иноческий постриг в женском монастыре что это

Каким женщинам в старые времена и сейчас отказывают в монашестве

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Иногда в жизни человека бывают ситуации, когда единственным способом избавиться от груза проблем и суеты становится уход в монастырь. Как правило, такой вариант выбирают те, кто устал от переживаний и хочет обрести тихую гавань вдалеке от шумного города. Некоторые идут в монастырь с целью обрести душевную гармонию. Женщины более склонны к таким эмоциональным решениям. Однако, ни в коем случае не стоит идти на подобные меры из-за эмоций. Лучше все хорошенько обдумать и решить, что для вас лучше. А в данном обзоре мы рассмотрим, как происходит постриг в монахини и в каком случае женщине, желающей принять монашеские обеты, могут отказать в постриге сегодня.

Что такое монашество?

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Под монашеством подразумевается целый образ жизни, посвященный Богу. У священнослужителей постриг в монахи считается своеобразным крещением, которое помогает человеку переродится заново и обновить свою душу. При совершении пострига человек должен отказаться от своего земного мира и перейти в свой святой ангельский образ. Сама процедура проведения этого священного действия очень символична. Человек должен дать Богу пожизненные обеты. А Бог должен помочь ему справиться со своими душевными переживаниями.

Основные этапы

Как происходит постриг в монахини? Прежде необходимо пройти целый период испытаний. Существует три основных этапа перехода в монашество:

Трудник

Любой верующий христианин, который хочет выполнять какую-то работу в монастыре, может стать трудником. Такие люди совершенно не обязаны потом становиться монахами. Им разрешено иметь семью и заводить детей. Кроме того, они могут официально заключить трудовой договор с монастырем и даже получать заработную плату. Если трудник проживает в монастыре, он должен соблюдать устав и чтить традиции.

Кандидатки в монахини

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Женщина, которая хочет стать монахиней, после поступление в монастырь считается кандидаткой в послушницы. Она проходит подготовку к постригу, знакомится с уставом и принимает окончательное решение о том, подходит ли ей такая жизнь. Длительность периода подготовки определяется для каждого человека индивидуально настоятельницей и старшими сестрами. Если после испытательного срока желание остаться в обители у женщины остается, она становится послушницей. Настоятельница должна подготовить прошение на имя архиерея. Как только будет получено благословение епархиального начальства, на сестру одевают подрясник и полуаполстольник. После этого она официально считается послушницей монастыря.

Типы пострига

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

В современной православной церкви выделяют три типа пострига в монахи:

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше типов.

Рясофор

При постриге в рясофор кандидатка в монахини должна не менее трех лет прожить в обители. В случае, если кандидатка страдает неизлечимым заболеванием, срок может быть уменьшен. В этом случае настоятельница может подать ходатайство о постриге раньше положенного времени. Священнодействие включает в себя чтение молитв, пострижение волос крестом, переменой или оставлением имени, отсутствием обетов и облачением в рясу. Хотя обеты во время пострига не произносятся, выступление на ионический путь считается обязательством чистого жития перед Богом. Можно считать, что рясофор – это своеобразная подготовка к монашескому постригу. Женщина после него может зваться инокиней, рясофорной послушнице или рясофорной монахиней.

Малая схима или мантия

Пострижение в мантию или малую схиму можно считать началом монашества. Именно на этом этапе кандидат дает обеты Богу. Он полностью отрекается от внешнего мира, получает новое имя и облачается в монашеские одежды. Обычно пострижение в малую схиму осуществляется после рясофора. Но на практике встречаются различные варианты. Иногда рясофор пропускают и сразу проводят малую схиму. Есть случаи, когда верующий сразу принимает великую схиму без получения предшествующих знаний. Здесь все строго индивидуально, и подбирается в зависимости от личных качеств и предрасположенностей человека.

Великая схима

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Пострижение в великую схиму представляет собой очень торжественную и серьезную процедуру. Послушнику снова дается новое имя. В одеянии кандидатки появляются куколь с аналавом и великий параман. После пострижения монахиню называют схимницей. Обычно в православной церкви в великую схиму постригают тяжелобольных и престарелых людей. Совершать таинство может правящий архиерей или высшие чины духовенства с его благословения.

Особенности монашеского пострига

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Пострижение в монахини считается символом послушания Богу. Это таинство официально не входит в перечень семи таинств, которые современные священники считают вторым крещением. Считается, что настоящее монашество зарождается с момента пострига в малую схиму. Данное священнодействие должно производится торжественно и занимает достаточно много времени. Начинается оно исполнение тропаря из недели о блудном сыне. Кандидатка в послушницы должна проползти на животе в длинной белой рубахе из притвора храма в его центр. Там она должна остаться лежать с распростертыми руками. Это действо должно символизировать монашество как путь плача и покаяния. После этого игумен обращается к кандидаткам с речью и подает им знак встать. Он должен задать ряд вопросов и предупредить о том, что данные ими обеты будут приняты Христом и Божьей Матерью.

Обеты

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Во время пострига послушницы дают следующие обеты:

После принятия этих обетов, игумен произносит поучение о сути монашеской жизни. После этого на голову постригаемой кладется книга и читается молитва о наставлении и вразумлении. Лицо, производящее постриг, считается духовником монахини. После обетов послушница должна трижды подать ножницы игумену, которые он намеренно бросает на пол. Эта процедура символизирует добровольность пострига. После этого послушнице крестообразно стригут волосы. В этот момент она впервые слышит свое новое имя.

Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Существует ряд формальностей, о которых следует знать кандидаткам в послушницы. Прежде, чем принять обеты, необходимо решить все семейные, имущественные и юридические формальности. Женатых мужчин и замужних женщин не принимают в монашество. Если человек состоит в благополучных семейных отношениях и при этом желает уйти в монастырь, любой священнослужитель во время разговора скажет ему, что делать этого не стоит. Одиноким женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, также лучше отложить постриг в монахини. Вести детей за собой в монастырь неправильно, поскольку монашество является исключительно добровольным выбором каждого человека. Постриг обычно разрешается женщинам только после достижения возраста 30 лет. При этом если она все-таки решает оставить миру несовершеннолетних детей, необходимо предоставить свидетельство об опеке.

Источник

Постриг монашеский

По́стриг мона́шеский – обряд посвя­ще­ния в мона­ше­ство, при кото­ром постри­га­е­мый дает Богу пожиз­нен­ные обеты и к испол­не­нию их полу­чает дар содей­ству­ю­щей Боже­ствен­ной бла­го­дати.

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Суще­ствует три сте­пени мона­ше­ства – рясо­фор, мантия (малая схима) и схима (вели­кая схима).

Постриг в рясо­фор совер­ша­ется чте­нием опре­де­лен­ных молитв и кре­сто­об­раз­ным постри­же­нием волос, при этом имя или меня­ется на новое, или же остав­ля­ется преж­ним. Постри­га­е­мый обетов не про­из­но­сит, но само его по сво­бод­ной воле вступ­ле­ние на мона­ше­ский путь явля­ется выра­жен­ным обе­ща­нием Богу непо­роч­ного ино­че­ского жития. Ново­по­стри­жен­ный обла­ча­ется в рясу и клобук (отсюда – «рясо­фор») и име­ну­ется «рясо­фор­ным мона­хом», «иноком».

При постриге в малую схиму, или в мантию, постри­га­е­мый дает Богу обеты без­бра­чия, послу­ша­ния (насто­я­телю и братии) и нес­тя­жа­ния. С постри­же­нием волос ему наре­ка­ется новое имя, он обла­ча­ется в мона­ше­ские одежды и име­ну­ется ман­тий­ным мона­хом, или просто «мона­хом».

После­до­ва­ние пострига в вели­кую схиму в глав­ном похоже на чин постри­же­ния в мантию, но отли­ча­ется боль­шей тор­же­ствен­но­стью и стро­го­стью. Постри­га­е­мому дается новое имя, он обла­ча­ется в схим­ни­че­скую одежду – т.н. схиму (куколь) и име­ну­ется «схи­мо­на­хом», «схим­ни­ком».

Совер­ши­те­лем пострига может быть только иерей-монах (иеро­мо­нах, игумен, архи­манд­рит), полу­чив­ший бла­го­сло­ве­ние пра­вя­щего в епар­хии архи­ерея, или сам архи­ерей. В мона­стыре постриг совер­шает насто­я­тель (по согла­со­ва­нию с пра­вя­щим архи­ереем), или, в особых слу­чаях, кто-либо иной, с его бла­го­сло­ве­ния.

Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий: «Духов­ное дей­ствие Божией бла­го­дати в душе совер­ша­ется вели­ким дол­го­тер­пе­нием, пре­муд­ро­стью и таин­ствен­ным смот­ре­нием ума, когда и чело­век с вели­ким тер­пе­нием под­ви­за­ется в про­дол­же­ние вре­мени и целых лет. И дело бла­го­дати тогда уже ока­зы­ва­ется в нем совер­шен­ным, когда сво­бод­ное про­из­во­ле­ние его, по мно­го­крат­ном испы­та­нии, ока­жется бла­го­угод­ным Духу, и с тече­нием вре­мени пока­жет опыт­ность и тер­пе­ние» (Духов­ные беседы. Беседа 9.1).

Постри­же­ние

Постри­же­ние всегда было одним из основ­ных рели­ги­оз­ных обря­дов: сим­во­лом послу­ша­ния и жертвы. С неза­па­мят­ных времен люди чув­ство­вали в воло­сах нали­чие «маны», сосре­до­то­че­ние в них силы и энер­гии чело­века. При­ме­ром может слу­жить биб­лей­ское повест­во­ва­ние о Сам­соне. Но даже в наше время кое-что от этой веры сохра­ня­ется в посто­ян­ной оза­бо­чен­но­сти людей по поводу своих волос и при­че­сок. Они оста­ются выра­же­нием, сим­во­лом чело­ве­че­ской кра­соты, сим­во­лом наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти (напри­мер, стиль при­че­сок «Афро»), даже сим­во­лом неко­то­рых глу­бо­ких пато­ло­ги­че­ских откло­не­ний в чело­веке. Короче говоря, суще­ствует «тайна волос» как одного из основ­ных средств само­вы­ра­же­ния, само­утвер­жде­ния и харак­тер­но­сти. Поэтому хри­сти­ан­ский обряд постри­же­ния волос (кото­рый, помимо чино­по­сле­до­ва­ния кре­ще­ния, встре­ча­ется в постри­же­нии в мона­ше­ский чин и в посвя­ще­нии в чтецы, т. е. в члены клира) не должен рас­смат­ри­ваться как один из многих других «освя­щен­ных древ­но­стью» обря­дов, совер­ша­е­мых неиз­вестно почему и при­ни­ма­е­мых в каче­стве неотъ­ем­ле­мой части нашего «насле­дия». В Церкви все всегда дей­стви­тель­ное, насто­я­щее. Каждый сим­во­ли­че­ский акт сим­во­ли­чен именно потому, что он являет саму Реаль­ность, те глу­бо­чай­шие и «неиз­ре­чен­ные» ее пласты, с кото­рыми мы обща­емся посред­ством сим­во­лов и обря­дов. После­кре­щаль­ное «постри­же­ние власов» начи­на­ется тор­же­ствен­ной молит­вой, кото­рая под­во­дит итоги зна­че­нию таин­ства: вос­ста­нов­ле­ние чело­века как самого совер­шен­ного, самого пре­крас­ного Божьего тво­ре­ния. Как будто Цер­ковь, совер­шив работу по вос­ста­нов­ле­нию, смот­рит на чело­века и вос­кли­цает радостно и лику­юще: как ты пре­кра­сен! Вла­дыко Гос­поди Боже наш, иже обра­зом Твоим почти­вый чело­века, от души сло­вес­ныя и тела бла­го­леп­наго устро­и­вый его: яко да тело служит сло­вес­ной души: главу убо на высо­чай­ших поло­жи­вый, и в ней мно­жай­шая чувств водру­зи­вый… власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно наса­ди­вый, да всеми бла­го­да­рит Тя Изрядно художннка… Чело­век есть образ Боже­ствен­ной неиз­ре­чен­ной славы и кра­соты, и созер­цать чело­ве­че­скую кра­соту и радо­ваться ей – значит воз­но­сить бла­го­да­ре­ние Самому Богу. Как и все в мире сем, кра­сота была затем­нена, уни­жена, иска­ле­чена, пре­вра­щена в падшую кра­соту. И неко­то­рые склонны просто-напро­сто отка­заться от нее как от дья­воль­ского иску­ше­ния. Однако не таково вос­при­я­тие кра­соты Цер­ко­вью. Несмотря на всю ее дегра­да­цию, кра­сота всегда оста­ется боже­ствен­ной как Божий знак и печать на тво­ре­нии. Чело­век пре­кра­сен, и он должен быть вос­ста­нов­лен в своей кра­соте, должен воз­ра­до­ваться этой кра­соте и воз­не­сти бла­го­да­ре­ние Богу за нее, как это сделал святой еги­пет­ский монах, по чистоте сердца уви­дев­ший боже­ствен­ную кра­соту даже в блуд­нице. В нашем падшем мире путь к вос­ста­нов­ле­нию боже­ствен­ной кра­соты лежит через послу­ша­ние и жертву. И таким обра­зом, жизнь начи­на­ется с при­не­се­ния жертвы Богу, т. е. с при­не­се­ния Ему с радо­стью и бла­го­дар­но­стью того, что в этом мире стало сим­во­лом чело­ве­че­ской падшей кра­соты. Таков смысл после­кре­щаль­ного постри­же­ния волос: это первая сво­бод­ная и радост­ная жертва чело­века Богу. Осо­бенно «точным» и живым это зна­че­ние ста­но­вится при кре­ще­нии мла­ден­цев: дей­стви­тельно, ребе­нок, не может пред­ло­жить Богу ничего дру­гого, и поэтому мы отре­заем у него несколько скуд­ных воло­си­нок с головы! Слав­ное уни­чи­же­ние: начало един­ственно истин­ного пути к насто­я­щей кра­соте, радо­сти и пол­ноте жизни…

Источник

Беседа с сестрами об иноческом и монашеском постригах

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, Матушка Ксения провела с сестрами обители беседу о иноческом и монашеском постриге, основываясь на изложении этих вопросов в проекте «Положения о монастырях и монашествующих».

Кто такие иноки, что значит постриг в малую схиму, в чем сходство и различие внутреннего устроения инокини, поднявшейся на первую ступень монашества, и мантийной монахини, принесшей пред Господом невозвратимые обещания, разбирала Матушка с сестрами.

В Русской Православной Церкви первая степень, первая ступень монашества – это иноческий постриг. Иночество, иначе рясофор, (досл. с греч. – носящий рясу). Иноческий постриг совершается над послушницами, прожившими в обители не менее трех лет, как установлено в «Положении о монастырях и монашествующих».

Следующая ступень – мантийный постриг (малая схима). Постригаемая в малую схиму дает обеты послушания, нестяжания и целомудрия, отрекается от мира, а также обещает пребывать в монастыре в постничестве до последнего издыхания, соблюдать монастырский устав, терпеть все скорби «Царствия ради Небесного».

Инокиня и мантийная монахиня. В чем различия? Что общее?

Отличия внешние – в одежде, носят, безусловно, второстепенный характер. Принадлежность облачения мантийной монахини – мантия, а также невидимый постороннему глазу параман, отсутствуют в облачении инокини.

По существу постриг иноческий отличается от монашеского обетами.

То есть уже ясно — в молитвах на пострижение говорится об ангельском житии новопостриженной и о том, что она изведена из мира, избавил ее Господь «от суетнаго мирскаго жития», а если избавил, то возвращение к этому житию это уже грех перед Богом и недопустимо для инокини. И безнаказанным такой шаг для инокини, в отличие от послушницы, остаться не может.

Как мы видим, чин иноческого пострига можно рассматривать как некоторое обязательство которое принимает на себя новопостриженная, обязательство «невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах», о чем будущая инокиня свидетельствует и в предваряющей постриг беседе с игуменией обители.

Иноческий постриг совершаемый с пострижением волос и переменой имени также дает основание относить рясофоров к монашествующим. «Чрез отнятие же и пострижение волос [постригаемый] приносит Господу, как жертву, начатки от тела: ибо всего себя приносит и посвящает Христу, и отверг всё излишнее и мирское» (блаженный Симеон Солунский).

Далее в беседе Матушка остановилась на рассмотрении внутреннего, душевного устроения инокини, стоящей на начальной ступении монашества, и монахини, постриженной в мантию.

Сестры делились своим пониманием этого вопроса, говорили о монашеском молитвенном правиле, о духовных качествах, о том, что благодаря растущему опыту, монахиня приходит к осознанию собственного ничтожества, к смирению, то есть о том, что духовный опыт монахини, превосходит внутренний навык инокини, делающей первые шаги в монашеской жизни.

Матушка отметила, что действительно, можно согласиться с тем, что монахиня должна быть более искусной в духовном делании, за плечами у нее появляется некий багаж духовного делания.

Подтверждением этому служит и то, что в монастырях обычно постригают последовательно — сначала в рясофор, а затем в мантию. Мантийный постриг сейчас разрешен только по достижении 30-летнего возраста.

Иногда случается так, как это произошло в нашей возрождающейся обители — первые сестры приняли сразу монашеский постриг. Но это возможно в связи с тем, что обитель была только что создана.

Не только духовным опытом, искусом по своему устроению монахиня отличается от инокини. Матушка поделилась с сестрами своим видением этого вопроса.

Инокиня находится на стадии подготовки к принятию монашеского пострига. И этот период ученичества, период подготовки к некоему событию неизменно присутствует в жизни каждой инокини. Совершив какой-то неблаговидный поступок, она задает себе вопрос — «какая я буду монахиня, готова ли я к монашеству, готова ли я к тому, чтобы быть постриженной в мантию?». Я все время себя укоряла и признавала негодной к монашескому житию.

Монахиня более глубоко, чем инокиня, осознает ту ответственность, которая на ней лежит, более глубоко переживает свое падение, свой грех, потому что на ней уже лежит бремя обетов. Все согрешения монахини есть нарушение обетов, данных Господу, и поэтому ее переживания гораздо глубже и гораздо тяжелее чем переживания инокини.

О монашеских доспехах Матушка пообещала поговорить в одной из следующих бесед.

Источник

Иноческий постриг в женском монастыре что это

иноческий постриг в женском монастыре что это. иноческий постриг в женском монастыре что это фото. картинка иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть фото иноческий постриг в женском монастыре что это. смотреть картинку иноческий постриг в женском монастыре что это.

Здесь следует уточнить, что в Валаамском монастыре существует своя традиция. Послушник, по истечении времени, может стать «рясофорным», с правом ношения рясы и камилавки. А первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук.

В Древней Руси монахов (чернецов) называли более привычным славянскому слуху словом «инок». Слово «инок» – славянская калька с греческого (инок от инъ – один, монах от моно – один). Но язык не терпит неточности: не могло существовать два слова, называющих одно и то же. Так со временем значения слов разошлись. Слово «инок» в России стало означать первую, подготовительную ступень монашества для тех, кто уже приготовился отречься от мира (и иногда получает новое имя), но еще не дал главные монашеские обеты. А словом «монах» именуется следующая ступень, постриг в малую схиму с принятием монашеских обетов.

Постриг в иночество предполагает, что кандидат успешно прошел послушнический искус. Хотя итог окончания «испытательного срока» может быть разным. В «Положении» даются рекомендации для тех, кто справился с искусом, к постригу либо в иночество, либо сразу в монашество (в малую схиму). Для тех же, кто испытания не прошел, предлагается либо продлить срок еще на год, на два, на пять или десять – Богу виднее, либо удалиться из монастыря.

Двукратный Поместный Собор Константинопольской Церкви (861 года) определяет «стандарт» иноческого искуса: «Никого не сподобляти монашеского образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им для испытания, явит их способными и достойными такового жития». Практика Валаамского монастыря показывает, что стандартных историй не бывает. Трехлетний период и сегодня на Валааме считается минимальным для испытания намерения кандидатов. Например, пятеро братьев, принимавших в Великий пост 2018 года иноческий постриг, прошли послушнический искус от пяти до десяти лет.

Игумен от имени Духовного собора обители предлагает кандидатам иноческий постриг по достижении определенной степени духовной чистоты и уверенности, твердости в выборе монашеского жизненного пути. Так что привычные в миру требования вроде послужного списка или привлекательного резюме здесь не имеют значения. Главное – духовное преуспеяние будущего монаха, совлечение ветхого человека.

Важно понимать, постриги в иночество, малую или Великую схиму, не означают присвоение особого «почётного» статуса. В «Положении о монастырях и монашествующих» особо указывается: «Принимающему малую схиму следует сознавать, что постриг не предполагает привилегированного положения в обители». Это же касается и будущих иноков. Давая обеты, новоиспеченный инок или монах становится не господином, но слугой – Богу и людям. Обет послушания заключается в отсечении своей воли и следовании воле Божией, которая открывается через добровольное послушание Игумену и всей братии.

Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий разъясняет: «Почитайте чин монашеского пострига: о чем говорит Игумен кандидату? О том, что он теперь будет жить в покое и достатке, в душевном комфорте, все будут его любить, о нем заботиться? Нет, он говорит о другом. Что будет терпеть досады, укоризны, поношения, скорби. Монашество – это не путь комфортного общежития, где всем хорошо, всё устроено. Это путь добровольного мученичества. Уже на этапе послушничества человек должен это понимать. С другой стороны, Игумен монастыря должен относиться к послушнику как к своему духовному чаду или брату».

Особое отношение к монахам, инокам со стороны мирян может быть только в том, что «монахи, тщательно исполняющие свое призвание, должны являться нравственными ориентирами для православных христиан и всех людей, и стремиться к этому».

Подробнее об этом пишет преподобный Исаак Сирин в «Словах подвижнических»: «Инок во всем своем облике и во всех делах своих должен быть назидательным образцом для всякого, кто его видит, чтобы, по причине многих его добродетелей, сияющих подобно лучам, и враги истины, смотря на него, даже нехотя сознавались, что у христиан есть твердая и непоколебимая надежда спасения, и отовсюду стекались к нему, как к действительному прибежищу, и чтобы оттого рог Церкви возвысился бы на врагов ее».

Последование пострига в иночество предписывает Игумену тщательно расспросить кандидата, добровольно ли он принимает такое решение? Хорошо ли обдумал его? Готов ли нести ответственность? В ставропигиальных монастырях, Священноигуменом которых является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, все готовящиеся к иноческому и монашескому постригу должны пройти еще и собеседование с Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, который от лица Предстоятеля Русской Православной Церкви еще раз проверяет готовность к принятию решения.

Так что постриг в иноки для будущего монаха – это первое по-настоящему ответственное решение. С этого момента инок обещает Игумену обители оставаться здесь навсегда, до самой смерти. И в этом начинается уподобление будущего монаха Христу. Как Бог уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил. 2:7), так свободный прежде человек становится «рабом монастыря». Причем, делает он это добровольно. Без принуждения или в силу обстоятельств. Действительно, серьезное решение!

В таком добровольном рабстве нет ни мрачной трагедии, ни унижения. Человек, с мирской точки зрения, не отказывается от гражданства, свободы личности, индивидуальности. Только эти социальные и «гуманистические» понятия теряют для него привлекательность. Отдавая себя Христу, инок вместо собственного, личного обретает всеобщее: «Монах тот, кто почитает себя сущим со всеми и в каждом видит себя самого» (преподобный Нил Синайский «Слово о молитве»). Он взамен «индивидуальности» получает, по слову Господа, совершенство.

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16:24–25).

О кресте также говорит Игумен Валаамского монастыря владыка Панкратий: «Любая обитель, любой монастырь, любой монашеский путь – это путь креста, путь на Голгофу. Неважно, какие будут скорби, какого рода. Но Господь не оставляет, если ради Него терпит человек. Когда же претерпишь всё, “радуйся, – рече Господь, – мзда твоя многа на небеси” – так сказано в чине монашеского пострига. Но не только на Небе, здесь уже познаёт истинный монах благодать Божию, неизреченную радость близости Бога. Иначе и не стали бы иноки жить в монастырях и терпеть ради Христа многие искушения и скорби».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *