индекс инфляции что это такое
Индекс инфляции
Сущность инфляции и индекса инфляции
В качестве экономического явления инфляция оказывает влияние на все стороны общественной жизни. Основная цель государства и Центрального банка при наступлении инфляции заключается в регулировании этого процесса. Именно с этой целью определяют уровень инфляции или роста цен.
Показатели индекса инфляции для индексации имеют одинаковую суть, различаются методами расчета. Существует несколько индексов: индекс цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Разница этих индекса заключается в составе благ, услуг и товаров.
Индекс инфляции имеет отношение к потребительским ценам. В России выделяют фиксированный список потребительского набора продукции и услуг, включающий важную и необходимую для потребления домашними хозяйствами продукцию и услуги. Такой список централизовано утверждается Росгосстатом — высшим статистическим органом Российской Федерации.
Формула индекса инфляции
Индекс инфляции способен отразить увеличение или изменение стоимости продукции и услуг из списка продукции текущего месяца или года в сравнении с предыдущим. Чем выше индекс инфляции, тем с более серьезными проблемами столкнется страна и ее граждане. Для расчёта индекса инфляции, необходимы статистические данные о стоимости рыночной корзины, в этом (текущем) году и соотношение стоимости в том году, который принимается за базовый. Формула индекса инфляции выглядит следующим образом:
Иинф = (СКтп / СКбп) * 100%,
Здесь Иинф – показатель индекса инфляции,
СКтп — стоимость рыночной корзины текущего периода,
СКбп — стоимость рыночной корзины базисного периода.
Индекс инфляции представляет собой величину, которой оперируют специалисты при расчете темпа инфляции и реального дохода общества. Она определяется уровнем снижения качества жизни в сравнении с базовым периодом. Так, реальный доход, можно определить по следующей формуле:
РД = НД / Иинф
Здесь НД – величина номинального дохода
Особенности индекса инфляции
В любой экономической системе инфляция может проявиться в виде роста общего уровня цен на различные товары. По этой причине при инфляционных процессах одни и те же денежные средства через определенный период не позволяют купить такое же количество услуг, как прежде. Таким образом, денежная масса утрачивает определенную долю своей реальной стоимости.
Для того чтобы измерять инфляцию используются специальные статистические показатели: индекс инфляции, темпы роста и прироста цен. Индекс цен является относительным измерением среднего уровня цен за условный период времени. Средний уровень цен является средневзвешенным значением всех цен на продукцию и услуги в определенной совокупности, которая определяется посредством потребительской корзины.
Уровень инфляции
Уровень инфляции представляет собой показатель среднего уровня изменения цен товара по отношению к базисному периоду. Уровень инфляции используют в качестве величины инфляции, которая выражается в процентном значении. Для вычисления индекса цен за базисный период используют соответствующую формулу, которая выглядит следующим образом:
ИЦ = Цтп/Цбп * 100%
Здесь Цтп – значение цен текущего периода,
Цбп – цены в базисном периоде.
В свою очередь измерение уровня инфляции при помощи темпа прироста цен проводится по следующей формуле:
Тпц = (Цтп – Цпп) / Цпп * 100 %
Виды индексов цен
Можно рассмотреть несколько видов индексов цен. Цепные индексы способны определить соотношение цен каждого следующего периода в сравнении с предыдущим. Базисный или долгосрочный индекс определяет размер соотношения цен определённого периода динамическим методом. В этом случае получают значение базового индекса, перемножая значение цепных индексов. Основное место среди индексов занимают индексы дефлятора ВВП или ВНП. В данные индексы потребительской корзиной включена вся конечная продукция и услуги.
Дефлятор валового внутреннего продукта способен сравнить увеличение общего уровня цен через корзину национального продукта. Его можно определить через следующую формулу:
Д(ВВП) = СКтп / СКбп * 100%,
Здесь Д(ВВП) – дефлятор ВВП в текущем периоде,
СКтп – стоимость корзины ВВП в ценах текущего периода,
СКбп – стоимости корзины ВВП в ценах базисного периода.
Что такое инфляция
Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.
Индекс потребительских цен как показатель инфляции
Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.
Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.
Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
Особенности российской потребительской корзины
В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.
Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.
Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.
Факторы инфляции
Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.
Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.
Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.
Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.
Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Негативные последствия высокой инфляции
Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.
Преимущества ценовой стабильности
Ценовая стабильность означает сохранение низких темпов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, — для устойчивого экономического развития.
ИПЦ и инфляция – что это такое и чем отличаются друг от друга?
Когда мы говорим об экономике, то рано или поздно нам приходится столкнуться с такими понятиями, как индекс потребительских цен (ИПЦ) и инфляция. Что такое ИПЦ, чем он отличается от инфляции, где его можно найти и как рассчитать – ответы на эти важные вопросы вы найдете в статье.
Что такое ИПЦ?
Разобраться в экономике и происходящих в ней процессах бывает не просто даже экспертам, не говоря уже о простых потребителях, которые хотят узнать – почему цены постоянно повышаются, как они регулируются государством, и на основании чего пересчитываются ежегодно выплаты и пособия? При чем здесь инфляция и ИПЦ? Давайте разбираться.
ИПЦ (или индекс потребительских цен) – это экономический показатель, показывающий среднее изменение цен с течением времени, которые уплачивает потребитель за корзину товаров и услуг. Если говорить проще, то ИПЦ является мерой, с помощью которой рассчитывают изменения в ценах на потребительскую корзину за определенный период времени.
В потребительскую корзину входят важнейшие категории затрат, а именно – покупка продуктов, одежды и обуви, оплата лечения, досуг и т.д. В России характерной чертой потребительской корзины является преобладание продовольственных товаров, на них приходится примерно треть всех покупаемых товаров и услуг, и цены сильно меняются из месяца в месяц. Соответственно, если колеблются цены на продукты, то они оказывают значительное влияние и на инфляцию в целом.
Для чего используется ИПЦ?
Индекс потребительских цен очень удобен на практике – любой желающий может получить данные базисного периода в полном объеме, увидеть влияние изменения цен на стоимость товаров, спрогнозировать товарооборот и цены на предстоящий период, а также по нему можно индексацию выплат (зарплат, пенсий, пособий и т.д.).
Почему в расчетах используют именно ИПЦ? Он обладает широким рядом характеристик, делающих его удобным для широкого применения. Сюда можно отнести:
Однако эксперты отмечают и ряд недостатков. Самый крупный связан с тем, что с течением времени «наполнение» корзины, а также распределение денег изменяется. К примеру, в 90-ых годах люди не тратились на сотовую связь и мобильный интернет, а сейчас это составляет значительную долю их расходов.
Просто так менять потребительскую корзину нельзя, а это значит, что оценка происходит не совсем верная, она не соответствует реальности наших дней. Возможно, что в будущем она все же будет пересмотрена, но пока мы ориентируемся на усредненные показатели.
Чем ИПЦ отличается от инфляции?
Многие путают ИПЦ и инфляцию, что неудивительно: оба этих показателя очень тесно связаны между собой, и уже невозможно их представить отдельно друг от друга. Однако разница все же есть, ведь инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике, которое выражается в процентах. Обратным процессом (дефляцией) называют снижение общего уровня цен.
Где мы встречаем проявления инфляции на бытовом уровне? Например, при анализе цен в течение одного года на конкретный товар. Допустим, в начале года мы покупали буханку хлеба за 40 рублей, а сейчас уже за 43 рубля. Произошло повышение цен (инфляция), из-за которого потребитель вынужден тратить все большую сумму на покупки одного и того же продукта.
Ожидаемый уровень инфляции учитывается различными организациями при принятии производственных решений, а в домохозяйствах, то есть в семьях, инфляционные ожидания влияют на решение о том, какую часть имеющихся денег пустить на потребление, а какую – на сбережение. Посмотреть можно здесь.
Для расчета инфляции используются следующие показатели:
Инфляция рассчитывается на основании ИПЦ, но при этом использует больше параметров. ИПЦ направлено на конкретные нужды потребителей, и использует всего 8 категорий продуктов и услуг для оценки, а на инфляцию в целом оказывает влияние гораздо больше факторов.
Чем отличаются эти два показателя можно наглядно увидеть в таблице:
Различия | ИПЦ | Инфляция |
---|---|---|
Определение | Среднее изменение цен на корзину товаров и услуг за определенный период времени | Повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике за определенный период времени |
Расчет | Использует для расчета только фактическую стоимость товаров и услуг из потребительской корзины | Используется ИПЦ, ВВП, индексы стоимости жизни, цены производителей, индексы цен на сырьевые товары и индексы базовых цен (сумма отдельных категорий товаров) |
Период | 2 периода – по отношению к прошлому месяцу и декабрю прошлого года | Может быть взят любой период – месяц, квартал, полугодие, год |
Кто ведет расчет | Федеральная служба государственной статистики (Росстат) | Росстат, Минэкономразвития, Центральный Банк РФ |
Получается, что официальная инфляция в России только базируется на индексе потребительских цен, но вместе с тем она использует больше параметров для расчета: для ИПЦ нужна только потребительская корзина, а для инфляции – общая сумма отдельных категорий товаров. Считают инфляцию и ИПЦ разные ведомства – Росстат и Центробанк, и при этом они используют разные периоды.
Инфляция может как превосходить потребительский индекс, так и отставать от него – на это влияет множество факторов, не только экономических, но и политических. Для сравнения: ИПЦ в 2019 году составлял 4,5%, в 2020 году 3,4%, а официальная инфляция по сведениям ЦБ РФ в 2019-ом году составила 3%, а в 2020-м – 4,9%.
Как рассчитывается индекс потребительских цен?
В России рассчитывают сразу два показателя ИПЦ – относительно предыдущего месяца, и относительно декабря прошлого года. Для этого вся сумма произведений цен и выпусков текущего года делится на соответствующие данные базового периода, а результат умножается на 100, чтобы получить проценты. Все подробности расчета есть в методологии.
Кто рассчитывает все необходимые цифры? Статистическим наблюдением, всеми необходимыми расчетами, а также публикацией данных об индексе потребительских цен в России занимается Росстат.
ИПЦ рассчитывается исходя из изменений цен на каждый товар, входящий в состав заранее составленной корзины потребительских товаров, и позже усредняет эти показатели. Из чего состоит покупательская корзина:
Важно, что периоды для измерения ИПЦ могут быть различными. Чаще всего используют для сравнения: уровень потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце (например, сентябрь и август 2012 года). Также возможен анализ при сравнении цен в определенном месяце года с этим же месяцем предыдущего года.
Как найти индекс потребительских цен?
Если вы хотите просмотреть статистические данные, которые показывают индекс тарифов, средние цены и индекс потребительских цен на товары и услуги, то вам нужна официальная статистика. Чтобы увидеть это все, достаточно посетить официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, вот ссылка.
Нас интересует раздел «Цены», где можно просмотреть новости, а также проанализировать потребительские цены, цены на рынке жилья, цены производителей и приобретения. Удобно, что есть деление индексов потребительских цен согласно классификатору (КИПЦ), вы можете сразу найти нужную вам цену на конкретную товар или услугу в группировке.
Есть разные файлы, в которых собрана информация на квартальные индексы, еженедельные средние потребительские цены, а также общая структура расходов до 2021 года. Все файлы доступны для скачивания, часть доступно в PDF формате, часть – в виде Excel-таблиц.
Интересно, что если нажать на ссылку «Еженедельные средние потребительские цены на отдельные товары и услуги», то откроется новая страница на портале ЕМИСС, где вы можете самостоятельно составить таблицу с нужными вам показателями, видами товаров и услуг. Все данные можно заполнить самостоятельно, либо взять из официальной статистики.
Заключение
Очень многие, говоря об инфляции, на самом деле имеют в виду индекс потребительских цен. На бытовом уровне это оправдано, так как ИПЦ действительно является основным индикатором инфляции, и он связан с инфляцией как важнейший показатель динамики стоимости жизни населения.
Изменения в индексе потребительских цен отражают изменение и цен в экономике. Например, если ИПЦ увеличивается, то это значит, что и среднее изменение цен в течение выбранного отрезка времени также увеличилось. Это приводит к тому, что стоимость жизни и доходов подвергается корректировке, что уже относится к индексации.
Инфляция всегда имеет более широкий охват – она учитывает индекс потребительских цен, ВВП, индексы стоимости жизни, цены производителей, индексы цен на сырьевые товары и индексы базовых цен. А вот ИПЦ основывается только на индексах потребительских товаров, поэтому данные показатели взаимосвязаны, но никак не могут быть приравнены друг к другу.
Что такое инфляция
Это общий прирост цен в стране в течение длительного периода. Когда говорят об инфляции, часто подразумевают обесценивание денег: за одну и ту же сумму спустя какое-то время можно купить меньше товаров. При инфляции не обязательно повышается стоимость всех товаров, некоторые могут даже подешеветь, но в целом уровень цен в стране растет.
В зависимости от роли, которую играет государство в экономике, выделяют два вида инфляции.
Открытая инфляция бывает в странах с рыночной экономикой. Деньги обесцениваются, цены растут, а уровень жизни падает. Государство регулирует инфляцию и снижает доступность денег для экономики — повышает налоги, ключевую ставку и т. д.
Скрытая инфляция возникает, когда государство жестко регулирует цены. Такие запреты приводят к дефициту товаров, так как издержки производителей растут и они вынуждены снижать объемы производства. Из-за увеличения себестоимости и невозможности компенсировать растущие затраты страдает качество товаров.
Существует классификация, которая привязана к темпу прироста стоимости.
Умеренная инфляция — до 10% в год. Низкие темпы прироста благотворно сказываются на экономике: растет оборот денежной массы, дешевеют кредиты, инвесторы вкладывают в новые производства. Деньги быстро обесцениваются, их выгоднее тратить, а не копить.
Например, в 2020 году инфляция в США составила 1,36%. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт.
Галопирующая инфляция — до 50% в год. Кризисная ситуация для экономики: деньги обесцениваются быстро, банкам становится невыгодно выдавать кредиты. Хранить деньги на депозитах и вовсе нет смысла, поэтому население предпочитает тратить накопления. Спрос растет, а это снова приводит к повышению цен.
С инфляцией в десятки процентов столкнулись россияне после кризиса 1998 года. В 1999 цены выросли на 36,5%, в 2000 — на 20,2%, в 2001 — на 18,5%. В то время производство практически не развивалось: сырье и оборудование резко подорожали, а банки давали кредиты бизнесу в лучшем случае под 40—50% годовых.
Гиперинфляция — до десятков тысяч процентов в год. Такое происходит, когда объем импорта превышает объем экспорта и государство печатает все новые деньги, пытаясь остановить отток капитала. Население и предприятия переходят к натуральному обмену, так как цены даже за один день могут вырасти в разы.
Причины
Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.
Вот почему это может происходить:
На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:
Таких немонетарных факторов тоже много.
Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки.
Составляющие
Обесценивание денег происходит по двум причинам: из-за инфляции спроса и издержек.
Инфляция спроса появляется, когда объем зарабатываемых населением денег выше стоимости произведенных всеми этими людьми товаров и услуг. Доходы растут, но тратить заработанное не на что, так как товаров попросту не хватает. В результате цены начинают расти, чтобы сбалансировать спрос и предложение.
Инфляция предложения начинается, когда увеличивается себестоимость товаров и услуг — например, из-за роста тарифов. Чтобы сохранить рентабельность, производители повышают цены.
Измерение
В России инфляцию считает Росстат. Для этого каждый месяц статистики смотрят, как меняются цены на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину. Потребительская корзина — это набор из примерно 700 товаров и услуг, начиная от продуктов питания и заканчивая смартфонами и автомобилями.
Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ
Структура потребительской корзины россиян, РосстатPDF, 6,54 МБ
Изменение цен наблюдают во всех регионах, а потом высчитывают средний показатель инфляции по стране. Похожую методику расчета используют и статистики в других странах.
Последствия
Умеренная инфляция нужна для развития экономики: если цены не растут или даже падают, производить новые товары становится невыгодно.
Инфляция в России
СССР был государством с административной экономикой, инфляция в стране проявлялась в дефиците товаров, в том числе и первой необходимости. Официально данные об инфляции власти не публиковали, а независимых оценок не было. Например, величину прироста цен в конце восьмидесятых в СССР разные исследователи оценивают от 0,9 до 13%. Официальную информацию о динамике цен в России начали публиковать с 1991 года.
Какой уровень инфляции в России
Сильнее всего цены росли в начале девяностых. Пикового значения инфляция достигла в 1992 году — 2600%. В 2009 году, впервые в истории современной России статистики зафиксировали инфляцию в стране ниже 10% — она составила 8,8%. Самый низкий показатель за последние 30 лет наблюдался в 2017 году — 2,5%. В 2020 году, по данным Росстата, цены выросли на 4,9%.
Какой должна быть инфляция в России
В Центробанке ставят цель достигнуть уровня инфляции 4% в год. Экономисты считают, что это позволит промышленности развиваться, не будет мешать банкам выдавать дешевые кредиты, а людям и предприятиям — брать их.
Чем опасна высокая инфляция
Высокая инфляция мешает планировать расходы: проще сразу все тратить, чем копить. Государство не может обеспечивать малоимущих и пенсионеров достойными социальными выплатами, потому что индексация пособий не успевает за ростом цен. Усиливается социальное расслоение общества.
Владельцы предприятий не могут прогнозировать продажи, поэтому объемы производства падают. Растут процентные ставки по кредитам. Торговать становится выгоднее, чем производить: оборот капитала в посредничестве выше, а значит, и прибыль тоже. Экономика не развивается.
Можно ли заморозить цены, чтобы они не росли
Если заставить предприятия и магазины не повышать цены, но разрешить расти массе денег в стране, возникнет скрытая инфляция. Население начнет активно тратить, а это приведет к дефициту. Снизится качество товаров: чтобы удерживать невыгодные для себя цены, производители будут жертвовать качеством.
Кто и как сдерживает цены
Государство пытается регулировать инфляцию. Если нужно ее ускорить, Гознак печатает больше денег. Одновременно с этим Центробанк снижает ключевую ставку — процент, под который государство дает займы коммерческим банкам. Они, в свою очередь, могут кредитовать по низкой ставке население и предпринимателей.
Доклад о денежно-кредитной политике в России, ЦентробанкPDF, 3,7 МБ
В это же время снижаются и ставки по вкладам: банкам выгоднее занимать у государства, чем привлекать вклады у населения. Люди перестают копить и начинают тратить. Оборот денег растет, а вместе с ним — спрос и цены на товары.
Если нужно замедлить инфляцию, Гознак печатает меньше денег, а ЦБ повышает ключевую ставку. Банки занимают не у государства, а привлекают граждан открывать вклады. Люди перестают тратить и несут деньги на депозиты. Ставки по кредитам растут. Оборот денег снижается, падают цены и спрос на товары.