интернет площадка что это
Всё в одном месте! Что такое маркетплейсы и кому они нужны
Сфера интернет-продаж, или, как её называют в профессиональных кругах, e-commerce, ― самый быстрорастущий рынок в мире. По данным сайта statista.com, в 2020 году более 80% потребителей во всём мире делали покупки в интернете. Если говорить конкретно о России, каждый второй россиянин в возрасте 16–55 лет покупает что-нибудь в интернете минимум два раза в год, а 23% — минимум раз в неделю. Среди всей e-commerce-тусовки больше всего выделяются именно маркетплейсы. Они растут быстро, а их владельцы зарабатывают немыслимые деньги. Думаю, многие видели новости о Татьяне Бакальчук (владелице Wildberries), состояние которой, по данным Forbes, равно 1,3 млдр$.Что такое маркетплейс и как начать с ним работать? Это мы и расскажем в этой статье.
«Я маркетплейс! Давайте знакомиться»
Маркетплейс — это торговая интернет-площадка, на которой предлагаются товары от разных продавцов.
Чтобы было проще понять особенности маркетплейса и как это работает, давайте сравним его с интернет-магазином.
Почему потребители любят маркетплейсы?
Вот представьте, что вы идёте на рынок. Колбасу покупаете в одном павильоне, овощи во втором, молоко в третьем. У каждой точки вам нужно поздороваться, назвать товар, достать деньги и оплатить покупку, купленное сложить в шопер. А если вы неправильно продумаете маршрут между рыночными рядами, то можно ненароком коробкой молока раздавить пару спелых томатов. Куда проще сходить в гипермаркет и в одном месте взять всё. На кассе вы один раз заплатите за все покупки и внимательно сложите всё по пакетам.
В интернет-сфере людям уже мало того, что они покупают товары не выходя из дома. Они уже не готовы переходить из приложения в приложение. Люди хотят, чтобы все товары, как в гипермаркете, были в одном месте. Эту потребность и решают маркетплейсы.
Виды маркетплейсов
Мы рассмотрим 3 классификации marketplace. Первая и основная классификация маркетплейсов опирается на стандартные виды рынков. Бывают:
B2C ― это самый распространённый вид маркетплейсов. С одной стороны, производители, которые реализуют свой товар через онлайн-площадку. С другой ― обычные покупатели. По этой схеме работают всем нам известные Aliexpress, Lamoda, OZON, Wildberries.
В рамках схемы B2B на маркетплейсах между собой взаимодействуют предприниматели. Чаще всего на таких площадках делается акцент на оптовой торговле. К такому виду маркетплейса относятся сайты TIU.ru, Сделки.ру, ALL.BIZ.
Площадки С2С-продаж предназначены для взаимодействия физических лиц. На них продают всё что угодно: виниловые пластинки, б/у телефоны, автомобили, квартиры. Продавцы свободны в ценообразовании и форме доставки. К таким площадкам относятся Avito, Airbnb.com, EBay.
Вторая классификация опирается на тематику магазина. Выделяют маркетплейсы:
И третья классификация делит маркетплейсы по способу коммуникации с клиентами:
Кому подходит сотрудничество с маркетплейсами
Зачем нужен маркетплейс? В первую очередь маркетплейсы подходят для небольших компаний. Чаще всего у них нет денег для рекламных кампаний и PR-мероприятий. Также у них не настроена разветвлённая схема складов, и в целом могут быть проблемы с логистикой. Крупные площадки, у которых уже есть большой трафик и готовые логистические решения, могут сильно выручить небольшой бизнес.
Ещё на маркетплейсах комфортно себя чувствуют компании, которые копируют популярные бренды. Речь идёт не о подделках, а о компаниях, которые вдохновляются внешним видом, характеристиками товаров известных производителей. Например, не так давно на слуху была сумка от Dior Saddle. Она стоит около 300 тыс. руб. Такую вещь может себе позволить не каждый, но форма этой сумки выглядит действительно красиво и она удобна в носке. Производители сумок стали активно выпускать похожие модели для среднего ценового сегмента. Так как маркетплейсы сами помогают с доставкой, рекламой и складами, стоимость сумки может стать ещё меньше, что порадует покупателей.
Новички в бизнесе также могут начать реализацию товара с помощью таких платформ. Продажи через маркетплейс ускорят старт бизнеса, а вложения при этом будут минимальные.
Маркетплейсы подходят и для крупных компаний, у которых всё хорошо со сбытом, но они хотят расти и выходить на новые рынки. Через интернет-платформы можно начать продавать и за рубеж, и в отдалённые части нашей необъятной страны.
Положительные (и не очень) стороны маркетплейса
Положительные стороны работы с маркетплейсами:
А теперь перейдём к минусам:
Маркетплейс — как начать. Крупнейшие торговые интернет-площадки и их требования
Сделаем небольшой обзор крупных маркетплейсов и их требований к продавцам.
Также Озон требует от производителей грамотности в текстовом описании товара. На изображении карточки товара нельзя размещать логотипы.
Несмотря на то, что маркетплейсы обычно предоставляют свои склады, в OZON можно доставлять со своего склада. Этот пункт нужно указать при регистрации.
OZON берёт комиссию за размещение товара на площадке и за доставку. Суммы здесь варьируются. Всё зависит от вида и размера товара. Минимальная комиссия 5%. Максимальная ― 25%. Больше всего заплатить придётся продавцам медицинских товаров.
AliExpress
Как ни крути, AliExpress ― это крупный игрок на интернет-рынке. И сейчас вы поймёте, почему.
Продавать товар могут юридические лица, ИП и самозанятые. При регистрации площадка потребует:
AliExpress так же, как и OZON, даёт возможность производителю отправлять со своего склада или со склада маркетплейса. Кстати, если предприниматель выбирает второй вариант, компания отправляет первые десять заказов бесплатно.
За первые 100 заказов продавец не платит комиссию. Благодаря таким подаркам, можно без ущерба проверить востребованность продукта на площадке. Далее придётся платить комиссию 5-8%. Комиссия также зависит от вида и размера продукта.
СберМегаМаркет
На площадке могут продавать юридические лица и ИП. Для регистрации нужно предоставить код ОКВЭД, ИНН, вид системы налогообложения и контактные данные.
Схема доставки не совсем традиционная для маркетплейса. У СберМегаМаркета нет собственных складов. Товар от продавца сотрудники площадки везут в свой сортировочный центр и оттуда продукт отправляется к покупателю. Как вы понимаете, за все передвижения товара надо платить. Но если поставщик не хочет платить за переезд товара в сортировочный центр, он может самостоятельно привезти их в один из пунктов приёма маркетплейса.
СберМегаМаркет берёт комиссию только за выкупленный товар, расчётно-кассовое обслуживание и за доставку. Комиссии от 3%.
Маркетплейс ― это удобный инструмент не только для покупателей, но и для продавцов. Комиссия чаще всего не такая большая, а вот трафик на площадке гигантский. Неважно, большой вы бизнесмен или только начинаете свой путь, маркетплейс может открыть вам новые возможности.
Как попасть на «Вайлдберриз» и «Озон»
10 маркетплейсов для предпринимателей
Чтобы продавать в интернете, необязательно создавать сайт.
Можно разместить продукцию на площадках-посредниках — маркетплейсах.
Такие сервисы сами вкладывают деньги в рекламу и привлекают пользователей. Раньше маркетплейсы работали с компаниями и ИП, но теперь самозанятые тоже в деле.
Собрали список маркетплейсов и проверили, на каких условиях они работают с продавцами.
О площадке. «Озон» работает с 1998 года. Сначала там продавали только книги, видео и музыку на аудиокассетах и дисках, а в двухтысячных появились и другие категории товаров.
Что продают. Книги, электронику, авиа- и железнодорожные билеты, игрушки, товары для дома и сада, косметику, одежду, обувь и многое другое. Нельзя продавать алкоголь, табак, живые цветы, животных, цифровые книги — полный список ограничений есть на сайте «Озона».
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП. Обещают скоро разрешить продавать самозанятым, но пока такой функции нет.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на сайте: от юрлиц попросят загрузить свидетельство ОГРН или лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство ИНН, устав компании и приказ о назначении гендиректора. От индивидуальных предпринимателей — свидетельство ОГРНИП, копию ИНН и первые два разворота паспорта.
Потом попросят принять оферту. Для работы потребуется подключить электронный документооборот — почитайте, что это такое и как настроить. После этого надо подготовить фотографии товаров и их описания. Как только заявка пройдет модерацию, можно начать продавать.
Для многих товаров попросят предоставить отказное письмо или добровольный сертификат. Эти документы уточняют, что для товаров не нужна сертификация. Они могут понадобиться маркетплейсу для покупателей или надзорных органов.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия зависит от категории товара. Минимальная — 5%. Ее возьмут с продавцов компьютеров, телефонов, мототехники, стройматериалов. Максимальный размер — 25%, столько придется заплатить продавцам ювелирных и медицинских изделий.
Есть плата за доставку. Она меньше, если товар привозит на склад «Озона» сам поставщик, и больше, если его забирают со склада продавца, а также зависит от объема товара. Кроме того, площадка может попросить плату за хранение товара на складе «Озона». Все комиссии и тарифы можно посмотреть на сайте для продавцов.
Яндекс.Маркет
О площадке. «Яндекс-маркет» — это агрегатор интернет-магазинов. Работает с 2000 года. Магазин выгружает на «Яндекс-маркет» файл с ценами, характеристиками товаров и ссылками на свой сайт. Физически пользователь покупает товар не на «Яндексе», а на стороннем сайте.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Зарегистрироваться и ввести данные предпринимателя и организации — они должны совпадать с теми, что указаны на сайте и в кассовых чеках. Затем загрузить прайс-лист — таблицей в «Экселе» или подключить экспорт из CMS. После этого модераторы проверят заявку. Если все нормально, можно пополнить кошелек в личном кабинете и начать продавать.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Продавец платит за каждый переход, который сделали пользователи на его сайт с «Яндекс-маркета». По умолчанию магазин платит минимальную стоимость клика, которая рассчитывается по специальной формуле отдельно для каждого товара.
Wildberries
О площадке. «Вайлдберриз» работает с 2004 года и продает не только в России: еще в Казахстане, Беларуси, Польше, Армении, Словакии, Киргизии и Украине. С «Вайлдберриз» сотрудничает около 53 тысяч продавцов, в том числе крупные бренды — например, «Манго», «Левайс», «Адидас», «Лего» и «Джилет».
Что продают. Одежду, обувь, электронику, книги, игрушки, товары для дома, косметику и даже продукты питания.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, ИП или самозанятый.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на специальном сайте для партнеров магазина и принять договор-оферту, после этого на почту придет ссылка на личный кабинет. В нем надо указать имя бренда, организационно-правовую форму и режим налогообложения, контактные данные. Попросят загрузить ваше коммерческое предложение.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Сайт берет с продавца комиссию в 5—15%, в зависимости от категории товаров.
«Вайлдберриз» отправляет заказы со своих складов, поэтому поставщик должен сначала доставить туда товар. Продавцы могут доставить товары в десятки сортировочных центров по всей стране, а малогабаритные грузы — в пункты выдачи заказов.
Магазины на «Авито»
О площадке. Магазины на «Авито» — это дополнительная функция для предпринимателей, которые хотят искать клиентов на «Авито». В «магазине» компания может брендировать страницу и создавать карточки товаров.
Что продают. Все что угодно.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, самозанятый или ИП.
Как начать продавать. Необходимо подключить тариф «Расширенный» или «Максимальный». В первом случае пользователь сможет создать страницу магазина, разместить логотип, указать ссылку на сайт и информацию о компании. «Максимальный» тариф дает дополнительные возможности: можно выбрать уникальный адрес магазина в виде «avito.ru/название», а на страницах объявлений не будут показывать публикации конкурентов.
Lamoda
О площадке. Компания в основном продает одежду и обувь, которые закупает напрямую у крупных брендов: «Пума», «Экко», «Найк», «Гуччи», «Версаче», «Зарина» и других. Но магазины и производители тоже могут стать партнерами компании.
Что продают. Одежду, обувь, товары для дома, аксессуары, косметику и ювелирные изделия.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Заполнить заявку, в которой указать организационно-правовую форму, категорию товара, название бренда и цены.
Маркетплейс работает только с продавцами, которые имеют зарегистрированный торговый знак на бренд и продукцию. Либо нужно предоставить какие-то доказательства, что компания имеет право продавать товары конкретной марки. У продавца должно быть не менее 50 артикулов.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия зависит от категории товара, минимум 35% от цены товара. Кроме того, компания берет деньги за доставку и обработку заказов, хранение и маркировку товара. Чтобы разобраться в тарифах, придется изучить сканированные таблицы на сайте «Ламоды».
Робо.Маркет
О площадке. Эту торговую платформу создал платежный сервис «Робокасса» для своих партнеров в 2016 году. Маркетплейс размещает только информацию о товарах: доставка — забота продавца. На площадке есть возможность подключить инстаграм-аккаунт и добавлять товары напрямую из этой соцсети.
Что продают. Почти все что угодно, включая услуги.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, ИП или самозанятый.
Как начать продавать. Продавец должен подключить платежный сервис «Робокасса». Маркетплейс проводит все платежи только через него.
Подключиться к сервису можно из личного кабинета «Робокассы» в разделе «Дополнительные настройки». Само подключение бесплатно, сервис заработает дальше на комиссии с продаж.
Самозанятые и ИП могут зарегистрироваться проще — на сайте маркетплейса. Там надо будет указать название магазина, адрес сайта, для ИП — информацию о внесении в ОГРНИП, банковские данные, ИНН и налоговый режим.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Маркетплейс зарабатывает на комиссиях сервиса «Робокасса»: минимальная комиссия для юрлиц и ИП — 2,3% от транзакции, для физлиц — 7%.
Goods
О площадке. Этот проект от ретейлера бытовой техники «М-видео» появился в 2017 году. У маркетплейса нет собственных складов и он не выкупает товары у продавцов. Получив заказ на определенный товар, «Гудс» забирает его у продавца, везет в свой сортировочный центр и оттуда отправляет покупателю.
Что продают. Бытовую технику и электронику, товары для дома, одежду и обувь, автозапчасти, косметику, книги, продукты и многое другое.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП. Нужен код ОКВЭД для розничной торговли.
Как начать продавать. Заполнить анкету: указать категорию товаров, наличие продукции на складе, ИНН, контактные данные и ссылку на прайс-лист в формате YML. После этого заявка отправится на проверку модераторам, и когда ее одобрят, можно начать продавать.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия за выкупленный заказ — от 3% цены товара. Размер зависит от категории. Например, в категории «Здоровье» — 3%, а «Одежда и обувь» — 20%. Плюс площадка возьмет 1,1% от стоимости товара за расчетно-кассовое обслуживание независимо от того, каким способом покупатель оплатил заказ.
О площадке. Маркетплейс основали Сбербанк и «Яндекс-маркет» в 2018 году. 1 октября 2020 года «Беру» станет частью «Яндекс-маркета» и сменит название. Площадка позиционирует себя как магазин с низкими ценами. Если один товар поставляют несколько продавцов, то сайт сначала будет продавать тот, у которого ниже цена.
Что продают. Электронику и бытовую технику, канцтовары, автозапчасти, мебель, продукты, товары для дома и дачи и так далее.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Сколько придется отдать маркетплейсу. У маркетплейса два тарифа — разница в том, где хранится товар. На тарифе «Витрина и фулфилмент» продавец доставляет все на склады «Беру» — один находится в Московской, другой в Ростовской области. В этом случае собирает и упаковывает заказы маркетплейс.
На тарифе «Витрина и доставка» товар хранится у продавца, который сам собирает и упаковывает покупку, а «Беру» только принимает заказы и контролирует доставку. В обоих случаях площадка берет от 3% комиссии за оформление заказа — ее размер зависит от категории товара, плюс 1% — за прием оплаты.
Дополнительно придется заплатить за обработку заказа: минимум 30 Р на тарифе «Витрина и фулфилмент», 15 Р на тарифе «Витрина и доставка». Еще надо оплачивать доставку: 30 Р для мелких грузов или 150 Р — для крупногабаритных.
AliExpress Россия
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Зарегистрироваться и принять оферту. От компании площадка потребует уставные документы, от ИП — паспортные данные и ИНН. Еще нужно оставить контакты для клиентской поддержки. После этого можно создавать магазин и карточки товаров.
Если предприниматель продает товары какой-то торговой марки, то потребуются разрешительные документы: авторизационное письмо, контракт с производителем или дистрибьютором либо доказательства покупки продукции у дистрибьютора.
Сколько придется отдать маркетплейсу. В первые 6 месяцев или на первые 100 заказов комиссии нет. После этого площадка будет брать комиссию 5 или 8% — в зависимости от товарной категории.
Например, с продавцов обуви, бижутерии, мебели и бытовой техники возьмут 5% от заказа, а с тех, кто торгует одеждой, часами или игрушками, — 8%. Отправлять товар может сам продавец, но площадка предоставляет услуги по сортировке, упаковке и доставке товара за дополнительную плату.
Сдэк.Маркет
О площадке. «Сдэк-маркет» — маркетплейс, который запустила компания «Сдэк» в 2019 году. Каждый продавец должен заключить договор с этой службой доставки.
Что продают. Электронику и бытовую технику, товары для спорта и отдыха, автозапчасти, товары для животных, косметику, стройматериалы.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП, у которого должен быть расчетный счет.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на сайте, после этого — подать заявку на заключение договора, в которой надо указать данные о компании. Если все заполнено правильно, с продавцом заключат договор. Добавить товары и настроить аккаунт можно еще до подписания договора, просто все это время магазин будет неактивным.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия за каждую транзакцию составляет 4%. Плюс после трех месяцев работы надо платить комиссию за доставку — 25 Р за каждое отправление. Если покупатель сам забирает товар в торговой точке продавца, платить за доставку не нужно.
И еще раз, но на примере
Электронные торговые площадки: особенности и виды
Определение
Интернет-ресурсы, предназначенные для организации операций купли-продажи, называются электронными торговыми площадками (ЭТП).
Площадка предоставляет пользователям выбор способов закупок в соответствии с алгоритмами, регулируемыми регламентом данной ЭТП и её внутренними правилами, не противоречащих действующему законодательству.
Участниками ЭТП являются:
Заказчиками на ЭТП могут выступать государственные и коммерческие организации, поставщиками — любые юридические и физические лица и ИП.
ЭТП стали появляться вместе с распространением глобальной сети. Первые площадки возникли к концу 90-х годов ХХ века. Они были очень просты и имели подобие доски объявлений, благодаря которой покупатели и продавцы находили друг друга. В первых ЭТП были реализованы лишь функции размещения заказов.
С дальнейшим развитием технологий возникли электронные торговые площадки в виде многофункциональных информационно-технических комплексов.
С принятием закона № 44-ФЗ закупки в рамках государственного заказа были переведены в электронную форму. С 2019 года порядок обеспечения государственных нужд в товарах, услугах и работах посредством проведения тендеров стал обязательным для всех госучреждений РФ.
Торги на ЭТП проходят в рамках конкурентной борьбы. Затраты участников торгов на приобретение и продажу товаров, работ и услуг — оптимизируются.
Операторы электронных ресурсов для проведения аукционов обеспечивают взаимодействие покупателей и продавцов посредством разработки и поддержки комплекса решений:
Оператор ЭТП не имеет права официально оценивать правомерность действий заказчиков и поставщиков и применять к ним меры властного воздействия, так как он не обладает полномочиями:
Полномочиями по пресечению незаконных действий заказчика либо поставщика при проведении закупки в электронной форме обладают исключительно государственные контролирующие органы и суд.
Для работы на ЭТП покупатели и поставщики обязаны:
На каждой площадке действует своя электронная цифровая подпись. После получения ЭЦП оператору необходимо предоставить оператору требуемые документы, заверить их электронной подписью.
С начала 2019 года в связи с вступившей в силу ст. 24.2 44-ФЗ на федеральных ЭТП, отобранных для госзаказа, порядок получения аккредитации кардинально изменился. Участники торгов должны быть зарегистрированы в единой информационной системе (ЕИС), которая доступна по адресу zakupki.gov.ru.
Проходить аккредитацию на каждой отдельной федеральной ЭТП теперь не требуется.
Получить доступ к электронным торговым процедурам можно по изложенной ниже схеме.
Если не выполнить требований, предъявляемых к участникам ЭТП, доступ можно получить только к открытой части площадки, что позволяет просмотр размещенной информации. Принимать участие в торгах не получится.
Посетители ЭТП после прохождения процедур регистрации становятся заказчиками или участником торгов, проводимых посредством электронного документооборота.
Общие принципы работы ЭТП заключаются в следующем:
Функции
ЭТП выполняют такие функции:
ЭТП дают возможность участникам торгов выполнить такие действия:
Преимущества
К преимуществам торговли на ЭТП следует причислить факты того, что все торги:
Заказчики получают следующие преимущества:
Среди преимуществ для поставщиков:
Закупки товаров, работ и услуг делятся на такие виды:
В соответствии с действием ФЗ площадки подразделяют на две группы:
Государственные и муниципальные учреждения обязаны делать закупки только на федеральных площадках.
Правило касается органов власти разных уровней и бюджетных учреждений всех населенных пунктов: детские сады, школы, больницы и прочие, финансируемых из бюджетов разных уровней.
Федеральных ЭТП на начало 2020 года всего 9:
Федеральные ЭТП относятся к типу B2G (business-to-government). Заказчики здесь только госучреждения. Их работа регламентируется 44-ФЗ. Выбор площадки для размещения заказа делает сам заказчик.
Полная информация о проводимых гостендерах размещается на сайте zakupki.gov.ru.
Список площадок для торгов по 223-ФЗ никем не зафиксирован. Правила их работы определяются самими ЭТП.
Коммерческие площадки подразделяются на несколько подвидов:
В зависимости от сферы охвата экономики торговые площадки подразделяется на:
ЭТП можно подразделить также за их предназначением для определенного типа лиц:
По системам торговли бывают ЭТП для:
Коммерческие электронные торговые площадки разделяются на:
Общедоступные площадки формируют информацию с целью облегчения взаимодействия поставщиков и заказчиков.
Компании, работающие по 223-ФЗ, проводят закупки в электронном виде добровольно, используя либо собственные площадки, либо коммерческие. Часто они осуществляют торговые сделки на тех же ЭТП, на которых проводятся закупки по 223-ФЗ.
Коммерческие ЭТП относятся к типу B2B (business-to-business). Заказчики на них — любые юридические лица частной формы собственности, физические лица, индивидуальные предприниматели. Таких площадок на территории РФ около 5-6 тысяч, однако самыми популярными являются около сотни.
Отдельным типом ЭТП следует выделить те, что предназначены для продажи имущества банкротов в соответствии с требованиями Федерального закона 127-ФЗ.
Стоит отметить ЭТП:
Наиболее популярные площадки различных типов входят в «Ассоциацию электронных торговых площадок» (АЭТП). Для ознакомления с их полным перечнем необходимо перейти по адресу http://www.aetp.ru/etp/list.
Электронные площадки способствуют упрощению работы для заказчиков и поставщиков, минимизируют издержки на проведение торгов, устанавливают единые правила торгов по ФЗ, помогают найти наиболее выгодные условия сделки. Процедуры осуществляются прозрачно и открыто, минимизируются коррупционные риски. Среди минусов следует назвать наличие абонентской платы, скрытая платность, необходимость приспосабливания к алгоритмам каждой ЭТП.