инфильтрационные стоки что это
Как происходит инфильтрация воды?
Все мы с раннего детства знаем, что всё, что происходит на Земле взаимосвязано. Вода имеет свой круговорот в природе. Именно благодаря этому поддерживается постоянный уровень воды на Земле. В случае с природным круговоротом воды мы имеем дело с такими процессами как испарение воды и инфильтрация. Инфильтрация воды — это ее попадание в почву и проникновение в другие подземные воды через определённые породы.
Сегодня естественный круговорот воды в природе был нарушен. Связано это с тем, что множество территорий было застроено и на этих территориях сегодня преобладает твердое покрытие. Это препятствует процессу инфильтрации, и как следствие, вода не может снова попадать в подземные водоемы. Таким образом, это влияет на общее количество пресной воды и наполняемость подземных и наземных источников. Сегодня с помощью современных технологий можно восстановить природные процессы инфильтрации воды. Делается это с помощью специальных установок для инфильтрации.
Зачем нужны системы инфильтрации воды?
Конечно, сейчас может возникнуть закономерный вопрос: а зачем нужны инфильтрационные системы? И как уже было сказано выше, сегодня круговорот воды в природе серьезно нарушен. И поэтому в скором времени мы можем ощутить на себе нехватку пресной воды. Да и к тому же сегодня крайне нежелателен слив ливневых вод в канализацию. А вот с использованием установок для инфильтрации воды мы можем с небольшими затратами обеспечить практически полный возврат дождевой воды.
В природе круговорот воды — это естественный процесс, который предполагает испарение жидкости из поверхностных вод и их инфильтрацию в воды подземные. Таким образом наполняются грунтовые воды, именно с этих источников потом вода попадает на станции водоочистки, и потом уже поставляется нам.
К тому же активное испарение влаги является причиной выпадения осадков. Таким образом, если не будет происходить процесс инфильтрации воды, что крайне трудно сделать в условиях города, то количество грунтовых вод и водоносных горизонтов резко сократится.
Сегодня научный прогресс помогает нам использовать воду, которую еще вчера можно было просто слить в канализацию, для того чтобы обеспечить наше будущее пресной водой. Устанавливать систему инфильтрации просто необходимо, поскольку сегодня такое покрытие как бетон, асфальт и другие покрытия просто не дают дождевой воде впитываться в грунт. Инфильтрационные воды не могут пополнить подземный водный баланс.
Почему слив воды в канализацию не желателен?
Исходя из того, что сегодня очень много современных решений влияет на круговорот воды в природе, необходимо как-то приспосабливаться к этому и возобновлять нарушенный человеком процесс. Именно для этого необходимы системы инфильтрации. Однако как это связано с канализацией?
Дело в том, что множество вод сегодня сливается именно в канализацию. В частности это касается ливневой воды. Причём это достаточно нерационально, поскольку такая вода является вполне пригодной для заполнения грунтовых вод. Да и в случае, если ливневая вода сливается в системы канализации города, могут возникать определенные проблемы.
В первую очередь эти проблемы будут связаны с тем, что ливневая вода, проходя сквозь систему канализации, смешивается с канализационными отходами. Таким образом, практически ничем не загрязненная дождевая вода превращается в очень грязную, требующую очистки канализационную воду. Таким образом, мы не только не помогаем восполнить природный баланс воды, а ещё добавляем себе лишние расходы на очистку канализационных вод.
К тому же в период сильных дождей ливневая вода заставляет работать канализационные системы практически на полную мощность, и очень часто такое бывает, что даже канализация не справляется с отводом этой воды с поверхности. Таким образом, в следствии таких проблем принимается решение о том, чтобы увеличить диаметр канализационных труб или их количество. Однако прежде стоит подумать о том, что этим мы приносим дополнительные расходы, и ни капли пользы для природы, и для самих себя.
И если такие канализационные системы недостаточно продуманны, и в городе начинаются очень сильные дожди, это грозит затоплением города. И в данном случае вода не только не будет использована с пользой, а еще снесет огромный вред, как городу, так и его жителям.
Чем хороша инфильтрация?
Использование канализации для переработки ливневых вод просто нерационально. Такой метод переработки требует огромных средств и трудозатрат, и даже он не всегда является достаточно эффективным.
Поэтому лучше всего сегодня использовать альтернативу. То есть специальные ливневые инфильтрационные системы, в которых будет накапливаться дождевая вода. После того как в блоке такой системы накопится определённое количество воды, она попросту впитается в землю, и таким образом поддержит природный цикл и наполнит подземные реки.
В данном случае мы получаем отличный вариант для экономии средств. Нет необходимости затрачиваться на очистку этой воды как в случае с канализацией. Да и вариант с подтоплением практически невозможен, поскольку вода будет постоянно впитываться в грунт.
Сам по себе инфильтрационный сток являются абсолютно независимым от системы канализации. Его обустройство начинается с монтажа специальных резервуаров в определенной точке города. В этих резервуарах постепенно скапливается вода, а затем эта вода впитывается в почву.
Причём перед установкой таких блоков специалисты просчитают коэффициент впитывания воды и рассчитают необходимое количество резервуаров. Использование инфильтрационного блока помогает избежать затопления, а также рационально использовать воду и поддерживать природный баланс на Земле. Ведь инфильтрационные воды будут впитываться в грунт, и обогащать водные горизонты.
Смотреть видео фильм «Инфильтрационные воды»:
Инфильтрация воды. Что это?
Инфильтрация воды. Что это?
Все в мире взаимосвязано. Благодаря круговороту воды в природе регулируется уровень воды на Земле.
Естественный круговорот воды – это испарение воды и инфильтрация. Что же такое инфильтрация воды? Инфильтрация воды — это просачивание воды в почву и подземные воды через специальные породы. На сегодняшний день круговорот воды в природе нарушен, что влияет на общий объем пресной воды и наполняемость подземных и наземных источников. Данная проблема наиболее актуальна для мегаполисов, в которых застроенные территории становятся не пригодными для аккумулирования большого количества осадков. Дождевые стоки, попадая прямиком в реки, способствуют увеличению количества наводнений. Для обеспечения нормальной работы инфраструктуры и новых объектов, необходимо свести к минимуму данные риски. Также необходимо предусмотреть управление ливневыми стоками для строящихся объектов, а также определиться со способами их отведения.
В связи с увеличивающимися темпами роста урбанизации происходит увеличение площадей с твердым покрытием.
Все города покрываются асфальтом, брусчаткой и т.д. соответственно весь дождевой сток, который ранее уходил непосредственно в почву теперь остается на поверхности и с ним надо что-то делать. Дело в том, что сегодня большое количество вод сливается непосредственно в канализацию, в частности это относится к ливневой воде. Стоить отметить, что это достаточно нерационально, так как она может пригодится для заполнения грунтовых вод. Попадание ливневых стоков в канализационную систему города может привести к определенным проблемам, так как во время прохождения через систему сточные воды смешиваются с канализационными отходами, как результат, данные стоки превращаются в достаточно грязный сток, который необходимо подвергать очистке. Во время сильных дождей сточные воды принуждают канализационные системы работать практически на полную мощность, но иногда бывает, что канализационная сеть не справляется с отводом воды с поверхности. Это приводит к решению увеличить диаметр канализационных труб либо их количество, но данное решение приводит к значительным финансовым вложениям. В случае, когда данная система недостаточно продумано, и в момент сильных дождей, может привести к подтоплениям. Данное решение требует огромных средств и трудозатрат, но не всегда является эффективным. Поэтому в настоящее время появилась альтернатива решению данной проблемы.
Преимущества инфильтрационной системы дождевых вод «Wavin» Q-Bic:
Применяя инфильтрационную систему Q-Bic, вы сможете добиться высокой производительности ливневой системы отвода дождевой воды.
ИНФИЛЬТРАЦИОННЫЕ ВОДЫ
Смотреть что такое «ИНФИЛЬТРАЦИОННЫЕ ВОДЫ» в других словарях:
инфильтрационные воды — Подземные воды, образующиеся в результате просачивания через поры горных пород с земной поверхности дождевых, талых и речных вод … Словарь по географии
воды подземные инфильтрационные — Воды, проникшие с дневной поверхности в горные породы путем инфильтрации атмосферных осадков и вод поверхностных водных бассейнов через сравнительно мелкие поры и тонкие трещины. [Словарь геологических терминов и понятий. Томский Государственный… … Справочник технического переводчика
Инфильтрационные месторождения — полезных ископаемых (a. percolated deposits; н. Infiltrationslagerstatten; ф. gisements infiltrationnels; и. yacimientos de infiltracion) скопления минеральной массы в коре выветривания, образованные продуктами переотложения минерального… … Геологическая энциклопедия
ВОДЫ ВАДОЗНЫЕ — воды блуждающие, подземные воды, проникающие с поверхности земли (атмосферного происхождения). Делятся на: инфильтрационные просачиваются с поверхности земли через рыхлые породы; инфлюационные проникают вниз по трещинам и пустотам;… … Экологический словарь
Воды централизованной системы водоотведения сточные — 23) сточные воды централизованной системы водоотведения (далее сточные воды) принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная… … Официальная терминология
Подземные воды — воды, находящиеся в толщах горных пород верхней части земной коры в жидком, твёрдом и парообразном состоянии. В зависимости от характера пустот водовмещающих пород П. в. делятся на поровые в песках, галечниках и др. обломочных породах,… … Большая советская энциклопедия
Подземные воды — (a. underground waters; н. Grundwasser; ф. eaux souterraines, eaux de sous sol; и. aguas subterraneas) воды, находящиеся в толщах горн. пород верхней части земной коры в жидком, твёрдом и парообразном состоянии. П. в. являются частью… … Геологическая энциклопедия
Минеральные воды — I Минеральные воды подземные (иногда поверхностные) воды, характеризующиеся повышенным содержанием биологически активных минеральных (реже органических) компонентов и (или) обладающие специфическими физико химическими свойствами (радиоактивностью … Медицинская энциклопедия
минеральные воды атмосферные — см. Минеральные воды инфильтрационные … Большой медицинский словарь
КОЛОДЕЗНЫЕ ВОДЫ — (фреатические) инфильтрационные, гравитационные подземные воды (грунтовые), которые могут быть извлечены из вмещающих их горных пород при помощи обычных (копаных или буровых) колодцев … Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии
Инфильтрационные стоки что это
от 1 июня 2000 года N 11
Об утверждении Правил пользования системами
коммунальной канализации Санкт-Петербурга
и его территориальных единиц
(с изменениями на 27 июня 2012 года)
Документ с изменениями, внесенными:
1. Утвердить Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц согласно приложению 1.
2. Принять к сведению, что указанные «Правила. » обязательны к исполнению всеми юридическими лицами, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также предпринимателями без образования юридического лица, являющимися пользователями систем коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц.
3. Признать утратившим силу распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 22.09.97 N 6 «О правилах пользования системой коммунальной канализации Санкт-Петербурга».
4. Государственному унитарному предприятию «Водоканал Санкт-Петербурга» принять к руководству и исполнению Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц.
5. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Председатель Комитета
А.С.Делюкин
Правила пользования системами
коммунальной канализации Санкт-Петербурга
(с изменениями на 27 июня 2012 года)
Основные понятия, используемые в Правилах
К числу абонентов относятся также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом;
«акт разграничения ответственности сторон по сетям канализации»- документ, определяющий границы на сетях и сооружениях системы коммунальной канализации, по которым устанавливается ответственность сторон («Организации ВКХ» и абонента);
— нормативов водоотведения по качеству, разрешенных Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга;
— разрешение на пользование инженерными коммуникациями, выдаваемое исполнительными органами власти Санкт-Петербурга при наличии заключения «Организации ВКХ» о технической возможности присоединения к системам коммунальной канализации;
— технические условия на присоединение к системам коммунальной канализации, выдаваемые «Организацией ВКХ»;
— согласование присоединения к системам коммунальной канализации, выдаваемое «Организацией ВКХ» на основании проекта;
«системы коммунальной канализации»:
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, именуемой «Организация ВКХ».
1.2. Правила разработаны на основе действующего законодательства РФ, «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 N 167, других правовых и нормативных актов и отражают особенности эксплуатации общесплавной системы канализации Санкт-Петербурга.
1.3. Настоящие Правила не распространяются на отношения между «Организацией ВКХ» и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 26, ст.2795; 1995, N 10, ст.894; 1997, N 42, ст.4788).
1.4. Правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, обязательны для «Организации ВКХ», а также для абонентов (заказчиков), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
1.5. Системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения города и его территориальных единиц, предназначены (в зависимости от вида) для приема сточных вод от населения города, поверхностных, дренажных, поливомоечных, а также, в отдельных случаях, производственных сточных вод после локальной очистки. Сброс любых видов сточных вод в системы коммунальной канализации может быть разрешен при наличии технической возможности этих систем, установления для абонентов нормативов сброса сточных вод, а также выполнения условий по п.п.1.6 и 1.7 настоящих Правил.
Конкретный вид (виды) и объем стоков, сбрасываемых Абонентом в систему городской канализации, отражаются в договоре между Абонентом и Организацией ВКХ (абзац дополнительно включен с 5 февраля 2001 года распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 21 декабря 2000 года N 26).
1.6. Не разрешается прием (сброс) абонентами бытовых и/или производственных сточных вод в дождевую канализационную сеть раздельной системы канализации.
1.7. Не разрешается прием (сброс) поверхностных, дренажных, поливомоечных сточных вод (за исключением случаев неорганизованного стока) с территорий абонентов и/или территорий города в бытовую канализационную сеть при раздельной системе канализации.
1.8. Нарушение абонентами условий, изложенных в п.п.1.6 и 1.7 настоящих Правил, является самовольным присоединением.
1.9. Ответственность за техническое состояние и обслуживание канализационных сетей, сооружений и устройств на них определяется по границам владения, пользования, распоряжения, балансовой принадлежности или иным разграничением ответственности сторон, предусмотренным договорами между абонентом и «Организацией ВКХ».
1.10. Если иное не определено действующим законодательством и/или договорными отношениями сторон, «Организация ВКХ» несет ответственность за техническое состояние и обслуживание канализационных сетей, сооружений и устройств на них до колодца на точке присоединения абонента к системам коммунальной канализации, включительно.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 октября 2014 г. N 639/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод»
В соответствии с пунктом 25 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 37, ст. 4696, 2014, N 14, ст. 1627), подпунктом 5.2.73 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117, 2014, N 12, ст. 1296), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36194
Методические указания
по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 октября 2014 г. N 639/пр)
2. В настоящих Методических указаниях не рассматриваются случаи поступления воды в централизованные системы водоотведения при подъемах уровней воды (наводнениях) в водных объектах, вблизи которых расположены централизованные системы водоотведения; воды, используемой на промывки и дезинфекции сетей после ликвидации аварий; воды от утечек из водопроводных сетей и сетей теплоснабжения; воды, поступающей в централизованную систему водоотведения от снегоплавильных пунктов в результате осуществляемого на таких пунктах принудительного плавления снега.
II. Особенности поступления и расчета объемов атмосферных осадков
3. Атмосферные осадки:
— отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей);
— расходуются в виде влаги на эвапотранспирацию (суммарный расход влаги на транспирацию (испарение воды растением) и эвапарацию (испарение с поверхности почвы);
— поступают неорганизованно в водные объекты, на нижние горизонты подземных вод.
4. Количество атмосферных осадков (суточные, месячные, сезонные и годовые слои), сведения по температуре, влажности воздуха определяются по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды*(1), в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении*(2), иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии. При несоответствии данных, полученных из указанных выше источников, применяются данные, полученные из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
5. При определении объемов дождевых сточных вод учитывается количество атмосферных осадков, выпадающих в теплый период года (с апреля по октябрь), при определении объемов талого стока учитывается количество атмосферных осадков, выпадающих в холодный период года (с ноября по март).
6. При необходимости определения прогнозных объемов поверхностного стока (для определения цены договора водоотведения, формирования плана доходов, балансовых расчетов водоотведения), рекомендовано принимать слой атмосферных осадков (количество выпадающих атмосферных осадков за календарный месяц или иной период времени, выраженное в виде слоя (в мм), равномерно распределенного по площади), соответствующий годовому слою 20% обеспеченности (вероятности появления фазово-однородной величины стока, равной или большей заданного значения):
,
— коэффициент, учитывающий отношение годового количества атмосферных осадков 20% обеспеченности к среднегодовому количеству атмосферных осадков.
.
— среднегодовое количество атмосферных осадков, определяемое по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды*(3), в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении*(4), иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии.
7. В случае отсутствия данных о слое фактически выпавших атмосферных осадков для конкретного населенного пункта, а также в случае наличия нескольких постов наблюдений государственной наблюдательной сети (или ведомственной наблюдательной сети, предназначенной для определения фактического количества осадков в одном населенном пункте), данные о фактически выпавших атмосферных осадках принимаются с ближайшего к центру населенного пункта поста наблюдательной сети. Данные о фактически выпавших атмосферных осадках могут приниматься в виде единого значения для всего населенного пункта либо определяться для каждого конкретного земельного участка (территории) путем его (ее) привязки к ближайшему посту наблюдательной сети.
8. Организации водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения, в расчетах с абонентами при определении объемов поверхностного стока за календарный месяц используют информацию по фактическому слою выпавших атмосферных осадков, получаемую от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды*(5), в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении*(6), иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо данные из стандартов по строительной климатологии.
9. Для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующих только централизованные ливневые системы водоотведения, при расчетах с абонентами объем поверхностного стока за календарный месяц допускается рассчитывать по среднегодовой величине выпавших атмосферных осадков как 1/12 среднегодового объема поверхностного стока.
10. Из водосборной площади земельных участков (территорий), примыкающих к водным объектам, не входящих в зону централизованного водоотведения поверхностных сточных вод (территорию, определяемую с учетом расположения дождеприёмных сооружений, канализационных сетей и рельефа местности, с которой поверхностные сточные воды отводятся в централизованную систему водоотведения), следует исключать площадь шириной 50 метров вдоль береговой линии земельного участка (территории), так как поверхностный сток с данной поверхности не поступает в централизованные системы водоотведения.
11. При наличии внутриплощадочных канализационных сетей вся территория, используемая абонентом, признается находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.
12. При отсутствии утвержденных зон централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенных в схеме водоснабжения и водоотведения, площади земельных участков (территорий) абонентов, поверхностный сток с которых неорганизованно поступает в централизованные системы водоотведения, могут определяться с учетом вертикальной планировки канализованной территории (площади земельного участка (территории), владение, пользование или распоряжение которым осуществляется абонентом, расположенного в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, поверхностный сток с которой поступает в централизованную систему водоотведения), при условии предоставления в организацию водопроводно-канализационного хозяйства карт земельных участков (территорий) в масштабе М 1:500, выполненных организацией, имеющей лицензию на геодезические и картографические работы, с указанием границ, типов поверхностей, с нанесением всех водонесущих коммуникаций и отметок по уровню залегания грунтовых вод.
13. Территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять на основании данных геоинформационных систем о канализованной площади с учетом расположения земельных участков относительно централизованных систем водоотведения (внутриплощадочных канализационных сетей) в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети).
III. Расчет объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод
14. Поверхностные сточные воды (W пс), принимаемые в централизованные системы водоотведения, включают в себя дождевые, талые, грунтовые (инфильтрационные, дренажные) и поливомоечные сточные воды
— объемы дождевого стока,
15. Расчет объемов дождевого стока производится по формулам:
Среднегодовой объем дождевого стока:
,
Месячный объем дождевого стока:
,
Фактический годовой объем дождевого стока:
,
— среднегодовой и фактический годовой объем дождевого стока соответственно,
При определении фактического объема дождевого стока величина слоя выпавших атмосферных осадков принимается по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды*(7), в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении*(8), иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года) либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии.
При определении прогнозного объема дождевого стока значение слоя атмосферных осадков принимается равным 20% обеспеченности.
, (расчет производится для территорий с разными видами поверхностей),
— коэффициент дождевого стока для различных видов поверхностей принимается с учетом проницаемости поверхности, в том числе:
16. Расчет объемов талого стока производится по формулам:
Среднегодовой объем талого стока
,
,
Месячный объем талого стока
,
,
Фактический годовой объем талого стока
,
,
,
— среднегодовой и фактический годовой объем талого стока соответственно;
При определении фактического объема талого стока величина слоя выпавших атмосферных осадков принимается по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды*(9), в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении*(10), иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года) либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии.
При определении расчетного объема талого стока значение слоя атмосферных осадков принимается равным 20% обеспеченности.
Коэффициент = 0,5 применяется к абонентам, осуществляющим деятельность по уборке городских территорий улично-дорожной сети (для площади территорий, относящихся к улично-дорожной сети). Коэффициент = 0,8 применяется для всех остальных абонентов (для площади территорий, с которой осуществляется вывоз снега).
17. Расчет объемов грунтовых вод осуществляется следующим образом:
При отсутствии результатов фактических измерений поступления дренажных вод и исходных данных для расчета их расходов и объемов определяется общий (суммарный) объем грунтовых (дренажных и инфильтрационных) вод, поступающих в системы водоотведения.
.
С учетом климатических (температура воздуха, количество выпадающих осадков по месяцам) и других условий распределение по месяцам может изменяться. Месячный объем дренажных и инфильтрационных вод допускается принимать по формуле
Максимальный суточный объем инфильтрационных и дренажных вод принимается как среднесуточный (в соответствующий месяц) с коэффициентом , принимаемым по таблице N 1.
Расчет объемов инфильтрационных и дренажных стоков (при отсутствии данных по объемам дренажного стока) производится по формуле:
,
— годовые объемы инфильтрационных и дренажных стоков, поступающих в централизованные системы водоотведения;
а) — годовой слой, отводимый централизованной системой водоотведения в виде дренажных и инфильтрационных вод.
Значения рассчитывается по сезонам (теплый, холодный):
б) — годовой слой атмосферных осадков принимается по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды*(11), в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении*(12), иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года) либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии.
,
.
— годовой слой отводимого дождевого стока рассчитывается по формуле:
, (мм/год).
— годовой слой отводимого талого стока рассчитывается по формуле:
, (мм/год).
, (мм)
Средние значения температур по месяцам года, данные по величине испаряемости принимаются по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды*(13), в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении*(14), иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года) либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии.
Допускается принимать месячные слои испарений по табл. N 2
Средние значения для температур, не отраженных в Таблице N 2, определяются с помощью интерполяции, экстраполяции.
«Зависимость коэффициента Н исп. ° от среднемесячной температуры воздуха»
Месячные суммы испарения, мм при средней месячной температуре воздуха, °С
— определяется за соответствующий месяц,
— испаряемость за январь,
— испаряемость за февраль,
— испаряемость за март,
— испаряемость за ноябрь,
— испаряемость за декабрь.
— определяется за соответствующий месяц,
— испаряемость за апрель,
— испаряемость за май,
— испаряемость за июнь,
— испаряемость за июль,
— испаряемость за август,
— испаряемость за сентябрь,
— испаряемость за октябрь
Величину поправочного коэффициента Кэ следует принимать для теплого периода.
Кэ = 0,5 при высокой степени благоустройства (крупные и большие города); Кэ = 0,8 (средние и малые города).
д) — годовой слой, учитывающий уборку (вывоз снега на снегоплавильные пункты или специализированные пункты для складирования снега) в холодный период (с ноября по март).
,
В случае если сумма больше
или
больше
, объемы инфильтрационных и дренажных стоков за указанный период не рассчитываются.
18. Расчет объемов дренажных стоков (при наличии данных по подключению дренажных сетей к централизованным системам водоотведения) производится по формуле:
,
,
Q, — средний расход дренажного стока,
, (мм/год).
Расход дренажного стока может быть определен:
1) расчетным способом (с помощью наполнения емкости и секундомера);
2) с помощью водослива, оборудованным уровнемером;
3) с помощью измерения скоростей и глубины потока;
4) с помощью измерения глубины потока воды на перепадах;
5) с помощью приборов перекачки дренажного стока насосами.
Объем дренажного стока, отводимый в централизованные системы водоотведения, рассчитывается для соответствующего типа дренажной сети, исходя из среднегодовых данных уровней грунтовых вод и коэффициентов фильтрации, установленных по данным технической (в том числе проектной) и/или исполнительной документации.
При отсутствии проектной и/или исполнительной документации, объем дренажного стока (организованного), отводимый в централизованные системы водоотведения, рассчитывается по инженерно-геологическим картам территории города (иного населенного пункта).
19. Расчет объемов поливомоечных сточных вод производится по формуле:
, где:
W м, — объем поливомоечных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения;
m, — удельный расход воды на мойку дорожных покрытий, принимаемый равным 1,5 л/кв.м. на одну мойку;
— коэффициент стока для поливомоечных вод;
— площадь покрытий, подвергающаяся мойке/поливке.
Расчет поливомоечного стока производится в теплый период (с апреля по октябрь).
20. При наличии у абонентов технической (в том числе проектной) и исполнительной документации по дренажной сети, устанавливается тип дренажа и предполагаемый среднегодовой объем дренажного стока, определение которого производится путем расчета для соответствующего типа дренажа исходя из среднегодовых уровней грунтовых вод и коэффициентов фильтрации, установленных по данным проектной или исполнительной документации в соответствии с приведенными в настоящих Методических указаниях вариантами.
При отсутствии проектной и/или исполнительной документации объем дренажного стока (организованного), отводимого в централизованные системы водоотведения, рассчитывается по инженерно-геологическим картам города (иного населенного пункта).
При отсутствии данных по объемам дренажного стока, расчет объемов поверхностного стока, отводимого в централизованные системы водоотведения в виде грунтовых вод (инфильтрационных, дренажных), производится с общей площади.
При наличии данных по объемам дренажного стока, расчет объемов поверхностного стока, отводимого в централизованные системы водоотведения от инфильтрационного стока, следует производить с общей площади территорий, за исключением территорий, не охваченных дренажной системой водоотведения.
*(1) Раздел II Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 299 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 16 февраля 2009 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2008 г., регистрационный N 12879).
*(2) Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24 апреля 2008 г. N 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции «Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 22 сентября 2008 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 мая 2008 г., регистрационный N 11742).
*(3) Раздел II Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 299 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 16 февраля 2009 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2008 г., регистрационный N 12879).
*(4) Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24 апреля 2008 г. N 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции «Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 22 сентября 2008 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 мая 2008 г., регистрационный N 11742).
*(5) Раздел II Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 299 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 16 февраля 2009 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2008 г., регистрационный N 12879),
*(6) Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24 апреля 2008 г. N 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции «Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 22 сентября 2008 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 мая 2008 г., регистрационный N 11742).
*(7) Раздел II Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 299 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 16 февраля 2009 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2008 г., регистрационный N 12879).
*(8) Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24 апреля 2008 г. N 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции «Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 22 сентября 2008 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 мая 2008 г., регистрационный N 11742).
*(9) Раздел II Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 299 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 16 февраля 2009 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2008 г., регистрационный N 12879).
*(10) Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24 апреля 2008 г. N 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции «Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 22 сентября 2008 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 мая 2008 г., регистрационный N 11742).
*(11) Раздел II Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 299 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 16 февраля 2009 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2008 г., регистрационный N 12879).
*(12) Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24 апреля 2008 г. N 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции «Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 22 сентября 2008 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 мая 2008 г., регистрационный N 11742).
*(13) Раздел II Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 299 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 16 февраля 2009 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2008 г., регистрационный N 12879).
*(14) Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24 апреля 2008 г. N 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции «Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 22 сентября 2008 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 мая 2008 г., регистрационный N 11742).
Определен порядок коммерческого учета поверхностных сточных вод, принятых (отведенных) в централизованную систему водоотведения.
Расчетный способ коммерческого учета сточных вод применяется при отсутствии или неисправности прибора учета, а также в случае нарушения в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета.
Поверхностные сточные воды, принимаемые в централизованные системы водоотведения, включают в себя дождевые, талые, грунтовые (инфильтрационные, дренажные) и поливомоечные сточные воды.
Определены особенности поступления и расчета объемов атмосферных осадков. Приведены формулы расчета объемов стока каждого вида вод.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 октября 2014 г. N 639/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36194
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования