инспекция госстандарта чем занимается
Инспекция госстандарта чем занимается
Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:
При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.
Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий
ВОПРОСЫ
КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ
ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц этих органов местного самоуправления и их полномочий
Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.
Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.
Кто проводит проверки
На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.
Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.
По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:
Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.
Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).
На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
Чем занимаются органы контроля (надзора)
Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:
Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.
В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.
Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Приложение. Положение o Комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации
к постановлению Правительства РФ
от 11 июля 1994 г. N 825
Положение
o Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
ГАРАНТ:
Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. N 483 Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации упразднен
См. Положение о Государственном комитете РФ по стандартизации и метрологии, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г. N 498
См. постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1320 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии»
2. В своей деятельности Госстандарт России руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
3. Госстандарт России и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации между Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируется положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.
Госстандарт России взаимодействует с органами по стандартизации, метрологии и сертификации других государств на основе межгосударственных соглашений и Договоров, заключенных Российской Федерацией.
4. Госстандарт России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
5. Основными задачами Госстандарта России являются:
формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;
обеспечение функционирования систем стандартизации, метрологии и обязательной сертификации, их гармонизация с международными региональными и зарубежными национальными системами;
обеспечение единства измерений в стране;
организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции;
осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации;
определение мер государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации;
организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и качества.
6. Госстандарт России, исходя из основных задач, осуществляет следующие функции:
устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии и обязательной сертификации;
осуществляет методическое руководство и координирует деятельность технических комитетов по стандартизации, создаваемых на добровольной основе на базе предприятий или организаций для разработки государственных стандартов Российской Федерации;
принимает государственные стандарты Российской Федерации (за исключением стандартов в области строительства), общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
осуществляет государственную регистрацию нормативных документов по стандартизации, а также по стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов;
издает и распространяет принятые им государственные стандарты, стандартные справочные данные о составе и свойствах веществ и материалов, другие нормативные документы по стандартизации метрологии и сертификации, а также указатели стандартов, перечни допущенных к применению средств измерений, стандарты и рекомендации международных, региональных и зарубежных организаций, используемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями;
создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных (региональных), стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран и выдает информацию о них;
представляет Правительству Российской Федерации предложения по единицам величин, допускаемым к применению в Российской Федерации, утверждает и хранит государственные эталоны, развивает государственную эталонную базу;
проводит поверку, государственные испытания и утверждает типы средств измерений, ведет государственный реестр средств измерений утвержденных типов;
осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;
устанавливает правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
определяет общие метрологические требования к средствам, методам и результатам измерений;
руководит деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;
организует проведение приемочных и сертификационных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники;
определяет номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, и вводит сертификационные знаки;
устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
устанавливает порядок государственной регистрации и проводит государственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия;
опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные и региональные организации по сертификации;
готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результатов сертификации;
проводит государственную регистрацию и ведет реестры сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и сертификационных знаков;
осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, а также государственный метрологический контроль и надзор;
устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации;
ведет государственные реестры по основным направлениям своей деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных правовых актов;
организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и качества.
ГАРАНТ:
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 на Госкомитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации возложено решение организационно-методических вопросов, связанных с маркированием знаками соответствия товаров и продукции
7. Госстандарт России в соответствии с выполняемыми им функциями имеет право:
устанавливать порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
устанавливать порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора;
устанавливать порядок выдачи лицензий юридическим и физическим лицам на деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
создавать системы сертификации однородной продукции и устанавливать правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
осуществлять выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
определять центральные органы систем сертификации;
аккредитовывать органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдавать им разрешения (лицензии) на право проведения определенных видов работ;
устанавливать правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
устанавливать порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
рассматривать апелляции по вопросам сертификации;
выдавать сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
представлять в установленном порядке Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации;
выдавать и аннулировать лицензии на издание и переиздание принятых им государственных стандартов, на поверку, прокат средств измерений, на проведение работ по обязательной сертификации и применение установленных им сертификационных знаков;
представлять в пределах своей компетенции и в установленном порядке Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации, метрологии и качеству;
направлять предписания об устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, о снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров, отзыве их от потребителя;
налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров, руководителей предприятий и органов по сертификации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
предъявлять в суды, арбитражные суды иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров в случае нарушения ими обязательных требований стандартов;
проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и контроля ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства продукции проверяемого предприятия, предпринимателя;
принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам государственной стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами;
по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом назначать и производить проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки в подведомственных ему учреждениях, а также федеральных предприятиях, входящих в систему Госстандарта России.
8. Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему территориальные органы, федеральные государственные учреждения и федеральные предприятия, составляющие единую систему Госстандарта России.
9. Госстандарт России возглавляет председатель, назначаемый Правительством Российской Федерации.
Председатель Госстандарта России имеет заместителей, назначаемых Правительством Российской Федерации.
Председатель Госстандарта России:
осуществляет руководство деятельностью Госстандарта России, организует выполнение возложенных на него задач и несет персональную ответственность за их выполнение;
распределяет обязанности между своими заместителями, утверждает в пределах установленной численности работников центрального аппарата Госстандарта России и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание, а также смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований;
является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;
утверждает положения о подразделениях центрального аппарата в территориальных органах Госстандарта России, уставы федеральных предприятий и положения о федеральных государственных учреждениях, входящих в систему Госстандарта России;
назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных государственных учреждений и федеральных предприятий, входящих в систему Госстандарта России, а также заключает, изменяет и расторгает контракты с этими руководителями в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;
издает в пределах компетенции Госстандарта России постановления, приказы и распоряжения, проверяет их исполнение.
10. Коллегия Госстандарта России образуется в составе председателя Госстандарта России (председатель коллегии), заместителей председателя Госстандарта России, а также руководителей отдельных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Госстандарта России, федеральных государственных учреждений и федеральных предприятий, входящих в систему Госстандарта России, которые утверждаются в установленном порядке.
Решения коллегии реализуются постановлениями, приказами и инструкциями Госстандарта России.
11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Госстандарта России осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.
12. Для рассмотрения научно-технических проблем стандартизации, метрологии, сертификации и качества в Госстандарте России образуется научно-технический совет. Персональный состав этого совета и положение о нем утверждаются председателем Госстандарта России.
Инспекция госстандарта чем занимается
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2004 г. № 294
О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 27.10.2004 № 584,
от 05.09.2006 № 541, от 05.06.2008 № 438, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43,
от 15.06.2009 № 482, от 12.08.2009 № 656, от 09.06.2010 № 408, от 15.06.2010 № 438,
от 24.03.2011 № 210, от 06.04.2011 № 248, от 17.10.2011 № 845, от 26.12.2011 № 1132,
от 15.06.2013 № 506, от 15.08.2013 № 709, от 02.11.2013 № 988, от 17.05.2014 № 460,
от 27.12.2014 № 1581, от 23.01.2015 № 44, от 25.12.2015 № 1435, от 13.05.2016 № 409,
от 01.07.2016 № 616, от 19.07.2016 № 696, от 24.01.2017 № 58, от 14.02.2017 № 183)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июня 2004 г. № 294
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 № 541,
от 05.06.2008 № 438, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43, от 15.06.2009 № 482,
от 12.08.2009 № 656, от 09.06.2010 № 408, от 15.06.2010 № 438, от 24.03.2011 № 210,
от 06.04.2011 № 248, от 17.10.2011 № 845, от 26.12.2011 № 1132, от 15.06.2013 № 506,
от 02.11.2013 № 988, от 17.05.2014 № 460, от 27.12.2014 № 1581, от 23.01.2015 № 44,
от 25.12.2015 № 1435, от 13.05.2016 № 409, от 01.07.2016 № 616, от 19.07.2016 № 696,
от 14.02.2017 № 183)
I. Общие положения
1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.
(в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 482, от 09.06.2010 № 408, от 13.05.2016 № 409)
2. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
(в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438)
3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438)
4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
III. Организация деятельности
Проверка Росстандарта: что нужно знать юрлицам и ИП
«Кто владеет информацией – тот владеет миром».
Натан Ротшильд
Зайдя на сайт http://www.cmtu.ru/ вы можете обнаружить вашу организацию в плане проведения плановых проверок ЦМТУ Росстандарта. Любая проверка – это предоставление копий огромного количества документов, объяснения и пояснения, простой в работе и испорченные нервы. Во избежание денежных потерь необходимо понимать объем компетенции проверяющего органа, ваши права и регламент проверки! В настоящей статье мы рассмотрим правила проведения проверок Росстандарта.
Что такое Росстандарт
Росстандарт определён как центральный орган в системе подтверждения качества продукции.
До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Росстандарт осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору.
Росстандарт осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.
Основными задачами Росстандарта:
— осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг);
— организацию и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, за средствами измерения.
Основными функциями Росстандарта в области контроля и надзора являются:
Виды проверок Росстандарта
а) соблюдения обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов к продукции или связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
б) соблюдения требований к измерениям, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию России, продаже и применении на территории России.
При проведении проверки на соответствие требованиям государственных стандартов и технических регламентов должностные лица вправе:
1) требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
2) запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;
3) запрашивать информацию и документы в установленном порядке в других федеральных органах исполнительной власти;
4) при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;
5) запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
При проведении проверки при осуществлении федерального метрологического надзора должностные лица вправе:
1) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления федерального государственного метрологического надзора во время исполнения служебных обязанностей;
2) получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.
В соответствии с Административными Регламентами, утвержденными Приказом Минпромторга РФ от 16.04.2012 г. N 418 и Приказом Минпромторга РФ от 03.10.2012г. № 1409, проверки Росстандарта могут быть плановые и внеплановые.
Срок проведения как плановой так и внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней, а в отношении субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 (Пятидесяти) часов для малого предприятия и 15 (Пятнадцати) часов для микропредприятия в год.
По плановым проверкам Росстандарт формирует ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещает на официальных сайтах МТУ Росстандарта в сети «Интернет».
О проведении плановой проверки юридическое лицо/индивидуальный предприниматель уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя или заместителя МТУ Росстандарта о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, иным доступным способом или посредством электронного документа.
Внеплановые проверки Росстандарт имеет право проводить только в случаях:
— истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
— поступления в Росстандарт обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ;
— приказа руководителя органа госконтроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо/индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Но вышеуказанное уведомление не требуется, если внеплановая проверка проводится на основании обращения или заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и информации государственных органов.
По месту проведения проверки могут быть документарными и выездными.
Документарные проверки проводится на основании Приказа руководителя Росстандарта по месту нахождения территориального отдела МТУ Росстандарта должностным лицом, указанным в приказе о проведении проверки. Юридическое лицо/индивидуальный предприниматель обязан предоставить на проверку копии документов, указанных в приказе о проведении проверки, по месту нахождения территориального отдела Росстандарта либо в электронном виде в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ № 553 от 07.07.2011г.
В ходе проверки должностное лицо Росстандарта не вправе требовать нотариально заверенные документы юридического лица/индивидуального предпринимателя.
В случае расхождения сведений, указанных в документах проверяемого лица и документах Росстандарта, проверяющий вправе направить юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю запрос на предоставление дополнительных документов и пояснений, но исключительно в рамках предмета проверки. Иные документы, не относящиеся к предмету проверки, Росстандарт требовать не вправе.
По окончании проведения документарной проверки Росстандарт составляет Акт проверки, с которым юридическое лицо/индивидуальный предприниматель может ознакомиться либо отказаться от ознакомления и не представлять расписку об ознакомлении. В последнем случае Росстандарт обязан направить Акт о результатах документарной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений установлены признаки нарушения обязательных требований технических регламентов, должностное лицо вправе провести выездную проверку.
Выездные проверки Росстандарт проводит на основании:
— ежегодного плана проведения плановых проверок;
— истечения срока исполнения ранее выданного предписания;
— наличия согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц/индивидуальных предпринимателей;
— обращения граждан о нарушении прав потребителей;
— приказа руководителя органа госконтроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.
Такая проверка проводится уже по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка обязательно начинается с предъявления удостоверения должностными лицами Росстандарта, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лиц/индивидуального предпринимателя с приказом руководителя Росстандарта о назначении выездной проверки, а также должностное лицо Росстандарта должно ознакомить:
Руководитель и иные должностные лица юридического лица/индивидуального предпринимателя имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки.
В случае проверки соответствия требованиям технических регламентов и государственных стандартов Росстандарт может производить следующие действия:
Отбор образцов осуществляется на безвозмездной основе в количестве, не превышающим нормы, установленные правилами отбора образцов, установленными на каждый вид продукции Постановлениями Правительства и Приказами Минпромторга РФ, Росстандарта, и не возвращаются после проведения проверки юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю.
Результатом выездной проверки является Акт выездной проверки, а также в случае обнаружения нарушений исполнения требований законодательства ФР в области технического регулирования и метрологии составляется Протокол об административном правонарушении, копия которых вручается юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае несогласия юридического лица/индивидуального предпринимателя с фактами, выводами, предложениями, изложенными в Акте выездной проверки, либо с выданным предписанием об устранении нарушения может при подписании акта изложить особое мнение в свободной письменной форме, представив его руководителю проверки, о чем нужно сделать отметку в акте проверки.
Следует обратить внимание проверяемых лиц на то, что акт считается врученным Росстандартом, даже если при направлении его почтовым отправлением не был получен юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем на почте, т.е. почтовое отделение сделает отметку о невозможности его вручения.
Порядок обжалования решений Росстандарт
Так, результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут быть доказательствами нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства РФ в области технического регулирования и метрологии.
К грубым нарушениям относятся нарушения требований законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в части:
1) отсутствия оснований проведения плановой проверки;
2) несоблюдения срока уведомления о проведении проверки;
3) отсутствия оснований проведения внеплановой выездной проверки;
4) привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
5) отсутствия согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с установленными требованиями;
6) нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
7) проведения проверки без приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
8) требования документов, не относящихся к предмету проверки;
9) превышения установленных сроков проведения проверок;
10) непредставления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю акта проверки;
11) проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
12) участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Обжалование осуществляется как в досудебном, так и в судебном порядке.
В досудебном порядке юридическое лицо/индивидуальный предприниматель имеют право направить жалобу на решение и (или) действия (бездействие) должностного лица, которая может быть подана:
— руководителю МТУ Росстандарта, проводившего проверку,
— руководителю Росстандарта (вышестоящее головное учреждение),
— Министру промышленности и торговли РФ,
— в органы прокуратуры.
Предметом жалобы может стать как нарушение установленного порядка проверки, установленного регламентом, так и неправильные выводы в акте проверки из применения законодательства РФ о техническом регулировании и метрологии.
Так, в Акте ЦМТУ Росстандарта территориального отдела (инспекции) по городу Москве от 09.04.2013г. были выявлены нарушения у юридического лица – автодилера по продаже, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, которые заключались в отсутствии тормозного стенда для диагностирования тормозной системы. Юридическое лицо подало жалобу, в которой указало, что согласно ГОСТ Р 51709-2001 возможны два варианта методов диагностики тормозной системы – тормозной стенд и в дорожных условиях, на выбор производящего диагностику автодилера.
В результате повторной проверки исполнения предписания должностной лицо Росстандарт приняло исполнение выявленных нарушений в соответствии с условиями, выбранными автодилером.
Жалоба, поступившая в Росстандарт, МТУ Росстандарта, подлежит рассмотрению в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае отказа в удовлетворении жалобы юридическое лицо/индивидуальный предприниматель имеет право на судебную защиту своих прав в порядке, установленным процессуальным законодательством РФ.
Согласно Административного регламента Росстандарт имеет право составлять Протоколы о привлечении в административной ответственности по ст.ст. 14.43, 19.19 КоАП РФ, согласно которой предусмотрена административная ответственность:
Размер штрафа устанавливается должностными лицами Росстандарта, но при рассмотрении административного дела в судебной инстанции у юридического лица/индивидуального предпринимателя есть право на защиту и требования уменьшения размера штрафа, применения административной ответственности в виде предупреждения либо освобождения от административной ответственности с объявлением устного замечания в связи с малозначительностью правонарушения.
Указанное освобождение от административной ответственности суды применяют в исключительных случаях исходя из конкретной ситуации.
Так, согласно Постановления Федерального Арбитражного суда Восточно-сибирского округа от22.12.2011г. № А74-1895/2011, Суд оставил в силе Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.07.2011г. об освобождении Общества от административной ответственности с объявлением устного замечания за отсутствие информации о прохождении обязательной сертификации на маркировке товара.
При этом суд учел следующие обстоятельства дела, а именно – действия по обязательной сертификации Обществом выполнены, проведена добровольная сертификация, качество продукции соответствует нормативам, наличие сертификатов соответствия, декларации о соответствии.
Таким образом, согласно судебной практике, у юридического лица/индивидуального предпринимателя есть шансы на освобождение от административной ответственности в случае неисполнения одного требования техрегламетов и госстандартов и наличия исполнения всех остальных требований, т.к. лицо должно доказать в суде свою добросовестность и явное намерение осуществлять свою коммерческую деятельность законным способом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.17, 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из практики проверок Росстандарта, юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имея точной информации о органе государственного контроля(надзора) – Росстандарт, зачастую совершают неправильные действия : не представляют образцы для отбора, не пускают на территорию организации должностных лиц проверяющего органа, препятствуют работе таких должностных лиц, что приводит только к усугублению положения юридического лица и индивидуального предпринимателя и увеличению административных штрафов.
Ввиду чего, разъяснения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям полномочий Росстандарта, порядка проведения проверок, а также возможной ответственности нарушителей требований законодательства РФ возможно приведут к большему пониманию между контролирующими органами и проверяемыми организациями, уменьшению нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны контролирующих органов при проведении проверок, исключения коррупционной составляющей и невозможности предъявления требовании контролирующими органами, сверх установленных законодателем порядком проведения проверок.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы для предпринимателей – встречайте проверяющего приветливо, при этом требуя все необходимые документы, не конфликтуйте с ним. И главное помните, грубые ошибки, допущенные проверяющим, всегда можно использовать в свою пользу при обжаловании для отмены незаконных требований проверяющего органа.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.