инклюзия что это в медицине
Инклюзия что это в медицине
В июне 1994 года в Испании была подписана «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Среди принципов, которые были освещены в декларации, есть несколько основных, в которых и заключена центральная идея самой инклюзии:
«Инклюзия не подразумевает только лишь обучение детей с инвалидностью в обычной общеобразовательной школе. Изначальный принцип инклюзивного обучения состоит в том, чтобы предоставить всем детям, независимо от их способностей, этнической принадлежности, языковой культуры комфортные условия обучения в школьных стенах».
Принципы инклюзии:
Инклюзия и интеграция: в чем разница?
Когда ребенок учится в обычной общеобразовательной школе, чаще всего его индивидуальные особенности не учитываются. Подвижки в этом процессе сейчас есть, но они пока не очень значимы. К сожалению, чаще всего ребенка оценивают на среднем школьном уровне, проверяя лишь зазубренный материал учебника. В этом смысле несовершенна сама система оценивания знаний: мы, педагоги, не можем учитывать уровень ребенка до получения этих знаний, и вынуждены ставить «тройку» даже в том случае, если школьник прошел большой путь и значительно улучшил собственные навыки. Мы не имеем возможности отталкиваться от изначального уровня знаний ребенка.
Специальное, или коррекционное образование направлено на обучение ребят с особенностями, для которых придуманы методики, помогающие им учиться. И вот здесь хочется подчеркнуть, что инклюзия ни в коем случае не отменяет идею коррекционного образования. Родители каждого ребенка с инвалидностью или какими-то еще особенностями развития могут самостоятельно решить, где ему будет комфортнее учиться — в обычной школе или в специальной.
Интегрированное образование предполагает некое изменение исходных данных ребенка и подстраивает его под обычные школьные условия с помощью различной терапии, коррекции и реабилитации. Это означает, что система подстраивает ребенка под себя. И тут кроется основное отличие интеграции от инклюзии. В инклюзивном образовании система подстраивается под потребности ребенка, а не наоборот.
«Если детей с расстройствами аутистического спектра собрали в одном кабинете и выпускают по индивидуальному графику на перемены и в столовую — это не инклюзия, это интеграция. Инклюзивная культура предполагает полное погружение всех детей в обычную школьную среду».
Стереотипы и подходы к пониманию инвалидности
Стереотипы окружающих не дают человеку с инвалидностью жить нормальной жизнью. В обществе распространены две крайности: с одной стороны мы их жалеем, с другой стороны, если человек с инвалидностью принимает участие в паралимпийских играх или каждый день приходит на работу, мы считаем его героем. Но комфортно ли людям с инвалидностью каждый день быть в плену этих стереотипов?
«Жалость не дает развиваться личности».
Зачастую родители задают вопрос: как вы думаете, ребенку с инвалидностью будет комфортно в обычном классе? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что все дети разные, но нужно учитывать простую вещь: ребенку с инвалидностью необходимо находиться среди обычных детей, чтобы он социализировался.
Подходы к пониманию инвалидности:
«Человек на коляске ощущает себя беспомощным до тех пор, пока ему нужна помощь других людей. Но если среда, в которой он живет, благоустроена, и ему доступен поход в магазин или библиотеку, вы не будете испытывать к нему жалость и каждый раз думать: „Бедненький, как же он заберется по этой огромной лестнице!“».
В России пока только осуществляется переход от медицинского подхода к социальному — наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и должна соблюдать ее условия.
«Медицинский подход подразумевает, что ученик с инвалидностью болен и его надо лечить. В социальном подходе все иначе: как проблема воспринимается не сам ребенок, а система образования, в которую ему предстоит погрузиться и которую нужно подстраивать под разных людей».
Язык и этикет
Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы (нажмите на изображения, чтобы увеличить):
«Помните, что в первую очередь перед вами находится человек — вместо „инвалид“ используйте словосочетание „ребенок с инвалидностью“».
Общие правила этикета, составленные людьми с инвалидностью
Не стесняйтесь спрашивать, как правильно, у самих людей с инвалидностью!
Что такое «Уроки доброты»?
Цикл из пяти уроков — впоследствии их стали называть «Уроки доброты» — был разработан Региональной Общественной Организацией Инвалидов «Перспектива» в рамках реализации программы школьных занятий по пониманию инвалидности. В основе «Уроков доброты» лежат занятия по пониманию инвалидности, проводимые в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Эти занятия знакомят школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помогают преодолеть непонимание и предрассудки по отношению к ним.
Основная цель «Уроков доброты» — изменить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и имеет равные права и возможности. Тематика занятий одинакова для всех возрастов учеников, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных возрастных группах. Самое главное — дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.
Задачи «Уроков доброты»:
Курс школьных занятий проводится молодыми людьми с инвалидностью, прошедшими обучение по ведению занятий.
«Инклюзия — это не история про жалость»
Можно ли детям-инвалидам учиться вместе с обычными?
Можно ли детям-инвалидам учиться вместе с обычными?
Расскажите, как проходит процесс инклюзии?
Бытует мнение, что при инклюзивном образовании ребенок с ограниченными возможностями, попадая в среду здоровых детей, остается брошенным, сам по себе. Но это не так. На самом деле, инклюзивное образование — это специально организованный процесс. Он построен так, чтобы нейротипичные (так на языке специалистов называются обычные дети — прим.ред.) и дети с инвалидностью получили максимум для своего развития. Чтобы всем было комфортно от такого взаимодействия.
Прежде, чем попасть в среду нейротипичных детей, ребенок с повышенными потребностями проходит комиссию, которая определяет меру включения в процесс и те условия, которые должны быть созданы. Например, комиссия может порекомендовать ребенку приходить два раза в неделю на полдня или каждый день, но в сопровождении тьютора. То есть всё основывается на его индивидуальных потребностях. Комиссия же определяет программу, по которой ребенок будет обучаться, и нужное специальное медицинское оборудование.
Прежде чем особый ребенок придет в детский сад или школу, формируется команда, которая будет работать с ним. Это могут быть воспитатели, дефектологи, психологи. Команда пишет адаптированную программу для ребенка. Допустим, учащийся немного отстает в развитии и ему сложно дается математика. Есть несколько выходов, чтобы осилить предмет: ребенок занимается математикой отдельно под руководством другого учителя или воспитателя либо прямо на уроке с обычными детьми, но при помощи тьютора/дефектолога. Уровень сложности предмета будет ниже, чем для нейротипичных детей.
На примере инклюзивного садика № 16 в Красноярске объясню, как готовятся к приходу в группу ребенка с ограниченными возможностями. Для начала мы собираем всех ребят и рассказываем им, что каждый человек уникальный и имеет свои индивидуальные особенности: кто-то носит очки, кто-то слуховой аппарат. Мы проигрываем разные ситуации, показываем сценки, читаем сказки, например, «Цветик-семицветик».
Далее ребенок с ограниченными возможностями приходит к нам в гости. Это может быть праздник. Дети учатся вступать в коммуникацию, и у них возникают вопросы наподобие «почему он/она не ходит, не говорит, не слышит?». Постепенно мы пришли к выводу, что у детей нет барьеров. Все барьеры в головах у взрослых, которые очень долго жили в мире без инвалидов. А инвалиды жили в другом мире.
Дети нашего детского сада придерживают дверь перед ребенком на коляске, помогают учиться тем, кто слабее их. Чувствуется атмосфера абсолютного равенства, сплоченности. Между детьми складываются теплые отношения, главенствует взаимопощь.
Большая работа ведется с родителями. Мы проводили собрания, где рассказывали о нашем инклюзивном проекте. Сами дети рассказывали папам и мамам о своих новых друзьях, которые оказались веселыми и интересными ребятами. Проблем с родителями не было, потому что мы не просто рассказали об инклюзии, но показали ее плюсы.
Что дает обычным детям инклюзивное образование?
От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее.
От инклюзии выигрывают и обычные малыши. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением.
Сколько может быть детей с инвалидностью в обычной группе/классе?
Доказано, что для оптимального процесса коммуникации на группу из 25 здоровых детей должно приходится не более 3-4 ребят с инвалидностью.
Что такое инклюзия простыми словами? — «Мы рады всем!»
Инклюзия простыми словами: объясняем
Итак, начнем с классического определения:
Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.
А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?
Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.
Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.
Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.
Подробнее — в материале коллег из благотворительной организации «Перспектива».
Студенты-медики об инклюзивном образовании в России
Дата публикации: 19.05.2016 2016-05-19
Статья просмотрена: 349 раз
Библиографическое описание:
Гущин, М. О. Студенты-медики об инклюзивном образовании в России / М. О. Гущин, Е. С. Шипулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1325-1328. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30190/ (дата обращения: 12.12.2021).
Студенты-медики об инклюзивном образовании вРоссии
Гущин Максим Олегович, студент;
Шипулина Елизавета Сергеевна, студент
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера
Ключевые слова: социальная политика государства, здравоохранение, инклюзивное образование, люди с ограниченными возможностями, социологический опрос.
В 2010 году в России начался процесс внедрения инклюзивного образования. Под инклюзивным образованием подразумевают «обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [8].
С точки зрения официальной власти, в частности, председателя Совета Федерации РФ В. Матвиенко, инклюзивное образование сегодня является способом «исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье», возможностью «активно участвовать в жизни общества, реализовать себя в ней» [9].
На реализацию государственной программы выделены значительные средства из федерального бюджета. Эти средства должны быть потрачены, в основном, на создание в учебных заведениях необходимых условий для безбарьерной среды [1–2, 9].
Часто внедрение инклюзивного образования на местах сводится к сокращению специализированных учебных заведений [3–4]. Важно отметить, что внедрение инклюзивного образования не означает их «ликвидацию» [8]. Закон «Об образовании в Российской Федерации», по-прежнему, предусматривает создание органами власти «отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами» и др. недостатками в развитии [11].
В. Матвиенко уверила, что сохранение вариативности образования является обязательным условием внедрения инклюзивного образования в России: «… сеть специализированных (коррекционных) обучающих учреждений не дублирует инклюзивное образование, а его дополняет, особенно в случаях тяжёлой инвалидности. Поэтому данную систему следует укреплять, а не свёртывать» [9].
Внедрение инклюзивного образования в России столкнулось с двумя серьёзными проблемами. Во-первых, с нехваткой квалифицированных кадров [9]. Во-вторых, с неоднозначным отношением российского общества, которое «однако, не столь оптимистично [как российская власть] в оценке перспектив инклюзивного образования. Согласно масштабному социологическому опросу, проведенному ФОМ в 2012 году, каждый третий житель страны выступил против инклюзии, то есть совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями» [5, c. 58–59, 10]. Столь же критично настроены и специалисты, указывающие на «огрехи практического воплощения» инклюзии [5, с. 60–61]. А вот родителей детей с ограниченными возможностями, напротив, практически безоговорочно ее приветствуют [5, с. 60]. А как относятся к инклюзии сами люди с ограниченными возможностями? Например, студенты-медики?
В марте-апреле 2016 года в рамках деятельности научной секции кафедры «Истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии» ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера Минздрава России было проведено анонимное анкетирование студентов, с ограниченными возможностями, с целью определить их отношение к инклюзивному образованию в России. В качестве респондентов выступили 5 человек: 4 девушки и 1 мужчина в возрасте от 18 лет до 31 года.
Большинство респондентов (80 %) осведомлено о том, что в России сейчас идет процесс внедрения инклюзивного образования. Все они, без исключения (100 %), относятся к идее внедрения инклюзивного образования в России положительно.
Многие респонденты (60 %) согласны с высказыванием председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентины Матвиенко: «У здоровых детей обучение в школах с инклюзивным образованием воспитывает толерантность, доброту, ответственность» [9]. Один из респондентов так прокомментировал ситуацию: «В большинстве случаев да, но бывает и такие ситуации, когда здоровый человек попросту не хочет принимать другого, ни такого, как он, это порождает издевательство и насилие».
Все студенты, принимавшие участие в анкетировании, проходили обучение в обычной, неспециализированной школе. С точки зрения более половины респондентов (60 %), людям с ограниченными возможностями легче адаптироваться (приспособиться) к учебе в ВУЗе после обычной школы.Пятая часть респондентов (20 %) отрицает саму необходимость адаптации. Еще одна пятая часть (20 %) затрудняется ответить на вопрос.
Большая часть респондентов (60 %) легко адаптировалась к учебе в ВУЗе.Те же 20 % респондентов, которые затруднились ответить на вопрос и те 20 %, которые признались в наличие проблем с адаптацией, не смогли четко сформулировать проблемы, с которыми столкнулись. Также ими не был ни отмечен ни один предложенный вариант ответов, а именно: отсутствие/недостаточность комфортных материальных условий (пандусов, специально оборудованных учебных мест и пр.); направленность преподавателя на среднестатистического студента в группе; отсутствие индивидуального подхода; формальное прохождение программы на «тройку»; трудности с совмещением программ для здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями; отсутствие гибкости образовательных стандартов; негативное отношение одногруппников.
С точки зрения всех респондентов (100 %), основным положительным моментам совместного обучения является возможность получить новые умения и навыки (участие в конференциях, олимпиадах и других научных и общественных мероприятиях наряду с другими студентами). Большинство респондентов (80 %) отметили развития гуманного отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями, возможность неограниченной социализации (общения со сверстниками), избавление от чувств «ущербности», «инаковости». Некоторые респонденты подчеркнули возможность развития адаптивных навыков (60 %) и развитие самостоятельности (40 %).
Мнения респондентов о том, влияет ли совместное обучение на качество образования, разделились. Почти половина респондентов (40 %) уверена, что не влияет, столько же — определенно, да. Пятая часть (20 %) говорит о понижении и пятая — о повышении качества образования.
Никто из проанкетированных респондентов не имеет среди своих близких родственников-медиков. Большинство респондентов (80 %) выбрали профессию врача по призванию сердца: «Хочется помогать людям. Единственная сфера, которая привлекает. Она интересна и есть возможность развиваться». Следует отметить, что желание помочь больному лежит в основе всей профессиональной деятельности врачей, должным образом отражается в их мыслях и поступках [6, c. 416]. Особенно это характерно для молодежи, которая еще «полна энергии, энтузиазма и бескорыстного стремления» [7, c. 11].
Почти каждый второй респондент (40 %) связывает свой выбор профессии врача со своими ограниченными возможностями. Однако большая часть (60 %) затрудняется ответить да или нет. Как сформулировал один из респондентов: «Когда живешь с заболеванием практически всю жизнь, сложно сказать, влияет оно на твой выбор или нет».
Самым сильным стимулом (40 %) выбора профессии врача (для тех респондентов, которые связывает свой выбор со своими ограниченными возможностями) является желание «помочь другим людям разобраться со своими недугами»: «Почти 3,5 лет «пролежал» в разных больницах и видел работу врачей, и самому захотелось учиться». Некоторым хочется «всем доказать», что они могут учиться в медицинском ВУЗе, несмотря на ограниченные возможности, некоторым (20 %) выяснить, как современная медицина может улучшить качество их жизни.
С точки зрения большинства респондентов (80 %), их ограниченные возможности не мешают им достойно учиться. Поэтому многие признают (80 %), что редко подходят к преподавателям и просят о каких-либо особых условиях, связанных с их ограниченными возможностями. Некоторые говорят «подробнее про недуг», только когда их спрашивают. И, как правило, преподаватели идут респондентам на встречу, помогают в сложных ситуациях (80 %).
Более половины респондентов (60 %) испытывают затруднения при оценке политики государства по отношению к людям с ограниченными возможностями. Мнения остальных разделились поровну.
Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что, во-первых, большинство респондентов приветствуют внедрение инклюзивного образования в России, а, во-вторых, в целом довольны сложившимися условиями обучения.
Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации
В нашей статье мы познакомим вас с моделью инклюзивного образования, организованной в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Школа №1540». Опыт работы с детьми с различными проблемами у нашей школы начинается с 2006 года. За последующие годы количество учащихся с ОВЗ и инвалидностью увеличивалось, и школа перешла от стихийной инклюзии к инклюзии, базирующейся на модели разноуровневого обучения в средней и старшей школе (5-11 классы). Выбор данной модели был сделан на основе анализа накопленного опыта и изучения опыта других стран. После вступления в силу нового закона РФ «Об образовании» в 2013 году, мы построили свою собственную эффективно работающую модель с учетом реальных финансовых и кадровых возможностей нашего образовательного учреждения и анализа ситуации в российском и московском образовании в целом. На различных ступенях образования реализация инклюзивного подхода строится по-разному. Чем ребенок младше, тем интенсивнее оказываемая ему помощь.
Преобладающее число инклюзивных учащихся в нашей школе (70%) – это учащиеся с РАС (в основном, синдром Аспергера). Так как изначально школа создавалась как школа с углубленным изучением информационных технологий, то наша инклюзия была направлена именно на помощь этой категории детей. Позже в наше, уже выстроенное инклюзивное пространство, родители стали приводить детей с другими проблемами. Всего на сегодняшний день 10% учащихся являются детьми с особыми потребностями.
Кроме детей с РАС сейчас у нас учатся:
В этой статье мы описываем и анализируем собственный опыт организации инклюзии детей с РАС, которые не могут получить цензового образования без создания для них специальных условий, но реально могут освоить общеобразовательную программу.
Наша модель не универсальна. Мы разделяем понятия «социальной инклюзии» и «образовательной инклюзии». Так как мы вынуждены рассматривать не идеальную, а реальную ситуацию в российском образовании, приходится признать, что не всем категориям детей с РАС в современных условиях подходит образовательная инклюзия в массовой школе с учетом имеющихся для этого ресурсов.
Итак, как же выстроена наша инклюзивная модель?
Все классы нашей школы, с 1 по 11, являются инклюзивными, отдельных классов для детей с ОВЗ мы не открываем. Все дети с ОВЗ являются учениками общеобразовательных классов, при необходимости их сопровождает тьютор.
Важным моментом является организация специального пространства, особой среды. У нас есть 5 ресурсных зон: игровая, сенсорная комната, открытая библиотека, игровые зоны для проведения перемены, комната психологической разгрузки. В каждом классе начальной школы предусмотрено соответствующее пространство для релаксации.
Как дети попадают в инклюзию?
Поместить неподготовленного ребенка с РАС в неподготовленную среду сверстников и их родителей – это лучший способ дискредитировать саму идею инклюзии. У нас сформировались два основных способа подготовки к инклюзивному обучению.
Первый способ – это занятия в малой группе подготовки к школе (не более 6 человек), которые ведет высококвалифицированный учитель-дефектолог, владеющий поведенческим подходом (АВА). Второй способ – занятия в большой инклюзивной группе подготовки к школе (не более 15 человек), которые ведет учитель начальной школы, владеющий арсеналом психолого-педагогических методов, необходимых для конструктивной работы в неравномерной группе учащихся.
В обоих вариантах основной целью занятий является формирование у детей учебного поведения, и только потом – формирование и развитие академических навыков.
В инклюзию в средней школе дети приходят либо из нашей инклюзивной начальной школы, либо это дети, прошедшие в начальной школе подготовку к инклюзивному обучению по другим моделям, например, в школе Федерального Ресурсного Центра проблем аутизма МГППУ.
Система работы в начальной школе строится на комплексном подходе, включающем в себя поведенческий, нейропсихологический и эмоционально-смысловой. Организована командная работа специалистов, в которую помимо учителей начальных классов входят педагоги-психологи, нейропсихологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, тьюторы и волонтеры.
Наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь оказывается именно на этапе начальной школы. Наша система предполагает, что все специалисты (нейропсихолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) прежде всего работают с целым классом, наблюдают, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику, ведут с учителями бинарные уроки, постепенно обучая их своим технологиям. Все специалисты применяют в своей работе принципы поведенческого анализа.
Сентябрь является диагностическим месяцем, когда специалисты службы ППС наблюдают за детьми на уроках и переменах, после этого проходят заседания консилиума и для каждого ребенка, который в этом нуждается, разрабатывается план коррекционных занятий, групповых или индивидуальных, индивидуальный образовательный маршрут. Такие же плановые консилиумы собираются в середине учебного года для обсуждения результатов и необходимой корректировки, а затем в конце года для выработки плана работы на следующий год. В течение года мы обычно ведем видеозаписи уроков, чтобы потом обсудить их на заседаниях консилиума.
В 5-7 классах модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) основана на технологии разноуровневого обучения. Вся параллель делится на группы по основным предметам, это создает возможность некоторой индивидуализации учебной траектории для каждого ребенка. Кроме больших групп в каждой параллели создается еще малая группа для тех детей, кому тяжело учиться в большой группе, кто нуждается в максимально индивидуализированном подходе.
В начале 5-го класса часть учащихся с ОВЗ попадает в малую группу для изучения основных предметов: математики, русского языка, литературы и иностранных языков, хотя часть детей успешно обучается и в больших предметных группах. По мере адаптации на ступени основной школы мы стараемся постепенно, по возможности переводить детей из малых групп в большие.
С 8 по 11 класс в школе осуществляется предпрофильное и профильное обучение. Там уже невозможна такая гибкая система, как на ступени с 5 по 7 класс. Возможна ситуация, когда ни один профиль в полной мере не подходит ребенку с ОВЗ. Тогда составляется индивидуальный учебный план, включающий в себя, в том числе, и обучение с использованием дистанционных технологий.
Мы используем разные педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ на этапах начальной, средней и старшей школы, однако важными элементами всей выстроенной модели являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей на протяжении всего времени обучения в школе, командный подход в работе службы сопровождения. Для полноценной инклюзии необходимо выстроить вертикаль психолого-педагогического сопровождения, когда ребенок «передается» от специалиста к специалисту на разных ступенях обучения.
Инклюзия принципиально отличается от коррекционной практики. Соответственно, система работы психолого-педагогической службы и школьного консилиума, а также сопровождающая эту работу документация, должны создаваться специально для инклюзивной образовательной среды. Эти отличия заключаются в следующем:
Отдельная работа – это формирование у всех детей принимающего отношения к особым детям с самого начала и на протяжении всей школьной жизни. Это целая система, включающая в себя тренинги, классные часы, выездные мероприятия, которые проводятся совместно сотрудниками психологической службы и классными руководителями. Если на этапе начальной школы для нас наиболее важным является формирование учебного поведения, то в основной школе на первый план выступает развитие социальной компетенции учащихся с ОВЗ, развитие у них более сложных коммуникативных навыков. Для решения этих задач работает вся школьная система проектной работы и дополнительного образования (все кружки, секции, факультативы являются инклюзивными).
Важным элементом развития социальной компетенции стали наши коммуникативные клубы. Есть разновозрастный клуб для подростков с РАС и есть несколько инклюзивных подростковых клубов. Там обсуждаются все события школьной жизни, создается пространство общения, в котором формируется умение слушать других и обсуждать свои проблемы, формируется умение понять мотивы другого, поставить себя на его место, ведется работа над развитием эмоционального интеллекта подростков с РАС.
Итак, что необходимо для создания настоящей, а не имитационной инклюзии, и что инклюзия может дать школе?
Необходимыми условиями успешной организации инклюзивной образовательной среды являются:
Административная поддержка. Понимание и принятие администрацией необходимости и смысла инклюзивного обучения детей с РАС. Экспертиза принимаемых административных решений психолого-педагогической службой (ППС) на соответствие принципам инклюзии.
Финансовое обеспечение. Финансовая возможность сформировать в школе команду психолого-педагогического сопровождения, включающую в себя специалистов различного профиля.
Кадровое обеспечение. Наличие в школе службы ППС, наличие у всех педагогов базовых знаний из смежных областей: психологии, дефектологии, нейропсихологии, а также специфике развития людей с РАС.
Командная работа всех специалистов школы. Общая система педагогических и этических ценностей. Постоянная поддержка и взаимозаменяемость. Коллегиальное решение стратегических и проблемных вопросов.
Выстроенная система психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса: детей, родителей, сотрудников школы. Формирование взаимного доверия.
Преемственность между всеми ступенями образования. Общие принципы работы, передача информации о каждой семье, совместные консилиумы при переходе ребенка со ступени на ступень и во время адаптации на новой ступени.
Работа с родителями всех учащихся, не только детей с ОВЗ. Родительские клубы, индивидуальные консультации, консилиумы, обучение родителей, реализация совместных проектов.
Вариативность методов работы и образовательной среды. Различные формы проведения уроков, использование широкого диапазона методов и дополнительных учебных материалов, в том числе поведенческого подхода и логопедических, дефектологических, нейропсихологических методик, учебников по программам различного вида; зонирование образовательного пространства школы и кабинетов, наличие ресурсных зон.
Непрерывное профессиональное развитие педагогов. Систематические внутренние семинары, взаимообучение, участие педагогов в широком профессиональном сообществе, анализ и обобщение собственного опыта, представление его на психолого-педагогических конференциях, семинарах, круглых столах.
В свою очередь, инклюзия является мощным ресурсом для самой школы.
Анализируя наш опыт, можно сказать, что качественно выстроенная модель инклюзии создает психологически комфортную и безопасную среду для всех учеников школы. Возрастает профессионализм учителей в работе с разными группами детей, что позволяет поддерживать достаточно высокий уровень образования без проведения процедур предварительного отбора и селекции учащихся. Инклюзивная школа предполагает наличие сильной высокопрофессиональной службы психолого-педагогического сопровождения, которая должна обеспечивать поддержку всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, администрацию школы. В этом случае и ученики, и учителя чувствуют себя комфортно и защищенно, не стремятся уйти, чувствуя, что потребности сильных учителей и учеников не менее значимы для школы.
Никакая настоящая инклюзия невозможна без работы с родителями особых и обычных детей. У нас активно работают родительские клубы, один из которых проводит совместные встречи всех родителей, где мы обсуждаем вопросы, важные для всех. Кроме этого в школе существует клуб, ведущими которого являются родители РОО «Контакт», там обсуждаются проблемы особых детей и оказывается консультативная и поддерживающая помощь другим родителям.
Итак, какие же преимущества получает школа с введением инклюзивного образования?
По наблюдениям многих педагогов и специалистов, детская популяция сейчас в школах неоднородна, очень много детей с трудностями в обучении. Для них очень важна максимально индивидуализированная среда, которая может отвечать образовательным потребностям каждого ребенка. Наличие в школе особых детей создает ситуацию необходимости участия в составе школьной команды специалистов различных направлений коррекционно-развивающей работы. Эти специалисты являются мощным ресурсом помощи учителям в работе со всеми детьми.
Инклюзивная образовательная среда делает необходимым формирование у учителя класса новых компетенций: необходимо уметь применять в своей работе различные педагогические технологии, структурированное обучение, дифференцированный подход, разноуровневое обучение и многое другое. Специалисты психолого-педагогической поддержки – психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды помогают сформировать эти важные компетенции у учителей инклюзивных классов.
Воспитательное значение инклюзии для всех детей трудно переоценить.
Если рассматривать школьную жизнь не как подготовку к будущему, а как самостоятельный самоценный этап жизни, то возможность для особого ребенка прожить этот этап так же ярко и эмоционально насыщенно не менее значима, чем у любого другого ученика. И реальная, настоящая инклюзия может это обеспечить.
Если для особого ребенка ситуация обучения в сообществе нормативных сверстников является мощным фактором формирования социальных компетенций, то для остальных детей ситуация совместного обучения с особыми детьми также у них принимающее отношение к людям, отличающимся от них, учит цивилизованно жить в ситуации человеческого разнообразия и многообразия.
Но все это возможно только в том случае, когда мы имеем дело не с «дикой» инклюзией, а с выстроенной моделью, предполагающей формирование на уровне школы инклюзивной образовательной среды. Такая среда подразумевает проникновение принципов инклюзии во все стороны школьной жизни, включая принятие любых управленческих решений.
Эта модель показала свою устойчивость и эффективность при объединении двух школ в единый образовательный комплекс. Удалось распространить инклюзивную модель на все уровни образования и сделать весь комплекс инклюзивным.
Инклюзия – это испытание на прочность и профессионализм всей образовательной среды школы. Но это, одновременно, и значительный ресурс, который может дать хороший импульс развитию всей школы.