интерчейндж в эквайринге что такое
Что такое интерчейндж. Объясняем простыми словами
Интерчейндж (от англ. interchange — «взаимообмен») — комиссия, которую платят банки друг другу за совершение безналичных расчётов.
Чаще всего интерчейндж платится при безналичном расчете в магазине. Покупатель расплачивается картой, а продавец платит своему банку за эквайринг — большую часть этой комиссии банк-эквайер возвращает банку, который выпустил карту покупателя. Это и есть интерчейндж.
Средства, полученные от интерчейнджа, банки используют для развития программ лояльности и, например, начисляют кешбэк покупателю.
В некоторых странах размер интерчейнджа регулируется на законодательном уровне: в США — 2% от транзакции, в Европе — 0,2–03% в зависимости от того, кредитная карта или дебетовая.
В России величину интерчейнджа определяют банки и платёжные системы. Размер интерчейнджа устанавливает платёжная система. Он может варьироваться в зависимости от типа карты (кредитная или дебетовая, обычная или премиум) и от способа покупки (за покупки, при которых покупатель не присутствует лично, комиссия выше из-за риска мошенничества).
Пример употребления на «Секрете»
«Доля премиальных продуктов, которые попадают под исключение из льготы, очень невелика и существенно не повлияет на общую стоимость. По супермаркетам увеличение повлияет на комиссию, но необходимо отметить, что ставки интерчейнджа Visa не выше других».
(Руководитель дирекции эквайринга «Альфа-банка» Андрей Пелин — о комиссии Visa.)
Существует также обратный интерчейндж — в этом случае банк-эмитент платит процент обслуживающему банку. Такое возможно, если клиент снимает деньги в банкомате другого банка с комиссией — часть этой комиссии отправится как интерчейндж банку, которому принадлежит банкомат.
Нюансы
Интерчейндж — предмет оживлённых дискуссий. Ретейлеры жалуются на слишком высокие проценты интерчейнджа и даже видят в этом картельный сговор. К тому же разные продавцы оказываются в неравных условиях: для маленького бизнеса плата за эквайринг может быть выше, чем для крупного ретейлера, и забирать значительную часть выручки. Эти комиссии также скрыты от покупателя, и он не может выбирать, какой способ оплаты и какая карта были бы ему выгоднее.
Однако эксперименты по регулированию ставки интерчейнджа в разных странах показывают, что в ответ на снижение комиссионных доходов банки увеличивают плату за обслуживание карт и сверачивают программы лояльности, чтобы компенсировать потери.
Стоимость эквайринга
Всем привет! Обычно когда кто-то начинает сравнивать различных операторов интернет-платежей, разговор начинают со ставки, которую оператор берет за проведение транзакции. Сегодня мы поговорим об этом параметре и постараемся его детально разобрать. Стоимость транзакции (discount rate) для Торгово-Сервисного (ТСП) предприятия обычно задаётся в процентах от суммы платежа, а иногда к процентам добавляется ещё и фиксированная сумма. При этом комиссия взымается за успешную операцию авторизации (authorization), а так же, в некоторых случаях, может взыматься и за отклонённую (declined). Рефанды (refund) и чарджбеки (chargeback) могут облагаться дополнительной комиссией.
В России в основном принято брать % от суммы транзакции за успешную авторизацию. За рубежом к процентам часто добавляется фикса (fixed), при этом фикса может быть разбита по отдельным операциям (authorization, clearing и т.д.). С высокорисковых мерчантов очень часто берут плату как за отклонённую операцию, так и дополнительную стоимость за рефанды и чарджбеки.
Interchange fee (IF)
Был введён в 1971 году Visa’ой (тогда ещё National Bank Americard Inc) для транзакций, в которых в качестве эмитента и эквайера выступали разные банки. Эта комиссия платилась Банком-эквайером Банку-эмитенту и составляла изначально 1.95%. А Банк-эквайер мог установить ставку эквайринга (merchant discount rate) выше interchange fee, чтобы покрыть свои расходы и получить прибыль.
До 1971 года когда держатель карты Банка А делал покупку в ТСП, обслуживаемом Банком Б, вся ставка (merchant discount) передавалась в Банк А. Фактически это правило означало, что Банк-эквайер не получал никакой прибыли с транзакций по картам других эмитентов. Аналогично Visa поступил и MasterCard.
Сейчас Interchange Fee устанавливаются платёжными системами Visa, MasterCard. IF имеет сложное ценообразование, которое зависит от типа используемой карты (классические, премиальные и т.д.), регионов и юрисдикций, кредитная или дебетовая карта, тип и размер ТСП и способу проведения транзакции (в интернете, по телефону MOTO, и т.д.). Например, ставки IRF для премиальных карт обычно будут более высокими, чем для классических карт. А транзакции по кредитным картам будут выше, чем транзакции по премиальным. Продажи, совершаемые без личного присутствия, такие как заказы по телефону или через интернет, обычно имеют более высокие ставки interchange, чем транзакции с личным присутствием держателя карты (POS-терминалы). Так же важно заметить, что ставки interchange — это механизм поощрения эмитирования карт определённого бренда.
Если бы не было IF, банку эмитенту пришлось бы покрывать расходы на обслуживание карт (такие расходы, как предотвращение мошенничества, обслуживание оборудования, поддержку держателей карт). В таком случае банк либо увеличит стоимость обслуживания карт для держателя, либо вообще прекратит их использование.
Кстати, в РФ распространена практика в случае чего заявлять, что “Visa/MasterCard – американские компании. Все вопросы к ним!». На самом деле вопросы по России решаются именно Российскими банками участниками МПС, так же как и регулирование interchange fee находится полностью на их совести. Банкам выгодны высокие ставки IF – они зарабатывают с каждой транзакции.
В странах Европейского союза и Австралии снижения (регулирования) IF добивались через суды. Так например, Европейская комиссия в 2015 году утвердила решение снизить IF для MasterCard’а между членами ЕС до 0.2/0.3% по дебетовым/кредитным картам.
В России средний interchange для e-commerce транзакций с 3D Secure составляет порядка 1.6%. Но ставки различаются между платежными системами. К примеру, MasterCard открыто публикует свои IF. 3D-Secure поддержка на стороне и банка-эмитента, и банка-эквайера попадает в категорию Full UCAF.
Для каждого “набора” IF существует набор комиссий (fees) МПС за различные операции. Кстати, МПС берёт комиссию не только за операции авторизации с эквайера, а так же за различные операции и с эмитента. Ставки МПС достаточно низкие, и в комиссия за авторизацию может составлять сотые доли % от общей суммы. Их отличительная особенность в том, что комиссия за авторизацию фиксированная и зависит от размера суммы и количества операций. В большинстве случае комиссии закрыты, более того правила МПС запрещают эквайерам их разглашение третьим лицам.
Для России после построения НСПК Visa и MasterCard опубликовали свои внутри-российские комиссии:
Например, стоимость клиринга для эквайера с общим ежемесячным кол-во транзакций менее 50 тыс для транзакции менее 5 евро равна 0.0080 ЕВРО = 0.64 РУБ (по курсу 1 ЕВРО = 80 РУБ). Именно по этому многие эквайеры и эмитенты отбивают авторизации на малые суммы (меньше нескольких рублей), так как для них такие транзакции становятся убыточными.
Но если комиссия за авторизацию внутри одной страны составляет сотые доли % от суммы транзакции, то при трансграничных транзакциях МПС уже накладывает ощутимые комиссии. Например, комиссия за межрегиональную транзакцию Visa может составлять 0.4% (так называемая cross-border fee).
Напоследок
Ставка интернет эквайринга практически всегда ниже в той стране, карты чьих банков вы принимаете (накладывание cross-border fee, межрегиональные интерченджи и т.д.). Более того, если компания работает с российским рынком (у неё контрагенты так же находятся в России), а банк-эквайер в Европе, компания так же теряет на двойной конвертации валют:
Тоесть фактически Visa/MasterCard играют роль банков, так как в первом случае вы покупаете валюту, а во втором вы её продаёте.
Спасибо, что дочитали до конца, буду рад ответить на любые вопросы.
Торговый эквайринг: как подключить и что это даст?
Если кратко: лояльность клиентов и увеличение выручки
В статье расскажем, какие преимущества даёт торговый эквайринг в магазине, как его подключить и сколько это будет стоить для предпринимателя.
Согласно докладу консалтинговой компании BCG от 2019 года, Россия по темпу роста выручки безналичных платежей обходит все страны Европы. За год общая выручка с «безнала» растёт в среднем на 22 %. Рост количества безналичных транзакций в России в докладе охарактеризован как феноменальный. В 2010 году россияне делали в среднем 6 покупок по карте в год, а в 2018 — 172 покупки!
У такого роста несколько причин. Во-первых, в 2010-м ещё не было замечательной технологии NFC, которая позволяет оплачивать покупки с мобильных телефонов. Во-вторых, комиссии банков за торговый эквайринг существенно снизились за последние годы. Сейчас для покупателя отсутствие возможности расплатиться по карте — реальный мотив для отказа от покупки. Это легко понять — кому нравится ходить с бренчащей мелочью в кармане?
Что такое торговый эквайринг и как он работает
Торговый эквайринг — это банковская услуга, которая позволяет принимать безналичные платежи от клиентов с банковских карт. Для списания денег используют прибор POS-терминал. Мы все его видели не раз — именно POS-терминал продавец передаёт покупателю для оплаты картой. Часто в комплекте с терминалом используют выносную клавиатуру (пин-пад) для повышения удобства при оплате картой.
Через несколько секунд покупатель получает чек. Из-за высокой скорости процедуры кажется, что она проста. Но как бы не так — за эти секунды происходит целый ряд проверок. Рассмотрим процесс с начала и до конца:
Клиент получает от кассира 2 чека: кассовый и слип. Слип-чек печатается в 2-х экземплярах, один остаётся на торговой точке. Где-то под рукой у кассира обязательно лежит лист бумаги, к которому он крепит слипы с помощью степлера.
Так выглядит слип-чек
В Китае есть магазины, которые вообще не принимают наличные. На востоке для оплаты чаще всего используют даже не карты, а смартфоны, часы, кольца и другие гаджеты с установленными приложениями Samsung Pay, Apple Pay, Google Pay или AliPay, последний вариант особенно популярен. Процедура оплаты с гаджета такая же, как в случае с картой, но к POS-терминалу предъявляется дополнительное требование — наличие чипа NFC.
Что такое интерчейндж в эквайринге
Банк-эквайер, взяв с суммы оплаты товара комиссию (торговую уступку), обязан поделиться её частью с банком-эмитентом. Платёж эквайера в пользу эмитента называется интерчейндж. Интерчейндж также включает в себя комиссию в пользу третьей стороны — платёжной системы. Размер интерчейнджа определяется именно платёжной системой. Ставка этого платежа очень важна для эмитентов. За счёт платежей интерчейндж они могут предлагать программы лояльности, кэшбеки и скидки на обслуживание карт.
Пример расчётов между банками — на схеме ниже:
Так выглядит интерчейндж
Допустим, покупатель приобрёл у продавца товар по безналу за 100 ₽. Деньги принял банк-эквайер, который выплатил банку-эмитенту 1,6 % и еще 0,2 % платежной системе. Из оставшихся 98,2 ₽ банк-эквайер берёт себе 0,2 ₽ как комиссию. В итоге из 100 ₽ продавец через 1—3 дня получит 98 ₽. Ставка торгового эквайринга в данном примере составила 2 %.
Для каждой отрасли установлен свой интерчейндж — самые низкие ставки в фастфуде и продуктовом ритейле. На величину интерчейнджа влияет также тип карты — по премиальным платёж выше. Средний интерчейндж по обычным картам в России в 2020 году составляет 2 %, по премиальным картам — 2,3 %.
Виды эквайринга
Помимо традиционного, торгового эквайринга бывают и другие:
Интернет-эквайринг
Если вы покупали что-то с карты в интернете, знаете, что это такое. Вместо POS-терминала здесь — интерфейс, в поля которого нужно внести данные карточки вплоть до номера CVC2. Интернет-эквайринг — дорогое «удовольствие», поскольку банку приходится обеспечивать повышенную защиту транзакций.
Для подтверждения операции владельцу приходит SMS-сообщение с кодом или Push-уведомление от банковского приложения, если последнее установлено в смартфоне владельца карты. В платеже могут отказать, например если карта покупателя не поддерживает протокол безопасности 3D Secure, который используется для двухфакторной аутентификации пользователя.
Мобильный эквайринг
Особенность этого вида в том, что платить по карте можно в любом месте, где есть сигнал LTE или 3G. Для мобильного эквайринга применяют mPos-терминалы, которые размером не больше среднего смартфона. Мобильным эквайрингом иногда пользуются, например, таксисты и курьеры. В России этот вид эквайринга не особо популярен. Чаще всего курьер приезжает с обычным переносным терминалом, который работает через GPRS или 3G связь.
Оплата по QR-кодам
Это новый вид эквайринга для России, который первым ввёл «Сбербанк» (услуга «Плати QR»).
Услуга «Плати QR» от «Сбербанка»
Продавец формирует QR-код на некоторую сумму и показывает его покупателю. Покупатель заходит в приложение банка, выбирает вариант оплаты по QR-коду (приложению нужно разрешить доступ к камере), подносит смартфон к коду и деньги списываются с его карточки.
Кому это нужно? Ультрамалому бизнесу — например, небольшим парикмахерским или ларькам, где продают шаурму и котлеты по-киевски. Выгода QR-эквайринга в том, что комиссии низкие (до 1,5 %) и платить за оборудование (POS-терминал) не нужно. Данный способ оплаты в России пока так же не пользуется широкой популярностью.
Некоторые продавцы предпочитают оплату напрямую на карту через «Сбербанк Онлайн», чтобы вообще не платить комиссию за эквайринг, но покупателям это не нравится — многие привыкли получать кэшбек за покупки да и не все пользуются Сбером.
Платежи через СБП
В январе 2019 года Центробанк запустил «Систему быстрых платежей» (СБП), когда можно перевести деньги любому человеку в любой банк России по номеру телефона без комиссии. Требование одно — банк отправителя и банк получаетеля должны входить в СБП.
В настоящее время в СБП реализована возможность совершать переводы между счетами граждан России, а также платежи в пользу юридических лиц, например, за товары и услуги, в том числе с использованием QR-кодов.
В инфраструктуру СБП входят «Банк России» и «Национальная система платежных карт» (НСПК). С 1 апреля 2020 года до 30 июня 2022 года комиссии для банков нет при переводе денег между физическими лицами, а значит и для граждан они бесплатны.
Кто обязан ставить терминалы торгового эквайринга
По закону «О защите прав потребителей», продавец, выручка которого превышает 40 млн рублей в год, обязан внедрить эквайринг. Исключение лишь одно — продавец находится на территории, где нет интернета. Продавцы с выручкой от 40 млн рублей в год также должны принимать карты «МИР» — так сказано в поправках в ФЗ № 161 «О национальной платёжной системе» от 2017 года. Это требование закона нужно брать в расчёт при выборе эквайринга.
Штраф за отказ принимать карту «МИР» — от 30 до 50 тыс. рублей для юридического лица (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ).
Предпринимателю также стоит изучить ФЗ № 54 «О применении контрольно-кассовой техники». В законе отмечено, что при каждой продаже продавец обязан давать один чек покупателю, а второй — отправлять в налоговую. Это касается и интернет-эквайринга. Если покупатель расплачивается картой в сети, чек высылают на электронную почту покупателя или в виде SMS-сообщения.
Преимущества торгового эквайринга
На услуги торгового эквайринга можно смотреть по-разному. Одни предприниматели негодуют по поводу того, что им чуть ли не законодательно навязывают «безнал», и считают его дополнительным налогом. В качестве примера приведём сеть «Ашан». Её руководителям пришлось предлагать тариф в 2—3 раза ниже среднерыночного, чтобы уговорить их начать работать с картами.
Другие — те, для которых стакан наполовину полон — видят в эквайринге конкурентное преимущество, которое можно получить «малой кровью». Правда, в 2020 году заведения, не использующие эквайринг, можно считать скорее «белыми воронами». Согласно исследованию «Сбербанка», на конец 2019 года всего 12 % торговых точек в основных потребительских категориях (супермаркеты, рестораны, отели, фастфуд, магазины одежды) не принимают карты. И на эти 12 % приходится лишь 3 % торгового оборота.
Да, за эквайринг нужно платить. Но эти траты окупаются — вот почему:
Кроме того, расходы на эквайринг можно считать своего рода инвестицией в персонал. Представители банка-эквайера сами обучают кассиров, которые становятся за счёт этого более профессиональными. По любым вопросам, связанным с эквайрингом можно позвонить в техподдержку банка и получить исчерпывающий ответ.
«Предпочитаю выходить из дома с минимумом наличных, везде расплачиваюсь картой. Иногда возникает проблема: в некоторых точках общепита расплатиться картой нельзя. Например, в кафе учебных заведений. Так, посещая курсы для дизайнеров прошлой зимой, не смогла пообедать в местном кафе. Надо сказать, туда ходят не только студенты и преподаватели, но и сотрудники предприятия, находящегося в этом же здании. Нас таких, без наличных денег, набралось человек 15, из нового потока учащихся. Если взять средний чек в размере 250 рублей на человека, несложно посчитать, сколько денег теряет кафе в день при отсутствии возможности безналичной оплаты».
Борисова Вера, г. Москва
Как подключить торговый эквайринг: пошаговая инструкция
Никаких технических работ при подключении торгового эквайринга предпринимателю делать не надо. За него это сделают специалисты банка-эквайера.
Вся процедура подключения выглядит так:
Этап № 1. Выбираем торговый эквайринг. Этот этап самый ответственный. Если будете выбирать эквайера исключительно по величине комиссии, рискуете прогадать. Разницу в комиссии банк, предлагающий более выгодные условия, каким-либо образом с вас всё равно возьмёт — например, выставит счёт за настройку, подключение и аренду POS-терминала.
Выбирая банк-эквайер, учитывайте следующее:
Этап № 2. Выбрав эквайера, посетите офис банка и заполните заявку на подключение. В течение 1—5 рабочих дней банк будет принимать решение, достойны ли вы стать пользователем его услуг. Отказать могут из-за небольшого оборота, пустой истории платежей, сомнительного рода деятельности.
Этап № 3. После одобрения соберите документы и подпишите договор с банком. Какие документы понадобятся для ООО:
ИП передаёт в банк копию своего паспорта и ИНН вместо копий документов учредителей.
Этап № 4. Выбор POS-терминала для эквайринга. Есть стационарные и мобильные приборы. Стационарные стоят в супермаркетах, мобильные носят с собой курьеры и официанты.
Этап № 5. Установка, настройка, инструктаж сотрудников. От предпринимателя здесь требуется согласовать время визита сотрудников банка и организовать присутствие всех кассиров на торговой точке в это время.
Если POS-терминал сбоит, достаточно позвонить по номеру на наклейке на кромке прибора и пожаловаться, часто помогает простая перезагрузка. Как правило, сотрудник приезжает в течение 1—2 часов. Разумеется, время приезда напрямую зависит от удаленности точки продаж и банка, где находятся сотрудники техподдержки и загруженности последних.
Тарифы на торговый эквайринг: топ-5 предложений
*информация актуальна на момент публикации статьи
Банк | Тариф, % | Стоимость оборудования |
---|---|---|
Сбербанк | 2,05—2,5 | Аренда от 0 до 1000 руб. в месяц. Зависит от оборота |
ВТБ | 1,6—3,5 | Можно только купить, от 9 990 руб. / 1 терминал |
Точка | 1,8—2,2 | Можно купить в рассрочку на год, от 12 000 руб. за 1 терминал |
Модульбанк | 1,5—2,4 | Можно купить или взять в аренду, от 1 700 руб. / месяц за 1 терминал |
Тинькофф | 1,5—2 | Терминалы бесплатно |
Отметим, что на время пандемии коронавируса COVID-19 некоторые банки снизили проценты по эквайрингу. А ставка по эквайрингу на медицинские услуги не превышает 1% до 30 сентября 2020 года — согласно постановлению Центробанка. «Тинькофф банк» так же снизил комиссию до 1 % по интернет-эквайрингу до 1 сентября 2020 года.
Ковалев С.
разложил все по полочкам
Как устроен бизнес приема карт в России
В начале 2010-х гг. банковские карты в России уже не были в диковинку, но не все крупные торговые сети были готовы их принимать – сейчас сложно представить, что тогда в Metro или «Ашане» можно было расплатиться только наличными.
Уговорить «Ашан» стоило большого труда: торговая сеть заявляла, что из-за комиссий за прием карт ей пришлось бы повысить цены или пойти на снижение рентабельности на 1,5–2%. В итоге Visa сделала «Ашану» специальное предложение: тариф в 2–3 раза ниже рынка.
«Ведомости» разбирались, как устроена экономика приема карт.
Обезболивание платежа
Безналичные платежи помогают потребителям принимать оптимальные решения благодаря мгновенному доступу не только практически ко всем своим средствам – за счет дебетовых карт, но также и к заемным – за счет кредитных, пишут авторы исследования «Влияние электронных платежей на экономический рост», проведенного Moody’s Analytics для Visa. Продавцы же получают доступ к большей аудитории с большими средствами, а для интернет-магазинов прием электронных платежей критически важен. Государству безналичные платежи помогают бороться с серой экономикой: они оставляют след операции, стимулируя торговцев отчитываться о реальном обороте, что повышает собираемость налогов.
Люди тратят с помощью карт больше в том числе потому, что снижается ощущение «болезненности» платежа – негативных эмоций, вызванных необходимостью потратить деньги, считают специалисты по изучению поведения. Эта «боль» – один из элементов саморегуляции потребителей, она помогает контролировать расходы. Неприятнее всего тратить столь осязаемые наличные, а при оплате картой восприятие связи между покупкой и тратой денег ослабевает. Ну а лимит на кредитке – это уже сродни «деньгам из «Монополии».
Карточная экономика
За это увеличение оборотов торговцам приходится платить. Комиссия за прием карт (эквайринг), или торговая уступка, устанавливается в виде процента от суммы операции, ее торговая точка платит обслуживающему ее банку, или эквайеру. Тот оставляет часть вознаграждения себе, но большую часть передает эмитенту карты, которой расплатились. Кроме того, оба банка – и эмитент, и эквайер – за каждую операцию платят комиссию платежной системе.
Торговую уступку эквайеры назначают клиентам самостоятельно. Она, как правило, учитывает вознаграждение, которое получает эмитент (интерчейндж), – его устанавливают уже платежные системы. Интерчейндж рассчитывается как процент от суммы операции и зависит от типа торговой точки и карты (например, на премиальных картах эмитент зарабатывает больше).
Интерчейндж – критически важная составляющая этой системы: за счет него эмитенты могут снижать стоимость обслуживания карт для потребителя, предлагать программы лояльности, подсаживающие человека на использование карт, инвестировать в технологии и новые сервисы. Выбор такой: чем больше интерчейндж – тем дороже прием карт для торговцев; чем он ниже – тем меньше услуг и бонусов банки могут предлагать клиентам.
Большая ставка для малого бизнеса
У турагентства, продуктового магазина у дома, большого сетевого ритейла ставки за прием карт разные. На эквайринговый тариф торговой точки прежде всего влияет профиль ее деятельности, объясняет вице-президент ВТБ Алексей Киричек, так как платежные системы устанавливают для каждой индустрии свой интерчейндж.
Его пришлось дифференцировать, поскольку рентабельность того или иного бизнеса может отличаться, на интерчейндж влияют и обороты предприятия, указывает Киричек. А у онлайн-магазинов торговая уступка выше: в интернет-эквайринге риски больше, поскольку покупатель не предъявляет карту физически – ему достаточно знать ее реквизиты. «При текущем развитии систем безопасности и наработанной экспертизе эту ставку можно приравнять к тем, что действуют для офлайн-ритейла, тем более что интернет-торговля активно развивается», – уверен Киричек.
Некоторые торговцы считают существующий расклад несправедливым. «Комиссия за оплату одного и того же чайника для ритейлеров разных форматов может отличаться вдвое», – говорил представитель «М.видео-Эльдорадо».
Чтобы рассчитать итоговый тариф для торговой точки, банк подбирает похожего клиента в своем портфеле и ориентируется на него, продолжает Киричек. Например, в бутике на Рублевке люди расплачиваются дорогими премиальными картами – по ним выше интерчейндж, что отразится на ставке. А в магазине одежды в среднестатистическом городе люди используют другие типы карт. В среднем на долю интерчейнджа в эквайринговой ставке приходится более 80%, поэтому в регионах, где много премиальных карт, ставка выше, подтверждает директор по эквайрингу «Русского стандарта» Инна Емельянова.
Кроме типа карты на ставку влияет размер чека, продолжает Киричек: чем он меньше, тем больше удельный вес комиссий банка платежной системе – они фиксированы, а с торговца банк взимает проценты. На ставку влияет и стоимость оборудования: если магазин приобретает его самостоятельно, то тариф ниже. Такой клиент, по оценке Киричека, может рассчитывать на скидку 0,05–0,1 п. п., раньше могло быть больше, но в последнее время вырос средний оборот на терминал и интерчейндж, а оборудование подешевело и его вес в комиссиях снизился.
В зависимости от типа торговой точки сейчас ставка за эквайринг может варьироваться от 0,5 до 2% и выше, говорит руководитель дирекции развития эквайринга Альфа-банка Денис Хренов. В крупном сетевом ритейле он в среднем составляет 0,7–1,5%, указывает он, зачастую банки обслуживают крупные предприятия с нулевой или даже отрицательной рентабельностью, рассчитывая заработать на их комплексном обслуживании. Для малого бизнеса эквайринг, по словам Хренова, может стоить больше 2% плюс 300–1500 руб. в месяц за использование терминала.
Почему растут ставки
В последние годы стоимость эквайринга для торговых точек падает, но его себестоимость для банков растет, указывает Хренов. Виноваты фиксированные комиссии платежных систем: с падением среднего чека их влияние все сильнее. Другой фактор, влияющий на себестоимость эквайринга, – перевод эмиссии карт в премиальный сегмент, где интерчейндж выше.
По подсчетам Киричека, несколько лет назад комиссия платежных систем составляла 0,11% от суммы операции, а интерчейндж в среднем – 1,46%, в 2019 г., по его оценкам, они вырастут до 0,17 и 1,81% соответственно.
Интерчейндж рассчитан без учета участников спецпрограмм, для которых вне зависимости от типа карт платежные системы устанавливают низкие ставки (фастфуд, крупный продуктовый ритейл и др.). В остальных случаях цену определяет прежде всего категория карты. За прием премиальной карты в ресторане или непродовольственном магазине эквайер должен вернуть в платежную систему минимум 2,25%, приводит пример Хренов: интерчейндж по такой операции – 2,1%, тариф для самого банка – 0,12%. А с торговой точки он удерживает среднюю комиссию около 2%.
Эту разницу эквайеры частично компенсируют за счет своих доходов. «Раньше у нас был ориентир по марже 0,1%, сейчас нет и этого», – сетует сотрудник крупного банка. Эквайеры фактически кредитуют торговцев, указывает Киричек: деньги за купленный товар поступают на счет торговца, как правило, на следующий рабочий день, а расчеты с банком – эмитентом карты проходят лишь на третий день после покупки.
Отчисления платежным системам растут и из-за падения рубля: тарифы устанавливаются в валюте. К тому же по премиальным картам совершается гораздо больше операций, ведь по ним, как правило, предусмотрен кэшбэк.
Средний интерчейндж вырастет до 2% в 2020 г., прогнозирует руководитель отдела продуктов по управлению денежными потоками Райффайзенбанка Алексей Крохин. И добавляет, что рост доли премиальных карт сопровождается отказом от простейших – Visa Electron и Maestro.
Самый высокий интерчейндж сейчас по кобрендинговым премиальным картам – 2,3%, говорит Киричек. На его рост влияет и усиливающаяся конкуренция, в том числе за счет появления нового игрока – национальной карты «Мир». Чтобы увеличить долю в эмиссии и привлечь потребителя за счет кэшбэков и бонусов, платежные системы предлагают эмитентам карты с большим интерчейнджем, объясняет Киричек. Базовые средние ставки в торговом эквайринге в течение трех лет вырастут до 2,2–2,4%, уверен Крохин.
Сколько банки выигрывают в карты
Особенность карточного бизнеса в России – доминирование одного игрока: Сбербанк – безоговорочный лидер и в эмиссии, и в эквайринге. На конец 2018 г. он выпустил 140,2 млн карт – 51% от всех в стране (его доля в активных картах – 71%, по данным ФАС). Его доля в эквайринге еще выше – 67,1% по обороту в 2018 г., за год она выросла на 2 п. п., следует из материалов ФАС (представитель ведомства подтвердил корректность данных). Результат: у Сбербанка много операций, где он одновременно и банк, обслуживающий торговца, и эмитент карты, которой расплатились. В таких случаях банк может обрабатывать транзакции сам, не обращаясь к платежной системе (операции us-on-us), лишь направляя ей отчеты об операциях.
Такой трафик выгоден банкам: они платят меньше комиссий платежным системам по таким операциям, а размер интерчейнджа не важен, ведь банк платит его сам себе. Поэтому эквайер с высокой долей такого трафика может предлагать торговцам ставки за гранью рентабельности. У Сбербанка доля внутрибанковских операций, по данным Morgan Stanley, около 60%.
Есть в этом и риски, пишут аналитики Morgan Stanley в февральском отчете о карточном бизнесе Сбербанка и «Тинькофф банка». Высокая доля банка в эквайринге и эмиссии снижает возможность компенсировать падение комиссий (что актуально в свете недавних требований ритейлеров снизить цены эквайринга). Аналитики Morgan Stanley проводят аналогию с вертикально-интегрированными компаниями, которые не могут компенсировать падение доходов (например, от эквайринга) за счет сокращения внутренних издержек (интерчейнджа), поэтому любое сокращение комиссий чувствительно для Сбербанка. Согласно модели Morgan Stanley сокращение эквайринговых комиссий и интерчейнджа на каждые 10 базисных пунктов (при сопоставимом снижении затрат банка на программы лояльности) приведет к падению чистой прибыли Сбербанка на 0,7%, «Тинькофф банка» – на 0,1%.
В 2018 г. доход Сбербанка от эквайринга и эмиссии составил 232 млрд руб. (отдельно результаты по этим статьям банк не раскрывает), еще 60 млрд он заработал на комиссиях, связанных с обслуживанием карт, говорится в его отчетности по МСФО. На программу лояльности банк потратил 33,1 млрд руб. За вычетом других расходов операционный доход банка от карточного бизнеса составил 157,4 млрд руб., это 9% всех его операционных доходов. Сбербанк от комментариев отказался.
ВТБ и «Тинькофф банк» эти данные не раскрывают. Последний, по оценке Morgan Stanley, мог заработать на эмиссии и эквайринге 2,7 млрд руб. за девять месяцев 2018 г.
Карточный бизнес важен для банков еще и потому, что он помогает снизить стоимость пассивов за счет бесплатных остатков на карточных счетах. Интерчейндж, остатки на счетах и комиссии за обслуживание карт занимают примерно одинаковые доли в общих доходах эмиссионного бизнеса, говорит представитель «Открытия». Однако весь получаемый доход от карточного оборота (интерчейндж), а часто даже больше выплачивается клиентам в виде бонусов, уверяет он.
Обыграть президента, но проиграть турнир
Ритейл недоволен стоимостью эквайринга и требует перераспределения доходов между банками и торговцами. Нынешние ставки эквайринга «серьезно ухудшают финансово-экономическое положение розничных компаний», говорил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. Чистая прибыль участников рынка розничной торговли составляет в среднем 2–3% от выручки, отмечал он. А плата за эквайринг в зависимости от вида магазина – 1–3% от суммы платежа, стоимость приема карт в интернете для малого бизнеса выше – от 2,5 до 3,5%, рассказывал Беляков и предлагал ограничить плату за эквайринг 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных.
В ноябре 2018 г. торговцы пожаловались на дороговизну приема карт вице-премьеру Дмитрию Козаку, а в феврале дискуссия дошла до президента. Член генерального совета «Деловой России» Анна Нестерова рассказала Путину, что «зарубежные партнеры» платят за прием карт 0,3%, а в России ставки доходят до 3%. Президент согласился, что это много, и назвал «квазиналогом» на бизнес. Банкиры ответили, что президента дезинформировали: об этом заявил предправления «Открытия» Михаил Задорнов, его поддержали президент Сбербанка Герман Греф и первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Кроме того, названные Нестеровой 0,3% – это не стоимость приема карт в торговых точках, а интерчейндж, который регулируется в Европе законодательно.
В марте на совещании у Козака банкиры, АКОРТ и профильные чиновники решили отказаться от регулирования эквайринга. «Торговые предприятия не подтвердили готовность снижать тарифы для потребителя. Некоторые сказали, что они все равно будут продолжать повышать тарифы, даже если бы снизили интерчейндж, что, естественно, неинтересно нам как гражданам», – говорила ранее Скоробогатова: снизится доля безналичных платежей, а Россия должна переходить к безналичному обществу. В качестве компромисса платежные системы решили снизить интерчейндж для «социально важных» отраслей – медицины, образования, аптек, а также для крупных покупок (авто и недвижимость).
Почему не помогает ограничение ставок
Пользы это не принесло, указывает он: только 11% американских торговцев отметили, что после введения регулирования их расходы на прием карт снизились, еще 30% заявили об обратном. Не выиграл и потребитель. По словам Достова, согласно статистике, менее 11% продавцов снизили цены, а 12,4% их даже повысили. Банки добрали выпавшие расходы, закрыв программы лояльности и повысив тарифы за обслуживание платных счетов, а количество бесплатных сократили. Доля банков, предлагающих бесплатное обслуживание счета, сократилась с 80% в 2009 г. до 37% к 2013 г., говорит Достов.
В 2015 г. регулирование интерчейнджа ввел и Евросоюз, банки которого зарабатывали на этом 13 млрд евро в год, установив предел 0,2% для дебетовых карт и 0,3% – для кредитных. Результат пока неизвестен: Европейская комиссия представит Европарламенту отчет о влиянии нового регулирования к середине 2020 г.
Альтернатива безналу
Возможно, эффективнее регулирования окажется рынок – снизить стоимость обслуживания приема карт может вынудить конкуренция с новыми сервисами. «Мы считаем, что, вместо того чтобы регулировать интерчейндж сейчас при таких негативных сценариях, надо внедрять как можно быстрее Систему быстрых платежей (СБП)», – говорила Скоробогатова.
Эта система переводов между счетами в разных банках по номеру телефона заработала в феврале, ее оператор – Центробанк. Пока деньги переводятся между счетами физлиц, ЦБ собирается распространить ее на оплату товаров и услуг: по словам участников СБП, планируется, что это станет дешевой альтернативой классическому эквайрингу.
Если СБП в самом деле окажется для торговцев дешевле, часть оборотов постепенно будет переходить туда. С другой стороны, в этой системе у банка-эквайера появится гарантированный доход, хотя в классическом понимании эквайера уже не будет: будет банк – владелец расчетного счета торговой точки. У эмитентов же при переходе на СБП доходы сильно упадут.
Ставки эквайринга будут снижаться не только из-за СБП, но и из-за расширения участников спецпрограмм платежных систем, считает Емельянова.
СБП – более дешевая альтернатива безналу. Но тут перед торговцем стоит задача заинтересовать клиента расплатиться именно этим способом, – говорит Киричек: самое непростое – научить пользоваться новым сервисом, так как понадобится заменить привычный сценарий оплаты картой (по которой есть бонусы), а значит, нужно давать какие-то скидки. По его словам, торговые сети ждут этот сервис.