инклюзивные классы в общеобразовательных школах что это
Инклюзивные классы. Стратегия и структура
Национальный центр реструктуризации образования и инклюзивного обучения (NCERI) определяет термин «инклюзивность» следующим образом:
Обеспечение всех учащихся, включая тех, кто имеет серьезную степень инвалидности, равными возможностями получения качественных образовательных услуг с оказанием необходимой дополнительной помощи или сопровождения в классах ближайших школ, соответствующих возрасту, чтобы подготовить учащихся к роли полноценных членов общества.
Сегодня многие классы, как виртуальные, так и реальные, являются интегрированными. Учащиеся с разными потребностями обучаются согласно общим образовательным методикам. Физически они находятся вместе, и при этом ожидается, что они должны выполнять одинаковую работу одним и тем же способом.
Целью создания инклюзивного класса не является сбор всех учащихся в одном месте, выполняющих одну и ту же работу идентичными способами. Главная задача — дать возможность всем в классе достигнуть одних целей, даже если методы их достижения разные. В инклюзивных классах основное внимание уделяется учебной задаче, а не ее оценке. Все учащиеся должны выполнять одинаковые учебные задачи, которые оцениваются посредством специальных методов, отвечающих потребностям отдельного учащегося.
Как и в случае курса «Универсальный дизайн для обучения», инклюзивные классы отвечают интересам всех учащихся. Но учащиеся с разными потребностями в большей степени вовлечены и социально активны в инклюзивных классах. Наряду со своими сверстниками, развивающимися типичным образом, они получают больше преимуществ благодаря совместному обучению и позитивной среде, в которой все имеют равные возможности быть успешными.
Понимание разных потребностей
Создание инклюзивного класса начинается с понимания разных потребностей, которые могут иметь ваши учащиеся.
Учащийся с нарушением зрения.
Учащийся с нарушением слуха.
Учащийся с ограниченными физическими возможностями.
Учащийся с ограниченными умственными способностями.
Создание инклюзивных классов
Многие учителя ощущают нехватку навыков, знаний или времени создать инклюзивный класс. Мы разработали данную структуру, чтобы предоставить вам сведения об основных принципах создания инклюзивных классов.
Необходимо учитывать три ключевых аспекта, чтобы создать по-настоящему инклюзивный класс.
Шаг 1: Инклюзивная педагогика
Думать инклюзивно о своих педагогических методах означает по-новому смотреть на методы обучения и предоставлять учащимся возможности для достижения успеха. Пересмотрите свой учебный план, чтобы найти способ применить эти рекомендации.
Шаг 2: Инклюзивное содержимое
Думать инклюзивно означает пересматривать содержимое и следить за тем, чтобы оно было универсально для восприятия. Это также предусматривает отказ от использования содержимого, не соответствующего ожиданиям. Оцените все материалы курса, учитывая следующие аспекты:
Шаг 3: Инклюзивная технология и инструменты
Думать инклюзивно означает понимать, как люди должны взаимодействовать с разными инструментами, которые вы используете, и регулировать их соответствующим образом. При выборе инструментов и технологии для использования в классе учитывайте то, как это может повлиять на людей с разными потребностями.
Краткие выводы об инклюзивном классе
Может показаться, что создание инклюзивных классов требует много дополнительной работы. Ценность заключается не в выполнении работы, а в размышлении. Нужно помнить о том, что не бывает единого решения для всех. Думать инклюзивно означает настроить всех учащихся на успех.
Хотите узнать больше? Посмотрите запись вебинара Создание инклюзивных классов (доступен только на английском). Кроме того, можно загрузить список контрольных вопросов для инклюзивного класса (доступен только на английском языке).
Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения. в общеобразовательном учреждении
ПОЛОЖЕНИЕ
о классах инклюзивного (включенного) обучения
в общеобразовательном учреждении*
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Инклюзивное (включённое) обучение – дифференцированное обучение с созданием условий развития каждого ребёнка, при котором в образовательное пространство включены дети с особыми образовательными потребностями.
1.1. Классы инклюзивного обучения (далее инклюзивные классы) открываются в общеобразовательных учреждениях с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
1.2. Под особыми образовательными потребностями подразумеваются трудности социальной адаптации и невозможность овладения ребенком знаниями, умениями и навыками, определенными в государственном стандарте общего образования без специально созданных условий.
1.3. Система работы в инклюзивных классах должна быть направлена на решение следующих задач:
— создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
— развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
— формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
— обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
-организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
— компенсация недостатков дошкольного развития;
— преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
— постоянное повышение мотивации ребёнка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
— охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
— социально-трудовая адаптация и интеграция в общество школьников с особыми образовательными потребностями;
-оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания;
— повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребёнка;
— изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.
2. Организация и функционирование инклюзивных классов
2.1. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, создавших специальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
2.2. Инклюзивные классы открываются на основании приказа начальника ЦОУО ДО г. Москвы и приказа директора общеобразовательного учреждения.
2.3. Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с заключением ПМПК.
2.4. В своей деятельности общеобразовательные учреждения с инклюзивными классами руководствуются нормами Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, настоящего положения, Устава общеобразовательного учреждения, а также нормами международного и российского законодательства.
2.5. Для работы инклюзивных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы.
2.6. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного обследования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении приказом директора создается Совет по инклюзии, в состав которого входят:
заместитель директора (председатель Совета); педагоги инклюзивных классов; педагог-психолог; учитель-логопед; учитель-дефектолог; специалист ресурсного центра (ЦППРиК); врач;
Специалисты, не работающие в данном учреждении, могут привлекаться для работы в Совет по договору.
Родители детей с особыми образовательными потребностями и их законные представители имеют право присутствовать на заседаниях Совета по инклюзии.
3. Специфика образовательного процесса в инклюзивных классах
Организация образовательного процесса в условиях интегративного обучения и воспитания предусматривает создание следующих специальных условий:
— создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной, и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями;
— создание адекватной возможностям детей с особыми образовательными потребностями развития образовательной среды, что достигается обеспечением общеобразовательных учреждений соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами;
— организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития, направленного на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений, развитию толерантности.
3.1. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и науки РФ, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями.
3.2. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и утверждается Советом по инклюзии общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями.
3.3. Типовая форма индивидуального учебного плана вместе с формой отчетности утверждается ОМЦ ЦАО г. Москвы. Индивидуальный учебный план ребенка с особыми образовательными потребностями является приложением к договору, заключаемому между администрацией общеобразовательного учреждения и родителями (законными представителями) ребенка.
3.4. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями в него включаются:
— необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе;
— организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
— организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ;
— организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;
— организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами;
— целесообразность нахождения учащихся с особыми образовательными потребностями в школе полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся.
3.5. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. Совет по инклюзии школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов окружной ПМПК.
3.6. Перевод детей с особыми образовательными потребностями в следующий класс осуществляется на основании решения педагогического совета и рекомендации Совета по инклюзии общеобразовательного учреждения.
3.7. Выпускникам, обучающимся в инклюзивных классах общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования при успешном прохождении итоговой аттестации.
4.1. При наличии в общеобразовательном учреждении более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание общеобразовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и др.
4.2. Классным руководителям инклюзивных классов производится доплата за классное руководство в полном объеме.
4.3. Педагогическим работникам, специалистам инклюзивных классов устанавливается персональная разовая надбавка из накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦОУО ДО не менее 2-х раз в год.
Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования
Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их интеллектуальных или физических особенностей.
Инклюзия в школе – это раскрытие потенциала всех учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует индивидуальным способностям детей.
Путешествие в инклюзивную школу может быть длительным и сложным, но в конечном итоге это укрепит школьное сообщество и поможет детям. «Инклюзия» означает не просто размещение детей-инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс должен включать фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка.
Таким образом, эффективные модели инклюзивного образования не только приносят пользу ученикам с ограниченными возможностями, но и создают среду, в которой каждый ребенок, включая тех, кто не имеет инвалидности, имеет возможность процветать.
Как организована инклюзия в школах
В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.
Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.
Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.
Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:
В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.
Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.
Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы
Плюсы ИО | Минусы ИО |
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». | Отсутствие гибких образовательных стандартов. |
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. | Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов. |
Восприятие детей на равных условиях. | Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива. |
Социализация и развитие личностных навыков. | Отсутствие материально-технического оснащения школ. |
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. | Дефицит узкопрофильных работников. |
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. | Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД. |
Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.
В идеале инклюзивное образование не должно иметь никаких минусов. Но, в России и в Украине инклюзия – это экспериментальная площадка, следовательно, со своими плюсами и минусами. Правительство поставило вопрос о развитии и внедрении ИО в общеобразовательные заведения на первое место, и по прогнозам к 2025 году система будет работать идеально.
Особенности законодательства об инклюзивной школе в России
В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:
Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:
Проблемы в России
Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.
Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?
Особенности законодательства об инклюзивной школе в Украине
В 2018 году Верховной Радой Украины был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Украины об образовании», в котором отмечались нормы и особенности обучения лиц с особыми потребностями.
По законодательству Украины, каждый ребенок имеет право на полноценное участие в образовательном процессе. При этом у родителей есть право выбора: инклюзивное, дистанционное или индивидуальное обучение.
Правовые акты, ссылки:
Проблемы инклюзивного образования в украинских школах
Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:
Как оформить ребенка инклюзивный класс
По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку-инвалиду в желании получать образование наравне с иными детьми. Как оформить ребенка в инклюзивный класс:
Важно: директор не имеет право отказать вам!
Отзывы о внедрении ИО в школы
Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.
Профессиональные группы
Большинство представителей профессиональной группы понимают, что инклюзия — это не просто модное нововведение, но вызов времени, связанный с различными факторами: общим ухудшением состояния здоровья детского населения, желанием родителей и детей-инвалидов получать образование на равных условиях и в удобной среде; демократическими преобразованиями в обществе.
Эти объективные условия заставляют педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, все больше ориентируя ее на индивидуализированный и персонализированный подход, делая общую стандартную программу доступной для всех.
Оценивая возможности широкого внедрения инклюзивного образования, большинство опрошенных педагогов считают, что сегодня страна не готова или частично готова перейти к инклюзии широкого масштаба, несмотря на определенные положительные результаты эксперимента.
Мнение родителей
Размышляя о необходимости и перспективности инклюзивного образования, некоторые родители здоровых детей выражали недоверие к способности инклюзивного образования содействовать развитию детей с особыми потребностями. Заметим, что умеренная часть родителей считает, что наличие в классе детей с особыми потребностями воспитывает у других детей положительные качества: человечность и толерантность.
По мнению родителей детей с особыми потребностями из экспериментальных школ и УВК, инклюзивное образование на современном этапе его внедрения — это не только проблемы и нерешенные вопросы. Это еще и возможность выбрать другой, отличный от стереотипного путь для развития ребенка, который открывает для него мир за пределами специальной школы, какие бы положительные характеристики последняя не имела.
При этом родители детей с особыми потребностями в большинстве случаев именно социализацию считают основной целью и результатом инклюзивного образования для своего ребенка. Возможность пребывания в кругу своих здоровых сверстников предоставляет таким детям толчок к адаптации в окружающей среде.
В Европе уже десятилетиями внедряют стандарты инклюзивного образования в школы. И на основе своего опыта, зарубежные эксперты дают свой ряд рекомендаций:
Вывод
Гипотетическое представление и позитивное восприятие населением изменений, которые принесет в образование и общество внедрения инклюзии, связано прежде всего с их мировоззренческими, возрастными и гендерными различиями. Ведь население не имеет достаточного опыта реальной инклюзии. Этот опыт необходимо внедрять сначала администрации учебных заведений, педагогическому коллективу, а после — родителям.
Опыт пилотных школ показывает, что учителя и администрация образовательных учреждений способны преодолеть все внутренние барьеры, если будет обеспечено научно обоснованную и скоординированную психологическую и методическую подготовку педагогов к внедрению инклюзии.
Преодолеть «внешние» барьеры — материальные и конструктивные проблемы — учебные заведения самостоятельно и самостоятельно не смогут.
Хотя на данном этапе лишь и в Украине, и в России существует ряд проблем с внедрением ИО в школах: в обеих странах предпринимают колоссальные усилия для того, чтобы эти проблемы преодолеть.
Будущее у инклюзии есть.