интерактивное шоу что это такое
Интерактивное шоу что это такое
За последние три года мода на спектакли в особняках и городские бродилки в наушниках распространилась по всей стране. Проводим ревизию самых любопытных и неожиданных проявлений тенденции от Петербурга до Хабаровска.
Текст: Алексей Киселев, Оксана Ефременко, Максим Чуклинов, Inner Emigrant, Антон Хитров
5.12.18
Кто придумал: хореограф Мигель и продюсерские компании Journey Lab (Нью-Йорк, США) и YesBWork (Москва)
Место: особняк в Дашковом переулке, дом 5
Как это работает: классический образец иммерсивного спектакля, передающий привет знаменитому шоу «Sleep No More» команды Punchdrunk. На входе в особняк зрителям раздают маски и объясняют правила: актеров не трогать, не разговаривать, не снимать маску, не пользоваться телефонами; перемещаться по комнатам и этажам здания можно свободно. Актеры бегают всюду, мистически танцуют и периодически разыгрывают драматические сцены по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Особая отрада — само пространство: в комнатах и залах с ювелирной точностью воспроизведен европейский быт конца XIX века.
«Анна Каренина» (Казань)
Кто придумал: актриса и продюсер Диана Сафарова и фонд «Живой город»
Место: особняк Демидова (бывший ЗАГС), улица Мусы Джалиля, 7
Как это работает: почти так же, как в «Вернувшихся»: вы надеваете маску и принимаетесь шастать по комнатам и залам на двух этажах огромного здания бывшего ЗАГСа. В самом большом зале выстроен вокзал. В какой-то момент туда, дымясь, буквально въезжает поезд. Персонажи романа Льва Толстого одновременно по всему особняку занимаются своими делами согласно сюжету, много беседуют, играют в карты, едят и занимаются любовью (понарошку). Из ноу-хау — каждому герою соответствует свой запах.
«Другой город» (Петербург)
Кто придумал: режиссер Семен Александровский, Pop-up театр
Место: набережные рек и каналов Петербурга
Как это работает: на набережной Фонтанки вы надеваете наушники, предварительно выбрав маршрут: Амстердам, Париж или Венеция. Включаете плеер и следуете выданной в бумажном виде инструкции: куда идти, где притормозить, на что обратить внимание. В наушниках тем временем — звуки набережных того города, на который пал ваш выбор в начале. Поскольку звуки эти записаны на специальный бинауральный микрофон, неминуемо создается эффект присутствия одновременно в двух местах: в том, которое вы видите, и в том, которое слышите. А они, знаете ли, поразительным образом совпадают.
«Зеркало Карлоса Сантоса» (Москва)
Кто придумал: режиссер Талгат Баталов, драматург Максим Курочкин, продюсеры Евгений Кадомский и Павел Гизатулин
Место: мансардный этаж дома на Большой Дмитровке, дом 32, строение 1
Как это работает: на входе с вас возьмут расписку, что вы даете добровольное согласие примерно на все. Затем вы с другими зрителями соберетесь в уютной гостиной, где настоящий психотерапевт «настроит» вас на дальнейшее путешествие. Вы наденете маски и плащи и станете свидетелем ссоры родителей. Окажетесь за школьной партой. Или погрузитесь в офисный угар. Возможно, вас даже переедет поезд и ваше тело привезут в морг. Никто точно не скажет, что именно вы увидите в «Зеркале». Во многом потому, что спойлеры запрещены все той же распиской. Но гарантированно на выходе вас будет ждать роскошный ужин с хорошим вином, где вы сможете обсудить с авторами проекта и другими зрителями все, что пережили на этом «спектакле». И не только.
«Мария и я» (Хабаровск)
Кто придумал: режиссер Иван Куркин и художник Анна Мартыненко
Место: Хабаровский театр юного зрителя
Как это работает: специально для спектакля в театре выстроено множество небольших комнат, в которых представлены тексты графического романа Мигеля Гаярдо «Мария и я». Зритель переходит из одного пространства в другое по сигналу и оказывается в разных ситуациях из жизни 12-летней Марии с диагнозом «аутизм». На морском отдыхе, семейном ужине, в транспорте и так далее. Каждому предлагается увидеть мир глазами особенного подростка, попутно выполняя увлекательные задания. Например, надо выбрать подходящую для Марии футболку, определить меню на вечер или покопаться в том же песке на пляже, что и она. Создатели определили постановку как спектакль-контакт — контакт с другим сознанием, его индивидуальностью, какой бы причудливой она ни казалась.
«Неявные воздействия» (Москва)
Кто придумал: режиссер Всеволод Лисовский
Место: заранее неизвестно
Как это работает: зрители встречаются с артистами в условленном месте и отправляются бродить по городу. На пути могут попадаться любые локации: улица, метро, заброшенный дом, торговый центр и так далее; все это — трибуны для актеров, исполняющих самые разные тексты от стихов Серебряного века до философских трактатов. Группу возглавляет режиссер Лисовский с флагом, на котором изображен африканский зверь трубкозуб — герб проекта. Спектакль импровизационный, маршрут не известен ни зрителям, ни артистам и ни с какими инстанциями заранее не согласован, так что охранники или полицейские могут вмешаться в любой момент.
«Remote Moscow» (Москва)
Кто придумал: театральная компания Rimini Protokoll (Берлин, Германия) и продюсер Федор Елютин (Москва)
Место: московские улицы
Как это работает: пятьдесят зрителей собираются на Миусском кладбище, каждый получает наушники. В них приятный синтезированный голос говорит, в какую сторону идти, на что смотреть, что делать, о чем думать. Таким образом вся группа перемещается по Москве, наблюдая повседневную жизнь, которая благодаря дополненной аудиореальности преображается удивительным образом. К концу полуторачасового променада у каждого участника, как правило, возникает ряд вопросов типа «Так я личность или часть стада?», «Куда искусственный интеллект заведет человечество?» и «Какого черта, собственно, я все это время подчинялся какому-то несуществующему голосу?». Спектакль играется в теплое время года.
«Слушай Тобольск» (Тобольск)
Кто придумал: фестиваль «Территория», режиссер Галина Зальцман и драматург Екатерина Бондаренко
Место: улицы старого Тобольска
Как это работает: это тоже прогулка по городу в наушниках, только на этот раз главным объектом внимания становится не пространство, а время. Участники будто бы подслушивают телефонный разговор мужчины и женщины: они оба живут в Тобольске, но никак не могут встретиться. Дело в том, что они живут в разные времена. Пока они, меняя на ходу имена и даты, рассказывают свои истории, участники успевают неочевидными тропами обойти весь исторический центр города.
Кто придумал: театральная компания Ontroerend Goed (Антверпен, Бельгия), продюсерская компания «Импресарио» (Москва)
Место: универмаг «Цветной»
Как это работает: вы приходите к назначенному времени в назначенное место. В одиночестве. Вас деликатно встречают и провожают в секретную комнату, а точнее лабиринт с красными занавесами вместо стен. Там вы сами не заметите, как окажетесь в центре удивительного спектакля про вас (подробности рассказывать нельзя). В финале получасового трипа вам вручат компакт-диск; обязательно найдите возможность познакомиться с его содержимым: это самая главная часть спектакля.
«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» (Москва)
Кто придумал: журналист Михаил Зыгарь и продюсер Карен Шаинян
Место: окрестности Пречистенки и Остоженки
Как это работает: фактически это экскурсия в наушниках. Другое дело, что виртуальный экскурсовод — находящийся под домашним арестом режиссер Кирилл Серебренников. Он живет в этом районе города, и два часа в день ему разрешено прогуливаться по окрестностям. На время прогулок ему надевают на ногу отслеживающий перемещения браслет, поэтому участникам тура надевают на ноги нечто подобное. Прогулка длится полтора познавательных часа: вам рассказывают про замечательных людей от Булгакова и Есенина до Кропоткина и Шехтеля, живших в разное время на этих улицах, — едва ли не все они были судимы, арестованы, изгнаны из страны или убиты. Весной 2019 года создатели спектакля намерены запустить мобильное приложение — уже для индивидуальных туров.
Бизнес: иммерсивное шоу в Москве
Как зарабатывать на ролевых играх. И в изоляции тоже
«Морфеус. Ответ Гиппократа» — игра, действие которой происходит в воображаемой больнице, где случилось трагическое происшествие. Игрокам нужно раскрыть тайну произошедшего и выбраться из больницы.
Бизнес запустили в 2015 году школьные друзья Петр Копылов, Александр Князев и Никита Проскуряков. На первом этапе это была квест-комната. Сначала предприниматели действовали втроем: сами написали сценарий, протестировали его, закупили реквизит и оборудование, сами же исполняли все роли. Постепенно набрали команду. Окупиться удалось меньше чем через год после запуска.
В 2018 году бизнес пережил ребрендинг: квест превратился в иммерсивное шоу. Это театральный жанр, где зритель становится участником спектакля и может влиять на сюжет. В отличие от квеста, для участия в котором нужно собрать компанию, на иммерсивное шоу можно покупать билеты поштучно. Таким образом предприниматели расширили аудиторию: пришли любители театра и те, кому удобнее прийти одному или с кем-то вдвоем.
В 2019 году шоу ежемесячно приносило около 300 000 Р прибыли. С декабря 2019 года герои запустили еще одну сцену, и количество спектаклей увеличилось примерно в 1,5 раза. С декабря по конец февраля, то есть до начала карантина, играли в месяц около 130 спектаклей. В марте запустили онлайн-спектакли на время режима изоляции: за 2 недели онлайн-формата отыграли 15 спектаклей и продали 94 билета. Это почти в 3 раза меньше февральских цифр.
Ключевые цифры
Запуск квеста | 611 200 Р |
Ребрендинг квеста в иммерсивное шоу | 113 600 Р |
Показатели шоу за месяц в 2019 году
Показатели шоу за февраль в 2020 году с учетом переезда и ремонта нового помещения
Запуск онлайн-спектакля: показатели за две недели
Что за шоу
Особенность шоу в том, что все события происходят в воображении участников: игроки сидят в масках с закрытыми глазами. Вставать с кресел они не могут — только говорить, что хотят сделать. Ведущий описывает им ситуацию, в которой они находятся, а игроки должны придумать и назвать свое действие. От ответа зависят последствия: если игрок решил открыть дверь — ведущий рассказывает, что за дверью, если игрок решил вернуться — что или кто его там поджидает.
По мере развития сюжета участники сталкиваются с различными персонажами, с которыми можно взаимодействовать, например с врачами и пациентами. Всего в шоу семь персонажей, которых играют три актера.
Жанр «Морфеуса» — триллер. Перед началом спектакля зрителей предупреждают, что если они захотят покинуть зал до окончания шоу, нужно скрестить руки над головой. Такое случается, но редко: не более чем в 200 играх из 8000.
Игра — авторская разработка предпринимателей. Первый ее вариант они придумали еще летом 2009 года, когда все вместе работали вожатыми в детском лагере. Участники должны были с закрытыми глазами выйти из подземелья, следуя подсказкам ведущего. Для такой игры нужны были только повязки для глаз, стулья и придуманная история.
Детям игра понравилась, и после лагеря друзья решили попробовать монетизировать идею. В 2011 году они впервые провели коммерческую игру на дне рождения одной из знакомых. В этой версии сценария шести участникам нужно было выбраться из заброшенного дома. Но результатом герои остались недовольны: игра растянулась на 3,5 часа, все устали, а еще оказалось, что продуманы не все действия игроков.
заработали герои на своей первой коммерческой игре
Вновь про игру вспомнили в 2013 году, когда Никита на несколько недель попал в больницу. Запутанные помещения и разнообразие больничных запахов так его впечатлили, что он предложил переработать сценарий: перенести место действия в больницу, а к повязкам на глаза и текстам ведущего добавить запахи. В ходе обсуждения решили задействовать и остальные органы чувств: осязание и вкус.
В это время в Москве как раз открылись первые квест-комнаты, и ребята поняли, что нашли свой рынок. Название придумали со смыслом: «Морфеус» обыгрывает тему сна и закрытых глаз, а «ответ Гиппократа» отсылает к месту действия — больнице.
Кто в команде
герои платят бухгалтеру за квартал
За 5 лет работы в проект пришли около двадцати человек, а ушли восемь. Трое перешли с позиции актера на другие. Так в марте 2016 года один из актеров, Глеб, стал управляющим московской точки и активно занялся развитием франшизы.
Как работает бизнес
Шоу играют в арендованном помещении в центре Москвы. В феврале в месяц проходило около 130 спектаклей: по 3—5 в будние дни и до 10 — в выходные. В среднем на шоу были заняты пять мест из шести доступных.
стоит билет на онлайн-шоу
Основной канал продвижения — Инстаграм и контекстная реклама. Рекламу в Инстаграме размещает управляющий, а контекстной рекламой занимается отдельный специалист-фрилансер за 15 000 Р в месяц. Это обеспечивает основной поток клиентов.
Около 30% зрителей приходят с интернет-афиши всех российских иммерсивных спектаклей « Иммерсивный-ру ». Размещение анонса обходится в 40 000 Р ежемесячно.
Что такое интерактивные спектакли?
Сегодня со словом «театр» ассоциаций в десяток раз больше, чем всего 5-7 лет назад: это и интерактивные спектакли, и иммерсивное шоу, испектакли-квесты, и персональный experience.
Этот тренд, в основном, известен жителям Москвы и Петербурга, где можно найти интерактивные представления на любой вкус. Что же такое интерактивные спектакли?
Современный интерактивный театр стирает границы между зрительным залом и сценой, потому что зрители сами становятся участниками действия и даже могут повлиять на сюжет. Особенность интерактивных спектаклей в том, что режиссеры создают не только определенный художественный мир с заданным сценарием, но и адаптируют его под свободу действий и перемещений, которым обладает зритель.
В классической театральной постановке ключевым героем является актер как источник эмоций зрителя. В интерактивных же спектаклях именно взаимодействие с публикой становится главной причиной получения индивидуального опыта каждого участника представления – личных смыслов и впечатлений человека, в зависимости от того, как сложилась для него постановка.
Чаще всего такие спектакли обладают возрастной маркировкой 12+, хотя многие зрители признают, что постановки рассчитаны на более взрослый контингент – некоторые рассуждения на тему политики и религии будут сложны для юных зрителей.
Что делать, если Вы уже вдохновились идеей необычного времяпровождения, но Вашему малышу нет еще и пяти?
Детские интерактивные спектакли представляют собой чередование легкой для восприятия, доброй истории о жителях флоры и фауны с позитивным и полезным посылом, и увлекательных активностей, разработанных с учетом возраста юных зрителей. Они способствуют формированию самых важных навыков: логического мышления, восприятия, моторики, координации и др.
Еще одной особенностью является камерная обстановка. Чтобы ребятам было легко освоиться и раскрепоститься, все проходит в небольшом уютном зале, в компании до 15-20 малышей, а сидеть (как и лежать или ползать) можно прямо на полу – на мягких пледах и подушках рядом с мамой и папой.
Актерский состав владеет навыками тактичного взаимодействия с детишками, поэтому знает, как наладить контакт даже с самыми стеснительными ребятками и мягко вовлечь их в интерактивы. В штате Бэби-театра есть также профессиональные фотографы, которые присутствуют на каждом спектакле, чтобы поймать все эмоции малышей на память о необычном опыте.
Яркие фотографии, как и сувениры по мотивам спектакля, все зрители получают абсолютно бесплатно.
Интерактивные спектакли – это необычный и интересный опыт не только для деток, но и для взрослых. Возможность побыть не просто наблюдателем, но и полноценным участником игр, танцев и интересных заданий, станет для малышей запоминающимся и приятным первым знакомством с миром искусства.
Онлайн интерактивные шоу: уникальные развлечения с вовлечением зрителя
Реалити-шоу – особый вид популярного контента, который до недавнего времени транслировался только на телевидении. Основное правило подобных шоу – максимально приближенная к реализму обстановка, прямой эфир «без купюр» и сценариев, возможность наблюдать за действиями участников в обстановке «как в жизни».
Рейтинги реалити-проектов показывают, что рядовому зрителю интересно смотреть за тем, как ведут себя люди, которых вывозят на необитаемый остров, сажают в замкнутое пространство на неопределенный срок, заставляют искать свою вторую половинку из числа других участников, бороться за сердце зажиточного холостяка и так далее.
Конечно, определенные ограничения у реалити-шоу есть. Они гарантируют безопасность, следование цензуре, работу в формате проекта, чтобы у него не падали рейтинги и так далее.
Онлайн реалити-шоу: новое слово в индустрии
С тех пор, как интернет, высокие скорости соединения и мобильные устройства с выходом в Сеть появились у миллионов, изменилась и индустрия массовых развлечений.
Показательный пример – реалити-шоу, которые переместились из съемочных павильонов в виртуальное пространство.
Реалити-шоу, которые показывают для онлайн зрителей, имеют свои ключевые преимущества. Главное – возможность подключить смотрящего на происходящее человека, получить от него обратную связь, комментарий, лайк и одобрение. В некоторых случаях зрителей даже вовлекают в шоу, делая их соучастниками и со-режиссерами. И это настоящий интерактив.
Зритель смотрит, зритель решает
Одно из стриминговых шоу, которое набирает популярность, CrazyCash, работает в формате «смотри и заказывай челленджи». Ограничений немного – главное, не ставить под угрозу жизнь, здоровье и безопасность участников и соблюдать правила, установленные режиссерами. Но на веселье и яркие эмоции это не влияет – вы сможете испытать новый опыт и от души повеселиться.
То есть, пользователь не только смотрит, как живут участники реалити-шоу, но и непосредственно влияет на их поведение, заказывает задания и испытания. За это он платит некоторую сумму денег на счет стримера, из своего кошелька или собирая необходимую сумму совместно с другими зрителями. Можно оставаться и простым зрителем, но тогда влияние на участников будет минимальным.
Формат полного интерактива, взаимодействия и обратной связи, меняет привычное представление о реалити-шоу на ТВ, которое хоть и приближено к действительности, все же отделено от зрителя непреодолимой стеной.
5 интерактивных форматов для мероприятий нового поколения
Поделиться
«Совместное потребление» (или «sharing economy») — новый мировой тренд, в результате которого возникли, например, Uber, Airbnb и Ebay. Это такая экономическая экосистема, которая выстраивается вокруг взаимодействия услуг и ресурсов. Эта коллаборация проникает во все бизнес-процессы. Совместное потребление имеет огромный потенциал. Он изменит способы общения, производства, потребления и вовлечения, повлияет на все аспекты жизни.
Именно поэтому такие sharing-мероприятия и есть мероприятия нового поколения. Влияние этого тренда на нашу индустрию — свершившийся факт. Сегодняшние event’ы сконцентрированы на общении между участниками, чтобы они могли делиться своими знаниями друг с другом, взаимодействовать в более неформальной обстановке. Как следствие, появились и новые форматы мероприятий. Техники «аквариумов», «неконференций», технология опенспейса и Pecha Kucha — лишь маленькие образцы event’ов будущего, возвращающих нас к корням, когда мы собирались вокруг костра, чтобы поговорить, потанцевать и создать что-то впечатляющее. И сегодня это по-прежнему отличное средство для обучения и вдохновения.
Аквариум
В чем суть формата? Небольшая группа людей обсуждает какую-то горячую тему перед большой аудиторией. В классических аквариумах любой участник может присоединиться к маленькой группе и вступить в дискуссию. Это очень эффективный формат для обсуждения трендовых тем и выявления разных точек зрения. Отлично, если маленькая группа состоит из лидеров общественности и частного сектора, а аудитория — из работников и рядовых граждан. Аквариумы делают процесс принятия решений прозрачным, выстраивает доверительные отношения и упрощает сложные вопросы.
Как использовать формат
Длительность: около 1,5 часов
Для чего подходит такой формат?
PechaKucha
PechaKucha или Pecha Kucha — способ презентации, в котором нужно успеть представить 20 слайдов за 20 секунд каждый (всего 6 минут 40 секунд). От этого презентация получается емкой, динамичной и по делу. Формат стал невероятно популярен по всему миру и используется не только в творческой сфере, в которой был зарожден, но также подходит для различных тем в event-индустрии.
Как использовать формат
Обычно PechaKucha состоит из 8-14 отдельных презентаций. В каждой из них должно быть максимум 20 слайдов, каждый из которых должен быть представлен максимум за 20 секунд. PechaKucha, как правило, проводится в необычных местах, например, в барах, клубах, студиях, университетах, храмах, на пляжах или даже пещерах. Время проведения — поздний вечер. Обычно сопровождается напитками. И хотя PechaKucha был придуман для обсуждения вопросов дизайна, архитектуры, фотографии и искусства, этот формат активно используется для исследовательских проектов, студенческих диссертаций, обсуждения хобби, маршрутов для путешествий и различных историй. Для PechaKucha характерно наличие большой сцены, большого экрана для презентаций и видимого всем таймера для отслеживания времени.
Длительность: около 1,5 часов
Для чего подходит такой формат?
Технология Open Space
Этот формат создан, чтобы достигать соглашения по сложным вопросам. Подходит для больших (более 2000 участников) и маленьких групп (менее 10). Дает хорошие результаты, если мероприятие проходит в течение 1-2 связанных между собой дней. Главная задача модератора — представить участникам проблему и пояснить особенности формата. После этого участники сами создают себе расписание и задают скорость мероприятию.