интеллект что такое своими словами
Что такое интеллект с разных точек зрения (или ум разуму – рознь)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Рассматриваемое сегодня понятие интересно тем, что уж слишком велика разница между его действительным содержанием и обычным смыслом, который мы ему придаем, используя это слово в повседневной жизни.
И хотя никто не ошибается, когда в бытовом употреблении под интеллектом мы подразумеваем человеческий разум или ум в целом, мало кто задумывается, насколько много значений и смысловых оттенков скрывается в этом понятии.
Так что ничего удивительного, когда при поднятии темы об интеллекте каждый человек предполагает нечто свое.
Основным отличием человека от животного всегда считалась разумность в широком смысле – то есть способность осознавать себя, адекватно воспринимать и анализировать окружающую действительность.
Это стало ключевым критерием при определении развитого интеллекта. Но что подразумевают ученые под этим довольно расплывчатым термином?
Несмотря на латинские корни («intellectus» трактуется как «разумение, восприятие, понимание»), сегодня это слово чаще используется в том смысле, что придала ему практика англоязычного употребления, подменившая слишком обобщенное понятие «intellect» более точечным и конкретным «intelligence» – «способность к познанию, разумность».
На это, видимо, и опиралась психология (это что?), определившая интеллект как широчайший набор умственных характеристик, начиная со способности к решению самых разнообразных задач и заканчивая умением управлять своими эмоциями, выстраивать общение (это как?), строить планы для достижения целей и т.д.
А поскольку такое определение подразумевает наличие социальных и эмоциональных составляющих, становится очевидным, что интеллект – это не только мышление, как обычно думает несведущий человек, а гораздо более широкая и устойчивая структура возможностей ума, что позволяет индивиду выживать и развиваться.
И именно психологи (а не философы или антропологи) представили наиболее логичные психометрические теории интеллекта, согласно которым в его структуру включается целый ряд познавательных способностей. Основные из них известны нам со школы – это прежде всего:
Благодаря развитию этих способностей любой индивид вооружается возможностью знакомиться с миром, познавать его закономерности, делать определенные выводы и – основываясь на них – определять свои перспективы и ставить долгосрочные цели.
Интеллектуальная жизнь
Человечество еще со времен своего «зачаточного состояния» стремилось вырваться из плена животной природы и задействовало для этого все ресурсы, дарованные ему этой самой природой.
Но все же законное место под солнцем ему удалось завоевать исключительно за счет уникальных качеств собственного мышления.
Наиболее «эффективными» из этих свойств оказались:
Таким образом, понятие интеллекта, ранее ограниченное только смысловым оттенком набора разнообразных умственных способностей, предстает нам в новом качестве – как обобщенный комплекс поведенческих характеристик, непосредственно связанных с успешностью процессов адаптации к новым и более сложным жизненным задачам.
Тем не менее в основе человеческой природы лежат и другие качества, которые некогда позволили Homo sapiens выделиться из мира животных, а затем выйти за пределы существования одного человека и стать точкой отсчета развития социума.
Это стало возможным благодаря таким особенностям интеллекта, как:
Пытливость ума и познавательная деятельность каждого из индивидов обеспечили дальнейшее развитие интеллектуальных способностей благодаря искреннему интересу к окружающему миру.
Глубокий интеллект помогал отделять значимые задачи (поиск пищи, крова) от незначительных (вкуса еды, внешнего вида жилья), а гибкость ума позволила человеку использовать накопленный опыт как можно шире и научила его расставлять приоритеты.
Структура интеллекта
Как мы с вами убедились, отказ от шаблонов лежит в основе не только развития интеллекта, но и любых эволюционных процессов в целом. Однако наука, как всегда, интерпретирует «содержимое» набора интеллектуальных способностей по-разному.
Особого внимания заслуживает концепция, разработанная на заре XX века английским профессором психологии Чарльзом Эдвардом Спирменом.
Согласно его теории, структура интеллекта формируется из трех статистически связанных составляющих:
Последние лежат на стыке первых двух и включают способности к оперированию цифрами, умение понимать слова, бегло воспринимать, анализировать и воспроизводить информацию.
Помимо этого, среди них есть логика, ассоциативная память, пространственное мышление. Сегодня в Сети можно найти немало тренингов, нацеленных на развитие какой-нибудь из вышеупомянутых характеристик.
А вот клинический психолог Говард Гарднер, проведя ряд исследований по вопросам интеллекта, пришел к выводу о существовании его множественных видов, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода при воспитании человека (это как?).
Ученый выделил лишь несколько из великого множества типов интеллекта, которые можно считать самыми распространенными:
Как утверждал Гарднер (а он, кстати, является автором теории множественного интеллекта), все эти типы равнозначны, и только общество с его предрассудками придает большее или меньшее значение какому-либо из этих видов.
Можно ли измерить уровень интеллекта?
Можно, но насколько существующие техники точны, не могут сказать даже сами специалисты. Один из наиболее известных и распространенных методов проверки уровня интеллектуального развития – тесты IQ.
Первый из вариантов был разработан в 1905 году двумя французами – доктором медицины А.Бине в сотрудничестве с психологом Т.Симоном. Тогда этот набор задач, который до сих пор ложится в основу большинства оценочных систем, назывался «шкалой умственного развития».
Другой вариант, применяемый практически повсеместно в развитых странах, – тест Ганса Айзенка, впервые разработанный им еще в сороковых годах и окончательно усовершенствованный к началу семидесятых, подвергается регулярной критике.
Но даже несмотря на это, любой из вариантов IQ-теста способен показать картину вашего интеллектуального развития.
Так, в зависимости от конкретного набора заданий применяются такие значения в баллах:
При этом высокие баллы не тождественны творческой одаренности или изобретательности. Оригинальная система оценивает лишь параметр логичности мышления, не затрагивая иные свойства интеллекта, в том числе и такие важные, как, например, эрудиция.
Специалисты до сих пор спорят, зависит результат тестирования от генетического фактора или, если создать условия, детей можно вырастить более умными. Единственное, что доказано – тренировки с использованием головоломок обычно помогают человеку стать более логичным.
Вот пример теста на логическое мышление. Но чтобы не разочароваться ставьте видео на паузу для обдумывания ответа, ибо отведенного в тесте времени слишком мало, да и нервирует (отвлекает) таймер обратного отсчета:
Эмоциональный финал
Умение оценивать свои чувства и настроение окружающих – тоже одна из особенностей интеллекта.
Но глубокое понимание нередко таит и огромные риски: такие люди часто превращаются в манипуляторов (это кто?) и создают конфликтные ситуации.
Поэтому не стоит гнаться за показателями тестов или пытаться превзойти окружающих. Даже если вы не станете великим ученым, гармоничное развитие открывает путь к счастливой жизни!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Да, интеллект — это то, что нам даровано свыше, не будь человек наделен интеллектом — не был бы он хозяином планеты, образно говоря. Мы, собственно, и отличаемся от животных тем, что умеем мыслить. Но, наряду с интеллектом, не стоит забывать и о духовности, она не менее важна, на мой взгляд.
Злата, духовность с интеллектом слабо связана, я считаю. Это как признание собственной слабости и необходимости верить во что-то свыше, чтобы нормально стабильно существовать и функционировать. Так что не согласен — про духовность можно забыть в принципе, когда речь идет об интеллекте.
Предпочитаю верить только в то, что вижу и могу почувствовать. Иначе это просто страх собственной конечности
Шесть составляющих интеллекта человека. Простые и рабочие советы как стать умнее
Сегодня мы подробно разберем интеллект — что это такое простыми словами. Однако, есть плохая и хорошая новость. Плохая заключается в том, что мы уже имеем потолок в определенных областях нашего мышления. Что дано, то и есть. Этот потолок можно лишь немного приподнять. Хорошая новость в том, что у есть иные стороны нашего интеллекта, которые естественно поддаются развитию. В этих областях вопрос вполне реализуем. Для этого и нужно хорошо понимать, что такое интеллект.
Мы также будем избегать шаблонов и банальностей. И никаких приглашений на тренинг или платных консультаций. Без долгих вступлений — начнем.
Из чего состоит интеллект человека
Что такое наш интеллект согласно Википедии?
Интеллект, это качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности
Разберем это более подробно и доступным языком. Это важно и нужно для того, чтобы точно знали, чем мы ограничены с рождения, а какая часть интеллекта станет нашей сильной стороной. Далеко не все это понимают, поэтому ставят крест на себе, либо пытаются сделать невозможное тратя силы и время.
Есть и другая сторона этого вопроса.
Вроде бы умный человек от рождения, но на этом останавливается, хотя мог бы стать умнее. Часто просто не знаем самого себя.
Пока берем на заметку
Итак, наш интеллект состоит из шести частей:
Начнем с ума. Есть две главных функции ума.
Первая — это память.
Вторая функция — способность к расчетам, выведению алгоритмов, цепкость восприятия и усвояемость полученной информации.
Вот именно вторая функция ума очень ограничена в развитии. Несомненно, можно ее приподнять, однако не существенно. В разы не получится. Кто бы что не говорил — это часть нашей природы от рождения. А вот память — вполне поддается развитию. В интернете можно найти множество ресурсов и профессионалов в этой теме.
Именно за счет развития своей памяти мы можем серьезно повысить способности нашего ума. Там, где одни будут теряться и судорожно что-то вспоминать, человек с хорошей памятью всегда выглядит в выигрышном свете. Особенно это важно, если ваша деятельность связана с клиентами, общением с людьми. Там где работа подразумевает удержания большого объема информации.
Итак, первый секрет — это развитие нашей памяти.
Соглашусь, вы наверняка это знаете, но здесь важно иное. А именно, что же такое на самом деле ум и разум, и как наш первый секрет свяжется с остальными четырьмя.
Как стать умнее — 5 секретов. Что такое разум
Разум, это вторая составляющего нашего интеллекта. Ум и разум не одно и тоже. Функция разума это анализ поступившей информации в наш ум, в плане самого оптимального и выгодного варианта решения. Ум просто получает информацию и хранит ее в своих архивах.
Ум не может отделить плохое от хорошего, приоритет от второстепенного. Зато это функция разума.
Более подробно вы можете прочитать об этом в другой моей статье «Ум и разум — в чем отличие»
Например, наверняка замечали, что человек, который, невероятно силен в математике или в другом точном предмете, порой просто не разумно поступает в житейских вопросах? А другой человек, мало смыслит в науках, но гораздо лучше решает бытовые задачи. Или же, человек с сильным умом может быть подлецом, поступать дурно. При этом, мы отлично понимаем, что для дурного поступка много ума не надо.
Видите какое есть противоречие с одной стороны. На самом деле, все четко укладывается по полочкам — с другой стороны.
Сам по себе разум сильнее ума. Если ум от природы не так силен, то теперь мы знаем, что кроме памяти можно и нужно развивать.
Да, разум — вполне себе тренируемая часть нашего интеллекта. Есть два способа тренировки и развития нашего разума.
Первый — наблюдение и анализ происходящего.
Второй — общение с разумными людьми.
Помните — учить уму-разуму? Есть отличное правило в жизни. Хочешь быть бизнесменом — общайся с бизнесменами. Есть желание быть учителем — будь в их среде.
Хочешь быть разумным — стремись к наибольшему общению с разумными людьми. В этом секрет.
Со временем будете все чаще и чаще замечать, что вас будут называть умным человеком. А кто-то, кто прозорливее — разумным человеком. Да, по-прежнему не будете блистать тем самым умом, но ваша жизнь будет основана на разумном подходе, и соответственно складываться по уму-разуму.
Интеллект — что это такое простыми словами. Эрудиция и образование
Человек может быть образован, но не эрудирован. У меня есть масса знакомых, кто имеют отличное высшее образование, великолепно разбираются в предмете своей работы. Это люди с заостренной логикой, но совершенно не эрудированы. Например, человек замечательный специалист в области высоких технологий с красным дипломом. Умен? Да! И разумен. Он практически всегда поступает по-разуму.
Вместе с тем, с таким человеком не о чем говорить кроме, как его работы, потому, что он не имеет или почти не имеет минимальных знаний в других областях. Вопрос географии, истории, искусства, литературы и так далее, что составляет наш кругозор, очень скуден.
Представим себе, что вы друг такого человека и знакомитесь с другой группой людей. Начинается беседа не связанная с работой. Вы эрудированы. Кто поддержит беседу и блеснет знаниями иного толка? У кого есть наибольшие шансы выглядеть интересным и умным человеком? Ответ очевиден.
Развитие эрудиции — прямой путь стать умнее
Эрудиция развивается до бесконечности. Вы можете стать полубогом в глазах людей уже через несколько лет. А в связке с хорошей или тренируемой памятью, результат однозначно будет еще более впечатляющим.
Самым главным источником нашей эрудиции будет служить чтение и интерес к другим любым интересующим нас областям.
Мы постепенно набираем обороты, далее будет еще интереснее. Ведь пока мы говорили о том, что лежит на поверхности.
Другие составляющие интеллекта человека. Опыт и мудрость
Опыт также составная часть интеллекта. Мы можем быть не самым умным человеком, однако, если человек накапливает опыт в той или иной сфере деятельности, этим серьезно обогащает себя. В хорошем смысле этого слова, утяжеляем себя багажом реализованных знаний — то есть опытом.
К кому обращаются за советом? К разумному и опытному человеку. Сначала за советом в части нашей профессиональной деятельности. Затем, когда мы воплощаем в себе жизненный опыт — по более широкому кругу вопросов.
Ведь, что такое мудрость?
Мудрость, это совокупность богатого опыта с сильным разумом.
Вы заметили, что здесь нет ума? Несомненно, если человек еще и умен, это большой плюс. Однако, наш вывод остается одним. И это секрет номер 4.
Умный человек далеко не обязательно разумный и тем, более — мудрый человек. Мудрый же, или разумный человек, может не иметь сильного ума.
И еще
Если разум действует по шаблону, то мудрость это учет времени, места и обстоятельств
Опыт дело наживное. Главное не бояться его приобретать в разных направлениях. Мы собираем пазлы нашей жизни постепенно. Часто бывает так, что только к 40 или 50 годам мы понимаем, что не зря нас судьба закинула в то или иное место. Если бы мы не имели данного опыта, не смогли быть целостными здесь и сейчас.
И важно не торопиться. Не торопиться жить, если Вы еще совсем молоды. Как известно — молодость не порок =)). Здесь просто следует знать, из чего складывается наш интеллект, где и как он развивается. В этом смысле, время будет работать на нас.
Ведь информирован — вооружен.
На сегодняшний день задача номер один для еще молодого человека, — стать профессионалом в той сфере, которую выбрали. Выбрали не просто, как источник доходов, но и как источник самореализации с профессиональном плане. Если станете профи в своем деле, будете оттачивать свой разум и повышать эрудицию, через 5-10 лет себя не узнаете. Вас не узнают и другие.
Стать профи в своей деятельности чрезвычайно важно, поскольку это дает уверенность и компетенции в своей сфере. Слабый ум или непрофессионализм, один из источников неуверенности с себе.
Если вы озадачены вопросом в поиске себя, можно скачать мою небольшую книгу «Как найти себя» по ссылке: https://temaved.ru/skachat-besplatno/ Скачивание полностью безопасно и сама книга бесплатна.
Как стать умнее. Пятый и особо важный секрет
Мы прошли все составные части нашего интеллекта.
В чем тогда пятый секрет?
Есть малоизвестное понятие, как эмоциональный интеллект . Отличие эмоционального интеллекта в том, что он вообще не завязан на так называемый интеллект в классическом виде. Для понимания, человек может быть умным, разумно поступать относительно времени места и обстоятельств, иметь богатую эрудицию, с большим жизненным и профессиональным опытом, но быть ханжой и брюзгой.
Грубо говоря и другими словами — неадекватный человек. То есть, не умение адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее, соразмерно ситуации или человека.
Повторюсь, такое качество, как адекватность, или эмоциональный интеллект, напрямую не завязано на наш ум, эрудицию, жизненный опыт. Это все усиливает его, но не является его основным источником. Здесь есть только разум и то с некоторыми оговорками.
А еще есть такое понятие, как набор положительных, как мы говорим, человеческих качеств индивида. И это уже говорит о большом уме человека в широком смысле этого слова. К сожалению, это понимают единицы.
На самом деле, чем шире спектр положительных качеств человека, тем больше он реализован на уровне эмоционального интеллекта.
Одно дело знать, другое — делать.
Для себя, пожалуйста, знайте — чем адекватнее человек, тем лучше у него развит эмоциональный интеллект. А значит, тем он умнее.
Сейчас это свойство интеллекта еще не так ценят. Но тенденции уже есть. Поверьте мне, уже при нашей жизни эта тенденция заметно укрепится. В конце концов, с точки зрения хорошего и умного работодателя, — профессиональный опыт вещь достаточно быстро приобретаемая. А вот наши личные качества — куда сложнее. С этим часто — беда. Большая беда.
Как говорят на Западе, IQ нам позволяет утроиться на работу. А EQ ( эмоциональный интеллект) помогает нам в карьере. В интернете много материала и книг по эмоциональному интеллекту. Замечательный инструмент по теме, как стать умнее и успешней.
Интеллект — что это такое простыми словами. Заключение
В заключении, я добавлю еще кое-что. Наверняка, об этом уже слышали, но в нашем контексте, будет уместно.
Очень важным качеством, что говорит об уме человека, это умение слушать. Развивая это качество, вы добиваетесь сразу 2-х целей.
Первое — не выдаете свою некомпетентность в каких-либо вопросах.
Второе — в разы учитесь быстрее. Глуп тот, кто не умеет слушать. Как стать умнее и насыщать свой интеллект? Научиться слушать.
Как быть умнее — 5 секретов
И мудрость это не только сильный разум обогащенный опытом. Наверное, вы уже поняли, что эмоциональный интеллект, это также часть мудрости.
Но и к этому есть кое-что еще.
Наивысшая мудрость, проявляется в понимании себя, своего духовного я, в реальных целях жизни.
В конце жизни, почти всегда люди жалеют, что ставили себе не те цели и неверные приоритеты.
Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала вашему чтению.
Интеллект: Что Это Такое? (Определение, Виды и Уровни)
Интеллект – что это такое простыми словами? Это слово так часто употребляется в обиходе, что буквально каждый уверен, что точно знает его значение. Однако большинство людей воспринимает интеллект лишь как один из синонимов слова «ум». По их мнению, человек с низким уровнем интеллекта – глупец, а с высоким – умнейший человек. Но так ли это?
При этом оба актёра одинаково запоминают сотни страниц сценариев, занимаются благотворительной деятельностью и принимают участие в различных публичных мероприятиях. Никто не может сказать, что один из них намного глупее второго.
Все эти примеры указывают на то, что интеллект – это не просто отражение эрудированности или ума в цифровом выражении. Но что же это тогда такое?
Что такое интеллект?
Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта.
Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.
Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.
Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.
Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.
Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.
Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.
Кто ввёл понятие интеллект?
Умственные способности людей были предметом изучения многих учёных, в том числе знаменитых мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Однако понятие интеллекта впервые было введено только в конце XIX века, то есть чуть больше ста лет назад.
В стремлении принести человечеству пользу, учёный стал основоположником евгеники – учения, направленного на борьбу с вырождением. Это учение позже было использовано Адольфом Гитлером для объяснения целей и пользы нацизма.
Впрочем, сам Фрэнсис Гальтон не стремился к уничтожению ущербных людей. По его мнению, интеллектуальный человек должен быть всесторонне развит, в том числе духовно. Сам учёный вполне соответствовал этому описанию, сделав существенный вклад в развитие психологии, генетики, криминалистики и физики. Позже его взгляды на сущность интеллекта были подтверждены другими исследователями, классифицировавшими интеллектуальные способности людей.
Виды интеллекта в психологии
Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.
Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.
Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.
Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.
Современные психологи используют классификацию, в которую входит:
- продукционный (ментальный); социальный; вербальный; духовный; эмоциональный интеллект.
✔️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.
✔️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.
Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.
✔️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.
✔️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней. Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать.
✔️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.
Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.
Некоторые психологи используют более широкую версию этой классификации, применяя на практике понятия житейского, пространственного, музыкального, творческого и телесно-кинестетического интеллекта. Однако перечисленных видов достаточно, чтобы объективно оценить уровень развития человека.
Уровни интеллекта
Выше уже неоднократно упоминались тесты на интеллект и эрудицию, в частности, шкала Айзенка.
Логично, что тестирование интеллекта проводится индивидуально по каждому виду интеллекта. Поэтому психологи используют в работе одновременно 5-8 видов тестирования. Обычно к ним относятся тесты Кеттелла, Гилфорда, Векслера, Равена, Амтхауэра, Беннета, Айзенка, Гоулмана и Гарднера.
В чём измеряется интеллект человека? Независимо от вида тестов, единицей измерения являются баллы. При этом в зависимости от того, какая шкала оценивания используется, определяются нормы тестирования. Так, интеллектуальный уровень человека по шкале Айзенка определяется так:
- 1-70 баллов – низкий коэффициент интеллекта; 71-84 – ниже среднего; 85-115 баллов – средний; 116-144 баллов – интеллект выше среднего; 145-159 баллов – высокий уровень интеллектуального развития; 160+ – гениальность.
Для определения уровня эмоционального интеллекта (EQ) чаще всего используется тест Гоулмана. В нём оценивается уровень развития таких навыков, как эмоциональная восприимчивость, самоконтроль, эмпатия и управление отношениями. Согласно теории Гоулмана, низкий эмоциональный интеллект – это не приговор, а повод для саморазвития.
Чтобы объективно оценить уровень интеллектуального развития человека, психологи сначала проводят предварительную беседу, в ходе которой определяют особенности мышления человека. В зависимости от того, какие способности у него больше развиты, они подбирают подходящий тест.
Интеллектуально развитый человек – это не обязательно эрудит вроде Анатолия Вассермана. Тесты позволяют оценить способности любого человека, в том числе маленького ребёнка. В этом психологам помогают признаки низкого интеллекта – плохая обучаемость, неспособность воспринимать и использовать полученную информацию, нежелание развиваться.
Незаурядный интеллект – это не повод для отказа от социализации. В большинстве своём умственно отсталые люди мало отличаются от других представителей социума. Главное – признать наличие проблемы и начать работать над её решением, развивая умственные способности.
10 признаков высокого IQ
Главные составляющие интеллекта – это способности к математическим вычислениям, ориентации в пространстве, распознаванию изображений, вербальному общению, запоминанию информации и выполнению задач с помощью моторики.
Каждая из перечисленных способностей важна при определении уровня умственного развития. При этом нужно учитывать, что есть люди, способности которых развиты только в одной сфере, например, в области решения математических задач. Однако чаще всего у людей наблюдаются признаки высокого интеллекта сразу в нескольких областях.
Человека, результаты тестирования которого высокие, можно называть интеллектуал. Такие люди отличаются от других по ряду признаков. К этим признакам относится:
1. Длительная и устойчивая концентрация внимания. Многочисленные эксперименты показали, что люди с высоким IQ не замечают «фоновый шум», то есть игнорируют помехи при выполнении поставленных задач.
2. Адаптивность, то есть умение быстро подстраиваться под меняющуюся обстановку. Эта черта демонстрирует высокий уровень социального интеллекта.
3. Любознательность. Интеллектуальное мышление у людей с высоким IQ проявляется с детства в виде попытки максимально подробно изучить окружающий мир. С годами эта черта сохраняется, позволяя человеку постоянно развиваться и узнавать новое.
4. Самодостаточность. Это способность легко переносить одиночество, получать удовольствие от отдыха в обществе самого себя.
5. Хорошее чувство юмора. Большинство интеллектуалов – люди с хорошим чувством юмора, умеющие понимать тонкие шутки и откровенный сарказм. В данном случае речь идёт не о шутках на уровне отечественных комедий, а о качественном юморе, близком к философии.
6. Эмпатия. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции других людей, является одним из главных признаков высокоразвитого эмоционального интеллекта.
7. Ассоциативное мышление. При поступлении в школу многие дети проходят примитивное тестирование, в ходе которого оценивается их умственное развитие. При этом им обязательно задают задачи вроде «Что общего между ёлкой и ежом?». В данном случае неважно, каким будет ответ. Главное, чтобы ребёнок смог его аргументировать. Это показывает, насколько развит его интеллект и креативность.
8. Самоконтроль. Способность контролировать свои эмоции позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения. Это обязательная черта характера любого интеллектуала.
9. Умение признавать пробелы в своих знаниях и получать новый опыт. По-настоящему умный человек осознаёт, что даже в профессиональной сфере не обладает абсолютным знанием. Поэтому интеллектуалы безостановочно учатся и стремятся к получению нового опыта посредством внедрения инноваций.
10. Мечтательность. Умение предаваться размышлениям о будущем, фантазировать и представлять что-то новое, является важной чертой для интеллектуала.
Перечисленные интеллектуальные качества — это только основные признаки высокого интеллекта. Есть также и другие черты, вроде стремления к порядку или умения планировать свою работу.
Нужно понимать, что высокий интеллект — это не всё, что нужно для успеха. Однако развитые умственные способности облегчают жизнь человека и открывают перед ним множество возможностей. Именно поэтому умные люди чаще работают на высокооплачиваемой работе и в целом чувствуют себя счастливее других.
Как повысить свой IQ
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему в школах дают так много сложных и с первого взгляда абсолютно бесполезных заданий? Высшая математика, строение клеток организмов, химические реакции – всё это редко пригодится вам в жизни. Однако в школьной программе сложные науки необходимы, так как они развивают умственные способности детей.
Физик-теоретик Стив Дентон в своё время задался вопросом, как стать умнее и повысить уровень интеллекта. Результатом проведённых им исследований стал набор правил, обеспечивающих умственное развитие.
Отвечая на вопрос, как повысить интеллект, Стив Дентон советовал:
- Узнавать новое – учить языки, решать математические задачи, осваивать музыкальные инструменты; Общаться с интеллектуалами, развиваясь в процессе дискуссий и оценивая противоположные точки зрения; Играть в сложные компьютерные и настольные игры – стратегии, шахматы и т. д.; Читать не менее одной книги в неделю, отдавая предпочтение серьёзной литературе; Придерживаться здорового образа жизни – спать не меньше 6 часов в сутки, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, избегать злоупотребления алкоголем и жирной пищей.
Развитие эмоционального интеллекта возможно только посредством общения с другими людьми. Если поведение окружающих остаётся загадкой, стоит пообщаться с опытным психологом или психотерапевтом. Этот специалист поможет понять и самого себя, и других людей.
Нужно сказать, что не только Стив Дентон пытался понять, как развить интеллект. Во всём мире огромной популярностью пользуется книга «Японская система развития интеллекта и памяти» автора Кавашима Рюта.
В этой книге даётся шестидесятидневная программа саморазвития, позволяющая всего за 2 месяца, существенно поднять уровень IQ и развить умственные способности. Отзывы читателей говорят о том, что предложенная автором система реально работает: помогает думать быстрее, концентрироваться на важном и запоминать главные тезисы. Всё это говорит об одном – развивать интеллект можно и нужно!
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».