импортозамещение чего не хватает
Почему буксует импортозамещение в России. Мнение промышленника
Политику импортозамещения в России часто критикуют. Её противники считают, что она ущемляет интересы российских потребителей и может даже привести к загниванию российской экономики. Действительно ли это так, в чём проблемы российского протекционизма и можно ли их решить?
Нужно ли вообще России импортозамещение
Не нужно думать, что импортозамещение — это чисто российское явление. Его в том или ином виде практикуют почти все страны, просто эту практику называют по-другому. Например, в Европе есть жёсткая система сертификации, которая ограничивает вход иностранных производителей на рынок — по сути, это тоже аналог импортозамещения.
Регулировать рынок и поддерживать внутреннего производителя необходимо любой экономике, это не позиция слабого игрока в безвыходных условиях.
В России принимают всё больше нормативных актов, чтобы стимулировать госорганы приобретать за бюджетные деньги именно отечественные товары. Некоторые скажут: «Чиновники заставляют покупать плохое, но своё, вместо хорошего иностранного». Возможно, в каких-то отраслях это и так, но точно не в нашей — в электротехнике.
Оппоненты импортозамещения также говорят: усиленный протекционизм приводит к загниванию экономики (например, эту мысль в недавней колонке для Forbes высказал директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. — Прим. «Секрета».).
Это очень спорный тезис. Чем больше добавленной стоимости формируется внутри страны, тем лучше для её экономики. Например, предприятие, поддерживающее политику импортозамещения, заказывает услуги другим отечественным производствам, покупает отечественные комплектующие и платит специалистам, сопровождающим этот процесс. Таким образом деньги остаются в экосистеме российской экономики.
Действительно, импортозамещение не развивает свободную конкуренцию, но надо же с чего-то начинать. Сильная господдержка хороша на старте, а с развитием отечественной промышленности её регулирование уже может быть не таким жёстким, чтобы не нарушать механизмы свободной конкуренции. Импортозамещение в руках чиновника должно быть инструментом и стимулом для развития производства.
Правильно ли власти проводят эту политику
Идеализировать нашу политику импортозамещения я бы не стал. Проблем хватает.
В этом деле важно найти баланс между мерами господдержки российских производителей и при этом не нарушить свободное рыночное регулирование экономики. В России эту задачу решают два ведомства: Минпромторг и ФАС. Первое разрабатывает нормативные акты для стимулирования производства, второе следит, чтобы в стране не создавались условия для недобросовестной конкуренции.
Согласовать все постановления между собой — большая сложность. На старте документ может очень сильно отличаться от своей финальной версии, принятой после долгих согласований. Это цена компромисса между интересами разных ведомств.
Ещё одна проблема — конкуренция долгосрочных задач с краткосрочными. Скорость, с которой ведомства принимают регулирующие акты, очень низкая — это месяцы и годы, а бизнес живёт совсем другими темпами. У нас инвестиционные циклы ограничены по времени — деньги нужно возвращать в конкретные сроки.
Кроме того, нельзя просто взять и резко запретить всех зарубежных поставщиков — отечественные могут не справиться с большими объёмами, а риски на крупных проектах будут очень большими. Нельзя решить проблему в один момент только нормативными актами.
Помогло ли импортозамещение нашему бизнесу
КЭАЗ начал новый виток своей инвестиционной программы в 2010 году. Тогда ещё про импортозамещение никто не думал, все жили в условиях глобальной экономики. Мы вошли в тот инвестцикл с верой, что такая страна, как Россия, не может остаться без производителя низковольтной аппаратуры.
Но программа импортозамещения, запущенная властями в 2014 году, особо нам не помогла. Единственный реальный эффект, который мы получили, — к нам пришли сильные сотрудники из иностранных компаний. Они поверили в перспективу импортозамещения и сделали ставку на российского производителя. Однако чуть позже они поняли, что в существующем виде государственная программа — это лишь рекламный слоган, а по факту им приходилось работать в условиях идеальной конкуренции, где мы были не самым сильным игроком.
В итоге мы реализовали лишь две трети своей программы. Два года назад остановили свои активности в этой сфере, потому как поняли: импортозамещение не работает, а попасть на рынок с нашим маркетинговым бюджетом практически невозможно. Иностранные конкуренты тратят очень много денег на продвижение. Поэтому, даже если мы произведём дешёвый и качественный продукт, у нас просто не хватит ресурсов переубедить заказчиков поменять производителя.
Верим ли мы в импортозамещение 2.0
В 2020 году в стране запустили импортозамещение 2.0 — подходы к регулированию сильно изменили. Раньше чиновники поддерживали конкретные продукты, а заказчики объединяли все свои запросы в огромные лоты, внутри которых всё равно были закупки импортного оборудования.
Теперь Минпромторг регулирует состав этих услуг и вводит перечень используемого оборудования. Это может дать серьёзный толчок в политике использования российской продукции в госпроектах.
В целом новый подход кажется оправданным. Сейчас главная сложность — определить, какие продукты попадут в программу импортозамещения. Эти вопросы только предстоит решать чиновникам.
Мы надеемся, что ситуация с реальными результатами импортозамещения в России всё же сдвинется с мёртвой точки.
Импортозамещению в России почти 7 лет. Что за этот срок удалось сделать, а что не удалось?
Несколько лет назад импортозамещение было одним из основных трендов российской политики. Сейчас страсти поутихли, но программу никто не отменял. Тем временем импортозамещение все оценивают по-разному – кто-то говорит, что бизнес чувствует себя неплохо, а кто-то критикует за рост цен. Мы оценим, что было сделано с запуска первой программы в 2012 году, и как изменилась ситуация у отечественных производителей за последние годы.
Что вообще включало в себя импортозамещение
О том, что России нужно производить товары, ввозимые из-за границы, начали много говорить только с 2014 года в связи с известными событиями. Но на самом деле политика импортозамещения имеет более долгую историю. Проблема зависимости от импортных товаров появилась еще в 90-е годы – как считают экономисты, всему виной стал переход от производства продукции с высокой добавленной стоимостью к продукции с высокой рентабельностью. Слишком сильное «увлечение» импортом бьет и по платежному балансу – особенно если экспортные товары дешевеют.
Более-менее системно решать проблему начали еще с 2012 года – то есть, как минимум за 2 года до Крыма и санкций. Тогда была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на предстоящие 7 лет. Но в итоге программу пришлось пересмотреть – случились всем известные события, против России ввели санкции, а Россия ответила на них контрсанкциями (ведь отсутствие импортных продуктов – это запрет со стороны России, а не запада).
В правительстве начали усиленно готовить почву под программу импортозамещения: приняли новую версию программы, а в 2015 году создали специальную Правительственную комиссию по вопросам импортозамещения.
Импортозамещение было ответом РФ на санкции Запада. Этим РФ ограничило равное участие зарубежных компаний в РФ, был отменен ряд принципов госзакупок, которые действовали ранее. Это позволило придать приоритет национальным производителям перед зарубежными. Т.е. начало было положено созданием комиссий по импортозамещению в РФ. Приняты пакеты нормативных актов, направленных на господдержку российского производителя.
Алиев Аяз Аладдин оглы, К.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента, ФГБОУ ВО» РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Что такое импортозамещение, и так понятно – это такая политика, при которой ввозимые из-за рубежа товары (или объекты интеллектуальной собственности) постепенно замещается тем, что произведено внутри страны. Импортозамещение преследует две основные цели:
Обеспечить все это можно как искусственными ограничениями (заградительные пошлины или полный запрет на ввоз ряда товаров), так и стимулированием национального производителя (льготные кредиты, упрощенная сертификация, более простой доступ на рынок). В России с переменным успехом применяются оба метода.
На практике программа импортозамещения в России активнее всего реализуется в нескольких сферах:
Программа по импортозамещению пока не выполнена, периодически правительство сдвигает сроки ее окончания по отдельным направлениям и пересматривает условия. Пока основной вопрос ко всему этому – финансирование. Как рассказывает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова, государство участвует в финансировании проектов импортозамещения в разных форматах:
Основное, что было выделено в программе – это процедура финансирования отраслей. Основными формами являлись софинансирование, субсидирование, гранты, льготное кредитование и иные преференции, которые могли бы способствовать развитию отраслей.
Отдельно стоит отметить проектное финансирование. Этот инструмент – достаточно новый для российской практики, предполагалось, что направляться такое финансирование будет на проекты стоимостью свыше миллиарда. Поскольку инвестиционные проекты в промышленности, да и в сельском хозяйстве могут быть достаточно капиталоемкими, внедрение такого инструмента в практику предприятий было обоснованным.
Мария Ермилова, к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.
С 2018 года основные программы развития в России включили в национальные проекты, поэтому финансирование импортозамещения теперь идет по конкретным направлениям.
Но вот другой вопрос – насколько это все было целесообразно – возникает в 2021 году все чаще.
Насколько все получилось?
Импортозамещение – процесс длительный. Так, Россия отказалась от яблок из Польши, но чтобы нарастить производство своих, нужно несколько лет. Как минимум, чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру. Но с момента крымских событий прошло уже 7 лет, а программа импортозамещения существует больше 6 лет – так что времени, чтобы дать хотя бы промежуточную оценку результатам, прошло уже достаточно.
На официальном уровне программу импортозамещения, конечно же, называют успешной – как минимум, об этом рассказывает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом чиновник посетовал на страны, которые ввели санкции – если бы не это, Россия не вводила бы ответные меры, а российские производители могли бы конкурировать с иностранными.
Тем временем, экспертные оценки показывают – больше всего от санкций (то есть, контрсанкций) выиграли сельхозпроизводители и представители IT-сферы.
Например, производство продуктов питания по годам показывает, что однозначного тренда нет – по большинству позиций производство выросло, но по каким-то есть спад. С другой стороны, рост совсем не такой, как обещали чиновники на старте программы:
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мясо крупного рогатого скота (свежее) | 220 | 190 | 178 | 199 | 185 | 203 | 195 | 205 | 227 | 242 | 248 |
Свинина (свежая) | 755 | 815 | 942 | 1232 | 1438 | 1655 | 1947 | 2171 | 2415 | 2491 | 2788 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы | 2774 | 3028 | 3405 | 3610 | 3979 | 4340 | 4464 | 4839 | 4877 | 4840 | 4768 |
Изделия колбасные | 2439 | 2486 | 2533 | 2502 | 2475 | 2445 | 2436 | 2259 | 2282 | 2282 | 2361 |
Рыба живая, свежая или охлажденная | 1151 | 1395 | 1399 | 1461 | 1168 | 1176 | 1341 | 966 | 1001 | 954 | 968 |
Филе рыбное мороженое | 71,7 | 86,2 | 94,3 | 108 | 110 | 123 | 141 | 146 | 155 | 163 | 174 |
Замороженные овощи и фрукты | 24,5 | 38,4 | 40,2 | 45,3 | 45,8 | 55,4 | 71,7 | 62,6 | 55,9 | 83,7 | 100 |
Фрукты, ягоды и орехи сушеные | 3,5 | 3,8 | 4,1 | 10,1 | 12 | 12,2 | 11 | 15,6 | 16,8 | 22,2 | 24,7 |
Молоко | 4944 | 4926 | 5267 | 5386 | 5349 | 5449 | 5569 | 5390 | 5457 | 5425 | 5514 |
Сливки | 80,6 | 83,4 | 95,2 | 103 | 115 | 121 | 125 | 133 | 150 | 163 | 188 |
Творог | 377 | 383 | 396 | 371 | 387 | 416 | 410 | 486 | 501 | 469 | 491 |
Масло сливочное | 210 | 217 | 214 | 225 | 250 | 256 | 251 | 270 | 267 | 269 | 282 |
Сыры и продукты сырные | 437 | 432 | 451 | 435 | 499 | 589 | 605 | 464 | 467 | 540 | 566 |
Продукты кисломолочные | 2388 | 2318 | 2430 | 2521 | 2520 | 2445 | 2492 | 2896 | 2819 | 2793 | 2751 |
А как подсчитали независимые эксперты, за 8 лет с начала программы импортозамещения государство практически не удалось достичь поставленных целей – например, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов (и связано это больше с климатом).
Тем не менее, даже в Национальном рейтинговом агентстве отмечают – достижения в российском импортозамещении есть:
С другой стороны, введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение – часть продукции теперь ввозится из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Белоруссия, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая, а фрукты из Эквадора.
Что касается других сфер экономики, то в IT избавиться от импорта так и не удалось – Россия по-прежнему импортирует больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство до сих пор не очень развитое, а для некоторых импортных товаров до сих пор нет российских аналогов. Однако российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже больше половины объема.
На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российские препаратов продается всего 20% (а в госзакупках – 35%).
Одной из причин, как считает Мария Ермилова, стали ошибки в планировании программы импортозамещения – например, Фонд развития промышленности почему-то помогал не тем проектам, которые особенно нуждались в помощи:
Фонд развития промышленности, который также должен был содействовать развитию импортозамещения отбирал в основном заявки от достаточно устойчивых предприятий, имеющих существенный капитал и мощности для реализации проектов. С моей точки зрения, более мелким компаниям работать с Фондом было сложнее или вообще невозможно.
Существенным, что было предложено сделать в рамках развития импортозамещения – это снижение налоговой нагрузки для предприятий. Ограничения в плане закупок на иностранных рынках должны были стимулировать собственное производство. Спустя год помимо указанных ранее отраслей, прибавилась фармацевтика, авиа и судостроение, тяжелое машиностроение и программное обеспечение, что могло свидетельствовать о развитии программы.
Однако по результатам первого года реализации программ, его участники как реальные, так и потенциальные говорили о ряде имеющихся проблем, которые затрудняют более эффективную работу по данным направлениям. К ним можно отнести, недостаточную проработанность по отдельным вопросам законодательного поля, некоторые проблемы в программном обеспечении и высокая конкуренция в этой сфере с зарубежными компаниями, процедурные аспекты и т.п.
Мария Ермилова, к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Так что оценить, была ли программа импортозамещения успешной или провальной, нельзя – она слишком масштабна, чтобы давать такие простые оценки. Лучше попробуем определить сильные и слабые стороны программы.
Что было хорошего, а что – не очень?
Если оценить итоги политики импортозамещения за прошедшие 6 лет (а если считать от старта программы 2012 года – то 8 лет), то правильнее всего будет выразить их так:
Поэтому, если оценивать импортозамещение с точки зрения производителей – то это безусловный успех, но с точки зрения потребителей – радоваться пока нечему.
Например, по результатам одного из исследований (за 2019 год) оказалось, что россияне каждый год теряли из-за контрсанкций и неудачной политики импортозамещения по 520 миллиардов рублей в постоянных ценах, а выигрывали от этого лишь 75 миллиардов. Соответственно, чистые потери – 445 миллиардов рублей в год. В переводе на конкретных россиян это около 3 тысяч рублей в год.
В некоторых сегментах политика импортозамещения имела критические проблемы. Например, российские власти запретили ввоз в страну некоторых зарубежных лекарств и медицинского оборудования – мотивировав это тем, что в России этих наименований производится достаточно, чтобы покрыть внутренний спрос. Однако потом выяснилось, что тысячи человек (преимущественно детей) страдали от заболевания, помочь с которым может только запрещенный препарат. А запрет на ввоз аппаратов ИВЛ создал в период пандемии фактическую монополию одного российского производителя.
В сфере IT все оказалось еще сложнее. Некоторым государственным учреждениям запретили покупку иностранного ПО и оборудования. Но по факту в России просто не производятся нужные наименования, и в результате госорганы вынуждены закупать псевдороссийское оборудование с переклеенными этикетками и пользоваться российскими платными программами, переделанными из зарубежного свободного ПО.
Как считает Мария Ермилова, если оценивать результаты в комплексе, то все окажется не так однозначно:
Оценивая в целом программу импортозамещения, нужно не только радоваться отдельным результатам (по некоторым отраслям), а добиваться положительной динамики по всем выделенным направлениям. Тогда можно говорить о том, что программа дала свои положительные результаты. Безусловно, имеющийся рост цен на некоторые виды продукции, перепродажа товаров между странами (для последующей продажи в третьи страны, включая Россию), в большей мере увеличивает цены для конечного потребителя. Страдает обычное население – и не только из-за роста стоимости, но и из-за снижения качества продукции.
Даже в сельском хозяйстве, где власти отмечают положительные тенденции, до сих пор остается зависимость от импорта (например, поставки семян отдельных культур), не все необходимое оборудование смогли обеспечить отечественные производители, и его приходилось покупать на зарубежных рынках.
Промышленные предприятия не смогли увеличить долю отечественной продукции в части машин и оборудования. И если в начале действия программы, по данным Института Гайдара, доля таких предприятий была на уровне 30%, то через пять лет этот уровень снизился лишь на 8%.
Мария Ермилова, к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Тем не менее, политику импортозамещения никто не отменял, да и основные результаты по ней подводить пока рано. Но какие проблемы в ее реализации стали очевидны уже сейчас?
Что можно было бы сделать иначе?
Итак, за несколько лет импортозамещения Россия делает заметные успехи в некоторых направлениях, в большинстве сфер эти успехи едва заметны, а кое-где проблемы такие, что впору уже сомневаться в целесообразности такой политики. Основная проблема в том, что российские аналоги импортных товаров не могут конкурировать с ними ни по цене, ни по качеству.
Россиянам приходится тратить больше денег на менее качественные продукты – и с точки зрения борьбы с бедностью в стране это выглядит не очень хорошо. Тем временем высокие чиновники говорят, что основная цель импортозамещения – не только насыщение внутреннего рынка, но выход на мировой.
С этим, однако, есть проблемы. Как отмечают эксперты, конкурентоспособность продукции зависит не только от доступности импортных аналогов – все упирается в импортное оборудование, которое эффективнее российского и позволяет экономить. Но чтобы создать с нуля производственную базу, нужно несколько лет – за которые подготовленное оборудование будет уже устаревшим.
Экономисты, чтобы повысить эффективность российского импортозамещения, предлагают сосредоточиться на 4 ключевых направлениях:
А еще государство должно признать, что политика импортозамещения в действующей ее версии недостаточно эффективна – но это уже вопрос скорее из сферы политики.
Аналитики заявили о провале программы импортозамещения продуктов
За восемь лет с момента принятия стратегии импортозамещения в условиях действующего запрета на ввоз определенной продукции России не удалось достичь плановых показателей, следует из исследования национального рейтингового агентства (НРА), сообщает «Коммерсантъ».
В августе 2014 года было введено эмбарго на ввоз в страну определенных категорий товаров из стран Запада как ответ на западные санкции. Первый запрет на поставки товаров — мяса, рыбы, молочной продукции, сыров, овощей, фруктов — касался стран ЕС и США. Через год санкции расширили на Албанию, Лихтенштейн, Исландию и Черногорию, позже — на Украину.
Выпадающий объем продукции планировалось заместить российскими товарами согласно стратегии импортозамещения от 2012 года.
Однако аналитики считают, что сделать это удалось лишь частично и значительная часть продуктов все еще ввозится из-за рубежа, но уже из других стран.
Например, объем импорта молочной продукции к концу 2020 года должен был сократиться на 30%, однако в реальности сокращение составило 20%. Импорт плодоовощной продукции должен был уменьшиться на 20%, но фактически снизился только на 11%. Непосредственно ввоз овощей сократился на 27,%, тогда как должен был снизиться на 70%.
Существенно уменьшился только импорт мяса, подсчитали аналитики — на 65%, однако до запланированных значений этот показатель все еще не дотягивает почти на 3 п.п.
В 2000-х годах ввоз мяса и субпродуктов в Россию составлял около 2,5–3 млн т, сообщил глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, но в 2020 году страна ввозила уже менее 600 тыс. т. Россия нарастила производство мяса птицы и свинины, сообщает эксперт: с 0,8 млн до 5,05 млн т и с 1,6 млн до 4,25 млн т соответственно.
Также выросло внутреннее производство рыбы: с 3,68 т лососевых в 2013 году до 4,21 т в 2019 году.
В ряде случаев поставки из стран, попавших под российские санкции, заместили ввозом продуктов из третьих стран. Однако, следует из исследования НРА, частично это произошло за счет реэкспорта все той же запрещенной к прямому ввозу в Россию продукции.
Так, поставки норвежской рыбы в Россию сократились, их заменили поставки из Чили и с Фарерских островов. При этом одновременно втрое выросли поставки из Норвегии в Чили. После запрета на поставки фруктов из ЕС эту нишу фактически занял Эквадор, при этом увеличив импорт из стран Евросоюза в семь раз. Объем поставляемых на российский рынок овощей из Китая вырос после ввода санкций, однако сам Китай при этом нарастил поставки из ЕС втрое.
Однако эксперты не склонны во всем соглашаться с аналитиками. Так, гендиректор FruitNews Ирина Козий рассказала «Коммерсанту», что из Эквадора в Россию в основном поставляют бананы и экзотические фрукты, которые не выращивают в ЕС. Реэкспорт европейской рыбы через Чили в Россию невыгоден экономически, считает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.
При этом эксперты допускают реэкспорт санкционной продукции, но через страны ЕАЭС, Молдавию, Сербию, Азербайджан.