индустриальный дизайн что такое
Кто такие промышленные дизайнеры и как они спасают мир
Все вещи, которые нас окружают, кто-то придумал и разработал. Почему ваш смартфон выглядит так, а не иначе? Кто догадался заворачивать хрупкие предметы в пленку с пупырышками? Как дизайнеры заставляют нас покупать больше еды? Отвечаем на эти вопросы вместе с Британской высшей школой дизайна, где вы можете обучиться промышленному дизайну с нуля.
Что такое промышленный дизайн?
Промышленные дизайнеры придумывают, как будут выглядеть вещи массового производства: одежда, мебель, предметы интерьера, бытовые мелочи и многое другое. Промышленный дизайн сформировался как отрасль во время индустриальной революции, когда на фабриках стали изготавливать одинаковые товары в больших объемах. Вещи стали доступнее, и люди захотели, чтобы они были не только функциональными, но и эстетичными — так появилась профессия дизайнера.
Пионером промышленного дизайна считается Петер Беренс, немецкий архитектор. В конце 1900-х он разработал фирменный стиль для целой корпорации — AEG, крупнейшей компании Европы, которая специализировалась в области электроэнергетики, машиностроения, а также товаров для дома. Его дизайн ламп, вентиляторов, часов, чайников и других домашних приборов не менялся несколько поколений.
Какие знаменитые объекты промдизайна есть у вас дома?
Ко всем предметам, которыми вы пользуетесь, — от зубной щетки до автомобиля — приложил руку дизайнер. Некоторые дизайн-решения входят в историю, а их продуманный внешний вид становится эталоном и не меняется десятилетиями. Например:
Воздушно-пузырчатая пленка. Необходимая вещь для переезда и борьбы со стрессом появилась в 1957 году в результате неудачного эксперимента по производству обоев. Обклеить пленкой с пупырышками квартиру никто не решился. Тогда ее создатели Альфред Филдинг и Марк Шаван отдали партию компании IBM, которая начала упаковывать в пленку компьютеры. До наших дней пленка дошла в неизменном виде.
Ручка Bic. Шариковые ручки придумали в 1940-х сразу несколько компаний. Фирма Марселя Бика сделала ставку на одноразовость и дешевизну — в отличие от конкурентов они предлагали не заменять закончившийся стержень, а купить новую ручку всего за 19 центов. Этот ход помог Bic стать монополистом. Дизайн флагманской ручки Bic Cristal не менялся с 1950 года.
Стеллаж «Билли». Самый популярный книжный шкаф в мире и один из главных товаров «Икеа»: каждые 10 секунд продается один стеллаж. Его облик не менялся с 1978 года, когда шведский дизайнер Гиллис Лундгрен придумал недорогую полку без лишних деталей, которую можно использовать для любых целей: поставить на кухню, хранить в ней книги или приделать дверцы и превратить в шкаф для спальни.
Как отличить хороший промышленный дизайн от плохого?
В дизайне есть понятие emotional sustainability — это чувство, когда вещь с каждым днем нравится всё больше. С точки зрения промышленного дизайна только хорошо продуманные изделия могут быть красивыми и эстетичными — если вилкой невозможно есть, ей не помогут украшения на ручке.
«Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» — один из главных постулатов промышленного дизайна, который сформулировал Дитер Рамс, придумавший в 1960-х стиль компании Braun: примитивный, интуитивно понятный и логичный. Его минималистичная концепция стала эталоном, которым вдохновлялся Джонатан Айв, глава дизайн-подразделения Apple.
Самый известный проект Рамса для Braun — дизайн проигрывателя SK-4. В те годы радиоприборы выпускались в лаковых деревянных корпусах и щедро украшались. Белый аппарат Рамса с прозрачной крышкой и без декора конкуренты обозвали «гробом Белоснежки». Зато покупателям понравилось: модель стала популярной среди меломанов, компания Braun заработала репутацию инноватора, а у философии Рамса появились последователи.
Кажется, всё уже изобретено. Над чем работают промдизайнеры сейчас и что станут делать в будущем?
Дизайнер совершенствует уже существующие вещи и разрабатывает новые. Технологии развиваются, появляются новые материалы, вместе с ними меняются запросы покупателей. Еще недавно было сложно поверить, что кроссовки смогут передавать информацию об активности на телефон, наушники станут беспроводными, а автомобиль будет заряжаться от сети. Задача промдизайнера будущего — заворачивать еще более сложные концепции в понятные и удобные для пользователей оболочки и работать с новыми технологиями. Этому и учат в рамках двухгодичной программы «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна.
Как промышленные дизайнеры помогают спасать мир?
Один из главных принципов промышленного дизайна — использование минимального количества ресурсов и снижение вредного воздействия на природу. В идеале промдизайнеры должны создавать вещи, которые не захочется выкидывать годами: так мы сможем уменьшить количество мусора, снизить визуальный шум и перестать тратить деньги на новые вещи.
Знаменитый промышленный дизайнер Виктор Папанек много писал об ответственности дизайнера перед миром. В 1966 году он разработал радиоприемник из консервной банки стоимостью 9 центов. Жители самых бедных стран могли собрать его из подручных средств. Приемник был очень популярен в Индии, Африке и Латинской Америке. Папанек никак не украшал радио — жители стран делали это сами в соответствии со своими культурными традициями.
Почему промышленных дизайнеров не заменят роботы?
Нейросеть может сгенерировать логотип и айдентику, но не может придумать удобный стул. В промдизайне важно хорошо разбираться в человеческой психологии — понимать потребности людей, анализировать рынок и быть в курсе последних тенденций. Дизайн связан с осмысленным творчеством, на которое машина пока не способна.
Вот отличный пример того, как креативное мышление помогает решать дизайнерские задачи: в 1937 году владелец сети американских супермаркетов Сильван Голдман заметил, что корзинки для продуктов быстро заполняются и становятся слишком тяжелыми. Чтобы заставить людей покупать больше, он изобрел продуктовую тележку на колесиках. В нее помещалось больше продуктов и ее было удобно катить по супермаркету, так что покупатели могли проводить больше времени в магазине. Тележка произвела революцию в индустрии, а ее дизайн за 80 лет почти не изменился.
Дизайнер должен уметь хорошо рисовать? Какие знания и навыки нужны?
Промышленные дизайнеры — многофункциональные специалисты, которым удается совмещать творчество, логику и инженерные навыки. Важно иметь развитый вкус, понимать паттерны потребительского поведения, работать с программами моделирования и много общаться с заказчиками.
На курсе «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна учат всему. Обучение разделено на 4 модуля: concept, design, production и business. Студенты учатся проводить исследования рынка, проектируют 2D-модели, работают в основных дизайнерских программах, знакомятся с техниками производства и узнают о бизнес-реалиях: как работают дизайн-студии и производства в России.
Что почитать и посмотреть про промышленный дизайн?
«33 слова о дизайне». Фильм, где 33 российских дизайнера рассказывают об индустрии и творчестве.
«Овеществление». Документальный фильм о создании объектов масс-маркета — от зубных щеток до телефонов.
«Гений дизайна». Сериал от BBC, где исследуется появление повседневных вещей.
99% Invisible. Культовый подкаст о дизайне всего: здесь можно узнать о создании эмоджи, проектировании кружек и особенностях строения библиотек.
Куда пойти учиться?
В Британскую высшую школу дизайна. Программа «Промышленный дизайн» подходит и для инженеров, которые хотят больше узнать об эстетике, и для дизайнеров, которые стремятся освоить новые технологии и узнать о бизнес-составляющей профессии.
Преподаватели расскажут, как создавать прогрессивные концепции и продукты, которые могут улучшить жизнь людей, как изучать пользовательский опыт и выводить товары на рынок. За время обучения студенты соберут портфолио практических кейсов и получат знания для работы на фрилансе, в дизайн-студиях, стартапах и производствах.
Промышленный дизайн: что это и для чего он нужен?
Каждый вокруг нас находятся сотни и тысячи предметов. Мы соприкасаемся с ними и постоянно их используем. И, это может показаться удивительным, но это факт – вещи, составляющие наше окружение, на определенном уровне оказывают воздействие на наше настроение, а также и на наше внутреннее состояние. Промышленный дизайн определяет, каким именно будет тот мир вещей, который нас окружает ежедневно. Сегодня изучить промышленный дизайн вы можете на курсах дизайна в Новосибирске.
Зачем нам необходим дизайн? Прежде всего, дизайн требуется для решения проблем и обеспечения функциональности, и только после этого он отвечает уже за красоту предметов и их внешнюю привлекательность. Зачем вообще нам потребовался промышленный дизайн и что оказывает влияние на то, какой именно предмет из нескольких аналогичных по функционалу выбирает клиент?
Ниже мы расскажем о десяти простых правилах, которых необходимо придерживаться любому хорошему дизайнеру. Если вы спросите человека с улицы, то есть, такого, который в повседневной жизни далек от сферы дизайна, то наверняка большинство полученных вами ответов будут сводиться к тому, что дизайн отвечает за красоту. Мы же уже понимаем, что главным назначением дизайна является решение конкретных, поставленных задач. Дизайн должен служить для хорошего решения проблем пользователей. И, тем не менее, нужно рассмотреть и аспект красоты применительно к дизайну.
Для начала давайте попробуем понять, почему красота столь сильно привлекает пользователей. Прежде всего, красота для человека – это словно обещание счастья. И не важно, говорим ли мы о красоте собственно человека, автомашины, приборов из категории бытовой техники. Красота – это просто удовольствие, получаемое нами уже только лишь от того, как мы для себя представляем взаимодействия, использование и прикосновение. Все это заставляет нас приобщиться к конкретному объекту.
С раннего детства окружающий нас мир воспитывает в людях осознание того, что удовольствие, радость и приятные эмоции тесно связаны с красотой.
При этом люди стараются покупать такие вещи, которые вызывают у них позитивные эмоции. Ведь человек, когда выбирает одну вещь из нескольких с одинаковым функционалом, но разных по дизайну, выбирает тем самым собственное «будущее настроение» и своего «будущего собеседника». И очень часто люди покупают определенный предмет даже не из-за его функционала, или того, что он хорошо справляется с решением задач, а только потому, что предмет удовлетворяет их эмоциональному уровню.
Дизайнеры, прекрасно это понимая, сегодня используют информацию на стыке маркетинга и психологии, просчитывая с помощью этих данных, какие именно цвета и оттенки, текстуры и формы предметов смогут вызывать у потенциальных покупателей нужное действие – покупку предмета.
Основные приоритеты промышленного дизайна
Для начала нужно отметить, что своим появлением промышленный дизайн частично обязан архитектуре. Но отличается он тем, что архитектура нацелена на пространство, тогда как промышленный дизайн уже направлен на предметы.
Среди основных задач промышленного дизайна:
— понять, что включает экстерьер предмета;
— понять, насколько функциональной является вещь;
— определить особенности ее структуры.
Промышленный дизайнер в себе должен иногда сочетать различные навыки, прежде всего – возможности инженера-конструктора и художника.
Потребность в промышленном дизайне появилась благодаря приходу машинного производства. Некоторые люди тогда полагали, что те предметы, которые делаются поточным способом на станках, по качеству уступают предметам, над которыми работают профессиональные ремесленники. Также высказывались опасения, что те предметы, которые делаются не ручным способом, лишаются индивидуальности и ломают ощущение гармонии своего обладателя. Именно поэтому производители стали стремиться добавлять в свои предметы декоративные элементы. Сегодня практически любая сфера обладает широким ассортиментом самых различных товаров.
Также нужно учесть, что, по мнению психологов, множественность выбора от человека требует большого напряжения, в том числе и напряжения в эмоциональном плане. Ведь необходимо сравнивать и анализировать множество составляющих предмета, различные характеристики. И довольно часто бывает так, что человек просто устает выбирать что-либо в интернет-магазине и закрывает его страницу, разочаровавшись и так и не выбрав ничего. Возможно, именно по этой причине многие люди сегодня предпочитают минимализм – ведь данный стиль позволяет получить отдых от пестроты и большого количества ненужных предметов.
Если у вас большой выбор товаров, приблизительно одинаковых по качеству и функционалу, то тогда определяющей уже становится именно способность вещи отвечать интересам человека в эмоциональном плане, вызывая приятные ощущения, и ассоциироваться с чем-то радостным для него.
Хороший пример – постоянные споры, которые ведут между собой любители продукции Apple и приверженцы гаджетов, работающих на Android. И при этом те, кто предпочитает Apple сегодня открыто говорят, что получают положительные эмоции от взаимодействия и обладания гаджетами Apple. И благодаря этим эмоциям они даже закрывают глаза на некоторые баги или пробелы в функционале устройств от Apple.
Теперь также важно учесть при создании вещи не только функционал предмета, но и образ жизни, который ведут потенциальные потребители.
Чего должен добиваться промышленный дизайнер, работающий над вещью?
— делать образ запоминающимся;
— обеспечивать эргономичный вид;
— добиваться функциональности и технологичности.
Какой принцип в работе промышленного дизайнера является основным
Сегодня некоторые промышленные дизайнеры полагают, что они должны работать, прежде всего, для индустрии и для заказчика, исходя в работе от поставленной заказчиком задачи.
На самом деле, в идеале нужно пытаться сделать больше. Как пример можно привести работу над дизайном чайника – нужно создать его дизайн не просто в определенном стиле, но учитывая при этом, для кого именно он создается. Какие люди будут использовать вещь, как эти люди живут, к чему стремятся и т.п. Нужно поставить себе задачу изменить к лучшему жизнь этих людей, привнести в нее что-то хорошее именно дизайном своего предмета.
То есть, идеалом является стремление к большей цели, нежели та, что указывается в вашем задании. Если вы будете так делать, то вы непременно будете развиваться как профессионал и творец. Главная цель – создавать для людей, для ваших конечных пользователей, а не для брендов.
Принципы дизайна от Дитера Рамса, известного промышленного дизайнера
Не стоит пытаться повторять, дополнять и изменять ваши старые идеи, ведь у вас есть возможность сделать что-то совершенно новое, привлекая последние наработки ученых, создать нечто такое, чего ранее просто не существовало ни в функциональном, ни в визуальном воплощении. Рамс также отмечает, что мы зачастую неправильно употребляем термин «инновация». На самом деле инновация – это не просто лишь свежая новинка, а новшество, которое уже используется и опробовано.
Наверняка вы работаете с такими вещами, которыми люди будут пользоваться ежедневно. И если так – непременно нужно позаботиться о том, чтобы предметы были удобными и функциональными, эти аспекты потребуют ничуть не меньше внимания, чем, например, визуальная красота предметов.
Не секрет, что те вещи, с которыми мы взаимодействуем каждый день, напрямую влияют на наше мироощущение, мировоззрение и внутреннее состояние. Потому функциональная, качественно выполненная, хорошо продуманная вещь непременно должна быть еще и привлекательной.
Бывает так, что вы создали такой предмет, который не то что тяжело использовать, но тяжело даже понять, как вообще с таким предметом взаимодействовать – и вряд ли такую работу можно назвать успешной. Простота, а также ясность в работе с вещью решают проблему пользователя гораздо лучше, нежели большое нагромождение бесполезных деталей в оформлении вещи.
В идеале, ваш предмет должен быть ненавязчивым, быть нейтральным. Потому что промышленный дизайнер не работает над созданием предмета искусства или декорации. Нечто спокойное и ровное наверняка будет оцениваться выше, нежели вещь, которая настойчиво к себе привлекает слишком много внимания.
Реклама зачастую обещает нам по-настоящему несбыточные возможности, наделяя продукт сказочными свойствами. Однако дизайнеру не стоит поступать так. Вы должны стараться быть максимально честным с потребителями продукции. Нужно помнить, что обман тяжело простить, и при этом разочарование от несоответствия вашего продукта обещанным вами параметрам продлится еще очень долго.
Это значит, что не нужно гнаться за «модными фишками» и новыми трендами. Мода меняется постоянно, и то, что модно сейчас, довольно быстро устареет. Вам же нужно постараться сделать нечто такое, что будет актуально вне зависимости от изменения тенденций и проходящего времени.
Во время создания определенной вещи нельзя прорабатывать лишь те стороны предмета, которые вам кажутся самыми привлекательными, и выполнять «неинтересные» составляющие исключительно формально. Очень важно, чтобы предмет, который вы создаете, был продуман по-настоящему досконально и как следует протестирован – не должно оставаться ни одного «белого пятна». Если вы сделаете все возможное для удобства покупателей, то это покажет вашу заботу и уважение о клиентах.
Мы все живем в общем мире, который обладает ограниченным количеством ресурсов. Потому очень правильным решением будет побеспокоиться об этом мире, сделав все, что возможно, чтобы во время разработки, создания, применения и последующей утилизации ваших предметов вредные экологические последствия минимизировать. Некоторые компании идут навстречу данному принципу, применяя в работе исключительно возобновляемое сырье, а также принимая на переработку различные вещи и т.п.
Простота – один из важнейших, базовых принципов промышленного дизайна. Постарайтесь концентрировать свое внимание на главных задачах и аспектах, которые вы желаете закрывать, когда работаете над новым предметом. Вам не требуется добавлять большого количества деталей и дополнительных возможностей, потому что они не всегда являются достоинством.
Мы рассказали о том, что собой представляет в современном мире промышленный дизайн в Новосибирске. Мы снова смогли убедиться, что внешние аспекты и функционал вещи должны прямо соотноситься друг с другом. Промышленный дизайн, сделанный с акцентом на принципы минимализма, использующий последние исследования ученых, может качественно улучшить жизнь современных людей. То, с какими вещами мы взаимодействуем ежедневно, напрямую влияет на настроение людей, их внутреннее состояние и их мироощущение.
Если у вас есть желание научиться дизайну, мы приглашаем записаться на наш курс веб-дизайна.
Промышленный дизайн и немного из его истории
Промышленный дизайн или, как его ещё называют посвящённые люди, промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн, — это отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности (как не обзови этот конгломерат искусства и техники), целью которой является определение формальных качеств изделий и других объектов среды обитания, производимых промышленностью. Даже можно сказать больше, область деятельности промышленного дизайна – структурные и функциональные особенности изделия, а также его внешний вид.
Промышленный дизайн подразумевает под собой эффективное развитие идей через процесс, который приводит к производству новых товаров, даже, если это фоторепортажи.
История промышленного дизайна немного короче, чем дизайна в целом. Первые дизайнеры, работающие в сфере промышленности, появились в XVIII веке на английской территории. Первые вехи промдизайна связаны с именем и деятельностью Дж. Веджвуда, который своим творчеством вложил лепту в развитие промышленного производства набивных тканей, но определение «промышленный дизайн» как таковое появилось гораздо позже.
Сначала его определили как «индустриальный дизайн. К этому приложил свою руку в 1918 году архитектор из Германии Вальтер Гропиусу, основавший в немецком Веймаре революционную, для того времени, школу индустриального дизайна. Это сейчас ничего особенного, а тогда это событие осуществило переворот в мире промышленности и мире дизайна. Вальтер Гропиусу официально объявил о слитии искусства и техники в одно целое.
Следующий виток развития в истории промышленного дизайна произошёл после второй мировой войны. Именно тогда, он получил серьёзное толчок к развитию на территории Скандинавии и Нидерландов, в это же время интерес к этому направлению дизайна проявили в Соединённых Штатах Америки, там промышленный дизайн принёс своим первопроходцам невероятный успех – продажи буквально взлетели в небо. А уже к 60-м годам ХХ века именно в США организовалась Коллегия Индустриального дизайна, так дизайн влетел в, так сказать, массовое употребление.
Члены Коллегии дали очень ёмкое определение «индустриального дизайна». Они утверждали, что это проявление творческой активности, которая способна улучшать внешние достоинства товаров, производимых промышленностью.
На современном этапе глобализированного XXI века промышленный дизайн как уже не совсем новый вид деятельности дизайнерских студий включает в себя три элемента: искусство, маркетинг и современные технологии.
Как и во всех видах творческой деятельности человека, в промышленном дизайне существует защита прав интеллектуальной собственности на объект или объекты, разработанные в рамках проекта, над которым трудится дизайнер. Результат творчества промышленного дизайнера должен быть защищён патентом на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Вот такой он мир, даже творчество в нём омрачено юридическим вопросом.
Индустриальный дизайн
Индустриальный дизайн
Искусственный интеллект и минимум отходов: тренды промышленного дизайна
Об эксперте: Владимир Пирожков — дизайнер, почетный член Российской академии художеств. Разработчик автомобилей Toyota и Citroen. Основатель и президент Инжинирингового центра «Кинетика», который работает над проектами в сфере машиностроения.
Что такое промышленный дизайн
Все материальные предметы, произведенные людьми на фабриках и заводах, — это объекты промышленного дизайна. К ним относят почти все вещи, которые мы видим каждый день, — от автомобилей, мостов, самолетов до смартфонов и зубных щеток.
Главная задача промышленного дизайна — сделать эти предметы функциональными и привлекательными внешне, чтобы люди хотели отдать за них деньги. Например, поэтому производители смартфонов не просто выпускают устройства, с помощью которых можно звонить и сидеть в интернете, а разрабатывают несколько вариантов цветов, продумывают форму корпуса.
В индустриальном дизайне существует пирамида профессионализма. На ее вершине — автомобильная сфера. Во-первых, авто — концентрация почти всех промышленных изделий, от часов до мебели, на которой мы сидим во время поездки. Во-вторых, машины должны быть универсальными. Автомобильные компании делают их такими, чтобы китаянке ростом 1,5 м и американскому баскетболисту ростом 2 м было удобно ездить на одной и той же модели.
Яркий пример того, как промышленный дизайн помог выделить один продукт среди множества других, — бренд Apple. До появления iPhone кнопки на телефонах были аналоговыми, то есть физическими. Они располагались непосредственно на корпусе, а их количество ограничивалось размером устройства. Такой вариант предлагал в том числе Nokia — популярный в те времена бренд. Но вот вышел iPhone с цифровыми кнопками, которые находились на разных виртуальных экранах. Их было больше, но при этом они не занимали места на корпусе — пользоваться телефоном стало удобнее. Теперь у людей чаще можно увидеть смартфоны Apple, чем Nokia.
Тренды промышленного дизайна
Генеративность
Генеративный дизайн возник с развитием искусственного интеллекта. При таком подходе разрабатывать новые проекты и решения человеку помогают программы.
Дизайнер формирует задачу, задает характеристики продукта, который нужно получить. Искусственный интеллект генерирует и визуализирует решения, объекты. Дизайнеру остается выбрать наиболее удачные варианты и при необходимости скорректировать их.
Главное преимущество генеративного дизайна — оптимизация производственных процессов. В производстве самолетов искусственный интеллект помогает уменьшить вес изделия за счет изменения деталей, не влияющих на скорость полета и надежность конструкции. Например, кронштейнов, на которые крепятся отделения для ручной клади. Программа предложит сделать их полыми, чтобы уменьшить вес самолета в целом.
От редакции: Такой подход используют многие компании. Например, летом 2017 года Nutella выпустила 7 млн банок шоколадной пасты с уникальным рисунком на каждой. Их сгенерировали с помощью алгоритма, который комбинировал цвета и графические шаблоны.
Программа AutoDesk Within Medical помогает создавать костные импланты, которые повторяют пористую шероховатую структуру настоящих костей.
Минимум отходов
Современные промышленные дизайнеры пытаются создавать новые продукты с минимальными затратами ресурсов, сокращать производственные отходы.
Скульптор и художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти говорил: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его». Так же были устроены технологии производства. Токарные станки срезали заготовку, пока не получалась нужная форма. Оставалось много мрамора, стружки и других отходов.
Сегодня компании стремятся к тому, чтобы как можно больше ресурсов было использовано в производстве и как можно меньше становилось мусором. В программе легко задать нужную форму и распечатать объект на 3D-принтере — никаких обрезков и стружки.
Причем изготовить можно вообще все, что удалось придумать, а не только то, для чего приспособлен токарный станок. Если дизайнер знает, как работает принтер, то легко распечатает даже гамбургер с идеальным соотношением хлеба, мяса и соуса.
Кастомизация
В эпоху изобилия товаров и услуг мы понимаем, что дорогой ноутбук или автомобиль не делает нас особенными. Но нам все еще важно быть индивидуальностями, отличаться от других людей.
Промышленный дизайн предлагает решение — кастомизацию. Это возможность адаптировать продукт под предпочтения каждого отдельного покупателя. Например, на свой смартфон вы можете надеть золотой чехол с бриллиантами — и он уже будет немного отличаться от миллионов других смартфонов.
Антитренды промышленного дизайна
В промышленном дизайне есть два вида антитрендов:
К первой категории относятся, например, старые модели автомобилей. В контексте своего времени это был качественный удобный транспорт, но сейчас нет смысла ездить на старом Porsche 1950 года. Его можно поставить в гараж и любоваться им как коллекционным предметом. Но использовать по назначению лучше современные модели автомобилей.
Пример антитренда из второй категории — сверхзвуковые самолеты Ту-144. В 1965 году они опередили свое время, но тогда такие технологии были неактуальны, поэтому производство вскоре закрыли.
Как развивается промышленный дизайн в России и в мире
Тренды и направления развития в промышленном дизайне задают США, Великобритания, Германия, Норвегия, Швеция. В этих странах запускается много стартапов в разных сферах. Они генерируют новые идеи, теории, решения, которые затем используют и адаптируют другие страны.
Китай преуспевает в разработке бытовых решений для повседневной жизни — начиная с кухонных мелочей и заканчивая системой банков.
В России промышленный дизайн развивается не так быстро, как за рубежом. Здесь принят консервативный подход — местные производства, особенно локальные в небольших городах, не стремятся менять технологии изготовления продуктов.
Как стать хорошим промышленным дизайнером
В России открыто 76 факультетов промышленного дизайна. Самые популярные вузы:
Если в других областях дизайна можно пройти курсы, освоить навыки по видео и статьям в интернете, то в промышленной сфере высшее образование более важно. Специалист должен знать, как устроено производственное оборудование и какие идеи можно реализовать на том или ином предприятии с инженерной точки зрения.
Что еще нужно уметь промышленному дизайнеру:
Специалисту важно не только ориентироваться в трендах, но и предсказывать их. Сделать автомобиль более удобным, поменять цвет корпуса — значит чувствовать тенденции. Дизайнер, который умеет предсказывать их, предложит кардинально другое решение — например, придумает портал для перемещения в пространстве. Тогда автомобиль уже не будет нужен.
Промышленный дизайн развивается, появляются новые технологии и методы, которые упрощают изготовление продукта. В работе часто используют искусственный интеллект, и многие считают, что вскоре он заменит специалистов-людей. Но любой программой нужно управлять, поэтому профессия дизайнера все еще остается актуальной.
От редакции: Материал подготовлен при поддержке проекта «Лифт в будущее». Это всероссийская программа профориентации, которая дает школьникам и студентам доступ к образовательным курсам и помогает найти первую работу.