иногда кажется что россия предназначена

Апология сумасшедшего: 7 цитат из сочинений Петра Чаадаева

Русский философ-западник о государстве, патриотизме и народе

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 — 1856) был одним из наиболее влиятельных русских мыслителей XIX века. Родоначальник западничества в отечественной философии, в своих трудах он жестко критиковал российскую действительность, православие, невежество и культурную отсталость страны. За свои сочинения Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим, а его книги запретили печатать на территории Российской империи.

Центральными произведениями в его творчестве стали «Философические письма» (именно из-за них он и попал в опалу) и последовавшая за ними «Апология сумасшедшего». В этих трактатах Петр Яковлевич противопоставил русским устоям и традиционным ценностям (по словам автора, «пережиткам прошлого») прогресс и европейскую просвещенность. Эти труды оказали огромное влияние на развитие отечественной философской мысли и породили многовековой спор между «западниками» и «славянофилами», который продолжается и в наши дни.

Мы отобрали 10 цитат из этих сочинений.

О России

Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать.

Наше могущество держит в трепете мир, наша держава занимает пятую часть земного шара, но всем этим, надо сознаться, мы обязаны только энергичной воле наших государей, которой содействовали физические условия страны, обитаемой нами. Обделанные, отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом, только в силу покорности стали мы великим народом. Просмотрите от начала до конца наши летописи, — вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли.

Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, — вот печальная история нашей юности.

О патриотизме

Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине.

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать.

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.

О народе

В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в интеллектуальном порядке.

Источник

Петр Чаадаев как первый русский оппозиционер

иногда кажется что россия предназначена. иногда кажется что россия предназначена фото. картинка иногда кажется что россия предназначена. смотреть фото иногда кажется что россия предназначена. смотреть картинку иногда кажется что россия предназначена.

Выходец из семьи автора 7-томной «Истории Российской от древнейших времен» Михаила Щербатова, Петр Яковлевич Чаадаев был рожден для блестящей государственной карьеры. До войны 1812 года он в течение 4 лет посещал лекции в Московском университете, где успел сдружиться с несколькими представителями набиравших силу тайных обществ, будущими участниками декабристского движения – Николаем Тургеневым и Иваном Якушкиным. Чаадаев активно участвовал в боевых действиях против Наполеона, сражался при Бородине, под Тарутино и Малоярославцем (за что был награжден орденом Святой Анны), принимал участие во взятии Парижа. После войны этот «храбрый обстрелянный офицер, испытанный в трех исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях» (так охарактеризовал его современник) познакомился с 17-летним Александром Пушкиным, на взгляды которого оказал существенное влияние. В 1817 году он поступил на военную службу в Семеновский полк, а уже спустя год вышел в отставку. Причиной такого скоропалительного решения стало жесткое подавление восстания 1-ого батальона лейб-гвардии, участникам которого Чаадаев очень сочувствовал. Внезапное решение подававшего надежды молодого 23-летнего офицера вызвало немалый скандал в высшем обществе: его поступок объясняли то опозданием к императору с докладом о случившемся бунте, то содержанием беседы с царем, которая вызвала у Чаадаева гневную отповедь. Однако, биограф философа М.О. Гершензон, ссылаясь на достоверные письменные источники, приводит такое объяснение от первого лица: «Я счёл более забавным пренебречь этою милостию, нежели добиваться её. Мне было приятно выказать пренебрежение людям, пренебрегающим всеми… Мне ещё приятнее в этом случае видеть злобу высокомерного глупца».

Как бы то ни было Чаадаев уходит со службы в статусе одного из самых известных персонажей эпохи, завидного жениха и главного светского денди. Один из современников философа вспоминал, что «при нём как-то нельзя, неловко было отдаваться ежедневной пошлости. При его появлении всякий как-то невольно нравственно и умственно осматривался, прибирался и охорашивался». Авторитетнейший историк русской культуры Ю.М. Лотман, характеризуя особенности публичного франтовства Чаадаева, замечал: «Область экстравагантности его одежды заключалась в дерзком отсутствии экстравагантности». Причем в отличие от другого знаменитого английского денди – лорда Байрона, русский философ предпочитал во внешнем виде сдержанный минимализм и даже пуризм. Такое нарочитое пренебрежение модными тенденциями очень выгодно выделяло его среди других современников, в частности, славянофилов, ассоциирующих свой костюм с идеологическими установками (показательное ношение бороды, рекомендация носить дамам сарафаны). Однако, общая установка на звание своеобразного «трендсеттера», образца публичного имиджа, роднила образ Чаадаева с его заграничными коллегами-денди.

иногда кажется что россия предназначена. иногда кажется что россия предназначена фото. картинка иногда кажется что россия предназначена. смотреть фото иногда кажется что россия предназначена. смотреть картинку иногда кажется что россия предназначена.

Петр Яковлевич Чаадаев в молодости

В 1823 году Чаадаев отправляется на лечение за границу, причем еще до отъезда он составляет дарственную на свое имущество двум братьям, явно намереваясь не возвращаться на родину. Два ближайшие года он проведет то в Лондоне, то в Париже, то в Риме или Милане. Вероятно, именно в ходе этого своего путешествия по Европе Чаадаев знакомится с трудами французских и немецких философов. Как пишет историк русской литературы М. Велижев, «формирование «антирусских» взглядов Чаадаева в середине 1820-х годов проходило в политическом контексте, связанном с трансформацией структуры и содержания Священного союза европейских монархов». Россия по итогам наполеоновских войн несомненно мыслила себя как европейского гегемона – «русский царь глава царей» по Пушкину. Однако, геополитическая обстановка в Европе спустя почти десятилетие после окончания войны скорее вызывала разочарование, да и сам Александр I уже отошел от прежних конституционных идей и, в целом, несколько охладел к возможности духовного единения с прусским и австрийским монархами. Вероятно, совместная молитва императоров-победителей в ходе работы Ахенского конгресса в 1818 году, была окончательно предана забвению.

По возвращению в Россию в 1826 году Чаадаева сразу же арестовывают по обвинению в принадлежности к тайным обществам декабристов. Эти подозрения к усугубляются тем фактом, что еще в 1814 году Чаадаев стал членом масонской ложи в Кракове, а в 1819 году был принят в одну из первых декабристских организаций – «Союз благоденствия». Властным указом спустя три года все тайные организации – и масоны, и декабристы, без разбора их идеологии и целей попали под запрет. История с Чаадаевым закончилась благополучно: подписав бумагу об отсутствии отношения к вольнодумцам, философ был отпущен на свободу. Чаадаев поселяется в Москве, в доме Е.Г. Левашевой на Новой Басманной и начинает работу над своим главным произведением – «Философическими письмами». Эта работа мгновенно вернула Чаадаеву славу главного оппозиционера эпохи, хотя в одном из писем А.И. Тургеневу сам философ сетует: «Что я сделал, что я сказал такого, чтобы меня можно было причислить к оппозиции? Я ничего другого не говорю и не делаю, я только повторяю, что все стремится к одной цели и что эта цель — царство Божие».

иногда кажется что россия предназначена. иногда кажется что россия предназначена фото. картинка иногда кажется что россия предназначена. смотреть фото иногда кажется что россия предназначена. смотреть картинку иногда кажется что россия предназначена.

Портрет П. Я. Чаадаева. Художник И. Е. Вивьен, 1820-е годы

Эта работа еще до публикации активно ходила в списках среди самой прогрессивной части общества, однако появление «Философических писем» в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвало нешуточный скандал. За публикацию сочинения Чаадаева поплатился и редактор издания, и цензор, а сам автор по распоряжению правительства был объявлен сумасшедшим. Интересно, что вокруг этого первого известного в русской истории случая применения карательной психиатрии сложилось немало легенд и споров: врач, который должен был проводить регулярное официальное освидетельствование «больного», при первом же знакомстве сказал Чаадаеву: «Если б не моя семья, жена да шестеро детей, я бы им показал, кто на самом деле сумасшедший».

В самой главной своей работе Чаадаев существенно переосмыслил идеологию декабристов, которую он, будучи «декабристом без декабря», во многом разделял. После внимательного изучения основных интеллектуальных идей эпохи (помимо французской религиозной философии де Местра, также работы Шеллинга по натурфилософии), возникло убеждение, что будущее процветание России возможно на почве всемирного просвещения, духовного и этического преображения человечества в поисках божественного единения. По сути, именно эта работа Чаадаева стала импульсом к развитию национальной русской философской школы. Его сторонники чуть позже нарекут себя западниками, а противники – славянофилами. Те первые «проклятые вопросы», которые были сформулированы в «Философических письмах», интересовали отечественных мыслителей и в дальнейшем: как воплотить в жизнь глобальную общечеловеческую утопию и непосредственно связанный с этой проблемой поиск собственной национальной идентичности, особого русского пути. Любопытно, что сам Чаадаев называл себя религиозным философом, хотя дальнейшая рефлексия его наследия сформировалась в уникальную русскую историософию. Чаадаев верил в существование метафизического абсолютного Демиурга, который являет себя в собственном творении посредством игр случая и волею судьбы. Не отрицая христианскую веру в целом, он считает, что основной целью человечества является «водворение царства божьего на Земле», причём именно в работе Чаадаева впервые возникает подобная метафора справедливого социума, общества процветания и равенства.

Источник

«Горе народу, если рабство не смогло его унизить» Десять актуальных цитат Петра Яковлевича Чаадаева

иногда кажется что россия предназначена. иногда кажется что россия предназначена фото. картинка иногда кажется что россия предназначена. смотреть фото иногда кажется что россия предназначена. смотреть картинку иногда кажется что россия предназначена.

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) — русский философ и публицист, признаваемый одним из умнейших и образованнейших людей своего времени. Судьба его удивительна: за его сочинения правительство объявило его сумасшедшим, а его труды были запрещены к публикации в России. Однако многие его мысли и сейчас, спустя почти двести лет, отзываются в нас болью и горечью.

Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно; то же самое с заблуждением и истиной. Вот почему заблуждения распространяются быстро, а истина так медленно.

Горе народу, если рабство не смогло его унизить, — такой народ создан, чтобы быть рабом.

Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью.

Протекшее определяет будущее: таков закон жизни. Отказаться от своего прошлого — значит лишить себя будущего.

История ее мрачна, а будущее сомнительно. (О России.)

Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать.

Русский либерал — бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это — солнце запада.

Что делают законодательные, политические, юридические и им подобные учреждения? Они исправляют зло, ими же вызванное.

Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать.

Источник

иногда кажется что россия предназначена. иногда кажется что россия предназначена фото. картинка иногда кажется что россия предназначена. смотреть фото иногда кажется что россия предназначена. смотреть картинку иногда кажется что россия предназначена.pravdoiskanie

pravdoiskanie

иногда кажется что россия предназначена. иногда кажется что россия предназначена фото. картинка иногда кажется что россия предназначена. смотреть фото иногда кажется что россия предназначена. смотреть картинку иногда кажется что россия предназначена.
«Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать»

«История ее мрачна, а будущее сомнительно» (О России.)
«Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать»

«Чаадаев Петр Яковлевич. Русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России» Википедия.

«Бог создал русский народ для того, чтобы показать другим народам, как нельзя жить» http://maxpark.com/community/437/content/5162495

Да, похоже: это – правда?
Вымирает: ваш народ?
Значит, миссию – исполнил?
И теперь он – в ад идёт?

Показал, как жить не надо?
На примере, на – своём!
Был с царём он: с православным!
С президентом был, с попом!

Что ни строил – получалось!
Не как лучше – как всегда!
Время, силы он – потратил!
Показав, как жить – нельзя!

А теперь вы – уходите!
Раз на пользу – не пошла?
Вам наука в этой жизни?
Значит – жили вы: зазря!

Не покаялись – ни разу!
Не признали вы – вины!
Но твердили всему миру!
Что велики вы, святы!

Что у вас есть путь особый!
Вы – с загадочной душой!
И, как будто бы – со щедрой?
Но: с коварной, хитрой, злой!
===========================================
Остались вы язычниками? Нет? Стали вы православными – нет! Построили вы коммунизм – нет! Стали вы христианами – нет? Стали вы гражданским обществом – нет! Что теперь: на тот свет?

Мало того! Вы ещё завидуете успешным и одарённым людям. И когда они вам хотят помочь, вы стараетесь причинить им зло: из зависти, и из-за своего дурного нрава! Вы не хотите учиться, не хотите исправляться, не хотите становиться полноценными людьми. Но бездарно прожигаете свои жизни, и не даёте спокойно жить другим. Но всегда к ним лезете, чтобы навредить, и поучаете их своему невежеству! Видно, не зря: вас назвали империей зла?
==================================================================
Вы 1000 лет ублажали православных попов, потому что они вам льстили, и вам про вас врали!
А я еврей: проповедовал вам Евангелие, за 5 лет труда не получил ничего, и умирал от нищеты!

Источник

Пётр Яковлевич Чаадаев

иногда кажется что россия предназначена. иногда кажется что россия предназначена фото. картинка иногда кажется что россия предназначена. смотреть фото иногда кажется что россия предназначена. смотреть картинку иногда кажется что россия предназначена.

Пётр Я́ковлевич Чаада́ев, устар. Чадаев, Чедаев (1794 — 1856) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист. После публикации в 1836 году первого «Философического письма» в журнале «Телескоп», Николай I начертал: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого». После этого Чаадаева на год объявили сумасшедшим, а журнал закрыли.

Содержание

Цитаты [ править ]

Незначительное меньшинство мыслит, остальная часть чувствует, в итоге же получается общее движение.

Бессильный враг — наш лучший друг; завистливый друг — злейший из наших врагов.

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Есть только три способа быть счастливым: думать только о Боге, думать только о ближнем, думать только об одной идее.

Ничто так не истощает, ничто так не способствует малодушию, как безумная надежда.

Христианин беспрестанно переходит с неба на землю: кончит тем, что останется на небе.

История её мрачна, а будущее сомнительно. — о России

Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. Конечно, не пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?.

Слава богу, я всегда любил своё отечество в его интересах, а не в своих собственных. — о России

Способность к творчеству была дарована человеку только в области искусства: вот где настоящая область его творчества, единственный мир, в котором ему дано из небытия создавать нечто реальное, вызывать жизнь актом воли. Вне этого мы можем лишь искать и подчас находить реальное. [1]

Письма [ править ]

Моё самое ревностное желание, друг мой, — видеть вас посвящённым в тайны века. Нет в мире духовном зрелища более прискорбного, чем гений, не понявший своего века и своего призвания. Когда видишь, что человек, который должен господствовать над умами, склоняется перед мнением толпы, чувствуешь, что сам останавливаешься в пути. Спрашиваешь себя: почему человек, который должен указывать мне путь, мешает мне идти вперёд? Право, это случается со мной всякий раз, когда я думаю о вас, а думаю я о вас так часто, что устал от этого. Дайте же мне возможность идти вперёд, прошу вас. Если у вас не хватает терпения следить за всем, что творится на свете, углубитесь в самого себя и в своём внутреннем мире найдите свет, который безусловно кроется во всех душах, подобных вашей. Я убеждён, что вы можете принести бесконечную пользу несчастной, сбившейся с пути России. Не измените своему предназначению, друг мой. С некоторых пор русских читают повсюду; г-н Булгарин был переведён и помещён вслед за г-ном де-Жуи; о вас же речь идёт в каждом выпуске Обозрения [3] ; в одной толстой книге почтительно упоминается имя моего приятеля Гульянова, а знаменитый Клапрот присуждает ему египетский венок; мне, право, кажется, что он поколебал основания пирамид. Представьте же себе, какой славы можете добиться вы. Обратитесь с призывом к небу, — оно откликнется. [2]

Mon vœu le plus ardent, mon ami, est de vous voir initié au mystère du temps. Il n’y a pas de spectacle plus affligeant dans le monde moral que celui d’un homme de génie méconnaissant son siècle et sa mission. Quand on voit celui qui doit dominer les esprits, se laisser dominer lui-même par les habitudes et les routines de la populace, on se sent soi-même arrêté dans sa marche; on se dit, pourquoi cet homme m’empêche-t-il de marcher, lui qui doit me conduire? C’est vraiment ce qui m’arrive, toutes les fois que je songe à Vous, et j’y songe si souvent que j’en suis tout fatigué. Laissez-moi donc marcher, je vous prie. Si vous n’avez pas la patience de Vous instruire de ce qui se passe dans le monde, rentrez en vous-même et tirez de votre propre intérieur la lumière qui se trouve inmanquablement dans toute âme faite comme la vôtre. Je suis convaincu que vous pouvez faire un bien infini à cette pauvre Russie égarée sur la terre. Ne trompez pas votre destinée, mon ami. Depuis quelque temps on lit le russe partout; M. Boulgarine a été traduit, et placé à la suite de M. de Joui; quant à vous, il n’y a pas de cahier de la Revue où il ne s’agisse de vous; je trouve le nom de mon ami Goulianof prononcé avec respect dans un gros volume, et le fameux Klaproth lui décer-nant une couronne Egyptienne; je crois vraiment qu’il a fait chanceler les pyramides sur leurs bases. Voyez ce que vous pouvez Vous faire de gloire. Jettez, un cri vers le ciel, — il vous répondra. [2]

Voilà que je viens de voir vos deux pièces de vers. Enfin, vous voilà poète national; vous avez enfin deviné votre mission. La pièce aux ennemis de la Russie est surtout admirable: il y a là plus de pensées qne l’on n’en a dit et fait depuis un siècle en ce pays. Oui, mon ami, écrivez l’histoire de Pierre le Grand. laissons-les dire — et avançons; quand l’ on a deviné […] un bout de la puissance qui nous pousse, une seconde fois, on la dev[inera toute] entière, bien sûr. J’ai envie de me dire: voici venir notre Dante enfin […] [4] ce serait peut-être trop hâtif; attendons. [2]

… очаровательное создание, побочный ребёнок [Пушкина], особенно очаровало меня в нём его полная простота, утончённость вкуса, столь редкие в настоящее время, столь трудно достижимые в наш век, век фатовства и пылких увлечений, рядящийся в пёстрые тряпки и валяющийся в мерзости нечистот… [5]

… la charmante créature, son enfant adultérine, que ce qui me charme surtout en elle, c’est cette simplicité parfaite, ce bon goût, si rares par le temps qui court, si difficiles à prendre en ce siècle à la fois si fat et fougeux, qui se couvre d’oripeaux et se roule dans l’ordure…

Мне кажется, что всего любопытнее в этом случае не сам Гоголь, а то, что его таким сотворило, каким он теперь перед нами явился. Как вы хотите, чтобы в наше надменное время, напыщенное народною спесью, писатель даровитый, закуренный ладаном с ног до головы, не зазнался, чтобы голова у него не закружилась? Это просто невозможно. Недостатки книги Гоголя принадлежат не ему, а тем, которые превозносят его до безумия, которые преклоняются перед ним, как пред высшим проявлением самобытного русского ума, которые налагают на него чуть не всемирное значение. Я говорю в особенности о его московских поклонниках. Но знаете ли, откуда взялось у нас на Москве это безусловное поклонение даровитому писателю? Оно произошло оттого, что нам понадобился писатель, которого бы мы могли поставить наряду со всеми великанами духа человеческого, с Гомером, Дантом, Шекспиром, и выше всех иных писателей настоящего времени. Этих поклонников я знаю коротко, я их люблю и уважаю: они люди умные, хорошие; но им надо во что бы то ни стало возвысить нашу скромную, богомольную Русь над всеми народами в мире, им непременно захотелось себя и всех других уверить, что мы призваны быть какими-то наставниками народов. Вот и нашёлся на первый случай, такой крошечный наставник, вот они и стали ему про это твердить на разные голоса, и вслух, и на ухо; а он, как простодушный, доверчивый поэт, им и поверил. К счастью, в нём таился зародыш той самой гордости, которую в нём силились развить их хваления. Хвалениями их он пресыщался; но к самим этим людям он не питал ни малейшего уважения. Это выражается в его разговоре на каждом слове. От этого родилось болезненное его состояние, а потом новым направлением, им принятым, быть может, как убежищем от преследующей его грусти, от тяжкого неисполнимого урока, ему заданного современными причудами… Бог знает, куда заведут его друзья, как вынесет он бремя их гордых ожиданий, неразумных внушений и неумеренных похвал.
В Гоголе нет ничего иезуитского. Он слишком спесив, слишком бескорыстен, слишком откровенен, откровенен иногда даже до цинизма, одним словом, он слишком неловок, чтобы быть иезуитом.

О Чаадаеве [ править ]

Ты сердце знал моё во цвете юных дней;
Ты видел, как потом в волнении страстей
Я тайно изнывал, страдалец утомлённый;
В минуту гибели над бездной потаённой
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял её советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь;..

Несмотря на всю свою славу, Пушкин при жизни не был достаточно глубоко оценён даже наиболее проницательными из своих современников. Чаадаев всё-таки смотрел сверху вниз на его «изящный гений».

… долго занимался тайнописью Чаадаев: рукопись свою отдельными листиками он раскладывал в разных книгах своей большой библиотеки. Для лубянского обыска это, конечно, не упрятка: ведь как бы много ни было книг, всегда же можно и оперативников пригнать порядочно, так чтобы каждую книгу взять за концы корешка и потрепать с терпением (не прячьте в книгах, друзья!) Но царские жандармы прохлопали, умер Чаадаев, а его библиотека сохранилась до революции, и несоединённые, не известные никому листы томились в ней. В 20-е годы они были обнаружены, разысканы, изучены, а в 30-е, наконец, и подготовлены к печати Д. С. Шаховским — но тут Шаховского посадили (без возврата), а чаадаевские рукописи и по сегодня тайно хранятся в Пушкинском Доме — не разрешают их печатать из-за… их реакционности! Так Чаадаев установил рекорд — уже 110 лет после смерти! — замалчивания русского писателя. Вот уж написал, так написал!

В нашем славном отечестве, которое способно долее ста лет не печатать работ Чаадаева из-за его, видите ли, реакционных взглядов, уже никого не удивишь, что самые важные и смелые книги никогда не бывают прочитаны современниками, никогда не влияют во время на народную мысль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *