индульгенция что это в истории

Индульгенция

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

Содержание

История

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.). Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты. Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 г. и дополненном в 1999 г.

Богословское обоснование

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200—1263). Эта концепция была признана Церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция — это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими».

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усугубляя его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и т. д.

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция дается при обязательном соблюдении следующих условий:

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами католической церкви

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

Индульгенции в иудаизме

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

В своей судебной практике Бейт дин, когда ему случается привести еврея к присяге, имея в виду существующие индульгенции, приходит в смущение от трудности обеспечить за евреем верность присяги и поэтому предварительно требует исполнения ее, чтобы он формально и торжественно уничтожил, отрекся от всех родов индульгенций, к которым он прибегнет, а может, и прибегнул уже в подрыв присяге [6] [неавторитетный источник?]

Источник

Значение слова «индульгенция»

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

[От лат. indulgentia — снисходительность, милость]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших.

ИНДУЛЬГЕ’НЦИЯ, и, ж. [латин. indulgentia — прощение] (истор., церк.). В католической церкви — папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

индульге́нция

1. религ. в католической церкви — освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди

2. истор. документ, свидетельство об отпущении греха

3. перен. прощение за какие-либо неблаговидные деяния, совершённые ранее или которые могут быть совершены в будущем ◆ Но оснований для выводов, сделанных частью комментаторов (о том, что в послании содержится индульгенция правительству Касьянова до президентских выборов), на мой взгляд, нет. Любовь Шарий, «Послание президента и „политический импульс“», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова камерный (прилагательное):

Источник

Что такое индульгенция

«Грешник, когда не хочешь ты
Печься, вариться, жариться
Тысячу лет в чистилище
И без конца в аду —
Здесь добудь индульгенцию,
Тяжких грехов прощение,
И за толику малую
Всевышний тебя спасет».

Шарль де Костер, бельгийский писатель, «Легенда об Уленшпигеле»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова, прямое значение которых стало уже давно неактуальным, но они по-прежнему активно используются в современном языке (становятся нарицательными).

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

Так произошло с термином индульгенция, который уже пятьсот лет как не актуален, а мы все его используем как историзм. Но что это такое, что оно означало изначально и как его следует понимать сейчас? Будет интересно, не переключайтесь.

Индульгенция — это.

Под красивым словом индульгенция большинство ошибочно понимает отпущение грехов. Но такое определение хоть и очень распространено, но не совсем верно.

Чтобы разобраться в том, что такое индульгенция, какое она имеет отношение к прощению грешников, нужно проследить историю этого явления. Тем более что оно сыграло немаловажную роль в расколе католической церкви.

В переводе с латыни indulgentia означает «милость» или «прощение». В самом общем богословском смысле это Божья благодать, дарованная как исцеление от последствий совершенного греха.

В XI веке во Франции индульгенции появились, как своеобразный юридический документ, подтверждающий, что за согрешившего, но покаявшегося верующего вступаются перед Богом высшие церковные чины (папа или епископы). Заступничество духовенства заключалось в особой молитве за грешника.

Но индульгенция – это отпущение не самого греха, а временной кары за совершенные греховные деяния.

Чтобы понять, что это значит, нужно разобраться с категорией кары за грехи.

Кара за грех

В самом начале становления христианства согрешивший должен был делом на протяжении определенного отрезка времени доказывать искренность своего покаяния перед общиной. Уже в IV веке у епископов было право сокращать время покаянного наказания (епитимии) при очевидных доказательствах чистосердечного раскаяния – что-то типа досрочного освобождения.

К началу раннего средневековья было довольно четко определено, сколько каких поступков нужно совершить, чтобы загладить какой-то конкретный грех. Это и была временная кара. За смертные грехи полагалась вечная кара.

Временную кару можно было искупить усиленными молитвами, паломничеством к святым местам, постом, добрыми делами, подаяниями и проч. Таким образом, Бог становился как бы пострадавшей стороной, нуждающейся в компенсации за причиненные грешником страдания.

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

Церковные наказания (временная кара) были очень суровы, поэтому уже в VII веке начались попытки их смягчения путем различных замен одного наказания на другое, в том числе и денежной компенсацией в виде пожертвований церкви вместо, например, годового курса усиленных молитв.

Вначале такой подход вызвал негодование у верующих, это очень смахивало на богохульство, но вскоре споры утихли, а пожертвования церкви во имя искупления грехов стали нормой.

Расцвет индульгенций во времена Крестовых походов

Само слово indulgentia появилось при папе Александре II в XI веке, когда необходимо было стимулировать граждан к участию в Крестовых походах.

На Клермонском соборе в 1095—1096 гг. было объявлено, что всем, кто непосредственно участвует в Крестовом походе или оказывает финансовую поддержку, полагается indulgentia plenaria, или полное прощение временной кары, причем не только для них, но и для ближайших родственников – живущих и даже усопших.

Народ валом повалил в крестоносцы – за 200 лет, начиная с 1096 года было организовано 8 Крестовых походов, в которых участвовали даже женщины и дети.

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

За эти же столетия сформировалось несколько искаженное понимание индульгенции не как «досрочного освобождения» от временной кары, а как прощение самого греха.

Такое искажение набирало обороты, и вскоре прощение грехов за деньги или за какие-то благочестивые поступки дошло до такой точки, когда стало возможным даже отпущение будущих согрешений.

Неисчерпаемая сокровищница добрых дел

В XIV веке папа Климент VI создал учение, которое логично и красиво объясняло, что значит индульгенция, – это вовсе не погоня церковных чинов за звонкой монетой, а Божья милость, ставшая возможной из-за наличия некой «сокровищницы добрых дел», где накоплены все заслуги Христа, его сподвижников и всех святых.

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

Эти сусеки добра принадлежат Церкви, и она распоряжается ими по своему усмотрению, как бы покрывая согрешения неразумных христиан запасами святости их благочестивых предшественников.

Как торговля индульгенциями спровоцировала раскол

К XVI веку злоупотребления в продаже индульгенций приобрели ужасающий размах. Уже никто не учитывал, раскаялся ли человек в своем прегрешении, какая временная кара ему положена – денежный взнос считался весомым основанием для получения права на отпущение грехов.

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

*Сатана продает индульгенции

Индульгенции разлетались, как горячие пирожки, с их помощью собирали деньги на войны, строительство в Риме собора Святого Петра, на содержание двора и т.п. Выдавать документ об отпущении грехов имели право папа, епископы, монахи нищенствующих орденов, таких как францисканцы и доминиканцы, а также особая каста священников-распространителей индульгенций, которых называли квестариями.

Все это привело к тому, что немецкий богослов Мартин Лютер 31 октября 1517 года написал 95 тезисов о наболевшем и прибил их к воротам церкви в городе Виттенберге. Так началась великая Реформация, которая привела к расколу католической церкви и появлению протестантизма.

индульгенция что это в истории. индульгенция что это в истории фото. картинка индульгенция что это в истории. смотреть фото индульгенция что это в истории. смотреть картинку индульгенция что это в истории.

95 тезисов были посвящены объяснению покаяния и индульгенции в исходном их смысле, Лютер призывал вернуться христиан к истокам веры, напоминая в одном из тезисов: «Прежде церковные наказания налагались не после, а перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния».

«Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается».
Мартин Лютер, 1517 год.

Спустя полвека в 1567 году папа Пий V запретил продажу индульгенций, хотя это не остановило Реформацию. Сегодня понятие индульгенции снова означает освобождение от временной кары за те грехи, в которых верующий уже покаялся на исповеди.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (6)

А что плохого в том, чтобы за свои грехи жертвовать церкви деньги? Ведь церковь на эти суммы много добрых дел творила, хоть и не обошлось без тех священников, что поклонялись золотому тельцу.

Любопытно, что индульгенция — это не бесплатная услуга. Получается, мирские блага все же могут принести пользу духовной жизни. Хуже всего, что прощение как бы давалось даром, и не требовало никакого искупления делами или поступками.

Не удивительно, что эта возмутительная практика вызвала раскол. Возможность получить индульгенцию фактически нивелирует значимость основных заповедей.

Если человек богат, то почему бы с него не взять деньги в качестве наказания за грех, это же лучше, чем он бы молился по сто раз на дню.

А в наши дни что означает это слово, как нарицательное понятие? Видимо, вседозволенность или некое исключительное право, которое идет вразрез с самими же законами, установленными государством.

Заповеди одни для всех. Нигде нет оговорки о том, что грешить можно, если потом хватит денег откупиться.

Источник

Краткая история индульгенции

Как избавление от покаяния превратилось в отпущение греха и каким образом возможность купить себе прощение связана с добрыми делами Богоматери

Слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания (poena) и, соответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи.

Первые индульгенции появились в XI веке во Франции; в них папы и епископы официально, в форме юридического акта, объявляли о своем заступничестве за верующих перед Богом и на этом основании частично или полностью избавляли их от необходимости покаяния. Отпущение вины (culpa) за совершенный грех считалось подвластным только Богу; индульгенции воспринимались как уступка несовершенству и слабости мирян, неспособных на тяжелую искупительную работу, а «эффективность» грамот объяснялась особой заступнической молитвой высокого церковного иерарха за прегрешивших. Впрочем, тогда индульгенция давала лишь избавление верующего от временной кары — то есть примирение с Церковью, а не полное прощение.

Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.

Поворотным пунктом в развитии индульгенций стало начало Крестовых походов: всем, кто отправлялся в Святую землю, папа даровал indulgentia plenaria («полное прощение»). Позднее, приблизительно с середины XIII века, в работах ученых богословов и в сознании людей утвердилось представление о том, что индульгенции могут избавлять «от вины и наказания» (а culpa et poena), то есть прощать сам грех. В массовом сознании это представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали злоупотреблявшие порой своей должностью священники — распространители индульгенций (так называемые квестарии).

Следующий перелом пришелся на 1343 год, когда официальный статус приобрела так называемая доктрина сокровищницы церкви: добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых составляют некий запас, «сокровищницу», из которой могут черпать другие христиане. Святость одних представителей сообщества христиан превышает греховность других, и именно это делает индульгенцию возможной.

Движение к злоупотреблению торговлей индульгенциями, подвигнувшему Мартина Лютера написать знаменитые «95 тезисов», было постепенным. В XV–XVI веках выплата определенной суммы в пользу Церкви стала повсеместно считаться достаточным основанием для индульгенции. В начале XVI века папа Лев X даровал индульгенции тем, кто жертвовал деньги на строительство собора Святого Петра в Риме, а доминиканец Иоганн Тецель продавал однотипные индульгенции всем желающим — как считается, совершенно не заботясь о том, раскаялись ли покупатели этих грамот в своих грехах.

Католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны на Тридентском соборе в 1563 году. Впрочем, Собор запретил только продажу индульгенций, но не практику их дарования, подробно описав, каким образом человек может получить грамоту о прощении. Индульгенции существуют в католической церкви и сегодня, однако в ином виде: теперь их регламентирует булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), опубликованная в 1967 году.

Источник

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

/ Ориг. : лат. Indulgentia

Основанием для И. в Средние века были совершение верующим какого-либо деяния (например, паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата денежной суммы в пользу церкви.

В раннее Средневековье, в период перехода от публичного покаяния к частному (VI—Х вв.) формируются предпосылки практики И. Сократилась продолжительность епитимии; различные виды покаяния стали взаимозаменяемыми. Важная роль в покаянии отводилась посредничеству церкви. Все это способствовало тому, что в Средние века (впервые — в XI в. во Франции) появились И. Церковь в лице пап и епископов официально заверяла верующих в заступничестве и прощала часть покаяния или все покаяние отдельным лицам. Считалось, что действие И. основано на молитве за прегрешившего и равносильно результату покаяния.

И. входили в употребление медленно; в течение долгого времени они рассматривались как уступка несовершенству людей, не способных на трудную искупительную работу. Исторически поворотным пунктом в развитии И. было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов — так называемая indulgentia plenaria.

Постепенно И. стали привычны; изменилось и отношение к ним теологов. Если ранние схоласты (Абеляр, Петр из Пуатье) подвергали И. критике, то уже в конце XII в. появились авторы, отстаивавшие их пользу. Новая стадия осмысления И. была связана с развитием учения о «сокровищнице церкви», согласно которому «сверхдолжные» заслуги Христа, Богоматери и святых составляют запас, из которого могут черпать остальные христиане. Теперь богословы стали воспринимать И. как правовой акт, посредством которого папа распоряжается «сокровищницей». Эти взгляды получили развитие в трудах теологов XIII в. — Альберта Великого, Бонавентуры и в особенности Фомы Аквинского. В 1343 теория «сокровищницы церкви» была утверждена в качестве официальной доктрины католицизма.

В позднее Средневековье И. получили особенную популярность. Объем искупительной работы (обязательного условия И.) стал сравнительно небольшим: верующему, как правило, предписывалось в определенные дни совершить паломничество, прочитать определенные молитвы, пожертвовать на благочестивые цели.

Появились и новые виды освобождения от наказания за грехи: И. для усопших, И. монашеским орденам, «масляные грамоты» — платные разрешения есть в пост яйца и молочные продукты. Возникли легенды о чудесном даровании И. по божественному велению; согласно одной из легенд, такое повеление получил Франциск Ассизский от Христа и Девы Марии.

Изменялось и представление о том, от чего освобождают И. В ХII—ХIII вв. в грамотах об И. указывалось: И. даруются покаявшимся и исповедовавшимся. С середины XIII в. утвердилось представление, что И. могут в некоторых случаях избавлять «от вины и наказания» (a culpa et poena), т. е. прощать и сам грех. В массовом сознании это представление действовало в отношении всех И., чему способствовали злоупотребления распространителей И., а нередко и пап, стремившихся ради доходов удовлетворить спрос на «легкое» прощение грехов.

Практика дарования И. «a culpa et poena» (и практика И. вообще) вызвала критику со стороны Джона Уиклифа и Яна Гуса и в целом явилась предметом споров. На протяжении Средневековья И. отвергались последователями неофициальных учений — катарами, вальденсами, лоллардами. Простые люди, а нередко и клирики, осуждали продажу И., подчас сопровождаемую угрозами отлучения и осуждения на вечные муки.

В XV в. многие вопросы, связанные с И., широко обсуждались образованным духовенством. Вопрос об И. явился одним из ключевых в критике католической церкви гуманистами и реформаторами. На Тридентском соборе в 1563 католическое духовенство осудило использование И. как средства пополнения казны, однако практика И. была утверждена; учение об И. получило на соборе развернутое изложение.

В дальнейшем роль И. уменьшилась. В Римско-католической церкви практика И. существует и поныне, однако в исправленном и очищенном от меркантилистских соображений виде и без придания им того исключительного значения, которое было характерно для Средневековья.

Лит.: Иванов М. С., Казбекова Е. В., Тюшагин В. В. Индульгенция // Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2009. С. 632—645; Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 2003. С. 187—189. Bysted A. The Crusade Indulgence: Spiritual Rewards and the Theology of the Crusades. Leiden, 2015. Lea H. C. History of Auricular Confession and Indulgences in the Latin Church. Vol. 3. New York, 1968. Paulus N. Der Ablass im Mittelalter als Kulturfaktor. Köln, 1920; Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg, Bd. 1. 1957. Staffen R. The Penitents’ Treasury: Indulgences in Latin Christendom, 1175—1375. Scranton, 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *