иногда бог разрушает твои планы потому что

ЗАЧЕМ БОГ РАЗРУШИЛ МОИ ПЛАНЫ?

Я с теми, кто вышел строить и месть
В сплошной лихорадке буден.
Отечество славлю, которое есть,
Но трижды – которое будет.
Я планов наших люблю громадьё,
Размаха шаги саженьи.
Я радуюсь маршу, которым идем
В работу и в сраженья.

В.В. Маяковский («Хорошо!», 1927)

«От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день».

Соломон (Притчи 20:24; 27:1, X в. до Р.Х.)

Д ва дня назад мне пришлось второй раз за последние полтора года сдавать билеты в запланированный заранее и при этом неблизкий путь. Это опять произошло в день предполагаемого выезда, соответственно с определенными финансовыми потерями. С поездкой вновь было связано много ожиданий. К ней снова было много приготовлений. И она вновь не состоялась. Кроме того, оба этих долгожданных несостоявшихся путешествия объединяет то, что сорвались они по обстоятельствам, которые принято называть «семейными».

В полне осознаю, что времени для осмысления произошедшего прошло слишком мало хотя бы потому, что я продолжаю находиться в пока неразрешенной ситуации. Мысли в такое время действительно как скакуны и чаще всего бывают сыроватыми. Очень может быть, что весьма скоро эти строки сам автор станет воспринимать, как анекдотическое, специально обожженное по краям, письмо солдата, начинающееся словами: «Мама, пишу тебе из горящего танка».

И все же. Убежавший от меня сон высвободил время, чтобы изложить мысли меня-сегодняшнего – мне-завтрашнему. А может быть, мое расследование по горящим следам пригодится кому-нибудь из тех, кому не всегда легко находить оптимальный баланс между планированием и осознанием своей человеческой ограниченности.

Н а память без особого напряжения приходят слова известных песен от «Мечты сбываются и не сбываются» до «Я прийшов – тебе нема» и устойчивые словосочетания вроде «несбыточных планов» и «незапланированной беременности».

А если говорить более серьезно, то следует отметить, что крушение планов – это мощный потенциальный источник внутренних конфликтов, кризиса веры, ропота и ожесточения.

С другой стороны, те же самые обстоятельства могут оказаться катализатором духовного обновления и возможностью выхода на новый уровень отношений с суверенным Вседержителем. Стоит добавить, что в земных условиях даже в жизни отпетого педанта подобные ситуации могут скрываться почти за каждым углом.

П ланирование необходимо. Для большинства мыслящих и целеустремленных людей данный постулат является аксиомой. Еще Конфуций говорил: «Кто не изведает далеких дум, тот не избегнет близких огорчений». Весело живущий от сессии до сессии студент-заочник, который в очередной раз имеет на экзамене бледный вид, – одно из самых простых тому доказательств.

Сегодня существует масса книг, тренингов и семинаров по таким дисциплинам как лидерство, менеджмент или управление финансами. Основная их суть – умение планировать свое время и правильно использовать другие ресурсы. Там также вырабатывают навыки целеполагания, а затем наглядно объясняют, что для достижения успеха необходимо усердно работать, терпеливо двигаясь в нужном направлении.

И менно в практике самодисциплины раскрываются личности, способные повести за собой и добиться максимальной эффективности. Однако в обезбоженном виде эта модель начинает производить деятельных строителей Вавилонских башен и предприимчиво-безрассудных богачей из притчи Иисуса. Апостол Иаков обвиняет таких «бизнесменов» в самонадеянности и тщеславии, из-за того, что они забыли, что человек предполагает, а Бог располагает (см. Иак. 4:13-17).

П очему же периодически наши планы разбиваются в клочья, если существуют аксиома планирования и закон сеяния и жатвы? Дело в том, что почти для каждого закона существуют исключения. Такие явления как сюрприз, форс-мажор или стихийное бедствие есть разные варианты таких исключений. В искаженной грехом вселенной неожиданностей стало значительно больше, чем было задумано изначально.

П омните, по словам булгаковского Воланда, – человек смертен, а самое печальное, что иногда он внезапно смертен. И даже не знает, что будет делать сегодня вечером. Всякий раз, когда безрассудные и самоуверенные люди вроде председателя МАССОЛИТА Берлиоза или поэта Ивана Бездомного увлекаются гордыней, забывая к своим увлекательным планам добавлять «если Бог позволит», всемогущее Провидение в нужный момент вновь смешивает языки строителей Вавилонских башен и безвременно отнимает жизнь у самонадеянных богачей.

А иногда и отрезает им головы. Трамваем. Или отнимает разум. Михаил Булгаков и Клайв Льюис тысячу раз правы, когда художественно описывают, как тогда злорадно хохочут над безмерной человеческой глупостью бесы.

К огда Владимир Маяковский писал: «Я планов наших люблю громадьё», он и представить себе не мог, каким крахом закончится 70-летнее советское пленение России и иже с нею, этот бесчеловечный эксперимент на людях.

К стати будет сказано, что даже Советский Союз развалился не только по причине безмерно разгулявшегося людского тщеславия. Советская система руководства в отличие от западной базировалась не на деловых отношениях и стремлении к эффективности. Краеугольный камень тоталитарной системы – управляемость. По мнению многих аналитиков, цепная реакция развала СССР началась с кризиса управления и стратегического планирования. Брежневский застой обернулся горбачевской «катастройкой». Вот яркая иллюстрация тупиковости человеческой мудрости.

О чередная утопия себя не оправдала, поскольку вновь не учла фактора ограниченности и порочности людей вместе с Божьим правом вето на все наши решения. А ведь в том же самом произведении «Хорошо!» Маяковский обмолвился, что «мы только мошки, мы ждем кормежки». Как все запутано порой в человеческом разуме! Поэтому «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Пр. 3:5). В этой связи фраза «Хочешь насмешить Бога – расскажи Ему о своих планах» – не лишена смысла.

П орой, увидев лишь насмешливый хвост ускользнувшей мечты, человек впадает в крайность отчаяния. Александр Деркач очень метко раскрыл это состояние:

«Б ессмысленны все планы.
Вперед загадываю я на целый век,
Но то, что будет завтра
Или даже через час со мной – не знаю.
Случай – слепой безумец с бритвою в руке –
Играет мной, и вся судьба моя –
Случайностей нелепых цепь.
Не от моих забот меняется она,
А от того, как выпадают кости…»

Т акое отчаяние лишено всякого упования на Бога, а нелогичность его фатальности в том, что весь суд вынесен на основании исключения из существующих законов. Поэтому, немного придя в себя, человек начинает напоминать себе:

«М ир полн сообразности и красоты,
И тайных связей между явлениями.
И каждому событию есть своя причина,
И у каждой причины есть свой Закон.
Если я не в состоянии его постичь,
Это еще не означает, что он не существует».

К ак же научиться выдерживать здравый баланс между планированием и готовностью к сюрпризам Бога? Во-первых, недопустимо своими творческими планами теснить исключительный суверенитет Господа. Точно так же как человек не сотворил себя, он не может сохранить себя, простить себя, актуализировать свои планы и надежды. Не случайно Слово Божье методично напоминает об этом всякому человеку.

«К то надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Пр.28:26). «Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Пр.16:1). «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23).

В о-вторых, меня всегда особенно привлекала апостольская духовная проницательность, стопроцентно умеющая определять, что в одном случае запланированное путешествие сорвано Богом, а в другом – кознями дьявола. Ведь только в таком случае можно безошибочно отреагировать: смириться или противостать верою. Если же у кого из нас недостает мудрости, да просит, нимало не сомневаясь: «Боже! Дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, дай мне мужество изменить то, что могу и мудрость отличить одно от другого. Аминь».

П роверено на себе – молитва о душевном покое работает как универсальное средство. И работает она хотя бы потому, что настраивает молящегося правильно реагировать как на осуществляемые планы, так и на неожиданные явления человеческой жизни вплоть до трагедий. А в критической ситуации обнаруживаются порой удивительные вещи.

Например, у заклятого трудоголика может появиться масса времени, чтобы оторваться от суетной круговерти и призадуматься о сыновнем долге или других подлинных ценностях. И человек обнаруживает, что от произошедшей внезапно встряски и остановки он не потерял, а наоборот приобрел. Горячая молитва в трудную минуту – это смирение перед Господним всеведением и целеустремленное упование.

Т акую молитву следует использовать не только в реабилитационных центрах и на группах Анонимных алкоголиков, где она и так весьма популярна. Эти золотые слова неплохо бы учить наизусть людям чересчур деятельным и гиперактивным. Вялому же и меланхоличному человеку могу предложить вариант молитвенной подачи своих планов на рассмотрение Богу уже упомянутого нами А. Деркача.

И так, мои очередные планы разрушены. И вместо увлекательного путешествия я превратился в медбрата, который в очередной раз в перерывах между своими основными обязанностями философствует и пытается богословски осмыслить происходящее.

Т ем не менее, могу с уверенностью отметить, что сожаление о проваленных планах было без особых внутренних сложностей покрыто пониманием правильности выбора. Я благодарен Богу за ту ответственность, которую Он возложил на меня, как на мужа и отца. Думаю, именно эти благодарность и ответственность помогают мне в нужную минуту достаточно быстро сказать себе: «Когда-нибудь в следующий раз» и переключиться на форс-мажорные обстоятельства.

Т ем временем вопрос «Зачем?» остается открытым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *