инклюзивное пространство что это
Создание инклюзивного пространства в ДОУ
Митрофанова Любовь Дмитриевна
Создание инклюзивного пространства в ДОУ
«Создание инклюзивного пространства в ДОУ«.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
К сожалению, сегодня многие дошкольные образовательные учреждения морально готовы принимать «особых» детей, но далеко не все из них на практике оказываются способными эффективно организовать процесс включения детей с особыми потребностями в имеющийся распорядок.
Объект исследования: инклюзивное образование.
Предмет исследования: создание инклюзивного пространства в дошкольных образовательных учреждениях.
Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка.
Условия инклюзивной практики :
• Учет индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
• Использование новых подходов к обучению, вариативных форм и методов обучения и воспитания.
• Создание новых форм и способов организации образовательного процесса.
• Введение командных форм работы, проектных форм организации деятельности.
• Осуществление мониторинга инклюзивных процессов.
В настоящее время в российской системе образования выделяются несколько видов интеграции в образовательном процессе в тех дошкольных и школьных учреждениях, где открыты как обычные классы и группы, так и специальные (коррекционные):
1) Комбинированная интеграция (по виду образовательная, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются и воспитываются в массовых группах (классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса).
2) Частичная интеграция (по виду образовательная и социальная, при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в среду нормально развивающихся сверстников. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельном специальном коррекционном классе (группе, который открывается в данном образовательном учреждении.
3) Временная интеграция (по виду социальная, при которой все дети специальной группы (класса) вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
4) Смешанная интеграция (по виду образовательная, при которой в дошкольной группе, а возможно и в классе, создаются смешанные группы,при уменьшении общего числа обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых детей и детей с особенностями развития не менее 2:1.
Авторы концепции выделяют также тип полной интеграции, при которой «особый» ребёнок с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение или школу наравне со своими типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях (ППМС-центры, логопункты, сурдокабинет и т. д.) и усилиями специалистов образовательного учреждения (логопедическое и психологическое сопровождение).
Перечислим основные принципы построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ.
• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
• Принцип междисциплинарного подхода. В каждой группе работают специалисты (логопед, психолог, дефектолог, организуют обсуждение в момент приема ребенка в группу и составления или изменения программы развития.
• Принцип вариативной развивающей среды. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, с учетом структуры нарушения в развитии (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.).
• Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания. Междисциплинарная работа предполагает способность использования педагогом методов и средств работы из смежных областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики.
• Принцип модульной организации образовательных программ. Программа проведения фронтальных занятий по математике, развитию речи и т. д. предполагает включение в базовую программу обучения и воспитания модулей из специальных коррекционных программ (программ для детей с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития и др.)
• Принцип самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу детского сада возможно введение дополнительных развивающих программ («Маленький исследователь», иностранный язык, керамическая мастерская, проектная деятельность).
• Принцип семейно-ориентированного сопровождения. Принцип позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.
• Динамического развития образовательной модели детского сада. В каждом инклюзивном образовательном учреждении наличие дополнительных служб, программ и методов зависит от комплектования группы. Модель детского сад может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
• Активного включения всех участников образовательного процесса. Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Основные положения организации инклюзивногообразования в общеразвивающем ДОУ:
– индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания в зависимости от психофизических возможностей и речевого развития детей;
– технологизация и стандартизация педагогического процесса;
– обновление содержания образования и контроль осуществляемых инноваций;
– мониторинг познавательно-речевого, физического, художественно-эстетического и социально-нравственного развития детей как критерия качества образования в ДОУ;
– оценка здоровья детей как критерия определения качества функционирования педагогической системы ДОУ.
На организационном уровне построения «Детского сада для всех» наиболее сложным является механизм проектирования и реализации дифференцированной и индивидуальной модели выбора образовательных, воспитательных, здоровьеобеспечивающих, коррекционных технологий, согласно уровню развития детей.
Концепция «Детского сада будущего» заключается в изменении смысла дошкольного образования с идеи адаптации ребенка к условиям обучения на адаптацию педагогических условий и образовательной среды к потребностям и возможностям ребенка.
Вопрос об инклюзивном образовании — очень непростой, и, конечно, он подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию. Следует изучать опыт работы тех школ и детских садов, в которых эти программы уже работают, и попробовать распространять его и дальше.
Благодарю за внимание!
Фотоотчет об оформлении группового пространства и раздевалки Оформление группы в детском саду является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Различные варианты зависят от возможностей.
Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».
Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.
Оформление пространства группы к Новому году. Оформление пространства группы к Новому году. Самый сказочный, долгожданный праздник для детей – это Новый год. Наступает декабрь, и мы.
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.
Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.
Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.
Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.
Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.
Инклюзивная среда: удобны ли новые ЖК для инвалидов и маломобильных людей
Инклюзивная среда в жилых комплексах подразумевает создание безбарьерного и комфортного пространства для маломобильных групп населения (мамы с колясками, инвалиды). При создании инклюзивной среды в основном все сводится к условиям для таких групп людей. Но есть люди с другими особенностями — слепые, глухонемые или глухие и так далее.
Девелоперы, которые заботятся о комфортном окружении, давно не ограничиваются набором обязательных опций при создании инклюзивной среды, а подходят к благоустройству жилых комплексов комплексно. Рассказываем, как застройщики проектируют инклюзивную среду и универсальные пространства для всех категорий граждан в новостройках.
Нормативы для инклюзивной среды
Для застройщиков в России действуют вполне определенные нормы СП 59.13330.2016, без выполнения которых при строительстве дома итоговая комиссия регионального органа строительного надзора объект не примет.
В частности, СП указывает необходимую ширину проемов, эвакуационных выходов, прямые доступы в подъезды дома, нормы проведения благоустройства, выделение и разметку парковочных мест, входы в санузлы, доступ в коммерческие помещения и т. д. Например, ширина дверных проемов и входов в лифт должна быть не менее 0,9–1,2 м, а точность остановки лифта на этаже в пределах ± 0,01 м. Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м при ширине не менее 1,6 м. При движении по коридору инвалиду на кресле-коляске следует обеспечить минимальное пространство: для поворота на 90° — равное 1,2х1,2 м, разворота на 180° — равное диаметру 1,4 м и т. д. В СП довольно большой список требований, которые застройщик должен соблюсти. Вплоть до ручек на дверях в местах общего пользования и расположения кнопок вызова лифта.
Универсальные пространства и комфортная среда
«Инклюзивная среда девелоперами понимается несколько шире, чем удобство жилого комплекса для жизни людей с ограниченными возможностями», — рассказал руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик. По его словам, вход в подъезд на уровне тротуара или просторные входные группы создают и более комфортные условия для матерей с колясками, владельцев велосипедов, пожилых людей.
В новых районах довольно много уделяют внимания комфорту проживания людей с ограниченными возможностями. Такое нечасто встретишь в советской типовой застройке, где даже сделанный специально для инвалидов пандус — это, с одной стороны, средство доступа в подъезд, но с другой — лишнее препятствие на пути домой, которое нужно преодолевать, уточнила директор по коммуникациям ГК «А101» Елена Платонова.
Необходимо формировать среду, которая была бы удобна для всех категорий пользователей. У пенсионеров и школьников, мам с колясками и велосипедистов, полностью здоровых и обладающих физическими особенностями людей разные, иногда полярные запросы к пространству, объяснили в пресс-службе девелоперской компании «Брусника». Девелопер должен стремиться удовлетворить все эти потребности, в урбанистике такой принцип называется «8 — 80» — городская среда должна быть одновременно удобной и для 8-летнего, и дли 80-летнего человека.
Входы в подъезды без ступеней и пандусов значительно облегчают жизнь не только мамам с колясками, но и тем, кто катается на велосипедах и самокатах, пожилым и людям с ограниченными возможностями, пояснилa руководитель отдела благоустройства «ПИК-Проект» (входит в группу ПИК) Елена Сергеева. По ее словам, в своих проектах девелопер разработал собственные стандарты. Чтобы жители могли комфортно передвигаться по территории квартала, в компании увеличили ширину тротуаров вдоль длинных прогулочных зон до 2 м, установили функциональное и ландшафтное освещение, которое делает пространство более безопасным, привелa пример Сергеева.
Для людей с другими физическими особенностями в лифтах домов сегодня предусматривают голосовое оповещение (это помогает ориентироваться незрячим жителям). А для людей с нарушениями слуха в некоторых случаях устанавливаются специальные световые табло и ориентиры.
В подземных паркингах предусматриваются места с увеличенными габаритами, чтобы маломобильным жителям было удобно, а на пути в подъезд тестируем двери с автоматическим открыванием, также привели пример в компании «Брусника».
Инклюзивная среда в рейтинге комфортности
К оцениваемым порталом ЕРЗ.РФ параметрам комфортной среды для маломобильных групп населения можно отнести:
ЕРЗ.РФ оценивает более 3,5 ЖК во всех субъектах РФ. Среди регионов, где оценено не менее десяти ЖК, лидерами по развитию элементов инклюзивной среды стали:
У Ленинградской и Московской областей также довольно высокие позиции (по 1,8 балла и 10–11-е места среди регионов РФ соответственно).
Среди более чем 300 застройщиков, у которых оценено не менее трех ЖК, лидерами по развитию среды для маломобильных групп населения стали:
Среди регионов, где оценено не менее десяти ЖК, минимальную средневзвешенную оценку по развитию элементов инклюзивной среды получили:
В рейтинге ЕРЗ.РФ жилых комплексов России вес параметров среды для маломобильных групп населения составил 6%.
Инклюзивный город: безбарьерная среда для всех жителей, включая людей с особенностями и маломобильных лиц
Понятие «инклюзивное пространство» в урбанистике появилось недавно. С научной точки зрения это максимально комфортная городская среда для всех жителей, вне зависимости от их имущественного, социального и физического статуса. Как сделать город доступным одновременно для здоровых граждан, лиц с ограниченными возможностями, маломобильных групп населения – людей с маленькими детьми, временным нарушением здоровья, пожилых? Как организовать для всех визуально привлекательную, безопасную городскую среду? Какие меры предпринимаются в России для создания инклюзивного пространства? Мы ответим на все вопросы.
Как обстоят дела с доступностью инфраструктуры в российских городах
Инклюзивная среда подразумевает доступность объектов транспортной и социальной инфраструктуры для всех жителей города, в том числе маломобильных групп населения (МГН), инвалидов.
К примеру, в Москве ситуация с транспортной инфраструктурой лучше, чем в других городах. Согласно данным статистики за 2018 год около 90% автобусов, более 70% троллейбусов и 1/3 трамваев являются низкопольными, что особенно удобно для инвалидов и МГН. Но в целом по стране только 12% автобусов, чуть больше 12% трамваев и около 30% троллейбусов оборудованы для перевозки граждан с ограниченными возможностями. С 2013 года в столичном метро работает специальный Центр, сотрудники которого обеспечивают комфортный проезд людям с инвалидностью. Но это только частичное решение проблемы.
Помимо транспорта люди часто сталкиваются с труднодоступностью объектов социальной инфраструктуры – учебных заведений, больниц, вокзалов, кафе, ресторанов, театров, кинотеатров. Свободному доступу могут мешать слишком высокие ступеньки, отсутствие широких дверей, лифтов, пандусов. Все подобные проблемы можно решить на государственном уровне, если разработать план по созданию безбарьерной инклюзивной среды. В России действует программа «Доступная среда», позволяющая реализовать часть задач. Согласно отчету Министерства труда в 2017 году более 57% из числа всех объектов транспортной и социальной инфраструктуры стали доступными не только для здоровых граждан, но и других групп населения. Подробно о программе читайте здесь.
Инклюзивное пространство в городе важно создать как для взрослых, так и детей. Именно поэтому во многих российских городах есть инклюзивные игровые парки, которые подходят для всех детей – с типичным развитием и особенностями. Такие площадки объединяют посетителей через игру. Здесь учитывается много нюансов, начиная от безопасного резинового покрытия и заканчивая определенным цветом игровых зон. В России планируется построить 11 инклюзивных парков, где ежегодно смогут отдыхать до 3 миллионов посетителей. На текущий год работает уже 7 парков. Первый из них был открыт в 2016 году в Волгограде. Затем инклюзивную площадку построили в Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саранске, Сочи. Вход свободный для всех желающих. Это важный аспект в создании безбарьерного пространства для всех детей.
«Артерии» городов: создание инклюзивного пространства начинается с улиц
Инклюзивный город – это доступная общественная жизнь для всех без исключения категорий населения. Проектирование и строительство нужно начинать с улиц, где ежедневно взаимодействуют пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, пассажиры городского транспорта. Если начинать с малого, то постепенно удастся создать целостные доступные города.
Универсальные улицы предполагают наличие зеленых насаждений, хорошего освещения, качественного покрытия, обустроенных мест для отдыха. Все эти факторы создают ощущение благополучия. В такой среде полезно находиться как здоровым людям, так и тем, кто имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом, речью, слухом, зрением и другие нарушения. Важно наличие визуальных и тактильных шаблонов для людей маломобильных и с ограниченными возможностями. Только в таких условиях каждый житель города сможет чувствовать себя комфортно.
Создание инклюзивной городской среды: что предлагает ПК «Технология»
Созданием инклюзивной среды занимается не только государство, но и частные организации в России, к числу которых относится наша производственная компания «Технология». Мы считаем, что каждый человек имеет полное право пользоваться всем, что предлагает город. Поэтому мы поддерживаем проекты, направленные на создание инклюзивного пространства. Предлагаем купить качественное оборудование, с помощью которого можно повысить безопасность улиц, транспорта, различных объектов инфраструктуры:
Съезды с бордюра из износостойкой резины, способной выдержать нагрузку до 20 тонн. Элементы имеют противоскользящую поверхность и оснащены светоотражателями для лучшей видимости.
Мы также оказываем услуги по монтажу оборудования. Наша продукция полностью соответствует государственным стандартам качества. Чтобы заказать технические средства для организации дорожной и промышленной безопасности, звоните нам по номеру +7 (495) 106-16-62. Оптовых клиентов ждут хорошие скидки!
Закажите обратный звонок
Что такое удобный город для людей с особенностями?
Что такое удобный город для людей с особенностями?
А что означает понятие «инклюзивное пространство»?
Принцип инклюзивности основан на утверждении, что участвовать в любых проявлениях жизни общества могут все люди, независимо от пола, социального статуса или состояния здоровья. А инклюзивное или безбарьерное пространство — это комфортная и доступная среда для всех жителей города, включая людей с инвалидностью — как наименее защищенных. По данным на 2016 год, свободно передвигаться по городу и пользоваться его инфраструктурой — то есть, вести активный образ жизни — способны лишь 52,6% от общего числа людей с инвалидностью.
А остальные?
По данным на 2017 год, многие просто не выходят из дома. Одна из главных причин этого — отсутствие транспорта, оборудованного для нужд маломобильных людей. 72% российских граждан с инвалидностью отмечают, что проблема с городским транспортом — основная причина того, что они редко покидают дом.
Неужели, с этим всё настолько плохо?
Простого ответа на этот вопрос нет. Например, в Москве дела с доступной инфраструктурой обстоят значительно лучше, чем в целом по России. По данным на 2018 год, доля низкопольного — то есть удобного для маломобильных людей — транспорта в столице была довольно высокой: более 90% автобусов, свыше 70% троллейбусов и около трети трамваев. Совсем иначе дело обстоит с московском метро, где лишь самые современные станции оборудованы специальными лифтами. Да, с 2013 года в метро работает Центр обеспечения мобильности пассажиров (его сотрудники помогут человеку в инвалидном кресле на всем пути в подземке), однако это не решает проблему полностью. В целом же по России по состоянию на 2017 год лишь 12,1% автобусов, 12,8% трамваев и 29,9% троллейбусов были оборудованы для перевозки маломобильных пассажиров.
Но ведь дело не только в транспорте?
Совершенно верно. Транспорт лишь доставляет человека туда, куда ему нужно — и вот здесь начинаются основные проблемы. Многие места просто не оборудованы для людей с различными формами инвалидности. Согласно статистике за 2016 год, о посещении кинотеатра сообщили 36,2% людей с инвалидностью, театра — 17,7%, концерта — 25,6%, на выставки ходили 13,3%, а в ресторан, кафе или бар — 44,4% опрошенных. В сравнении с большинством европейских стран и США, эти цифры невысоки, и это трудно списать на менталитет. Люди с инвалидностью и особенностями развития часто сталкиваются со слишком высокими ступенями, отсутствием пандуса и широких дверей и прочими препятствиями, мешающими легкому доступу.
Получается, доступным надо делать всё. Но ведь надо с чего-то начинать?
Конечно. Инклюзивность — это совокупность множества факторов, и основные среди них — доступность транспорта, мест лечения и учебы, а также легкий доступ к жилью — удобные лифты, пандусы и отсутствие ступенек. Такие приоритеты закреплены в государственной федеральной программе «Доступная среда», которая действует с 2011 года. Ее основная задача — «обеспечение равного доступа инвалидов», но с оговоркой: «к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов». Иными словами, на данном этапе государство старается обеспечить таких людей лишь самым необходимым. Согласно отчету Минтруда за 2017 год, «доля доступных для инвалидов [. ] приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов достигла 57,8%». Вот на этой карте можно посмотреть степень доступности того или иного объекта.
То есть, этим занимается только государство?
Нет. Многие компании реализуют и поддерживают различные инклюзивные проекты. Например, Coca-Cola в России совместно с Фондом помощи детям, основанный Натальей Водяновой «Обнаженные сердца» с 2016 года открывают в российских городах инклюзивные игровые парки с футбольными полями. От обычных парков они отличаются тем, что подходят не только для типично развивающихся детей и подростков, но и для тех, у кого есть различные особенности развития. Здесь нет бордюров или переходов, по которым не сможет проехать инвалидная коляска. На тренажёры и игровые элементы ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут забраться самостоятельно: они либо оснащены пандусами, либо на них можно залезть с помощью рук. Всего планируется построить 11 таких парков, и вместе они смогут принимать до 3 млн посетителей в год. Пока таких парков запущено семь: первый открылся в Волгограде в 2016-м, затем были Саранск, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород, Казань и Сочи. Во все эти парки можно прийти совершенно бесплатно.