имя существительное одушевленное нарицательное употребленное в единственном числе что это
Имя существительное
Имена существительные — это слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?
Предметы — это общее название всех вещей, растений, названий, животных, людей, явлений природы и так далее. Все предметы, так же, как и имена существительные, отвечают на вопрос кто? или что? Например:
комар, стол, врач, дом.
Для связи с другими словами у имён существительных изменяются окончания, например:
лежит ручк а, нет ручк и, ищу ручк у, рассказываю о ручк е.
Начальная форма имени существительного — это имя существительное в форме единственного числа в именительном падеже. Например:
дерево, чемодан, ложка — существительные в начальной форме.
Собственные и нарицательные имена
Имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Нарицательные имена — это существительные, называющие однородные предметы, например:
город, собака, мальчик.
Собственные имена — это существительные, обозначающие индивидуальные названия, выделяющие предмет из группы однородных, например:
Москва, Дружок, Пётр.
Все собственные имена пишутся с большой буквы.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым относятся существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например:
( кто?) комар, слон, врач, Женя.
К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё, кроме людей и животных: вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например:
( что?) чашка, стол, грусть, отъезд.
Синтаксическая роль
Имена существительные могут быть как главными (подлежащее), так и второстепенными (дополнение и обстоятельство) членами предложения. Существительные в форме именительного падежа выполняют роль подлежащего. Например:
На столе стояла лампа.
Медвежата дружно следовали за мамой.
Имена существительные в форме косвенных падежей (всех падежей кроме именительного) являются второстепенными членами предложения: или дополнениями, или обстоятельствами. Например:
Осенью грибники собирают в лесу грибы.
Разряды существительных
Существительные, в зависимости от того, что они выражают, делятся на конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.
Конкретные существительные называют конкретные предметы, которые можно посчитать. Большинство из них имеют форму единственного и множественного числа:
Исключением являются слова, имеющие только форму множественного числа:
сливки, кле́щи, вилы и так далее.
Отвлечённые существительные называют не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, связанные с чувствами, состояниями, явлениями и не поддающиеся счёту:
радость, покой, любовь, страх, счастье.
Вещественные существительные называют различные вещества:
нефть, соль, масло, кислород.
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое:
Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение
Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.
Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.
В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.
Существительные могут обозначать:
Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.
Части предметов: экран, дно, рукоятка.
Людей: человек, рабочий, врач, малыш.
Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь
Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.
Вещества: вода, песок, кислота, мука.
Явления природы: снег, дождь, радуга.
Признаки: глубина, чернота.
Действия: сражение, бег, плавание.
Факты и события: представление, пожар, отпуск.
Состояния и чувства: сон, страх, радость.
Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.
Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.
Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:
Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.
Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.
Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.
Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.
Число: единственное или множественное
Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Одушевленные и неодушевленные существительные
Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.
Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.
Имена собственные и нарицательные
Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.
Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».
Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.
Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.
Род имен существительных
Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.
Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.
Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.
Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.
Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.
У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).
Единственное и множественное число имен существительных
Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).
Согласовательные классы существительных
В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:
Мужского рода одушевленные: зверь
Мужского рода неодушевленные: трактор
Женского рода одушевленные: мама
Женского рода неодушевленные: буква
Среднего рода одушевленные: животное
Среднего рода неодушевленные: окно
Только множественное число, парный род: ножницы
Группы имен существительных
Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.
Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.
Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.
Склонение имен существительных
Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения
Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).
Начальная форма: именительный падеж единственного числа.
I. Постоянные признаки
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
II. Непостоянные признаки
Морфологический разбор имени существительного. Пример
Читайте о других частях речи в русском языке
Местоимение указывает на предмет.
Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Имя существительное одушевлённое и неодушевлённое
Посмотрите на таблицу и повторите определение.
Как вы заметили, к предметам на картинке, которые обозначают людей или животных, задаётся вопрос «Кто?». Такие существительные называются одушевлёнными: корова, мышка, волк.
Ко всем остальным предметам и явлениям, которые не называют живых существ, задаётся вопрос «Что?»: ложка, мяч, карандаши. Такие существительные относят к неодушевлённым. Разберём на примерах.
Ребята, в русском языке существительные, которые называют: сказочных героев, шахматные фигуры, богов, игрушки в виде человека, считаются одушевлёнными. Посмотрите внимательно на подсказку.
Запомните эту информацию. А сейчас предлагаю выполнить несколько заданий на закрепление материала. Ответы на задания вы сможете найти в конце этого урока.
Упражнение 1 «Правильный выбор»
Укажите картинку с предметом, который относится к одушевлённому имени существительному.
Упражнение 2 «Кроссворд»
Отгадайте кроссворд и среди ответов укажите неодушевлённые существительные.
1. Предмет мебели, за которым в классе сидят ученики.
2. Человек, профессия которого связана с приготовлением пищи.
3. В этот предмет наливают сок или чай.
4. Это животное – транспортное средство для Деда Мороза.
Упражнение 3 «Связующая нить»
Соедините существительные с соответствующими вопросами.
Надеюсь, вы справились с заданием. Переходим к изучению следующей характеристики существительного.
Имя существительное собственное и нарицательное
Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним:
Детский журнал «Солнышко»
Космонавт Юрий Гагарин
Город Санкт-Петербург
Автомобиль «Лада Калина»
Сделаем вывод: существительные собственные называют людей, животных, предметы, которые неповторимы, выделяются из ряда подобных.
Существительные, которые называют не единичные, а похожие, однородные предметы, относятся к нарицательным: стол, окно, девочка, обезьянка, машина, улица, клубника. Нарицательные существительные всегда пишутся с маленькой (строчной) буквы. Посмотрите на таблицу: в левом столбике вы видите имена нарицательные, в правом – имена собственные.
Порассуждаем: девочек много, а Алёнка одна. Слово «девочки» – имя нарицательное, Алёнка – собственное. Пёсиков много, но по кличке Дружок один, получается, «пёс» – нарицательное имя, Дружок – собственное. По такому же образцу попробуйте продолжить анализ слов из таблицы.
А теперь примените полученные знания, выполнив задания.
Упражнение 1 «Столбики»
Распределите слова по двум столбикам:
Имя собственное Имя нарицательное
Слова:Щелкунчик, ёлка, лиса, Маленький Принц, космос, Юпитер, дорога, змея, Ванечка, бабушка, Ольга Степановна.
Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»
Определите, с какой буквы: заглавной или строчной начинаются слова. Объясните, почему.
А (а)встралия, м(М)ороженое, р(Р)ека, А(а)нтон Ч(ч)ехов, к(К)орабль, с(С)путник, С(с)очи.
Упражнение 3 «Найдите журнал»
В каком из квадратов вы видите название журнала? Как вы определили?
Лексическое значение имени существительного
Ребята, существительное называет разные предметы. Под общим понятием имеются в виду не только животные, люди, вещи. Это все объекты, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?» Посмотрите на таблицу.
Как вы заметили, существительные делятся на несколько групп, называют: конкретные предметы, вещества, явления природы, события, качества человека, действия, животных, людей, свойства предметов. Все перечисленное – это и есть лексическое значение существительного.
Среди всех частей речи, существительное в русском языке по количеству слов занимает первое место. В некоторых случаях оно имеет общее значение с глаголом и прилагательным.
Посмотрите на пункт «Качества человека» и прочитайте пример: Он отличался храбростью. Предложение можно заменить другим, близким по смыслу: Он был храбрым. Существительное «храбрость» заменяется прилагательным «храбрый». Смысл предложения не теряется.
Существительные, которые означают свойства предмета также заменят прилагательное без потери смысла текста: Синева неба в конце февраля говорит о приближении весны. – Синее небо в конце февраля говорит о приближении весны.
В пункте «Действие» у существительного сходное значение с глаголом. Пример: Плавание – любимое занятие Егора.Заменяем существительное глаголом.Получается предложение: Егор любит плавать.
Сделаем вывод: лексическое значение существительных– предметы в широком понимании слова.
Выполним упражнения, чтобы закрепить материал.
Упражнение 1. «Преобразование»
От перечисленных глаголов образуйте существительные:стрелять, решать, бороться, возиться.
Упражнение 2. «Соедини стрелкой»
Соедините стрелкой существительные с их лексическим значением.
Упражнение 3. «Образуем прилагательные»
От существительных, означающих свойства предмета, образуйте прилагательные: белизна, широта, высота, усталость, грусть, радость.
Ребята, урок подошёл к концу. Вы познакомились с новой информацией и выполнили практические задания. Настало время самопроверки!
Ответы на задания
Раздел «Имя существительное одушевлённое»
Упражнение 1 «Правильный выбор»: картинка с учителем.
Упражнение 2 «Кроссворд»
Упражнение 3 «Связующая нить»
Кто? Кащей Бессмертный, матрёшка, строитель, малыш, робот.
Что? Колпак, дерево, сметана.
Имя существительное собственное и нарицательное
Упражнение 1 «Столбики»
Распределите слова по двум столбикам:
Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»
Упражнение 3 «Найдите журнал»
Красный квадрат, «Лиза».
Лексическое значение имени существительного
Упражнение 1. «Преобразование»
Стрельба, решение, борьба, возня.
Упражнение 2. «Соедини стрелкой»
Конкретный предмет: кровать, мебель, подъезд, свеча.
События: конкурс, именины, выборы.
Явления природы: метель, гром, снегопад.
Упражнение 3. «Образуем прилагательные»
Белый, широкий, высокий, усталый, грустный, радостный.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
3. Понятие о собственных и нарицательных существительных.
Нарицательные существительные – это подкласс существительных, которые обозначают однородные, неуникальные предметы (явления, живых существ).
Собственные имена существительные – это подкласс существительных, которые называют отдельные, уникальные, единичные предметы (живых существ) и обозначают индивидуальное название этих предметов (живых существ).
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – С. 50-56.
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций // Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М.Т. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с. 144.
2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Имя существительное – важнейшая часть речи. Мы употребляем его в речи постоянно.
Существительные, которые отвечают на вопрос «кто?», называются одушевлёнными. Существительные, которые отвечают на вопрос «что?», называются неодушевлёнными.
У неодушевлённых существительных совпадает форма именительного и винительного падежа во множественном числе. У одушевлённых – родительного и винительного во множественном числе. Просклоняем слова ученики и столы. Именительный падеж: ученики, столы; Родительный падеж: учеников, столов. Винительный падеж: учеников, столы.
При определении такого признака имени существительного, как одушевлённость/неодушевлённость, надо запомнить следующее: одушевлёнными будут все мифические существа (леший – лешие – леших –леших) и названия игрушек (матрёшки – матрёшек – матрёшек). Одушевлёнными будут карточные и шахматные масти-фигуры (пики, пешки). К неодушевлённым относятся большие группы людей (толпы) и некоторые живые организмы (зародыши, микробы).
Также имена существительные могут быть нарицательными и собственными. Нарицательные имена существительные являются обобщёнными наименованиями однородных предметов, действий, состояний (стол, ель, восторг и т. д.). Им противопоставляется сравнительно небольшая группа имен существительных собственных, которые служат для названия единичных предметов, отдельных лиц, животных с целью выделения их из ряда других, однородных с ними («Русалка»; Москва; Иванов и т.д.). Каждой из выделенных групп присущи свои грамматические особенности. Например, если большая часть имён нарицательных имеет формы и единственного и множественного числа, то имена собственные, имеющие форму единственного числа, во множественном числе, как правило, не употребляются (город – города, озеро – озёра, но Крым, Байкал и т. д.).
Во множественном числе имена собственные употребляются в том случае, если они:
1) имеют только форму множественного числа (Мытищи, Химки и т.д.);
2) обозначают разных лиц, разные географические местности с одинаковым названием (в Европе есть свои Светлогорски, несколько Калининградов; сестры Федоровы, братья Русаковы и т.д.).
Между нарицательными и собственными существительными нет чёткой границы. Нарицательные существительные легко могут становиться собственными (например: кошка Пушинка, магазин «Продукты»). А собственные – нарицательными (например: торговая марка «Джип» – любой автомобиль, похожий на машину данной марки; фирма «Ксерокс» – любое устройство для копирования.
Рассмотрим примеры. Я родился в Москве. Каждое утро мы начинаем с пробежки. Я и моя сестра Лена бегаем по утрам. Я очень люблю, когда к нам в гости приезжает дядя Серёжа.
Найдём имена собственные: в Москве, Лена, дядя Серёжа.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Подстановка элементов в пропуски в таблице
Подберите к каждой характеристике подходящее слово из списка.
Неодушевлённое существительное; имя собственное
Одушевлённое существительное; имя собственное
Неодушевлённое существительное; имя нарицательное
Одушевлённое существительное; имя нарицательное
Слова для распределения:
Река, Елизавета, Париж, жаворонок
Неодушевлённое существительное; имя собственное
Одушевлённое существительное; имя собственное
Неодушевлённое существительное; имя нарицательное
Одушевлённое существительное; имя нарицательное
Имя существительное как часть речи
Существительное как часть речи
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?». Существительные бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.
Существительные могут обозначать предметы (стол, стул, автомобиль, самолет), животных (кошка, собака, слон), события (праздник, наводнение), вещества (соль, сахар, вода, кислород), состояния (гнев), чувства (любовь), свойства (твердость, прозрачность), качества (доброта, отзывчивость)…
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Одушевленные имена существительные
Существительные, обозначающие живые существа, называются одушевленными. Они отвечают на вопрос: кто? Например, мама, папа, ученик, доктор и т.д. К ним относятся слова, обозначающие профессию людей, животных, игрушек, карточные фигуры, литературных героев, и слова: покойник, мертвец, утопленник..
У одушевленных существительных совпадают формы родительного и винительного падежа:
Неодушевленные имена существительные
Существительные, обозначающие неживой предмет, называются неодушевленными. Они отвечают на вопрос: что? Например, поле, меч, цветок, радуга. К неживым предметам относятся предметы, явления природы, действительности собирательные слова (молодежь, детвора), названия растений.
У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежей:
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительный делятся на собственные и нарицательные.
Собственные имена существительные – это имена существительные, представляющие собой названия единичных предметов. Эти названия единственные в своем роде.
Среди собственных имен существительных можно выделить следующие группы:
Нарицательные имена существительные – это имена существительные, выполняющие функцию обобщенных наименований ряда однородных, однотипных предметов и явлений. Примеры: стол, дверь, счастье, школа.
Грамматические различия нарицательных и собственных имен существительных
Главное отличие собственных и нарицательных имен существительных состоит в том, что имена собственные пишутся с прописной буквы. Кроме того, названия книг, газет, журналов, театральных постановок, музыкальных произведений, предприятий и др. – выделяются кавычками.
Еще одна особенность заключается в том, что имена нарицательные могут употребляться в формах единственного и множественного числа, а собственные имена существительные имеют, как правило, только одну форму – единственного или множественного числа.
Переход нарицательных имен существительных в собственные и собственных в нарицательные
Любое нарицательное имя существительное может перейти в разряд собственных, если станет названием единичного предмета: шарик (игрушка) – Шарик (кличка собаки), орел (птица) – Орел (город), победа – площадь Победы.
Существует и обратный процесс, в ходе которого собственное имя существительное может стать нарицательным. Это может произойти, если имена собственные становятся названиями класса однородных предметов: Ампер (фамилия ученого) – ампер (единица измерения силы тока), Геркулес (имя древнегреческого героя) – геркулес (название каши).
Некоторые имена существительные в зависимости от контекста могут быть как нарицательными, так и именами собственными. Примеры: солнце, луна, земля.