иноагент что это значит
Что означает статус иностранного агента в России
Пост по возможности нейтральный, без каких-либо оценочных суждений. Просто факты и выдержки из закона.
Кто такие иностранные агенты в России?
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (иностранное средство массовой информации), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, независимо от их организационно-правовой формы, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Таким образом, СМИ-иноагентом может быть признана любая зарубежная организация или группа людей (структура без образования юридического лица), если она не финансируется исключительно на российские деньги, не запятнанные иностранным участием. Получило издание деньги от
И, наконец, в 2019 году вводится понятие физического лица, выполняющего функции иноагента:
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
Акционистка, феминистка и художница Дарья Апахончич*** рассказала “Ъ”, что слышала про закон о «физлицах-иноагентах», но «в подробности не вдавалась». «Попадание в этот реестр для меня стало неожиданностью,— сказала она.— Как я поняла, чтобы туда попасть, нужен блог и какие-то деньги из-за границы. Ну вот я получала гонорары за свои зарубежные концерты — последний раз из Финляндии, например».
Господин Камалягин*** предполагает, что причиной стало его сотрудничество в качестве внештатного автора с изданием «Север. Реалии»**: «Я писал колонки, получал гонорары на персональную карточку, но все это было весной или летом»
https://www.kommersant.ru/doc/4636998
Что обязаны делать иностранные агенты?
Одновременно с введение понятия физлица-иноагента у СМИ-иноагентов (как организаций. так и физлиц) появилась обязанность в течение месяца учредить юридическое лицо в России и уведомить об этом «уполномоченный орган». После этого у них появляется обязанность:
= Предоставление в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов – один раз в полгода;
= Предоставление в уполномоченный орган документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, – ежеквартально;
= Предоставление в уполномоченный орган аудиторского заключения – ежегодно;
размещение в Интернете или предоставление СМИ для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган – один раз в полгода;
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
= Указание должно быть размещено в начале каждого материала: под заголовком или сразу перед текстом, если заголовка нет.
= Размер шрифта, которым напечатано это указание, должен быть вдвое больше, чем размер шрифта материала.
= Цвет пометки должен быть контрастным фону.
= Пометку нельзя накладывать на изображение или текст материала.
= Если это аудио- или видеоматериал: длительность пометки — не менее 15 секунд.
Какое наказание предусмотрено за несоблюдение этих законов?
И ещё один момент. Заметили звёздочки возле некоторых имён и названий организаций? Расшифровка звёздочек в конце поста (пролистайте), а здесь поясняю.
С 5 апреля этого года за отсутствие таковой пометки при упоминании иноагентов в соответствии со статьёй 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» на граждан может быть наложен штраф в размере 2000-2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Вот что должны делать иностранные агенты по российским законам, а не просто «повесить пометку на сайт».
* соответствующая организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента
** соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента
*** соответствующее лицо является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Как российское законодательство регулирует работу иноагентов
Кто такие иноагенты
Это понятие появилось в законодательстве в 2012 году, изменения были внесены в Закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан.
Смотрите также
Вячеслав Володин назвал проявлением двойных стандартов призыв Великобритании отменить закон об иноагентах
Согласно закону, финансируемые из‑за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте России в качестве «иностранных агентов». Позже Министерство юстиции получило право самостоятельно включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов». Однако предусматривается, что решение о включении НКО в реестр «иностранных агентов» может быть обжаловано в суде.
При этом в действующем законодательстве оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного, животного мира. А также благотворительная деятельность.
А отдельный гражданин может считаться иноагентом?
Да, позднее законодательство было усовершенствовано, и в случае, если физическое лицо в интересах иностранного СМИ-иноагента создает и распространяет для широкого круга лиц текстовые, аудио- и видеоматериалы, получая при этом поддержку из‑за рубежа, оно может быть признано иноагентом. При этом поддержка может быть финансовой, материальной или организационно-методической.
Такие граждане обязаны подать уведомление о включении их в перечень иностранных агентов, а затем раз в полгода предоставлять отчет о своей деятельности и о тратах зарубежных средств.
Физлица, выполняющие функции иноагентов, до прекращения своей деятельности как иностранный агент не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.
Помимо этого, иноагентами могут быть объявлены общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридических лиц и получающих при этом иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности.
И НКО, и физлица должны отчитываться о своей деятельности.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, ежегодно представляют в Минюст аудиторское заключение и отчет о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов, а также ежеквартально — документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Кроме того, НКО-иноагенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчеты о своей деятельности.
По аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, установлен уведомительный порядок учета общественных объединений. На них возлагается обязанность ежеквартально информировать уполномоченный орган об объеме и целях получаемого иностранного финансирования и его фактическом расходовании.
Кроме того, иноагенты должны сопровождать публикуемые материалы, в том числе в СМИ, c указанием на то, что они произведены иноагентом. При этом требование не затрагивает блогеров и иных пользователей социальных сетей.
Распространение в СМИ или интернете информации об НКО-иноагентах или физлицах-иноагентах без указания, что данная организация или гражданин включены в соответствующий реестр, наказывается штрафами:
Нарушение общественным объединением, получающим финансирование на осуществление политической деятельности из‑за рубежа и не зарегистрированным как юрлицо, порядка предоставления сведений о своей деятельности получит предупреждение или штраф:
В свою очередь, физическое лицо – иноагент за аналогичное нарушение может отделаться предупреждением либо заплатить штраф от 30 до 50 тыс. руб.
Неуказание физлицом – иноагентом своего статуса карается штрафом от 10 до 30 тыс. руб.
Производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, различных материалов и их распространение без соответствующей маркировки влечет штраф:
В свою очередь, для отдельных членов такого объединения, не указавшего маркировки, что материалы произведены иноагентом, штраф составит 5 тыс. руб.
Штрафы для НКО-иноагентов за распространение материалов без маркировки составят до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
За злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО-иноагентов, предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Аналогичные наказания предлагается установить за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ-иноагента или учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иноагента.
За неподачу заявления о включении в список иноагентов или непредоставление отчетов о деятельности, в случае если ранее уже применялась административная ответственность, лица могут быть приговорены к аналогичному штрафу и обязательным, а также к принудительным работам на срок до пяти лет либо лишению свободы на тот же срок.
Проект «иноагенты» как преступление против России?
Усиливающийся у нас в последнее время антиконституционный цензурный контроль не остановил, а, напротив, обострил и активизировал спор о том кого следует и кого не следует считать иноагентом. Продолжается судебный фарс над «Мемориалом*», хотя сотни тысяч граждан уже подписали обращения в его защиту. Скоро мы узнаем – каково будет решение суда. Недавнее заседание Совета по правам человека также высказало президенту рекомендации по корректировке закона об иноагентах.
Однако, я изначально уверен — если машина «криво-судия» временно остановится и притормозит рассмотрение дел, через некоторое время, в подходящий момент, силовики в мантиях наверняка продолжат и тихо завершат свою расправу.
Существующая политическая система несовместима со свободным гражданским обществом. И пока она сохраняется, жизненно необходимые нормальной стране легальные гражданские структуры будут целенаправленно разрушаться, лишая режим последних остатков легитимности. Поэтому мне представляется, что на волне широкого возмущения и протеста пора «поднять планку» несогласия! Необходимо поставить более глубокий и более основательный вопрос, пора от «защиты Мемориала*» перейти к теме – отказ и запрет всего проекта «иноагент».
Начну с очевидного – русское государство, как и все другие страны, с момента своего формирования использовало и опиралось на опыт ближних и дальних соседей. Веру мы приняли у христиан из Греции и Константинополя, умением управлять с нами поделились приславшие Рюрика варяги, отмечаемый поныне «День русской письменности» — это дань уважения просветителям из Солоник Кириллу и Мефодию… Так продолжалось тысячу лет, причем даже пресловутые «большевики» не сами придумали марксизм, правда, именно Ленин его чудовищно изуродовал и фальсифицировал…
Напомню древнюю аксиому – сильная система всегда открыта для дискуссии, для новых идей и учений. Несостоятельность, напротив, выражается в закрытости, в запрете на контакты и дискуссии. Из сказанного со всей очевидностью вытекает — попытка восстановить над Россией старый «железный занавес» с новой надписью «иноагент» по своему антиинтеллектуальному и антигосударственному уровню напоминает советско-тоталитарную дикость. Закрытый от всего мира СССР распался 30 лет назад. Понятно, что повторение нового враждебного и болезненного удара по нашей стране совершенно неприемлемо и недопустимо!
«Иноагент» — другая грань проблемы.
В военное время, как известно, в экстремальных ситуациях огонь, порой, приходилось открывать «по площадям», уничтожая все живое без разбора, включая и собственных разведчиков, осознанно вызывающих огонь на себя.
А что происходит у нас сегодня, в мирное время? Новым нынче является то, что любой россиянин, получивший поддержку из любого зарубежного фонда, из любого иностранного государства может быть объявлен врагом народа. Иными словами, по мнению властей, весь окружающий мир – это опасный противник! Но такой подход, на самом деле, свидетельствует не о враждебности внешнего мира, а о несостоятельности руководителей, которые никому не могут доверять и, которые, фактически, признают – у них просто нет друзей и нет единомышленников!
В какой безумной и властной голове возникло решение позволяющее сегодня, в мирное время, без какого-либо разбора, мести и сметать всех под одну гребенку? Кто принял недопустимое решение, которое уже привело к закрытию ряда гражданских и благотворительных объединений, в частности тех, которые помогали больным детям, и не только детям? Способна ли нынешняя власть остановить трагический абсурд и беспредел?
Еще один аргумент против «агентов». Всем очевидно, что иноагентами никогда не объявляют коррупционеров и деморализованных чиновников (они для власти свои, близкие и родные). Таковыми объявляют только тех, кто честен, принципиален, кто смело стоит в полный рост. Иноагент – это тот, кто не согласен с политикой властей и у кого есть несгибаемые моральные принципы. В пикеты в защиту «иноагентов» выходят многие люди за рубежом, и в России. Добавлю, что никто никогда не выходил с их осуждением.
Сказанное доказывает — «борьба» с иноагентами – пример антигосударственной политики, дискредитирующей нашу страну. Режим санкций вытеснил власть на маргиналии внешней политики и международных отношений, исключил Россию из «восьмерки», сделал режим «нерукопожатным». Ну а внутри страны красные линии отделили тех, кого преследуют, т.е. тех, кто прав и с кем общество солидарно от тех, кто, вопреки морали и здравому смыслу, осуществляет преследования. На стороне власти остались только «пропагандисты на ставке», не имеющие в обществе никакого авторитета.
Сегодня как повторение вчера или И дольше века длится день. Захват власти большевиками и развязывание гражданской войны привели к бегству из Совка более двух миллионов человек, четверть россиян из-за предательского Брестского мира, как бы автоматически, оказалась на территории оторванной от России. Миллионы соотечественников скрывались во внутренней эмиграции – в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах. Особо значимых несогласных Ленин затолкал на «философский пароход» и изгнал из России, превратившейся в «советскую».
Проект «иностранный агент» — это новый извод старой и преступной политики изгнания с Родины, изгнания тех, кого Родина считает лучшими. Объяснять это власти – все равно что ломиться в открытую дверь. Они это прекрасно понимают. Надежда на то, что все большее количество людей будет правильно понимать происходящее и делать должные выводы.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.
Что меняется в законодательстве об иноагентах?
Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в законодательство в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности. Они были подготовлены депутатами – членами Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России во главе с ее Председателем Василием Пискаревым
Кто такие «иностранные агенты»?
Это понятие появилось в законодательстве в 2012 году, изменения были внесены в Закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан.
А отдельный гражданин может считаться иноагентом?
Да, позднее законодательство было усовершенствовано, и в случае, если физическое лицо в интересах иностранного СМИ-иноагента создает и распространяет для широкого круга лиц текстовые, аудио- и видеоматериалы, получая при этом поддержку из‑за рубежа, оно может быть признано иноагентом.
При этом по итогам работы Комиссии стало очевидно, что эта норма нуждается в совершенствовании, пояснил Василий Пискарев, потому и был разработан и принят новый закон. В соответствии с ним «физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, может быть признан гражданин, в том числе иностранец, который осуществляет на территории РФ в интересах другого государства […] политическую деятельность […], и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности РФ», — сказано в законе. При этом такой гражданин должен получать на свою деятельность поддержку из‑за рубежа – финансовую, материальную или организационно-методическую.
Какие для них вводятся обязанности?
Такие граждане обязаны подать уведомление о включении их в перечень иностранных агентов, а затем раз в полгода предоставлять отчет о своей деятельности и о тратах зарубежных средств.
Физлица, выполняющие функции иноагентов, до прекращения своей деятельности как иностранный агент не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.
Кроме того, распространение ими информации о политической деятельности, в том числе через СМИ, должно соответствующим образом маркироваться.
Что еще меняется в законе?
Одобренными ГД поправками, по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, установить уведомительный порядок учета общественных объединений, функционирующих на территории РФ без госрегистрации и получающих при этом иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности.
Сведения, содержащиеся в представляемых уведомлениях, составят реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. На общественные объединения, включенные в указанный реестр, возлагается обязанность ежеквартально информировать уполномоченный орган об объеме и целях получаемого иностранного финансирования и его фактическом расходовании.
Материалы, издаваемые или распространяемые таким общественным объединением, в том числе с использованием средств массовой информации, должны будут сопровождаться указанием на то, что они произведены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента.
Уточняется понятие политической деятельности. По словам Василия Пискарева, «предлагается прямо в данном законопроекте записать», что относится к политической деятельности, «чтобы не было расширительного толкования, двоякого толкования, чтобы было понятно, что такое «политическая деятельность».
Кроме того, предлагается исключить из законопроекта норму, которая запрещает НКО-иноагентам входить в состав общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
Обязанность маркировать информацию об иноагенте распространяется только на СМИ и никак не затрагивает блогеров или пользователей соцсетей.
Почему изменения необходимы?
Закон направлен на усиление безопасности и защиту суверенитета России. «Предлагая пакет поправок, мы говорим: получаете деньги на вашу политическую деятельность из‑за рубежа — пожалуйста, зарегистрируйтесь в качестве иностранного агента и работайте, но при этом информируйте государственные органы и граждан России о том, в интересах какого государства вы действуете, какие политические мероприятия и акции планируете и проводите, как тратите деньги, выданные иностранными спонсорами», — подчеркивает Василий Пискарев.
Парламентарий напомнил, что этот закон соответствует мировой практике и содержит аналогичные нормы, которые есть в законодательстве других стран. «Законопроект как раз и является результатом исполнения конституционных положений о защите суверенитета РФ и недопущения вмешательства во внутренние дела нашего государства», — сказал Василий Пискарев.