индуизм и буддизм что древнее
Религии Древней Индии: буддизм, индуизм
Примерно в VI в. до н.э. в Индии появилось новое религиозное учение, которому суждено было превратиться в мировую религию – буддизм. Его основателем считают царевича Сиддхартху Гаутаму из знатного рода шакьев. Легенда гласит, что царевич отправился странствовать, чтобы найти путь спасения от людских страданий.
Наконец под большим дубом ему открылась истина, и он стал Буддой («Просветленным»). Он понял, что жизнь – это страдание, потому что все желания человека в конечном счете приводят его к мучениям и переживаниям. Освободиться можно только полностью контролируя свой дух, отказываясь от соблазнов, чтобы в итоге достичь нирваны – особого состояния существования духа. После этого душа уже не будет перерождаться и не будет страдать.
Буддизм называют «религией без бога». Действительно, в буддизме спасение человека приходит не от бога, а от его собственных духовных усилий. Буддизм называют религией свободного выбора человека. Буддисты не отрицают существования богов, демонов, духов, но считают, что молиться им нет смысла: ведь они тоже подчинены закону кармы и страдают. Чтобы освободиться от перерождений, богам придётся родиться в человеческом облике: ведь только человек может достигнуть нирваны.
Новая вера привлекла много сторонников, ведь для неё были безразличны варна человека, его богатство или бедность, все люди оказывались равными в своём личном пути к просветлению. Ищущий спасения отказывался от семьи, имущества и становился нищенствующим монахом, бродящим по стране и живущим на подаяния. Монахи объединялись в общины, в сезон проливных дождей располагались в пещерах и особых домах. Монахи вели с людьми нравоучительные беседы, наставляли их на путь спасения, например учили не причинять вред ни одному живому существу.
Постепенно в буддизме появилось учение о бодхисатвах – благих существах, которые могли бы достичь нирваны, но откладывают свое спасение ради помощи несовершенным людям.
Уже в III в. до н.э. буддизм стал распространяться за пределами Индии: сначала на острове Шри-Ланка, а позже в Китае, Японии и других странах Востока. Однако в самой Индии его сторонников становилось все меньше (среди современных индийцев их меньше одного процента). В начале нашей эры в Индии на основе развития и изменения древней религии ариев сложился индуизм.
Главное для индуиста – деятельная и страстная любовь и преданность богу, прежде всего богу-творцу Вселенной. Для одних индуистов таким верховным божеством является Вишну, который может воплощаться в образе животного или человека (чаще всего – царя и пастуха Кришну). Другие ставят на первое место бога Шиву. Не менее этих двух богов почитается Брахма, из частей тела которого вышли отдельные варны.
Индуисты строят для богов храмы, приносят их изображениям щедрые подарки цветами, фруктами, украшают их гирляндами, зажигают ароматные свечи. Основными священными текстами в индуизме стали поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»: в отличие от Вед, их позволялось знать всем.
Кратко об индуизме и буддизме
Ареал возникновения и распространения индуизма – Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).
Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.
Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм). Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну. Оба направления являются по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизмом процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.
Все направления индуизма объединяет несколько положений:
Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или иначе включают два момента:
Индуистские культы и методы преодоления сансары были подвергнуты критике другим религиозным направлением, также появившимся на территории Индии – буддизмом.
Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительно с 623г. до н. э. по 543 г. до н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр. буквально — «пробудившийся») решил, что для освобождения от сансары индуистские культы и методы несовершенны. Свое религиозное мировоззрение он свел к четырем положениям:
В учении Будды отпала необходимость индуистской культовой практики, политеистическим божествам Индии был отведен более скромный статус. Адепт учения должен был направить свои усилия на достижение состояния угасания всех земных желаний (нирвана на санскр. «угасание, прекращение») без чьей-либо помощи. Для этого предлагался восьмеричный путь правильного воззрения, решимости, речи, поведения, образа жизни, усилия, направления мысли и сосредоточения, через который надо достичь освобождения от всех привязанностей. В то же время Будда не отверг политеистическую картину мира по сути. Места божеств оказались незанятыми и стали постепенно заселяться существами достигшими нирваны (или отказавшимися войте в нее – бодхисаттвы) и многочисленными богами, «принявшими» буддизм. Так возник сложный буддийский пантеон, требующий жрецов и обрядов.
В буддизме можно выделить два основных направления: Махаяна (великая колесница) и Тхеравада (Теравада — учение старейших). Отличительной чертой махаяны является стремление к освобождению всех без исключения живых существ. Она развивает культ бодхисаттв («тот, чья сущность — просветление») как существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью освобождения всех. Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). Тибетский буддизм махаяны (ламаизм) развил мощную иерархическую структуру и сложную обрядовую практику, в которой главы иерархии объявлены живыми бодхисаттвами. Тхеравада – единственное сохранившееся из направлений раннего буддизма. В ней нет учения о Бодхисаттвах, ритуал более прост. Буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. В буддиской общине (сангха) принято деление на монахов и мирян. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.
Оценка буддистского учения
Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал – полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение.
Усилия буддийского мудреца все время направлены не к обнаружению положительной основы фактов и явлений жизненного процесса, не к обретению истины, а к разоблачению отрицательных качеств бытия, к выяснению призрачности и обманчивости вещей, действий и явлений, составляющих содержание жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полу-мистической работе пробивается непрерывное стремление не к величайшей реальности, не к абсолютному бытию, не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию саморазлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием, с нирваной. Это не рост духа, составляющий цель христианской аскетики и мистики; это, выражаясь подлинными словами буддизма, «прекращение духа».
Сообразно с этой основной тенденцией буддийского экстаза, от него веет ледяным холодом, настоящим дыханием смерти. Во всех рассуждениях нет ни одного слова о любви. Но зато, сколько забот, дум, грез об «угашении,» о «прекращении» …
Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства, которое на известной ступени совершенства грозит стать помехой на пути к цели. Действительно, дела, совершенные в настоящей жизни, необходимо переводить к новому перевоплощению. Дурные дела не выгодны: они приведут к новому воплощению с увеличенными страданиями. Но и добрые дела приводят к новому воплощению; правда они обеспечивают «небесные радости,» но они презренны, потому что они не вечны и не избавляют от возрождений.
«Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением,» находим мы в своде буддийской морали.
Фон Шредер (исследователь индусской культуры) говорит: «Снова и снова, со стороны буддизма – отрицание; со стороны христианства – утверждение. Любить, страдать и, наконец, жить – вот обязанность, вот желание истинного христианина! Не любить, не страдать, не жить – вот идеал буддиста. Здесь воистину выясняется глубокая и широкая, не переходимая пропасть буддизма и христианства».
Отвергнув идею Творца и твари, и понимая мир как только зло, одно недолжное, философия буддизма вносит зло в само Абсолютное, в котором зарождается непонятная «суета», «волнение», порождающие ничтожный мир, заслуживающий лишь уничтожения.
Теория Бытия. Глава 14. Индуизм и Буддизм
Теория Бытия. Глава 14. Индуизм и Буддизм.
Основы индуизма произрастают на индийском субконтиненте еще в ведийскую, хараппскую и дравидскую цивилизации, предположительно, около 4-5 тысяч лет назад. Индуизм представляет из себя определенную систему знаний об устройстве мира, а также свод законов общественной морали, целью которых являются рациональное объяснение человеку что есть хорошо и что есть плохо, что можно, а чего нельзя делать, что есть добро и что есть зло?
С точки зрения единобожия, индуизм не является классическим видом монотеизма, хотя в индуизме говорится о едином боге, который способен проявлять себя в разных ипостасях. С точки зрения политеизма, индуизм представлен множеством богов, которые покровительствуют человеческим качествам, а также покровительствуют элементам природы, что говорит о связи индуизма с ранними формами религиозного мышления, истоки которых исходят от периода поклонения элементам природы и мифическим качествам человека. Индуизм тесно переплетен с философией, множеством наук, эзотерикой и атеизмом. Это пестрая и многогранная палитра представлений о целях задачах человеческого бытия, в условиях многогранного общества.
Одним из основных отличий индуизма от других религий является кастовая система. Согласно основателями индуизма, общество делится на 4 основные касты:
Брахманы, к которым относятся учителя и священники.
Кшатрии, к которым относятся правители, дворяне и воины.
Вайшьи, к которым относятся земледельцы, предприниматели и торговцы.
Шудры, к которым относятся рабочие и слуги.
Но за эту стабильность обществу пришлось заплатить высокую цену. Разделив общество по социальному статусу, где переход из одной касты в другую был практически невозможен, индуизм существенно ограничил возможности общества в саморазвитие. Достаточно сказать, что многие открытия мирового уровня в математике, астрономии, медицине, литературе и многих других направлениях, не стали достоянием государств, исповедующих индуизм. Индуизм не имел социальных механизмов, которые позволяли бы ему научные достижения конвертировать в реальные преимущества!
В индуизме широко представлена модель мироустройства, основанная на обмене тончайших энергий. Человек и мир окружающей его гармонии взаимодействуют посредством механизма обмена энергий. Переселение душ, перерождение, множество культовых действий и медитаций направлены на то, чтобы изменить карму и соотнести ее с требованиями окружающей человека гармонии. В индуизме существует несколько направлений, которые отличаются друг от друга по форме, но практически не отличаются по содержанию.
Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Древней Индии и представляет из себя сложную систему духовных практик, основанных на изменение сознания, очищения его от пороков человеческого бытия и улучшения ее посредством преодоления страданий, выпавших на человека при его рождение. Новая модель атома, как и новое определение материи, анонсированные в книге «Теория Всего», способны объяснить и этот, весьма тонкий механизм функционирования человеческого сознания, который формируется не только под действием искаженного социума, но и подвержен влиянию совокупного разумного поля человеческой цивилизации. А оно, вероятней всего, и является исходным кодом человеческой души!
Чем отличается буддизм от индуизма
Оба учения зародились в Индийском субконтиненте и много в чём похожи. Интересно, что приверженцы буддизма и индуизма никогда не воевали между собой (как католики и протестанты или христиане и мусульмане).
Что такое буддизм и индуизм
Буддизм возник благодаря царевичу Сиддхартхе Готаме, родившемуся в 563 году до н.э.
Он вырос в роскоши, но, узнав, что в мире существует много лишений, отказался от знатной жизни и много путешествовал, пока на 36 году жизни не достиг Просветления. Гаутама стал Буддой, поняв причину людских бед и узрев, как можно избавиться от страданий.
Индуизм — не единая религия, а совокупность течений, основанных на Ведах. Индуизм возник в 16-15 веке до н.э. и считается самой древней религией.
Основные понятия и идеи буддизма
В основу буддизма положено такое учение:
Достигнуть Пробуждения можно, следуя заповедям, медитируя, научившись самоограничению.
Основные ответвления индуизма
Общие черты всех индуистских течений:
Вишнуизм — крупнейшее учение индуизма. Эти люди поклоняются Вишне и его аватарам (человеческим воплощениям) — Раме, Кришне.
Шиваизм — поклонение Шиве, одновременно имеющему и не имеющему формы.
Смартизм — в этом учении люди сами выбирают, кому поклоняться. Популярные: Шива, Ганеша, Шакти, Вишну, Сканда, Сурья.
Шактизм — поклонение Шакти, Божественной Матери, и её формам — Лакшми, Кали, Сарасвати, Дурга.
Сравнение буддизмам и индуизма
Буддизм основан на:
Индуисты медитируют, читают мантры, практикуют йогу, совершают ритуальные жертвоприношения.
Вера в карму породила касты, «ступени» общества: брахманы (они же учёные), цари и воины, торговцы, ремесленники-земледельцы, неприкасаемые. Индуизм полагает: в своей касте человек рождается неспроста, поэтому должен смиренно принять это «место». Живя праведно, в следующей жизни он может подняться на ступеньку выше.
Заключение
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сравнение буддизма и индуизма — двух древнейших религий
Здравствуйте, дорогие читатели!
Наш сегодняшний разговор о том, чем отличаются и чем похожи буддизм и индуизм.
Оба учения возникли на просторах Индийского субконтинента, т.е. можно сказать, что «генетически» они имеют общее происхождение. Проводя сравнение буддизма и индуизма, следует заметить, что несмотря на существующие принципиальные различия, за многовековую историю между сторонниками и приверженцами обоих философских течений не было ни одного столкновения на межрелигиозной почве.
Оба учения мирно сосуществуют и в настоящее время, гармонично переплетаясь с такими направлениями, как йога, джайнизм, сикхизм, христианство и ислам.
Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.
Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.
Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.
Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.
Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:
1. Страдание существует.
2. Причина его – жажда или желание.
3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.
Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.
Основными доктринами буддизма считаются:
* Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
* Учение анатмавады – теория отрицания души.
* Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
* Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.
Удивительно, но факт: ученые в области ядерной и квантовой физики нашли подтверждение правильности буддийской теории о кальпах – периодах возникновения и уничтожения мироздания.
Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.
Коротко об индуизме
Учение не имеет основателя и четкой доктрины. По сути, индуизм – это не единая религия. Она представляет собой совокупность различных течений, основанных на Ведах. Возникновение его датируется 16-15 веками до н.э., что значительно раньше появления буддизма, христианства, ислама. Этот факт позволяет считать индуизм самой древней религией человеческой цивилизации. Несмотря на существующее большое количество течений, их отличия друг от друга, все они имеют общие черты сходства, выражающиеся в следующих признаках:
* Признание и почитание божественного начала, поклонение изображениям и статуям.
* Признание законов Сансары – возможности переселения душ одних живых существ в другие.
* Признание законов Кармы. Перевоплощения зависят от совершенных поступков.
Индуизм проповедует чтение мантр, практикует йогу и медитативные методики, одобряет ритуальные жертвоприношения, как средство получения божественных благ тому, кто их совершает.
Отличия и сходство двух религиозных учений
Рассмотрев некоторые ключевые моменты и особенности, гораздо проще говорить о том, чем отличается буддизм от индуизма. В чем разница и чем похожи эти два религиозных направления можно представить в виде следующей таблицы:
Оба учения, несмотря на имеющиеся принципиальные различия, имеют общие черты сходства, что позволяет некоторым исследователям считать буддизм одной из веток индуизма. Будда заимствовал такие понятия, как Карма, Сансара, Дхарма и многие другие, придав им совершенно иной смысл и трактование.
Оба религиозных направления практикуют чтение мантр, медитацию и занятия йогой, но цель и пути поиска истины жизни у них различаются.
Бертран Рассел, британский философ и математик, отмечал, что теория буддизма дает понятие и объясняет многие явления, которые неподвластны науке.