инклюзивная группа в детском саду что это такое
Инклюзивное воспитание детей с РАС в дошкольной общеобразовательной организации
Ольга Брюхович
Инклюзивное воспитание детей с РАС в дошкольной общеобразовательной организации
Иногда дети с РАС настолько мало отличаются от других детей, что только специалисты могут подтвердить их характерные особенности. Тем не менее, проводя большую часть времени общения с ними, данные характерные особенности детей с РАС становятся все более заметны.
Ребенок с РАС не может смотреть на другого человека или смотреть ему в глаза, поддерживая диалог. Кажется, он не замечает, что обращение собеседника адресовано ему. Иногда это происходит наоборот: ребенок может говорить на одну и ту же тему, не останавливаясь в речи и не обращая внимания на тот факт, что его собеседник потерял интерес к этому общению и пытается завершить разговор как можно скорее.
Детям с РАС трудно понять и осознать скрытые намерения и мотивы поведения окружающих. Грамматическая структура речи этой категории детей нарушена, иногда использование предложений и слов совершенно непонятно собеседнику, а у некоторых детей речь полностью отсутствует.
Рассматривая концепцию «инклюзивного образования и воспитания», мы понимаем обеспечение равного доступа к образовательному процессу для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. «Инклюзия» сама по себе означает доступное распространение учебной и развивающей информации каждому дошкольнику с помощью очень сложной образовательной программы развития, соответствующей их способностям.
Современная система дошкольного образования развитого демократического сообщества ориентирована на индивидуальные образовательные потребности личности.
Глядя на все это, можно решить проблему более оптимально, как для родителей дошкольников с РАС, так и для педагогов и обычных детей. А, именно, администрации ДОУ продолжать работать над созданием и открытием ресурсной группы для детей с РАС в каждой современном детском саду.
Ресурсная группа – это комната, где будут проводиться индивидуальные и групповые занятия с такими детьми, и будет создана специальная зона для сенсорной разгрузки, где каждый ребенок с РАС смог расслабиться и восстановить свои силы в перерыве между занятиями.
Каждый воспитанник с РАС будет в более комфортных условиях, и его учебная деятельность будет более продуктивной, что позволит родителям и педагогам рассматривать проблему инклюзивного образования и воспитания для детей с РАС только с положительной стороны.
Мы можем сделать вывод, что преимущества инклюзивного образования и воспитания для обычных детей и детей с РАС были написаны во многих научных статьях учеными из разных стран, где эта практика существует уже много лет.
Например, было доказано, что выпускники инклюзивных групп имеют более развитые навыки общения, лучше понимают других и демонстрируют большую гибкость и творческий подход. Кроме того, работа в инклюзивной группе, где создаются особые условия обучения, дает педагогам дошкольных учреждений уникальный опыт. Воспитатель, который понимает сложные особенности обучения и воспитания ребенка с аутизмом, может легко найти подход к проблемам воспитания с обычным ребенком, и, если этого недостаточно, он может воспользоваться помощью специалистов ресурсной группы, чтобы все дети были в одинаковом равном положении.
При обучении и воспитании детей с РАС, необходимо помнить, что хороший поведенческий подход не только улучшает жизнь детей с аутизмом, но и их близких, и управляет им гораздо эффективнее, чем «типовые» дошкольные программы обучения и воспитания.
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.
Инклюзивное образование в детском саду
Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.
Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует системных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновления детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:
Как организована инклюзия в детских садах
Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дите может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Три условия инклюзивного образования в ДОУ:
Задачи ИО (инклюзивного образования) в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)
Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:
Инклюзивные ценности в системе образования
Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:
Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:
Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:
Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:
Плюсы и минусы внедрения инклюзивного образования в ДОУ
Плюсы | Минусы |
Поддержка индивидуальности воспитанников. | Дефицит технического и дидактического обеспечения. |
Развитие творческого потенциала воспитанников. | Недостаточная информационная, психологическая подготовка педагогического и воспитательского состава. |
Формирование культуры детей дошкольного возраста. | Недостаточное финансирование со стороны государства. |
Социальная адаптация детей-инвалидов с младшего дошкольного возраста. | Отсутствие полноценного информирования родителей. |
Адаптация для дальнейшего участия в школьном образовательном процессе. | Дефицит узких специалистов. |
Участие в общих образовательных и воспитательных мероприятиях. | Необходимость сопоставлять образовательно-воспитательный процесс с индивидуальными медицинскими процедурами детей с ограниченными возможностями. |
Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ
На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка 2 миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.
Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в статье 24 которой говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения.
В Конституции РФ указано, что все граждане России между собой равны в правах и свободах. Следовательно, Конституция не допускает дискриминации, вне зависимости от социального статуса, состояния здоровья, особенностей личностей и иных факторов.
В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом.
С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.
В 2018 году в Москве зарегистрировано 96 детских садов, в которых используют систему инклюзивного и интерактивного образования. В каждом крупном городе сейчас проводится работа по запуску как можно больше ДОУ с инклюзивной направленностью работы.
Ссылки на правовые акты:
Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ
Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:
Несмотря на проблемы, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее, так как она позволяет социально адаптировать детей с ОВЗ с дошкольного возраста, развить их независимость и самостоятельность, а также равноправное восприятие их в обществе.
Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в Украине
За годы независимости система дошкольного образования претерпела существенных изменений, хотя, к сожалению, не все они положительные и результативны.
Приоритетом в развитии украинского дошкольного образования на сегодня является обеспечение ее качества и доступности для каждого ребенка соответствующего возраста независимо от индивидуального развития, места проживания, материального обеспечения, социального происхождения и тому подобное. С введением Закона Украины «О дошкольном образовании» возникла необходимость обновления нормативной базы и программно-методического обеспечение дошкольной отрасли.
Ссылки на правовые акты:
Проблемы в Украине
Среди основных проблем внедрения инклюзивного образования в ДОУ Украины стоит отметить:
Правительство Украины знает о всех проблемах и внедряет новые законопроекты на поддержку и развитие инклюзии в детских садах, школах и ВУЗах страны.
Чек лист «Как оформить ребенка инклюзивный садик»
Отзывы о внедрении ИО в ДОУ
Как и учителя, родители — участники дискуссий — оценивают уровень готовности образовательной системы к внедрению инклюзивного образования, независимо от ДС, который посещают дети, как крайне низкий, особенно на уровне государства. Высказываются серьезные сомнения в способности государственного аппарата обеспечить этот проект вообще. Заметим, что некоторые родители указывали на корень проблем — финансовая система страны не готова к внедрению инклюзивного образования, поскольку деньги не «ходят за ребенком», и в массовых ДОУ нет даже такой простой мотивации, как дополнительное финансирование.
Сомнительным представляется возможность быстрого переоборудования учреждений для передвижения детей с физическими недостатками. Сомнения вызывает и реальность внедрения инклюзивного образования в регионах, поскольку, по мнению родителей, там существует еще больший недостаток ресурсов, специалистов и т.д., чем в крупных городах. Поэтому учителя и родители считают, что специальные учебные заведения должны существовать, чтобы обеспечить образование и уход воспитанникам с тяжелыми нарушениями, стать ресурсными центрами для ДОУ и оставить родителям возможность выбора учебного заведения.
Как организовано инклюзивное ДОУ за границей
В Европе внедрять инклюзивное образование в ДОУ начали еще в 1970 годах. В детских садах использовали одновременно несколько подходов внедрения новой системы образования: включение, интеграция, мэйнстриминг, расширение доступа к процессу образования.
Мэйнстриминг позволял воспитанникам с инвалидностью на равных общаться со своими сверстниками на мероприятиях и занятиях.
Интеграция – это приспособление детей с инвалидностью к основной образовательной программе.
Включение – это обеспечение всех необходимых условий для физического и интеллектуального развития детей с особенными потребностями.
В Европейских странах и в США уверены, что развитие инклюзии в ДОУ – это один из основных этапов социализации и развития толерантности в детском возрасте.
Вывод
У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно заметить, что, используя опыт других стран, необходимо обязательно опираться на достижения отечественной дефектологии и коррекционного образования (например, по стандартам специального образования), а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства.
Эксперты не скрывают, что широкое и стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше разочарований, чем успехов, если не будет создано соответствующих условий, будут храниться кадровые проблемы, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе. Поэтому эксперты больше настроены на постепенность введения процесса и его локализацию.
Видео — Инклюзивное образование в условиях ДОУ
Видео — Инклюзивный детский сад: новый проект
Проект «Инклюзия в ДОУ. В группе ребенок с ОВЗ»
Ольга Вахрушева
Проект «Инклюзия в ДОУ. В группе ребенок с ОВЗ»
Проект в подготовительной к школе группе
«Инклюзия в ДОУ. В группе ребенок с ОВЗ»
Проект «Инклюзия в ДОУ. В группе ребенок с ОВЗ» подготовила и провела воспитатель Вахрушева Ольга Валерьевна
Название проекта
«Инклюзия в ДОУ. В группе ребенок с ОВЗ»
долгосрочный (01.08.17 – 01.03.18).
Участники проекта:
автор-разработчик-Вахрушева О. В., дети подготовительной к школе группы, родители.
Цель проекта:
Формирование психолого-педагогической компетентности в вопросах создания благоприятных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ их позитивной социализации.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
3. Развивать чувство толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями.
В нашем быстро развивающемся и быстро меняющемся мире, большое внимание уделяется детям. Место ребенка в современном образовательном процессе – значимо и неоценимо. Мы (взрослые) можем помочь ребенку реализовать его потенциал, несмотря на возможные различные потребности в обучении.
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагаются изменения, касающиеся и организации инклюзивного образования детей.
Инклюзивное образование как раз и направленно на удовлетворение таких потребностей. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Дети с особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, начинает потихонечку, запускать многоступенчатый механизм. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий для того, что бы сдвинуть с места этот механизм. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.
В рамках нашей группы, было проведено анкетирование с родителями. Анкеты для родителей были анонимные, с целью получения честных ответов. Родители, являются важной составляющего процесса образования. Мнение родителей важно и необходимо для нашего коллектива. В анкетировании приняли участие 27 родителей.
Родители, принявшие участие в анкетировании «Реализация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации»,ответили следующим образом на вопросы:
— дети научатся помогать другим в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ.
— в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ, могут возникнуть конфликты в детском коллективе.
— в ходе образовательной деятельности и игр ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что может способствовать снижению его самооценки, уверенности в себе.
Исходя из проведенного исследования,можно сделать вывод:
1. Родители по-разному оценивают возможности и трудности введения инклюзии;
2. Родители группы считают, что необходимы специальные знания для воспитания детей с ОВЗ.
По результатам, полученным в ходе анкетирования,можно определить следующие направления работы:
1. Просветительская работа с родителями
2. Мероприятия, направленные на формирование коммуникативных навыков детей.
Проект рассчитан на 10 месяцев.
Структура и содержание проекта
Данный проектсостоит из следующих разделов:
1. Просветительская работа с родителями.
Мероприятия данного раздела направлены на повышение педагогической компетенции родителей по инклюзивному образованию и помощь семьям по адаптации детей с ОВЗ, поиск решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Консультирование родителей. Консультирование рассматривается как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка.
Формы проведения мероприятий для родителей: лекции, семинары-практикумы, круглые столы, групповые и индивидуальные консультирования.
2. Мероприятия для детей, направленные на формирование коммуникацию детей.
Мероприятия раздела учат ребенкаовладевать приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками: прежде всего, устанавливать дружеские отношения и уметь самостоятельно решать конфликты мирным путем. Для этого организуются совместные игры и упражнения на развитие навыков общения со сверстниками, развитие внимания к другим, совместные праздники и конкурсы.
№ Мероприятие Сроки Ответственные
Работа с родителями
1 Лекция-беседа «Что такое инклюзивное образование? Инклюзия в ДОУ» сентябрь
2 Час общения «Давайте познакомимся» сентябрь
3 Семинар-практикум «Кто такой родитель ребёнка с ОВЗ?» октябрь
4 Индивидуальные (групповые) консультации для родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ ноябрь
5 Досуг «Театр-детям» (Веселые старты, поход и т. д.) декабрь
6 Информация для родителей в разных форматах «Наши рекомендации» в теч. года
Мероприятия для детей, направленные на формирование коммуникации детей
1 Цикл бесед «Мы разные, но мы равные» сентябрь
2 Коммуникативно-игровой тренинг «Волшебная страна понимания» октябрь
3 Утренник «Почему лучше быть добрым человеком» ноябрь
4 Индивидуальная работа с детьми, с детьми с ОВЗ В течении года
5 Конкурс рисунков «Мы вместе» январь
6 Песенный фестиваль «Вместе весело шагать» февраль
7 Индивидуальная работа с детьми, с детьми с ОВЗ В течении года
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Знакомство родителей с понятием «инклюзивное образование», «родитель ребёнка с ОВЗ».
2. Обучение родителей организации игрового взаимодействия в условиях семейного воспитания.
3. Осознание детьми значимости каждой личности и его роли в социуме.
4. Умение находить компромисс в решении межличностных отношений.
1. Белова И. Н., студентка 3 курс. «О проблеме готовности дошкольных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
2. Википедия. https://ru.wikipedia.org
3. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
Анкета для родителей
1. Как вы считаете для адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе, необходимо их воспитывать где?
3. Назовите положительное и отрицательное в совместном обучении здоровых детей и детей с ОВЗ?
4. Нужны ли, по вашему мнению, педагогам специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ?
5. Как Вы понимаете инклюзивное образование?
6. Кто такие дети с ОВЗ на Ваш взгляд?
7. Интересовались ли Вы особенностями организации обучения детей с ОВЗ?
8. Эффективно ли на Ваш взгляд инклюзивное образование?
9. Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью водить своего ребёнка в группу, где есть дети, имеющие нарушения в развитии? (Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью водить своего ребёнка-инвалида в группу с типично развивающимися детьми)
10. Удовлетворены ли Вы состоянием настоящей работы коллектива детского сада в направлении инклюзивного обучения?
Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ «Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ» Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для.
Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Региональная педагогическая мастерская «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» состоялась 26 апреля 2017 г. в МКДОУ № 9 компенсирующего.
Консультация для родителей ДОУ «Телевизор и ребенок» «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители — не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками,.
Консультация для родителей «Ребенок с ОВЗ» Дети с ОВЗ. Кто они? Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся.
Летний проект в средней группе «Ребенок под солнечным знаком» Тема проекта: «Ребенок под солнечным знаком» Автор: Андреева Дарья Димитриевна, воспитатель. Описание работы: данный проект будет полезен.
Проект по формированию основ ЗОЖ в первой младшей группе «Здоровый ребенок — радость семьи» Воспитатель 1 младшей группы ГБДОУ Детский сад №38 г. Санкт-Петербург Мирзоева Сабина Махмудовна АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Охрана жизни и укрепление.
Проблема образования детей с ОВЗ в ДОУ На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей.
Проект «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Соловушка» ПРОЕКТ «Развитие мелкой и артикуляционной.
Проект «Здоровый ребенок» в подготовительной группе Проект «Здоровый ребенок» Технологическая карта проекта Актуальность проекта. В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась.
Психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Психологическое.