интервенционный фонд что это
Государственный интервенционный фонд зерна, который был создан в РФ в начале нынешнего века, нуждается в перезагрузке и реставрации. Делать это следует с учетом новых реалий и не в ущерб рыночным механизмам, считают эксперты, опрошенные «Интерфаксом.
Как сообщалось, на совещании у президента РФ по вопросам АПК на минувшей неделе председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин предложил на базе интервенционного фонда создать фонд продовольственного зерна для обеспечения мукомольных предприятий. Причем, поясняя президенту эту идею, он сказал о возможности продажи мукомолам зерна по нерыночным ценам для того, «чтобы они могли существовать в условиях нормирования цен на конечную продукцию».
ОТКАЗЫВАТЬСЯ НЕ НАДО, НУЖНА ПЕРЕЗАГРУЗКА
По его словам, мукомолы нередко ощущают административное давление, «работают на очень низкой марже, если, конечно, она есть, и часто испытывают нехватку оборотных средств».
По его словам, хранителями государственного зерна должны быть крупные финансово устойчивые предприятия, предназначенные для длительного хранения зерна мощностью 100-300 тыс. тонн и его быстрой отгрузки. При этом он сослался на опыт Европы, в частности Франции, где ранее применялась именно такая практика.
В общем, отметил Павенский, в этой сфере необходимо четко отладить все механизмы, чтобы оперативно и эффективно влиять на ситуацию на рынке.
КАК РЕГУЛИРОВАТЬ ЦЕНЫ
НЕ МЕДЛИТЬ С РЕШЕНИЕМ
По его словам, следует также рассмотреть возможность распространения действующих субсидий на железнодорожные перевозки не только на зерно, приобретаемое у сельхозпроизводителей, но и на закупленное в интервенционном фонде для доставки из Сибири и с Урала в центральный и северо-западный регионы.
Как сообщалось, Минсельхоз РФ планирует проработать вопрос о создании на базе интервенционного фонда стабилизационного фонда зерна для поддержки мукомолов.
Результаты проведенных за последние годы биржевых торгов показывают, что основными участниками товарных интервенций были мукомолы. В ходе интервенций 2012/2013 сельхозгода мукомольную отрасль представляли 305 участников из 501, из 3,7 млн тонн проданного зерна они закупили почти 2,9 млн тонн. В интервенциях 2018/2019 сельхозгода участвовали 168 мукомолов из 290 участников торгов, они купили 1,143 млн тонн зерна из 1,439 млн тонн. В нынешних товарных интервенциях (начались 13 апреля) также участвуют в основном мукомолы.
Интервенционный фонд существует для проведения товарных и закупочных интервенций на рынке зерна.
Госагентом по распоряжению зерном интервенционного фонда является «Объединенная зерновая компания» (ОЗК).
Доброе утро
Что такое «зерновые интервенции»? Доброе утро. Фрагмент выпуска от 04.08.2016
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
В этом году рекордный урожай зерна — 110 миллионов тонн. Почти на треть больше, чем нужно всей стране. Предложение превышающее спрос обязательно отразится на ценах на зерно. «После уборки нового урожая объемы зерна увеличиваются, цены падают», — отметил Дмитрий Федюшин, заместитель директора департамента Министерства сельского хозяйства РФ.
Низкие цены — убыток для производителя. Прибыли не хватит на посев нового зерна, топлива для техники, зарплаты рабочим. Мелкие фермеры могут и вовсе разориться. Чтобы этого не случилось, государство проводит зерновые интервенции.
«Это инструмент регулирования рынка, который находится в распоряжении правительства, Минсельхоза в частности, — пояснил Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза. — Закупаются излишки, чтобы избавить от рыночного давления слишком большие объемы предложения и уравнять со спросом».
Выкупленное зерно хранится в особых хранилищах. Это своего рода резервный фонд. «В 2008-2009 году он доходил до 10 миллионов тонн. Эти объемы позволили при засухе в 2010 году обеспечить внутренние потребности РФ без привлечения импорта», — подчеркнул Дмитрий Федюшин.
В конце сезона, когда основной урожай распродан, и цены начинают расти, фермеры могут выкупить свое зерно по первоначальной стоимости. Чтобы продать его с выгодой. Так должно быть. Но механизм зерновых интервенций работает со сбоями. Например, цена, по которой государство выкупает излишки, порой слишком мала. И это несмотря на то, что в начале сезона устанавливается минимальная стоимость таких сделок.
Фермеру это будет на руку, если он захочет выкупить свое зерно в конце сезона. Приобретает по старой минимальной стоимости, а продать сможет по рыночной, которая уже выросла. Проблема в том, что сделать это он сможет только после особого постановления. «Сигнал по обратному выкупу Минсельхоз обычно затягивает, когда уже неинтересно становится выкупать интервенционный фонд», — пояснил Владимир Петриченко, директор аналитического агентства.
Виной всему юридические проволочки. Постановление может выйти вовремя, но его должны одобрить и в антимонопольной службе, и в правительстве. В Минсельхозе уверяют, что решения просчитывают заранее. Эксперты уверены, решить проблему интервенций можно. Достаточно установить минимальную гарантированную цену на выкуп зерна и разрешить фермерам выкупать свои излишки в любой удобный момент. Сейчас этот вопрос решается.
Интервенционный фонд зерна в РФ нужен, но его следует отреставрировать
Государственный интервенционный фонд зерна, который был создан в РФ в начале нынешнего века, нуждается в перезагрузке и реставрации. Делать это следует с учетом новых реалий и не в ущерб рыночным механизмам, считают эксперты, опрошенные «Интерфаксом.
Как сообщалось, на совещании у президента РФ по вопросам АПК на минувшей неделе председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин предложил на базе интервенционного фонда создать фонд продовольственного зерна для обеспечения мукомольных предприятий. Причем, поясняя президенту эту идею, он сказал о возможности продажи мукомолам зерна по нерыночным ценам для того, «чтобы они могли существовать в условиях нормирования цен на конечную продукцию».
Отказаться не надо, нужна перезагрузка
По его словам, мукомолы нередко ощущают административное давление, «работают на очень низкой марже, если, конечно, она есть, и часто испытывают нехватку оборотных средств».
По его словам, хранителями государственного зерна должны быть крупные финансово устойчивые предприятия, предназначенные для длительного хранения зерна мощностью 100-300 тыс. тонн и его быстрой отгрузки. При этом он сослался на опыт Европы, в частности Франции, где ранее применялась именно такая практика.
В общем, отметил Павенский, в этой сфере необходимо четко отладить все механизмы, чтобы оперативно и эффективно влиять на ситуацию на рынке.
Как регулировать цены
Не медлить с решением
По его словам, следует также рассмотреть возможность распространения действующих субсидий на железнодорожные перевозки не только на зерно, приобретаемое у сельхозпроизводителей, но и на закупленное в интервенционном фонде для доставки из Сибири и с Урала в центральный и северо-западный регионы.
Как сообщалось, Минсельхоз РФ планирует проработать вопрос о создании на базе интервенционного фонда стабилизационного фонда зерна для поддержки мукомолов.
Результаты проведенных за последние годы биржевых торгов показывают, что основными участниками товарных интервенций были мукомолы. В ходе интервенций 2012/2013 сельхозгода мукомольную отрасль представляли 305 участников из 501, из 3,7 млн тонн проданного зерна они закупили почти 2,9 млн тонн. В интервенциях 2018/2019 сельхозгода участвовали 168 мукомолов из 290 участников торгов, они купили 1,143 млн тонн зерна из 1,439 млн тонн. В нынешних товарных интервенциях (начались 13 апреля) также участвуют в основном мукомолы.
Интервенционный фонд существует для проведения товарных и закупочных интервенций на рынке зерна.
Госагентом по распоряжению зерном интервенционного фонда является «Объединенная зерновая компания» (ОЗК).
Культура сбыта
По планам минсельхоза, зерновые интервенции вкупе с установлением квоты на экспорт в размере 7 млн тонн должны были обеспечить необходимый объем зерна на внутреннем рынке и не допустить скачка цен на основные культуры и цен на конечную продукцию.
По данным Национального союза зернопроизводителей, в большинстве зернопроизводящих регионов страны наметилась стабилизация цен на зерно и ее разворот в сторону понижения. На прошлой неделе они снижались в южных регионах, а также Сибири, стабильными цены остались в Поволжье и на Урале. Немного росли цены лишь в Центральном федеральном округе.
Механизмы интервенций и экспортных квот будут работать и в новом сезоне, но будут модифицированы. По результатам совещания у президента России 20 мая 2020 года вместо интервенционного фонда предполагается создать стабилизационный фонд зерна, который, как считают в минсельхозе, «позволит обеспечить мукомольные предприятия продовольственным зерном по доступным ценам в периоды нестабильности».
А в механизм квотирования внесут корректировки, запрещающие неполное таможенное декларирование зерна. Действующие правила позволяют экспортерам заявлять в документах гораздо больший объем зерна, чем есть в наличии. В результате часть экспортеров, у которых есть зерно в наличии, не успевают оформить квоту документально, что приводит к простоям и убыткам. А те, кто успевает оформить документы, не могут закупить зерно и вынуждены возвращать квоту.
Впрочем, в «Опоре России» убеждены, что одна эта мера не сможет решить проблему полностью и предлагают дополнить ее фитосанитарным сертификатом. Он должен подтверждать, что продукция соответствует требованиям импортера.
Рост мировых цен на продовольствие: как интервенционные фонды спасут РФ от перепадов на рынке
Данкверт заявил об этом на ПМЭФ. Руководитель Россельхознадзора уточнил, что примеры подобного регулирования цен используются в таких странах, как США и Канада:
«Если государство регулирует рынок, тогда мы идем по пути Канады, где частичное регулирование идет на зерновые, молочные продукты, яйца и продукцию птицеводства. По социально значимым продуктам вполне можно использовать и американские методы, когда они держат, потом выбрасывают определенные виды продукции».
В России уже создан и используется интервенционный фонд для зерна. Объединенная зерновая компания, которая является государственным агентом, закупает зерно, когда оно дешевеет. Когда цены вырастают, государство может продавать зерно из фонда.
Экономист Никита Масленников рассказал «Журналистской правде» об интервенционных фондах как способе регулирования внутренних цен на социально значимые продукты в России.
«Данкверт подтвердил уже сложившийся вектор в сдерживании цен, сформированный в ходе действий правительства, которое отказывается от локальных соглашений, где велика доля административного начала, и делает упор на экономику предложения (баланс спроса будет более равновесный, и цены пойдут вниз). Это достигается и субсидированием, например, производителей подсолнечного масла и сахарного песка. Плюс выстраиваются таможенно-тарифные схемы регулирования, такие, например, работают по топливу.
Главное – это увеличение предложения, хотя возникают и точечные решения, которые необходимо принимать. Мы критически зависим от импорта куриных яиц, которые используются для производства вакцины. В куриный эмбрион подсаживается вирус, после сорока восьми часов вызревания из яйца делается прототип вакцины. У нас таких яиц нет, потому что они должны быть очищены особым образом от патогенных воздействий. Здесь уже товарными интервенциями ничего не сделаешь, нужны высокие технологии обработки яиц на птицефабриках.
Побочное, что можно использовать для регулирования цен, – делать выборки малоимущих граждан, которым требуются продовольственные дисконты, карты, скидки. Такой способ тоже работает во всем мире. Хотелось бы понимать, кому это необходимо предоставлять и каким образом будет производится компенсация. Дисконт всегда убыток для торговых сетей и производителей, которые обычно возмещает региональный бюджет.
Опыт товарных интервенций появился у России в 2010-е годы. Не слишком удачный. Арбидол, который закупали, так и не смогли реализовать в полном объеме. По зерну отчасти сработали. Товарные интервенции остаются способом сглаживания локальных пиков. Для этого нужно выяснять баланс спроса и предложения по всем критическим продуктам. Их достаточно много. С начала июня и до конца лета в России действует запрет на экспорт гречихи, чтобы понять, какой будет урожай. Если урожай будет ниже прошлогоднего, тогда придется притормаживать экспорт и, возможно, создавать интервенционный фонд по гречихе. Остается вопрос по зерну и по подсолнечному маслу. Пока непонятно, как пройдет уборочная компания, потому что погодные условия сдвинули на месяц позже сбор этих культур.
Интервенционный фонд по сахару создали, потому что продолжается дефицит сахарного песка на мировом рынке. Когда у нас начнется сезонный период заготовки всяких варений и компотов, потребуется огромное количество сахарного песка. Возникнет дефицит, и цены полезут вверх. Упреждающим образом резерв по сахару в России создан. Он достаточен, чтобы покрыть годовую потребность населения в сахарном песке.
По всем остальным продуктам нужно иметь в виду, что такая ситуация может возникнуть. Мы видим сигналы от аграрных товаропроизводителей, которые предупреждают, что может сократиться предложение, например, на рынке говядины.
Я не очень понял, почему господин Данкверт призвал к созданию интервенционного фонда по сыру. Мы закрываем значительный объем внутреннего рынка своим производством при имеющемся объеме производства молока. Но он абсолютно прав, что нужно иметь резерв по сухому молоку, которое является одним из базовых компонентов для продуктов всей молочной линейки.
Мировые цены только за апрель в годовом выражении по статистике ФАО выросли на 40%. Давление с внешних рынков продолжает оказывать серьезное влияние. Перспективы урожая, в целом, будут ниже, чем в прошлом году. Нужно смотреть, насколько это будет критично по отдельным культурам. Достаточно сложные погодные условия посевной компании сдвинули уборочную компанию на месяц.
Пока вся совокупность факторов указывает на высокую неопределенность ситуации для прогнозирования внутренних продовольственных цен на продукты даже на пару кварталов вперед. Поэтому нужно сохранять готовность по формированию интервенционных резервов».