инновационный менеджмент что это такое
Инновационный менеджмент
В учебном пособии кратко излагается курс по управлению инновациями на предприятии. В нем раскрываются основные понятия инновационного менеджмента, классификация инноваций, технологии управления инновационным процессом, методы экспертизы и оценки рисков и эффективности инновационных проектов, рыночные технологии инновационного менеджмента. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», а также предпринимателей, работающих в сфере малого инновационного бизнеса, менеджеров, управляющих инновационными процессами на предприятиях.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный менеджмент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Инновационный менеджмент в системе наук об управлении: предмет, функции, проблематика
Сущность инновационного процесса. Инновационный процесс как объект управления. Содержание инновационной деятельности. Предмет инновационного менеджмента. Функции и методы инновационного менеджмента.
Инновационный процесс в экономической теории трактуется как система взаимосвязанных этапов, стадий, действий, процессов, воспроизводящих новое знание, трансформирующееся в результате активности хозяйствующих субъектов и экономических институтов в новую продукцию, услугу, форму организации и управления, и обладающих новизной, практическое применение которых в процессе их коммерциализации приносит прибыль и удовлетворяет новые общественные потребности.
Инновационный процесс интегрирует потенциал науки, техники, предпринимательства, он охватывает комплекс отношений между экономическими агентами, возникающий на различных стадиях воспроизводства инноваций — от возникновения идеи до превращения ее в материальный или нематериальный актив производства и коммерческой реализации инновации.
Как процесс осуществления инноваций он представляет собой совокупность выполненных в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.
Таким образом, инновационный процесс следует понимать как разработку новшеств, их материализацию, диффузионное распространение и использование на рынке в виде технологий, продуктов, услуг.
В условиях рыночной экономики большинство неудач с выведением инноваций на рынок связано с тем, что новшества возникают вначале как результат получения новых знаний, достижений науки и техники, а не идентификации их продуцентом потребностей экономики, рыночного спроса. Однако покупателям новшества — агентам рынка — необходимы не «новое знание», а новый конкурентный товар, приносящий прибыль.
Поэтому инновационный процесс должен начинаться с поиска (или создания) новых потребностей и затем генерации идей, на основании которых возможно создание инноваций, их коммерциализация и вывод на конкурентные рынки товаров и услуг. Эти задачи как раз и являются предметным полем инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент в системе наук об управлении, подобно любой другой науке, отличается прежде всего своим предметом и методами.
Предметом инновационного менеджмента как науки является процесс управления изменениями в технологическом базисе труда и производства и связанных с ними процессах обмена и потребления, в системе экономических и социальных институтов, обеспечивающих внедрение и продвижение инноваций на рынок.
Инновационный менеджмент охватывает все содержание процессов управления инновациями в организации (предприятии, фирме) или любой другой локализированной организационно-экономической системе (отрасли, производственном кластере, территориально-производственном комплексе, свободной экономической зоне и т. п.).
Выделяются два вида инновационного менеджмента — функциональный (оперативный) и стратегический.
Функциональный менеджмент сконцентрирован на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, ее внедрением, производством и коммерциализацией.
Стратегический менеджмент ориентирован на разработку и реализацию долгосрочных задач управления, планирование стратегий изменения в технологических и организационно-структурных подсистемах экономики в ответ на изменение внешней конкурентной среды, внешние вызовы и угрозы.
Объектом инновационного менеджмента выступают процессы качественного изменения технического базиса труда и производства институциональных, организационно-экономических и социальных технологий, т. е. совокупность мероприятий и форм деятельности, имеющих своей целью практическое использование новшеств и нововведений, их продвижение на рынок.
Инновационная деятельность по своей предметной форме включает научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, проектно-маркетинговую, внедренческую и организационно-управленческую деятельность, охватывая, таким образом, все фазы инновационного цикла.
В содержание понятия инновационного менеджмента следует также включать совокупность материально-вещественных и организационно-институциональных условий управленческой деятельности, а также кадровую, информационную составляющую, инфраструктуру ее поддержки.
В структуру основных компонентов инновационного процесса как объекта управления входят:
• результаты законченных исследований, опытно-конструкторских работ и иных научно-технических видов деятельности, выступающих в форме открытий, рационализаторских предложений, методик, инструментальных средств, маркетинговых технологий и т. п.;
• результаты трансформации научно-технической разработки в новый или усовершенствованный продукт и услугу, реализуемые на рынке;
• инфраструктура коммерциализации инноваций (внедренческие фирмы, венчурные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, страховые фонды и т. п.);
• результаты диффузии инноваций — распространение их в смежных отраслях производства и услуг, массовое освоение инноваций в отраслях производства и социальной сфере.
Таким образом, инновационный менеджмент как наука — это целостная система научных знаний о принципах, методах и формах управления инновационными процессами в организации или любой локальной социально-экономической или организационно-производственной системе.
В инновационном менеджменте используется вся совокупность научно-прикладных и инструментальных методов анализа и воздействия на внутреннюю и внешнюю среду организации — системный, структурно-функциональный, маркетинговый, процессный метод изменений по результатам, методы и инструментарий параметрических оценок эффективности управления, методы прогнозирования (метод Форсайта) и другие широко используемые в экономической науке методы анализа, оценки, мониторинга, планирования, прогнозирования и контроля.
Исходя из предмета (предметной области) и методов инновационного менеджмента функции инновационного менеджмента можно представить следующим образом:
• функция прогнозирования — разработка стратегий и приоритетов развития и роста организации, производства новых товаров и услуг, производственных, экономических и социальных технологий;
• функция планирования — разработка стратегий и мероприятий по экспансии в новые отрасли экономики, новые рынки, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг;
• функция адаптации к условиям внешней среды — анализ макроэкономической и рыночной конъюнктуры, поведения конкурентов, емкости рынков, объемов продаж и т. п., а также разработка на этой основе стратегий адаптации к изменениям внешних условий деятельности организации;
• функция модернизации внутренней среды — оценка конкурентных преимуществ, условий, факторов и методов повышения эффективности использования ресурсов и производственной базы организации в целях повышения ее конкурентоспособности на отраслевых рынках;
• функция мотивации корпоративной солидарности и поведения персонала — разработка мероприятий по повышению корпоративной ответственности и творческой активности персонала организации на всех уровнях иерархии управления;
• функция контроля — мониторинг выполнения миссии организации, роста стоимости ее бизнеса и конкурентоспособности на мировых, национальных и региональных рынках; осуществление контроля за исполнительской, технологической дисциплиной и качеством работ.
Основная, ключевая, задача инновационного менеджмента, таким образом, состоит в обеспечении разработки и реализации эффективных стратегий непрерывного обновления инновационных ресурсов организации, создании необходимых институциональных, организационно-экономических и социальных условий для поддержания высокой инновационной активности организации в производстве и коммерциализации продуктовых и услуговых инноваций, продвижения их на мировые конкурентные рынки.
Вопросы для закрепления материала
1. В чем сущность современной концепции инновационного менеджмента?
2. Каково содержание понятий «инновация», «инновационная деятельность»?
3. Как определяется предмет инновационного менеджмента?
4. Каковы функции инновационного менеджмента в управлении?
5. В чем особенности инновационного процесса как объекта управления?
Что такое инновационный менеджмент и как его использовать
Внедрение чего-то нового в бизнес-процессы считается деятельностью с высоким риском: инновация может повысить доход, а может привести к убыткам. Поэтому для повышения эффективности процессов стоит использовать так называемый инновационный
менеджмент — набор правил, техник и методов, которые помогают привнести в компанию что-то уникальное.
Что такое инновационный менеджмент
Трактовки терминов «инновационный менеджмент», «управление инновациями» разнятся:
В практическом смысле инновационный менеджмент — это управленческий процесс, в котором менеджер выявляет полезные инновации из всех идей, а затем организует и контролирует их внедрение в бизнес.
Виды инноваций
Возможные изменение в компании, которые стоит трактовать как инновации, перечислил экономист Йозеф Шумпетер:
Другую классификацию предлагает к.э.н Александр Шеметев. Он делит все инновации на три типа:
Улучшение существующих процессов в компании. Например, покупка новых моделей станков на производство.
Внедрение нового в компании. Допустим, организация занималась тиражированием DVD, а сейчас переформатировалась в облачный сервис, похожий на YouTube.
Создание новой идеи или технологический прорыв. Например, в свое время такой инновацией стало появление нанотехнологий.
Как внедрять инновации в бизнес
Причиной провала инноваций в компании могут послужить: длительность разработки, недостаточная степень координации действий, неготовность к риску, непонимание нужд конечного клиента, плохой отбор идей или неправильная их оценка, а также нехватка идей. Внедряя в свою компанию инновационный менеджмент, проанализируйте процессы и избегайте перечисленных факторов.
Создайте площадку для экспериментов. Марк Розин, президент «Экопси консалтинг», рекомендует не внедрять инновации сразу в действующие процессы. Он предлагает выделить ресурсы для экспериментов, создать условную тестовую площадку, на которой можно проверять гипотезы и делать выводы об инновациях безопасно для основного бизнеса. Организовать условный бизнес-инкубатор.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
Наймите творческих людей. Заниматься инновациями не смогут люди, которые привыкли работать с четкой организационной структурой и не хотят пробовать новое. Не стоит «ломать» таких специалистов — вместо этого сосредоточьтесь на поиске креативных менеджеров и работников, готовых экспериментировать. Будьте готовы к сложностям — они используют творческие способности, обладают сложным характером, ими трудно управлять и они не принимают традиционную иерархическую структуру. Но для экспериментов с инновациями это и не нужно.
Обозначьте границы экспериментов. Андрей Байков, директор онлайн-платформ корпорации Mars, предлагает заранее определиться, какие ресурсы вы готовы выделить на проверку инновационных гипотез, потому что порядка 70% инноваций не приносят ожидаемой прибыли.
Относитесь к инновациям как к веерным инвестициям — решите, сколько денег и времени вы готовы потратить, а затем смотрите на результаты и принимайте решение, продолжать тест или фиксировать убытки и закрывать направление.
Используйте идею из другого бизнеса. Эксперт по инновациям Пол Слоан, автор книги «Лидер-новатор», предлагает для начала взять чужую идею и попробовать внедрить ее в свою компанию. Например, так когда-то сделал Генри Форд — взял за основу производственную линию на мясокомбинате и внедрил ее в автомобильную промышленность. Тем самым значительно сократив время сборки и затраты на производство.
Спросите клиентов. Уточните у потребителей, чем бы они хотели дополнить ваш продукт или что их раздражает. Соберите повторяющиеся ответы и внедрите это как инновацию.
Еще можно не спрашивать клиентов, а наблюдать, как они пользуются вашим продуктом — это называют UI/UX-тестированием. Посмотрите, что они делают иначе, не так, как вы задумали? Например, в Heinz заметили, что люди хранят свои банки для соуса вверх дном, поэтому разработали перевернутую бутылку.
Примите неопределенность. Бизнес-эксперт Даниэль Керер рекомендует новаторам не забывать, что они работают с неопределенностью. В случае с внедрением чего-то кардинального нового невозможно с максимальной точностью спрогнозировать результат. Соответственно, любую инновационную деятельность нужно рассматривать как возможность проверить гипотезу.
Из-за неопределенности в инновационном менеджменте стоит избегать и полноценных технических заданий. Зачастую разработка таких ТЗ — это лишь способ потратить деньги и время — при создании и внедрении инновационного проекта всегда появляются новые факторы, которые требуют быстрых и гибких решений.
Попробуйте использовать гибкие методологии управления — например, Agile. В них вы сначала делаете так называемый минимально жизнеспособный продукт, который запускаете на рынок, затем собираете отзывы от первых покупателей и постепенно его дорабатываете.
Еще одна особенность гибких методологий — организационные процессы. В них нет дорожной карты, по которой нужно двигаться, но существует условная корзина, из которой команда еженедельно берет себе задачи. Цена ошибки снижается: если в случае с традиционным ТЗ вы поймете, что делаете что-то не то, придется переписывать весь план, то в Agile вам придется выбросить разве что результаты работы нескольких недель.
Коротко: инновационный менеджмент и методы по внедрению в компании
Больше об инновационном менеджменте можно узнать на нашем курсе. Посмотреть программу и зарегистрироваться → Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления
Инновационный менеджмент — его роль и функции на сегодня. Основные виды и методы
Инновационный менеджмент представляет собой систему управления инновационными отношениями и процессами.
Она основана на постоянном поиске новых идей, организации процессов, продвижении и реализации инноваций.
Сущность инновационного менеджмента
Если рассматривать в общем виде, то инновационный менеджмент это комплексная система по подготовке методов решений по развитию инновационного-технического потенциала страны целом и каждой компании в частности. Это одна из разновидностей общего менеджмента, при которой весь упор делается на инновационное техническое развитие. Можно сказать, что это своего рода совокупность знаний и систем по современному менеджменту о методиках развития эффективных инноваций в будущем.
Инновационный менеджмент это механизмы хозяйственного воздействия направленные создание, продвижение и реализацию инноваций, а также на деловые отношения между производителями, покупателями и прочими. Такое воздействие происходит благодаря некоторым особым приемам и стратегиям управления. В тандеме все эти стратегии и приемы составляют механизм управления. Это и есть инновационный менеджмент.
Этапы развития инновационного менеджмента
Принято выделять четыре основных этапа развития инновационного менеджмента:
Основные черты инновационного менеджмента
Отличить инновационный менеджмент можно по следующему списку критериев:
В качестве субъектов управления могут выступать как группа квалифицированных специалистов (маркетологи, финансисты и прочие) так и отдельно взятый менеджер способный взять на себя такую ответственность. Главная задача заключается в том, чтобы при использовании методов и способов управленческого воздействия проводить такое управление объектом которое наверняка приведет к исполнению поставленной задачи.
Под объектами управления имеются ввиду непосредственно инновации (новейшие методики (например, чат-боты), продукты и прочее), новые процессы, а также все отношения между частниками рынка инноваций (продавцы, посредники, покупатели).
И наконец, третий элемент, относящийся к данной разновидности менеджмента это информация или соответствующий продукт.
Функции инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент отвечает за некоторые функции, определяющие создание управленческой структуры. Принято разделять две основные разновидности инновационного менеджмента
Функции управленческого субъекта
К основным функциям субъекта можно отнести:
Функция рискованных финансовых вкладов представляет собой вложение в венчурное финансирование инвестиций на рынке. Вкладывать средства в новый продукт или услугу, в особенности, если такого еще не было на рынке это всегда большой риск. По этой причине практически всегда инвестирование происходит через специальные венчурные фонды.
Прогнозирование в инновационном менеджменте
Под прогнозом принято понимать обоснованные суждения о вероятных состояниях объекта в будущем, о различных путях развития и сроках. Если говорить именно о систему управления, то это предплановая разработка моделей развития управленческого объекта. Все критерии, такие как объемы работ, сроки, характеристики и прочее являются лишь вероятными и допускают внесение корректировок.
Основной целью прогнозирования является получение вариаций развития критериев качества, затрат и прочих элементов при использовании стратегических планов и исследований, а также разработки всей системы менеджмента. К основным задачам прогнозирования мы можем отнести:
Если рассматривать октановые принципы управления, которые могут быть применены в инновационном менеджменте, то это будут:
Все эти принципы были актуальны раньше и не теряют своей актуальности и на данный момент.
Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.
Укрупненно инновации могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.
Задачи инновационного менеджмента
и использование всего нового
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Инновационный менеджмент» в других словарях:
Инновационный менеджмент — процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и … Словарь бизнес-терминов
инновационный менеджмент — 3.1.20 инновационный менеджмент: Взаимосвязанный комплекс действий, нацеленных на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54147-2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 54147 2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа: 3.3.17 активы (asset): Все, что имеет ценность для организации. Определения термина из разных документов: активы 3.2.62 анализ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Инновационный процесс — Инновационный процесс это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Укрупнённо инновационный процесс можно… … Википедия
Инновационный потенциал — Инновационный потенциал описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов. Для удобства анализа инновационного потенциала проекты располагают в порядке убывания эффективности, эффекты и затраты… … Википедия
Менеджмент инновационный — Инновационный менеджмент совокупность принципов, методов, средств и форм управления инновационным процессом в целях повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций. Источник: Решение Совета глав правительств СНГ О… … Официальная терминология
менеджмент — 3.2. менеджмент: По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6). Источник: ГОСТ Р 1.4 2004: Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Инновационный проект — проект, содержащий технико экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности. Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта,… … Википедия
менеджмент риска — 2.22 менеджмент риска (risk management): Полный процесс идентификации, контроля, устранения или уменьшения последствий опасных событий, которые могут оказать влияние на ресурсы информационно телекоммуникационных технологий. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
менеджмент качества — 3.2.8 менеджмент качества (quality management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (3.3.1) применительно к качеству (3.1.1). Примечание Руководство и управление применительно к качеству обычно включает в себя… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Кто такой менеджер по инновациям
И почему эта профессия очень востребована.
Менеджер по инновациям — это человек, который помогает компаниям внедрять современные технологии. Он работает на два фронта: с одной стороны, оптимизирует процессы внутри компании, с другой — помогает сделать продукты компании более современными и классными.
Какие такие инновации
Раньше инновации были нужны только высокотехнологичным компаниям. Но сейчас инновационным стало всё на свете. Школам и университетам в прошлом году пришлось быстро перейти на дистанционный режим — это пример инновации. Банкам нужны инновационные финансовые продукты, на производстве требуются промышленные инновации, в агроиндустрии и медицине внедряют биотехнологии: менеджер по инновациям помогает, например, перейти на биотопливо с дизельного.
С точки зрения бизнеса инновации делятся на две большие группы: направленные на внутренние процессы и направленные на продукт.
Инновации во внутренних процессах — это современный документооборот, внедрение биометрии, аналитика данных клиентов.
Инновации в продукте — это всё то, чем смогут пользоваться клиенты. Например, есть банк, а у него есть приложение. Инновациями здесь будут функции автоматического считывания документов, чат-бот, распознавание клиента по лицу и так далее.
Журналист. Сотрудничала с The Village, «Т—Ж» и VC.
Чем занимается менеджер
Профессия новая, поэтому разные компании называют её по-своему. Чаще встречаются названия «руководитель инновационной деятельности», «руководитель проектов», а иногда даже «аналитик». Бывает, что компании ищут продуктового менеджера или менеджера проекта, но ждут, что они будут внедрять инновации.
В разных компаниях у менеджеров по инновациям могут быть абсолютно разные задачи. В целом эта работа делится на несколько частей:
Некоторые компании берут отдельного человека для каждого этапа, тогда формируется целая команда по инновациям. Если ресурсов в компании немного, то всем перечисленным занимается один человек.
Особенности профессии
Менеджеру по инновациям необходимо техническое образование. Если менеджер не разбирается в том, что именно он собирается внедрять, грош цена всей его работе. Но ещё важны классические менеджерские навыки.
Нужно понимать экономические процессы в компании, знать ситуацию на рынках, уметь руководить разнопрофильными специалистами.
Инновационные менеджеры часто объединяются в команды по два-три человека для ведения одного пилотного проекта, потому что одному обычно не хватает профильных знаний в каких-то важных областях. Команду подбирают так, чтобы знания менеджеров дополняли друг друга: если кому-то недостаёт понимания «начинки», ему на подмогу придёт более осведомлённый о технологиях коллега, а третий человек поддержит процесс административно или операционно. Вместе работать над проектом эффективнее и быстрее.
Типичные задачи и требования
Менеджеру по инновациям поручают самые разные задачи: от выбора направления для инновационного развития компании до курирования самого проекта. Менеджер понимает, какие процессы происходят на разных этапах создания продукта или услуги. Условно задачи делятся по четырём направлениям:
Какими навыками нужно владеть
Неполный список навыков и знаний выглядит так.
Где нужны специалисты
Специалистов по инновациям ищут самые разные компании, не только технологические: от IT до девелопмента. Чаще такие менеджеры нужны в сфере B2C: банкинге, ретейле, телекоме. Эти отрасли сильно зависят от потребительского поведения, а инновации помогают им удерживаться на рынке и увеличивать прибыль.
Менеджеры по инновациям есть, например, в РЖД, Сбере, X5 Retail Group, SPLAT, Danone, «Северстали».
Зарплата и развитие карьеры
В крупных корпорациях менеджер по инновациям начинает с работы проектного менеджера. Он руководит внедрением пилотных проектов. Перед менеджером стоят задачи по достижению KPI, количеству запусков и успешно реализованных проектов, экономической эффективности пилотов.
Менеджера по инновациям в стартапе лучше описать как менеджера по развитию продукта. Даже на направлениях по инновационному менеджменту в университетах набор дисциплин часто такой же, как на программах по управлению продуктом. В этом случае менеджер отвечает за разработку и доработку продукта.
Внутри инновационного менеджмента тоже можно выбрать свой путь. Например, специализироваться на отдельной функции: проектном менеджменте, аналитике, маркетинге или коммуникациях с каким-то подразделением.
В марте 2021 на HeadHunter соискателям предлагают зарплату от 75 до 255 тысяч рублей.
С чего начать
Есть три классических варианта начала карьеры менеджера по инновациям.
Первый путь: есть профессионал с базовым техническим или естественно-научным образованием — например, инженер, айтишник, экономист или физик. Он становится менеджером по инновациям и прокачивается в маркетинге, продажах, коммуникациях, получает дополнительное менеджерское образование (или сначала прокачивается, а потом становится). Это классический путь.
Второй путь: менеджеры, у которых нет специальных знаний о предмете, занимаясь маркетингом или рекламой продукта, осваивают технологии производства и начинают заниматься инновациями.
Третий путь: человек сразу получает образование менеджера по инновациям и начинает работать по специальности. Так быстрее, но специальные программы только-только начали появляться в российских вузах.
Где этому научиться
Базовое высшее образование менеджера по инновациям может быть любым. Ценится техническое — МФТИ, МГТУ имени Баумана. Менеджеру по инновациям не помешает дополнительное образование: магистратура по инновационному менеджменту или второе высшее по специальности управление. Например, в Государственном университете управления есть программа магистратуры «Управление инновационным развитием бизнеса».