именительный падеж кто что
Именительный падеж
Всего получено оценок: 411.
Всего получено оценок: 411.
С помощью чего существительное в русском языке выражает свою самостоятельную, независимую позицию? Речь идет об именительном падеже, который является начальной формой этой части речи. В статье приведены способы определения именительного падежа, а также различные примеры его использования.
Что такое именительный падеж?
Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительного, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительного является начальной формой существительного в русском языке.
Как определить именительный падеж?
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), имеют особые падежные окончания.
Окончания существительных разных склонений в именительном падеже представлены в таблице.
Употребление имен существительных в именительном падеже
В русском языке именительный падеж в предложении может играть зависимую роль или независимую.
15 ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗ НИХ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ
1) Именительный падеж — кто?, что?
2) Родительный падеж — нет кого?, чего?
3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж — думать о ком, о чём
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Именительный падеж существительных – что это, на какие вопросы он отвечает, как отличить его от винительного падежа
Отвечает на вопросы «кто?» и «что?»
Именительный падеж – это единственный прямой падеж существительных. Все остальные падежи в русском языке называются косвенными. Существительное в именительном падеже может отвечать на один из двух вопросов: «кто?» (если одушевленное) и «что?» (если неодушевленное).
Давайте познакомимся с ним подробнее.
Как найти существительное в именительном падеже
Скорее всего, оно в вашем предложении будет только одно. Просто найдите существительное, к которому можно задать вопросы «кто» или «что» – оно и будет в именительном падеже.
Обращаю ваше внимание, это слово будет независимым в предложении. То есть от него к другим словам можно будет задавать вопросы, а от других слов к нему – нельзя.
Например: «В саду растёт большая яблоня. Что? Яблоня. Существительное в именительном падеже. От него к слову «большая» можно задать вопрос «какая?», а к нему от других слов задать вопросы нельзя.
Как не путать именительный падеж с винительным
Вот смотрите, два предложения:
В каком предложении существительное «дом» в именительном падеже, а в каком – в винительном?
Непонятно, потому что форма слова у обоих существительных одинаковая.
Чтобы не спутаться, надо попробовать вместо «дома», подставить какое-то существительное первого склонения. Например, «корову». Смотрим:
Если окончание «а» – значит падеж именительный. А если «у» – винительный.
Вот и получается: «дом стоит у реки» – именительный падеж, «я вижу дом» – винительный.
Синтаксическая роль существительных в именительном падеже
Любое существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения. Чаще всего такие существительные являются подлежащими, реже – сказуемыми. Второстепенными членами они не бывают никогда.
В словосочетаниях слова в именительном падеже могут быть только главными, зависимыми они никогда не бывают.
Зачем нужен именительный падеж
Чтобы «именовать» предметы и явления. То есть чтобы просто их называть, обозначать.
Именительный падеж не используется для того, чтобы создать связь между словами, потому что существительное в именительном падеже никогда ни от чего не зависит.
Именительный падеж никогда не употребляется с предлогом
Это вот тоже интересная тонкость. При существительном в именительном падеже не может быть предлога. Потому что предлоги нужны для связи зависимого слова с главным, а слово в именительном падеже, повторюсь, ни от чего не зависит.
Следовательно, если вы видите в предложении существительное с предлогом, допустим, «в дом», то его падеж однозначно не именительный. Скорее всего, винительный.
Примеры существительных разных разрядов в именительном падеже
В этой части статьи я приведу несколько предложений, в которых будут существительные разных склонений в прямом падеже (я их везде буду ставить на первое место в предложении).
Что еще почитать
Посмотрите статьи с курсами русского языка. В начале статьи я рассматриваю бесплатные обучающие программы и очень дешевые курсы, далее уже описываются более дорогостоящие материалы.
Посмотрите также другие мои статьи по русскому языку:
Посмотрите также мое видео про косвенные падежи. Я там даю несколько хороших запоминалочек, которые помогут вам лучше ориентироваться во всем многообразии падежей.
Заключение
Наш разговор про именительный падеж имени существительного подошёл к концу. Все ли вам понятно, остались ли какие-то вопросы?
Уважаемые читатели, какие темы по русскому языку вызывают затруднения именно у вас? Напишите, пожалуйста, эти темы в комментариях, чтобы я знал, о чем писать тексты в первую очередь.
Вопросы падежей
Узнаем, на какие вопросы отвечают падежи существительных в русском языке.
Падеж как форма именной части речи
Сначала определим, что падеж — это грамматическая форма именных частей речи в русском языке: существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагольной формы причастия, имеющего некоторые признаки имени прилагательного. Все перечисленные самостоятельные части речи и форма глаголов склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.
В грамматике современного русского языка выделяют шесть падежей:
К слову, имеющему форму падежа, можно задать определённый вопрос.
Приведем наглядную таблицу падежей с вопросами и характерными предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим более подробно, какие вопросы падежей задаются к формам имен существительных в русском языке.
Вопросы именительного падежа
Именительный падеж — это начальная форма слова. Одушевлённые имена существительные в форме именительного падежа обозначают лицо или предмет и отвечают на вопрос кто? К неодушевленным существительным ставится вопрос что?
Пушистый (кто?) котёнок играет с клубком ниток.
Именительный падеж является независимым от других слов в предложении. Слова в этой грамматической форме выполняют роль главного члена предложения подлежащего или сказуемого и никогда не имеют предлогов.
Это чистое лесное озеро — жемчужина нашего края.
В связи с грамматическими признаками и независимой синтаксической ролью в предложении именительный падеж называют прямым. Все остальные пять падежей выражают зависимость форм существительных от слов других частей речи в словосочетании и предложении. Их называют термином «косвенные падежи». К косвенным падежам ставят характерные вопросы в соответствии с их грамматическим значением.
Вопросы родительного падежа
К форме родительного падежа одушевленного существительного ставим вопрос кого? К неодушевленным существительным зададим вопрос чего? Чтобы определить форму родительного падежа, используем слова-помощники «нет» и «не было»:
В форме родительного падежа используются ряд предлогов, уточняющих объект действия, место, время и пр. Тогда падежный вопрос прозвучит вместе с предлогом:
Вопросы дательного падежа
Дательный падеж — это косвенный падеж существительного, который отвечает на вопросы кому? чему? В качестве вспомогательных слов используем глаголы «позвоню» или «отдам»:
Если в форме дательного падежа существительное используется с предлогом, то вопросы ставят так:
Вопросы винительного падежа
Винительный падеж обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? что? К одушевлённому имени существительному задаем такой же вопрос, как и к форме родительного падежа. К неодушевленному существительному ставим вопрос, совпадающий с вопросом именительного падежа. Постановку вопросов винительного падежа выполняем с помощью слов «узнаю» или «вижу».
Предлоги «в», «за», «на», «по», «под», «про», «сквозь», «через» участвуют в постановке вопросов к словам в форме винительного падежа:
Вопросы творительного падежа
Существительные в форме творительного падежа отвечают на вопросы кем? чем? Чтобы правильно поставить вопрос, воспользуемся помощью слов «горжусь», «интересуюсь»:
К словам в форме творительного падежа с предлогом зададим соответствующие вопросы:
Вопросы предложного падежа
Предложный падеж образуется обязательно с участием предлога, из-за чего получил такое название. К существительным в этой падежной форме ставим вопросы о ком? о чём?
Вопросы предложного падежа помогут задать вспомогательные слова «сообщить», «вспоминать»:
С существительными в форме предложного падежа используются предлоги
Вопросы предложного падежа задаются с участием этих предлогов:
Определение падежа существительного
Основным приёмом в определении падежа существительного является постановка вопроса. Падежный вопрос задается от слова, к которому принадлежит исследуемое существительное, с которым оно грамматически связано в сочетании или предложении.
Зонтик (кого?) подруги (р. п.) пригодился нам во время внезапно начавшегося дождя.
Я спрошу об этом (у кого?) у подруги (в. п.).
Иногда правильно определить падеж помогает метод замены на такую же падежную форму. Например, в словосочетании «идти по тропинке» зависимое от глагола существительное находится в омонимичной форме либо дательного, либо предложного падежа. Какой вопрос следует задать к слову:
Заменим форму единственного числа существительного на форму множественного:
Этот прием поможет понять, что слово «по тропинке» имеет форму дательного падежа, так как окончанием -ам характерно для формы множественного числа этого же падежа.
В отдельных случаях правильно выяснить падеж омонимичных форм существительных помогает предлог. Формы слов «к школе» и «при школе» различаются только предлогами. Предлог «к» употребляется с дательным падежом (к чему? к ограде, к городу). Вспомним, что предлог «при» характерен только для предложного падежа. Аналогичным способом, сопоставляя формы слов с одним и тем же предлогом, определяется падеж у несклоняемых имен существительных:
Не смешиваем падежные вопросы с синтаксическими. Падежные вопросы выясняют форму существительного с точки зрения морфологии (учении о форме слов). Синтаксические вопросы задаются к члену предложения.
В этом примере падежный (морфологический) вопрос совпадает с синтаксическим. Существительное в форме винительного падежа является прямым дополнением.
В этом предложении падежный вопрос не совпадает с вопросом к члену предложения.
Основное понятие
Падеж — изменяемая характеристика слов, присущая именам существительным, прилагательным, числительным, местоимениям. В именах существительных он обозначает вид, в котором находится слово, а также отношение этого слова с другими объектами, характеризующими действие или признак.
Падежи помогают грамотно связывать части речи, наделяют предложения и фразы авторов определенным смыслом. Визуально они выражаются путем трансформации форм слов. Для наглядности можно сравнить: Вчерашней, ночь, наблюдать, полнолуние, звездопад, ясный.
Вчерашней ясной ночью наблюдали полнолуние и звездопад.
Первоначально приведено перечисление ничем не связанных между собой слов. Из них собрано предложение, которое излагает ясную мысль благодаря изменению конструкций по падежам. В русском языке насчитывают шесть падежей. Каждый из них отвечает на определенный вопрос и является непостоянным (склоняемым) признаком.
Быстрее понять и усвоить вопрос школьникам поможет тематическая сказка. Жил был Падеж. Он только готовился к своему рождению, но все уже думали, какое же ему имя придумать. Долго делали выбор и назвали Именительный. Когда родился, то получил имя Родительный. Он был малышом и требовал внимания, ему давали еду и игрушки, называли Дательным.
Из-за того, что падеж был озорником, его винили за шалости, любовно называли Винительным. Падеж подрос и стал творить много хороших дел, за что его прозвали Творительным. Он был добрым и всем предлагал помощь, за что его нарекли Предложным.
Другой способ запомнить падежи — использование мнемотехнической фразы (как для запоминания цветов радуги) — Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
Главное об именительном падеже
Исходная форма имен существительных в русском языке — это именительный падеж единственного числа (И. п.) или номинатив. В этой базовой форме указано любое существительное в современных словарях. В исходном виде он противопоставляется другим формам слов по лексическим и синтаксическим функциям. Слова в этом случае выступают в независимом положении, а в других занимают подчиненную позицию. По этой причине номинативный И. п. считают прямым падежом, а все другие — косвенными.
В предложениях номинатив показывает субъект или его признак. Например, «Слышится музыка», «Пришла осень». Некоторые предложения могут содержать объекты описываемого действия: «Правонарушение карается строгим наказанием». В тексте он может встречаться при обращении: «Друг, я горжусь тобой».
Способ определения
В русском языке И. п. служит для выражения названия лица, явления, предмета. Его считают независимым, поскольку он не имеет связи с конкретным действием или объектом. Номинатив всегда употребляется без предлогов и отвечает на вопросы:
Существительные, которые отвечают на вопросы «кто? что?» могут иметь разные падежные окончания, что зависит от рода и склонения слов. Их окончания в И. п. представлены в таблице:
Употребление имен существительных
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы «кто? что?», и по этому признаку их можно распознать всегда. В предложениях слова в И. п. могут быть зависимыми или независимыми. В независимой позиции они могут писаться:
Зависимый И. п. употребляют в роли:
Существительное в И. п. в любом случае является главным членом предложения. Часто оно является подлежащим, иногда сказуемым. Например, «Кирилл мой друг». Подлежащим в этом случае является имя Кирилл (именительный падеж, единственное число), а сказуемым — друг (существительное в И. п.).
В форме именительного падежа множественного числа у слов наблюдается множество окончаний. Есть следующие критерии определения окончаний:
Использование прилагательных
Начальной формой прилагательных в И. п. являются существительные мужского рода, которые отвечают на вопрос «какой?, какая?». Например, «Почему серый свитер стоит так дорого?». Род и число зависят от слов, к которым относятся прилагательные. В зависимости от них ставятся и окончания:
Чтобы правильно определить падеж прилагательного, следует выделить окончание и задать вопрос существительному, от которого оно зависит. Если он соответствует И. п., то к тому же падежу относится и прилагательное. Например, «Голубые незабудки колыхались под ветром». Незабудки (что?) стоит в И. п, зависимое от него прилагательное отвечает на вопрос «какие?» и тоже относится к этому падежу.
Числительные и местоимения
Количественные и составные числительные в И. п. отвечают на вопрос «сколько?», их окончанием является мягкий знак. Например, пять, тридцать пять. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Примеры:
К местоимениям относят личные, возвратные, относительные, а также их производные (что-то, никто, кто либо). Действуют такие правила их написания в И. п.:
Отличие от винительного
В винительном падеже слова отвечают на вопрос «кого?, что?», в связи с чем важно уметь отличать их от номинатива. Для этого следует помнить, что слова в И. п. являются подлежащими и не имеют предлогов. Слова в винительном падеже занимают второстепенную позицию и могут дополняться предлогами.
Сходства и отличия падежей в таблице:
Примеры для закрепления информации
Примеры именительного падежа в словах помогают усвоить материал, учат правильно ставить вопросы. Дополнительно задания развивают грамотность и помогают школьникам формировать красивый почерк. Первое, что можно сделать — это определить И. п. в словосочетаниях из списка:
Во втором задании следует определить слова в И. п., отличить их при необходимости от В. п.: Белая ночь длится более месяца. Я приготовил вкуснейшие суши. Учитель забыл выдать задание на каникулы. Звезды сияют в эту ночь особенно ярко. К берегу приплыли большие синие медузы. Новая книга моего любимого автора будет называться «Вчера было лето». Пятнадцать учеников из нашего класса учатся на пятерки и четверки.
Изучив написание слов в именительном падеже, ребята могут двигаться дальше. Школьная программа усложняется, однако знание базы помогает им учиться писать грамотно.