иллюзорное состояние что такое
Значение слова «иллюзорный»
[От лат. illusorius — обманчивый]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
иллюзо́рный
1. книжн. порожденный иллюзией; призрачный, не основанный на реальности ◆ Если всё прошлое и настоящее детерминировано, а будущее предетерминировано, то свобода есть субъективное психологическое состояние, вполне иллюзорное, только всего. С. Н. Булгаков, «Основные проблемы теории прогресса», 1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Большая часть политической и общественной жизни современного человечества не есть реальная онтологическая жизнь, это фиктивная, иллюзорная жизнь. Н. А. Бердяев, «Демократия, социализм и теократия», 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Содержание иллюзорных восприятий обыкновенно легко меняется и не является стойким, но вообще наклонность к такого рода восприятиям, поскольку она обусловлена моментами, стоящими в связи с существом болезни, может в течение определенного периода держаться очень прочно. В. А. Гиляровский, «Психиатрия», 1935 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: геркулесовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Иллюзорность (Иллюзия) Иллюзорный
Жадность рождает иллюзию. …Человек должен понять, что
каждую секунду на его сознание наваливается иллюзия.
Когда-нибудь всё будет хорошо, — говорит надежда. Всё хорошо сейчас, — говорит иллюзия.
Паскаль Брюкнер. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье
Иллюзии — блаженство тех, кто предпочетает правде фантазию.
Хулио Кортасар. Книга Мануэля
Иллюзорность (Иллюзия) как качество личности – склонность к искаженному восприятию окружающего мира, основанном на обмане чувств, принятии кажущегося, существующего лишь в воображении, за действительное.
Ученик спросил Учителя: — Как достичь Жизни Вечной? — Наша жизнь и есть Жизнь Вечная. Пребывай в настоящем. — Но разве я сейчас не в настоящем? — Нет. — Почему нет? — Потому что ты не освободился от прошлого. — Зачем же мне отказываться от прошлого? Там не все так плохо. — Прошлое нужно отбросить не потому, что оно плохое, а потому, что оно мертвое!
Иллюзорность принимает за истину то, что истиной не является. Иллюзорность восприятия мира, став качеством личности, превращается в одного из самых её одиозных и коварных врагов. Иллюзия – дочь жадности. «Мамочка» привыкла считать, что счастье всегда находится в будущем. Нужно немножко потерпеть, повкалывать на трех работах, заработать как можно больше денег и будет счастье. Вот куплю машину и буду доволен, как слон. Купил машину, но через неделю счастья не чувствуется. Привык. Вот куплю дом и тогда точно буду счастлив. Но и дом не приносит счастья, ибо пока день и ночь работал, расстроились отношения с женой и детьми. Ладно, надо купить яхту, и счастье надежно войдет в дом. Но и эти мысли оказались иллюзией. Конечно, уже накопилась усталость от бесконечной гонки за материальными благами, но ничего – выйду на пенсию и отдохну. И тут умер. А когда умирал, думал с удивлением и разочарованием: «Ради чего я пахал, как папа Карло? С собой ничего не заберешь. Близких людей не завел. Вокруг только жадные наследники, которых я едва знаю. Выходит, вся жизнь моя была иллюзией».
Жадность, рождая иллюзии будущего счастья от обладания каким-либо объектом, пожирает личность. Человек, как правило, не замечает, как его сознание затуманивается иллюзорными представлениями, а сам он превращается в раба своих ненасытных чувств и хаотичного ума. Иллюзорность вкрадчивой походкой заходит в сознание и затем, как пантера, наносит разящие удары в разум, эго и сердце.
Человек становится целостной личностью, когда он озабочен гармоничным удовлетворением физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей. Если он думает только о еде, сне, сексе и жилье, он ничем не отличается от животного. На этом пути он обязательно будет совершать ошибки, делать какие-то глупости. В итоге он будет обречен на разочарование, уныние и опустошенность. Жизнь пройдет мимо, как и положено иллюзии. Люди, зацикленные на получении материальных благ, чувственных удовольствий, не понимают, что человеческое тело им дано для саморазвития, а не только для еды и секса. Они живут в иллюзии, подпитываемой жадностью, что только количество и качество материальных благ сделают их счастливыми. Вот поэтому они вместо того, чтобы «калымить на Гондурасе» — «гондурасят на Колыме». Это самое распространенное проявление иллюзорности человеческого сознания. Иллюзия как враг превращает личность в бездумного раба материальных благ.
На беду человека иллюзия жизни, порожденная завистью, еще не самое страшное зло. Доктор О.Г. Торсунов пишет: «Есть еще более могущественное проявление иллюзии. Оно заключается в том, что человек искренне считает, что он тело. Он совершенно не понимает свою духовную природу, не понимает, что он – душа, что его поступки, которые он совершает каждый день откладываются на его будущие жизни. Душа означает то же самое, я той же самой личностью рожусь в следующем теле, я тот же самый, ничего не изменится, кроме тела. В другом теле душа чувствует себя тем же самым. Там, конечно, все по-другому, ум немножко по-другому работает. Но даже в этом теле иногда он туповат, ничего не соображает, а иногда хорошо думает. … Второе проявление иллюзии очень сильно сидит в нашем сознании. Оно заключается в том, что мы не понимаем, что каждую секунду, каждый наш поступок формирует нашу будущую жизнь».
Человек, находясь в иллюзии, ошибочно полагает, что страдания в его жизнь приходят, как следствие внешних причин – плохая работа, никудышная жена, болезни. То есть, человек не видит, что причиной всех его бед является он сам. Ученые провели любопытный эксперимент. Фотографировали человека в момент его общения с незнакомыми людьми. Лицо каждый раз менялось – то был мягкий взгляд, то очень кроткий, то строгий, то с отвращением, то со злобой, то спокойный, то безразличный, то холодный, то теплый. Оказывается, внутри каждого человека есть действующая на окружающих сила, которая вынуждает их в момент зрительного контакта с нами, принимать то психическое состояние, которое нам полагается по судьбе. Например, если человеку сегодня по судьбе причитается радость, люди будут реагировать на него радостными эмоциями. Если он натворил много зла, и пришло время расчета, люди будут злобно на него реагировать.
Иллюзия состоит в том, что человек убежден в своей невиновности: «Люди на меня злятся, а зря. Я здесь ни сбоку припеку. Я не виноват, что у всех плохое настроение». Он не видит в себе силы, заставляющей так странно, с его точки зрения, выражать к нему такое «несправедливое» отношение. Однако закон справедливости действует безотказно. Всё, что происходит в нашей жизни, есть результат взаимодействия сил, которые идут изнутри нас на внешний мир, и взаимодействие также внешних сил. Даже несчастные случаи происходят в результате взаимодействия внешних и внутренних сил. О.Г. Торсунов утверждает: «Нашей внутренней силой является ум, который обладает огромной, могущественной силой. Мы можем понять эту силу только лишь частично. Все наши прошлые поступки зафиксированы внутри нас. И они действуют с огромной силой на окружающих людей. Один человек говорит, мне постоянно кажется, что меня все ненавидят, хотя я всех люблю, отношусь ко всем хорошо. Это означает прошлая карма. У одного человека, который даже злится сильно, всем кажется, что он по-доброму относится, значит, что он в прошлой жизни совершал благочестивых поступков очень много. И поэтому тонкое тело ума у него настроено очень мягко, хорошо. Если человек даже добрый, ведет себя хорошо, но все злятся вокруг, значит, было много плохих поступков в прошлой жизни совершено. Понимаете? Иллюзия заключается в том, что нам кажется, что эти люди действительно виноваты в том, что они ко мне так относятся плохо. Если пришла плохая судьба, допустим, на нас, мы стоим рядом с окружающими людьми, и им тяжело очень с нами рядом стоять и очень больно, естественно, что ум начинает закручивать и находит какую-то причину. Человек, так как ему больно, он находит какую-то причину, ему надо найти крайнего. И он начинает злиться и выражает свою злость, недовольство тем человеком, который рядом с ним стоит, хотя он ничего плохого не желал. Он думает хорошо обо всех, но изнутри из него идет сила, которая заставляет всех злиться».
Иллюзорность восприятия мира, с одной стороны, вызывает страдания, а, с другой, — помогает человеку вынести страдания суровой жизни. Эрих Фромм в книге «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом» пишет: «… человек живет иллюзиями, потому что эти иллюзии помогают ему вынести страдания реальной жизни. Если он сможет понять, что такое иллюзии, для чего они существуют, т. е. если он сможет очнуться от своего полусонного состояния, тогда он может прийти в чувство, осознать присущие ему силы и власть и изменить реальность таким образом, что иллюзии ему больше не будут нужны».
От иллюзии можно избавиться только общением с людьми, которые видят за ней ложь и обман. Иллюзии вызывают у человека страх что-то потерять. Когда он освобождается от убеждения, что всё «это моё», страдания, вызванные иллюзией, уходят. С позиций Бога человеку ничего не принадлежит – ни тело, ни имущество, ни деньги, которые мы держим в банке или натуральной банке. Однако иллюзия заставляет нас думать иначе. Мы считаем всё это своим, а когда неизбежно приходится с этим расставаться – страдаем. Чтобы не страдать, нужно избавиться от иллюзий. В иллюзии человек испытывает страх, который и служит основным источником страданий.
Иллюзорное сознание. Часть 1
Иллюзорное сознание.
Краткий популярный очерк.
Одной из важнейших причин живучести множественных идеологических построений является смысловая и лингвистическая гибкость языка. Талантливый писатель всегда сумеет выстроить цепочку логических рассуждений, с необходимостью доказывающих практически любую идею, даже абсурдную. И только образованный человек, хорошо знающий формальную логику, способен указать на нелогичность этих абсурдных идей.
Восприятие же простого человека всегда отзывчиво на описание значимых для него идей, всегда находит согласие с ними. Даже если это идеи, не имеющие к науке никакого отношения. Именно на этом и построены всевозможные психологические практики, от гипноза до нейролингвистического программирования.
Когда человеку говорят о добре (а вокруг море зла), о красоте (а вокруг сплошное уродство), о любви (а вокруг одна ненависть) и т.п., он не просто прислушивается и проникается этими понятиями, но готов верить в любые убеждающие его идеи о возможности достижения этих добра, красоты и любви. Это одно из свойств человеческого мозга, постоянно ищущего эти качества в окружающем мире.
Так формируется иллюзорное сознание, содержание которого отражает не объективную реальность, а иллюзию об этой реальности, искажённое представление об окружающей действительности. А люди, специально занимающиеся формированием этой иллюзорной реальности, делают это как раз с использованием смысловой и лингвистической гибкости языка.
Но главным пороком иллюзорного сознания является его несоответствие объективной реальности, в которой существует индивидуум. Такое иллюзорное сознание можно условно назвать «кажущимся». Человеку «кажется», что явление, о котором он размышляет, есть такое-то и, такое-то, то есть, обладает «кажущимися» человеку свойствами. А на самом деле, реальные, объективные свойства этого явления совершенно иные, полностью не соответствующие «кажущимся» свойствам.
Так, например, люди долгое время считали, что Земля плоская и держится на неких гигантских слонах. Или очень долгое время считалось, что Солнце вращается вокруг Земли. Сегодня эти «кажущиеся» ранее явления познаны людьми. Объективная реальность, познанная в процессе развития человечества, оказалась иной.
Следовательно, практика, высшим выражением которой является наука, всё, в конечном счёте, расставляет на свои места. Практика является критерием истины. Подтверждённые практикой явления, только и способны избавлять человека от иллюзорности его сознания.
Иллюзорность сознания, таким образом, покоится на человеческом неведении относительно познаваемых явлений. И если человек невежественен, не образован, не обладает необходимыми знаниями, ему всегда легко внушить ложные представления об окружающей действительности.
Именно на этом и покоится вся мошенническая деятельность, так развернувшаяся со времени прихода либерально-буржуазной свободы. Доверие и честность бывших советских людей мгновенно стали использовать мошенники и жулики всех мастей, имеющие ловко скрывать свои истинные намерения. Слова о том, что «за 300% прибыли бизнес способен уничтожить мать родную», стали реальностью.
По сути дела, вся история человечества есть поиск истины, есть познание окружающей действительности и приведение своего сознания в соответствие с этой познанной объективной реальностью.
Человечество постоянно расстаётся со своими иллюзиями, постоянно «натыкается» на новое непознанное и опять стремится его познать. И так до бесконечности, ибо процесс познания не может быть завершён. Он имманентно присущ человечеству, является его важнейшим качеством.
Но отказ от иллюзорного сознания очень непрост и тяжел. Особенно, если за соответствующими идеями стоят материальные интересы и существуют люди, материально заинтересованные в этих иллюзорных идеях. Это прежде всего касается всевозможных религиозных идей.
Исторически так сложилось, что иллюзорное сознание стало формироваться в форме религиозного мировоззрения. Людям были непонятны многие природные, прежде всего, явления, и они стали приписывать их существование неким сверхъестественным существам.
Стали постепенно возникать определённые группы людей, объявивших себя способными эти явления объяснять. Так появляются первые служители религиозных культов, посвящавших себя не тяжёлому физическому труду, который был основой существования древних людей, а организации религиозных обрядов, всевозможных молений и т.п.
Так возникли священнослужители. Которые, в конечном счёте, сформировали соответствующие церковные образования.
Возникновение различных религий, таким образом, есть историко-логическая закономерность, основанная на иллюзорном, фантастическом представлении людей об окружающем мире.
Основным признаком религиозности является вера в реальное существование сверхъестественного, в явления, которые не имеют никакого объективного содержания.
Все эти боги, черти, дьяволы, ангелы и т.п. существа не имеют никакого отношения к объективной реальности. Но являются важнейшими понятиями для совершения соответствующих религиозных культов.
Культовая деятельность на протяжении многих веков способствовала формированию целого слоя служителей культа. В разных религиях названия этих людей могут быть разными. Но всегда их функцией объявляется ведение культовых действий и связь с богом.
То есть, эти люди объявляют себя единственно способными соотноситься напрямую с соответствующими богами и совершать божественные ритуалы, таинства, служения. Главным источником их материального благополучия являются денежные средства верующих, жертвующих «на Храм», покупающих церковную утварь, выпускаемые церковью книги и т.п.
А так как, церковь, например, в России освобождена от уплаты налогов, то прибыль исчисляется миллиардами рублей. Тем более, что сегодня церковь абсолютно не соблюдает свои же заповеди (на запрет торговли в храмах) и торгует всем, чем только можно. Золотыми и серебряными предметами под видом церковной утвари, дорогими иконами, свечками, и т.п. Церковный бизнес весьма обширен и прибылен.
Количество этих людей всегда зависело от состояния религиозности в той или иной стране. Но пока существует хоть какое-то количество верующих, готовых жертвовать этим людям денежные средства, до тех пор они будут существовать.
Но именно это является одной из важнейших причин, почему общество так тяжело расстаётся с иллюзорным сознанием. Его постоянно «подпитывают» в процессе религиозного обучения, печатания соответствующих религиозных книг, создания соответствующих религиозных радио и теле передач. Служители культа очень заботятся о своём материальном благополучии.
При социализме, в 20 веке, церковь была лишена таких информационных возможностей и количество верующих сокращалось быстрыми темпами. Общество «излечивалось» от иллюзорного сознания.
Сегодня ситуация обострилась, ибо капитализм придал религиям «второе дыхание». Церковь, как общественная организация, приобрела важное политическое значение. Выражаемое в реальной деятельности по поддержке буржуазной власти. Ведь, практически все верующие это ещё и избиратели. Так что симбиоз церкви и государства при капитализме — это всерьёз и надолго.
Во второй части этого очерка – о современных религиозных философско-политических представлениях.
Фокусы мозга. Как жить дальше, если сознание — всего лишь иллюзия
Что такое иллюзионизм
Название этого философского направления не случайно созвучно со словом «иллюзионист», которое мы употребляем в значении «фокусник». Философ и писатель Кит Франкиш, автор книги Illusionism as a Theory of Consciousness и кандидат философских наук Шеффилдского университета в Великобритании, объясняет концепцию иллюзионизма как раз через фокусы.
Представьте: вы видите на сцене, как фокусник осуществляет телекинез — то есть, передвигает предметы «силой мысли». Вы можете предложить несколько объяснений этому явлению. Первое — что оно реально, вполне объяснимо с точки зрения науки, просто мы пока не открыли те законы физики, которые могли бы дать этому рациональное обоснование. Второе — что трюк осуществляется с помощью вполне изученных физических явлений, таких как электромагнетизм. В этом случае событие все еще реально. Наконец, есть третий вариант: решить, что это все иллюзия и никакого телекинеза не происходит — а затем попытаться объяснить, как фокуснику удалось так обмануть ваш мозг.
Так вот, первые две интерпретации соответствуют концепции реализма, а последняя — философской концепции иллюзионизма. Иллюзионизм отрицает реальность, объективность какого-либо явления — и фокусируется на том, как возникает восприятие его как настоящего, существующего в этом мире.
Сознание = иллюзия
Колонка, которую Кит Франкиш опубликовал в журнале о культуре и философии Aeon, начинается с уже набившей оскомину отсылки к фильму «Матрица». Красная или синяя таблетка, Нео? Приятная иллюзия или жестокая правда о реальности, которая на самом деле вовсе не реальна? Франкиш предлагает своим читателям другую «таблетку», посягающую на нечто еще более святое, чем существование нашего мира: реальность человеческого сознания.
Объясняет он это вновь на простом примере. Вот есть красное яблоко, которое лежит перед вами на столе. Вы видите яблоко, потому что свет, отраженный от поверхности фрукта, попадает на светочувствительные клетки сетчатки. Дальше они отправляют «транш» электрохимических импульсов по оптическому нерву в мозг, и вуаля — вы осознаете образ красного яблока. Но осознаете ли вы его на самом деле?
Вот в этом месте и начинается разговор об иллюзии сознания. Яблоко реально (в отличие от ложки, которой «нет» в «Матрице»), и с тем, что мы его видим, никто не спорит. Но наше восприятие этого яблока, как и все ощущения, связанные с ним — воспоминания, желания, ассоциации — не добавляют никакой информации в физический мир. Эмоции и ощущения не состоят из атомов, они эфемерны — а значит, как они могут иметь хоть какое-то влияние на что угодно, даже на наши собственные мысли и поступки?
Зачем нужны иллюзии
Кит Франкиш считает, что природа создала для нас иллюзию сознания в процессе эволюции по какой-то веской причине — значит, зачем-то эта иллюзия нужна. Даже если она не несет никакого дополнительного физического смысла.
А вот Юваль Ной Харари в своей книги Homo Deus высказывает еще более радикальную идею. Он предполагает, что сознание как восприятие собственного «я», все наши ощущения и эмоции — это лишь «побочный эффект» эволюции нашего сложного мозга. В таком случае сознание — штука не более полезная, чем зубы мудрости и мужские соски.
В своих рассуждениях Харари заходит так далеко, что даже создатели «Матрицы» бы позавидовали. Он доводит идею с наличием сознания до абсурда: единственным доказательством его существования, говорит Харари, является собственный опыт человека. «Я мыслю, следовательно, существую». Но при этом вы, как сознательный человек, никак не сможете проверить, есть ли сознание у вашего партнера, коллеги, соседа и самого Харари. А вдруг единственный, у кого есть сознание — это вы, а остальные люди — бездушные роботы или аватары из виртуальной реальности?
Пойдем дальше: с чего вы взяли, что ваше сознание реально, и что вы действительно не в «Матрице»? Потому что, если предположить, что существуют миллионы воображаемых миров, то вероятность того, что именно вы находитесь в реальном, стремится к нулю. Поэтому с математической точки зрения вполне логично утверждать, что сознание — иллюзия, созданная с помощью виртуальной реальности, а вы — в «Матрице».
Если об этом слишком много думать, можно, кажется, сойти с ума. Поэтому вернемся все-таки к предпосылке, что мир реален. Но вот сознание — зачем оно нужно? И как появляется? Харари поясняет: ученым известно лишь, что ощущение своего «я», эмоции и чувства рождаются в результате взаимодействия массы электрических импульсов. Но, даже если бы мы не осознавали свои ощущения — например, страх, влечение, голод и так далее, — эти самые импульсы все равно заставляли бы нас искать еду, спариваться и всячески бороться за выживание.
Зачем тогда осознавать это все, и как следствие, испытывать страдания, рефлексировать, искать смысл жизни? Это ли не главный баг нашего высокоразвитого мозга?
Как жить?
С мыслью о том, что наше сознание а) иллюзорно и б) бесполезно, конечно, трудно смириться. Но есть и хорошие новости: пока это все-таки не абсолютно достоверная научная теория, а всего лишь одна из концепций сознания.
Кит Франкиш считает, что нужно доказать теорию иллюзионизма — собрать железные аргументы в пользу того, что все наши чувства, суждения и переживания иллюзорны. После того, как это произойдет, по его мнению, проблема существования сознания перестанет волновать людей.
Другой известный философ, профессор философии и содиректор Центра когнитивных исследований Университета Тафтса Дэниел Деннет, в своих рассуждениях согласен с Франкишем. Деннет написал книгу Concsiousness Explained, где он говорит: раз нет никакого качественного носителя чувственного восприятия (он называет его qualia), то мы все с точки зрения философии — «зомби». И тот, кто выглядит как человек и ведет себя как человек, им и является — не нужно никаких дополнительных характеристик типа сознания.
Эту идею, которая была высказана в начале 90-х, сегодня интересно рассмотреть в контексте роботизации. Если удастся воссоздать работу человеческого мозга у робота, значит ли это, что к роботу придется применять и человеческую этику? Ведь сознания, получается, не будет ни у тех, ни у других — и поэтому отношение к ним должно быть одинаковое.
Харари, кстати, тоже поднимает несколько этических вопросов. С одной стороны, говорит он, даже если идея (она же иллюзия) о собственном сознании есть только у человека, это не значит, что сознания нет у животных (с этим, кстати, согласен и известный исследователь мозга Дик Свааб). И если уж мы не можем удостовериться в наличии сознания у других людей, то что уж говорить о собачках и коровах! Значит ли это, что пора распускать фермы и переходить на веганство — на тот случай, если животные таки могут осознавать боль и страх?
Конечно, далеко не все ученые согласны с концепцией иллюзорности сознания. Многие нейробиологи сейчас пытаются разгадать тайну сознания — как раз для того, чтобы объяснить, как из массы электрических импульсов рождаются желания, мысли и чувства. И почему они — это нечто большее, чем просто сумма своих компонентов.
А пока можно применять концепцию иллюзии сознания в своей жизни, когда вы начинаете воспринимать все слишком всерьез — и эмоции кажутся невыносимыми. Возможно, тогда вас утешит такая мысль: все то, что делает с вами сознание — лишь набор электрических импульсов в мозге (но это не точно).