ингерманландия что это такое
«Ингерманла;ндия (Ингрия, Ижора, Ижорская земля; швед. Ingermanland; фин. Inkeri,
Inkerinmaa; др.-рус. Ижера, Ижерская земля) — историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарва и Чудским озером на западе, Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами и рекой Лава — на востоке. На севере граничит с Карелией по рекам Сестра и Смородинка. Южная граница Ингерманландии проходит по среднему течению рек Оредеж и Луга, но большей частью не имеет чётких географических ориентиров и соответствует границе между Россией и Швецией, установленной по Столбовскому миру 1617 года.» Википедия
Существует несколько версий происхождения названия Ингерманландия, но признанной единственно верной, не существует. Удивительно, что никто не пытается толковать название, взяв за основу немецкий язык или латынь. Предлагаю вам сделать это вместе со мной.
До прихода шведов, народ, проживающий на этой земле, был православным и говорил на русском языке. Шведы принесли ему лютеранство и сказку про Ингигерду. Принято считать лютеранство более мягкой формой католичества. Основоположником лютеранства был Мартин ЛЮТер. Я не случайно выделила Люта. Потомок Люта-Мала создал свою церковь, и его имя сохранилось в истории навсегда.
В русских народных сказках нет людоедов. Есть баба Яга, которой детей пугают. Она их крадёт, но нет случая, чтобы съела. А в европейских сказках, что ни замок, то в нём непременно людоед живёт. Да что сказки. церкви есть, полностью человеческими костями украшенные с пола до потолка. Кости белые, вываренные дочиста. Лягушек, улиток, червей дождевых, ели с голоду, а теперь называют эту дрянь деликатесом.
Хорошо передают атмосферу того ужасного времени народные легенды о Тиле Уленшпигеле, взяв которые за основу, Шарль де Костер написал замечательный роман. Вот ровно такие порядки и законы, как и описанные в романе, принесли на русскую землю шведы. Чем же так манило болото, на котором Пётр I впоследствии, построил город? Может, клюква была крупнее? Или морошки больше? Почто за него так бились-то? И дальше. Пришли шведы. Что построили, что создали, что принесли, кроме лютеранства? Ни-че-го!
За относительную независимость от Римской империи, шведы стали караульщиками Мировой Священной земли. Что нужно сделать, чтобы стереть у народа память? Нужно, чтобы он начал говорить на другом языке. При полной изоляции от окружающего мира, не такая сложная задача на полсотни лет. Такое изумительное сложное и непостижимое творение, как финский язык, могли придумать только люди, виртуозно владеющие всеми нюансами разговорного русского языка, чтобы придумать контр-язык.
Ингерманландия стала Зоной Отчуждения, как Чернобыль, только более строго охраняемой. Те, кто смогли покинуть территорию, сохранили свои верования и традиции, хотя бы частично, как марийцы (черемисы), например. В непосредственной близости к разрушенному городу жили те, кто своими глазами видели мистерии, посвящённые Солнцу и Богиням Заре, и Ладе-Богородице. Были они людьми просветлёнными, ведающими, ибо жили рядом со Светлыми Богами. Были великими мастерами, умеющими любой вещи придать неповторимый облик и высочайшее качество. Музеи всего мира заполнены их творениями. Жили в Ладу и гармонии с Природой, как Матерью всего сущего. Знали, как нужно с ней разговаривать, чтобы она слышала. Вот у этих людей и необходимо было навсегда стереть родовую память.
Вдоль всех границ Ингерманландии, были созданы пограничные посты и поселения шведских солдат. Попытка пересечения границы каралась. Главной задачей Швеции была охрана территории и тщательная зачистка её от исторических артефактов, а не просвещение населения и его ассимилиция в шведскую культуру. Но кто-то должен был оставаться для обслуживания шведских просветителей. Правда, территория не так велика, значит, и народу много не требовалось.
Никаких предприятий шведы после себя не оставили, ни одного. Городов не построили, ни одного. Вся история Ингерманландии, которой в наши дни пытаются возбудить интерес к созданию независимой Ингрии её идейные вдохновители, начинается и кончается очередным рассказом о каком-нибудь пастыре. И всё, ничего более. Иногда, впрочем, вспоминают Маннергейма. Но Маннергейм финский швед. Он прямой потомок тех, кто когда-то надзирал за закрытой территорией. Шведы с финнами браков не заключали, это было запрещено.
Народ сопротивлялся, как мог, уходя в леса, в болота. Чтобы спрятавшиеся в лесах не выживали, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Пастырями отбиралось у населения всё, что приглянулось. Не стало возможности изготовить для жизни какой-либо необходимый инвентарь, так как были уничтожены все ремесленные мастерские. Шведы, отбиравшие у местного населения всё подчистую, называли финнов недоразвитым народом, не способным ни к какому мастерству.
Ограбленные жители начали делать самодельные ножи, которые потом стали называть финскими или финками. Самые первые из них, кое-как переделывались из счастливо найденных наконечников копий, к которым прилаживалась деревянная ручка, чаще всего из берёзы. В наши дни известный финский мастер делает свои ножны в форме головного убора католических священников. Это связано с историей о финском крестьянине, убившем епископа, который отобрал у его семьи все запасы продовольствия на зиму, оскорбив при этом жену крестьянина. До сих пор этот случай рассказывают детям, а в деревне Кёююлиё стоит памятный крест.
В Швецию финнов не пускали ни под каким видом, финский язык в Швеции был признан языком малых народов только в 1999 году, хотя шведский в Финляндии давно является одним из государственных языков. Население с территории Ингерманландии не могло переселиться даже на территорию нынешней Финляндии.
Тем, кто не смог выбраться с закрытой территории, выбор оставался небольшой: либо приспособиться, либо умереть с голоду.
Уже к началу 1620-х годов в Ивангородском, Копорском, Ямском ленах опустело 60 % деревень. Понятно, куда народ делся? Началось переселение на свободные земли крестьян с Карельского перешейка, из привыборгских уездов. Часть ингерманландских земель была разделена между представителями знати и приближёнными короля, на чьи новые поместья началась активная высылка провинившихся шведских подданных.
Все цитаты далее уже из века девятнадцатого, но как показательны для нас!
«Финны чрезвычайно богомольны и строго соблюдают все предписанные церковью обряды. Они не пропускают ни одной обедни, и хотя иной живет далеко от кирки, зато отправляется ранее и уж наверняка не пропустит службы; поэтому финские кирки полны всегда молящихся. Благодаря заботливости духовенства, религиозные верования финнов очищены от многих языческих cyeверий и обрядов.
Вообще, вера в Финляндии имеет большое значение не только в нравственном отношении, но она оказывает огромное влияние и на распространение в народе грамотности. Так, по закону, никто не допускается к приобщению святых тайн, не пользуется гражданскими правами, не имеет права вступить в брак, если не может читать катехизиса и священного писания и не умеет объяснить главные догматы веры. Поэтому все родители стараются учить детей своих грамоте, а духовенство, со своей стороны, обязано иметь наблюдение за обучением прихожан.»
«Народы России. Этнографические очерки.» 1879-188г.
Если прихожане перестанут верить в святую миссию Матери-Церкви, то перестанут платить десятину и подчиняться. Самым распространённым наказанием инквизиции был денежный штраф, поэтом искоренение ереси было делом материально выгодным. Такое положение дел способствовало множеству ложных дел. На закрытой территории Ингерманландии законы работали без послаблений, так как был важен быстрый результат. В 18 веке Высшие лютеранские священники докладывали в Ватикан, что за столетие на территории Финляндии они создали новый тип человека.
Вот так стёрли начисто историческую память о своём Роде-Племени, якобы очищая от языческих (на деле, ведических), суеверий. В русском народе всегда было огромное уважение и почтение к природе, которое выражалось в различных обрядах. Но «Молот ведьм» на территории Ингерманландии имел такую же законную силу, как и на территории Европейских государств. И крестьянку, молящуюся деревянному божку, дереву и солнцу об урожае, можно было осудить и отправить на костёр, как ведьму, так как она крещена. Не щадили даже детей.
«Среди ведьм были маленькие девочки от 7 до 10 лет и 27 из них были приговорены к сожжению. Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством, было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых и обозначали их, как обвиняемый №1,2,3 и т.д.» «Рассказы о колдовстве и магии» Томас Райт, член-корреспондент национального института Франции.
Как вы думаете, откуда такое количество пыточных орудий, которое представлено в музеях С-Петербурга?
«Питание низших классов населения лучше, чем в России, но оставляет желать многого. Главнейшим недостатком народной кухни является питание холодной, невареной пищей и в высшей степени кислым молоком. Основой питания является черный хлеб, очень похожий на наш. В восточной части страны его едят мягким; в западной же — его пекут лишь несколько раз в году, после чего он сохраняется в виде круглых лепешек, с отверстием посередине, нанизывающихся на палки: в таком виде он хранится под потолком избы. В неурожайные годы на севере в хлеб кладут древесную кору.»
«Финляндия» 1898г.
«Вообще о финнах надобно сказать, что, кажется, нет народа более неприхотливого на пишу: простой финн довольствуется твердою как камень хлебною лепешкою, кислым молоком, картофелем и несколькими салакушками (маленькими рыбками); он этим сыт и доволен и не желает ничего лучшего. Финны не имеют понятия о щах, о супе; даже и городские жители не все употребляют горячее мясное, и это не от бедности, а просто по укоренившейся привычке. Но, разумеется, такая привычка к умеренности развилась ни от чего другого, как от бедности, вследствие скудости даров природы и общественных условий.» «Народы России» 1879-1880г.
Вот из этого ужасного времени пришла к нам финская сауна. Её создание спасло народ от эпидемий и закалило их здоровье, создав стойкий иммунитет.
«Природа, судьба и традиции наложили на финский тип общий отпечаток, который, хотя и подвергается на протяжении страны значительными изменениям, но все-таки легко подмечается иностранцем. Общими характерными чертами являются: несокрушимая, выносливая, пассивная сила; смирение, настойчивость, с ее обратной стороной — упрямством; медленный, основательный, глубокий процесс мышления; отсюда медленно наступающий, но зато неудержимый гнев; спокойствие в смертельной опасности, осторожность, когда она миновала; немногословность, сменяющаяся неудержимым потоком речей; склонность выжидать, откладывать. но затем нередко торопиться некстати; преданность тому, что древне и известно, и нелюбовь к новшествам; верность долгу, послушание закону, любовь к свободе, гостеприимство, честность и глубокое стремление к внутренней правде, обнаруживающееся в искреннем, но преданном букве, страхе божьем.» «Финляндия в 19 столетии» 1890г.
«По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;»
А.Пушкин «Медный всадник»
Близко знакомый с Пушкиным В. И. Даль, в своём Толковом словаре, определяет слово как петербургское прозвание пригородных финнов. Заинтересовавшись этнографией чухонцев В. И. Даль написал очерк «Чухонцы в Питере». В нём он отметил в частности, что чухонки составляют большинство кухарок, но чухонцев не найти ни среди сидельцев, ни среди разносчиков и особо подчёркивает честность этого народа.
Ингерманландия — Швеция или Россия?
После Ельциновского заявления: «берите суверенитеты, сколько хотите», питерская – и не только! – интеллигенция часто горько шутила по закрытым ныне дешевым кафе-ресторанчикам: «Отдать Таллин датчанам, а Петербург – Швеции!».
В каждой шутке бывает зерно интересной мысли. Именно тогда часть историков вспомнила, что в 1919-1920 году, недалеко от нынешнего Сертолово существовала почти год «Ингерманландская республика».
Прежде чем рассказать об этой уникальной стране, попробуем, для начала, углубиться в более глубокое прошлое.
Карта Ингрии из знаменитого Атласа Блау 1667 года
Чья ты, Ингрия, земля Ижорская?
Если основываться на трудах этимологов, лингвистов и части историков, понятие «Ижорская земля» существовало ранее, чем название «Ингерманландия». Если заглянуть в древнейшие Новгородские летописи, можно встретить «Ижорская пятина», «земли по Ижоре». Другое дело, что почти все эти лингвоисторики выводят слово «Ижора» от «карельского (?) словосочетания “инкери маа”» — «прекрасная земля» или финского «извилистая река», «inkeri».
Более серьезные исследователи предлагают следующие варианты возникновения названия:
Это двойное толкование возникновения названия не изменилось со времен Татищева. Вообще же, люди на Великом торговом пути явно жили еще в древнейшие времена. Чуть ли не в мезолите. Характерно, что новгородские летописи упорно именуют жителей края «водь», позднее «ижоры», а название «ингры» появляется на два века позднее в западных хрониках (в буллах римских пап, в «Ливонской хронике»). При этом Водская и Ижорская «пятины» одно время являлись конкретными административными единицами великой Новгородской республики.
Интересно, что в самом Господине Новгороде их наиболее богатые представители селились в «Неревлянском конце» (одном из важнейших пяти районов города), чьё название происходит от слова «нерева», толкующимся рядом этимологов, как «местные жители».
Ингрия в начале XIII века
Ингерманландия шведская и имперская
По мере того, как хирела Новгородская республика, становились более редкими и сведения о населявших будущую Ленинградскую область народах. Известно, что во время междоусобиц ордынского периода (когда шесть сыновей Невского азартно воевали друг друга), Андрей Городецкий, во главе личной дружины и новгородского ополчения, остановил первые попытки шведов утвердиться на этих землях, взяв штурмом и полностью уничтожив шведскую крепостцу Ландскрону.
Другой сын Невского, Дмитрий Александрович, был менее удачлив: изгнанный из вотчины, он отремонтировал и усилил крепость Копорье, но был погнан и оттуда. Интересно, что есть сообщение:
«покинул землю Русскую, устремиша из Копорья в Ругодив»
. То есть, Копорье уже тогда считалось русским (несмотря на периодические разрушения или захват ливонцами), а второй пункт – нет. Между тем Ругодив (Нарву) нынешние исследователи относят, опять же, к территории Ингерманландии.
А вот после крушения Новгорода, Иван Грозный прорубил своё окно в Европу – «Ивангород напротив Ругодива». Но вот в Ингрии все сложилось для самодержца неудачно:
В 1581 году территория стала принадлежать Швеции. В состав России эта область фактически вернется в начале XVIII века, а вот официально только в 1721 году при Ништадтском мире. Но из этого краткого экскурса видно, что «Великая Ингрия» — скорей уж «новгородская», чем «шведская».
Санкт-Петербург, основанный в 1703 году на территории Ингерманландии, стал новой столицей Российской империи в 1712 году. Также в 1703 Александр Меншиков стал губернатором Ингерманландии.
План местности, на которой был построен Петербург. Составлен комендантом крепости Ниеншанц Авраамом Крониортом в 1698 г.
Один из первых русских книговедов Андрей Иванович Богданов в своей рукописи «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703, по 1751 год» пишет:
«Понеже место сие, на котором построен Град сей, есть оная провинция Ингриа или Ингермоландиа, так проименованная, которая по нашим российским старым летописцам именуемая была Ижерская земля, которая издревле Всероссийской Империи всегда принадлежащая. Положением своим лежит между Синусом Финским и Озером Ладожским, сообщается оная Невою Рекою, что начало свое восприемлет в длину от Ладожского Озера и продолжается до Великаго Княжества Эстляндскаго»
Октябрьская революция и парад суверенитетов
Уже написано, как странно большевики отличали «самоопределяющиеся народы и их государства». Думается, если бы Ленин или Троцкий больше пили водки или, как Дыбенко «балтийского коктейля», знаменитое «берите столько суверенитетов, сколько сможете», могло бы и прозвучать впервые после Октября-1917 годы. Вслух этого сказано не было, поскольку большевики все же были умней Ельцина и его окружения. К тому же, уже в первые месяцы (!) существования советской власти им было продемонстрировано, во что может вылиться «парад суверенитетов».
И продемонстрировала это находящаяся под самым боком у революционного Петрограда «Северная Ингрия» — бывшие имения англофила барона Гроттена и вдовы литератора Буренина Софьи.
План местности, на которой был построен Петербург. Составлен комендантом крепости Ниеншанц Авраамом Крониортом в 1698 г.
Взлет и падение Северной Ингрии
Северо-Ингерманландский полк в Кирьясало.
Сразу же в каждой деревне нашлись лидеры, потребовавшие для финнов и ингерманландцев национальных автономий (для начала в составе … того, во что превращалась Россия). Но затем пришел Петерс с «красногвардейцами» первых наборов (а поначалу в Красную гвардию набирали всех, кто бегал по Петрограду с оружием), начались эксцессы и…
Новорожденная Республика была маленькой, но оказалась очень зубастой: Ю. Эльфенгрен во главе «ингерманландских стрелков» успел провести наступление, на пике которого были захвачены:
Причем все сражались со всеми – среди красногвардейцев (красноармейцев) было много ингерманландцев. А отдельные части молодой республики возглавляли кадровые финские офицеры (Э. Рихтниеми). Поддерживали дипломатические и финансовые связи с Юденичем – но, что характерно, Финляндия официально поддерживать «Северную Ингрию» отказалась. После разгрома Юденича у новоявленной республики не осталось шансов.
«Великая Ингрия» в наши дни
Новый всплеск мечтаний об огромной (от Нарвы до Новгорода и до Мурманска) великой Ингрии произошел уже в 90-ых. Но демократы быстро протрезвели (Дудаев помог?), одна группировка была запрещена как экстремистская, еще в 90-ых, несколько лет назад Роскомнадзор прикрыл и сайт «Свободной Ингрии».
Однако идеи бегства от власти Москвы в некую «свободную Республику Ингрия» живут до сих пор, потому что их поддерживают многие евангелистические (протестантские) церкви Северо-запада РФ.
Ингерманландия
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 19 ноября 2011.
(швед.) Ingermanland, (фин.) Inkeri, Inkerinmaa, (эст.) Ingeri, Ingerimaa; (рус.) Ингрия, Ижора, Ижорская земля
Новгородская земля | 862—1136 | |
Новгородская республика | 1136—1478 | |
Московское княжество | 1478—1547 | |
Царство Русское | 1547—1583, 1595—1617 | |
Швеция | 1583—1595, 1617—1721 | |
Российская империя | 1721—1917 | |
РСФСР | 1917—1922 | |
Республика Северная Ингрия | 1919—1920 | |
СССР | 1922—1991 | |
Российская Федерация | 1991 — наши дни |
Содержание
География
В 1927 году Ленинградская губерния была преобразована в Ленинградскую область. Следует отметить, что границы перечисленных территориальных образований не всегда совпадали друг с другом и значительно менялись с течением времени.
Этимология
Существует несколько версий происхождения названия:
История
Во времена викингов через территорию Ингрии проходили Волжский торговый путь и торговый путь «Из варяг в греки», что делало регион привлекательным для скандинавской аристократии.
После Ореховского мира 1323 года Новгород и затем Москва закрепляют приобретённые территории. Тогда на Ижорской земле находились следующие погосты: центральная старая крепость Орешек, Копорье (Kaprio), Ям (Jam, Jama), Ивангород. Территория на протяжении многих веков являлась ареной войн. Само понятие Ингерманландия появляется в конце 1500-х, когда Швеция устремилась взять Ижорскую землю под свой контроль. В 1581 Понтус Делагарди взял Нарву, Ивангород, Ям, Копорье (фин. Kaprio ). Шведский король Юхан III добавляет после этого к своему имени титул «Великий князь Ингерманландии».
Водская пятина Новгородской земли
С XII века Ижорская земля входила в состав Новгородской земли. В этот период Новгородская республика постоянно вела войны со шведами («Невская битва» 1240 года), датчанами, а также с Тевтонским орденом («Ледовое побоище» 1242 года).
В 1280 году великим князем Дмитрием Александровичем заложена первая каменная крепость на территории Приневского края — Копорье. В ареале обитания племени емь в западной Ингрии была основана крепость Ям (позднее Ямбург, Кингисепп).
В 1300 шведами была построена крепость Ландскрона, однако спустя год она была взята соединённой дружиной из новгородцев и местных карел и срыта до основания. На месте бывшей Ландскроны долгое время существовало «Невское устье» — новгородское торжище, то есть рынок.
В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля была завоёвана и присоединена к Московскому Великому княжеству. Для охраны западных рубежей в 1492 году по приказу великого князя Ивана III была построена крепость Ивангород.
Ижорская земля в составе Московского Царства
В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Московское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалась почти всей территории Ижорской земли.
Шведская Ингерманландия (1583—1595, 1617—1702)
В 1583 году восточные уезды Водской пятины стали владением Швеции (швед. Svenska besittningar ), то есть в отличие от провинции, обладала статусом завоёванной территории и находилась под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю. В составе Русского царства остался только Ореховский уезд с рекой Невой.
В 1595 году захваченная часть Водской пятины была возвращена Московскому государству по Тявзинскому договору.
В начале XVII века во время Смутного времени шведские войска сражались на стороне царя Василия Шуйского, который при заключении Выборгского договора 1609 пообещал за военную помощь передать Швеции Корельский уезд. Однако, после ряда поражений от поляков, обвиняя русскую сторону в неисполнении договора, шведский отряд Якоба Делагарди ушёл из России, и, впоследствии, пользуясь неустройствами Смутного времени, оккупировал Ижорскую землю и Новгород. Новый царь Михаил Фёдорович вынужден был по Столбовскому миру 1617 года уступить пять уездов Водской пятины Швеции. Швеция взяла под свой контроль всю торговлю через Балтийское море.
Торговым и административным центром Шведской Ингрии с 1642 стал город Ниен около крепости Ниеншанц (ныне территория Санкт-Петербурга), а с 1656 местом пребывания генерал-губернатора стал город Нарва.
Освободившиеся земли начали также заселяться колонистами из Северной Германии: в крупных городах Ниен, Копорье и Выборг поселились немецкие дворяне, купцы, ремесленники. Помимо этого, после заключения в 1661 году Кардисского мира усилился процесс миграции финнов-лютеран (инкери) из центральных областей Финляндии и Карелии.
Ингерманландия в составе Российской империи
После почти ста лет пребывания под властью Шведского королевства Ингерманландия стала частью Российской империи по результатам Северной войны 1700—1721 (положение официально закреплено Ништадтским миром). В 1703 в устье Невы неподалеку от Ниена (см. Ниеншанц) был заложен город Санкт-Петербург, ставший в 1712 столицей империи.
В 1712—1723 годах Ингерманландией управлял Ф. М. Апраксин [32] ; с 1728 по 1742 годы генерал-губернатором Ингерманландии являлся Б. К. Миних [33] — он был последним, кто получал назначение на эту должность.
На территории региона было сформировано несколько новых полков русской армии, в том числе Ингерманландский пехотный полк Меншикова.
В 1715 г. в Санкт-Петербурге спущен спроектированный Петром I линейный корабль «Ингерманланд», ставший флагманом императора.
Республика Северная Ингрия
Судьба в СССР
С 1927 года территория Ингерманландии входит в состав Ленинградской области. В том же году, в рамках советской политики «коренизации», на её территории был сформирован Куйвозовский финский национальный район и несколько десятков финских национальных сельсоветов. Район и сельсоветы были расформированы в 1939 году.
Названия Ингерманландия, Инкери, Ингрия были репрессированы вместе с народом. В застенках НКВД погиб преподаватель Герценовского института И. М. Леметти, за название своей книги «Советская Ингерманландия» [36]
После депортации из области, а особенно из приграничных районов, людей, которых советская власть считала неблагонадёжными элементами, в частности, основной части прибалтийско-финского населения в 1936-ом, 1942-ом, 1943-ем годах и в ходе послевоенных репрессий, национальный состав Ингерманландии коренным образом изменился.
Историки Ингерманландии
Символы Ингерманландии
В российский период использовался вариант герба, официально утверждённый в 1730: стены белые, с зубцами, на голубом или лазоревом поле. Этот герб, в качестве полковой эмблемы размещался на амуниции (до 1775 г.) и знамёнах (до 1797 г.) Ингерманландских мушкетёрского и драгунского полков.
В период существования республики Северная Ингерманландия первоначальный вариант герба печатался на почтовых марках и газетах.
В марте 1919 года был предложен капитаном 1-й Ингерманландского батальона Е. И. Хаапакоски. Использовался как батальонный, а затем, как флаг Западно-Ингерманландского полка, Северо-Ингерманландского полка и самопровозглашённой республики Северная Ингрия.