инфантицид что это такое
Антиоксиданты. Что это такое и где содержатся
Антиоксиданты являются веществами естественного или искусственного происхождения.
Они защищают ткани от вредоносных свободных радикалов, попадающих в организм человека при нездоровом образе жизни (например, курение) или в результате воздействия агрессивной среды (радиация, загрязненная атмосфера и вода, ультрафиолет).
Механизм негативного влияния
Организм атакуют «ненормальные» молекулы, в составе которых отсутствует один или несколько электронов. Их цель – пополнение недостающих электронов из здоровой ткани. Радикалы запускают начало так называемого окислительного стресса. Чтобы противостоять ему, необходимы антиоксиданты, которые, не теряя устойчивости, отдают свои электроны разрушенной ткани.
Где находятся антиоксиданты
Продукты
Больше всего антиоксидантов находится в черносливе, изюме, чернике. Их много также в лимонах, гранатах, орехах, семечках, овощах и фруктах, зелени, чае и кофе.
Пряности
Специи обладают удивительной способностью препятствовать свободным радикалам, во многом превышая подобное свойство у растений. Введите в свой рацион питания:
Примечание. Карносоловая кислота, улучшающая зрительные способности и мозговое кровообращение в большом количестве находится в розмарине.
Напитки
Делайте свежие соки из мандаринов, апельсинов, яблок, рябины, граната.
Травы
Полезны напитки и чаи из ромашки, клевера, тимьяна, душицы.
Витамины
Для защиты организма необходимы витамины А, С, Е.
Примечание. Заказывайте чаи и сборы, богатые антиоксидантами, а также БАДы и витаминные комплексы сети социальных аптек Столички.
Древняя традиция инфантицида: зачем люди убивают своих детей?
С древнейших времен у людей самых разных культур существовала традиция убийства новорожденных. Причины — разные: социально-экономические, культурные, религиозные. Но девочек среди жертв всегда было значительно больше, чем мальчиков. WAS рассказывает об инфантициде и гендерциде.
Многие могли запомнить из школьного курса истории жуткий факт: в знаменитой суровостью воспитания своих граждан древней Спарте больных и слабых младенцев сбрасывали со скалы. Легенда оказалась ложной: в 1904 году археологи изучили найденные кости у подножия хребта Тайгет — там был лишь один младенец, остальные — взрослые от 18 до 35 лет. В 1980–2007 годы в ущелье спускались десятки экспедиций, но детских останков больше найти не удалось.
От латинских слов infans — «неспособный говорить», «безмолвный» и caedo — убиваю
Бросить или съесть
Древние люди жили в экстремальных условиях, им некогда было заниматься детьми, когда те рождались слабыми или больными, или если мать умирала в родах. Благодаря некоторым примитивным культурам мы знаем, что ребенок с физическим уродством мог считаться плодом воздействия злых духов.
Ископаемый вид людей, живших 1,8–0,3 миллиона лет назад, их рассматривают как непосредственных предков современных людей
Переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству — земледелию и животноводству — произошел около 10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке
Выбросить за городские стены
В аграрных цивилизациях Ближнего Востока — Междуречье, Финикия, Карфаген — детей убивали не столько из практичных, сколько и из ритуальных соображений, принося в жертву различным богам. Менее печальной участь детей была в Египте, где человеческие жертвоприношения не практиковались и было принято выкармливать даже незаконнорожденных, и в Древней Иудее. Иудейская религия строго запрещала не только человеческие жертвы, но и любые формы детоубийства. Произошедшие позднее от иудаизма мировые религии — христианство и ислам — также занимали бескомпромиссную позицию относительно инфантицида.
В классической древнегреческой цивилизации человеческие жертвоприношения уже считались варварством, но маленьких детей с заметными дефектами развития выносили за пределы городских стен, где те и погибали. Решение принимал отец или совет старейшин. Убийство законных детей даже состоятельными родителями было привычным делом.
Как и во многих культурах, особенно лишними там считали девочек: их надо было кормить, одевать, а потом они выходили замуж, переставая помогать по хозяйству родной семье. Американский историк и психолог Ллойд ДеМос приводит такие цифры. В 228 году до нашей эры в 79 семьях, получивших гражданство в древнегреческом городе Милете, было 118 мальчиков и только 28 девочек. Как правило, в одной семье было несколько сыновей, но не больше одной дочери. Угадайте, что делали с рождавшимися девочками.
«Стремиться к тому, чтобы зачатый плод не увидел света, а если он не может быть изгнан, то держать его так, как будто не имелось для него пищи».
20–40 лет для женщин и 30–55 — для мужчин
С начала 3 тысячелетия до н. э.
Все решит отец
«Я до сих пор в Александрии. /…/ Заклинаю тебя позаботиться о нашем малыше. Как только нам выплатят жалованье, я сразу же отправлю тебе деньги. Если родится мальчик (да благословит тебя Фортуна!) — оставь его, если девочка — избавься от нее».
В 2011 году на месте римского поселения в Хамблдене в 80 км от Лондона археологи обнаружили большое захоронение младенцев одного дня от роду — всего 97 человек. Ранее, в 1988 году, похожее место нашли возле израильского Ашкелона на территории бывшего древнеримского поселения. При раскопках канализации там были найдены кости около сотни малышей в возрасте до 3 дней. Вероятно, это место было специально приспособлено для избавления от неугодных детей. Подобные захоронения находят и на территории других поселений Римской империи.
Официальной государственной религией Римской империи христианство стало лишь в 380 году
Документ, изданный императором Константином I и прекративший дискриминацию христиан
Европейские практики
Древние германцы топили детей до того, как они «вкусят пищи», кельты пускали их на щите по течению, поляки до 12 века избавлялись от уродливых младенцев. С принятием христианства количество убийств уменьшилось, так как Церковь рассматривала инфантицид как страшный грех. Подключилось государственное законодательство.
Так, в Каролине — уголовно-судебном уложении императора Священной Римской империи Карла V — говорилось, что «женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, /…/ да будет заживо погребена и пробита колом». Во Франции за такое сжигали на костре. Баварский гражданский кодекс 1756 года предусматривал отсечение головы матери за убийство ребенка «из страха или стыда». В некоторых странах уголовные законы сулили более мягкое наказание для убийцы некрещеного, незаконнорожденного или ребенка с отклонениями.
Тем не менее позднесредневековые метрические книги показывают неравное соотношение полов крещеных детей — 120–160 мальчиков на 100 девочек. Гендерцид продолжался.
В разгар эпохи Просвещения, в 1741 году, известный лондонский чудак и благотворитель, судовладелец Томас Корам открыл первый Дом для внебрачных детей. Его поднимали на смех, а традиционные моралисты порицали: это, мол, даст право взрослым не заботиться о своих детях, а взвалить ее на плечи благотворителей. На что Корам парировал, что уже не может видеть детские трупики в сточных канавах. Постепенно в других городах Европы стали открываться подобные приюты. Впрочем, до конца 19 века мертвых младенцев еще очень часто находили на городских улицах.
Constitutio Criminalis Carolina
Убить, но как бы случайно
На Руси детоубийство практиковали тоже весьма активно, чаще убивали также девочек. Считается, что это обставляли как трагическую случайность — мать роняла ребенка или душила его, как бы нечаянно навалившись во сне. Другие способы избавиться от нежеланных детей, особенно неродных, отражены в несколько измененном виде в известных сказках — когда злая мачеха просто отправляет падчерицу зимой в лес. Однако уже в конце 16 века в сводах законов появляются наказания за инфантицид.
В третьей редакции Литовского статута уже четко оговорены санкции за детоубийство. Документ различает убийство ребенка, совершенное законными родителями и незамужней матерью. В первом случае наказание — 1 год и 6 недель заключения в башне замка, а потом — четырехкратное в течение года публичное покаяние в церкви, во втором — казнь женщины и всякого, кто помогал ей избавиться от ребенка.
Литовский статут стал источником московского Соборного уложения 1649 года царя Алексея Михайловича. Потому в Московии санкции были похожими:
«А буде отец или мати сына или дочь убиет до смерти, их за то посадить в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви Божии, и у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити».
А за убийство матерью незаконнорожденного ребенка — смертная казнь. Понятно, подобные законодательные меры были больше направлены на предотвращение супружеских измен, а не на защиту детей.
В 1835 году, когда в Российской империи был принят закон об обязательной судебной экспертизе, в качестве экспертов стали приглашать медиков. Тогда появились известные и сегодня диагнозы: послеродовая депрессия, синдром внезапной детской смертности, несколько оправдывающие роженицу, пошедшую на убийство младенца.
В современном обществе практика инфантицида продолжает существовать. И если в развитых западных государствах — это единичные случаи, то в развивающихся европейских странах с большим количеством социально-экономических проблем, детоубийство встречается чаще. Выброшенные в мусорные баки младенцы — тому подтверждение. Впрочем, в Европе все-таки нет тенденции убивать именно девочек. Чего не скажешь про современную Азию.
Правовой кодекс Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского; известны три редакции — 1529, 1566, 1588 годов
Азиатские реалии
Чуть больше повезло мусульманкам. До распространения ислама во многих азиатских странах девочек закапывали живьем в землю. Но Коран объявил это грехом: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех». Теперь в исламских странах рождение дочери может считаться проклятием, но хотя бы не приводит к ее смерти.
«Растить дочь все равно, что поливать огород соседа», — китайская поговорка.
Рождение сына в Китае почетно и связано с древней традицией, когда раз в год китайцы идут на могилы родственников и сжигают там специальные ритуальные предметы — «деньги», утварь, «дома», как бы передавая их для комфортной жизни в потустороннем мире. Право такой передачи есть только у сыновей. Не желая на том свете остаться без подарков, в средние века ненужных дочерей топили или выбрасывали на свалку.
Почти по таким же традициям жила Индия. Там только сын имеет право зажечь погребальный костер и совершать ритуальные обряды. Также в Индии очень трепетно относятся к даури — традиции приданого невесты, которое копится годами. Не удивительно, что с такими традициями растить дочь было категорически невыгодно во все времена. Даже в современной Индии на периферии до сих пор прицельно убивают младенцев женского пола.
Буквальный перевод — «пропалывание растений чрезмерно разросшегося сада»
Китайское государство, существовавшее в 960–1279 годах
Смерть после УЗИ
В 1979 году в Китае на волне страха перенаселенности была принята программа «Одна семья — один ребенок». После распространения технологии определения пола будущего ребенка по УЗИ, женщины начали массово делать аборты в случае, если плод женского пола. В Индии программа ограничения рождаемости действует до сих пор. Жители, имеющие более двух детей, лишаются некоторых льгот, не могут избираться в местное самоуправление.
Когда правительства обеих стран запретили определять пол по УЗИ, это привело лишь к тому, что нежеланных дочерей стали бросать на улице. В 2016 в КНР семьям разрешили иметь по двое детей, но во многих селах и сейчас можно увидеть надписи: «Запрещается дискриминировать, истязать, бросать младенцев женского пола».
По данным экономиста и нобелевского лауреата из Индии Амартия Сена, в 1990 году странам Азии уже не хватало около 100 миллионов девочек. Селективные аборты и убийства новорожденных вызвали демографический перекос. И он может усугубиться после недавнего открытия японских ученых.
У самок две X-хромосомы, у самцов — одна X-хромосома и одна Y-хромосома: сперматозоид с X-хромосомой, соединяясь с яйцеклеткой приводит к зачатию девочки
Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века (15 фото)
Осторожно, контент может вас испугать и расстроить.
Седые времена
Князь Киевский Ярослав Мудрый, правивший обширными землями, в том числе теми, которые теперь входят в состав России, держал великолепный европейский двор. Точнее, его держала жена князя, Ингигерда, в православии — Ирина.
Что касается самого Ярослава, он, как известно, издал сборник законов, известный как Русская Правда, в которой за убийство чужого ребенка семье ребенка разрешалось отомстить. Убийство своего ребенка не рассматривалось вовсе: дети были лишь собственностью отцов и полностью в их воле.
«Видение отроку Варфоломею», Михаил Нестеров
Боролась с таким явлением, как намеренное или случайное убийство детей, практически одна только церковь. Первые веков десять-двенадцать расправа с инфантицидом (так называют систематическое убийство детей) стояла на повестке расширяющей свое влияние христианской церкви постоянно.
Особые проповеди приходилось посвящать намеренному и распространенному убийству девочек — во многих местах Европы, и Западной, и Восточной, ценности в девочках не видели и тратить на них ресурсы не хотели.
Приходилось бороться и с тем, чтобы детей не забивали насмерть. Но фактически церковь могла только увещевать и накладывать не слишком обременительные церковные наказания — иначе ее авторитет начинал шататься или благополучие семьи, где умирал ребенок, ставилось под угрозу.
«Кормилица с ребенком», Алексей Венецианов, 1830-е
Тем не менее в части детоубийств была виновата именно церковь. С приходом христианства в ныне российские земли детей стали разделять на законных и незаконных. Матери вторых становились грешницами, а сами дети, рожденные вне брака — плодами греха.
Общество не просто осуждало или насмехалось над внебрачными детьми и их матерями. Оно устраивало им настоящую травлю. Считалось, что «беззаконного» ребенка имеет право избить или даже изнасиловать каждый. Просто по настроению. Их матерям приходилось не лучше. Многие зачавшие вне брака скрывали беременность до последнего, чтобы потом утопить, удавить, реже — незаметно кому-то подкинуть ребенка.
«Новое знакомство», картина Карла Лемоха, 1885 год
В народе продолжали бить как попало, равно как и игнорировать тот факт, что по «Домострою» (который теперь многие считают чуть ли не законом, по которому жили в прошлом) отец обязан обеспечить детей едой, одеждой и возможностью обучаться. «Домострой» был чисто философским трудом, не имеющим законодательной силы.
Известный своими жестокими законами царь Алексей Тишайший ввел наказания для матерей-детоубийц. За убийство законного чада полагался год тюрьмы; за незаконного же мать убивали безо всякой пощады, поскольку наказывали не за убийство, а за сокрытие блуда. Таким образом царь решил бороться за нравственность.
Тот факт, что чаще всего приживали незаконного ребенка беззащитные в доме господина служанки (нередко это было результатом череды изнасилований), он, как и многие другие законодатели христианского мира, просто игнорировал.
Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой в детстве. 1760
Чуть позже, ради защиты жизни незаконнорожденных, Петр I и его последователи открывали все новые приюты для подкидышей. Они переполнялись мгновенно. Изнасилования не прекращались, женщины рожали детей, которые могли превратить их жизнь в ад, и топили их в канавах или выносили на мороз. Причем последняя практика была в ходу даже в отношении детей, рожденных в браке, — так решался вопрос с тем, что прокормить семья может не всех.
Несчастнорожденные и крепостные
К концу 18 века сложились представления о том, что бывают дети из неблагополучных семей. Туда относили не только детей при матерях-одиночках, но и детей, которых фактически не содержали или не могли содержать родители, например, в силу пристрастия отца к алкоголю. Таких детей называли «несчастнорожденными».
Русская женщина бросает своих детей на съедение волкам, гравюра Шарля-Мишеля Жофруа.
Начала укрепляться, хотя и не стала популярной, идея, что слова «незаконнорожденный» стоит избегать. Оно давало иллюзию, что сама жизнь ребенка незаконна и, следовательно, никак и никем не охраняется.
Правовые уложения закона 1754−1766 годов «О таковых отцах и матерях, которые детей своих убьют» предусматривали ужесточение наказания и за детей, рожденных в браке, убитых матерями или отцами. В зависимости от сословия и жестокости убийства, родителя-убийцу приговаривали к кнуту, ссылке в женский монастырь, каторге и так далее.
Тем не менее, если ребенок «сам умирал» из-за намеренного небрежения или через несколько дней после жестоких побоев, убийство фактически никак не расследовалось и не наказывалось. Ценность детства резко повысилась в девятнадцатом веке, в связи с прогрессивными и даже местами идеалистическими идеями. Идеи распространялись от более богатых и просвещенных семей к более бедным медленно.
«Крестьянские дети», Владимир Маковский
При этом у совершенно просвещенных родителей-дворян в начале века нормально в голове укладывались недопустимость физических наказаний для своих детей, равно как и забота об их здоровье и умственном развитии, и приказы выпороть маленьких крепостных, которые в чем-либо провинились, прислуживая или просто, например, по мелочи подворовав вкусного и интересного.
Убийство крепостного ребенка (а особенно большого их количества) могло даже осуждаться соседними помещиками, но никто не считал при этом, что хозяин был не вправе запороть крепостного насмерть. С генералом-лейтенантом Львом Измайловым, содержавшим гарем из девочек (часть которых были его собственными дочерьми от крепостных) соседи не прекратили здороваться.
«Порка», Павел Ковалевский, 1880 год
Тем временем остро встала проблема с количеством внебрачных детей и детей, которых родители убивали от голода. Отмена крепостного права в 1861 году, красиво выглядящая на бумаге, на деле сопровождалась потерей крестьянскими семьями земли, с которой они кормились. Помещики выделяли худшие участки получившим волю холопам. Ребенок стал рассматриваться не как рабочие руки, а как лишний рот.
Неприглядные традиции
В конце 19 века «в народ» — в открытые земские больницы и сельские школы — пошло множество прогрессивных, образованных мужчин и женщин. Постоянное тесное общение с менее образованными слоями населения, которого им до того удавалось избегать в городе, привело ко множеству отчаянных докладных записок, статей для тематических журналов, просто писем и записей в дневниках.
В деревне свекры порой побуждали убивать их же собственных внуков. Ненависть к невестке, которая рожала «слишком часто» и «слишком много», отмечена в труде «Жизнь Ивана» исследовательницей семейной жизни в русской деревне Ольгой Тян-Шанской.
«У люльки», Кирилл Лемох
Последнее вообще было такой частой практикой, что каждый случай заспанного ребенка в обязательном порядке рассматривали в суде. И… чаще всего признавали мать невиновной. Заспать от усталости могла практически каждая — женский сон был короче мужского, женский труд тяжел и непрерывен. Это все практиковалось с детьми из полных семей. Со внебрачными церемонились того меньше — топили как щенят.
Помимо того, что дети находились в постоянной опасности от своего ближайшего окружения, особенно семьи, их могло убивать и само государство. С семи лет ребенка, совершившего тяжкое преступление (крупный поджог, убийство другого ребенка) уже могли приговорить к лишению жизни. Планку, однако, подняли до двадцати одного года уже к девятнадцатому веку.
Алименты — царское дело
Лишенные земли крестьяне массово уезжали в города, нанимались прислугой или шли на фабрики. Девочки и женщины получали за свой труд при этом копейки — это считалось нормальным. Те, кому удавалось прожить, не продавая себя в куцые часы отдыха по улицам, становились постоянным объектом домогательств фабричного начальства разного калибра или хозяев и хозяйских сынков.
«Крестьянка, выходящая из избы», Иван Творожников
Решить проблему с убийствами от голода царь Николай II попытался законом 1902 года. Этот закон предусматривал обязательное обеспечение внебрачных детей их отцами, а также, если мать из-за ребенка не могла зарабатывать на жизнь, и их матерей.
«Перед наказанием», Сергей Коровин, 1884 год
Множество судебных решений, надо сказать, выносилось в пользу уволенных из-за выросшего живота служанок — а чаще до всякого суда, чтобы избежать скандалов, мужчины-хозяева пользовались предоставленным этим законом правом откупаться от алиментов. То есть — разово давали большую сумму и требовали больше на глаза не показываться.
А вот батрачки, крестьянки, фабричные работницы редко могли доказать в суде, что родили именно от того, на кого указали, — да и многие понятия не имели, что надо обращаться в суд. В городских домах хотя бы постоянно курсировали слухи о прислуге, родившей ребенка от хозяина, и ее дальнейших действиях. Крестьянки подкидывали младенцев на порог отца, фабричные работницы относили в приют.
К тому времени появилась возможность, сдав ребенка в приют для младенцев, продолжать с ним видеться и кормить его грудью. Мало кто из фабричных работниц мог ею воспользоваться, но из тех, что пользовались, многие позже забирали детей, встав на ноги.
Новых правил для приютов добились организации врачей и благотворителей, съезды которых в конце 19 века проходили один за другим. Им удалось доказать, что смертность младенцев очень сильно зависит от контакта с матерью и что возможность найти хотя бы для ребенка кров и уход хотя бы на некоторое время дает возможность многим якобы павшим морально женщинам встать на ноги.
«Крестьянские девочки», Владимир Маковский
Увы, защита детства не шла сильно дальше этой защиты от смерти, наказаний за убийство и за доказанные изнасилования. Родители спокойно пользовались неотъемлемым, как им виделось, правом бить детей, отдавать их работать или прислуживать с тем, чтобы деньги доставались отцам.
Власти не пытались добиться соблюдения дома минимальных гигиенических норм, и детей спокойно кормили прокисшей кашей, укладывали спать в испревшей постели, не водили к врачу лечиться, даже когда была возможность это сделать бесплатно. За детьми по сути признавались только два права — на жизнь и половую неприкосновенность.
Иван Горохов — «Запил» (рубеж 19−20 веков)
На деле то и другое воплощалось слабо. Пьянство ширилось, и пьяные отцы, деды, мастера забивали насмерть сыновей, дочерей, внуков, учеников. Ребенку некуда было пожаловаться, если его просто прекращали кормить — есть и такие свидетельства.
Среди малоимущих горожан распространилась продажа собственных малолетних дочерей, так ужасавшая Горького. Вероятно, отцы, продававшие дочерей, и сами, говоря максимально сухим языком, вступали с ними в половую связь, не интересуясь их мнением по этому поводу. Множество детей жили в любящих семьях — но и у множества детство было настоящим адом.
Двадцатый век, век прогресса, должен был радикально изменить положение детей и устранить опасности из их жизни. Во многом так и случилось. Но он был полон горьких страниц истории детства. Но об этом будет другая статья.