икп что это такое

Как активировать ИКП?

В этой статье мы подробно расскажем как активировать ИКП на сайте Совета НМО и Портале НМиФО Минздрава России.

Вы успешно прошли регистрацию на сайтах edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru, синхронизировали ваши личные кабинеты на этих сайтах, посетили образовательное мероприятие и получили свидетельство с ИКП. Что же дальше?

По итогу прохождения учебных мероприятий в системе НМО провайдер выдает свидетельства с указанием ИКП. Начисление образовательных кредитов производится после активации ИКП на сайте Совета НМО или Портала НМиФО Минздрава России

Что нужно для активации ИКП

Для того, чтобы активировать ИКП, выполните 3 следующих действия:

Выполните вход в личный кабинет на сайте Совета НМО.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Далее введите ИКП из полученного ранее от провайдера сертификата в соответствующую графу “Код подтверждения” и нажмите “Подтвердить код”.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Вы можете выполнить синхронизацию личных кабинетов MedZnanie.ru и sovetnmo.ru для удобства активации полученных баллов (кредитов). При синхронизации аккаунтов активировать ИКП можно в один клик с нашего сайта.

Настройте также синхронизацию личных кабинетов на сайтах sovetnmo.ru и edu.rosminzdrav.ru. В этом случае при активации ИКП на сайте sovetnmo.ru код будет автоматически активироваться и в вашем портфолио на edu.rosminzdrav.ru.

Добавление пройденного мероприятия в индивидуальный план обучения

Если вы не прошли процедуру синхронизации личных кабинетов на сайте Совета НМО и Портале НМиФО Минздрава России, то для добавления пройденного мероприятия в индивидуальный план обучения по специальности вам потребуется ввести индивидуальный код подтверждения, представленный в свидетельстве, выданном провайдером после прохождения мероприятия.

Войдите в личный кабинет на сайте НМиФО Минздрава России и перейдите в раздел «Для допуска к аккредитации».

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Для того, чтобы включить образовательное мероприятие в индивидуальный план обучения, выберите пункт «Индивидуальные планы и их выполнение» во вкладке сверху. Нажмите на кнопку «Компонент плана», потом на кнопку «Выбрать» напротив пункта «Образовательные мероприятия».

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Вы перейдете на страницу поиска и добавления образовательных мероприятий в индивидуальный план.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Нажмите на кнопку, отмеченную в предыдущем пункте. В открывшемся окне вам нужно будет ввести ИКП, из свидетельства, выданного провайдером после прохождения мероприятия.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Если ИКП не удается активировать, и появляется сообщение «Код не был активирован. Возможно код неверен или уже был активирован ранее», ознакомьтесь с возможными причинами ошибки.

Причины, по которым не активируются ИКП

Ваша проблема не решилась? Обратитесь в службу поддержки Портала НМиФО Минздрава России по адресу электронной почты support@edu.rosminzdrav.ru. Ответ будет выслан на указанный вами контактный адрес электронной почты. Или воспользуйтесь приложением «Консультант Портала».

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

О том, как сформировать свое образовательно портфолио читайте в нашей следующей статье.

Источник

Как рассчитать пенсию по старости

По какой формуле считают будущую пенсию

Пенсионное законодательство в России реформировали несколько раз. Из-за этого кажется, что оно запутанное и разобраться в нем невозможно.

В этой статье я расскажу, как посчитать размер пенсии по специальной формуле.

Законодательное регулирование

Пенсию по старости начисляют по правилам, которые установлены:

По этим законам пенсионный фонд определяет длительность страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента и размер будущей пенсии.

Для госслужащих, военных, космонавтов, летчиков и их родственников пенсию начисляют по другому закону — Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как узнать размер будущей пенсии

Государственная трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Общая пенсия считается так:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия.

Чтобы рассчитать размер будущей страховой пенсии, нужно знать:

Все эти данные нужно подставить в формулу расчета пенсии:

СП = ИПК × СПК + (ФВ × КвФВ),

где СП — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента — балла — по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. СПК на 2021 год равна 98,86 Р ;

ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии, на 2021 год — 6044,48 Р ;

КвФВ — коэффициент повышения ФВ, который применяется при отсрочке обращения за страховой пенсией.

Накопительная пенсия — это уже не коэффициенты, которые государство считает по своим правилам, а настоящие деньги. Их называют пенсионными накоплениями. Часть пенсионных взносов от работодателя с 2002 по 2013 годы оставалась на вашем счете в Пенсионном фонде РФ — из них сформировались пенсионные накопления.

С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии. Все страховые взносы стали уходить на формирование страховой пенсии. Мораторий действует до конца 2022 года. Накопительная пенсия со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.

Чтобы узнать размер ежемесячной накопительной пенсии, необходимо разделить пенсионные накопления на количество месяцев ожидаемого периода выплаты. Ожидаемый период — это норматив, в 2021 году он составляет 264 месяца.

Индивидуальный пенсионный коэффициент

Индивидуальный пенсионный коэффициент, ИПК — это число баллов, которое дается за отработанный календарный год.

Расчет индивидуального коэффициента происходит по формуле:

ИПКобщий = (ИПКс + ИПКн) × К,

где ИПКс — старый индивидуальный пенсионный коэффициент, то есть сумма баллов, которую набрал человек до 01.01.2015;

ИПКн — новый индивидуальный пенсионный коэффициент, то есть сумма баллов, набранная после 01.01.2015;

К — коэффициент повышения ИПК, который применяется при отсрочке обращения за пенсией.

Величина ИПК за один календарный год зависит от суммы взносов, которые перечислил работодатель в ПФР за своего работника. Ее считают по формуле:

где СВ — это сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за работника,

НСВ — нормативный размер страховых взносов.

Получается, что НСВ в 2021 году:

1 465 000 Р × 16% = 234 400 Р

Дополнительные пенсионные баллы дают не за отработанный год, а за социально значимые периоды жизни.

Примеры периодов, за которые дают пенсионные баллы

Страховой период (полный календарный год)Количество пенсионных баллов
Служба в армии по призыву1,8
Уход за инвалидом первой группы1,8
Уход за пожилым человеком старше 80 лет1,8
Уход за ребенком-инвалидом1,8
Проживание с супругом-военнослужащим в месте, где не было работы1,8
Проживание за границей с супругом-дипломатом или консульским работником1,8
Отпуск по уходу за первым ребенком до полутора лет1,8
Отпуск по уходу за вторым ребенком до полутора лет3,6
Отпуск по уходу за третьим и последующими детьми до полутора лет5,4

Эти баллы тоже включают в ИПКс и ИПКн в зависимости от того, когда произошло событие.

Стоимость балла каждый год утверждает законодатель. На период с 2019 по 2024 годы стоимость баллов утверждена Федеральным законом № 350-ФЗ :

Конвертация в баллы «старых» пенсионных прав. «Старые» пенсионные права — те, что были накоплены до 01.01.2015 — автоматически конвертировали в баллы.

Конвертации подверглись два периода трудовой деятельности отдельно:

Начисленные за эти периоды ИПК можно запросить через личный кабинет на сайте ПФР.

Фиксированная часть страховой пенсии

Пенсия включает в себя фиксированную выплату, поэтому для ее расчета нужно знать размер этой выплаты.

Премиальные коэффициенты

Если за пенсией по старости обратиться позже, а не по достижении пенсионного возраста, то при расчете применяются коэффициенты повышения ИПК и ФВ.

Размер премиальных коэффициентов зависит от «просрочки» обращения.

Какие коэффициенты применяют, если обратились за пенсией не сразу

Количество месяцев со дня наступления пенсионного возрастаКоэффициент повышения ИПККоэффициент повышения ФВ
меньше 121
121,071,056
241,151,12
361,241,19
481,341,27
601,451,36
721,591,46
841,741,58
961,91,73
1082,091,9
1202,322,11

Как начисляется пенсия

Страховая пенсия по старости начисляется исходя из трех условий.

Возраст. С 2028 года на пенсию будут выходить мужчины в возрасте 65 лет, женщины — 60 лет. В 2021 году пенсионный возраст для женщин — 58 лет, для мужчин — 63 года. Но во второй половине 2021 года право на пенсию возникает у женщин в 56 лет и 6 месяцев и у мужчин в 61 год и 6 месяцев, потому что для них пока установлен переходный период.

Стаж. Начиная с 2024 года страховой стаж у будущего пенсионера должен быть не меньше 15 лет. Сейчас, в 2021 году, достаточно 12 лет.

Количество ИПК. В 2021 году будущему пенсионеру достаточно иметь 21 балл, но в 2024 году у пенсионеров должно быть не менее 28,2 балла, а в 2026 году и далее — от 30 баллов.

Только при соблюдении этих условий пенсионер сможет получить страховую пенсию по старости. В противном случае ему придется подождать еще 5 лет и обращаться уже за социальной пенсией по старости, которая намного меньше страховой. Сумму социальной пенсии устанавливает государство.

Как рассчитать пенсию

После определения продолжительности страхового стажа, количества ИПК, стоимости одного пенсионного балла, размера фиксированной выплаты на год выхода на пенсию можно перейти к расчету будущей пенсии.

Формула расчета страховой пенсии такая:

СПст = ИПК × СТпк + ФВ,

где СПст — страховая пенсия по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СТпк — стоимость пенсионного коэффициента;

ФВ — фиксированная выплата.

В эту формулу нужно подставить свои данные. В итоге получится сумма страховой пенсии, которую будет получать на руки пенсионер.

Пример расчета. Возьмем условия за 2024 год и перенесемся на 33 года вперед — в 2057 год, когда женщины, которые начали работать в 18 лет — в 2015 году, достигнут пенсионного возраста — 60 лет.

Предположим, Анна проработала 30 лет на заводе, родила одного ребенка, находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получала зарплату 40 тысяч рублей. Анна начала работать после 2013 года, поэтому попала под мораторий на накопительную пенсию. Предположим, что он продолжал действовать до 2057 года. Следовательно, пенсионных накоплений у Анны нет — только страховая пенсия.

Сначала посчитаем количество баллов, которые Анна заработала за всю трудовую жизнь.

Страховые выплаты каждый год работодатель перечислял в размере:

За каждый отработанный год Анна получила:

76 800 Р / 184 000 Р × 10 = 4,17 балла.

За 30 отработанных лет Анна накопила:

4,17 × 30 = 125,22 балла.

К «трудовым» баллам нужно прибавить баллы за уход за ребенком:

125,22 + 1,8 (1 календарный год) + 0,9 (полгода) = 127,02 балла всего.

Расчет пенсии у людей, которые работают неофициально. Если работать неофициально, не платить страховые взносы в ПФР и не набрать нужное количество баллов, можно оформить только социальную пенсию по старости. Выйти на нее можно только на 5 лет позже пенсионного возраста. С 2028 года мужчинам — в 70 лет, женщинам — в 65.

Как узнать сумму пенсионных накоплений

К страховой пенсии добавляют накопительную, если у человека сформировались пенсионные накопления. Вся информация о пенсионных правах и накоплениях есть в лицевом счете ПФР. Получить ее можно, заказав выписку.

Как увеличить размер будущей пенсии

Есть три способа увеличить будущую пенсию.

Покупка пенсионных баллов. Если из выписки из лицевого счета стало понятно, что пенсионных баллов не хватает, их можно докупить. Для этого нужно внести в ПФР добровольные страховые взносы. Купить можно до половины требуемого страхового стажа — не больше 15 лет.

Получение максимальной взносооблагаемой зарплаты. С 2021 года за отработанный год можно будет получить максимум 10 баллов.

Поиск дополнительного будущего дохода. Деньги можно положить на депозит в банк, открыть ИИС, вложить в недвижимость. Каждый из этих инструментов в будущем принесет дополнительный доход. Т⁠—⁠Ж уже писал, как накопить на старость, если не веришь в пенсию.

Увеличение пенсии для предпринимателей — особенно актуальный вопрос. За уплату фиксированных страховых взносов им начисляют чуть более 1 балла, из-за этого ИП получают пенсию в минимальных размерах. Поэтому предпринимателям советуем особенно внимательно почитать подборку Т⁠—⁠Ж про пенсию.

Как рассчитать пенсию по старости

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Шишел-Мышел
+ Два рубля;
—х
Тру-ля-ля
и Тра-ля-ля:

Волшебством чудесных формул,
Выверенных в ПФР,
Пенсионная реформа
Превращает деньги в херр

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Я думаю, Перельман бы с ума сошел, рассчитывая мою пенсию.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

wild_skar, «за 18 лет моего официального стажа накопилось аж 42» Это как?
У всех отделений ПФР свои бульбуляторы?
до 2015 года величина ИПК составила 15.324 при стаже 24 года 3 месяца 7 дней и их не хватает для назначения пенсии по старости в этом году. Надо 21 балл. Стажа хватает(12 лет в этом году)

Ничего не понял. Сделайте калькулятор 🙂

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Пенсия должна покрывать расходы на комуналку,приличное питание,лекарства. но что об этом говорить. если в этой стране даже зарплаты на это не хватает..

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Государственная пенсия = пособие по нищете. Не дай вам Бог всерьёз считать сколько там вы наполучаете.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Ошибка. Сейчас, во втором полугодии 2019 года, на пенсию выходят мужчины шестидесяти с половиной лет и женщины пятидесяти ПЯТИ с половиной лет.

может кто нибудь скажет мне что делать с таким откровенным воровством да да именно воровством наглым и циничным ибо по предыдущему пз от 1974 г моя пенсия должна ббыла составить порядка 15000 а вместо этого мне как собаке бросили 7300 с копейкамии при при этом глядя в глаза с улыбочкой говорят да мы вам лучше сделали

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Я ИП уже на пенсии. Мне 72 года. Работаю. Зашёл в пенсионный фонд, а там у меня в коэффициенте ИПК нули. В стаже тоже ничего не записано. Хотя мой стаж 55 лет! Мои взносы на ОПС с 2015 года по 2020 год учтены, но по ним ничего не начисляют. Вот в растерянности. С пятнадцатого года пенсию не добавляют. Всё постоянно дорожает. Моя жена уже меня по величине пенсии обогнала.

Владимир, увольтесь на пару месяцев. В чем проблема? Тем более ИП, сегодня себя уволили, через месяц вновь приняли.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Victor, и что это решает? В чём смысл? Поясните!

некто, будет производится выплата индексированной пенсии.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

лотерея какая то, а не пенсионный фонд.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Глеб, тоже интересно, откуда в формулах берутся 16%. отчисления же 22% от зарплаты. было предположение, что это еще с тех времен, когда 6% шли в накопительную пенсию, но статья-то свежая.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Татьяна, ого, чего-то так жалко «своих» денег стало 😅 мало отчислений, с которых потом фиг чего получишь, так ещё и условную «зарплату» фонду отстегиваем 😡

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Антонина, а Вы разве не слышали/не читали сколько средств и кем из пенсионного фонда украдено высшими должностными лицами. Поэтому 6% из 22% отчислений официально закрепили для законного изъятия из пенсионного обеспечения пенсионеров, несмотря, что структура федеральная и должна находиться на гос.обеспечении(заложено в бюджет).

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

некто, не вижу смысла на этом фокусироваться. Мне интереснее следить за теми деньгами, что у меня непосредственно есть и думать, как их грамотно пристроить.

С тем, что работодатель по закону делает отчисления в ПФ я ничего сделать не могу. Только в самозанятость уйти… что я собственно и сделала 😅

mihail, с какого это интересно перепугу дети должны содержать своих родителей? Вы там в какой реальности живёте?

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Статья не полная. Как рассчитать баллы до 2002 года? Или она для лиц, не старше 2000 г.? Но у них и расчеты к тому времени могут измениться.

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

«Если в 2021 предельная величина базы для исчисления страховых взносов будет такой же, как сейчас, чтобы набрать 10 пенсионных баллов, нужно получать 95 833 Р или больше.»
Как, интересно, у вас получилось 95 833? Это до вычета НДФЛ или после?
Исходя из формулы в статье ИПК = (СВ / НСВ) × 10, чтобы получить ИПК = 10 при НСВ = 206720 нужно, чтобы сами страховые взносы тоже были равны 206720. А это значит, заработная плата до вычета НФДЛ:
206720 : 16% : 12 = 107666 Р в месяц, или 93670 Р в месяц после вычета налогов.
95 833 не получается, даже если взять НСВ =207720, как ошибочно указано в статье.
И кстати, предельная величина базы для исчисления страховых взносов не будет такой же, как в 2020 уже хотя бы потому, что повышающий коэффициент для расчета этой величины на 2021 год установлен в размере 2,3, против 2,2 в 2020 году.

Короче отчисляешь до 2015 года 264 000 руб. и тебе в течение 20 лет выплачивает за это по 1000! Целых 20 000 уже обесцененных рублей, вместо 264 000 более дорогих и без процентов накопленных с них. Разводилово крутое )) Люди отчисляют огромные деньги, а им в старости возвращают копейки. Это при том, что до пенсии не доживает походу половина, а из остальных ещё 20 лет живёт от силы 10%. То есть почти все деньги уходят куда? Куда уходят деньги? Людям их не возвращают. Может лучше их себе в карман сразу начислять, класть на счёт в банке, купить валюту, вложить в акции и к выходу на пенсию станешь мультимиллионером! Нафига терять 90% всех отданных средств?

икп что это такое. икп что это такое фото. картинка икп что это такое. смотреть фото икп что это такое. смотреть картинку икп что это такое.

Dns, Елена вы 1966года рождения?И что в итоге?у вас же получаетьс 37лет стажа

Dns, Источник: данные Росстата
Численность пенсионеров в нашей стране продолжает стремительно уменьшаться, виной тому пандемия, которая принесла повышение смертности в огромных масштабах, которых, по статистике, Россия не видела с голода конца 1940-х.
В I квартале число пенсионеров уменьшилось на 379 000 чел.
По итогам II квартала, число пенсионеров уменьшились еще на 243 000 чел., а в III квартале – ещё на 363 000 человек.

Если смотреть период с 01.07.2020 по 01.07.2021, пенсионеров в стране стало меньше на 1,199 млн чел.
Это рекордная величина за всю историю того времени, с какого ведётся статотчетность, охватывающей период с 1998 года.

Падение идёт со средней скоростью 5500 чел. в день, общая же численность пенсионеров – 42,355 млн – сократилась до минимальной величины 2015 года.
Учитывая средний размер пенсий в 15 977 руб., это сократило расходную часть ПФР РФ на 230 млрд руб. в год.
Смертность в России
По итогам прошлого года количество смертности не пенсионеров увеличилось на 17,9%, или если на число человек, то на 2,124 млн чел.
За I квартал 2021 года умерло ещё 583 700.
Это число стало рекордным, подобного не было со времен массового голода в 1940-е годы.

Источник

Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России

Институт Коррекционной Педагогики РАО является ведущим научным центром страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Он был основан в 1929 году и уже почти 70 лет проводит фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы специального образования детей с отклонениями в развитии, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации средствами образования разных категорий детей.

При этом наиважнейшей особенностью современного этапа является то, что к моменту ратификации РФ (1991) соответствующих Деклараций ООН (1971, 1975), определяющих обязательность перехода системы специального образования на новый этап своего развития, Россией не был достигнут тот уровень развития сети специальных образовательных учреждений и охвата нуждающихся в специальном образовании детей, который был достигнут к моменту ратификации этих же Деклараций странами Западной Европы.

Переход системы специального образования на следующий (третий) этап оказался неподготовленным вследствие организационной незавершенности и специфичности предшествующего (второго) этапа развития системы. В этом и заключается центральное противоречие современного периода 90-х гг.(См. подробнее следующие статьи в данном выпуске)

В условиях сложившегося противоречия Институт считает принципиальным обеспечение условий для эволюционного развития системы специального образования, последовательной и планомерной трансформации системы на разных уровнях.

Построение научно обоснованной стратегии преодоления современного кризиса в развитии национальной системы специального образования требует учета эволюционного характера кризиса, специфики национальных условий его протекания, достигнутого к моменту перехода уровня развития системы, потенциала отечественной дефектологической науки в решении теоретических, методологических и методических проблем, анализа «уроков» западного опыта, и прежде всего, в области интегративных подходов к образованию.

Для того, чтобы, следуя мировой логике развития систем (соотнесенной с эволюцией отношения), обеспечить реальный переход российской системы специального образования на следующий, качественно новый, этап развития, необходимо разрешить центральное и сложнейшее противоречие периода 90-х гг. Именно поэтому роль дефектологической науки на современном этапе состоит в решении задач, направленных на поддержку организационного и логического завершения второго этапа в развитии системы и ее планомерного поэтапного реформирования в соответствии с логикой перехода к третьему этапу своего развития. Эти задачи таковы:

Параллельно при этом следует:

Эта позиция легла в основу определения содержания и структуры программы научных исследований ИКП РАО «Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование», которую Институт реализует с 1992 г.

Общая характеристика программы научных исследований Института

Программа научных исследований Института коррекционной педагогики РАО «Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование» направлена на разработку научных основ планомерного преобразования отечественной системы специального образования с целью перехода на качественно новый этап развития. Она является частью комплексной программы исследований Отделения психологии и возрастной физиологии РАО «Образование и развитие человека: психологические и физиологические основы, культурная норма, отклонения и коррекция».

С целью активизации взаимодействия специалистов разных областей дефектологии научно-исследовательская программа Института с 1992 года организуется по тематическим разделам, объединяющим специалистов разных профильных лабораторий в решении общих для разных направлений дефектологии и наиболее актуальных для современного этапа развития системы специального образования проблем.

Раздел «Социологический анализ и прогнозирование развития системы специального образования в России» объединяет исследования, в которых рассматриваются научно-организационные основы проектирования системы специального образования ХХI века.

Раздел «Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей» объединяет исследовательские работы разных подразделений Института, направленные на разработку теоретических основ и методического инструментария для комплексной медико-психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии.

Раздел «Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами» объединяет специалистов разных лабораторий Института в поиске резервов совершенствования системы специального образования за счет максимально раннего начала целенаправленной работы с ребенком и максимально возможного включения в эту работу родителей.

Раздел «Научно-методическая поддержка функционирующей системы школьного образования разных категорий аномальных детей» объединяет сотрудников лабораторий содержания и методов обучения детей с нарушением зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями в разработке научно-методического обеспечения ныне функционирующей государственной системы специального образования с целью достижения максимально возможных результатов реабилитации через образование у детей, включенных в эту систему.

Раздел «Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии» объединяет исследования, рассматривающие проблемы интегрированного обучения в реальных условиях российской образовательной системы.

Раздел «Компьютерные технологии коррекционного обучения и педагогической диагностики» объединяет исследователей, занимающихся разработкой концептуальных основ использования компьютерных технологий в специальном образовании, созданием специализированных программно-методических комплексов, поддерживающих развивающее обучение разных категорий детей, поиском новых «обходных путей» обучения, возможных только на базе компьютерных технологий.

Раздел «Коррекционное обучение школьников со сложной структурой дефекта» объединяет исследователей, рассматривающих систему помощи этой категории детей как один из компонентов системы специального образования ХХI века, основным контингентом которой станут дети со сложной структурой дефекта.

Раздел «Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями» объединяет исследователей разных лабораторий Института, разрабатывающих проблемы единства аффекта и интеллекта на теоретическом, экспериментальном и методическом уровнях по отношению к разным категориям детей, нуждающихся в реабилитации средствами образования, а также проектированием нового содержания специального образования.

Раздел «Создание системы непрерывного образования для преподавателей дефектологических факультетов» объединяет исследователей, решающих задачу трансформации результатов новейших научных исследований в содержание новых базовых и прикладных курсов по специальной психологии и педагогике для системы высшей школы.

Все новые приоритетные направления предполагают проведение фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых значимы как для развития теоретических основ самой дефектологической науки, так и практики специального образования сегодняшнего и завтрашнего дня, совершенствования системы массового образования в условиях усложняющегося контингента детей, ее взаимодействия с системой специального образования.

Наиболее значимыми и востребованными результатами исследований по указанным направлениям за последние годы, являются:

Важное место в научной и научно-практической деятельности Института занимает опытно-экспериментальная работа, в рамках которой осуществляется апробация и внедрение в практику специализированных коррекционных курсов обучения детей с различными нарушениями в развитии; накапливается банк данных, позволяющий разрабатывать и оформлять предложения к изменению или введению новой нормативной документации для системы специального образования в РФ; осуществляется вовлечение практических работников в проведение исследований, направленных на совершенствование специального образования.

Краткая характеристика результатов исследований

Раздел «Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России» (руководитель: д.п.н. Н.Н. Малофеев) объединяет исследования, предметом которых является система специального образования в целом и перспективы ее развития в ХХI веке.

Представлен разноаспектный научный анализ развития системы специального образования в исторической ретроспективе и социо-культурных условий, ее детерминирующих. В контексте анализа эволюции системы специального образования как одного из институтов государства исследованы критические точки в развитии системы, определено их место на шкале содержательной периодизации эволюции систем специального образования, сделан вывод об эволюционном характере современного кризиса в развитии отечественной системы специального образования, описано социо-культурное происхождение, генетические корни и «исторический возраст» современных инновационных процессов, тенденций и противоречий в развитии теории и практики специального образования.

Проведен сравнительный анализ организационных основ и структуры отечественной и западных систем специального образования, сложившихся к концу 90-х гг. Описаны современные тенденции в развитии содержания, методов, организационных форм специального образования разных категорий детей. Выявлены категории детей, не охваченные коррекционным обучением, и проанализированы причины «выпадения» из отечественной системы специального обучения детей с наиболее легкими и наиболее сложными нарушениями в развитии. Проанализированы государственные правовые гарантии на получение образования детьми-инвалидами и детьми, имеющими отклонения в развитии; соотношение нового социального заказа в области специального образования и готовности практики и дефектологической науки к его реализации.

Учитывая незавершенность предшествующего этапа развития отечественной системы специального образования, необходимо искать особый путь развития интегративных подходов, который «работал» бы на продвижение в области образовательной интеграции, развитие взаимодействия структур массового и специального образования, но при этом не приводил бы к свертыванию специальных образовательных учреждений, не блокировал бы развитие дифференцированной системы специального образования.

Результаты исследования легли в основу отечественной концепции интеграции в образовании и соответствующих ей вариативных моделей интеграции (Шматко Н.Д. и др.).

С целью конкретизации сделанного ранее общего прогноза о перспективах развития системы специального образования применительно к области обучения неслышащих проанализированы реалии сосуществования на современном этапе альтернативных подходов к обучению этой категории детей в странах Западной Европы и США. Описаны конкурирующие на современном этапе подходы, базирующиеся на существенно разных методологических, социо-культурных и философских основаниях. Показаны перспективы развития систем обучения неслышащих, ориентированных на философию унитарного и неунитарного общества, что имеет принципиальное значение для понимания перспектив развития отечественной системы специального образования глухих и системы в целом (Зайцева Г.Л.).

В контексте исследования особенностей и перспектив развития национальной системы специального образования был проведен теоретический анализ состояния и перспектив развития специальной педагогики чтения. На основе сравнительного анализа тенденций развития педагогики чтения массовой и специальных школ в последнее десятилетие, изучения психологических основ педагогики чтения применительно к разным типам специального обучения делается вывод о необходимости и перспективности построения развернутых психологических моделей-шкал онтогенеза читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии как основы для разработки обоснованных педагогических технологий, направленных на устранение возможных причин нарушений в читательском развитии на разных его этапах, включая самые ранние этапы читательского развития, изученные на примере слепоглухих детей (Гончарова Е.Л., Кабачек О.Л. и др.). Важнейшим результатом проведенных в данном тематическом разделе исследований является «Программа скоординированных мер для планомерного перехода отечественной системы специального образования на новый этап своего развития» (см. Приложение к настоящей статье).

Раздел «Ранняя коррекция нарушений и дошкольное воспитание детей с отклонениями в развитии» (руководитель: д.п.н. Е.А. Стребелева).

Большую роль в поиске эффективных решений проблем ранней (от 0 до 3 лет) педагогической коррекции развития детей с врожденными сенсорными нарушениями сыграли разработанные в Институте электрофизиологические и педагогические методы оценки степени и характера нарушений слухового и зрительного восприятия, методы сочетания раннего слухопротезирования или офтальмологической коррекции с системой специальных коррекционных занятий по развитию слухового или зрительного восприятия. Все это вместе взятое открыло путь к педагогическим экспериментам, результаты которых сегодня по-новому высвечивают традиционные для теории специальной психологии вопросы о соотношении общего и специфического в онтогенезе высших психических функций, об абсолютных и относительных границах сензитивных периодов, об условиях и ограничениях предотвращения вторичных нарушений в развитии высших психических функций и т.п.

В ходе исследований доказано, что особо значима ранняя коррекционная работа для глухих и слабослышащих детей, имеющих и другие нарушения развития (грубое нарушение зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и т.п.). Раньше эти дети, как правило, оказывались вне системы специального обучения. Раннее начало коррекционной работы позволяет многим из них обучаться в специальных учреждениях (Шматко Н.Д., Пелымская Т.В.).

В рамках исследований по ранней коррекции отклонений в развитии у детей с нарушениями слуха обобщены результаты многолетнего эксперимента, направленного на разработку оригинального подхода к формированию ритмико-интонационной стороны речи глухих и слабослышащих дошкольников, основанного на широком использовании речевой ритмики и позволяющего формировать даже у детей с тяжелой тугоухостью и глухотой внятную, членораздельную, естественную речь, которая может служить им надежным средством коммуникации со слышащими (Шматко Н.Д., Новикова О.А.). Результаты исследований, проведенных ИКП РАО совместно со Всероссийским научным центром аудиологии и слухопротезирования МЗ РФ, легли в основу создания единой системы раннего выявления и коррекции нарушенной слуховой функции у детей первых трех лет жизни, утвержденной Приказом Минздрава РФ (№ 108 от 29.03.96 г.).

Единая система раннего выявления детей с нарушенным слухом предусматривает:

Система раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может рассматриваться как модель организации системы раннего выявления и ранней коррекционной помощи для детей с различными нарушениями в развитии.

Ярким примером эффективности ранней коррекционной помощи может служить разработанная система работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития, воспитывающимися в условиях домов ребенка.

В контексте проектирования системы ранней психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии особое значение приобретает разработка инструментария для выявления отклонений в умственном развитии детей. Разработан и широко апробирован подход к выявлению отклонений в психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста, учитывающий возрастные психологические новообразования, уровень развития ведущей деятельности и уровень развития типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде (Стребелева Е.А.). Такой подход позволяет не только выявить отклонения в психическом развитии ребенка, но и определить пути ранней психолого-педагогической реабилитации. Разработанный диагностический инструментарий экспериментально апробирован и активно применяется уже сегодня специалистами ПМПК Вологодской, Московской, Пермской, Самарской, Челябинской, Ярославской и других регионов Российской Федерации.

Применительно к обучению детей с глубокими нарушениями слуха на основе ранее проведенных исследований по интенсификации учебно-воспитательного процесса и сокращению сроков обучения для получения глухими детьми основного образования, широкой апробации экспериментальных программ, разработан и издан комплект новых программ для школ I вида, в условиях сокращенных сроков обучения создана новая программа по трудовому обучению, предусматривающая получение неслышащими школьниками общетрудовой, первоначальной профессиональной подготовки. Разработана новая методика трудового обучения и даны рекомендации по примерному планированию уроков труда в школе неслышащих (Матвеев В.Ф.).

На основании исследований в области предметно-практического обучения неслышащих школьников разработано учебно-методическое пособие для специалистов и студентов дефектологических факультетов, в котором акцентируется внимание на наиболее сложных и менее разработанных вопросах методики предметно-практического обучения (Зыкова Т.С.).

На основе исследований по изучению условий развития речи учащихся с различными нарушениями слуха разрабатываются новые дидактические пособия, рабочие тетради по русскому языку для слабослышащих учащихся младшего школьного возраста (Коровин К.Г), сборники упражнений по разным разделам русского языка для неслышащих старшеклассников, которые также могут быть эффективно использованы в старших классах школ для детей с речевыми нарушениями и в обучении детей с задержкой психического развития (Зикеев А.Г.), методические рекомендации в области обучения языку глухих детей с дополнительными нарушениями, в частности, с задержкой психического развития (Зыкова Т.С.). Разработаны методические рекомендации по развитию творческого воображения в процессе изобразительной и художественно-трудовой деятельности глухих школьников (Рау М.Ю.); программно-методический комплекс по формированию у слабослышащих детей общелогических умений на уроках общеобразовательного цикла в начальных классах (Тигранова Л.И.).

Результаты исследований, направленных на развитие дифференцированной системы обучения слабослышащих детей, легли в основу нового комплекта программ для учащихся школ II вида, предусматривающих наряду с сокращением сроков обучения вариативное распределение учебного материала с учетом уровня речевого развития и познавательных возможностей слабослышащих школьников.

В исследованиях, связанных с воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью, разрабатывается новый подход к определению содержания обучения данной категории детей, на основе которого создан комплект новых учебных планов и программ для школ 8 вида (Бгажнокова И.М.).

Созданы методические рекомендации по организации и содержанию работы учебно-воспитательных комплексов для детей, обучающихся в логопедических классах. На основании проведенных исследований созданы методические рекомендации по предупреждению и устранению дислексии у младших школьников. Проведены исследования по функциональным нарушениям голоса и показаны педагогические пути их устранения и предупреждения; изучены особенности формирования просодических характеристик речи у детей с разной речевой патологией и разработаны рекомендации учителям-логопедам.

Показано, что система КРО, предусматривающая взаимодействие учителя, дефектолога, психолога, логопеда, оказывает комплексное воздействие на ребенка, обеспечивая его успешное обучение и коррекцию негативных тенденций развития, что открывает возможность перевода в систему общего образования 80% детей дошкольного возраста и до 60% детей младшего школьного возраста (Шевченко С.Г., Капустина Г.М., Тригер Р.Д., Фишман М.Н., Дробинская Н.О. и др.).

Раздел «Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии» (руководитель: к.п.н. Н.Д. Шматко) посвящен разработке одной из самых острых и дискуссионных проблем современного этапа развития отечественной системы специального образования. В рамках раздела в последние годы осуществляются работы, охватывающие вопросы интегрированного обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии: детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом.

Специальная психология и педагогика начала разработку интегративных подходов к обучению в 1976-81 гг., т.е. в тот период развития государства и общества, когда в стране проблема социальной и образовательной интеграции в контексте прав человека еще не поднималась. Исследователи подошли к интегративному обучению в логике развития научных исследований об использовании сензитивных периодов становления высших психических функций, предупреждения возникновения «социальных вывихов» и связанных с ними вторичных отклонений в развитии.

Развивая идеи Л. С. Выготского, российские исследователи-дефектологи выдвинули положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций. Начали разрабатываться и экспериментально апробироваться комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии и на этой основе как можно более ранней интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду (Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Хорош С.Л., Солнцева Л.И. и др.). Результаты экспериментальных лонгитюдных научных исследований в области раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии позволили исследователям обоснованно предлагать государству создать в стране систему раннего (с первых месяцев жизни) выявления и коррекции и за счет нее выйти на такой уровень психофизического развития аномального ребенка, который бы позволял ему максимально адекватно «влиться» в общеобразовательную среду уже на следующем этапе возрастного развития. Начатые два десятилетия назад исследования интенсивно продолжают сегодня в Институте Разенкова Ю.А. (раннее выявление и ранняя коррекция отклонений в развитии у детей-сирот с перинатальной энцефалопатией), Баенская Е.Р. (раннее выявление и ранняя коррекция отклонений в развитии у детей с РДА), Стребелева Е.А, ( раннее выявление и ранняя коррекция нарушений умственного развития), Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. (раннее выявление и ранняя коррекция отклонений в развитии у детей с нарушениями зрения).

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:

На основании разработанной концепции Институт провел исследования, направленные на разработку и экспериментальную апробацию различных вариативных моделей интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) в ряде массовых дошкольных и школьных учреждений Москвы и Московской области.

Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения эфективной целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка и возможности выбора полезной и возможной для него модели интеграции:

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Если модели полной и комбинированной интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то модели частичной и, особенно, временной интеграции целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такое объединение способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а для нормально развивающихся детей создает среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее людей с проблемами. Дети на учатся с ранних лет жить вместе с теми, кто испытывает особые трудности, учатся разделять их радости и осознавать необходимость помощи им в разрешении тех трудностей, которые у них самих не возникают.

Эта модель позволяет создать уникальные возможности для ранней интеграции значительного числа детей с нарушениями в развитии, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих отклонений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети неслышащих родителей, двуязычные дети, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.)

Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

К «внутренним» показателям относятся:

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение учителями массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения (Шматко Н.Д.).

С этой целью в рамках раздела в последние годы ведутся разработки методических рекомендаций для учителей массовых школ, частных методик, обеспечивающих необходимый коррекционный компонент интегрированного обучения детей с различными отклонениями в развитии. Так, разработаны и опубликованы методические рекомендации педагогам массовых дошкольных и школьных учреждений, в которые могут быть интегрированы дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (Шматко Н.Д., Гилевич И.М., Тигранова Л.И., Солнцева Л.И, Забара Е.А. и др.). Созданы первые программы подготовки педагогов массовых образовательных учреждений к обучению детей с отклонениями в развитии (Шматко Н.Д. и др.).

В разделе «Компьютерные технологии корекционного обучения и педагогической диагностики детей с особыми нуждами» (руководитель: к.п.н. О.И. Кукушкина), рассматриваются возможности и условия совершенствования системы специального образования за счет внедрения компьютерных технологий.

Оперативное решение столь масштабных задач позволило широкому кругу специалистов увидеть смысл в компьютеризации специального образования, оценить спектр новых возможностей ребенка и учителя, предоставляемых новыми технологиями. Однако в связи с распадом СССР, в 1992 г. Проект был приостановлен. В этой ситуации Институт выдвигает в качестве приоритетной задачи разработку концептуальных основ использования компьютерных технологий в специальном образовании.

В соответствии с предложенной философией использования компьютерных технологий в специальном образовании была разработана концепция создания специализированных полифункциональных компьютерных программ инструментального типа (Кукушкина О.И.), начата разработка отечественного программного обеспечения для детей с различнымитнарушениями в развитии.. Возможность реализации выдвинутых концептуальных идей была доказана в ходе прикладных исследований. Был создан первый в России специализированный программный продукт «Мир за твоим окном» для старших дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития (Королевская Т.К., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.). «Мир за твоим окном» в настоящее время используется в десятках специальных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных центров страны, а также десятках семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Разработан общий для разных категорий детей с нарушениями в развитии подход к обучению «текстовому редактору», предполагающий введение компьютерных технологий работы с текстом в контекст обучения родному языку на ранних этапах его освоения детьми школьного возраста, описана специальная методика обучения Текстовому редактору (Кукушкина О.И.). Исследованы специфические особенности реализации общей модели применительно к обучению детей с нарушениями слуха и детей с различными речевыми нарушениями. Доказана возможность обучения этих категорий младших школьников компьютерной технологии создания и редактирования текста в младшем школьном возрасте, и, таким образом, открыта возможность поиска новых, возможных только на базе компьютерных технологий, «обходных путей» развития письменной речи и коррекции ее недостатков у младших школьников.

Разработана методика и оригинальный набор заданий для обучения специалистов и студентов профильных факультетов педвузов компьютерным технологиям работы с текстом, помогающих им осваивать «текстовый редактор» как инструмент профессиональной деятельности (Кордун З.М.). Продолжены разработки новых, компьютерно опосредованных педагогических технологий выявления и устранения дисбаланса между развитием и обучением в разных содержательных областях обучения, подготовлена серия компьютерных программ «Математика для тех, кому трудно» ( Больших И.В.). В контексте разработки теоретических и практических аспектов внедрения компьютерных технологий в специальное образование разработаны и обоснованы принципы компьютерной поддержки целенаправленного социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста в условиях специального обучения. Предложено использование компьютерных интерактивных моделей для введения в обучение ребенка младшего школьного возраста таких новых объектов познавательной деятельности как настроение, связь событий и настроений, изменение настроения, характер настроения, шкала настроений и ее связь с событийными рядами. За счет компьютерных моделей ребенку обеспечивается деятельность моделирования, прогнозирования, которую чрезвычайно трудно осуществлять в данной содержательной области другими средствами (Кукушкина О.И.).

В целях разработки научно-методических и теоретических основ государственной системы помощи детям со сложной структурой дефекта, которая станет важнейшей частью системы специального образования на новом этапе ее развития, рассматривались проблемы обучения и воспитания детей с различными вариантами комплексных нарушений. В экспериментальных исследованиях принимали участие неслышащие и слабослышащие дошкольники со сложным нарушением, неслышащие учащиеся подготовительных и начальных классов с задержкой психического развития и нарушенным зрением, последствиями ДЦП, неслышащие подростки с прогрессирующим нарушением зрения, люди с тяжелыми последствиями раннего детского аутизма, глубоко умственно отсталые дети с сенсорными и двигательными нарушениями

На основании исследований, направленных на клиническое и психолого-педагогическое изучение разных групп детей со сложным нарушением удалось уточнить особенности развития этих детей и описать условия повышения эффективности их обучения. Показан сложный характер нарушений у детей, которых принято считать только глубоко умственно отсталыми и выделены проблемы для их дальнейшего клинического и психолого-педагогического изучения. В результате исследования разработан и экспериментально проверен ряд вариативных организационных форм образования для детей со сложными аномалиями развития (Александрова Н.А.).

Изучено положение детей с умственной отсталостью в школе для неслышащих и в школе для незрячих и слабовидящих, а также возможности воспитания детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми последствиями раннего детского аутизма в семьях (Александрова Н.А., Копыл О.Л., Либлинг М.М., Веденина М.Ю.). На основе обобщения опыта практической работы и экспериментальных исследований разработаны методические приемы формирования навыков общения у умственно отсталых слепых подростков в условиях специального обучения, рекомендации для родителей, воспитывающих глубоко умственно отсталых детей и глухих детей с множественными нарушениями.

Разработаны и описаны формы психолого-педагогической помощи в социально-бытовой адаптации людей с тяжелыми последствиями раннего детского аутизма (РДА) в условиях семьи. Проанализированы условия и доказана возможность продвижения в социально-бытовой адаптации глубоко аутичных детей, подростков и взрослых традиционно признаваемых необучаемыми. Показано, что интенсивный поведенческий тренинг является эффективным лишь в сочетании со смысловой организацией жизни аутичного человека (Веденина М.Ю.).

Осуществлена попытка экспериментальной реализации начальных этапов программы целенаправленного формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха в группе для детей со сложной структурой нарушений (глухота, нарушения зрения, последствия ДЦП). Доказана эффективность переноса подхода, первоначально разработанного для слепоглухих детей, на обучение глухих учащихся начальных классов с разнообразными дополнительными нарушениями, установлена необходимость и методические пути амплификации самых первых этапов формирования читательской деятельности у данной категории детей (Гончарова Е.Л., Пташник Е.В.).

Начата разработка комплексного подхода к клинико-психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с множественными врожденными нарушениями развития. Доказана необходимость углубленной психотерапевтической работы с такими семьями, показаны основные проблемы в её организации (Александрова Н.А., Копыл О.Л.).

На основе проведенных исследований разработан ряд методических рекомендаций: по развитию социально-бытовых навыков у людей с тяжелыми формами аутизма в условиях семьи; по воспитанию неслышащих подростков с нарушенным зрением в школе для неслышащих; по развитию средств общения у дошкольников со сложными сенсорными нарушениями. Описаны методические подходы к дифференцированному обучению словесной речи неслышащих младших школьников с задержкой психического развития. Предложено новое содержание первых занятий по развитию речи для неслышащих дошкольников с нарушенным зрением и другими дополнительными нарушениями, не справляющихся с традиционными программами обучения неслышащих детей. Представлены образцы и методические приемы создания первых книг для чтения младших неслышащих школьников с дополнительными нарушениями.

Раздел «Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями» (руководитель: к.психол.н. О.С. Никольская, к.психол.н. Е.Л. Гончарова, к.пед.н. О.И. Кукушкина) объединяет исследования, направленные на разработку проблемы единства аффекта и интеллекта на теоретическом, экспериментальном и методическом уровнях, по отношению к разным категориям детей, нуждающихся в реабилитации средствами образования.

Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, новой законодательной базы растет осознание того факта, что сложившаяся система специального образования, характеризующаяся явным креном в сторону формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков, не обеспечивает и не может обеспечить целенаправленного личностного развития детей и их подготовки к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихся условиях. Становится все более и более очевидной необходимость переосмысления соотношения образовательных достижений ребенка и достижений в области жизненной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социально-эмоционального развития, развития самосознания и самопознания, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме и его подготовки к реальной жизни.

Именно поэтому в последние годы закономерно растет доля разработок Института по проблемам формирования культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентации, сознательной регуляции поведения, социальной и трудовой адаптации, социально-эмоционального развития и других содержательных аспектов проблемы «воспитания».

Впервые обобщены результаты разработок, направленных на проектирование общей модели нового раздела содержания специального образования, поддерживающего развитие самосознания и самопознания у детей с различными отклонениями в развитии. Раздел обучения с условным названием «Внутренний мир человека» рассматривается при этом как смыслообразующая парадигма проектирования нового содержания специального образования в целом.

Представлены цели, задачи, тематические блоки раздела, последовательность этапов обучения, исходный базовый уровень развития ребенка, необходимый для освоения данного раздела (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.). Особое внимание уделено разработке средств, обеспечивающих возможность презентации ребенку недоступных непосредствнному восприятию явлений внутренней эмоциональной жизни человека, их развернутого знакового опосредования, моделирования и прогнозирования в этой области (Кукушкина О.И.).

Предприняты первые попытки экспериментальной апробации программы и методического сопровождения пропедевтического этапа обучения в детском доме для слепоглухих детей г. Сергиева Посада (директор Федоров А.А.), в специальной школе для детей с задержкой психического развития г. Новоуральска (директор Воробьев И.К.), в школе для детей с нарушениями слуха г. Нижневартовска (директор Полишко В.А.). Разрабатывается и апробируется исследовательский инструментарий для изучения содержания личного жизненного опыта и представлений детей с нарушениями слуха, речи, интеллекта о явлениях внутреннего мира человека в школе-клинике для детей с нарушениями слуха и речи ИКП РАО (директор Тугова Н.А.), в школе-лаборатории № 196 г. Москвы (директор Барышникова Н.А.).

Раздел «Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей» (руководители: д.психол.н. Л.П. Григорьева,; до 1997 г. академик РАО, доктор психол. наук, профессор В.И. Лубовский,; с 1997 г. к.психол.н. Е.Л. Гончарова) объединяет исследования, направленные на разработку теоретических основ и методического инструментария для комплексной медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития детей разных категорий.

В сфере медико-социальной реабилитации детей, нуждающихся в особой помощи, проблема разработки научных основ коррекционной педагогики чрезвычайно актуальна и занимает особое место. Компенсация отклонений в развитии и социальная адаптация детей с особыми нуждами возможна только на основе научно-верифицированных систем коррекционного обучения. Создание таких систем базируется на знаниях психологических закономерностей и нейро-психофизиологических механизмов психического развития ребенка.

Анализ результатов исследования детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и речи выявил общую закономерность изменений развития, т.е. было установлено отрицательное влияние патологических факторов и сенсорно-перцептивной депривации на формирование морфофункциональной организации мозга как единой системы.

Воздействие различных патологических факторов на ЦНС, вызывающее нарушения интеллекта и речи, в первую очередь оказывает отрицательное влияние на развитие активирующей и регулирующей систем мозга, что значительно снижает эффективность функционирования анализирующей системы. У детей с ОНР выявлено также нарушение формирования функциональной специализации полушарий мозга.

Кроме того, используются методы анализа слуховых и зрительных вызванных потенциалов, позволяющие оценить морфофункциональное состояние слухового и зрительного анализатора (Алиева З.С.). Методы не имеют возрастных ограничений, широко применяются в ранней и дифференциальной диагностике зрения и слуха; позволяют разграничить функциональные и органические поражения как в зрительной, так и в слуховой системах. Метод анализа длиннолатентных слуховых ВП в сопоставлении с поведенческими реакциями позволяет объективно определить пороги слуховой чувствительности, реактивности слухового анализатора, степень депривации, эффективность слухопротезирования и аудиологопедагогической работы с детьми. Метод анализа зрительных ВП позволяет установить уровень поражения зрительной системы, проследить за восстановлением зрительных функций в процессе лечения.

Результаты фундаментальных нейро-психофизиологических исследований явились основанием для создания комплексной модели компенсации нарушений когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (Григорьева Л.П.). В самом общем виде эта модель может быть описана следующим образом. Она включает медикаментозные, психофизиологические и психологические факторы, воздействующие на пластические свойства нейронов и нейронных сетей высших корковых центров. Психофизиологическая стимуляция сенсорных процессов направлена на специфическую активацию нейронных сетей анализаторов, что может уменьшать депривационный эффект в ЦНС и приводить к частичному улучшению сенсорной основы когнитивных функций. Формирование познавательных потребностей и мотивации мобилизует генетико-биохимические механизмы, связанные с активирующей системой мозга. Развитие перцептивно-когнитивных операций на наглядном (зрительном) материале способствует формированию функциональных взаимодействий проекционных и ассоциативных корковых областей, т.е. совершенствованию анализирующей и интегрирующей систем мозга и, следовательно, развитию мнемических и мыслительных процессов. Развитие функций речи в процессе перцептивного обучения связано с формированием регулирующей системы мозга и служит основой для создания семантической сети, наполненной сенсорным содержанием.

Результаты контрольных исследований, проведенных перед началом и после окончания перцептивного обучения, выявили существенное увеличение вероятности правильного опознания сенсорных признаков объектов. Наряду с этим в ходе перцептивного обучения формировались когнитивные операции, входящие в сложную систему зрительного восприятия: анализ-синтез признаков объекта и принятие решения о нем, формирование эталонного образа как зрительного обобщения, соотнесения новых образов с эталонами памяти.

Начато изучение особенностей перцептивного-когнитивного развития недоношенных младенцев. В большинстве случаев (67 %) выявлена зависимость уровня их развития от степени недоношенности и от тяжести перинатальной патологии ЦНС. Установлено, что отставание в перцептивно-когнитивном развитии относительно скорректированного возраста ребенка является неблагоприятным прогнастическим признаком (Бернадская М.Э.).

В ходе обобщения результатов многолетнего изучения детей с трудностями в обучении выделены критерии диагностики у них церебральной астении. Показано, как использование синдромального подхода при анализе результатов комплексного диагностического обследования неуспевающих школьников помогает осуществлять интеграцию клинических, психологических и педагогических данных (Дробинская А.О.).

Предпринята попытка дифференциации сходных форм речевой недостаточности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сгруппированы и описаны так называемые параллельные симптомы, являющиеся индикаторами определенных патологических состояний при дифференциации алалии и корковой дизартрии, сложной дислалии и нерезко выраженной дизартрии, ринолалии и др. Разработаны рекомендации к процедуре логопедического обследования, описаны способы интерпретации его результатов и постановки соответствующих этим результатам коррекционных задач (Чиркина Г.В.).

В ходе изучения ранних этапов онтогенеза читательской деятельности детей с различными отклонениями в развитии разработан и впервые представлен диагностический инструментарий для оценки готовности детей к решению собственно «читательских задач» (на идентификацию героя текста с тем или иным действующим лицом, на прослеживание действий героя и определение их результатов, на восстановление временного и пространственного контекста действий героя). В предлагаемом комплекте методик реализована идея контролируемого усложнения выделенных «читательских задач» при минимизации трудностей в понимании прочитанного, обусловленных бедностью словаря, недостаточной сформированностью грамматического строя речи и ограниченностью представлений об окружающей действительности (Гончарова Е.Л.).

Проведенные теоретические исследования являются основой для проведения прикладных исследований, обеспечивающих переход на качественно новый, более высокий уровень диагностики и коррекции отклонений в эмоциональном развитии у разных категорий детей разных возрастов.

Раздел «Создание системы непрерывного образования для преподавателей дефектологических факультетов» (руководитель: к.психол.н. И.М. Бгажнокова) объединяет исследователей, решающих задачу трансформации результатов ранее выполненных научных исследований в содержание новых базовых и прикладных курсов по специальной психологии и педагогике для системы высшей школы.

С целью совершенствования методов подготовки и переподготовки специалистов предпринята попытка изменения соотношения между пассивными и активными формами обучения. На основе обобщения и систематизации опыта проведения тренингов, дискуссий, игрового моделирования проблемных ситуаций в профессиональной деятельности дефектолога разработаны фрагменты рабочих тетрадей для студентов к курсам: «Раннее выявление и ранняя коррекция нарушений в умственном развитии» (Стребелева Е.А.), «Введение в психологию читательского развития детей с особыми образовательными нуждами» (Гончарова Е.Л.), «Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма» (Никольская О.С.), «Введение в специальную психологию и педагогику на примере обучения слепоглухих» (Басилова Т.А.), «Специальная методика обучения математике детей с нарушениями слуха, речи» (Кукушкина О.И., Больших И.В.), в которых представлены задания для индивидуальной самостоятельной и коллективной работы студентов.

В форме лекций, глав в учебные пособия, фрагментов видеофильмов представлены новейшие данные по нейрофизиологии, объясняющие трудности обучения различных групп детей; сведения методического характера, дополняющие теоретический курс по педагогике глубоко умственно отсталых детей; характеристики разнообразных технических средств, необходимых для организации педагогического процесса для детей с недостатками слуха; видеосюжеты, иллюстрирующие специфику и динамику применения психологических методов коррекции развития аутичного ребенка; видеопособие, иллюстрирующее методики применения специализированных компьютерных программ в различных содержательных областях коррекционного обучения разных категорий детей. Разработан практикум для студентов дефектологических факультетов по психологии детей с нарушениями интеллекта.

Приложение

Проект программы мер по обеспечению условий для стабильного функционирования действующей системы специального образования и ее планомерного перехода на качественно новый этап развития

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *