.
[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.
[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.
[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.
[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).
[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».
[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).
[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).
[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.
[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.
[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.
[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.
[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).
[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).
[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).
[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.
[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.
Икона Богородицы «Знамение»
Описание
Икона Богородицы Знамение принадлежит к типу Оранта (от латинского слова orans — молящаяся). На подобных образах Пречистая изображена с поднятыми вверх руками с раскрытыми ладонями. При этом на уровне груди Богородицы в сфере изображен Иисус Христос в подростковом возрасте — Спас Эммануил. На иконах этого типа Богородица изображается стоящей или сидящей.
История иконы
Образ Пресвятой Богородицы Знамение прославился в 1170 году. В тот год Новгород претерпевал осаду от войск удельных князей Руси под предводительством сына Андрея Боголюбского. В отчаянии новгородцы взмолились к Богу, и на третий день Новгородский архиепископ Иоанн услыхал неземной голос. Голос повелевал ему взять из Спасо-Преображенской церкви, что на улице Ильиной, икону Божией матери и вынести ее на городские стены.
Архиепископ выполнил Божие повеление, и когда образ Царицы Небесной проносили по городскому ограждению, лик Богоматери пронзила вражеская стрела. Изображение Владычицы пролило слезы, и Пречистая отвернула лик к городу. В ужасе от увиденного, вражеские воины как бы обезумели и стали побивать друг друга. Воодушевленные новгородцы с новыми силами ринулись в бой и одержали победу.
Благодарный архиепископ Иоанн в честь иконы Знамение установил праздник, который и поныне отмечают православные христиане. День празднования иконы Божией Матери «Знамение» — 10 декабря.
Образ несколько раз менял место нахождения — в 1354 году его перенесли в Церковь Знамения Богородицы, в 1560 возвратили в Спасо-Преображенский храм на ул.Ильина, чтобы перенести затем в Знаменский собор на той же улице.
В богоборческий период икону изъяли для музейной экспозиции. Торжественное возвращение святыни состоялось в 1991 году. Икона почитается в народе, особенно известные чудотворные списки, названные по месту чудотворений:
Эти иконы известны не только в России, но и за ее пределами.
Духовное значение иконы
Под Знамением изначально подразумевается исполнение ветхозаветных пророчеств о скором приходе в мир Спасителя, ведь Богородица сама является провозвестницей грядущего Мессии.
Кроме того, Пресвятая Дева являет Знамение во время междоусобицы, чтобы единоверцы покаялись в братоубийстве и прекратили распри. В этом состоит парадокс подобных конфликтов — верующие в одного Бога неизбежно призывали Его в помощь, идя на брань. И если защищающиеся бывают услышаны Богом, то нападающие не имеют извинения в своих кощунственных мольбах.
Богородица изображена на иконе Знамения в молитвенном предстоянии, с простертыми вверх руками. Богословы обращают внимание на каноничность этого жеста. Еще Моисей воздевал руки к небу при битве израильтян с амаликитянами, а когда ослабевал, то Аарон и Ор поддерживали его. С простертыми к Богу руками молится и священник на литургии, возглашая “горе имеем сердца”.
О чем просить Богородицу перед иконой Знамения
В первую очередь нужно помнить, что молитва — это не обрядовые действия. Владычице требуется наше сокрушенное сердце. Сокрушенное сердце бывает у человека, признавшего, что он грешен, и что без Бога он бессилен. В этом случае человек способен от души обратиться Царице Небесной. К молитве располагают земные поклоны — это духовная кардио разминка. После земных поклонов можно зажечь перед образом лампадку или свечу, положить в кадильницу ладан. Всё это поможет привести мысли в спокойное состояние, немного подготовить душу. Важно также то, что молитва обращена не к иконе, а к изображенной на ней Богородице.
Икона Знамение имеет благодать исцелять глазные болезни.
Чудотворения иконы
Свою славу образ Знамения дополнил чудесами, произошедшими в 17-м веке. В 1611 году Новгород претерпевал нашествие шведов. Они грабили дома горожан, разоряли церкви. Подойдя к Знаменскому собору, шведы не смогли войти внутрь — невидимая стена преграждала им путь.
Лука Плавильщиков, мастер по работе с серебром, в 1636 году задумал обворовать церковь Знамения. Он притаился в храме на ночь, похитил кружечный сбор, богослужебные сосуды и подошел к чудотворной иконе, чтобы снять украшения и ризу с образа Богоматери. Невидимой рукой он был отброшен на пол и впал в беспамятство. Когда к вору вернулся рассудок, он и рассказал о происшедшем.
Фильм про икону Божией Матери «Знамение»
Новгородская икона Божией Матери «Знамение»
Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года город был осажден.
Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса-Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены.
Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Пречистой истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Этим чудом образ Божией Матери подал осажденным знак (знамение) того, что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября по ст. ст.).
На некоторых образах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года, как это мы можем видеть на известной новгородской иконе середины XV века, изображающей битву новгородцев с суздальцами, послужившей образцом для других икон на эту тему.
Чудотворый образ еще около двух столетий после явления знамения находился в той же церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.
Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила откинула неприятеля назад. После того, как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма, а вскоре и вовсе покинули Новгород.
Иконография
Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток — символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).
Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Другие греческие названия этого иконографического типа — Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» — «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». «Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.
Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа. Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.
Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).
Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» — так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.
Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.
Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином монастыре[1].
На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, — Этимасия, «Престол уготованный».
Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С. Смирнова в своей статье[2], представляется маловероятным.
На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены Иоаким и Анна, родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв. образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг., базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.).
Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и «евхаристическим»[3]. То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения. Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать.
Стиль
Стилистические особенности живописи XII в. сказываются в иконе достаточно отчетливо: в эмоциональности ликов, в противопоставлении впадин и выступающих частей рельефа, в стилизации линий, в схематизме контуров фигур и линий драпировок, что особенно заметно в композиции на оборотной стороне. Этот схематизм формы, душевная открытость, выраженная в ликах, дали основание В.Н. Лазареву рассматривать икону как отражение местных, почвенных художественных традиций, в отличие от грекофильских течений, характерных для XII столетия.
Чтимые чудотворные списки с иконы
«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря
«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).
«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.
«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.
Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4
Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.
Молитва
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
Примечания:
[1] Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. — Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995.
[2] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …
Читайте также:
Журнал «Нескучный Сад»
На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними идет сражение. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой?