интеллектуальный клуб 418 что это
Сила мысли: кто обогащает ум светской Москвы
Светская жизнь — бесконечные открытия, закрытия, премьеры и вся суматоха вокруг, стремление обязательно оказаться в гуще событий, которое в фильме «Смерть ей к лицу» обозначалось точной фразой «она не пропустит даже открытие конверта» — традиционно ассоциируется с чем-то пустым и бессмысленным. И не зря. Для одних это тяжелая работа, для других — веселое времяпрепровождение с выгулом ярких нарядов, звоном бокалов шампанского и громкой музыкой, для остальных — непрекращающаяся ярмарка тщеславия. Светская хроника стала для многих печатных и интернет-ресурсов буквально хлебом, главной движущей, привлекающей читателей силой. Нет, мы не говорим про 1990-е, когда все только начиналось, или 2000-е, эпоху расцвета гламурной светской жизни. Все это есть и сейчас. Тем удивительнее среди чрезвычайно похожих друг на друга событий заметить выбивающиеся из общей повестки. Надежда Оболенцева и Ирина Кудрина основали свой интеллектуальный клуб «418» в 2013-м. И с тех пор то тихо, то громко о себе заявляют: тихо, когда зовут на лекции «для своих» светил науки и бизнеса, громко — когда поддерживают важные театральные и кинопремьеры, фестивали. На них приходит не только та самая светская Москва, замылившая взгляд, но и серьезные люди из большой политики, финансов, банковской сферы. Чем их вдруг смогли привлечь, кроме определенно красивых лиц, заседания созданного двумя подругами клуба? Интеллектом, который вдруг начали ценить не только самые продвинутые мужчины в еще более продвинутых девушках, но и сами девушки друг в друге. Потому что остались еще темы кроме нового гардероба и бессмысленных и беспощадных светских сплетен, которые стоит обсудить. Каждую неделю «Клуб 418» организовывает для своих членов лекции на темы, которые интересны в настоящий момент. Среди известных лекторов были замечены Андрей Кончаловский, Алексей Учитель, Павел Лунгин, Юрий Норштейн, Михаил Пиотровский, Алексей Кудрин, Сергей Ястржембский, Ирина Прохорова, Александр Сокуров, Диана Вишнёва, Леонид Парфенов и многие другие. Чего это стоило его создателям, а также как повестка интеллектуального клуба вдруг стала дополнять и расширять стандартный набор мероприятий двух столиц, «РБК Стиль» узнал у одной из основателей Надежды Оболенцевой.
— Почему вы решили открыть интеллектуальный клуб, а не стать, к примеру, фотографом, дизайнером, или кем-то еще, как это принято в светских кругах?
— Сначала не было цели сделать интеллектуальный клуб. Все началось с того, что я с подругой, сейчас уже учредителем клуба, Ириной Кудриной, постоянно ездили на различные выставки, посещали лекции, а потом все время сидели и обсуждали это. В один из вечеров она поделилась, что на занятиях по французскому ее преподаватель рассказывает еще и про литературу, но не помнила точно то название произведения, то фамилию автора. Поэтому мы решили пригласить где-нибудь 10-15 своих друзей, которым эта тема тоже интересна, и провести лекцию. На мой взгляд, идея была замечательная. И как-то так получилось, что я позвала своих друзей, она позвала своих — и вот уже нам дали список обязательной литературы, потом все начали говорить о том, что хотят его обсудить, спрашивали, что читать дальше, говорили о том, что понравилось, а что — не очень. И после этого мы подумали, что незачем ограничивать себя только французской литературой, а нужно сделать «сборища по интересам». И пошло. Кружка фотографии мы как-то не предполагали.
— Как отбираются темы для лекций?
— Можно сказать, что все целиком зависит от вкуса нашей команды, ну и лекторы много советуют, а мы всегда прислушиваемся. У нас вообще концепция дружественной организации: если нам Павел Каплевич говорит, что Сергей Чобан отлично читает лекции, то мы тут же хотим встретиться с ним, чтобы он нас поводил по Москве. Ну, или по Берлину, как он иногда делает. У нас была мысль сделать выездную лекцию, чтобы Сергей показал Берлин своими глазами. Это все рождается во время различных посиделок.
— Существует четкое понимание, что эту тему точно можно обсудить на лекциях, а другую — нет? Понятно, что театр, литература, искусство — это точно «да», а что не впишется в стандартное расписание?
— У нас может обсуждаться абсолютно все, только не политика. Мы изначально приняли такое решение, потому что, во-первых, для того чтобы обсуждать политику, нужно наличие у обеих сторон достаточного багажа знаний и опыта. Во-вторых, она настолько всем надоела, и люди настолько от нее устали, что находятся темы гораздо интереснее. Конечно, не затрагивать политику совсем не получается. К нам приходят историки, к примеру, Пивоваров. Понятно, что Ирина Прохорова в своих лекциях часто эту тему затрагивает. Что касается прочего, то если членам нашего клуба интересно мнение детского психолога — не вопрос, если есть желание обсудить какой-то экономический вопрос и встретиться с Алексеем Леонидовичем Кудриным — тоже. Если говорить в общем, то мы абсолютно открыты интересному и новому, поэтому интеллектуальная повестка формируется динамически исходя из текущего контекста.
— По какому принципу отбираются члены клуба и какое их количество максимально планируется?
— Мы в первую очередь хотим комфорта для лектора и слушателей. У нас есть большие мероприятия, на которых может присутствовать около 200-300 человек, но наша флагманская история — лекции, которые проходят каждую неделю. На них присутствуют по 10-15-20 человек. Иногда бывают чрезвычайно востребованные лекторы. На них приходят практически без прогулов человек 40. Но 40 — это уже тяжело, создается другая атмосфера. Задумано все так, чтобы было комфортно задавать вопрос, чтобы все представляло собой своеобразный салон. У нас сначала лектор читает, потом ему задают вопросы — и возникает дискуссия. А это комфортно только с ограниченным количеством людей.
— То есть четкой программы на несколько месяцев нет и планирование тем всегда происходит в реальном времени?
— Ну не совсем, конечно. У нас сейчас все фактически расписано до декабря, даже есть большие и громкие события вроде премьеры Богомолова, которая будет только в мае, мы уже над ней работаем. Необходимость долгосрочного планирования также связана с тем, что у нас многие лекторы — занятые. Заранее не запишешься — не получишь.
Я не живу по принципу «нравится — не нравится»
Интеллектуальный клуб 418 что это
Интеллектуальный клуб «418» — культурный проект, основанный в 2013 году Ириной Кудриной и Надеждой Оболенцевой, — ведет свою деятельность и развивает образовательные программы в Москве и Санкт-Петербурге. В рамках закрытых мероприятий Клуба проводятся лекции и творческие встречи с авторитетными спикерами, концерты, театральные и кино-премьеры, вернисажи и экскурсии в обеих культурных столицах.
Клуб также организует выездные мероприятия с целью посещения самых знаковых событий страны и мира и позволяет получить доступ к по-настоящему уникальным культурным мероприятиям.
За восемь сезонов существования Клуб «418» вышел за рамки закрытого клуба, каким задумывался изначально, и превратился в полноценную культурную платформу, сохранив при этом свою камерность: в Клубе состоит ограниченное число участников, заинтересованных в том, чтобы находиться в эпицентре культурной жизни двух столиц.
За годы существования Клуба «418» его лекторами и друзьями стали Константин Богомолов, Диана Вишнёва, Андрей Кончаловский, Павел Лунгин, Юрий Норштейн, Леонид Парфёнов, Михаил Пиотровский, Ирина Прохорова, Кирилл Серебренников, Александр Сокуров, Сергей Соловьев, Алексей Учитель, Татьяна Черниговская, Сергей Ястржембский и многие другие.
В 2016 году по инициативе и при участии Клуба был восстановлен и сыгран в Москве и Петербурге спектакль Константина Богомолова «Лир». Сотрудничество настолько удалось, что теперь режиссер готовит специальные версии постановок для больших событий Клуба «418».
При поддержке Клуба снят документальный фильм Николая Картозии и Антона Желнова «Саша Соколов. Последний русский писатель», представлен спектакль Льва Додина «Гамлет» и выставка Владимира Сорокина «Три Друга» в Таллине, а также организован исторический концерт Олега Каравайчука в Центре документального кино, который, к сожалению, стал для великого композитора последним.
Кроме того, Клуб «418» оказывает меценатскую и организационную поддержку различным художественным проектам, культурным инициативам и благотворительным фондам. В числе партнеров Клуба — фестиваль Context.Diana Vishneva (в рамках которого Клуб вручает собственный приз), Медиатека Гоголь-центра, Международный фестиваль-школа «Территория», журнал «Сеанс», Фонд Анатолия Васильева, Международный фестиваль «Дни российского кино», благотворительный аукцион Action! и другие.
Благодарим за внимание и Ваш выбор.
Желаем приятного времени в компании единомышленников и друзей.
С наилучшими пожеланиями,
Учредители Интеллектуального клуба: «418»
Ирина Кудрина и Надежда Оболенцева
Ксения Собчак, Светлана Бондарчук, Надежда Оболенцева и другие на дне рождения Клуба «418»
Интеллектуальный клуб, основанный Ириной Кудриной и Надеждой Оболенцевой, отметил свое 8-летие.
Вчера, 9 февраля, прошло празднование восьмого дня рождения Клуба «418» и показ документальной ленты «Крепость», снятой по книге Евгении Письменовой «Система Кудрина». Среди гостей вечера были Анатолий Чубайс, Светлана Бондарчук, Ксения Собчак и Константин Богомолов, Софья Капкова, Александр и Валерия Роднянские, Марк Гарбер, Айдан Салахова, Оксана Бондаренко и многие другие. Праздник прошел в кинотеатре «Художественный», ожидающем своего скорого открытия, при поддержке Chivas Regal.
Ирина и Алексей Кудрины и Надежда Оболенцева
Надежда Оболенцева и Светлана Бондарчук
Анатолий Чубайс
Ксения Собчак и Ирина Кудрина
Софья Капкова, Надежда Оболенцева, Валерия Роднянская Картина «Крепость» рассказывает о том, почему Россия пережила кризис 2008 года без серьезных потерь, без массовых банкротств предприятий и банков. Представление о скряге-Кудрине, зажимающем деньги на развитие страны, приклеилось к нему еще в 90-е во времена работы в Санкт-Петербурге и усилилось во времена его работы министром финансов. Неуживчивый, упертый, вечно критикующий, занудно отстаивающий свой взгляд на формирование бюджета. Во время кризиса Алексей Кудрин показал, ради чего была нужна такая финансовая строгость.
Ирина и Алексей Кудрины и Надежда Оболенцева
Анатолий Чубайс и Отар Маргания
Валерия и Александр Роднянские
Виктория и Антон Борисевич
Стас Тыркин, Надежда Оболенцева и Софья Капкова
Олеся Судзиловская и Александр Колмановский
Светлана Бондарчук и Галина Агапова
Надежда Оболенцева и Константин Богомолов
Марк Гарбер
Григорий Березкин и Рубен Варданян
Михаил Зыгарь
Айдан Салахова
Евгения Милова
Оксана Бондаренко
Галина Мазаева
Ирина Милова
Андрей Артемов
Москвич
Это мой город: основательница интеллектуального клуба «418» Надежда Оболенцева
О толерантности, об отношении к расширенным улицам Москвы и о быстром переходе в онлайн-режим.
Я родилась…
Сейчас живу…
Рядом с Патриаршими. Я люблю ходить пешком: до офиса, до «Фанни», до пространства клуба, до работы мужа, большинство моих друзей живут в окрестностях и любимые кафе тоже рядом.
Люблю гулять…
Я, конечно же, помимо своего района люблю гулять в парках, обожаю Нескучный сад и Ботанический сад.
Хочу отправиться, как только разрешат выходить из дома…
Мечтаю поехать на Алтай, Байкал и в Карелию, но надо подождать, пока вирус утихнет. И, конечно же, в любимую Италию и Грузию.
Мой любимый район в Москве…
Кроме своего люблю Пречистенку, мне нравятся старые дома и зеленые дворы, скрытые от больших улиц.
Мой нелюбимый район…
Я люблю Москву, не думала про нелюбимые районы.
В рестораны…
Надеюсь, скоро уже снова начнем ходить. Любимые: «Шиба», «Сахалин», «Сумосан», «Buro ЦУМ», «Диди» и многие другие. Теперь заказываем еду оттуда на дом.
Место в Москве, в которое все время собиралась, но все никак не могла доехать, а теперь и нельзя…
Я вообще жалею, что сейчас не могу ходить гулять и ездить, но, надеюсь, все наверстаю. Хочу побывать в особняке Арсения Морозова на Воздвиженке.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Москвичи толерантные, и они, как все жители мегаполисов, заняты в основном своими делами. А главное, москвичи отличаются тем, что непонятно, кто из них москвич.
В Москве лучше, чем в мировых столицах: Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Все! Включая москвичей.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Мне кажется, Москва расцвела с этими расширенными улицами для пешеходов, без палаток.
Хочу изменить в Москве…
Я хочу, чтобы было уважение к жемчужинам архитектуры и наследию.
Если не Москва, то…
Не хотела бы думать. Есть масса стран, где я хотела бы провести месяц-два, но я никогда не думала о переезде, и когда жила, например, в Лос-Анджелесе или Лондоне, то очень тосковала по дому.
В Москве до введения карантина меня можно было чаще всего застать кроме работы и дома…
Каждый день в «Фанни Студио» за занятиями йогой и пилатесом и, конечно, в Buro Beauty.
Планы клуба «418» на ближайшее время…
Клуб «418» очень шустро вышел в онлайн — мы открыли программу уже 6 апреля и сейчас выходим в эфир три раза в неделю — с лекциями в понедельник, встречами с важными деятелями культуры в среду и с экскурсиями по городам других стран и по уникальным местам Москвы по субботам. Я очень жду встреч офлайн в пространстве клуба, но онлайн-программа тоже останется. Кстати, все лекции и встречи, прошедшие онлайн, можно увидеть на нашем канале в YouTube.
Ближайшие онлайн-мероприятия Клуба «418»:
25 мая, понедельник, 17:00 — лекция психолога Сергея Ениколопова «Психология юмора»
27 мая, среда, 17:00 — беседа соосновательницы Клуба «418» Ирины Кудриной и профессора Женевского университета Станислава Смирнова
Фото: из личного архива Надежды Оболенцевой
Оболенцева и Кудрина дали интервью Монгайт. О клубе 418
Жена Алексея Кудрина Ирина вместе со своей подругой Надеждой Оболенцевой основали закрытый интеллектуальный «Клуб 418», в котором московский ист:)шмент занимается самообразованием. С его помощью они продвигают искусство и помогают талантливым художникам. Вместе с Анной Монгайт они обсудили, как организовать культурное сообщество интеллектуалов «в красивом платье и с красной помадой», очаровывать элиту лекциями Сергея Шнурова и представлениями Ян Гэ, и неожиданно попасть в титры фильма Кантемира Балагова на Каннском фестивале.
Оболенцева: Мы делаем уже не первый аукцион. Мы делали аукцион для Сокурова, для Анатолия Васильева, для «Гоголь-центра». Это формат такой, что мы собираем друзей и предлагаем, на мой взгляд, фантастические лоты для поддержки того или иного деятеля культуры.
Кудрина: Алла Демидова ― наш большой друг. Мы ее безумно уважаем, несказанно ценим. И, естественно, мы хотели бы помочь в издании ее шеститомника. Очень было бы нам приятно, тем более что у клуба достаточно большая история помощи талантливым людям.
Монгайт: Жена Алексея Кудрина Ирина и, как пишут в Tatler, it-girl Надежда Оболенцева ― самые желанные героини глянца. Шесть лет назад они придумали, как с пользой развлекать своих друзей. На смену просто вечеринкам пришли вечеринки с лекциями, коктейли со спектаклями и приемы с симфоническими концертами.
Кудрина и Оболенцева открыли закрытый «Клуб 418», чья задача ― удовлетворить все культурные запросы благополучных москвичей еще до того, как те их успели сформулировать. Стоимость членства обе предпочитают не называть.
— Надя, скажи мне, пожалуйста, зачем в принципе тебе лично это нужно?
Оболенцева: Как, ты что? Это безумно интересно. Это настолько поменяло мою жизнь и мои какие-то интересы, людей, которых я встретила вот за эти шесть лет. Мы с Ирой просто как-то влюбляемся в каждого лектора, который к нам приходит. Это же невозможно.
Монгайт: А как у вас вообще с ней разделяются функции? Кто из вас за что отвечает в этой истории?
Оболенцева: Я считаю, что это гениальный тандем, потому что Ира очень ответственная, с очень таким математическим… Абсолютно обязательный, ответственный, структурный человек. А я очень влюбчивая, у меня вот этот проект ― всё, значит, сейчас мне вообще ничего не надо, сейчас мы вот это делаем.
И поэтому мы абсолютно друг друга балансируем. Где-то Ира меня останавливает, где-то, наоборот, поддерживает. То есть мы просто с ней много лет дружим, у нас это получилось случайно.
Монгайт: Как вы встретились впервые с Надей? Вообще обычно это спрашивают про мужчин, но тут вы такие партнеры уже, у вас девичье партнерство, как брак.
Кудрина: Да. Мы этим вопросом сами задались, действительно, не так давно, потому что мы обе не помним, как это произошло. И даже я рассуждала на тему, что я Надю помню с челкой, она сказала: «Боже мой, это было даже в школе!». Я дружила с ее родителями, собственно говоря, как и сейчас дружу. Надя подрастала, собственно, я так оказалась, можно сказать, в возрастном промежутке: и там, и здесь.
Монгайт: Это видно. Вы так общаетесь с ней, как будто бы вы давно выступаете вместе на сцене. Вы знаете, вы так перебрасываетесь репликами, как давний сценический дуэт.
Кудрина: Давно, давно на сцене. Давно вместе.
Монгайт: Две красивые девушки создают клуб, который сразу называют интеллектуальным. Это в принципе такая, мне кажется, провокация определенная.
Оболенцева: Да, вот с этим мы и живем. Я же говорю, первый вопрос всегда был, наверно, первые года три: «Как вы в красивом платье с красной помадой можете еще и в библиотеку?». Там курилка есть!
Я очень не люблю, чтобы мне все говорили: «Слушай, ты в Tatler в платьях фотографируешься, а как ты в театр ходишь?». Меня все время это вталкивает в ступор, я действительно думаю: а как же я хожу и туда, и туда? И, в принципе, и там, и там получаю максимум удовольствия.
Монгайт: Мы только что ехали с Надей в машине и начали разговор с вопроса, который я хочу вам тоже задать, Ирина. Зачем вам это нужно? Зачем вам нужен «Клуб 418»?
Кудрина: А что Надя ответила? Мой ответ достаточно простой. Все время кажется, что я практически ничего не знаю, особенно в тех областях, которые мне интересны. Это касается истории, искусства. Поэтому Надя у нас отвечает за все искусство, я всегда с ней советуюсь, если даже куда-то в театр собираюсь пойти. И хочется знать, просто хочется знать. Вот мне лично. А поскольку я человек очень общительный, то мне обязательно хочется делиться.
Оболенцева: Получилось, что мы соединили две какие-то совершенно разные платформы, да, точнее, создали платформу, на которой могут соединяться какие-то совершенно несоединимые люди, проекты.
Монгайт: То есть никогда не раздражали друг друга, да, вот эти два сталкивающихся социума?
Оболенцева: Нет, мы с Ирой сильно переживали всегда. То есть Ира вообще вначале, я говорю, стояла сзади с указкой, потому что нельзя есть, нельзя пить, нельзя отвечать по телефону. И они правда занимались в своей жизни чем-то другим, да, и вот они приходят в консерваторию. По какой причине? Девушка привела, бойфренд привел, билеты подарили ― неважно, но они оказываются там, и, на мой взгляд, неважно, какая степень их погруженности, потому что если то, что там происходит, настоящее, то их наверняка это как-то где-то цепанет.
Монгайт: А вот интересно, когда, например, концерт Курентзиса, гости «Клуба 418» хлопают между частями или нет?
Оболенцева: Уже нет.
Кудрина: У нас есть правила. Мы эти правила привезли из очень уважаемых заграничных клубов, долго их изучали, долго пытались их примерить к нашей публике.
Монгайт: А что это были за клубы и что за правила?
Кудрина: Например, я привезла правила из закрытого нью-йоркского клуба под страхом не знаю чего, мне сказали: «Ты только никому их не давай, потому что это такой закрытый клуб, вот эти все правила».
Оболенцева: Тысяча страниц.
Кудрина: Да, Библия.
Оболенцева: По-моему, нам это не очень подходит.
Кудрина: Да-да, мы долго смеялись над этими правилами, представляя, как это будет выглядеть: «Пересекая дверь клуба, его члены должны выключать все средства связи, которые они имеют, чтобы не дай бог не издавался никакой звук».
Монгайт: То есть Надю вы просто не впустите уже, да?
Кудрина: Да.
Оболенцева: Раньше ели.
Кудрина: Да, орешки, печенюшки. Все это можно принести. Я за это, конечно, очень сильно переживаю, но я так тихонечко прошу, чтобы этого не было.
Монгайт: «Не чавкайте».
Кудрина: Да. Но, в принципе, так, чтобы всем об этом говорить, ― это совершенно не нужно. Все люди воспитанные, все прекрасно понимают. Но если я вижу, что звонит телефон или человек пять раз в туалет вышел, я обязательно ему сделаю замечание, чтобы он больше этого не делал.
Монгайт: Вы начинали, это не было еще клубом, не было платной основы.
Кудрина: У нас в принципе некоммерческая организация, и поэтому членские взносы ― это некая такая меценатская история.
Монгайт: А как вы решаете, кому помогать? На какие-то благотворительные цели эти деньги уходят же.
Кудрина: У нас уже множество проектов, которым мы помогли состояться. Я думаю, что о них лучше расскажет Надежда, она в теме гораздо больше, чем я.
Оболенцева: Мы помогаем тем, кто без нашей помощи не сможет закончить проект, который мы бы хотели видеть. К нам пришел Каплевич и сказал: «Ученикам Сокурова очень нужно сейчас собрать деньги на камеру».
Кудрина: Да, тогда. Похвастайся.
Оболенцева: На камеру, на какое-то оборудование. Очень талантливый курс, ребята. И мы сделали аукцион в поддержку.
Кудрина: Школы Сокурова, учеников.
Оболенцева: Учеников. В результате мы едем на премьеру, по-моему, в Канны на премьеру к друзьям.
Кудрина: В Канны.
Оболенцева: Просто сейчас интригу чуть-чуть расскажу.
Кудрина: Да-да.
Оболенцева: Едем на премьеру Звягинцева. Мне звонят, говорят: «Слушайте, мы вас поздравляем». Я говорю: «Да нет, мы рады, конечно, но мы никакого отношения не имеем». «Как? Кантемир». Я говорю: «Как, что Кантемир?». Оказывается, он снял фильм, оказался в Каннах и вписал нас в титры, нам ничего не сказал.
Монгайт: То есть вы этот фильм даже еще не видели?
Кудрина: В тот момент не видели.
Оболенцева: Нет, просто люди из зала слали нам фотку. Причем опять же обычно, если ты кому-то помогаешь, ты никогда, во-первых, не ждешь, что будет какая-то благодарность, а тут еще такая публичная, в Каннах! Мы просто умерли от счастья.
Монгайт: Насколько ваше партнерство мешает вашей личной дружбе? Насколько вот это всё приходится диверсифицировать, ваши отношения и ваш проект?
Кудрина: Абсолютно. Даже есть закон, с которым я, в принципе, выросла и живу, что с друзьями бизнес делать нельзя. Но дело все в том, что мы с Надей родственники.
Оболенцева: Так мы и не бизнес делаем!
Монгайт: Но это все-таки бизнес уже или все еще хобби?
Оболенцева: Ты сейчас меня настроишь, я скажу: «Все, я не хочу, это, оказывается, работа! Я поняла». Нет, понимаешь, как это? Конечно же, это работа, но просто у меня отношение к этому как к чему-то, чем мне безумно нравится заниматься. Знаешь, как Том Сойер красил забор, вот это из этой серии. Потому что когда тебе это нравится, то это другое. Как это?
Как говорят, какая это работа, когда я радостно иду на встречи с лекторами, когда я радостно встречаюсь с нашими друзьями и членами клуба, когда я с большим удовольствием и переживаниями организовываю какие-то вещи. Мы с Ирой к этому уже не можем относиться… Понимаешь, это слишком много эмоций для работы.
У нас закрытое членство. Не то что мы набиваем цену себе, этой общности, еще чему-то, это просто для комфорта, чтобы там были люди, которым вместе всем хорошо.
Монгайт: Вообще-то это очень интересно. А что такое комфортные люди? Как вы это понимаете?
Оболенцева: Понимаешь, вот приходишь к кому-то на ужин, например. У нас ощущение, что это у нас дома.
Монгайт: Сколько сейчас этих членов?
Оболенцева: Человек восемьдесят, наверно.
Монгайт: Приходишь на ужин, где восемьдесят комфортных людей. Такое может быть, да?
Оболенцева: Нет, может быть. Реально может быть. У нас же восемьдесят человек не ходят все сразу, да. Грубо говоря, это люди, которые смотрят в одну сторону, которые хотят что-то узнавать, которым это интересно, которые готовы потратить на это вечер. В Москве потратить вечер, два часа слушать кого-то ― это же тоже усилие.
Монгайт: А как вступить?
Кудрина: Для того чтобы попасть в клуб, нужно иметь рекомендацию, две рекомендации от членов клуба и встречу с нами.
Монгайт: А ваш муж ходит на ваши события?
Кудрина: Конечно.
Монгайт: А как он отнесся вообще к этой инициативе, когда вы решили уже превратить редкие встречи в клуб? Давал вам какие-то советы?
Кудрина: Вы знаете, вот не помню, это было шесть лет назад. Конечно, я обращаюсь, как любой нормальный человек, к своему лучшему другу за какими-то советами. Естественно, я обращалась, я по всем вопросам к нему обращаюсь за советами, даже что касается того, идет мне это платье или не идет, оно нравится ему или не нравится. У него очень хороший вкус, поэтому я пользуюсь его советами даже в этом, естественно.
Оболенцева: Можно я добавлю? Потому что отношение можно сразу понять. Алексей Леонидович открывал наш первый официальный год своей лекцией.
Кудрина: Да.
Монгайт: Тоже о культуре?
Кудрина: Нет, он говорил об экономике.
Монгайт: Когда делали, например, встречу с Собяниным, это же не входит в мои, во всяком случае, представления о культурном досуге. Как возникают.
Оболенцева: Все были совершенно очарованы.
Монгайт: Да, очарованы?
Оболенцева: Ты знаешь, да, был культурный вечер. То есть это было не про политику.
Монгайт: А про человеческое.
Оболенцева: Про человеческое.
Монгайт: Можно ли привести пример еще каких-то таких же ситуаций, когда вы сказали: «Отойдем от традиций, сделаем что-то неожиданное»? Часто ли это бывает?
Кудрина: У нас постоянно такие ситуации.
Оболенцева: Со Шнуром.
Кудрина: Да.
Оболенцева: Лекция Шнура на открытии прошлого сезона.
Кудрина: Я тоже думаю, что все удивились.
Монгайт: Вообще сам факт ― Шнур и лекция?
Кудрина: Да.
Оболенцева: На самом деле Сережу слушать можно просто нон-стоп, он безумно эрудированный, очень интересный, харизматичный. На самом деле мы против ханжества, против снобизма, потому что как можно, да? То есть я правда считаю, что это прямо такой был крутой ход. Дискуссия.
Кудрина: Да, и получилась такая большая дискуссия.
Оболенцева: На тему присутствия мата, не мата, современного искусства. То есть это было правда очень интересно. Я считаю, что это тоже одна из наших побед, то, что есть возможность увидеть Сережу с другой стороны.
Монгайт: Прошли шесть лет, которые существует клуб. Вы говорите, что вы начинали с собственной личной востребованности в каком-то росте. Вы почувствовали этот личный рывок за шесть лет?
Кудрина: Да. Я уже стала разбираться немножко в искусстве.
Оболенцева: И ходить в театр.
Кудрина: И ходить в театр. Правда, пока Надя не скажет, что на этот спектакль мне можно идти, я на него не пойду.
Монгайт: Сегодня мы побывали в «Клубе 418», который придумали Ирина Кудрина и Надежда Оболенцева. Что ни говори, женская дружба не всегда заканчивается плохо. Это была программа «Патроны», женский сезон, который мы выпускаем вместе с полноприводными седанами Genesis.