илон маск и космос в чем прикол
Что даёт запуск ракеты Илона Маска и почему весь мир ликует
В конце мая 2020 года впервые в истории человечества стартовал космический корабль, созданный частной компанией.
Кажется, что в этом событии нет ничего особенного, но это не так, теперь жизнь людей на планете может сильно измениться.
Как всё начиналось
Никто не поверит, что один из самых богатых и талантливых изобретателей родился и трудился в Южной Африке. В юности Илон подрабатывал сантехником, помогая своему отцу. В школе парень не сильно выделялся из толпы и был очень молчаливым. Одноклассники недолюбливали Илона за его всезнание, били его и однажды сломали нос.
Сегодня Илон Маск — это герой нашего времени, который сравним с Железным человеком (Тони Старком). Удивительно, но всё детство мальчик мечтал, что может полететь в космос, например, на Марс. И, кажется, его мечта скоро сбудется.
Красный автомобиль Илона Маска в космосе
В 2018 году компания Илона Маска запустила в космос красный автомобиль Tesla Roadster. По мнению учёных, авто должно было достичь Марса. Эта новость наделала много шума в СМИ, но потом о ней благополучно забыли. Автомобиль уже достиг заданной точки и даже возвращается домой, скорость авто на данный момент около 60 тыс км/ч. Автомобиль уже преодолел более 2 млрд километров и приблизится к Земле лишь в 2047 году. Но авто не планируют возвращать домой, как только оно подлетит, его вновь отправят в открытый космос.
Запуск первого частного корабля и что он даёт
Полёты космических шаттлов были прекращены на мысе Канаверал в 2011 году. Корабль Илона Маска преодолел запреты и в мае 2020 совершил удачный старт. На Dragon находилось два космонавта и это полноценная миссия со стыковкой с МКС.
Название корабля было дано самим предпринимателем, он уверен, что многие помнят композицию «Волшебный дракон», очень популярную в 60-е годы прошлого столетия. Это было сделано неслучайно, ведь многие учёные и изобретатели утверждали, что проект провальный.
Уникальность корабля в том, что он полностью построен усилиями частной компании, вплоть до разработки всех мельчайших деталей. Если раньше космические корабли были снабжены массой кнопок и механических переключателей, то сейчас команда Маска решила отдать предпочтение сенсорным панелям. Интересный факт, но управлять кораблём можно с Земли, а большую часть работ выполняет сама техника без участия человека.
Чтобы добавить интриги, Маск заказал специальные скафандры для своих астронавтов. Поэтому двое пилотов выглядели так, будто только что сошли с корабля из будущего. Помогал в разработке скафандров известный художник по костюмам Хосе Эрнандес.
Благодаря Илону Маску полёты в космос станут более доступными. Например, если ранее первые ступени ракет падали в океан и считались безвозвратно потерянными, то теперь всё иначе. Возвращение первой ступени происходит в автоматическом режиме на специальную платформу в Атлантическом океане. Это позволяет экономить на каждом полёте 35 млн долларов. Компания утверждает, что уже через пару лет человек сможет заказать поездку в космос за 500 тысяч долларов.
Илон Маск хочет предложить своим клиентам не только туристические поездки в космос к другим планетам. Он также желает колонизировать ближайшие планеты в Солнечной системе. А вместо самолётов он хочет предложить ракеты большой вместимости. Это сильно изменит современную гражданскую авиацию, ведь полёт из одной точки планеты в другую займёт всего пару минут.
Илон Маск действительно прилагает немало усилий, чтобы человечество стало «двухпланетным» видом. Например, в 2023 году уже запланирован первый туристический полёт вокруг Луны. Места в корабле будут отданы известным художникам, дизайнерам и скульпторам, а также японскому миллиардеру Юсаку Маэдзава. А ещё через пару лет начнётся колонизация Марса.
Маск впервые отправил людей на МКС. Что это значит для космонавтики и всех нас
Главная технологическая новость выходных — компания SpaceX впервые доставила людей на МКС. Коротко рассказываем, почему это настолько большое событие и как оно повлияет на космонавтику.
Что это за запуск, о котором все говорят
В воскресенье, 31 мая, частный космический корабль Crew Dragon с людьми на борту впервые пристыковался к МКС. Изначально запуск должен был состояться 27 мая, но его отложили из‑за погодных условий. Корабль стартовал накануне с космодрома во Флориде на Falcon 9, ракете компании SpaceX. На борту находились два американских астронавта — Роберт Бенкен и Дуглас Херли, отправка которых на МКС и была целью этого пробного запуска. Выйдя на орбиту, они назвали свой корабль Endeavour (с англ. — «Стремление») в честь шаттла, который был первым в их карьере и последним в программе NASA Space Shuttle.
Как запуск Dragon Crew изменит космонавтику
Корабль Boeing для пилотируемых полетов называется Starliner, его последний полет состоялся 20 декабря 2019 года. Тогда он успешно взлетел, но не смог выйти на запланированную орбиту. В NASA заявили, что корабль по ошибке использовал больше топлива, чем планировалось, поэтому от сближения с МКС было решено отказаться. Чтобы, как и SpaceX, провести пробный запуск с космонавтами на борту, Starliner придется повторить предыдущий полет.
Но не все было гладко и у SpaceX. Компания, как и Boeing, существенно отставала от графика: по планам NASA, их шаттлы должны были летать уже в 2017 году. Полет с космонавтами на борту планировали совершить в ноябре 2019 года, но снова отложили из‑за взрыва Dragon Crew во время испытаний. Тем не менее к тому моменту шаттл уже успели опробовать: он летал на МКС, но без пассажиров.
Axiom Space is actively seeking applications from engineers in all stages of their careers, working toward successful launch & integration of the first Axiom modules to @Space_Station in the middle of the decade.
На данный момент работа МКС продлена до 2024 года. После завершения работы миссии в NASA не исключают передачу станции в частные руки, однако пока только изучают возможность ее использования в инновационной и туристической сфере. Последнюю рассматривают и в SpaceX. Например, несколько месяцев назад компания совместно с Axiom Space, которая работает над созданием первых коммерческих модулей МКС для космических туристов, рассказала, что к концу 2021 года планирует отправить троих туристов на МКС в 10-дневное путешествие. Билет обойдется в 55 млн долларов, и, по словам Axiom, одно место уже было забронировано. «Этот полет станет еще одним шагом в сторону универсального доступа в космос», — уверен глава Axiom Майкл Суффредини.
Одна из главных особенностей Falcon 9, которая доставляет Dragon Crew, — возможность несколько раз использовать первую ступень ракеты и экономить на новых запусках. После завершения последнего полета первая ступень уже вернулась на Землю и приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. SpaceX полтора года тестировала возможность сажать ракеты на плавучие платформы — ей потребовалось шесть неудачных попыток, прежде чем ракета приземлилась и не взорвалась.
Кроме того, ракеты SpaceX в отличие от Boeing с нуля производят в Лос-Анджелесе, что позволяет сэкономить на цепочке поставок. За последние три года компания выпустила больше ракет, чем французская Arianespace, один из крупнейших производителей, занимающихся запуском космических аппаратов. Запуск Falcon 9, по мнению эксперта Фила Смита из Университета Северной Дакоты, обходится примерно в два раза дешевле, чем запуск ракеты Ariane 5 от Arianespace.
В итоге SpaceX с каждым годом запускает все больше и больше ракет. Число запусков выросло с нуля в 2011 году до двадцати в 2018 году (для сравнения, Россия тогда выполнила только 17 запусков). На текущий год планируется 13 запусков, 8 из которых уже состоялись.
Какие еще есть проекты в частной космонавтике?
Частные компании США пытались занять место в космической индустрии еще в XX веке. Именно они построили сверхтяжелую ракету «Сатурн V», на которой человек впервые долетел до Луны. Но освоение космоса не было их основным направлением. Сегодня же такие компании, как SpaceX, видят космические разработки как основной источник дохода. И теперь у них есть возможность не только обслуживать МКС и выводить спутники на орбиту, но и перевозить людей в коммерческих целях.
В этом направлении, помимо спонсируемых NASA SpaceX и Boeing, уже работают, например, компания основателя Amazon Джеффа Безоса Blue Origin — она вместе с SpaceX будет участвовать в миссии на Луну в 2024 году, и Virgin Galactic, которая еще в 2009 году анонсировала двухчасовой полет в космос для туристов по цене в 250 тысяч долларов. В сфере космического туризма также работают Bigelow и The Gateway Foundation. В отличие от Axiom они планируют построить собственные космические станции, а не использовать в коммерческих целях отдельный блок на МКС.
Что успех Маска значит для российской космонавтики?
Успешный запуск Dragon Crew не остался незамеченным и в России. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин поздравил Илона Маска сообщением в твиттере, на что тот по-русски ответил: «Спасибо, сэр, ха-ха. Мы рассчитываем на взаимовыгодное и процветающее долгосрочное сотрудничество».
Ранее США пользовались услугами России и космическими аппаратами «Союз», чтобы перевозить своих астронавтов на МКС. Последний контракт на сумму в 490 млн долларов истек в 2019 году, из‑за чего Роскосмосу пришлось сократить число полетов с американскими астронавтами с четырех до двух в год.
Теперь же, когда Dragon Crew успешно пристыковался к МКС, США могут отказаться от услуг России, которая с 2011 года фактически является монополистом в сфере пилотируемых полетов в космос. По данным NASA, одно место в «Союзе» в 2020 году обойдется американцам в 86 млн долларов, что почти в четыре раза больше, чем десять лет назад. Доставка экипажа с помощью ракеты SpaceX стоит примерно в два раза дешевле — 50 млн долларов.
Как технологическое противостояние превратилось в битву за медиапространство?
Успешный полет Dragon Crew начал новую эру не только технологического противостояния между Россией и США, но и битву за медиапространство. Преимущество в ней пока остается за SpaceX. Так, трансляцию запуска на ютьюб-канале компании посмотрело 56,3 млн человек, и это не считая тех, кто следил за текстовыми трансляциями в медиа и пользовательскими стримами на твиче. В твиттере поздравляли Маска, выкладывали мемы и сравнивали космические успехи США и России. Пуск Dragon Crew вызывал интерес, который уже давно не сопровождал полеты российских космонавтов.
SpaceX показала частным компаниям, что в космос можно перевозить не только грузы и спутники, но и людей. У космического туризма появился шанс стать реальным уже в ближайшие годы. Опыт Axiom, которой уже удалось продать один билет на полет за 55 млн долларов, говорит о том, что спрос на услугу будет.
Улетели в историю: как SpaceX Илона Маска смогла обогнать «Роскосмос» так сильно и так быстро?
30 мая в 22.22 по Москве Crew Dragon с двумя астронавтами на борту отправился в свой первый пилотируемый полет Этим он прервал девятилетнюю паузу в американской пилотируемой космической программе — период, когда единственный путь на орбиту для американских астронавтов лежал через Байконур. Сейчас Crew Dragon находится на пути к МКС. Разбираемся, что это значит для мировой космонавтики и России.
Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли?
Многие все еще не готовы принять наблюдаемую реальность и поэтому говорят: «Запуская Crew Dragon, США с трудом повторяют то же самое, что Россия и Китай делали все эти годы, отправляя на орбиту людей. Они просто запускают капсулу на станцию, а потом сажают её назад на парашюте. Что тут такого сенсационного?»
Но эта точка зрения предельно далека от истины. Чтобы понять «что тут такого», сперва следует вспомнить, что такое космический корабль Crew Dragon на самом деле — и почему это действительно революция в сравнении с «Союзам».
Crew Dragon возвращается на Землю весь целиком, объем его герметичного жилого пространства — 9,3 м³, причем весь этот объем доступен экипажу. Поэтому туда можно посадить семь членов экипажа. И на них все равно будет приходиться 1,33 кубометра на человека — больше, чем на «Союзе». Пассажировместимость этого корабля так велика, что NASA в одиночку просто не сможет ее полностью использовать: агентство планирует отправлять лишь по четыре человека, поскольку МКС имеет ограниченный объем и поддерживать на ней слишком большой экипаж сложно, да и расходы на станцию тогда бы возросли. Тем не менее, в космосе редко бывают «излишки». Почти наверняка «лишнее» пространство со временем займут представители других стран, желающие попасть на орбиту, или космические туристы. Избыток места полезен еще в одном отношении: на борту этого корабля есть туалет, в то время как на борту «Союзов» (а равно и более ранних шаттлов ), отправление естественных надобностей было несколько более экзотичным.
Кроме того, у нового американского корабля полезная нагрузка, доставляемая на станцию, помимо астронавтов может составлять несколько центнеров. Пока она чисто теоретическая, поскольку потребности станции удовлетворяют отдельные грузовые «Драконы», но в будущем ситуация может измениться.
«Союзы» на станцию везут людей — можно добавить сотню килограмм груза, но не более. Поскольку два из трех отсеков российского корабля, создававшегося еще при Королеве, не возвращаются на Землю, груз размещать особо негде: с МКС больше 100 килограмм «Союз» не вернет. А это бывает необходимым: образцы космических экспериментов, требующие ремонта скафандры и другое имущество периодически надо возвращать на планету. Crew Dragon спокойно может возвращать с собой многие центнеры нагрузки.
Характеристики Crew Dragon очень близки к считающейся перспективной российской «Федерации», которую недавно переименовали в «Орла». Его полезный жилой объем такой же — 9,3 м³, экипаж ограничен четырьмя космонавтами, и тоже есть возможность возвращения центнеров груза с орбиты. Но при формальной близости их параметров важен один нюанс: «Орел» не совершит даже первый, беспилотный испытательный полет ранее 2023 года, а первый пилотируемый — ранее 2025 года. Crew Dragon, пилотируемый корабль SpaceX, в 2019 году уже летал на орбиту в беспилотном варианте, а весной 2020 года попал туда и с экипажем на борту. Иными словами, пока SpaceX обгоняет «Роскосмос» в создании нового космического корабля как минимум на четыре года. В реальности эта цифра может даже возрасти.
Почему SpaceX так сильно опередила «Роскосмос»?
Достижение компании Илона Маска особенно впечатляет, если вспомнить, что она основана в 2002 году, — как раз тогда «Рокосмос» отказался продать американцу две своих ракеты, потребовав слишком высокую цену. На обратном пути в самолете Маск прикинул, за сколько можно сделать ракету самому, — в теории. После этого он заявил спутникам, что вполне реально снизить цены на космические полеты в десять раз. Иными словами, Маск имел нулевой опыт конструирования ракет и космических кораблей, с нуля основал компанию, где до сих пор остается главным инженером, и несмотря на это смог построить перспективный пилотируемый космический корабль быстрее, чем «Роскосмос» — хотя последний начал разрабатывать «Федерацию» даже чуть раньше, чем SpaceX свой Crew Dragon. Может быть, дело в том, что SpaceX получила больше денег? Но внимательный анализ расходов компании не показывает и этого. Первую версию ракеты Falcon 9 и грузового космического корабля Dragon (нынешний Crew Dragon — его очень глубокая модернизация) американская компания создала всего за 0,4 миллиарда долларов. Для сравнения, на одну только ракету «Ангара» Россия потратила более 4 миллиардов долларов или в десять раз больше. Все траты SpaceX по НИОКР за всю ее историю примерно равным тратам по НИОКР на одну «Ангару».
Несмотря на это, «Ангара» пока так и не начала регулярные полеты, а вот Falcon 9 делает это уже десяток лет — да и грузовые «Драконы» летают на МКС уже восемь лет подряд.
Нельзя сказать, что дело тут в какой-то особой расточительности «Роскосмоса». Если сравнить расходы российского космического гиганта с NASA, то выяснится, что они довольно скромны. Например, американское космическое агентство потратило на разработку своей ракеты SLS и корабля Orion уже десятки миллиардов долларов — много больше, чем ушло на «Ангару» — однако ни SLS, ни Orion до полной летной готовности еще не дошли.
Похоже, Маск добился серьезного отрыва от конкурентов не за счет их слабостей, а за счет своей силы. И речь не идет о какой-то особой гениальности — идее посадки ракеты на хвост десятки лет, и в тех же США уже летали демонстраторы таких технологий. Да и проект Crew Dragon не имеет радикальных преимуществ перед проектом «Орла». Дело в другом: у SpaceX и ее руководителя несопоставимо выше мотивация.
Главная проблема российского космоса не в нехватке конструкторов, а в том, что он не имеет определенных взглядов, зачем ему вообще нужен космос. Ведь если задуматься, то для полетов на МКС новые космические корабли проектировать вовсе не надо. Да, «Союз» тесный, да, там всего три члена экипажа. Но на орбитальной станции и так меньше человек, чем она может поддерживать — так зачем же строить корабль больше, чем требуется? Сходная история и с ракетой: «Ангара» по возможностям выведения не сильно отличается от «Протона», который до недавних пор вполне надежно летал. Так зачем же дублировать его новой конструкцией?
От этого финансирование и «Ангары», и «Орла», и даже Orion и SLS никогда не было ровным и уверенным. А у тех, кто занимался программой, никогда не было четкого понимания, когда же они должны ее завершить и чего заказчик на самом деле хочет.
У Маска все намного проще: его мотивация к созданию новых конструкций радикально выше. Его цель — это не доставка людей на МКС или вывод спутников на орбиту, как у российской космонавтики. И даже не повторное втыкание флага в лунную поверхность, как у Дональда Трампа. Он хочет не реализации пиар-проекта — он хочет высадки на Марс. Это принципиально другая задача, огромной сложности, на пути к которой нужно решить массу попутных задач. Чтобы научиться строить ракеты и корабли, SpaceX бралась за коммерческие контакты NASA, и именно в их рамках были созданы и Crew Dragon, и Falcon 9.
Но хотя они и кажутся нам сегодня большим достижением — который «Роскосмос» с «Орлом» лишь надеется повторить через несколько лет — для самого Илона Маска это только нижние ступени лестницы, которую он твердо намерен достроить в 2020-х годах. Ее верхние ступени — Марс.
Что будет теперь с «Роскосмосом» и до каких пор будут летать «Союзы»?
Из практики совместных полетов США и России на МКС до сворачивания программы шаттлов известно, что наличие одного средства доставки туда людей не означает свертывания полетов другого. До 2011 года на один пилотируемый рейс шаттлов к орбитальной станции старались давать один рейс «Союзов». Те превосходили шаттлы в плане экономики (один полет шаттла без учета стоимости НИОКР стоил 0,5 миллиарда долларов), но, несмотря на это, от последних никто не отказывался. Это был вклад США в совместную программу эксплуатации МКС. На шаттлах туда доставляли космонавтов вместе с американцами, а на «Союзах» — астронавтов вместе с российскими коллегами.
Точно также все будет и после начала полетов Crew Dragon: снова введут смешанные экипажи, где будут вместе летать граждане России и западных стран. Кажется, что пока «Союзу» ничего не угрожает.
Но в перспективе ситуация будет куда сложнее. С 2024 года у США нет четких планов на участие в проекте МКС. Именно в этом году они нацелены на высадку на Луне, и если у них все выйдет, то чисто финансово не потянут и полеты туда, и участие в орбитальной станции. Тем более, что у NASA есть план создания окололунной орбитальной станции. Полеты туда вычерпают бюджеты Агентства, не оставив ему много средств на МКС.
Поэтому уже сейчас в США ходят разговоры о будущем выходе американского государства из этого проекта. Между тем, одна Россия поддерживать МКС вряд ли сможет: целый ряд модулей там западный, и их эксплуатация и ремонт силами «Роскосмоса» малореальны. В теории, станцию может спасти перевод на коммерческий статус — привезти туда космических туристов.
И вот тут у «Союза» начнутся объективные сложности. Он сможет доставлять не более трех человек, часть из которых должна быть космонавтами-профессионалами — чтобы реагировать на возможные нештатные ситуации. Crew Dragon может вести 7 человек, и даже если двое будут астронавтами той же SpaceX, то еще пятеро могут быть туристами. Нетрудно понять, что «Союз» начнет выглядеть непривлекательно.
Разумеется, российский «Орел», если он будет готов к тому времени, поправит ситуацию. Но есть и проблема: не вполне ясно, закончат ли его разработку. Дело в том, что к 2023 году, когда он должен достигнуть летной готовности, вполне могут начаться пилотируемые полеты Starship. Вторая его ступень совмещена с кораблем, чей герметичный объем более 850 кубометров, то есть раз в девяносто больше, чем у Crew Dragon. Пассажировместимость там намечена до 100 человек, хотя в большинстве полетов, конечно, она будет меньше. При этом стоимость полетов — за счет многоразовости — планируется равной стоимости полета нынешней ракеты с кораблем типа Crew Dragon.
На этом фоне достройка «Орла» будет выглядеть, как спуск на воду военного парусного судна в эпоху пароходов. Ресурсы «Роскосмоса» ограничены, и если он решит догонять технологический уровень Starship, «Орел» вполне могут бросить на полдороги.
Еще хуже ситуация сложится, если наша страна избежит разработки аналога Starship. По гермообъему его вторая ступень равна всей МКС. Таким образом, появление подобного левиафана в космосе в основном закроет эпоху стандартных орбитальных станций: никто не будет задорого поддерживать их в рабочем состоянии, когда каждый летящий на орбиту Starship сам будет такой станцией. Только еще и способной долететь до Луны.
Илон Маск хочет уйти из Tesla и SpaceX, чтобы стать блогером
Илон Маск написал в твиттере, что думает об уходе из Tesla, SpaceX и других своих компаний.
Все свободное время он готов посвятить ведению своего блога.
thinking of quitting my jobs & becoming an influencer full-time wdyt
Подумываю бросить работу и стать инфлюенсером на полной ставке. Что вы думаете?
Илья Сидоров
Редактор новостей и автор статей на iPhones.ru.
Эти 5 недостатков iPhone давно решены в Android. Apple, ускоряйся
Как я сделал дома все светильники умными. Обзор выключателей Aqara, они еще расход энергии показывают!
Google показала самые популярные поисковые запросы из России в 2021 году
Представлена Яндекс.Станция второго поколения с новым дизайном и улучшенным звуком
iOS 15.2 сообщит, если в iPhone стоят неоригинальные запчасти
Джони Айв участвовал в создании AirPods Max. Это косвенно подтвердил композитор Ханс Циммер
Роскомнадзор заблокировал сайт Tor в России
Тим Кук признался, что восхищается Илоном Маском и Tesla
Илон Маск подсказал российским инженерам, как сделать хорошую космическую ракету
Россиянин хотел атаковать завод Tesla и признал вину. Илон Маск отреагировал цитатой Достоевского
🙈 Комментарии 23
Все хотят стать блогером
Судя по заявлениям он хочет стать очень публичным человеком )) Может тогда уж лучше сразу в президенты?
С такими «инсайтами» весь фондовый и крипто рынок поседел и постарел
Наверное он перекурил чего-то. Отпустит…
Красавчик, уровень юмора для человека, которого считают самым богатым в мире – топ
Походу, скоро Тесле и спейс иксу хана, раз подумывает от туда свалить
после того как вывел акции на NNN миллионов баксов в кэш, то можно становиться кем угодно ….
и заявлять, что деньги его не интересуют )))
Только идиоты до сих пор думаю что Маск не нанятый государством пиар менеджер клоун, а реальный бизнесмен))) де факто в США госэкономика и диктатура покруче СССР, попробуй что то сказать против общей политики – соседи донесут и весь квартал перестанет общаться
На самом деле это может спасти tesla и spacex