информацию на стикере считать приоритетной что это
Информацию на стикере считать приоритетной что это
Законодательство не регулирует вопрос, как исправлять отдельную информацию о товаре на потребительской таре, в частности об изготовителе. Вместе с тем из положений нормативных правовых актов можно сделать вывод, что изготовитель вправе снабдить упаковку этикеткой с достоверной информацией.
Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация в обязательном порядке должна содержать в том числе наименование и адрес изготовителя и может доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 1 ст. 495 ГК РФ, ст. 9 и 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300‑1 «О защите прав потребителей» и п. 3.1 ГОСТ Р 51074—2003).
Информация о пищевых продуктах может быть предоставлена потребителям в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и п. 3.2 ГОСТ Р 51074—2003).
Информация наносится любым способом и должна быть четкой и легко читаемой (п. 3.7.1 и 3.8 ГОСТ Р 51074—2003).
Таким образом, изготовитель пищевых продуктов вправе самостоятельно выбрать конкретный способ или способы информирования потребителей (этот вывод встречается и в судебной практике, например в постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2009 № КА-А40/1080-09).
Изготовитель может нанести информацию на листок-вкладыш, этикетку или ярлык, если разместить ее на потребительской таре по каким-либо причинам не удается. Заметим, что в п. 3.7.2 ГОСТ Р 51074—2003 назван только листок-вкладыш. Но это не означает, что в указанных целях нельзя использовать этикетку или ярлык. Последние выполняют ту же функцию — информирование потребителей. Кроме того, во многих нормативных правовых актах этикетка и лист-вкладыш отождествляются (например, абз. 14 п. 8.24 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066—01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, п. 16 Положения о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 988).
Поскольку изготовитель обязан обеспечить потребителя необходимой и достоверной информацией о товаре, с этой целью он вправе разместить на потребительской таре этикетку с достоверными и необходимыми по закону сведениями о товаре. Недостаточно указать на ней только сведения о новом наименовании изготовителя и новом адресе, ведь этикетка должна содержать всю информацию о товаре, которая требуется по законодательству.
Чтобы не вводить покупателя в заблуждение двойственной информацией, его внимание необходимо привлечь к информации на этикетке, в частности сделав ее текст более крупным и удобочитаемым, чем на упаковке товара. В тексте нужно указать, что наименование и адрес изготовителя на этикетке новые (настоящие, достоверные, действительные). Такой способ исправления информации о товаре будет свидетельствовать о добросовестности и разумности изготовителя, что требуется от каждого участника гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ).
В заключение отметим, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), а также об изготовителе признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ: для должностных лиц — предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб., для юридических — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.
Вопрос: Органом защиты прав потребителей привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП производитель закусок – мюсли. Поводом для привлечения к ответственности послужил тот факт, что на потребительской упаковке (пакете) имеется самоклеющийся стикер, на котором нанесена надпись: «Информация на стикере является приоритетной». Производитель, указанный на упаковке, отличается от наименования производителя, указанного на стикере, адреса местонахождения также разнятся. Правомерна ли позиция органа?
Ответ: Позиция проверяющего органа правомерна. Данный вывод усматривается из того, что на товаре должно быть указано наименование организации, непосредственно изготовившей товар, кроме того информация о производителе должна быть исполнена непосредственно на потребительской таре. Формулировку «Информацию на стикере считать приоритетной», потребитель может воспринять не правильно.
Таким образом, как установлено данной нормой, не указание, неверное указание, либо иное нарушение права потребителя на получение достоверной информации о производителе, является правонарушением, следовательно, это является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности.
В силу норм пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 7.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон N2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Данной нормой четко установлена обязанность производителя доводить до потребителя свое наименование, а также местоположение организации.
Как установлено нормами абзаца 8 пункта 2 статьи 10 Закона N2300-1, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Приведенная норма четко указывает на необходимость доведения до потребителя информации о наименовании производителя, а так же о его местонахождении.
Нормами пункта 3 статьи 10 Закона N2300-1 установлено, что информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Соответственно, информация о производителе может быть указана на этикетке, в документах, прилагаемых к товару, либо иным способом, незапрещенным законом.
Принимая во внимание нормы пункта 3.2 «ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт РФ. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 51074-2003) информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Следовательно, на пищевых продуктах информация должна содержаться непосредственно на потребительской таре, если это невозможно, то иным способом, например на этикетке, пробке бутылки, ярлыке и т.д.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что привлечение к ответственности является правомерным, данный вывод следует из того, что информация о производителе в данном случае должна быть нанесена непосредственно на упаковку, размещение наклейки может ввести потребителя в заблуждение, кроме того, неявна сама формулировка «Информацию на стикере считать приоритетной». Также следует отметить, что на потребительской таре должно быть указано наименование той организации, которая произвела данный товар, в данном случае это определить затруднительно.
Вот уже месяц, как в России действует технический регламент на молоко и молочную продукцию, пришедший на замену «советскому» ГОСТу. И теперь потребители должны знать, что они пьют — молоко или молочный напиток. Но, как заявил первый вице-премьер Виктор Зубков, «реализация закона осуществляется не лучшим образом». «Известия» решили провести собственное расследование.
По новому техрегламенту продукция, в составе которой присутствует молочный порошок, не может называться молоком — только молочным напитком. Это правило действует еще с декабря прошлого года, когда закон вступил в силу. Но уже тогда «Известия» выяснили, что участники рынка фактически игнорируют техрегламент. Ссылаясь на переходный период, в течение которого они могут использовать старую упаковку.
Утверждение, по меньшей мере, лукавое. Действительно, Роспотребнадзор разрешил молочникам в течение полугода работать по-старому. С условием, что потребители будут знать, что они покупают. Еще в декабре ведомство Геннадия Онищенко предложило производителям наклеивать на молочные пакеты информационные стикеры. Но обнаружить «правильную» упаковку «Известиям» удалось только на этой неделе.
Итак, на пакете молока известной марки черным по белому написано, что продукция изготовлена из нормализованного и восстановленного — то есть порошкового — молока. А сзади на упаковке прилеплена маленькая (примерно 4 х 2 см) наклеечка, сообщающая о следующем: «Информацию на стикере считать приоритетной. Состав: молоко нормализованное».
Что такое нормализованное молоко? Это молоко, доведенное до необходимой жирности и требуемого уровня белка. Как это делается? Двумя способами. Можно использовать специальную технологию, позволяющую «сбалансировать» цельное молоко. А можно пойти более простым путем — добавить в молоко обезжиренный порошок, увеличив, таким образом, количество белка и уменьшив количество жиров. Судя по тому, что на пакете имеется надпись «молоко», производитель выбрал первый вариант.
Пока подобные стикеры наносят далеко не все производители. Поэтому на днях первый вице-премьер Виктор Зубков раскритиковал ход выполнения техрегламента. По его словам, «были все основания полагать, что с 17 декабря наши граждане будут знать, что они пьют — молоко или молочный напиток». Но проверка, проведенная Роспотребнадзором, показала, что «в жизни все получается иначе».
Да и как может быть по-другому, если производители молока по-прежнему жалуются «Известиям», что введенный техрегламент не увеличил спрос на натуральное сырье? Переработчики по-прежнему предпочитают работать с поставщиками дешевого «порошка», чем с фермерами.
Кстати говоря, отличить «порошковое» молоко от настоящего практически невозможно. Для этого нужно проводить чуть ли не спектральный анализ. А такой аппаратуры нет даже у Роспотребнадзора. Правда, некоторые эксперты полагают, что восстановленное молоко отличается от цельного специфическим сладковатым привкусом. Считается, что чем больше в напитке порошка, тем оно слаще.
Признавать, что молоко сделано из порошка, производители не спешат. Но взамен сообщают потребителям массу другой информации. Так, многие производители пишут теперь на упаковке: «питьевое» молоко (некоторые добавляют: «коровье»). Видимо, для того, чтобы у потребителей не возникало вопросов, что делать с содержимым пакета. Кроме того, большинство молочников вынесли на лицевую сторону упаковки характеристику продукта (например, «стерилизованное» или «ультрапастеризованное»).
Какое мороженое — настоящее?
Если молочники продолжают «бойкотировать» техрегламент, то мороженщики уже по нему живут. Документ классифицирует мороженое по «видам» и определяет, из чего оно должно быть сделано. Так, если на упаковке написано одно слово «мороженое», то в его составе могут быть (и, как правило, есть) растительные жиры. Поэтому производители теперь указывают на обратной стороне упаковке, что это «мороженое растительно-сливочное» или «мороженое с растительным жиром». Но если на этикетке написано «пломбир», «молочное мороженое» или «сливочное мороженое», можно быть уверенным: растительных ингредиентов там нет. Как и положено по техрегламенту.
На упаковку ошибочно нанесена неправильная дата изготовления, несуществующее число, можно ли наклеить стикер с верной датой, и как указать приоритет информации на наклейке?
На упаковку ошибочно нанесена неправильная дата изготовления, несуществующее число, можно ли наклеить стикер с верной датой, и как указать приоритет информации на наклейке?
Уточните, на какой продукт нанесена неправильная дата изготовления.
Например, согласно ГОСТ 34178-2017 «Спреды и смеси топленые. Общие технические условия»:
7.3.3 Допускается размещать дополнительные и (или) исправленные информационные данные на отдельных листках-вкладышах или дополнительных приклеиваемых этикетках (стикерах).
Ознакомьтесь с делом о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ производителя закусок мюсли (изменили информацию о производителе, приклеили стикер «Информацию на стикере считать приоритетной»). Информация о дате изготовления аналогична информации о производителе в части важности доведения до потребителя.
Вывод: информация о производителе в данном случае должна быть нанесена непосредственно на упаковку, размещение наклейки может ввести потребителя в заблуждение, кроме того, неявна сама формулировка «Информацию на стикере считать приоритетной».
Таким образом, Вам следует изменить основную этикетку с неправильной датой. Если товар в продаже — отозвать, надеяться на невнимательность потребителей или же клеить стикер (возможно, орган защиты прав потребителей не заметит). Решение принимать Вам, сопоставив затраты. Штраф по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Вам нужно изготовить новую упаковку.
Дело в том, что информация на упаковке не предполагает исправлений, поскольку тем самым Вы можете ввести в заблуждение конечного потребителя.
В частности. в силу Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55
15. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре недопустимо (п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).
При этом если речь идет о продуктах питания то в силу
«ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»
(утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст)
3.4. Информация для потребителядолжна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления,а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Наличие расхождений в дате изготовления может рассматриваться как введение потребителя в заблуждение.
Надлежащая информация о товаре для потребителей
При покупке того или иного товара, каждый из нас рассчитывает на то, что он будет служить долго и не будет ломаться при условии его правильного использования.
Прежде всего, еще до покупки необходимо сделать правильный выбор и выбрать такой товар, который бы отвечал Вашим требованиям. Но для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо обладать достоверной и полной информацией об этом товаре.
Право на получение такой информации потребителем закреплено положениями Технического регламента Таможенного союза, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее – Закон), а именно статьей 8 Закона. В соответствии с указанной статьей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг). Информация о товаре (работе, услуге), изготовителе (исполнителе, продавце) должна быть на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Следует также знать, что согласно статье 9 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан проинформировать потребителя о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы. Продавец (исполнитель) размещает эти сведения на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом) подлежит лицензированию или исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о виде деятельности, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
На получение перечисленных выше данных потребители имеют право также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Поэтому ссылки продавца на то, что всю информацию вы можете получить в центральном (головном) офисе, магазине или в другом месте, неправомерны и могут вызвать у потребителей сомнение в надежности такого продавца и его товара.
Обратите внимание, что согласно статье 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Прежде всего, любая информация о товаре должна быть на русском языке. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» от 15 августа 1997 г. № 1037, продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации на русском языке запрещена с 1 июля 1998 г.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Данная информация доводится до потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Что же делать, если продавец нарушает требования Закона и «утаивает» от потребителя информацию?
В статье 12 Закона предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Указанной статьей установлено, что если при заключении договора потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. Закон прямо указывает, что при рассмотрении требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара.
Следует также знать, что существует перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Это:
Информация о противопоказаниях для применения доводится до сведения потребителя на этикетке товара, листке-вкладыше, прилагаемом к нему или маркировкой товара.
Указанные перечни товаров и заболеваний (состояний) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» и Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 1997 г. № 19 «О противопоказаниях для применения товаров при отдельных видах заболеваний».
Знайте, в Законе четко оговаривается, что потребители не обязаны «догадываться, учиться, и т.п.» для того, чтобы правильно пользоваться товаром. Донести до потребителей полную и исчерпывающую информацию о товаре – прямая обязанность продавца (даже если он не является изготовителем).
Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с использованием материалов СПС «Консультант Плюс»
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Этикетка на продуктах питания
ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Этикетка на продуктах питания
Каждый человек почти ежедневно заходит в магазин за пищевыми продуктами, которые должны быть качественными и безопасными.
Иногда мы не задумываемся, о том, какая информация должна быть на продукте, заранее уверенные в том, что продавец продаст нам качественный товар. Но, к сожалению, иногда продавцы грешат и пытаются продать продукт без маркировки или с истекшим сроком годности.
Выбирая продукты питания в магазине, потребители смотрят в основном на внешний вид продукта, срок годности и цену.
Однако, необходимо обращать внимание на информацию об изготовителе, о составе продукта, пищевой ценности и другие данные, указанные на упаковке, которые также важны для потребителя.
Например, неполная информация о пищевой ценности продукта делает невозможным для потребителей самостоятельно подбирать оптимальный рацион питания, учитывающий ограничения, связанные со здоровьем.
Вышеуказанные документы устанавливают объем обязательной информации на любом пищевом продукте отечественного или импортного производства, который реализуется в розничной торговле.
Информация о товаре должна быть представлена на русском языке непосредственно с пищевым продуктом текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
Однако очень часто мы все видим на прилавках такую картину, например – в контейнере расфасованный творог без этикетки, продавец утверждает, что он свежий, «вчера привезли».
Также необходимо знать, что продажа товаров, срок годности на которых истек — запрещается.
Однако, мы иногда наблюдаем картину в магазине – продукты с истекшим сроком годности по сниженным ценам.
Продавать товар, срок годности на который уже истек даже по очень низким ценам — нельзя!
Заявления продавцов о том, что продукты с истекшим сроком годности они продают с большими скидками, не должны сбивать потребителей с толку.
Да, продавец может снижать цену товара, когда до истечения срока годности осталось немного времени.
При покупке товаров потребитель имеет право ознакомиться с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека (товарно-сопроводительные документы, декларация о соответствии).
Очень важно помнить, что скоропортящиеся продукты необходимо покупать только в магазинах, которые оснащены холодильным оборудованием.
Например, покупая замороженные полуфабрикаты, температура хранения которых должна быть – 18 °С, вы обнаружили, что полуфабрикаты слипшиеся, а упаковка деформирована. Покупать такие продукты не стоит, поскольку они подвергались разморозке, а значит, потеряли свое качество.
При покупке продуктов обращайте внимание на условия хранения, указанные изготовителем на маркировке. Режим хранения продуктов оказывает существенное влияние на их качество.
При хранении пищевых продуктов в предприятии торговли должны соблюдаться правила товарного соседства. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи.
Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами.
В соответствии с ФЗ от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, не имеющие:
Признаются некачественными, опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются!
Будьте внимательны при покупке продуктов питания!