интерактив в музее что это
Интерактив в музее что это
В этой статье мы попробуем разобраться в следующих вопросах. Нужны ли в музее интерактивные технологии? На сколько они востребованы?
В жизнь российских любителей искусства стремительно ворвались мультимедиа технологии. Это замечательная возможность объединять в компьютерной системе текст, звук, анимацию и видео, сулит перспективы в культурной сфере. Использование мультимедиа средств в деятельности современных музеев является одной из наиболее перспективных тенденций развития музейного пространства. Разнообразие технологических решений в контексте музейных экспозиций характерно не только для столиц, но и для российской провинции.
Мультимедиа технологии — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
В чем основная “фишка” интерактивных технологий?
Так или иначе, особенности интерактивных технологий кроются в их вездесущности и широте применения. Мы выделили три наиболее значимые черты мультимедиа:
· Обработка и хранение данных происходит в цифровой форме;
· Данные мультикомпонентные, могут содержать: текст, звук, графику, видео и анимацию;
· Интерактивность — активное взаимодействие между программой и человеком.
Какие задачи решают интерактивы?
Анализируя место и значение интерактивных технологий в «традиционном» музее, и основания для их использования, можно выделить задачи, стоящие перед ними:
· Дать дополнительную информацию об экспозиции;
· Расширить границы восприятия за счёт создания эмоциональных и визуальных образов;
· Показать те предметы, которые вживую показать невозможно;
· Донести разную информацию для разной аудитории.
Какие возможности есть у интерактивных технологий?
Оцифровка коллекции дает музею ряд неоспоримых возможностей:
· Обеспечение сохранности музейного собрания;
· Широкий доступ для проведения научных исследований;
· Информационная поддержка основной экспозиции, получение дополнительной и более расширенной информации о предметах экспонирования;
· Популяризация коллекции музея с целью привлечения посетителей и знакомство с коллекцией тех, кто физически не может посетить музей (например, живет в отдалении);
· Предоставление доступа к музейной коллекции людей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, использование данных технологий в экспозиционном пространстве музея позволяет реализовывать как образовательную, так и коммуникативную функции. Можно выделить две модели взаимодействия экспозиции и цифровых технологий с посетителями: первая – вспомогательная роль при интерпретации экспозиции (информационные киоски, столы, экраны), вторая – цифровая технология сама выступает в качестве музейного предмета (интерактивные экспонаты, видеоряд).
Кто сегодня ходит в музеи?
Исследователь музейного дела Джон Фальк предложил следующую классификацию посетителей, которая представлена в инфографике. Чтобы понять, кто ходит в музеи, достаточно узнать, как и что люди говорят о причинах посещения музея:
Гибкая типизация аудитории, описание ожиданий и запросов потребителя позволит создавать музейные проекты, направленные на конкретные и детально описанные группы интересов. Каждый проект будет обращаться к своей аудитории — с максимально четкой информацией.
На сегодняшний день аудитория музеев претерпевает значительные изменения. Среди посетителей возросла доля молодого населения, это и дошкольники, и учащиеся различных учебных заведений, которые в свою очередь, становясь старше продолжают посещать музеи. Многочисленные исследования говорят о том, что посетители, приходя в музей, хотят получить эмоциональную разрядку, интерактивность, своими силами добыть интересующую их информацию. Поэтому применение интерактивных технологий так востребовано в ведущих музеях.
Интерактивные технологии в действии
Мы выделили перечень мультимедиа технологий, который встречается в музеях нашей страны и пользуется большой популярностью у посетителей: информационные киоски, touch-панели разных диагоналей, сенсорные столы, проекции, медиа-аудиогиды, видео-стены, 3D маппинг, VR/AR технологии.
Отметим, что основой музея остается подлинный музейный предмет, в то время как цифровые технологии и мультимедиа дополняют замысел и содержание экспозиции, создают виртуальную среду и интерактивность для посетителей. Исходя из этого, мы делаем вывод, что обращение к информационным технологиям, с одной стороны, обеспечивает учреждениям культуры новые перспективы развития, поддерживает интерес со стороны аудитории и популяризирует их работу.
Привлекайте посетителей, удерживайте их внимание и интерес интерактивными технологиями, сохраняя при этом богатство содержания и глубину идеи экспозиции.
Преобразовывайте свои музейные пространства вместе с VINCHI INTERACTIVE!
Посмотрите портфолио наших работ на странице наших кейсов.
Глущенко Л. И. Интерактив на музейных площадках
Скажите мне — я забуду,
покажите мне — я запомню,
вовлеките меня — и я пойму.
Процессы, происходящие в обществе, сложны и неоднозначны: переход от постиндустриального общества к информационному, глобализация, экономическая нестабильность, кризисы, изменение ценностных и нравственных ориентиров и т. д. — все это имеет влияние на все сферы жизни человека, в том, числе и на образование и культуру.
Музей как центр знаний и альтернативный источник образования — это ценный ресурс информационного общества XXI века. Вопрос о том, «как должен измениться характер музейной коммуникации в связи с переменами в обществе» волнует и зарубежных, и российских музейных работников.
Соответственно появляются и новые подходы к музейным « продуктам»:
— «правды» нет, есть мнения и дискуссия;
— научные факты — не ответ на вопрос, а материал для обсуждения;
— журналистский/публицистический подход вместо академического;
— широкое использование новых технологий и новых медиа;
— сообщество и со-творчество;
— связь с актуальностью.
В России проблема разобщенности тоже существует; еще одной проблемой является то, что очень часто музеи, особенно провинциальные, должны решить, как выжить в очень непростых на сегодняшний день экономических условиях. С одной стороны, нам постоянно рекомендуют, опираясь на опыт западных музеев, использовать интерактив. Куратор форума Д. Агапова говорила: «Музею как проводнику культуры участия отводится возрастающая роль ( музей с участием посетителя). Принципиально новым оказывается идеологическое основание, на которое опирается эта работа. Если раньше музей мог выступить с позиции ментора и «вещал» с объективных высот, то теперь оказывается, что посетители не готовы делегировать музею роль безусловного эксперта и хотят, чтобы их собственная позиция и интересы были представлены на равных. Поэтому именно вовлечение аудитории зачастую становится сегодня целью культурного проекта, а, следовательно, сам процесс выстраивания коммуникации может рассматриваться как результат проекта».
С другой стороны, надо любыми способами привлечь в музей посетителя, чтобы выполнить госзадание. Поскольку традиционная экскурсия уже не вызывает интереса у современного человека, избалованного зрелищными программами и виртуальными развлечениями, то приходится придумывать разные интерактивные программы.
Что же такое интерактив? Четкого и однозначного определения этого понятия ни в литературе, ни в музейном сообществе нет. Словари его трактуют следующим образом: интерактивность ( от англ. interaction — «взаимодействие») — 1) понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами; 2) принцип организации системы, при которой цель достигается информационным обменом элементов этой системы; 3) это поочередное взаимодействие сторон, где как стороны выступают учитель, ученик и используемый цифровой образовательный ресурс.
Есть и другое понимание интерактива как театрализации, которая проводится и вне экспозиций, и в залах музея. Перед посетителями разыгрываются различные сцены в костюмах той или иной эпохи, где бывает задействовано от трех до пяти и более сотрудников. Например, Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького ( Усадьба А. Н. Толстого) предлагает семейную образовательную программу, где детей встречает Мальвина, обучает их правилам хорошего тона, по ходу действия ребята с родителями перемещаются по усадьбе, попадая с одного мастер-класса на другой, где их встречают разные персонажи из сказки « Золотой ключик»; при этом экспозиции музея уходят на задний план. В ФГУК « Государственном музее Л. Н. Толстого» разработан целый ряд интерактивных мероприятий для ребят разных возрастных групп и по литературе, и по истории, где также задействованы сотрудники музея, но у них есть специальный штат — 8 человек, которые разрабатывают эти программы, готовят костюмы, сами же являются актерами. Данные мероприятия совершенно не привязаны к экспозициям музея. Есть и такой вариант, когда музей для проведения интерактивной экскурсии приглашает артистов: музыкантов, танцоров, флористов. Со всеми ними проводятся неоднократные репетиции. В результате идет экскурсия по музею, звучит « живая» музыка, выступают танцоры, что-то говорит экскурсовод, а интерактив заключается в том, что в конце экскурсии посетители сами разучивают несложный танец. Вероятно, такая экскурсия красива, интересна, но насколько экономически выгодна музею?
С такой трактовкой понятия перекликается и определение интерактивности в образовании: интерактивность как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо ( человеком) или чем-либо ( например, компьютером).
Его суть заключается в том, что при взаимодействии каждый участник вносит свой вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности; организуется парная и групповая работа, используются ролевые и имитационные игры, дискуссии. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания. Если учесть, что школа является обязательным образовательным учреждением для ребенка, который будет испытывать постоянное влияние интерактивных методов обучения, то, вероятно, можно проследить и результаты использования инновационных технологий. В музей же посетитель приходит не так часто, поэтому очень проблематично провести мониторинг воздействия интерактива на посетителей.
Подводя итог, можно выделить следующие проблемы, возникающие с использованием интерактива:
1) как сделать привязку к экспозиции, экспонатам, исходя из специфики музейной работы;
2) где в провинциальном городе найти высокопрофессиональных специалистов и меценатов, которые бы помогли музею;
3) насколько и какие интерактивные программы экономически выгодны музею;
4) нужно ли нам сформировать некое околомузейное сообщество или проводить разовые мероприятия.
И главный вопрос: нужен ли интерактив в нашем музее и какой?
Интерактивные и мультимедийные технологии в музее
Нужно ли привносить технику в пространство музея, такое традиционное и душевное? Ответ неоднозначен.
Важно не увлекаться технологиями ради технологий, привлекать внимание, но не отвлекать посетителя от музейного предмета.
Музей, вставший на путь использования мультимедиа-технологий, не всегда оказывается доволен результатами этого выбора. В основном недовольство возникает из-за ошибок, которые проистекают из не совсем верного сценария применения мультимедиа, из-за восприятия технологических средств как самоцели, а не как инструмента.
Среди основных ошибок, совершаемых при технологической модернизации музея можно выделить следующие:
Одна и та же технология (в данном случае проекционная) может выглядеть
в музее совершенно по-разному
Только при преодолении этих ошибок технологии могут действительно реализовать поставленные музеем задачи.
Безусловно, важно и соблюдение очень многих условий конкретной экспозиции: возраст основной аудитории, среднее количество посетителей, пространственные возможности залов.
Разные идеи для разных посетителей музея
Особенно важны такие факторы, как тип экспозиции и тип посещения.
В научно-технических, познавательных музеях, в музейно-информационных центрах, напротив, использование интерактивных инсталляций непосредственно в экспозиции, может быть уместно и крайне увлекательно для посетителей!
Что касается типа посещения, то здесь сценарии интерактивных инсталляций могут различаться для группового, семейного и индивидуального посещения.
Экскурсионные группы является во многих музеях России основным источником посетителей. В этом случае подходящими мультимедиа-решениями могут стать отдельно выделенные кинозоны, интерактивные мультитач-столы с заданиями для всей группы, передвижные терминалы, лабиринты и т.д.
Музей истории г. Екатеринбурга, экран коллективного просмотра
Детский Экологический Центр в Санкт-Петербурге, коллективная игра по экологии и географии для всего класса
Говоря о семейном посещении с детьми, важно помнить о возможностях создания в музее экспозиционных зон (в том числе и с применением мультимедиа) «с высоты ребёнка», с возможностью интерактивного взаимодействия (потрогать, выдвинуть, открыть и т.д.).
Интерактивный проекционный стол с кнопками в виде кристаллов соли,
Музей соли в г. Люнебурге
Индивидуальному же посетителю зачастую приходится сталкиваться с проблемой «информационного одиночества» в музее. Если посетителю не к кому обратиться за получением интересующей информации, он либо ищет эту информацию потом в Интернете, либо забывает о своём вопросе. Но ведь в музей приходят не только за информацией, но и за подлинностью, за атмосферой. Поэтому у посетителя должна иметься возможность погрузиться в изучение предмета на территории музея. Помимо зон погружения не стоит забывать о таком важном средстве преподнесения информации, как аудиоинсталляции. Это не только привычные аудиогиды, но и стационарные наушники-аудиоэтикетки рядом с витриной или с объектом, погружающие посетителя в определённую эпоху/тему.
Чем мультимедиа может помочь музею
При выполнении всех условий концептуальной обоснованности мультимедийных средств, их грамотном сочетании друг с другом и с экспозицией, технологии могут действительно помочь музею, а именно:
1) Добавить в восприятие впечатление
При общей информационной загруженности общества, яркая подача информации об экспонате или музейной теме в виде авторских инсталляций с применением мультимедиа-технологий позволяет оставить в памяти больше впечатлений о предмете и в целом создать более заинтересованное ощущение от посещения музея.
2) Запоминающимся и наглядным образом показать те предметы, которые вживую показать невозможно
Есть масса экспонатов, которые сложно или невозможно показать посетителю в реальности (т.к. хранятся в фондах/ утеряны/слишком маленького или большого размера и т.д.). Здесь на помощь приходят видеомэппинг, голографические витрины, и другие инсталляции. То же касается и рассказа о процессах, которые невозможно смоделировать в условиях музейного пространства.
3) Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории
Профессиональный экскурсовод не будет одинаково вести рассказ для старшеклассников и малышей, для профессионалов и любителей, для тех, кто пришёл в музей первый раз и тех, кто хочет услышать что-то новое. То же касается и мультимедийных инсталляций индивидуального использования. Каждый может выбрать себе тот контент, который наиболее соответствует его интересам.
Для групп посетителей с ограниченными возможностями есть варианты интерактивных инсталляций с подъёмным механизмом, с задействованием тактильных ощущений, с использованием азбуки Брайля и др.
4) Осуществлять коммуникацию с посетителем
На входе в музей с помощью навигационных систем посетителю можно подсказать, где и какие экспонаты он может увидеть, в какие часы работает музей, и другую справочную информацию.
На входе в музейно-мультимедийную экспозицию «Вселенная Воды»
А ещё можно привести пример Музея Первой мировой войны (г. Ипр). Здесь уже коммуникация проходит сквозь всю экспозицию. В начале посещения гостю выдаётся браслет. По этому браслету:
Музей при этом получает базу данных своих посетителей и взаимное общение может быть продолжено!
5) Представлять музей во внешнем мире
Мультимедиа-инсталляции могут стать неплохим подспорьем в рекламном и маркетинговом продвижении музея. В конкуренции за посетителя музеи участвуют в различных культурных мероприятиях и мобильные выставочные комплексы помогают сделать это участие более ярким и полным.
Погружение в мир воды в мультимедийной экспозиции
Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея
Дата публикации: 06.11.2016 2016-11-06
Статья просмотрена: 7211 раз
Библиографическое описание:
Биксалеев, А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея / А. А. Биксалеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34966/ (дата обращения: 13.12.2021).
В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, который задает тенденции развития для всех сфер человеческой деятельности в целом. Для музейного дела, развитие современных информационных технологий также диктует новые тенденции.
Концепция, лежащая в основе функционирования музеев, по мнению А. Ю. Гиля, определяется социальными, политическими условиями и идеологией общества на этапе перехода и становления постиндустриальной культуры. Особенно наглядно это прослеживается в последние десятилетия, когда в обществе происходят активные социокультурные преобразования за счет ускоряющихся темпов развития информационных и коммуникационных технологий [2].
Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории, что не означает отказа от традиционных функций музея. Интерес к посетителю как главной фигуре музейной коммуникации ускоряет процесс пересмотра общей концепции музея как социального института. Большинство музеев перестали быть закрытыми академическими институтами, они представляют сегодня гостеприимное, вдохновляющее и привлекательное публичное пространство, где внимание сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта с потенциальной и реальной аудиторией, а также на определении стратегии развития музейной деятельности.
Освоение музейной информации на принципиально новом уровне происходит в процессе посещения музея и вовлеченности субъекта в образовательный процесс, включающий передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере, возможно, получить в других образовательных учреждениях.
В работу музеев активно внедряются анимация и интерактивность. Средства анимации используются в экспозициях какой-либо исторической эпохи, где персонажи в соответствующих костюмах «оживляют» место и время. Экскурсоводы или аниматоры в таких музеях — это либо волонтеры, либо актеры, наглядно демонстрирующие уклад жизни различных эпох и народов. Основная цель анимационного метода — не просто предъявить посетителю музея предметный мир прошлого, но показать взаимодействие человека с этим миром, вовлечь его в действие [2].
В центре нашего внимания — направления, необходимые для функционирования современного музея, отвечающие последним новшествам музейного дела. Среди них такие, как: интерактивные занятия с посетителями; интерактивная экспозиция с использованием информационных технических средств; музей, как средство самообразования граждан. Приведенные выше направления работы с посетителями в той или иной мере организуются и проводятся в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А. К. Кузнецова.
Интерактивные технологии позволяют сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом, имитировать любые ситуации, моделировать различные явления, интенсифицируют передачу информации, значительно расширяют иллюстративный материал, создают положительный эмоциональный фон, т. е. обладают большой информативностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений, обеспечивают большую наглядность [8].
Под интерактивным занятиям с посетителями понимается тесная работа сотрудников музея с визитерами, когда посетитель становится главным действующим лицом во время посещения музея, находится в режиме беседы или диалога с кем-либо. Цель интерактивных занятий состоит в создании комфортных условий обучения, при которых слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [9].
Следует выделить экскурсионное обслуживание визитера, как наиболее распространенную форму взаимодействия, когда посетителю предлагается устный рассказ о музейной коллекции, представленной для обзора.
Один из типов интерактивных занятий — мастер-классы и праздники. Данный тип занятий применяется в краеведческом музее сравнительно недавно и представляет собой действия, приуроченные к определенным праздникам, памятным датам и т. д., когда посетитель может не просто наблюдать тематические выставки, но и принимать участие в мастер-классах по созданию различных этнических предметов, практиковаться писать старинные письма, участвовать в лотереях, конкурсах и открытых показах фильмов и т. п. Различные викторины, конкурсы, проводимые во время музейных праздников требуют умственной деятельности и ответов по информации, полученной во время посещения музея. Так, традиционными праздниками для краеведческого музея уже стали: Ночь в Музее –приуроченная ко дню музеев России, День тигра, Ночь искусств, День космонавтики, Синичкин день. Во время данных праздников проводятся викторины, мастер-классы, игры, показы фильмов, выступления музыкантов. Такой тип взаимодействия с посетителем обеспечивает усвоение полученной информации во время нахождения в музее как личностно-значимой.
Новым направлением в работе с визитерами является интерактивная «Мини-лаборатория» для школьников 2–6 классов. Данный проект включает в себя разработку и проведение серии занятий по краеведческой направленности и предусматривает непосредственное участие в процессе. На данный момент нами разработаны занятия по следующим темам:
‒ «Жизнь в капле воды» — ученики знакомятся с основами работы с микроскопом, изучают растительную клетку и одноклеточных обитателей водной среды;
‒ «Парк юрского Забайкалья» — ребята знакомятся с вымершей фауной и флорой Забайкальского края, работают с палеонтологическими образцами;
‒ «Удивительное рядом» — занятие знакомит школьников с разнообразием насекомых Забайкалья.
В «Мини-лаборатории» школьник самостоятельно может работать с биологическим микроскопом, палеонтологическими и биологическими образцами и коллекциями. Такая работа не только меняет отношение ребенка к музею как к месту, где в традиционном понимании можно только смотреть, но еще можно все трогать руками и чувствовать себя в роли исследователя. Данная практика выполняет важную роль развития познавательного интереса у младшего школьника и стимулирования желания самообразования.
В последние годы активно внедряется в музейную деятельность интерактивные экспозиции с использованием информационных технических средств. Подобная экспозиция подразумевает под собой не только осмотр экспонатов, но и активное взаимодействие посетителя с музейной выставкой путем внедрения в экспозицию подвижных элементов, сопровождения звуковыми эффектами, оснащения электронными гаджетами-гидами и др. [7].
Так, например, в музее Гранд-макет Россия, представлена большая диорама России в миниатюре, где посетитель может сам, нажимая на кнопки, управлять движением поездов, автомобилей, людей и т. д. Во многих крупных музеях России информация об экспонатах представлена на электронных мониторах, где посетитель самостоятельно может найти необходимую информацию об интересующем его объекте, просмотреть небольшой видеофрагмент или фотографии о нем [3].
В перспективе в Забайкальском краевом краеведческом музее запланировано внедрение применения интерактивных мониторов, но пока вся информация об объектах находится на стандартных пластиковых этикетках. В рамках деятельности отдела природы планируется создание экспозиции, приуроченной к юбилею Государственного природного биосферного заповедника «Даурский», которая была бы оснащена электронными мониторами, современными элементами оформления витрин.
Как средство самообразования граждан музей выступает, в том случае, когда некий процент посетителей усваивает новые знания самостоятельно, иными словами у человека возникает развитие познавательного интереса и желание удовлетворить информационные потребности. Сотрудники Забайкальского краевого краеведческого музея активно работают в этом направлении. Нам представляется интересным практический опыт исследователей в проектировании образовательных квестов на основе технологической карты в рамках квест-технологии [4; 5; 6] и разработка различных вариантов образовательных квестов для посетителей музея, в том числе, и квест-экскурсий [1].
Таким образом, переход к информационному обществу меняет тенденции современного музея в сторону наибольшего взаимодействия с посетителем, выступая в роли образовательного партнера для современного визитера. Привычные экспозиции для обычного наблюдения отходят на второй план и развиваются в направлении современных технических средств, а также тесного взаимодействия с человеком.