индиго ребенок что это такое

Синдром Аспергера

Что такое синдром Аспергера

Синдром Аспергера признали самостоятельным заболеванием около тридцати лет назад. Хотя многие учёные считают синдром Аспергера лёгкой формой аутизма и относят к группе расстройств аутистического спектра. Главное отличие синдрома Аспергера от аутизма: у таких людей относительно сохраняется социальная контактность. Люди с синдромом Аспергера могут создавать семью, заводить детей, работать в коллективе. При этом некоторая зацикленность (один из симптомов аутизма) при синдроме Аспергера сохраняется. Она выражается в рутинных повторяющихся увлечениях (например, подросток запоминает номера планет солнечной системы, но не увлекается астрономией).

По статистике, частота заболевания синдромом Аспергера у детей 1:5000. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек.

Признаки синдрома Аспергера

Первые признаки синдрома Аспергера проявляются в возрасте 2 – 3 лет. Диагностируют болезнь, как правило, позднее, с 4 до 11 лет. При несвоевременном или неверном диагнозе, неверном лечении симптомы синдрома Аспергера могут прогрессировать.

Многие симптомы синдрома Аспергера и аутизма идентичны:

У маленького ребёнка синдрома Аспергера можно заподозрить, если он не реагирует или слабо реагирует на эмоционально окрашенный голос мамы, не может указать жестом на предмет, не может следить взглядом за жестом взрослого, не реагирует на поведение других детей рядом. Эти симптомы синдрома Аспергера у детей не являются прямым доказательством заболевания. Но для исключения диагноза «синдром Аспергера» тест необходимо пройти как можно раньше.

У детей старшего возраста симптомы синдрома Аспергера более чётко выражены:

Причины синдрома Аспергера

Заболевание обусловлено нарушением развития лобных долей мозга, отвечающих за коммуникативные навыки, память, внимание. Задние доли мозга у больных детей с синдромом Аспергера, напротив, заметно активизированы. В норме ситацция обратная: именно лобным долям отведено ведущее значение в познании мира, так заложено анатомически. Искажения в развитии структур мозга порождают искажения в восприятии мира.

Что может спровоцировать подобную патологию? Единого мнения среди медиков в этом вопросе нет. Как один из факторов рассматривают генетическую предрасположенность. Среди других причин синдрома Аспергера: последствия вакцинации, внутриутробная задержка развития, сложные роды, родовые травмы и т.д. В силу того, что ни одна из причин появления симптомов синдрома Аспергера не является 100% доказанной, возникают сложности и с диагностикой. Тест на синдром Аспергера проводят сразу несколько специалистов с обязательным повторением.

Диагностика и лечение синдрома Аспергера в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) на новейшем высокклассном оборудовании в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» поможет объективно оценить состояние центральной нервной системы, активность структур мозга, их анатомическое строение и выявить возможные нарушения в функционировании головного мозга.

Амплитудно- частотная диагностика также позволяет оценить состояние нервных тканей в динамике и эффективность назначенной схемы лечения.

Важно!

Не существует лекарственного препарата, избавляющего от синдрома Аспергера. Медикаменты назначают для лечения некоторых симптомов (нервозности, тревожности, агрессивности). Однако в Центре «Дети Индиго к лекарственной терапии прибегают лишь в случае крайней необходимости. Здесь отдают предпочтение более щадящим физиотерапевтическим методам лечения, способным снизить медикаментозную нагрузку на детский организм и воздействовать непосредственно на патологически измененные участки нервной системы.

Источник

Загадочные «дети индиго» или просто гении. Почему родители идеализируют диагноз своего ребенка

Оксана Головко

Загадочные «дети индиго» – научное ли это понятие? Есть ли такие дети на самом деле, какими качествами они обладают, как не спутать болезнь с гениальностью и другие мифы об аутизме, СДВГ и особенностях развития. Рассказывает Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

«Дети индиго» – обычно люди подразумевают под этим что-то непонятное, загадочное, необычное, возможно, человека со сверхспособностями. Известно, что это псевдонаучный термин, который касается скорее эзотерики, чем медицины или педагогики. Какой же термин для названия детей с необычными особенностями будет научным?

индиго ребенок что это такое. индиго ребенок что это такое фото. картинка индиго ребенок что это такое. смотреть фото индиго ребенок что это такое. смотреть картинку индиго ребенок что это такое.

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

– Конечно, «дети индиго» – это не термин, псевдонаучным он считается потому, что не соответствует тому, что подразумевает категория научности. Научным считается то, что имеет не только актуальность, проблематику и предметность, а обоснованность и интерсубъективную проверяемость (научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом). Так вот, по теме «дети индиго» нет ни одного научного анализа с выборкой и прочими составляющими исследования. Не определены критерии отбора, нет четких границ, кто входит в это понятие.

Почему тогда так часто говорят об этих детях? Потому что так называемым «детям индиго» посвящено множество книг, передач и фильмов. Это такая сенсация, а их любят в любых странах.

Давайте назовем качества, которые приписывают детям индиго, и попробуем соотнести с теми диагнозами, которые широко используются в науке.

Не стоит романтизировать состояние этих детей, ведь у некоторых из них – заболевания, на преодоление которых уйдут годы, а некоторые дети вырастут, а диагноз проживет с ними всю жизнь. В целом перечисленные черты, которые приписываются детям индиго, встречаются у многих детей как вместе, так и по отдельности.

Если вы говорите, что те качества, которые приписывают детям индиго, можно соотнести с теми диагнозами, которые широко используются в науке (РАС, СДВГ), то, значит, никаких «детей будущего» в этом смысле не существует?

– В прямом смысле «детей индиго» не существует. А вот «дети будущего» – да, существуют, в том смысле, что рост числа детей с РАС и СДВГ постоянно наблюдается и продолжается.

На апрель 2018 года статистика – 1 на 59 детей имеют расстройство аутистического спектра. Это данные сети мониторинга аутизма и нарушений развития 11 сайтов США. Плато так и не достигнуто нигде в мире.

Может быть, стоит говорить об особом поколении, а не о конкретных детях. Действительно меняются скорость и способы приобретения информации, но эти аспекты нужно обсуждать отдельно – нет связи с особенностями состояния при РАС и СДВГ.

– Кстати, идеализация диагнозов – откуда она?

– Я думаю, что у нее социальные и психологические корни. Так как в обществе долгое время были разного рода табу (они есть и сейчас), многим родителям проще скрывать диагноз ребенка, чтобы не показывали пальцем, не считали неудачниками, не приклеивали ярлыки. Во многих семьях есть легенды, что ребенок рожден здоровым, а потом произошло «вдруг», и далее называется причина, которая с точки зрения родителей благозвучна – стресс, прививка, выброс какого-нибудь вредного вещества в атмосферу. Причем все перечисленные причины действительно могут выступать триггерами заболевания.

Мы все просто люди, со своими слабостями, тревогами и средствами защиты.

Вот и от словосочетания «дети индиго» веет чуточку спокойствием и даже романтизмом.

Сейчас из медицинской терминологии, как и из любой другой отрасли, многие термины ушли в народ. Все читают интернет, профессиональные сайты, и нет практически ни одной профессии, которая удержалась бы в закрытом пространстве.

Мы используем практически в обиходной лексике массу новых иностранных и профессиональных слов, следовательно, срабатывают законы языка – что-то новое приживается («мелтдаун», «самоадвокат», «чек-лист», «эйблизм»), что-то на грани исчезновения («дефект», «патология», «олигофренопедагог», «дебильность»), что-то подвергается трансформации (было РДА, стало РАС, ASD; было учреждение для детей с умственной отсталостью, стало VIII вида, а теперь и это уходит – для детей с ОВЗ, коррекционное, инклюзивное учреждение), что-то заменяется не на синонимы, а близкие понятия (не «дефект», а «дефицит»), а что-то, как «дети индиго» – уход от проблематики в сторону.

индиго ребенок что это такое. индиго ребенок что это такое фото. картинка индиго ребенок что это такое. смотреть фото индиго ребенок что это такое. смотреть картинку индиго ребенок что это такое.

В психологическом плане – чем больше тайны и загадочности, тем проще спрятаться, уйти от назойливых клише.

Умны, самостоятельны – но и беспомощны

– «Дети индиго» – так еще часто говорят о современных детях нового тысячелетия, которые быстрее развиваются, легко общаются с техникой, быстро мыслят. Вы заметили какую-то разницу с детьми, которыми занимались раньше?

– Я не заметила, что дети перестали быть людьми и превратились в кого-то другого – особенности физиологического развития современных детей всё те же. Я заметила, что изменился социум – способы приобретения информации, требования учителей, амбиции родителей и одновременно обеднение эмоционального взаимодействия.

Развиваются дети так же – все появляется в определенные, отведенные природой сроки (нельзя начать читать раньше, чем говорить), а если не появляется, то или замещается другими функциями, или происходит задержка, недоразвитие, нарушение функционирования.

А вот с техникой действительно общаются лучше, но это не значит, что популяция стала мыслить лучше. И нельзя не отметить серьезные потери: у современных детей ухудшились коммуникативные навыки, утрачивается ценность общения.

Поэтому мнение, что современный младший школьник значительно опережает в развитии своих сверстников прошлого века, не выдерживает критики. В подтверждение своих слов привожу данные исследования Российской академии образования, в котором участвовало несколько десятков тысяч детей и которое проходило не одно десятилетие: больше чем у половины первоклассников речь не развита до уровня успешного обучения в школе, отмечаются трудности с памятью и вниманием.

– Гаджеты, которыми пользуются современные дети, какую роль играют в их развитии?

– Не дают защищенности, эмоционально уплощают, нарушают естественное коммуницирование и живую реакцию.

Если ребенок, например, прошлого столетия проявлял огромную изобретательность по освобождению речки от весеннего льда, обламывая края льда резиновым сапогом (это пример из моей жизни, после чего, набрав полные сапоги холодной воды, я заболела), то сейчас, пожалуй, сама ситуация освобождения отсутствует. Нет опыта. Все ситуации моделирует не жизнь, а компьютер. Нет практики, живого изобретения и применения креативности мышления.

Вернемся к детям с аутизмом. Конечно, все дети разные, но первое впечатление, что они самостоятельны (нужно достать – сами подставят стул и возьмут) и умны (видят открытый на столе ноутбук и начинают сразу с ним взаимодействовать), но одновременно и беспомощны – не могут найти выход в простой ситуации (плачут, когда нужно просто попросить).

Уверена, что многие, прочитавшие эти строки, скажут: «Подождите, но вы описали моего ребенка, у которого точно нет аутизма».

Действительно, многие дети демонстрируют то, что я перечислила. Эмоциональные реакции, которые первыми доступны – с отрицательным знаком: сердитость, раздражение, нервозность, испуг, тревога, волнение, стресс, боязнь и, как следствие, одиночество, скука и даже апатия.

Это не я так придумала, это на самом деле тенденция.

Похоже, что действительно сильно сместились ориентиры взаимодействия, навыки коммуникации оказываются в зачаточном состоянии, нет свободы общения. Для современных детей многое стало проблемой – проще написать, чем позвонить, вообще не обращаться, чем слушать развернутый ответ, играть самому, чем играть вместе, и, главное, это уже видят самые последние скептики – дети предпочтут живому общению гаджет, если стоит выбор – дети или планшет.

На консультациях я это вижу отчетливо. Вот только ребенок посмотрел в ящик, где масса разных игрушек – ничего для себя не выбрал, подошел к рыбкам – немного посмотрел и всё, нечем заняться: в лучшем случае скучает, в худшем – начинает канючить, но вот появился телефон – мгновенное поглощение.

– Мы развенчали два мифа – существование «детей индиго» и то, что современные дети якобы более развиты, чем предыдущие поколения. А с какими мифами вам приходится сталкиваться еще?

– Мы с вами уже говорили про миф, что люди с аутизмом особенные, это не болезнь.

Похожий миф, до сих пор очень стойкий, что дети с аутизмом – гении.

Мифы про аутизм и СДВГ

Миф 1: диагнозы «аутизм» и «СДВГ» – это не болезнь. Просто люди с аутизмом или СДВГ – гении, одаренные и потом поедут работать в Кремниевую долину.

В реальности: бывает, что аутизм и СДВГ сочетается с одаренностью. Даже описана «двойная исключительность», когда одновременно дефицит в одной области и одаренности в другой.

Говорят, что люди с аутизмом, СДВГ – гении, и это действительно миф.

И аутизм, и СДВГ описаны в международной классификации болезней, то есть это не особенность, не уникальность.

СДВГ – это синдром, в котором нет однородности. Аутизм – это гетерогенное заболевание, которое объединяет несколько видов – детский аутизм, синдром Каннера, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, а также «другие виды аутистических расстройств».

индиго ребенок что это такое. индиго ребенок что это такое фото. картинка индиго ребенок что это такое. смотреть фото индиго ребенок что это такое. смотреть картинку индиго ребенок что это такое.

У каждого из этих нарушений есть своя симптоматика и клиника, следовательно, люди, объединенные аутизмом, не просто разные, у них разные интеллектуальные и когнитивные возможности (от умственной отсталости до высоких интеллектуальных способностей), что не позволяет их объединить по этому признаку.

Миф 2: дети с аутизмом, СДВГ не больные, а избалованные. Их нужно было правильно воспитывать.

В реальности: воспитывать, устанавливать рамки и удерживать в них важно для всех детей независимо от заболевания.

Говорят, что дети с аутизмом, СДВГ не больные, а избалованные, и это действительно миф.

И с детьми при аутизме, и с детьми при СДВГ просто объяснения не работают. Дети с СДВГ, как правило, еще и знают правила поведения.

Дети с аутизмом зачастую плохо декодируют речь, им больше подходят визуальные схемы, а не слова.

Детям с СДВГ все понятно и со слов, но применить правило поведения в конкретной ситуации сложно, они могут применить не рациональное, а самое простое решение.

У детей сложности с принятием решения в перегруженной среде, ситуации: при СДВГ – эмоциями, при аутизме – сенсорными факторами.

Вообще часто встречаешься с «доброжелателями», которые пытаются поучить тому, как воспитывать чужих детей – «а ремешка не пробовали?». Хочется ответить, опуская даже сам факт беспардонности и вмешательства в чужие дела, которые напрямую никого, кроме семьи, не касаются – вы всегда бьете больных детей? Ни о каких ремешках речи не может быть. Проблему мы не решим, детям не поможем.

Напомню только, что хорошие родители всегда помнят, что за воспитание отвечают родители. Вседозволенность не поощряется ни в каких ситуациях.

Источник

Индиго ребенок что это такое

индиго ребенок что это такое. индиго ребенок что это такое фото. картинка индиго ребенок что это такое. смотреть фото индиго ребенок что это такое. смотреть картинку индиго ребенок что это такое.

Введение

Проблема воспитания осложняется еще и тем, что, по сведению медиков и психологов, каждый третий ребенок школьного возраста имеет психическое или физическое отклонение в своем развитии. Положение, казалось бы, катастрофическое, которое характерно не только для российской системы образования, но и для многих стран мира. Так ли это?

В 2001 году вниманию российской общественности была предоставлена книга двух американских исследователей Ли Кэрролл и Джен Таубер «Дети Индиго», которая несколько приоткрыла занавес поставленной проблемы. Согласно утверждению авторов книги, в мир пришли совершенно новые дети, миссия которых научить взрослых и, если эти взрослые научатся видеть мир глазами этих детей, все в жизни изменится к лучшему. Обобщая результаты своих многолетних исследований, авторы пришли к выводу, что это новый тип детей, которые требуют нового, необычного, расходящегося с общепринятым в обществе способа взаимодействия. Эти дети были названы Дети Индиго. С 1999 года в Интернете это название было принято научным сообществом. Отсутствие адекватного взаимодействия и создает пропасть во взаимопонимании между ними и взрослыми. В чем же необычность таких детей? Она, прежде всего, характеризуется внешне поведенческими признаками.

«Дети индиго высказываются с удивительной рассудительностью. Они сражаются с неуверенностью, со своим возрастом, с бессилием и с внушенным им чувством собственной беспомощности, с социальным неравенством. Они борются с тем, что они не похожи на других» [2]. Такая активность по самозащите не свойственна одаренным детям. Скорее всего, это отличает их от детей индиго.

Паранормальные способности, которые невозможно объяснить с научной точки зрения, проявляются у детей индиго в их необычных заявлениях. Так, пятилетний Джесси уверяет мать, что он был царем на другой планете, в результате катастрофы его душа попала в животик матери, в другой жизни его звали не Джесси, а Томас, он постоянно контактирует с жителями той планеты. По словам матери ребенка, с возрастом эти контакты только усилились, что вызывает у родителей определенные опасения [2]. Или другой пример с полуторалетним Тайлером, когда мать утверждает, что сын в столь юном возрасте обладает способностью видеть ангелов в салоне припаркованных автомобилей и называть их своими именами, хотя его этому никто не учил. До сих пор Тайлеру во сне часто приходится беседовать с ангелами [2].

Многие родители замечают свои недостатки в воспитании таких детей и предлагают нетрадиционные подходы. Многие из них могут служить руководством к действию. Вот некоторые из них:

Можно понять на рациональном уровне и осмыслить такое высказывание родителей как: «Мы все потерпели крах, потому что пытались исцелять своих детей на рассудочном, интеллектуальном, рациональном уровне». Но следующее высказывание требует дополнительного осмысления и проверки как рабочей гипотезы: «Наши дети изранены на уровне энергетики, на уровне духа. С этого надо начать исцеление» [2]. Предлагаются и другие способы воспитания таких детей. Так, психотерапевт Дорин Верче предлагает Ангельскую терапию вместо принятой психотерапии, Джен Тоубер предлагает начать работу с себя, распознать в себе Внутреннего Ребенка. Второй способ напоминает развитие способности к эмпатии. Но отличие в том, что взрослый не ставит себя вместо ребенка, с которым имеет дело, а воссоздает образ себя в детские годы и актуализирует в себе те качества, которые были присущи в детстве. По утверждению автора, это способствует взаимопониманию взрослого и ребенка индиго. В работе же с одаренными детьми известность получила методика создания искусственных препятствий, разработанная В.С. Юркевич [5]. По утверждению психолога, применение данного метода способствует самоорганизации и развитию эмоционально-волевой сферы одаренного ребенка.

Рецензенты:

Юричка Ю.И., д.п.н., профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.

Синагатуллин И.М., д.п.н., профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.

Источник

Детский церебральный паралич

Что надо знать
родителям?

Если ребенку поставили диагноз ДЦП, важно, чтобы родители как можно быстрее оправились от шокового состояния и взяли себя в руки, ведь только от них зависит жизнь их особенного ребенка. В НИИ «Дети Индиго» не понаслышке знают о том, что такое детский церебральный паралич, какого лечения и ухода требуют дети с таким диагнозом, поэтому мы подготовили некоторые рекомендации для семей, которые столкнулись с ДЦП:

Статьи

Когда следует обратиться к неврологу?

Даже у самой заботливой мамы, как правило, нет медицинского образования. Поэтому со всеми сомнениями относительно здоровья ребёнка нужно сразу обращаться к врачу.

Возрастные нормы развития ребёнка

Каждый ребёнок уникален! Это должны помнить родители, прежде чем начать сравнивать успехи своего любимого дитя с достижениями соседских малышей. Существуют определённые возрастные нормы развития, которые помогают контролировать процесс роста ребёнка и вовремя предотвратить серьёзные проблемы.

Основные особенности адаптации ребёнка с ДЦП

Любое заболевание быстрее поддаётся излечению, если вовремя обнаружено. Диагноз ДЦП – не исключение. Чем раньше начать реабилитацию, тем больше шансов у ребёнка с ДЦП с возрастом стать полноценным человеком.

Особенности детей с ДЦП

Что поможет ребенку с ДЦП? Что стоит за таким диагнозом, как происходит развитие детей с ДЦП и какие шансы есть у ребёнка.

Когда следует обратиться к неврологу?

Возникли сомнения относительно здоровья ребенка? Тогда скорее к неврологу – одному из главных докторов в жизни малыша.

Возрастные нормы развития ребёнка

Существуют определённые возрастные нормы развития, которые помогают контролировать процесс роста ребёнка и вовремя предотвратить серьёзные проблемы.

Основные особенности адаптации ребёнка с ДЦП

Любое заболевание быстрее поддаётся излечению, если вовремя обнаружено. Диагноз ДЦП – не исключение.

Особенности детей с ДЦП

Что поможет ребенку с ДЦП? Что стоит за таким диагнозом, как происходит развитие детей с ДЦП и какие шансы есть у ребёнка.

Статистика

Часто задаваемые вопросы

У сына ДЦП, мы лечимся всеми способами, таблетки, уколы, эффект небольшой но есть. Беда в том, что от таблеток у него начались проблемы с ЖКТ, скажите, в «Дети Индиго» правда можно лечить ДЦП без таблеток?

Отвечает невролог-эпилептолог Дроганова О.В.

В НИИ «Дети Индиго» для лечения детей с диагнозом ДЦП применяют современные технологии, которые направленно воздействуют на пораженные зоны мозга. Уникальное медицинское оборудование и развивающие методики в нашем центре собраны со всего мира и для каждого малыша есть возможность выбрать оптимальную схему лечения.

Отзывы

Можно ли вылечить ДЦП?

Сразу после рождения сын не совершал никаких движений, только плакал и спал. Я забила тревогу и начала бегать по больницам. Врачи признали угрозу ДЦП, но помогать отказывались. Только в «Дети Индиго» нам протянули руку помощи, не отказались от нас, а взялись за лечение!

Сейчас, смотря на своего сынишку, который резво бегает по коридорам, я благодарю Бога за то, что мы попали в такие опытные и заботливые руки специалистов «Дети Индиго».

Спасибо за помощь!

После рождения мы провели 1,5 месяца в реанимации и каждый раз нам говорили ужасные вещи, что он умрет, что не будет ходить.. предлагали отказаться от ребенка. Слова от врачей я слышала страшные, но мое желание помочь ребенку было сильнее, поэтому мы и приехали в «Дети Индиго».

Расстояние для нас не преграда!

В «Дети Индиго» мы уже не первый раз, приезжаем мы сюда из далекого Магадана. Совершенно не жалко времени на переезды, ведь только здесь я вижу, что сыну становится лучше.

Здесь работают замечательные врачи! На данный момент мы имеем положительную динамику абсолютно во всем. Мой ребенок начал произносить слова, хотя до этого он молчал! На достигнутом останавливаться не будем, приедем сюда еще!

Наш малыш стал улыбаться!

Конечно же мы очень переживали, когда услышали от врачей диагноз «ДЦП». Но все же взяли себя в руки и начали поиски специализированной клиники и к счастью выбрали «Дети Индиго».

Можно ли вылечить ДЦП?

Врачи признали у сына угрозу ДЦП, но отказывались браться за его лечение. Единственным, кто протянул руку помощи, стала Наталья Анатольевна! Она, действительно, врач от Бога!

Спасибо за помощь!

Мы не сдаемся, несмотря на сложный диагноз. В «Дети Индиго» нам очень нравится, спасибо врачам огромное, благодаря их стараниям мой сын сделал первые шаги!

Расстояние для нас не преграда!

Уже в который раз приезжаем на реабилитацию в НИИ «Дети Индиго», только здесь я вижу реальные результаты лечения!

Наш малыш стал улыбаться!

Методы лечения и диагностики

Детский остеопат

Консультация детского врача-остеопата полезна тем малышам, которые родились недоношенными, ослабленными, в процессе нетипичных родов.

Костюм аксиальной нагрузки “Регент”

Научить ребёнка двигаться при ДЦП и самостоятельно ходить без опоры помогает лечебный костюм “Регент”! Передовая разработка от Центра авиакосмической.

Иммерсионная терапия

Сухая иммерсия благотворно воздействует на все физиологические процессы, естественным образом улучшая гомеостаз организма.

ЛФК для детей с ДЦП

Лечебная физкультура оказывает комплексное благотворное воздействие на системы и функции организма.

Как стать пациентом НИИ Дети Индиго

Акция

Специально для иногородних пациентов у нас действует выгодное предложение на аренду комфортабельных квартир вблизи центра по льготной цене.

Стать пациентом и частью нашей большой и дружной семьи «Дети Индиго» несложно, мы подготовили небольшую памятку, которая в этом поможет:

Напоминаем, что вы всегда можете записаться на онлайн-консультацию к нашим специалистам. Особенно полезной это услуга будет для иногородних пациентов, на удаленной консультации вы сможете заранее познакомиться с врачом, наметить план и длительность лечения, это поможет тщательнее спланировать поездку в НИИ «Дети Индиго».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *