ингибиторный патрон что это

Ингибитор коррозии. Ингибиторная защита трубопроводов

Реализация программ ингибирования требует в несколько раз меньше средств, чем замена трубопроводов.
Ингибиторы для защиты от коррозии используются в нефтегазовой отрасли промышленности с 1940 х гг.

По механизму действия ингибиторы делятся на адсорбционные и пассивационные.
Ингибиторы-пассиваторы вызывают формирование на поверхности металла защитной пленки и способствуют переходу металла в пассивное состояние.

Наиболее широко пассиваторы применяются для борьбы с коррозией в нейтральных или близких к ним средах, где коррозия протекает преимущественно с кислородной деполяризацией.

Механизм действия таких ингибиторов различен и в значительной степени определяется их химическим составом и строением.

Различают несколько видов пассивирующих ингибиторов, например, неорганические вещества с окислительными свойствами (нитриты, молибдаты, хроматы).
Последние способны создавать защитные оксидные пленки на поверхности корродирующего металла.
В этом случае, как правило, наблюдается смещение потенциала в сторону положительных значений до величины, отвечающей выделению кислорода из молекул воды или ионов гидроксила.
При этом на металле хемосорбируются образующиеся атомы кислорода, которые блокируют наиболее активные центры поверхности металла и создают добавочный скачок потенциала, замедляющий растворение металла.
Возникающий хемосорбционный слой близок по составу к поверхностному оксиду.
Большую группу составляют пассиваторы, образующие с ионами корродирующего металла труднорастворимые соединения.
Формирующийся в этом случае осадок соли, если он достаточно плотный и хорошо сцеплен с поверхностью металла, защищает ее от контакта с агрессивной средой.
К таким ингибиторам относятся полифосфаты, силикаты, карбонаты щелочных металлов.

Отдельную группу составляют органические соединения, которые не являются окислителями, но способствует адсорбции растворенного кислорода, что приводит к пассивации.
К их числу для нейтральных сред относятся бензонат натрия, натриевая соль коричной кислоты.
В деаэрированной воде ингибирующее действие бензоата на коррозию железа не наблюдается.
Частицы адсорбционных ингибиторов (в зависимости от строения ингибитора и состава среды они могут быть в виде катионов, анионов и нейтральных молекул), электростатически или химически взаимодействуя с поверхностью металла (физическая адсорбция или хемосорбция соответственно) закрепляются на ней, что приводит к торможению коррозионного процесса.

Следовательно, эффективность ингибирующего действия большинства органических соединений определяется их адсорбционной способностью при контакте с поверхностью металла.

Как правило, эта способность достаточно велика из-за наличия в молекулах атомов или функциональных групп, обеспечивающих активное адсорбционное взаимодействие ингибитора с металлом.

Такими активными группами могут быть азот-, серо-, кислород- и фосфорсодержащие группы, которые адсорбируются на металле благодаря донорно-акцепторным и водородным связям.

Наиболее широко распространенными являются ингибиторы на основе азотсодержащих соединений.

Защитный эффект проявляют:

алифатические амины и их соли,

азотсодержащие 5-членные (бензимидозолы, имидазолины, бензотриазолы и т.д.) и 6-членные (пиридины, хинолины, пиперидины и т.д.) гетероциклы.

Большой интерес представляют соединения, содержащие в молекуле атомы серы.
К ним относятся тиолы, полисульфиды, тиосемикарбазиды, сульфиды, сульфоксиды, сульфонаты, тиобензамиды, тиокарбаматы, тиомочевины, тиосульфокислоты, тиофены, серосодержащие триазолы и тетразолы, тиоционаты, меркаптаны, серосодержащие альдегиды, кетосульфиды, тиоэфиры, дитиацикланы и т.д.

Из фосфорсодержащих соединений в качестве ингибиторов коррозии используются тиофосфаты, пирофосфаты, фосфорамиды, фосфоновые кислоты, фосфонаты, диалкил- и диарилфосфаты.

Кислород обладает наименьшими защитными свойствами в ряду гетероатомов: кислород, азот, сера, селен, но на основе кислородсодержащих соединений возможно создание высокоэффективных ингибиторных композиций.
Нашли применение пираны, пирины, диоксаны, фенолы, циклические и линейные эфиры, эфиры аллиловых спиртов, бензальдегиды и бензойные кислоты, димочевины, спирты, фураны, диоксоланы, ацетали, диоксоцикланы и др.

В последние годы при разработке ингибиторов коррозии наметилась тенденция к применению сырья, содержащего переходные металлы, комплексы на их основе и комплексообразующие соединения, которые взаимодействуют с переходными металлами, присутствующими в электролите или на защищаемой поверхности.
Доказано, что на основе таких соединений и комплексов, используя в качестве сырья отходы катализаторных производств и отработанные катализаторы, можно создать высокоэффективные экологически чистые ингибиторы коррозии углеродистых сталей в водных средах.

Источник

ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ

1. Антифриз и его свойства.

Что такое антифриз и где его применяют?

Эффетивная работа двигателя зависит не только от качественного топлива и масла, но и от эффективной системы охлаждения.

Антифризами называют незамерзающие жидкости, предназначенные для использования в системе охлаждения двигателя.

Сгорание топливной смеси в двигателе происходит при температурах 2100-2300 0 С. При такой температуре без принудительного охлаждения детали двигателя нагревались бы до температуры, значительно превышающей температуру воспламенения масла. При перегреве двигателя увеличивается сила трения и износ деталей, уменьшаются тепловые зазоры, происходит коксование масла и отложение нагара, уменьшается наполнение цилиндров воздухом, при этом падает мощность.

В то же время чрезмерный отвод тепла влечет за собой переохлаждение двигателя, изменение вязкостных свойств масла, что приводит к увеличению износа деталей, снижению мощности и экономичности двигателя.

Идеальный тепловой режим двигателя 85-90 0 С.

В иностранной практике наибольшее распространение получили антифризы на основе водного раствора этиленгликоля, пропиленгликоля и др. Эти растворы обладают всеми необходимыми для охлаждающей жидкости температурными свойствами.

Пакет присадок, который добавляется в водно-гликолевую основу, определяет значительную часть эксплуатационных показателей охлаждающей жидкости.
Он специально разрабатывается для того, чтобы защитить детали двигателя и системы охлаждения от коррозии, защитить от износа подшипники водяного насоса (помпы), предотвратить вспенивание жидкости и образование пузырьков воздуха в системе.

Антифриз служит для поддержания оптимального температурного режима деталей двигателя в различных условиях эксплуатации. Антифриз полностью исключает замерзание системы охлаждения двигателя дизель-генератора на холоде благодаря низкой температуре начала кристаллизации. ОН предохраняет двигатель от перегрева и обеспечивает хороший теплоотвод, так как имеет высокую температуру кипения. Недостаток: для снижения точки кристаллизации в нем используется метанол, который является агрессивным по отношению к алюминию.

Два наименования охлаждающей жидкости.

Требования к охлаждающей жидкости.

Современные двигатели становятся легче, компактнее и мощнее. Конструкторы стараются использовать нетрадиционные легкие металлы, такие как алюминий, пластмассы, а также уменьшить размеры узлов и агрегатов, в результате чего температура в зонах обмена возрастает. Поэтому к охлаждающим жидкостям предъявляются жесткие требования:

— снижение объема заливки;

— способность работать и противостоять коррозии при высоких температурах;

— хорошие теплоотводящие свойства;

— защита от замерзания;

— не подвержен образованию пены;

— высокая химическая термоокислительная стабильность в течение длительного времени эксплуатации двигателя;

— полная химическая нейтральность по отношению к металлическим деталям;

— высокая устойчивость к поглощению продуктов окисления (способность растворять образующуюся накипь);

— не разрушать материалы уплотнения;

— хорошие смазочные свойства;

Длительные эксперименты и наблюдения показывают, что только правильно подобранные ингибиторы делают простую охлаждающую жидкость высококачественным средством защиты охлаждающей системы, которая продлевает срок службы деталей системы охлаждения и двигателя.

Самым важным фактором для длительного срока службы двигателя является защита от коррозии.

Охлаждающие жидкости должны обладать хорошей текучестью и не должны оставлять толстой пленки на деталях двигателя, которая снижает в десятки раз эффективность теплоотвода и увеличивает количество абразивных частиц в системе. Концентрат антифриза разбавляют водой в пропорции 50:50% для улучшения текучести. У концентрата антифриза высокая вязкость, поэтому его в систему охлаждения не заливают.

В настоящее время производители техники делят антифриз на три группы:

Основой антифриза всех групп является этиленгликоль.

Антифризы разных групп отличаются по составу и срокам действия присадок, обеспечивающих антикоррозийную защиту деталей системы охлаждения.

Химический состав каждой из групп специально разрабатывается с учетом типа конструкционных материалов системы охлаждения и степени форсированности двигателя.

Способность антифриза защищать от коррозии детали системы охлаждения, изготовленные из разных металлов, является важным свойством, определяющим продолжительность его использования. Однако, в процессе эксплуатации антифриза баланс присадок, входящих в него, нарушается. Это приводит к понижению защитных свойств жидкости. При этом на открытых металлических деталях внутри двигателя интенсивно развивается коррозия. Присадки выпадают в осадок, появляются гелеобразования, приводящие к закупориванию узких каналов системы охлаждения.

Своевременная замена и качественный антифриз влияют на надежность и повышают срок эксплуатации двигателя.

Что происходит с антифризом при низких температурах?

При очень низких температурах антифриз превращается в «кашицеобразную» рыхлую массу, которая после запуска двигателя быстро переходит в жидкую фазу и полностью восстанавливает свои первоначальные свойства.

Использование цвета охлаждающей жидкости.

Цвет служит исключительно для определения мест утечки жидкости, и не влияет на эксплуатационные свойства антифриза.

В процессе развития технологии изготовления охлаждающих жидкостей сложилась следующая тенденция:

— антифризы на основе этиленгликоля обладают стандартным (основным) набором эксплуатационных свойств, сине-зеленого цвета, антифризы на основе пропиленгликоля имеют желто-оранжевый цвет.

Рассчитаны на 2 года эксплуатации с использованием ингибиторных патронов с добавками. При использовании без ингибиторного патрона антифриз меняется 1 раз в год.

— антифризы безнитритной группы чаще всего бывают разных оттенков флюоресцентного зеленого цвета;

Специально по заказу автопроизводителей могут быть окрашены в другой цвет, например в красный для американского конвейера Toyota.

— антифризы безсиликатной группы, разработанные специально для увеличения интервалов между обслуживанием, маркируются красителем ярко-красного или фиолетового цвета.

В этом антифризе используется принципиально новая добавка – карбоксилатные ингибиторы коррозии. Он полностью химически нейтрален по отношению к металлическим деталям, обладает повышенной растворяющей способностью к образующейся накипи. Представителем такого антифриза является антифриз “Texaco Havoline”. Эти ингибиторы адсорбируются лишь там, где возникает очаг коррозии, причем толщина защитного слоя не превышает 0,1 Микрон. Для сравнения, силикатные ингибиторы образуют защитный слой 0,5 мм, снижающий в десятки раз эффективность теплоотвода, и в процессе разложения силикатов увеличивающий количество абразивных частиц в системе, что приводит к значительному механическому износу деталей системы охлаждения.

О совместимости антифризов.

Большинство антифризов на основе этиленгликоля или пропиленгликоля между собой совместимы, поэтому их смешивание допускается. Однако полученная смесь может иметь несколько другие качества. Высококачественные охлаждающие жидкости представляют собой хорошо сбалансированные продукты, часто с весьма сложным составом. Поскольку при смешивании антифризов состав изменяется химически, вместе с ним могут измениться и свойства антифриза, он перестанет выполнять свои функции частично или полностью. Поэтому, при первой возможности рекомендуется залить в систему охлаждения однородный антифриз.

Важно помнить, что антифризы безсиликатной группы G12 особо нежелательно смешивать с антифризами других групп.

2. Характеристика охлаждающей жидкости

В ДГУ FG Wilson применяются стандартные охлаждающие жидкости с добавками.

Марка: Антифриз TIBOIL Британский стандарт BS 6580 от 1992 года. Может заливаться в алюминиевые радиаторы.

Состав: основа – этиленгликоль или пропиленгликоль, нитрит натрия с добавлением присадок, препятствующих образованию ржавчины, а также антикоррозионных, антиокислительных и антипенных присадок.

Производитель: OY TEBOIL AB/AO ТЕБОЙЛ

RL 102, 00121 HELSINKI, FINLAND

PHONE (ТЕЛЕФ.): + 358 (0) 9 618 811

Качество охлаждающей жидкости существенно влияет на мощность двигателя и долговечность системы охлаждения. Нижеследующие рекомендации способствуют поддержанию системы охлаждения в хорошем состоянии и защите системы от замерзания и коррозии.

При несоблюдении этих рекомендаций фирма Perkins не несет ответственности за повреждения, вызванные замерзанием жидкости или коррозией.

В качестве ингибитора коррозии рекомендуется нитрит натрия или бензонат натрия. Антифриз должен эффективно действовать при любых температурах окружающей среды и защищать двигатель от коррозии.

Качество охлаждающей жидкости должно контролироваться 1 раз в полгода, например, в начале зимы с помощью лакмусовых бумажек. Кислотно-щелочное число рН должно быть в диапазоне от 7,0 до 11. Плотность проверяется ареометром. Уровень охлаждающей жидкости проверяется перед каждым запуском дизель-генератора.

Даже если нет необходимости защищать систему от замерзания, рекомендуется использовать 50% смесь воды с антифризом, так как она защищает от коррозии и повышает точку кипения охлаждающей жидкости. Если антифриза нет, добавьте в воду соответствующее количество ингибитора коррозии.

Использование простой воды в качестве охладителя двигателя дизель-генератора ЗАПРЕЩЕНО!

Внимание! Охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля опасна для здоровья при попадании внутрь. Длительное и частое соприкосновение с кожей может вызвать серьезные повреждения кожи. Имеет сладковатый вкус.

Пропиленгликоль – безопасная основа – не причиняет вред здоровью человека, быстро разлагается в природе.

Отработанную охлаждающую жидкость сдавать в специальный пункт приема.

Через каждые 3000 моточасов или 1 год эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше, охлаж­дающую жидкость на основе этиленгликоля необходимо заменить. При наличии ингибиторного патрона, в котором находится таблетка с ратворимыми присадками, замену можно производить 1 раз в 2 года.

Для обеспечения нормальной работы система охлаждения должна периодически промываться с целью освобождения ее от отложе­ний вредных химических веществ.

ВНИМАНИЕ

НЕ применяйте каустик для промывки системы охлаж­дения, так как это приведет к порче алюминиевых дета­лей.

3. Проверка и обслуживание системы охлаждения.

Рефрактомер фирмы Флитгард* № по каталогу С2800, обес­печивает надежные, легкочитаемые и точные показания тем­пературы замерзания и плотности гликоля (антифриза).

Необходимо измерять температуру замерзания, если в си­стему охлаждения доливали охлаждающую жидкость.

Ингибиторные патроны отличаются между собой продолжительностью непрерывной работы на двигателе дизель-генератора. Они есть трех типов и отличаются между собой количеством заложенных в них добавок:

Рассчитан на 2 месяца непрерывной работы дизель-генератора. Через 2 месяца подлежит замене.

Рассчитан на 4 месяца непрерывной работы дизель-генератора. Через 4 месяца подлежит замене.

Рассчитан на 6 месяцев непрерывной работы дизель-генератора. Через 6 месяцев подлежит замене.

4. ЗАМЕНА АНТИФРИЗА В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ.

Обслуживание системы охлаж­дения современ­ного двигателя, заправленной антифризом, многие специалисты сводят лишь к подтяжке хомутов на шлангах, забывая периодически его заменять. Вспомнив же, гадают — промывать систему или нет? А если да, как и чем?

4.1. Основные причины замены антифриза.

Длительность хранения антифриза (иногда до пяти лет) назна­чает изготовитель, а срок службы (в зависимости от типа антифриза) — производитель двигателей.

Когда антифриз еще не стал рыже-бурым, при его замене достаточно один раз про­мыть систему чистой водой.

Цвет свежей охлаждающей жидкости определяется красителем, который не имеет отношения к ее качественным свойствам. Он может быть любым: синим, розовым, зеленым, оранжевым и т.д. При использовании некачественных охлаждающих жидкостей или их старения их цвет в процессе эксплуатации может стать рыже-бурым.

Когда антифриз в радиаторе стал рыже-бурым, то это говорит о том, что в системе охлаждения пошел процесс разложения антифриза, что детали системы охлаждения интенсивно подвергаются коррозии и система охлаждения нуждается в срочной замене антифриза с добавлением жидкости для промывки системы охлаждения, продающейся в автомагазинах. После промывки системы такой жидкостью систему охлаждения обязательно промыть водой, пригодной для питья.

Свежая охлаждающая жидкость не замерзает при низких температурах, не воспламеняется, не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя, не пенится, не воздействует на материалы системы охлаждения, стабильна при эксплуатации и хранении, имеют высокую теплопроводность и теплоемкость.

Разные охлаждающие жидкости на базе МЭГ не совместимы друг с другом по имеющимся присадкам. Ни одного продукта полностью или частично совместимого со всеми остальными нет. Поэтому подливать охлаждающую жидкость разного типа в один и тот же двигатель запрещено! При замене в двигателе имеющейся охлаждающей жидкости жидкостью другого типа систему охлаждения необходимо промыть. Методика промывки описана ниже.

Если в систему охлаждения добавлялась вода и концентрация охлаждающей жидкости неизвестна или залита жидкость сомнительного качества, следует заменить ее во избежание лишних расходов и неудобств, связанных с ремонтом двигателя.

Иногда, например, при попадании в систему охлаждения выхлопных газов (через неисправ­ную прокладку головки блока) или воздуха (в местах утечки), жидкость стареет раньше сро­ка. Если на внутренней поверхности расшири­тельного бачка образуется желеобразная мас­са, при легком морозе (до минус 15°С) антифриз становится кашицеобразным, в нем выпадает осадок, температура его на указателе температуры стремится к значению 100 0 С и более и часто срабатывает датчик температуры ОЖ, жидкость нужно заменить при первой же возможности.

В безвыходных ситуациях, на­пример при срочном самостоятельном ремонте (замене шлангов, помпы, термоста­та и т.п.), в антифриз часто добавляют воду из пер­вого попавшегося под руку источника. Это ак­тивизирует коррозию и вызывает образование взвеси (нетвердого осадка). Эта взвесь ухудшает циркуляцию жидкости и может затруднить ра­боту водяного насоса (помпы).

Чем больше добавлено такой воды, тем ху­же. В ней обязательно есть различные соли, преимущественно кальция и магния, а в водо­проводной, кроме того, — хлориды и сульфаты. Если в системе охлаждения оказалась только неподготовленная вода, через 4-6 месяцев экс­плуатации (возможно, и раньше) на металличе­ских поверхностях, как правило, в местах сильного нагрева образуется еще и накипь (твердый и прочный налет), плохо передающая тепло. Она снижает теплоотвод от тех частей систе­мы, которые, наоборот, нужно особенно интенсивно охлаждать.

Кроме того, в одних местах накипь сужает проходное сечение каналов, а в других — кор­розия их расширяет. Это нарушает равномер­ность теплопередачи, вызывая местные пере­гревы или переохлаждения. В результате не исключены коробление головки блока цилинд­ров, пробои ее прокладки, детонация двигате­ля и т.д.

Накипь и продукты коррозии можно удалить только специальными промывочными средства­ми (концентратами) — водными растворами слабых кислот (муравьиной, щавелевой или со­ляной) с добавлением ингибиторов коррозии. Промывать систему нужно в соответствии с указаниями их предприятия-изготовителя.

После чистки желательно удалить остатки моющего состава, промыв систему дистиллиро­ванной водой.

Очистить систему удается не всегда. Промы­вочный состав должен быть максимально эф­фективным. О его возможностях можно судить по рекомендациям изготовителя (на этикетке), отзывам знакомых или продавцов. Если после мойки системы симптомы загрязнения оста­лись, нужно повторить процедуру с другим средством. Когда и это не помогло, как прави­ло, приходится менять основной радиатор.

Поскольку в любом случае при сливе около 10% жидкости остается в системе, лучше ее промыть, удалив эти остатки. Иначе присадки свежего антифриза, взаимодействуя со ста­рой охлаждающей жидкостью, начнут расходоваться раньше, а его ресурс будет меньше планируемого. Но если при плановой замене жидкости промывка же­лательна, то после слива смеси или воды — обязательна.

4.2. Процесс замены охлаждающей жидкости.

Перед заменой антифриза рекомендуется снять термостат и промыть систему чистой водой при работающем двигателе, чтобы обеспечить максимальную защиту и очистку всей охлаждающей системы. При сильном загрязнении использованной охлаждающей жидкости систему нужно промыть с использованием специальных средств для промывки системы охлаждения (например, Radiator Flush).

При замене антифриза необходимо полностью слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя, залить в двигатель дистиллированную или прокипяченную в течение 30 минут воду с добавлением жидкости для удаления накипи и дать поработать ему в течение 15-20 минут, пока не откроется термостат. Если антифриз в двигателе длительное время не менялся и двигатель в течение этого времени не промывался, охлаждающая жидкость стает прозрачной, как слеза, или рыже-бурой, хотя в антифриз добавляют красители и он должен иметь какой-то цвет (красный, зеленый, желтый и т.д.). Как правило, рыже-бурый цвет охлаждающая жидкость приобретает тогда, когда пошла коррозия деталей системы охлаждения и присадки потеряли свои свойства. Прозрачной охлаждающая жидкость становится тогда, когда двигатель электростанции длительное время не работал и присадки выпали в осадок, а краситель обесцветился со временем. Это первый признак того, что антифриз давно не менялся, присадки потеряли свои свойства и выпали в осадок, который забивает проходные каналы для антифриза в системе охлаждения двигателя, тем самым нарушая теплообмен в двигателе. Этот осадок со временем затвердевает и растворить его тяжело. Такому двигателю необходимо будет поработать 60 – 80 минут, если не несколько часов. За качеством промывки системы можно следить по указателю температуры. Если осадки растворились, то рабочая температура двигателя падает и держится около 80 0 С на холостом ходу, что говорит о том, что система охлаждения промыта и начинает эффективно работать.

После промывки двигателя слить промывочный раствор и еще раз залить в двигатель чистой дистиллированной воды, после чего его необходимо завести и 10 минут дать поработать, а потом промывочную воду слить, только после этого можно заливать новую охлаждающую жидкость.

Есть еще одна причина для соблюдения технологии замены охлаждающей жидкости: накипь на стенках системы охлаждения повышает расход топлива на 10%.

Покупать охлаждающую жидкость лучше в специализированных магазинах. Канистра должна быть хорошего качества с фирменной этикеткой и герметичной пробкой. Если канистра «течет» или «шипит», лучше ее не брать. Надписи и штрих коды на этикетке должны быть четкими, информация полная: название фирмы-изготовителя, ее адрес, телефон, инструкция по применению антифриза, его физико-химические свойства, срок хранения, номер партии с датой изготовления. Мутную жидкость, тем более с осадком, лучше не покупать.

5. Признаки внутреннего загрязнения систе­мы охлаждения.

Когда снаружи двигатель и ра­диатор чистые, водяной насос, термостат и вентилятор с приводными ремнями исправны, то признаки внутреннего загрязнения системы охлаждения следующие:

Как правило, в двигателях серии 2300 термостат начинает открываться при температуре ОЖ 88 0 С и полностью открывается при температуре 98 0 С. При этом вся охлаждающая жидкость устремляется по большому контуру охлаждения двигателя. При загрязненной системе охлаждения температура охлаждающей жидкости продолжает расти дальше до 105±2 0 С, после которой должен сработать контактный датчик температуры и станция остановится аварийно по перегреву двигателя. Если температура охлаждающей жидкости стала подниматься выше 105±2 0 С и не остановилась аварийно, то это явно неисправен контактный датчик температуры и требуется его замена.

Для быстрого прогрева станции необходимо к ней подключить теновую нагрузку 20-30% от максимальной мощности.

При достижении температуры антифриза 95 0 С теновую нагрузку необходимо отключить, дав поработать вентиляторам нагрузки для ее охлаждения, и следить за температурой охлаждающей жидкости ДГУ при работе его на холостом ходу. Это необходимо для того, чтобы, если исправен контактный датчик температуры и станция остановится аварийно, не сгорела теновая нагрузка от высокой температуры тенов.

При работе аварийной станции, особенно с набросом нагрузки, необходимо постоянно контролировать ее параметры во избежание непредвиденных обстоятельств.

6. Порядок промывки системы охлаждения двигателя.

В пробке расширительного бачка есть клапан, стравливающий лишнюю охлаждающую жидкость и воздух в системе при повышении давления в ней на 0,5 кгс/см 2 относительно атмосферного при нагреве антифриза, который расширяется. Клапан расположен в пробке радиатора.

Как правило, на ра­диаторе установлен шаровый кран для слива охлаждающей жидкости с радиатора. На блоке цилиндров двигателя преду­смотрены отверстия, закрытые резьбовыми пробками, или же в него вкручены штуцеры для подключения электрических подогревателей охлаждающей жидкости, которые подогревают ее, когда дизель-генератор стоит в дежурном режиме. На подогреватели охлаждающая жидкость поступает по резиновым шлангам высокого давления. Для слива жидкости с радиатора открывают шаровый кран и ее сливают в емкость. Потом снимают шланги с нижних патрубков подогревателей охлаждающей жидкости и сливают ее с блока цилиндров. Потом отработанную охлаждающую жидкость утилизируют.

Не надо забывать о том, что охлаждающая жидкость ядовита и после работы с ней необходимо обильно промыть участки тела, на которые эта жидкость попала, а также постирать спецодежду.

Когда двига­тель горячий сливать жидкость надо осто­рожно, чтобы не обжечься.

Что­бы воздух из каналов успевал выходить и не образовались воздушные пробки, жидкость заливать нужно тонкой струйкой. При заполнении системы включают двигатель, при этом пробку расширительного бачка радиатора не устанавливают. Через нее будет выходить воздух из системы охлаждения. Двигатель работает 2-3 мин, потом его отключают. При этом слышно, как выходит воздух из системы. И так включают – выключают двигатель несколько раз, пока выход воздуха не прекратится. По возможности, необходимо для дополнительного удаления воздуха «прокачать» шланги, подходящие к радиа­тору от двигателя, несколько раз сжав их руками.

Открытие клапана термостата можно определить на ощупь — шланг, подводящий охлаждающую жидкость от термостата к радиатору, станет горячим. Температура антифриза контролируется по указателю температуры. Чем грязнее была слитая охлаждающая жидкость (цвет рыже-бурый или совсем прозрачная) или дольше эксплу­атировали мотор «на воде», тем боль­ше времени нужно для промывки системы.

• заглушить мотор, слить промывочную жидкость, промыть систему водой и залить свежий анти­фриз. При этом дейст­вовать, как при перво­начальном заполне­нии системы.

Наша справка.

Содержание солей (магния и кальция) в воде характеризует ее жесткость. Чем она больше, тем быстрее растет накипь в системе охлаждения двигателя.

Очень мягкая вода (атмосферная — дождевая и снеговая) накипи не дает, Мягкая вода (поверхностная — речная и озер­ная в средней полосе России) — образует ее медленно, а жесткая и очень жесткая (грунтовая — родниковая, колодезная, артезианская) — быстро.

Для компенсации естественного сни­жения уровня антифриза (при испарении) и промывки систем охлаждения пригодна мягкая или дистиллированная (без желе­за и хлоридов), а также деионизированная (дистиллированная, прошедшая дополнительную обработку через разного рода фильтры, еще и без кальция и магния) вода. В крайнем случае, можно применить водо­проводную, прокипятив ее примерно 30 мин, чтобы уменьшить содержание солей (смягчить).

7. Аварийное предупреждение о перегреве двигателя.

При температуре охлаждающей жидкости выше 96 0 С сработает система защиты двигателя по перегреву и на некоторых панелях управления (в частности, 4001E) высветится предупреждение о перегреве двигателя. При температуре охлаждающей жидкости 105±2 0 С сработает аварийный контактный датчик температуры и двигатель остановится по перегреву. В такой ситуации необходимо выяснить причину повышения температуры охлаждающей жидкости и устранить неисправность.

8. Применение герметика для устранения мелких течей системы охлаждения двигателей.

Часто в литературе по ремонту двигателей внутреннего сгорания вспоминают герметики, которые засыпаются в радиатор и при работе двигателя ДГУ все течи системы охлаждения закупориваются этим герметиком. Но на практике известно, что такой герметик загрязняет систему, когда в борь­бе с мелкими течами (или одной, но в труднодоступном месте) забывают о рекомендованной изготовителем дозе. Ее увеличивают, но засыпанный сверх меры герметик, подобно накипи, ухудшает теплообмен в основном радиаторе и снижает эффективность теплообменников, установленных на некоторых ДГУ для охлаждения масла.

Кроме того, герметик может отрицательно влиять на жидкость, уменьшая срок ее эксплуа­тации. Поэтому целесообразно чаще контроли­ровать состояние ОЖ, чтобы вовремя заметить признаки старения.

В очищенной от герметика системе часто во­зобновляются течи жидкости, поэтому нужно быть готовым к их устранению — вплоть до ре­монта и замены узлов.

Герметик для борьбы с течами лучше не использовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *