инкотермс что это простыми словами
Что такое «Инкотермс». Объясняем простыми словами
«Инкотермс» (англ. Incoterms, International Commercial Terms — «Условия международной торговли») — стандартные международные правила, которые применяются в мировой торговле и устанавливают права и обязанности продавца и покупателя.
Правила «Инкотермс» составляет Международная торговая палата. Первая версия документа появилась в 1936 году («Инкотермс-1936»). Поправки и дополнения утверждали также в 1953, 1967, 1976, 1980 годах, а затем стали вводить новую версию документа каждые 10 лет. Сейчас действуют «Инкотермс-2020».
Это унифицированные 11 вариантов отгрузки, доставки и оплаты товара. Продавец и покупатель включают подходящее правило в свой договор, чтобы упростить документ и исключить недопонимание.
Условия поставки, зафиксированные в «Инкотермс»:
Например, стороны решили, что поставка осуществляется на условиях DAP (Delivered at Point — «поставка в пункт назначения») «Инкотермс-2020». В контракте можно написать, что продавец обязуется поставить товар на условиях DAP в такое-то место назначения в соответствии с «Инкотермс-2020», а покупатель обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных договором.
По условиям DAP продавец должен доставить товар в место, указанное покупателем, а покупатель — разгрузить товар. Продавец выполняет экспортное таможенное оформление, а покупатель — импортное таможенное оформление и т. д.
Пример употребления на «Секрете»
«Согласно правилам «Инкотермс-2010», «комплекс действий, осуществляемых торговой сетью в интересах поставщика, следует считать не отдельными самостоятельными услугами, а неотъемлемыми элементами той или иной технологии продаж». В этом случае поставщик не заказывает у ретейлера дополнительную услугу, такую как доставка или маркетинг, а выбирает ту или иную технологию продаж».
(Об инициативе ФАС, позволяющей ретейлу обойти ограничения из «пакета Яровой».)
Нюансы
В «Инкотермс-2020» выделяют четыре группы базовых условий поставки товаров (E, F, C и D). Группа Е («Отгрузка») представлена единственной категорией EXW (Ex Works), которая описывает условия самовывоза товара покупателем. В группу F («Основная перевозка оплачена покупателем») входят три категории:
Группа C («Основная перевозка оплачена продавцом») даёт четыре варианта разделения ответственности и расходов между продавцом и покупателем. Например, CIF (Сost, Insurance, Freight — стоимость, страхование, фрахт), а группа D («Доставка») предполагает три разных варианта доставки товара непосредственно в место назначения.
Как выбрать условия поставки по международной сделке
И оформить с помощью правил Инкотермс
Я работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей — импортом и экспортом.
Моя задача — сделать так, чтобы товары попадали из одного государства в другое. Через меня проходят все международные договоры поставок, их называют еще контрактами. И практически в любом контракте можно найти обозначение из трех букв, например EXW, FCA, CIP, DAP.
Каждое такое обозначение — это международное правило поставки из перечня Инкотермс. Эти правила еще называют «базисами» или «терминами». Расскажу, какие базисы бывают, на что они влияют и как в них не запутаться.
Зачем нужны правила Инкотермс
В любой международной сделке есть множество условий, которые необходимо согласовать: например, кто организует доставку, когда и где продавец передает товар покупателю, кто будет отвечать, если при перевозке с грузом что-то случится.
Обсуждать и прописывать отдельно каждое условие в контракте — долго и сложно. Кроме того, контракт читают не только покупатель и продавец, но и третьи лица:
Все эти люди работают в разных местах и говорят на разных языках. Правила Инкотермс помогают им одинаково понимать условия поставки, а покупателю не нужно согласовывать с продавцом условия по отдельности. Вместо этого они выбирают из списка подходящий термин. Каждый термин уже содержит в себе фиксированный набор условий.
Вот какие условия может определять термин, он же базис:
Принцип такой: выбрали базис — значит, согласились с его условиями. Базис не отвечает за переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Этот момент нужно отдельно согласовать и прописать в контракте.
Как правило поставки прописывается в документах
Базис поставки фиксируется в контракте, спецификации на товар и в счете — инвойсе. Если вы откроете любой из этих документов, то увидите что-то вроде: EXW Guangzhou China (Incoterms 2010).
Первые три буквы — EXW — это название базиса поставки. Базис EXW подразумевает самовывоз: покупатель должен самостоятельно забрать товар со склада продавца.
Далее указывается место, где продавец передает товар покупателю: в данном случае — китайский город Гуанчжоу. А в конце идет ссылка на перечень правил Инкотермс, откуда взят базис. Дело в том, что Международная торговая палата разработала первую редакцию перечня еще в 1936 году. Но мир и условия международной торговли постоянно меняются, поэтому каждые десять лет выходит новая версия. Например, есть Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010 и самая свежая версия Инкотермс 2020.
Новая редакция не аннулирует предыдущие: можно использовать любую версию — хоть старую, хоть новую. Главное — указать ее в документах, чтобы всем было понятно, откуда взят базис.
Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга
Продавец и покупатель выбирают подходящий базис при согласовании условий международной сделки: это вопрос договоренностей. Все базисы распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей и рисков продавца.
Группа Е. Самовывоз, все риски несет покупатель.
Группа F. Продавец отвечает за прохождение таможни в своей стране, а доставка и растаможка — на покупателе.
Группа C. Доставку организует продавец, но он несет риски только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику.
Группа D. Это варианты поставки под ключ. Продавец организует доставку и отвечает за груз, пока покупатель не получит его.
Базисы FAS, FOB, CFR, CIF подходят только для поставок по воде, а остальные — универсальные. Подробнее о каждом базисе расскажу ниже.
Все грузы, перемещаемые в рамках внешнеэкономических договоров поставки, покрыты страховками перевозчиков. Важно не экономить и страховать груз по полной стоимости, ведь при доставке с ним может произойти что угодно.
Вот реальная история. В конце 2000-х годов российские предприниматели закупили мрамор в Италии. Чтобы снизить таможенные платежи, по документам оформили груз, как будто там керамическая плитка. При транзите контейнер каким-то образом потеряли в Черноморске. Груз был застрахован, но по заниженной цене — как керамика, а не мрамор.
Страховая компания компенсировала потери по заниженной стоимости — предприниматели зафиксировали убытки и забыли. Через несколько лет контейнер вдруг нашелся — все там же, на терминале в Черноморске. Найденный груз считался невостребованным, поэтому его выставили на аукцион, который выиграли какие-то строители. Представляю их счастье, когда они вскрыли контейнер и обнаружили там мраморные плиты. Стоимость этих плит многократно превышала цену аукционного лота.
Что нужно знать про страховой полис
В большинстве базисов не проясняется, кто должен страховать груз. Покупатель и продавец в ходе переговоров могут решить этот вопрос и зафиксировать договоренности в контракте.
Страховой полис — коммерческий документ, который активно используется в международных перевозках. Таможенные и налоговые органы разных государств могут запрашивать его, чтобы проверить достоверность сведений при декларировании грузов и внесении платежей.
В базисах CIP и CIF обязанность по страхованию возложена на продавца. Страховой полис — это не формальность, а важный документ, который защищает стороны сделки от убытков. Советую следить за правильностью заполнения полиса — ошибки и опечатки недопустимы.
В страховом полисе указываются:
Обязанности продавца: передать товар покупателю на своем складе, заводе или фабрике.
Обязанностей покупателя больше:
Что значит приставка «Франко»
Это термин в международной торговле, который образован от итальянского слова franco — «свободный». Он указывает место передачи товара и перехода рисков с продавца на покупателя.
Например, термин «Франко завод» означает, что продавец освобождается от рисков, когда на своем заводе передает товар покупателю.
Переход рисков от продавца к покупателю: как только покупатель принял товар на складе продавца.
Покупатель должен забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого он, как правило, нанимает местного перевозчика, который к назначенному времени подъезжает туда, куда указал продавец.
Согласно базису, продавец не обязан помогать с погрузкой товара, но по моему опыту чаще всего эта услуга включена. Однако при заключении контракта лучше все же прописать, кто организует погрузку, — чтобы не было сюрпризов.
Важный момент: в этом базисе на покупателя ложится обязанность по прохождению таможенных и сертификационных процедур в чужой стране. Продавец за это не отвечает. Например, вы купили тисовую доску в Италии, привезли ее в порт, а там обнаружилось, что у товара нет фитосанитарного сертификата. В итоге к перевозке груз не берут, а оформить сертификат может только резидент ЕС.
По этой причине российские предприниматели стараются не применять базис EXW в странах Европы. Чтобы вывезти коммерческий груз из страны, его нужно задекларировать — а в Евросоюзе это может сделать только резидент ЕС. Если вы хотите привезти товары, например, из Италии, а продавец предлагает вам EXW, то лучше отказаться. Или как минимум быть готовым заплатить таможенным брокерам-резидентам за оформление.
А вот для сделок с китайскими, корейскими и вьетнамскими партнерами базис вполне применим. Многие российские импортеры одежды и косметики приобретают товары не у одного поставщика, а сразу у нескольких — по всей Азии. В таком случае самовывоз даже удобен покупателю. Он может нанять транспортного агента, который заберет грузы у разных продавцов, соберет их на одном складе, проконтролирует прохождение таможни и отправит в Россию.
Тем не менее базис EXW — довольно сложный для импортера. При работе с ним заранее проверяйте транспортную доступность склада поставщика. Были ситуации, когда российские предприниматели не могли забрать товары из какой-нибудь испанской или итальянской глубинки из-за проблем с транспортом.
По моему опыту если продавец настаивает на базисе EXW, скорее всего, он не очень заинтересован в вас, как в покупателе. Фактически он самоустраняется от проблем с доставкой товара до границы или ближайшего транспортного хаба, а также от оформления документов для вывоза.
Использовать этот базис стоит, если цена контракта очень привлекательная, и вы уверены, что сможете самостоятельно организовать доставку.
Например, вы везете из Китая мягкие игрушки. Во внешнеторговом контракте прописано EXW Shenzhen China (Incoterms 2020). Это означает, что в стоимость включены только сами игрушки, а все остальное вам нужно организовывать и оплачивать самостоятельно. Таможенная стоимость, с которой будет взиматься таможенная пошлина и НДС, будет включать в себя:
Обязанности продавца: уплатить таможенные пошлины на вывоз, отгрузить товар перевозчику, которого указал покупатель, и зафиксировать передачу в транспортных документах.
Обязанности покупателя следующие:
Переход рисков от продавца к покупателю: когда товар передан перевозчику — уже после прохождения таможенных процедур на вывоз.
FCA — популярный базис: по моим наблюдениям он применяется в более чем половине сделок с автоперевозкой грузов. Здесь у продавца появляются кое-какие обязательства: как минимум покупателю не нужно общаться с иностранной таможней.
Этот базис подходит только для поставок по воде.
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар к борту судна покупателя.
Обязанности покупателя следующие:
Переход рисков от продавца к покупателю: при размещении груза на причале — вдоль борта судна.
Просто привезти и вывалить, например, тюки с чаем на причал нельзя, сейчас не 17 век. Поэтому при заключении контракта стороны договариваются, на каком контейнерном терминале будет размещен груз. Это необходимо, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика, где подхватить нужный контейнер.
Этот базис редко применяется в международных сделках. Он подразумевает, что продавец поставит контейнер с товаром не просто в порт, а прямо к борту конкретного судна, которое укажет покупатель. Это не так-то легко сделать: например, судно может задержаться по пути и не успеть к назначенному времени передачи груза. А привозить сильно заранее продавцу невыгодно: придется доплачивать за хранение груза в контейнерном терминале порта.
Как и FAS, этот базис применим, если груз перевозят по воде.
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить и погрузить товар на судно покупателя.
Переход рисков от продавца к покупателю: после того как груз попал на борт судна, это фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.
Коносамент — это специальный документ, который подтверждает, что морской или речной перевозчик получил груз и обязуется доставить его адресату.
Например, вы везете итальянскую керамическую плитку из Триеста в Новороссийск. В контракте с поставщиком прописано FOB Trieste Italy (Incoterms 2020). Цена контракта включает стоимость самой плитки и ее погрузки на корабль, а также таможенные расходы на вывоз груза из Италии.
Таможенная стоимость для российского импортера в этом случае включает:
Еще один исключительно «водный» базис.
Обязанности покупателя: разгрузить контейнеры с товаром, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: с момента размещения груза на судне.
Допустим, вы экспортируете партию сувенирных матрешек из Новороссийска на Кипр — базис поставки CFR Nicosia Cyprus (Incoterms 2020). Тогда в стоимость поставки уже включены ваши расходы на экспортные таможенные процедуры, перевозка матрешек в контейнере до порта Новороссийска, погрузка контейнера на судно и фрахт — доставка морем — до порта Никосия.
Это последний базис, который используется только при доставке водными видами транспорта. Всего таких базисов четыре:
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец разместил груз на судне в порту.
Этот базис отличается от предыдущего тем, что здесь у продавца появляется дополнительная обязанность — застраховать товар от повреждения, порчи или утраты. Если по пути с грузом что-то случится, то покупатель получит компенсацию от страховой компании.
После размещения груза на судне риски переходят на покупателя. Если груз затонет, потеряется, намокнет или получит повреждения, то вопросы со страховой компанией покупателю придется решать самостоятельно, без участия продавца.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.
Этот базис похож на предыдущий. Но если CIF подходил только для морских перевозок, то CIP применяют еще и при доставке по воздуху и по суше.
CIP и CIF — единственные правила, где продавец сам обязан застраховать груз. В остальных базисах этот вопрос не проясняется, а значит, его нужно согласовывать индивидуально в контракте.
Например, российская компания импортирует косметику из Австрии в Брянск на условиях СIP Bryansk Russia (Incoterms 2020). Тогда в стоимость контракта уже входит:
Примечательно, что в таможенную стоимость, с которой начисляются таможенные платежи, не будет входить стоимость провоза товара по территории ЕАЭС: от границы между Польшей и Беларусью до Брянска. Чтобы получить такую «скидку» от российской таможни, нужно запросить у продавца справку в свободной форме о составе транспортных расходов с разбивкой по территории ЕС и ЕАЭС.
Этот базис аналогичен CIP, за исключением одного условия: продавец не обязан страховать груз.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.
Российская компания везет галстуки на самолете из Милана. Базис поставки CPT Sheremetyevo Russia (Incoterms 2020). В сумму по контракту уже входит стоимость перелета из аэропорта Милана до Шереметьево и выгрузка товаров с борта.
Важный нюанс: базис CPT не обязывает продавца оплачивать и организовывать разгрузку. По идее, это должен делать покупатель. Но в авиаперевозках своя специфика: борт по прибытии выгружается, и стоимость этих работ уже заложена в тарифе на перевозку. Иначе самолеты неделями бы простаивали в ожидании, пока получатели оплатят разгрузку.
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: при передаче товара покупателю в пункте назначения.
DAP отличается от базиса CPT моментом перехода рисков. Если выбран CPT, то продавцу нужно только отгрузить товар перевозчику и оплатить доставку, а остальное — не его проблемы. А по условиям DAP продавец отвечает за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в выбранном пункте назначения.
Обязанности покупателя: оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: после того как продавец разгрузил и передал товар покупателю.
DPU — единственный базис, где предусмотрена обязанность продавца разгрузить товар в стране покупателя. Соответственно, если при разгрузке с товаром что-то случится, то отвечать будет продавец.
Например, вы поставляете в Польшу канцтовары. В контракте прописано условие DPU Warsaw, Poland (Incoterms 2020). Прежде чем подписывать контракт с таким базисом, нужно четко понимать, как вы собираетесь выгружать товар на складе в Варшаве. Если это вам не под силу, то лучше договоритесь о базисе DAP — он такой же, только без обязательства по разгрузке.
Обязанности покупателя: разгрузить и принять товар.
Переход рисков от продавца к покупателю: после передачи растаможенного груза покупателю.
По сути, это самый комфортный вариант для покупателя. Но обратите внимание: по условиям базиса выгрузка товара не входит в зону ответственности продавца, а вот уплата всех пошлин и таможенное декларирование — входит.
Кажется, что это удобно, если вы импортер. Но есть проблема: по российским законам иностранный партнер не может выступать декларантом и плательщиком таможенных платежей. Поэтому прежде чем писать, например, DDP Samara Russia (Incoterms 2020), уточните, как поставщик намерен проходить российскую таможню.
Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс
Как я уже рассказывал, продавец и покупатель вправе выбрать любой базис из любой версии Инкотермс.
DAT. Например, во многих контрактах на импорт встречается базис DAT из Инкотермс 2010. Он расшифровывается как Delivered at Terminal — поставка в терминал. В последней версии правил этот базис исчез, а вместо него появился DPU. В целом условия DAT и DPU аналогичны, а изменения внесены, чтобы дать продавцу и покупателю больше свободы в согласовании места передачи товара. Теперь его можно передать не только в конкретном терминале, но и вообще где угодно — хоть в поле.
DAF. Еще более древний базис, родом из Инкотермс 2000. Он расшифровывается как Delivered at Frontier — поставка до границы. В этом случае товар передается не в каком-то выбранном пункте, а именно на границе между странами и проходит таможенную очистку для вывоза. Особенно часто DAF применяется в автомобильных и железнодорожных перевозках. Этот базис очень удобен в части распределения зон ответственности.
Допустим, вы поставляете товар в Латвию по железной дороге. Тогда вы отвечаете за груз, пока он на территории вашей страны, и вы же оплачиваете таможенные процедуры по вывозу его из РФ. Как только вагон пересечет границу, например, России и Латвии, все обязательства с вас снимаются.
Какой базис выбрать покупателю
Стоимость контракта во многом зависит от базиса поставки. Например, если вы заключаете контракт на условиях самовывоза — базис EXW, — то продавец заложит в цену только стоимость товара. Остальные расходы на вас, но зато вы сможете регулировать их сумму в части страхования или перевозки: выбрать более дешевый вариант.
Если же покупать тот же самый товар, но при условии поставки под ключ — базисы DPU, DAP и DDP, — сумма в контракте будет выше.
Но импортер не может самостоятельно забрать товар из Китая, поэтому просит продавца привезти груз в Россию. Он соглашается, и стороны подписывают контракт на условиях, например, базиса DAP. Допустим, продавец готов организовать доставку за 60 000 Р — с учетом дополнительных расходов, в том числе на погрузку и оформление в китайской таможне.
Для новичков. Если вы только начинаете свой путь в международной торговле, то можно использовать базисы группы D: DAP и DPU. Так будет меньше проблем, потому что продавец организует почти все сам.
Минус здесь один: меньше простора для маневра. Вряд ли получится выбрать более дешевого перевозчика или более удачный маршрут, чтобы сэкономить. Продавец будет доставлять груз так, как удобнее ему, а не как дешевле для вас.
Обратите внимание: ни один базис не гарантирует защиту от всех проблем. Нельзя действовать наугад без понимания процессов: международная торговля — это не так-то просто.
Например, административный штраф за неправильное декларирование груза на таможне может достигать двукратной стоимости товаров и включать их конфискацию.
Если вы только начинаете импортировать, лучше привлечь экспертов, которые помогут правильно провести сделку, чем потерять миллионы из-за собственных ошибок.
Для уверенного импортера. Базисы EXW, FCA, FAS, FOB — без доставки от продавца — подойдут опытным импортерам, которые знают, как самостоятельно организовать транспортировку, выбрать оптимальный маршрут и сэкономить на этом. Используйте их, если разбираетесь в международной логистике, умеете страховать риски и четко представляете свои возможности.
При прохождении таможенного оформления на ввоз понадобится указать и документально подтвердить таможенную стоимость сделки. А эта стоимость включает и дополнительные расходы импортера, если они не учтены в контракте. Поэтому базисы группы Е, F и С требуют сбора большого числа договоров — на доставку, таможенное оформление, страхование, погрузку и разгрузку товаров.
Для тех, кто берет кредит под сделку. Банки любят, чтобы в стоимость контракта уже были включены все расходы: так прозрачнее и понятнее. Поэтому если вы планируете привезти товары из-за границы на заемные средства, скорее всего, кредитор попросит прописать в контракте базис DAP, DPU или DAT.
Осторожному импортеру. Базисы CIF и CIP предполагают разумное распределение рисков. Ответственность переходит к покупателю в момент, когда перевозчик забрал товар у продавца. И вроде бы это не очень хорошо, ведь еще предстоит путь из одной страны в другую — мало ли что случится. Но продавец за свой счет страхует товар: если что, страховая компания компенсирует убытки.
Какой базис выбрать продавцу
Производитель товара и экспортер — часто одна и та же компания. Чаще всего у них нет собственного отдела внешнеэкономической деятельности, который мог бы организовать поставки за границу. Поэтому для продавца предпочтительнее, чтобы покупатель сам организовал доставку и взял на себя как можно больше рисков.
Как мне кажется, оптимальная схема выглядит так: вы обеспечили таможенное оформление на экспорт и отгрузили товар перевозчику, которого выбрал покупатель. На этом ваши обязательства исполнены, а что будет с грузом дальше — вас уже не касается. Под этот сценарий подходят базисы: FOB — если доставка происходит по морю, FCA — в остальных случаях.
Если же хотите максимально облегчить работу зарубежному партнеру, то стоит выбрать вариант с CPT — груз застрахован и доставлен в согласованное место. Это универсальный базис, который применяется в авто-, авиа- и железнодорожных перевозках.
Инкотермс
Инкотермс – это международные правила в виде словаря, которые обеспечивают однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли.
Прежде всего, эти термины используются относительно франко — места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины являются стандартными условиями договоров международной купли-продажи. Эти термины заранее определяются в международном признанном документе, и используются в типовом договоре купли-продажи, который разработан Международной торговой палатой.
Основные принципы Инкотермс
Основные принципы, заложенные в терминах Инкотермс, заключаются в следующем:
распределение транспортных расходов по доставке товара между продавцом и покупателем. То есть определяются, какие расходы и до каких пор должен нести продавец, и какие, начиная с какого момента должен нести покупатель;
момент перехода рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза от продавца к покупателю.
дата поставки товара. То есть определяется момент фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя — например, транспортной организации. И поэтому с этой даты выявляется факт выполнения или невыполнения продавцом своих обязательств по срокам поставки.
Отметим, что в Инкотермс не прописаны правила перехода права собственности от продавца к покупателю, а также не установлены последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров.
Структура терминов сформирована в последовательности нарастания объёма обязанностей продавца в отношении базисных условий поставки.
Ключевое условие применения Инкотермс
Одно из ключевых условий применения Инкотермс: регулирование момента перехода права собственности должно быть урегулировано в контракте отдельно, желательно, чтобы с переходом права собственности совпадал переход к покупателю риска случайной гибели или риска повреждения товара.
Как расшифровываются понятия, используемые в Инкотермс 2010
«Грузоотправитель» – и человек, который передает товар для перевозки, и человек, заключающий договор с перевозчиком.
«Поставка» – применяется в Инкотермс в двух разных смыслах:
Применяется данный термин с целью определения момента выполнения продавцом обязательств по поставке.
Применяется данный термин по отношению к обязанности покупателя о получении либо принятии товара. Слово «поставка» в данном случае предполагает – продавец выполняет обязанности отгрузки товаров, покупатель должен товар принять.
«Сборы», подлежащие оплате, – относятся к сборам, представляющим собой обязательное следствие импорта как такового, подлежащие оплате по действующим правилам импорта.
В этих сборах могут включаться определенные расходы экспедиторов грузов и таможенных брокеров, если несущая данные обязательства сторона данную работу сама не выполняет.
«Порты», «Места», «Пункты» и «Помещения» – места, в которые требуется доставка товаров.
В терминах, которые предназначаются для применения лишь при морских перевозках, в числе которых FAS, FOB, CFR, CIF, DES и DEQ, применяются выражения «Порт назначения» и «Порт отгрузки».
Для всех прочих случаев применяется слово «Место».
Требуется в определенных случаях указание «Пункт» внутри места либо порта.
Там, где «Место» продавца выступает пунктом доставки, применяется выражение «Помещение продавца».
«Судно» и «Корабль» – применяются в терминах, которые предназначены для использования в морских перевозках, применяются выражения «Корабль» и «Судно» в качестве синонимов.
«Осмотр» и «Проверка»– применяется слово «Проверка» по отношению к обязательствам продавца осуществить доставку.
Слово «Осмотр» применяется к конкретному случаю, когда производится осмотр перед отгрузкой – чтобы убедиться в соответствии товара положениям договора, либо официальным условиям, перед отгрузкой товара.
Области действия терминов Инкотермс-2010
Классифицируются эти международные правила на 4 категории – E, F, C, D.
Принято обозначение терминов Инкотермс тремя буквами. Первой буквой обозначается самое важное, точка перехода обязательства по товару от продавца к покупателю. То есть, каждый определяемый термин является трёхбуквенной аббревиатурой, первая буква указывает на точку перехода обязательств и рисков от продавца к покупателю:
F – терминалы отправления основной перевозки, еще не оплачена основная перевозка;
C – терминалы прибытия основной перевозки, уже произведена оплата основной перевозки;
D – покупатель, подразумевается полноценная доставка.
Группа E
Группа Е – отгрузка, переход обязательств осуществляется у места отправки.
Продавец обязан передать товары покупателю непосредственно на предприятии-изготовителе, на своём складе. При этом таможенная очистка товара продавцом не производится. И кроме этого Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство;
EXW-торговый термин, означающий «самовывоз».
Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (например, складе или магазине).
Продавец не отвечает за погрузку товара на транспорт, все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению несёт покупатель.
Всегда употребляется с указанием местоположения продавца, например, EXW London.
Группа F
Группа F – основная перевозка не оплачена.
Переход обязательств происходит у терминалов отправления для основной перевозки.
Продавец принимает на себя обязательство поставить товар в распоряжение перевозчика, которого покупатель нанимает самостоятельно: FCA, FAS, FOB.
FCA («франко-перевозчик»). Этот термин всегда употребляется с указанием места поставки. Он означает, что продавец выполняет своё обязательство по поставке, когда поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте.
Если поставка происходит в помещениях продавца, то продавец несёт ответственность за погрузку. В любом другом месте продавец такой ответственности не несёт.
FAS («франко вдоль борта судна») – означает, что продавец несёт расходы по доставке в порт отправления.
Обязательства продавца по доставке товара считаются выполненными после того, как товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах (в согласованном порту отгрузки).
Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения.
Риски переходят в момент доставки на причал порта погрузки.
FOB (бесплатно на борт судна) — термин, использующийся для обозначения условий поставки груза, определения стороны, на которую ложатся расходы по транспортировке, и точки передачи ответственности за груз от продавца к покупателю.
Условия FOB предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно, расходы по доставке товара на борт ложатся на продавца.
Группа C
Группа C — основная перевозка оплачена продавцом.
Переход обязательств осуществляется у терминалов прибытия для основной перевозки.
Продавец принимает на себя обязательство заключить договор перевозки товара, но без принятия на себя риска его случайной гибели или повреждения товара: CFR, CIF, CPT, CIP.
CFR («стоимость и фрахт») – означает, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе – оплачивает пошлины).
Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя.
CIF («стоимость, страхование и фрахт») – означает, что обязательства продавца считаются выполненными, когда товар перешёл через поручни судна в порту отгрузки, а продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы, а также стоимость страховки для морских перевозок.
CPT («фрахт и перевозка оплачены до…») – международный торговый термин, который применяется по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные перевозки.
Продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику.
CIP («фрахт, перевозка и страхование оплачены до…») – международный торговый термин, который означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику.
Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения.
Ответственность продавца заканчивается после доставки товара перевозчику.
Если перевозчиков несколько, то ответственность заканчивается после доставки товара первому перевозчику.
Покупатель несёт все риски и любые дополнительные расходы, произошедшие после того, как товар был доставлен.
Группа D
Продавец несёт все расходы по доставке и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения: DAT, DAP, DDP.
DAT («поставка на терминале») — международный торговый термин, который может применяться при поставках любым видом транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта.
Он означает, что продавец осуществляет поставку товара в согласованный с покупателем терминал в поименованном порту или ином месте назначения.
Продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения.
«Терминалом» может быть любое место, например, причал, склад, контейнерный двор, авиа-, авто- или железнодорожный терминал. Продавец несет все риски, связанные с
доставкой и разгрузкой товара.
Сторонам рекомендуется наиболее точно определить терминал и, по возможности, определенный пункт на терминале, с доставкой товара на который обязательства продавца считаются выполненными.
DAP (от англ. Delivered At Point – «поставка в пункте») – международный торговый термин, который может применяться при поставках любым видом транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта.
Термин означает, что готовый к разгрузке товар передается покупателю на прибывшем транспортном средстве в согласованном месте назначения.
Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место.
Сторонам следует наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку риски до этого пункта несет продавец.
Продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. DAP требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза товара, если таковые применяются.
Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, в том числе, уплачивать импортные пошлины.
При намерении сторон возложить на продавца выполнение таможенных формальностей для ввоза, уплату любых импортных пошлин и выполнение иных таможенных формальностей для ввоза, целесообразно использование термина DDP.
DDP (от англ. Delivered, Duty Paid – «доставлено, пошлина оплачена») – термин употребляется с указанием места прибытия.
Он означает, что ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя.
Все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и прочее), ответственность за порчу и потерю товара до этого момента несёт продавец.
Он также несёт ответственность за таможенную очистку.
В договор могут быть добавлены положения, освобождающие продавца от оплаты отдельных дополнительных формальностей.
Различные редакции Инкотермс
Содержание Инкотермс в разных редакциях частично изменяется.
Так, например, в Инкотермс-2010 по сравнению с Инкотермс-2000 термин DAP введён вместо исключённых:
DES (доставка на борту судна в порту назначения);
DAF (доставка к границе); и
DDU (доставка в указанное место без таможенного оформления.
А взамен термина DEQ (доставка в порт) был введен более общий термин DAT.
Выводы
Действуют правила Инкотермс на международном уровне, приняты юридическими компаниями, коммерческими предприятиями и правительствами всего мира. Они означают толкование терминов, наиболее применимых в положениях международной торговли.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.