интернет торговля что такое
Что такое e-commerce?
Что такое e-commerce сегодня и каким будет завтра?
В понимании большинства электронная коммерция, или e-commerce, — это электронная покупка или продажа онлайн. Те, кто заглядывает дальше, скажут, что e-commerce — это не только финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, но, что важно, цепочки постоянно совершенствующихся, глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением транзакций. Те же, кто смотрит в будущее, а возможно, просто хорошо знает статистику, свидетельствующую о значительных темпах роста цифровой экономики за последние годы, ответят, что e-commerce — это ядро стремительно нарождающейся в мире цифровой экономики и результат взрывных темпов развития телекоммуникационных мощностей за последнее десятилетие.
Правы будут все. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: так, по данным исследовательской компании Juniper Research, сегодня в мире к интернету подключены 7 млрд устройств, а к 2022 году их количество увеличится до 50 млрд. И это при том, что население планеты — около 8 млрд человек. Так глобализация интернета, доступ к которому еще 10 лет назад был менее чем у 20% населения планеты, а сегодня есть почти у 45%, и неотвратимый рост телекоммуникационных мощностей способствуют появлению все новых бизнес-моделей и ломают принципы работы существующих отраслей. Цифровизация — единственный способ сохранения конкурентоспособности в Индустрии 4.0. И это не только обязывает традиционные компании следовать цифровому тренду, но наделяет новой силой малых и средних предпринимателей по всему миру.
Как развивается e-commerce в России и мире?
С целью поддержки роста объемов e-commerce в РФ в период с 2019 по 2024 год создан нацпроект «Цифровая экономика». Основными целями нацпроекта являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее, чем в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных. Российским экспортным центром создан целый ряд сервисов для поддержки e-commerce: РЭЦ уже помогает предпринимателям в части подбора инфраструктуры, площадок, образования, регистрации и, что важно, господдержки. Центры поддержки экспорта РЭЦ в регионах субсидируют затраты предпринимателей, желающих регистрироваться и продвигать свою продукцию на маркетплейсах. Форсированная интеграция России в цифровизацию торговли, переход от массового производства к таргетированному клиенту, от крупных производителей к средним и малым компаниям на электронных платформах — актуальные задачи РЭЦ.
Какие самые успешные кейсы е-commerce?
Для начала — показательная динамика: по данным, представленным РЭЦ, в 2008 году в списке 10 самых дорогих компаний мира была только одна компания из сферы IT — это Microsoft. В 2019 году в этом списке уже семь компаний, занятых в IT и электронной коммерции: Amazon, Microsoft, Google (Alphabet), Apple, Facebook, Alibaba и Tencent. Предположительно, еще через 10 лет в списке самых дорогих компаний мира банки и добывающие компании будут занимать места только во втором и третьем десятках.
Какие возможности дает электронная платформа каждому?
Продавать так же просто, как и покупать. Эксперты РЭЦ на сессии, посвященной e-commerce в рамках форума «Сделано в России», отметили, что электронная платформа — это возможность, которая есть сегодня у любого производителя, и неважно — что он производит. Маркетплейс позволяет найти своего клиента с минимальными издержками, снимая границы и барьеры. Продавцы, активно использующие интернет-каналы для расширения сферы своего влияния (международные площадки Amazon, eBay и прочие), получают возможность в десятки, сотни и даже тысячи раз расширить приток покупателей, увеличив доходы. И все это без крупных дополнительных временных и финансовых вложений. Сегодня Российский экспортный центр оказывает предпринимателям активное содействие в выборе бизнес-инструментов электронной коммерции и понимании их эффективного использования. Услуги РЭЦ по экспорту через каналы электронных продаж включают, среди прочего, методические пособия о доступе на международные торговые интернет площадки, консультирование по способам организации экспортной интернет-торговли и непосредственно размещение продукции на электронных торговых площадках с уже упомянутой ранее господдержкой. И если пример российской Wildberries кажется кому-то недосягаемым, то РЭЦ на сессии e-commerce представил гораздо более доступные: например, онлайн-магазин одежды для кукол Elenpriv молодой предпринимательницы Елены Передреевой. Своим звездным часом Елена назвала появление в России Paypal, позволившей студентке превратить хобби в бизнес и получать заказы из Японии, Италии и США. Сегодня Елена продает одежду для кукол в 55 стран мира, в компании заняты 40 человек, а в ближайшей планах — выход на Amazon.
Электронная коммерция: что это такое, виды, примеры, использование в бизнесе
Что же такое электронная коммерция в интернете — это наше наступившее будущее. Любой предприниматель, даже среднего порядка ежедневно сталкивается с этой стороной ведения бизнеса, а значит, желает узнать, как это поможет заработать деньги. Всемирная сеть предоставляет уникальные возможности коммуникации. Этим то и воспользовались первооткрыватели торговых онлайн-площадок. А самое приятное, что сегодня сделать то же самое могут абсолютно все фирмы, будь то небольшой частный магазинчик, крупнейшие финансовые организации или сетевые компании.
Понятие
Если говорить простыми словами, этот термин охватывает абсолютно любые покупки, продажи, платежи, производящиеся через глобальную сеть. Такой бизнес стал огромной системой, охватывающей практически все страны, а потому ставший отдельной частью мировой экономики.
Онлайн-рынки позволяют вести все ту же предпринимательскую деятельность: искать поставщиков и покупателей, оплачивать счета, оформлять договоры, но делать все это в рамках всемирного интернета. Естественно, для этого разрабатываются специальные нормы и правила, создается уникальное программное обеспечение, но главная мысль заключается в том, что системы электронной коммерции доступны всем и везде, где работает «паутина».
Что к ней относится
Существует 5 основных форм, характеризующих эту сферу деятельности. Каждая из них уже стала чрезвычайно популярна и используется во всем мире. К основным направлениям относятся:
Интернет-торговля, а точнее, абсолютно любой онлайн-магазин.
Электронный обмен информацией, в том числе простые информационные сайты.
Интернет-банкинг и предоставление страховых услуг через сеть.
Денежные переводы и электронные кошельки.
Маркетинг в виде сбора информации, которая может использоваться для создания клиентской базы.
Разными видами электронной коммерции пользуются различные организации с доступом в интернет. Наиболее подходящие определяются исключительно спецификой работы компании, ее размерами, целями и принципами. Одинаково успешно и одновременно могут использоваться интернет-торговля и банкинг, страховые услуги и денежные переводы.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Преимущества
Достоинств использования онлайн-площадок огромное количество и каждое из них работает на получение компанией новой прибыли. Достоинства включают в себя:
Возможность выйти на расширенный рынок при минимальных финансовых затратах. Совершенно неважно на каком расстоянии друг от друга находятся продавец и конечный потребитель, они в любом случае смогут найти друг друга.
Существенно сокращается цепочка между поставщиком и его клиентом. Не требуется привлечение посредников, а значит снижаются затраты, но сохраняется первоначальное качество. Кроме того, легче найти свою целевую аудиторию.
Благодаря возможности всегда оставаться на прямой связи со своими покупателями, увеличивается производительность и конкурентоспособность компаний. Они могут работать круглосуточно, в любой день недели и при этом не снижать качество обслуживания.
Кратко говоря, электронная коммерция — это возможность для организаций увеличить свои продажи, сократив первоначальные вложения, а также повысив качество работы.
Недостатки
Минусы у использования сети тоже есть, хотя со всеми из них можно работать, чтобы несколько сгладить углы. Основные проблемы:
Зависимость от современных информационно-коммуникационных технологий, а говоря проще — стабильно работающего высокоскоростного интернета.
Отсутствие грамотно разработанной законодательной базы, позволяющей регулировать процессы.
Потеря части потенциальных клиентов, которым не нравится совершение покупок онлайн. Для них привычными остаются обычные магазины.
Опасность потери конфиденциальности при совершении сделок через интернет. Покупатели серьезно рискуют потерять свои деньги, даже при постоянном развитии технологий, обеспечивающих безопасность.
Нерешенный вопрос с доставкой товара до потребителя, а также возврат некачественной продукции.
Как уже говорилось ранее, каждую из этих проблем можно решить. Для этого компания «Клеверенс» реализует высококачественное программное обеспечение, которое автоматизирует и упрощает ведение бизнеса.
Примеры проблем, мешающих электронной коммерции
Поскольку деятельность в глобальной «паутине» по-прежнему остается новинкой в глазах предпринимателей, они сталкиваются с препятствиями, мешающими нормальной работе. Какие-то из них создают сами бизнесмены. Вот лишь некоторые из них:
Банальное неумение работать в сети. Здесь процесс торговли строится на других принципах обработки заказов, логистики, аналитики. Отвечать на запросы необходимо своевременно, чтобы не испортить собственный имидж. Опоздания неизбежно приводят к недовольству клиентов.
Отсутствие нормативной базы, о которой уже говорилось ранее. В первую очередь это касается защиты персональных данных, которой в последние годы уделяют особенно много внимания.
Высокая конкуренция. Только самые ленивые предприниматели еще не начали осваивать интернет, как место для поиска покупателей и продаж, а значит приходится буквально бороться за каждого «своего» человека.
Недоверие со стороны потребителей. Ему способствует большой процент мошеннических схем, используемых во всемирной сети.
Кадровые проблемы. С одной стороны, фриланс сейчас становится все более популярным, но обучить сотрудников будет сложнее.
Необходимость защиты информации. Эта сторона системы должна быть развита очень хорошо, а значит необходимо использовать современное программное обеспечение, порой дорогостоящее.
Все перечисленные трудности остаются решаемыми, но требуют усердной работы над собой. В остальном перед организациями открываются весьма широкие перспективы.
Цифры
В это трудно поверить, но объем всех виртуальных продаж составляет около трех триллионов долларов в год. Эта ошеломляющая сумма лучше всего прочего доказывает, насколько выгодно вести дела в сети. Большую часть этого объема по понятным причинам занимает Китай, но и Россия входит в первую десятку.
Бизнес для предпринимательской деятельности
Так называемый тип электронной коммерции В2 В предполагает, что участниками сделки с обеих сторон становятся организации. Эта схема очень популярна в интернете. Оптовые компании в сети ищут своих покупателей, а затем реализуют продажи на выгодных для обеих сторон условиях. В большинстве случаев для совершения сделок используются:
Аукционы — применяются для продажи уникальных дорогостоящих товаров. Часто их участниками становятся представители государственных фирм.
Биржи — популярны для сбыта распространенных и простых вещиц. Основная особенность этого варианта заключается в частом колебании ценовой политики.
Интернет-каталоги — нужны для реализации недорогих, но в то же время популярных товаров, отличающихся стабильной ценой.
Выбор той или иной площадки зависит от специфики фирмы. Иногда продажи совершаются и другими способами, менее популярными, но тоже эффективными.
Бизнес для потребителя
Модель В2С является еще более распространенной, чем В2 В. Она предполагает, что сделка совершается между компанией и конечным потребителем. Реализовывать таким способом можно практически что угодно: технику, программное обеспечение, книги, продукты питания, одежду, услуги и так далее. Даже продажа музыки и видеофайлов является таким типом торговли. При этом сделки очень часто совершаются международного характера, а значит продавец с покупателем находятся в разных странах.
Такое приобретение товара подходит не каждому клиенту, поскольку не позволяет получить достаточное количество информации, потрогать и осмотреть покупаемую вещь, но зато оно гарантирует сниженную цену, поскольку не приходится тратить деньги на аренду торгового зала, зарплату продавцов и многое другое.
Потребительская торговля
Система С2С представляет собой сделку между двумя людьми, не связанными предпринимательской деятельностью. В качестве площадок для совершения покупки выступают такие знаменитые сайты как Авито или Юла, реже используются социальные сети.
Продавать здесь можно не только товары, бывшие в употреблении, но и вещицы, изготовленные самостоятельно. Уровень продаж по этой схеме значительно ниже, чем у перечисленных выше. Это связано в том числе с небольшим выбором.
Минусом можно назвать и высокий риск одной из сторон. Уровень совершения мошеннических действий в торговле С2С гораздо выше, чем в любых других сферах, а обеспечить безопасность сделки в разы труднее, даже ведущим торговым площадкам.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Потребительский бизнес
Схема С2 В специализируется на определенной группе проектов, а именно — на краудсорсинге. Ее суть заключается в том, что простые люди предлагают свои товары или услуги компаниям, которым это требуется. Такая система широко распространена среди дизайнеров, фотографов, художников. Они выставляют на торговых площадках свои готовые работы, а организации могут приобрести их для создания своего уникального бренда. Иногда такие проекты создаются по персональным заказам.
Бизнес-администрирование
Модель В2А охватывает интернет-транзакции, проводимые между бизнесменами и государственными службами. К ним относятся фискальные операции, социальное обеспечение, передача юридических и налоговых документов. Нередко для работы внутри площадки требуется приобретение электронной подписи, с помощью которой директор компании может совершать огромное количество операций. В том числе — становится участником госаукционов.
Потребительское администрирование
Модель С2А отличается от всех представленных выше. Она предполагает совершение сделок не в классическом понимании торговли, а между физическим лицом и одной из государственных служб. Это может быть подача налоговых деклараций, оплата социальных платежей, медицинских услуг.
Такой способ взаимодействия с госструктурами эффективен, удобен, не требует траты большого количества времени. В последние годы он становится все более популярным в нашей стране, в том числе благодаря внедрению площадки Госуслуги и Налог.ру.
Основные выводы
Подведем итоги и дадим определение электронной коммерции простыми словами. Интернет-торговля — это современный удобный способ совершения сделок между потребителями и компаниями. Ее участниками могут стать буквально любые организации и все люди, имеющие стабильный выход в сеть. При этом для совершения операции нужны 2 стороны, выступающие продавцом и покупателем.
Система В2 В в этой схеме выступает оптовой площадкой, где организации могут на выгодных условиях приобрести товар, который позднее будет реализован конечному потребителю. В2С при этом становится классической интернет-торговлей, даже если это доставка из кафе или крупные магазины брендовой одежды.
Все остальные схемы являются не такими распространенными, поскольку приносят меньше дохода и не могут охватить достаточно широкую аудиторию, но и они нормально функционируют в условиях современного рынка. Более того, существуют и другие модели, о которых не было рассказано выше. Они связывают компании и потребителей с правительством.
Истории успеха
«Паутина» только начинает завоевание российского рынка, но уже давно популярна за рубежом. Если спросить у простого потребителя, что он думает по этому поводу, то ему на ум наверняка придет компания Amazon, завоевавшая весь мир. Ее основателю удалось создать гигантскую интернет-площадку, на которой сотни брендов могут находить своего покупателя.
Еще одним успешным бизнес-проектом в сфере e-commerce можно назвать Aliexpress. Именно с этого сайта доставляется большая часть китайского товара. Здесь можно найти буквально все — от канцелярских принадлежностей до крупной бытовой техники. Огромное количество продавцов и покупателей привело к здоровой конкуренции, благодаря которой продукцию приличного качества можно приобрести здесь по бросовым ценам.
Другими представителями успешно реализованной коммерческой электронной деятельности в России можно назвать сайты Ozon, Юлмарт, LaModa. Некоторые из них дублируются реальными магазинами, другие работают исключительно в сети, но в обоих случаях они прочно заняли рынок и не планируют уходить с него.
Информация о том, как начать вести интернет-коммерцию
Осуществлять свои дела в сети гораздо проще, чем закрепиться на рынке и удерживать свои позиции в дальнейшем. Но вот что следует сделать в первую очередь:
Позаботьтесь не только о красивой картинке своего сайта, но и удобстве его использования. Клиентам должно быть комфортно здесь находиться, иначе они, не раздумывая, уйдут к конкурентам.
Обеспечьте постоянную грамотную модерацию. Выпадающие ошибки отталкивают простых потребителей.
Сделайте информацию о товаре максимально четкой и понятной. Основная цель: чтобы клиент не ушел искать ответ на свой вопрос на другие сайты, потому что, скорее всего, он не вернется.
Позаботьтесь об удобстве собственно покупок. Нередко клиент, настроенный на приобретение товара, дает задний ход просто потому, что его пугает или отталкивает последняя страница, на которой происходит размещение заказа.
Другими словами, вам придется прилично потратиться на создание качественного контента и позаботиться о его наполнении. Только в этом случае можно реализовать более-менее прибыльный электронный проект.
Заключение
Стать успешным в этой области самостоятельно практически нереально. Для этого придется привлечь настоящих специалистов и потратить достаточное количество времени. В противном случае вы рискуете совершить множество ошибок, которые в конечном итоге приведут к гибели еще не раскрывшегося проекта. С другой стороны, продуманный подход позволит выйти на новый уровень ведения дел и существенно повысить свою прибыль.
Что изменилось в онлайн-торговле: новые требования и возможности для бизнеса
С 1 января 2021 года действуют правила продажи товаров в розницу. Теперь они учитывают особенности интернет-торговли.
Павел Мищенко
Ближайшие шесть лет — до 1 января 2027 года — регулировать продажи через интернет будут новые правила. Юрист Павел Мищенко рассказывает о некоторых из них. А еще мы к каждому разделу дали старые и новые формулировки из закона.
Что случилось
С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи товаров в розницу.
Предыдущие правила устарели, они не очень хорошо учитывали особенности дистанционной торговли. Когда составляли старый документ, больше ориентировались на покупки через каталог. Помните: каталог, который приходит по обычной почте, вы выбираете в нем свитер и оплачиваете через наложенный платеж.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
На сайте должна быть оферта
Раньше. Об оферте в правилах ничего не было. Хочешь публикуй, хочешь — нет.
Что изменилось. Теперь бизнес обязан публиковать оферту, причем неважно, где именно он продает: на сайте, в приложении, соцсетях. Что продает — тоже неважно. Теперь на сайте магазина бытовой техники и в Инстаграме продавца марафона желаний должна быть оферта. Одного описания недостаточно.
Есть нюанс: оферта — это не всегда отдельный документ, который так и называется. Условия можно разместить на странице сайта, и это тоже будет считаться офертой. В любом случае советую проконсультироваться с юристом.
На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели больше защищены. Если раньше можно было трактовать условия покупки, то теперь они четко прописаны.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
«Продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора | 12 пункт. При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты. |
17 пункт. При дистанционном способе продажи товара с использованием сети «Интернет» продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» и (или) в программе для электронных вычислительных машин, если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности
Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил
Раньше. В законе было жесткое требование: если покупатель «выразил намерение купить», бизнес обязан продать.
Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ. Даже если он еще не оплатил, сам факт заказа — и есть то самое намерение. Формально магазин был обязан продать телевизор с огромной скидкой.
Бизнес обходил эту проблему, например использовал вариант с предзаказом: вы пока закажите, а мы потом посмотрим — можем или нет. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.
Что изменилось. Новое постановление разрешает бизнесу самому определять, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте.
Давайте на том же примере.
Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ.
Благодаря изменениям, магазин не обязан продавать телевизор за тысячу, даже если такая стоимость указана на сайте. Сначала он подтверждает условия заказа и только потом эти условия вступают в силу.
Здесь работает здравый смысл: если на сайте холодильники стоят тысячу рублей, а после оформления заказа магазин меняет стоимость на сто тысяч, тут явно не так. Покупатель может обратиться в госорганы и потребовать разобраться в ситуации. Для бизнеса это рискованно.
На что повлияли изменения. Для бизнеса это большой плюс, потому что теперь есть страховка от ошибок, изменения курса рубля и чего угодно еще. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта — у покупателя нет права это требовать.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
18. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор. |
20. Договор считается заключенным: с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара,
или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи
Контактная информация должна быть подробной
Раньше. Закон всегда требовал делиться контактами с покупателями. Это важно на случай разбирательств: вдруг товар не довезли и непонятно, с кем и как связываться.
Что изменилось. Теперь обязательных данных стало больше: ОГРН, электронный адрес и телефон. Если у ИП нет стационарного телефона, подходит сотовый.
В законе есть оговорка: можно или адрес, или телефон, но пока непонятно, как будет работать норма. Возможно, лучше перестраховаться и добавить телефон.
Обязательные контакты бизнеса | Пример |
---|---|
Название компании или полное ФИО индивидуального предпринимателя | ООО «Сухарики» |
ИП Обломов Илья Ильич
На что повлияли изменения. Для компании разницы никакой — только добавить лишнюю строчку в контакты. А вот для ИП все сложнее: формально он обязан указать свой электронный адрес и телефон, даже если работает без офиса. Возможно, не всем захочется давать реальные контакты и придется завести второй номер. Вдруг наплыва покупателей не сможет дозвониться мама.
Деталей к этому правилу нет. Но взываю к здравому смыслу: если у вас магазин «Волшебница», пусть электронный адрес так и называется, а не 777kit@yandex.ru.
Покупатели скорее в плюсе, потому что у них больше контактов для связи с продавцом.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
8. Продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора | 19. Юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона. |
Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети «Интернет» (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии)
Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно
Раньше. В законе не было четких условий, может ли бизнес требовать определенного порядка при разбирательствах или нет. Поэтому возникали споры. Допустим, покупатель отправляет претензию по электронной почте, а магазин ее не читает. И непонятно, кто прав.
Что изменилось. У бизнеса появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, если покупателю не понравилось, есть брак, хочется отказаться от покупки и так далее.
Конечно, тут тоже нельзя прописать абсурдные условия. Допустим, магазин работает в Москве, покупатель тоже из Москвы. Магазин не вправе требовать, чтобы покупатель отвез заявления на возврате в бумажной форме в Магадан только потому, что оттуда работает бухгалтер. В юридической сфере есть такое понятие, как злоупотребление правом. Приведенный пример как раз об этом.
Если бизнес сам не пропишет порядок для обращений, у покупателя появляется право обращаться как угодно. Может смс написать: мол, хочу вернуть утюг. Если магазин пропустит срок возврата, потому что не увидел смс, — это проблема магазина.
На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели получили больше возможностей для защиты своих интересов. Условный магазин может выбрать удобный для себя способ, а если он этого не сделал — покупатель вправе поступать так, как ему удобно.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
Не было требований и условий | 21. Продавец доводит до потребителя в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 19 настоящих Правил, информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом |
Технику и ювелирные украшения можно возвращать
Раньше. По умолчанию, покупатель вправе отказаться от покупки в любой момент и по любой причине. Это гарантирует закон «О защите прав потребителей». Но есть нюансы.
Правила для возврата товаров очень сильно отличаются от правил для услуг, то же самое с покупками в офлайн- и онлайн-бизнесе. Различий много, но вот самое важное в рамках этой статьи.
Для покупок товаров в офлайн-магазинах есть «невозвратный список» — то, что нельзя возвращать, если нет брака. Например:
Для онлайн-покупок такого списка нет. Формально, можно вернуть и кольцо, и айфон, и кота. Магазины не всегда принимали возврат, и дело доходило до суда. А в судах единого мнения не было: вставал на сторону покупателя, нет.
Что изменилось. Теперь онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.
Теперь точно обязан принять:
К возврату есть требования, и они такие же, как для покупок в офлайн-бизнесе. Покупатель должен:
На что повлияли изменения. Скорее выиграли покупатели: если раньше магазин мог попробовать отказать, то теперь все предельно четко. Купил кольцо, не понравилось — можно вернуть. Это не значит, что у бизнеса нет права оспорить возврат, но сделать это будет сложнее.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
В правилах отсутствовало |
В ст. 26 закона «О защите прав потребителей» есть общее правило:
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования
45. При дистанционном способе продажи товара возврат транспортного средства надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки транспортного средства, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения транспортного средства у этого продавца.
51. При дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней у этого продавца
Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки
Как было. В законе ничего не было о том, что происходит после оформления заказа. Оплачиваешь курс, а в ответ тишина: то ли купил, то ли нет.
Что изменилось. Теперь после заказа бизнес обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях. Как подтверждать — решает компания: может по смс, может по почте. Главное — зафиксировать условия в оферте.
Что должно быть в подтверждении:
О других условиях можно рассказать в оферте, например:
На что повлияли изменения. В целом — ни на что. Бизнес и так присылал письма или смс в ответ на оформление заказа. Это способ убедиться, что с покупкой все в порядке, да и просто проявить внимание и заботу. Поэтому, по сути, закон закрепил устоявшуюся практику.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
В законе не было такого требования | 14. При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и (или) программы для электронных вычислительных машин продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. |
Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях
На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку
Как было. Допустим, курьер приехал в согласованное время, а покупатель не открыл дверь. Может, он спит, а может — уехал по срочным делам. Если клиент все еще хочет получить заказ, он сам оплачивает повторную доставку.
Что изменилось. По умолчанию, если покупатель сам виноват в том, что не получил заказ, он ничего не платит. Курьер не смог передать заказ — приезжает еще раз и за счет бизнеса.
При этом у бизнеса появилось право включить в оферту пункт об оплате повторной доставки. Но если дополнительное условие не прописано, требовать от покупателя денег нельзя.
На что повлияли изменения. Насколько я знаю, компании редко просили повторно оплатить доставку, потому что это риск потерять клиента. Поэтому на деле новое правило просто фиксирует устоявшуюся практику. Так что для бизнеса и покупателей мало что изменилось.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
24. В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара | 20. В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи |
Можно продавать БАДы
Как было. Санитарные правила и нормы запрещали продавать биологически активные добавки через интернет.
Что изменилось. Постановление главного санитарного врача утратило силу, и теперь можно торговать БАДами хоть через «Озон».
На что повлияли изменения. У бизнеса больше шансов заработать — все-таки еще одна ниша для онлайн-торговли.