интенсификация учебного процесса что это
Интенсификация процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность интенсификации обучения
Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность образования.
В процессе интенсификации обучения происходит активное внедрение новых технологий, форм, приемов, методов и средств в учебно-воспитательный процесс. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это обеспечивает переход системы образования на новый уровень:
По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление.
Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов, как отдельных, так и различных педагогических коллективов и объединений.
Процесс интенсификации является важным и значимым для образовательной системы. Его необходимость можно отметить такими критериями:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные направления интенсификации обучения
Процесс интенсификации предполагает разработку и практическую реализацию приемов и методов организации, познавательного процесса, которые имеют научное обоснование. Таким образом удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности и акцентировать внимание на развитии творческих направлений, а также повысить темпы обучения.
Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.
Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса, активной разработке и внедрению новых методов и форм организации учебно-воспитательной работы.
Кроме того, важное значение в учебно-воспитательном процесс отводится применению методов контроля и оценки усвоения учебных программ, имеющихся и приобретенных знаний и навыков. Процесс контроля должен носить аналитический характер, отражая все имеющиеся пробелы в знаниях и, давая характеристику их источников и причин развития.
Интенсификация обучения
Интенсификация обучения.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
— содержания учебного материала;
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
— рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
— перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
— концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы;
— рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
— обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
— экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.
К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, является проблемное обучение.
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
Интенсификация обучения — (лат. – напряженный) – принцип организации системы обучения, максимально использующая внутренние резервы для повышения эффективности образования. Интенсификация – это рационализация структуры системы образования. Интенсификация – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… … Российская педагогическая энциклопедия
БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ + — активное владение языком, аспект обучения, аспектное обучение, аспектно комплексное обучение, аспекты языка, аудирование, базисные категории методики, виды речевой деятельности продуктивные, виды речевой деятельности рецептивные, владение языком… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Психолингвистика — наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Возникла в 50 х гг. 19 в. как реакция на появление практических задач, для решения которых оказался недостаточным аппарат лингвистики и традиционной психологии (См.… … Большая советская энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
САВАК — Иранская национальная организация информации и безопасности سازمان اطلاعات و امنیت کشور Файл:SAVAK logo (Expired).PNG Страна … Википедия
Нидерланды (государство в Зап. Европе) — Нидерланды (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название ‒ Голландия). I. Общие сведения Н. ‒ государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км.… … Большая советская энциклопедия
Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ
Инна Копаницкая
Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ
Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОО групп компенсирующей и комбинированной направленности, родителей, воспитывающих детей с ОВЗ).
Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.
Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность обучения. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это дает возможность для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения. Познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.
По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление. Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов. Таким образом, удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности, а также повысить темпы обучения. Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.
— Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
— Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса.
Одним из приёмов интенсификации процесса обучения может служить «гимнастика мозга», разработанная психологом Полом И. Деннисоном.
«Гимнастика мозга»помогает осуществлять следующие задачи:
• Оптимизация деятельности мозга.
• Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
• Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
• Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.
• Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
• Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере.
• Восстановление работоспособности и продуктивности.
• Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
• Формирование абстрактного мышления.
Мы давно использовали мяч в играх с детьми логопедической группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Помимо «ГМ», эффективно будет использовать упражнения с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению, освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на развитие психических процессов дошкольников. Игры с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы можно взять из книги «Мяч и речь» Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.
Материал для создания буклета «Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ».
Одним из методов интенсификации обучения у детей с ОВЗ являются игры с мячом. Они известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Последние три года, углубленно работая в этом направле-нии, мы сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с ОВЗ: они освобождают детей от утомительной, неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Все это является необходимыми предпосылками для выработки у детей правильных учебных навыков. Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы в Вашей работе.
«Ну – ка мяч скорей бросай и животных называй»
Игра с мячом «Я знаю три названия животных» (цветов и т. д.
Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Игра с мячом «Кто как разговаривает»
Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Игра с мячом «Скажи ласково»
Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Игра «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова»
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков — называй»
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
В настоящее время у детей наблюдаются массовое недоразвитие зубочелюстной системы, причиной которого являются издержки семейного воспитания (когда дети долгое время пьют из бутылочки, едят перетёртую пищу и т. д.). Это может привести к задержке развития ребёнка. В последнее время в коррекционной работе вместе с артикуляционной гимнастикой мы стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет.
Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.
3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.
5. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.
6. Набрать в рот воду (глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»).
Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта. Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.
2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.
5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.
6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.
7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
И. М.Сеченов: «Всякое ощущение по природе смешанное, к нему обязательно примешивается мышечное, которое по природе является более сильным».
Использование приемов тактильно-кинестетической стимуляции для автоматизации звуков по методике Архиповой Е. Ф. Основой данной методики является включение пальцевых упражнений, выполняемых на колючем коврике.
Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.
Дидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.
Дидактические игры для обучения детей математике Конструирование с использованием «Цветных чисел» Кюизенера Цель: Упражнять детей в различении и названии цвета палочек. Развивать умение.
Картотека дидактических игр для обучения детей порядковому счету для 5–6 лет Картотека дидактических игр для обучения детей порядковому счету для 5-6лет. Порядковые числительные это числа, слова, обозначающие место.
Компьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языку Обучение чему- то полезному не всегда бывает интересным. Так думают некоторые дети, которым больше по душе игры и развлечения, чем учеба.
Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.
Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций:.
Проблема интенсификации процесса обучения в современной педагогической науке
Дата публикации: 25.01.2015 2015-01-25
Статья просмотрена: 3205 раз
Библиографическое описание:
Одинцов, А. И. Проблема интенсификации процесса обучения в современной педагогической науке / А. И. Одинцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 829-831. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15174/ (дата обращения: 13.12.2021).
Ключевые слова: интенсификация; обучение; процесс; подходы к обучению; система обучения.
Современный процесс обновления всех сфер общественной жизни, научно-технический прогресс выдвинули новые требования и задачи перед педагогической наукой и практикой, особенно в сфере специального обучения. Основная особенность современного процесса обучения по-прежнему заключается в том, чтобы за короткий срок дать обучаемым максимально большое количество необходимой им информации и научить их тому, что нужно практической деятельности. В условиях же рыночной экономики и научно-технического прогресса главным направлением обучения должно стать развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать максимально большое количество действительно нужных им для деятельности знаний в единицу времени. Реализацией этого направления служит интенсификация процесса обучения.
Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приёмов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса [8].
В связи с ускоренными темпами общественного развития возникает вопрос о том, как и чему обучать людей в кратчайшие сроки. Становится чрезвычайно важным вопрос: «Увеличивается ли срок обучения пропорционально росту объёма предметов, которые необходимо изучить?» И учёные отвечают на этот вопрос по-разному.
Так, западные учёные для всестороннего изучения данного вопроса организовали в 1971 году международный симпозиум, в котором принимали участие представители более 100 стран, в т. ч. из Великобритании, Германии, Франции, Италии и др. В результате обсуждения специалисты пришли к выводу, что основной тенденцией современной системы обучения является всесторонняя её интенсификация.
Советские ученые Л. В. Занков (1990), Ю. К. Бабанский (1987), Д. Б. Эльконин (1974), В. В. Давыдов (1996), О. П. Рассудова (1976), Ю. Б. Зотов (1984) и другие считали, что для интенсификации процесса обучения существуют два пути. Во-первых, поиск возможностей уменьшения, как в количественном, так и в качественном отношений разрыва между ростом научно-технического прогресса и непосредственно содержанием образования. Для этого необходимо разработать определённый стандарт, который бы позволил уплотнить программы занятий в различных учебных заведениях. Во-вторых, необходимо оптимизировать методики и содержание обучения в образовательных организациях.
При этом предусматривались следующие направления деятельности интенсификации процесса обучения:
— развивать у учащихся навыки активной, творческой, самостоятельной деятельности в ходе учебного процесса;
— изучение потенциала умственного развития обучаемых и выявление новых ресурсов их мыслительной деятельности;
— разработать психологические основы индивидуального и группового интенсифицированного обучения и др.
Исследование проблем интенсификации обучения занимают важное место в мировой педагогической науке, в трудах учёных разных стран.
В частности, болгарский учёный Г. Лозанов (1970) в течение нескольких лет успешно проводил опытно-исследовательскую работу по выработке эффективных методов ускоренного преподавания алгебры и геометрии в общеобразовательной школе, а в последующем — иностранного языка.
Профессор Калифорнийского университета Д. Сачман считает, что по мере снижения напряжения головного мозга человека слабеет его интеллектуальный потенциал. Поэтому не надо остерегаться усиления умственной деятельности. Его коллега, профессор Д. Бруннер, верит в то, что обучение имеет неограниченные возможности. В случае правильного выбора методов обучения, каждый человек может усваивать любые знания, независимо от его возраста (Чернилевский Д. В., Филатов О. К., 2002).
Следует подчеркнуть, что советские учёные доказали (Бабанский Ю. К., 1987; Герасимов В. Н., 1996; Дьяченко В. К., 1989; Давыдов В. В., 2000), что интенсификация обучения во всех учебных заведениях без исключения имеет очень важный социально-экономический эффект. Более того, обучение переподготовке людей в условиях рыночной экономики является одним из главных направлений обновления системы образования. При этом возрастают социальные требования к интенсификации обучения, которые позволяют повысить результаты учебного труда на единицу затраченного времени, переходить от пассивного и формального обучения, которое подчас имеет место, к творческой и активной учебно-познавательной деятельности.
Вместе с положительными сторонами, идея интенсификации обучения подвергается критике как «изнурительное» и «скучное» обучение (Герасимов В. Н., 1996; Калмыкова З. И., 1990; Коротков Э. Н., 1990). В ответ на это педагогическая практика доказывает, что интенсивное обучение является активным, увлекательным и интересным обучением. Его главное значение заключается в мобилизации всех внутренних (интеллектуальных, духовных, психологических и др.) возможностей человека.
В практике обучения бытует мнение, что для слушателей легче усваивать материал учебников, раздробленный на небольшие части. На самом деле такое мнение ошибочно. Это можно сравнивать с тем, что когда человек смотрит на картину с очень близкого расстояния, он не воспринимает её полностью, а только яркие краски отдельных частей.
Исходя из изложенного, следует, что главным направлением перестройки всей системы обучения является интенсификация учебного процесса. Она должна осуществляться целенаправленно и планомерно, готовить обучаемых для последующего специального обучения. Внедрение интенсификации позволит преодолеть формализм в обучении, перейти от догматизма к творческому построению учебного процесса.
В советской педагогике обоснованы такие подходы к обучению, как, например, концепция теоретического обобщения в обучении В. В. Давыдова, личностно-социально-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение и др. Они позволяют, в том числе и интенсифицировать процесс обучения (Чернилевский Д. В., 2002).
Обобщение результатов проведенных научных исследований и опыта ведущих педагогов (Бабанский Ю. К., 1987; Быков А. К., 2000; Герасимов В. Н., 1996; Занков Л. В., 1990) позволяет выделить ряд факторов интенсификации обучения:
— повышение целенаправленности обучения;
— усиление мотивации учебной деятельности;
— повышение информативной емкости содержания образования;
— применение активных методов и форм обучения;
— ускорение темпа учебных действий;
— развитие навыков учебного труда;
— использование компьютеров и других современных технических средств обучения.
Кроме факторов, в отечественной науке обоснованы принципы обучения, которые ориентируют педагогов на развитие активности учащихся, на организацию интенсивного обучения.
К принципам процесса интенсивного обучения относятся:
— принцип программирования деятельности;
— принцип оценки усвоения деятельности;
— принцип самостоятельности в познании;
Активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся посвящены работы М. А. Данилова (1957). Значительный вклад в активизацию познавательной деятельности обучающихся внесли работы педагогов и психологов М. И. Махмутова (1990), Т. В. Кудрявцева (1991), И. Я. Лернера (1981), посвященные организации проблемного обучения, созданию проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения, а также исследования, связанные с мотивацией к обучению, воспитанием у обучающихся познавательных потребностей.
Изучению вопросов интенсификации обучения посвящены научные исследования, проведенные в области педагогической психологии Н. А. Менчинской (1989) и Д. Н. Богоявленским (1996). В них широко раскрыта теория усвоения знаний, основанная на идее управления учением и включением его в целостный цикл восприятия.
В. В. Давыдовым (1977) была разработана теория использования содержательных обобщений для повышения результативности занятий, создания резерва времени для усиления развивающего влияния обучения. При изучении каждой темы слушателям вместо фактов, примеров или каких-либо данных доводятся некоторые обобщенные теоретические положения. Затем из них выводятся частные знания о явлениях предметного характера. Такой подход направлен на более плодотворное соотношение индуктивной и дедуктивной логики в обучении.
Б. Г. Ананьев (1996) в своих исследованиях обосновывает подход к формированию личности, основанный на сочетании в себе познания, обобщения и труда. Использование работ А. А. Бодалева (1996) и Б. Г. Ананьева, (1996) вносят весомый теоретический вклад в разработку актуальных проблем интенсификации учебного процесса.
Советские педагоги и психологи Н. Ф. Талызина, В. П. Беспалько, А. А. Золотарев внесли значительный вклад в развитие теории и практики программированного обучения, который способствует интенсификации обучения за счет управления процессом учебного познания.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина (1965) является одним из эффективных оснований для интенсификации обучения. Согласно этой теории познание должно проходить несколько этапов, способствующих интенсификации обучения.
Военные педагоги и психологи А. Г. Базанов, А. В. Барабанщиков, Д. П. Давыдов, В. И. Вдовюк, Н. Ф. Феденко, Э. Н. Коротков в своих исследованиях рассматривали проблемы интенсификации военного обучения.
Следовательно, в современной научной литературе достаточно широко раскрыто, как необходимо выстраивать звенья процесса обучения: его цели и задачи, организацию познавательной деятельности, определение методов, форм и средств обучения, мотивацию и стимулирование учения, контроль и анализ эффективности. Вместе с тем, теоретический анализ процесса интенсификации военного обучения представлен не в полной мере и нуждается в дальнейшем научном исследовании. Наиболее важным является необходимость обоснования такого подхода к обучению сотрудников, при котором весь учебный материал усваивался бы обучаемыми наиболее прочно и с высоким качеством. Именно такой подход в современной военной дидактике является интенсивным (Архангельский С. И., 1980; Барабанщиков А. В., 1968; Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Конюков Н. И., Феденко Н. Ф., 1987; Беспалько В. П., 1989; Биочинский И. В., 1993; Богоявлинский Д. Н., 1996).
Таким образом, анализ истории постановки и развития проблемы интенсификации обучения показывает, что основные идеи обучения людей в короткие сроки при высоком умственном напряжении зародились в глубокой древности. По мере развития общества, науки, образования и культуры они претерпели изменения в направлении теоретического обобщения, практической конкретизации и опытно-экспериментальной проверки. Научные положения интенсификации обучения нашли обоснование в трудах ученых многих стран и оказали существенное влияние на развитие интенсификации обучения.
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980.
2. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика 1987.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
4. Быков А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Диссертация д-ра пед. наук. М.:ВУ, 2000.
5. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований, формирование умственных действий и понятий. – М:, 1965.
6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
7. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие.–М., 1989.
8. Технология интенсификации процесса обучения. – Интернет-публикация. Кривошеина Е.Ю.